О виде приветствия «ас-саляму ‘аля мани-ттаба’аль-худа»

В последнее время среди мусульман начал распространятся вид такого приветствия: «Мир тому, кто последовал прямым путем» (ас-саляму ‘аля мани-ттаба’аль-худа)

Нет никаких сомнений в том, что это ошибка, и что поступающий таким образом находится в одном из трех положений:
1. Либо он не знает положение этого вопроса;
2. Либо считает, что истине следует только он, а те, кого он приветствует так, не следуют ей;
3. Либо считает тех, к кому обращено это приветствие кафирами!

Такой вид приветствия не имеет основания в Исламе, кроме как в отношении кафиров. Таким выражением приветствовал пророк, да благословит его Аллах и приветствует, правителей кафиров, как Ираклий, Макаукис и др. когда посылал им послания! И по этой причине имам аль-Бухари назвал главу в своем «ас-Сахихе» 3/321, в которой привел этот хадис так: «Глава о том, кто следует писать людям Писания». И именно так понимали этот вопрос саляфы.

Му’мар рассказывал, что Катада говорил: «Приветствие людей Писания — это „ас-саляму ‘аля мани-ттаба’аль-худа!“» Абдур-Раззак 9841.

Что же касается мусульман, то такой вид приветствия по отношению к ним не дозволен!

Более того, Усама ибн Зайд рассказывал: «Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проходил мимо людей, среди которых были вместе мусульмане и иудеи, и он поприветствовал их!»

Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим, а имам ат-Тирмизи назвал главу, в которой привел этот хадис так: «Салям собранию, в котором находятся как мусульмане, так и другие» См. «аль-Джами’ ат-Тирмизи» 3/182.

Обратите внимание на то, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обычным салямом поприветствовал маджлис, в котором находились как мусульмане, так и кафиры! А что сказать о тех, кто приветствует мусульман приветствием, обращенным исключительно к кафирам?!

Но тот, кто дает салам обществу, среди которых как мусульмане, так и кафиры, должен иметь в намерении обращение своего салама только к мусульманам!

Шейх Абду-Ссалям ибн Барджис в своей известной книге «Ахкаму-ссалям» 36, посвященную всем положениям связанным в шариате с салямом, в главе о виде обсуждаемого приветствия писал: «Однако салам пророка, да благословит его Аллах и приветствует, к своим сподвижникам и их салам к нему был только „ас-Саляму алейкум уарахмату-ллахи уа баракатух“. Поэтому приветствие верующих между собой должно быть таким. А что касается вида приветствия „ас-саляму ‘аля мани-ттаба’аль-худа“, то он обращен только к неверным!»

Также этот вид салама приводит к замене узаконеного шариатом среди мусульман вида салама, что несомненно будет являться нововведением!

Спросили шейха Ибн Усаймина: «Каково постановление салама мусульманину таким выражением: „ас-саляму ‘аля мани-ттаба’аль-худа“? И как человек должен приветствовать людей, среди которых как мусульмане, так и неверные?»

Шейх ответил: «Не дозволено здороваться с мусульманином словами: „ас-саляму ‘аля мани-ттаба’аль-худа“, поскольку этот вид приветствия упомянул посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда писал не мусульманам! Брата мусульманина следует приветствовать словами: „ас-Саляму алейкум“! А что касается слов: „ас-саляму ‘аля мани-ттаба’аль-худа“, то смысл этого в том, что твой брат не следует прямым путем! Если же в группе находятся мусульман и христиане, то приветствуй их обычным саламом, но говоря „ас-Саляму алейкум“ следует подразумевать обращение к мусульманам!» См. «Фатауа Ибн Усаймин» № 15230.

Спросили шейха ‘Абдуль-Мухсин аль-‘Аббада: «Дозволено ли мусульманину, написавшему письмо своему брату мусульманину, завершать его словами «ас-саляму ‘аля мани-ттаба’аль-худа»?

Шейх ответил: «Это не правильно и этого нельзя делать! Это является приветствием кафиров! Нужно говорить: «ас-Саляму алейкум уарахматуЛлахи уа баракатух!» Сл. «Шарх Сунан ат-Тирмизи» № 386.

Источник: salaf-forum.ru