Можно ли добавлять что-либо к саламу после слов «уа баракатух»?

Небольшая информация по поводу салама с добавкой «уа магъфиратух». По этому вопросу было и есть известное и большое разногласие, можно ли добавлять что-либо к саламу после слов «уа баракатух».

В толковании к аяту: «Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым», имам аль-Къуртуби сказал: «Отвечать наилучшим — это сказать «уа алейка-ссалям уарахмату-Ллах» тому, кто сказал тебе «Саляму алейк». А если тебе скажут: «Саляму алейка уарахмату-Ллах», то ответить с добавкой «уа баракатух», и это конец (салама) и нет у него больше увеличения. Сказал Всевышний Аллах, обращаясь к благословенной семье (пророка Ибрахима): «Да пребудут над вами милость Аллаха (рахмату-Ллах) и благословение (уа баракатух), о обитатели дома!» (Худ 11: 73).

И многие саляфы и имамы порицали добавление чего-либо в саламе к словам «уа баракатух».

Передается, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб говорил: «Салам закончился на словах «уа баракатух»!» аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-иман». Хафиз Ибн Хаджар назвал всех передатчиков этого сообщения надежными. См. «Фатхуль-Бари» 6/11.

Также сообщается, что однажды один человек сказал Ибн ‘Умару: «Ассаляму алейка уа рахмату-Ллахи, уа баракатух, уаль-гъадият, уа-рраихат». Тогда Ибн ‘Умар сказал ему: «И тебе тысяча!», выражая как бы этому порицание. Малик 3/133. Данный иснад прерванный, как сказал шейх аль-Альбани, однако от Ибн ‘Умара передаются подобные сообщения и через другие иснады.

Также сообщается, что один человек сказал Ибн ‘Аббасу: «Ассаляму алейка уа рахмату-Ллахи, уа баракатух, уа магъфиратух, уа ридуанух» и еще что-то добавил, на что Ибн ‘Аббас сказал: «Что это за салам?!» И разгневался так, что его лицо покраснело, а затем сказал: «Поистине, Аллах установил для салама границы, и запретил то, что свыше этого!» после чего прочитал аят: «Да пребудут над вами милость Аллаха (рахмату-Ллах) и благословение (уа баракатух), о обитатели дома!» аль-Байхакъи в «Шуаб аль-иман» 6/455. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным.

Однако, некоторые имамы дозволяли добавлять к словам «уа баракатух», опираясь на аят и различные хадисы в данной главе. Как привел брат Джалиль выше, шейх Ибн аль-Къайим считал, что все эти хадисы слабые, а на счет шейха аль-Альбани, то тут очень спорный вопрос.

Так, в «ас-Сильсиля ас-сахиха» № 1449 шейх аль-Альбани приводил хадис от Зайд ибн Аркъама, который рассказывал: «Когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) приветствовал нас, мы отвечали: «Уа алейка-ссалям, уа рахмату-Ллахи уа баракатуху, уа магъфиратух»». аль-Бухари в «ат-Тарих» 1/330.

Шейх аль-Альбани там же говорит, что иснад хадиса хороший и все передатчики надежные.

Но потом было много разговоров о том, что шейх аль-Альбани отказался от того, что данный хадис достоверный и т.п. В «Сильсилятуль-худа уа-ннур» № 842, 1:07 можно послушать, что шейх аль-Альбани считает хадис с добавкой «уа магъфиратух» слабым, но усиливает подобные хадисы аятом Корана: «Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым».

Также от него передали об этом, что он отказался от достоверности этой версии хадиса, но остался на дозволенности добавления к саламу свыше слов «уа баракатух» — шейх Машхур, шейх ‘Али аль-Халяби и Абу Исхакъ аль-Хууайни.

А шейх ‘Абду-Ссалям ибн Барджис в своей книге «Ахкаму-ссалям», разъясняя то, что добавлять сверх слов «уа баракатух» нельзя, в сноске писал: «У уважаемого шейха и имама Мухаммада Насыруддина аль-Альбани — да хранит его Аллах — есть слова относительно достоверности этого хадиса в третьем томе «ас-Сильсиля ас-сахиха», основанное на том, что передатчик Мухаммад — это Абу Са’ид аль-Ансари. Это не было сделано на убежденности шейха, но было решено так по косвенным причинам. Однако явно то, что этот Мухаммад — это Ибн Хумайд, как об этом говорил аль-Байхакъи, так как его версия этого хадиса и версия аль-Бухари в «ат-Тарих» является одной».

Но даже если это и так на самом деле, и шейх аль-Альбани отказался от того, что данный хадис является достоверным, он считал их достоверными в совокупности, и усиливал это мнение исходя из мнения некоторых саляфов, которые опирались на аят: «Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым».

Кстати, разбирая этот же вопрос, про добавления к словам «уа баракатух» чего-либо, и приведя подобные упомянутому хадису, хафиз Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари» 11/7 писал: «И эти слабые хадисы усиливают друг друга и указывают на правомочность добавления сверх слов «уа баракатух»».

Сообщается, что когда сподвижник Зайд ибн Сабит писал письмо халифу Му’ауие, в заключении он говорил: «И саляму алейка, о амир-правоверных, уа рахмату-Ллахи уа баракатуху, уа магъфиратух!» аль-Бухари в «аль-Адаб аль-муфрад» 1131. Шейх аль-Альбани назвал иснад хорошим.

Также шейх аль-Альбани в «ас-Сильсиля ад-да’ифа» 11/724 приводит сообщение от Ибн ‘Умара, что когда его приветствовали, он отвечал на салам и добавлял, и говорил: «Ассаляму алейкум, уа рахмату-Ллахи уа баракатух, уа тайбу саляуатих». См. «аль-Адаб аль-Муфрад» 1016.

Более того, для пользы еще хотел упомянуть, что недавно наткнулся на опровержение брата Абу Сухайба аль-Миншауи — ученика шейха Басима аль-Джауабры, тем, кто считал, что шейх аль-Альбани отказался от достоверности упоминавшегося хадиса, в котором говорится о добавке «уа магъфиратух». Он опирается на слова шейха аль-Альбани, которые он говорит в «ас-Сильсиля ад-да’ифа» под хадисом № 5433.

Там шейх аль-Альбани упоминает рассматриваемый хадис из «ас-Сильсиля ас-сахиха» № 1449 и говорит в процессе его обсуждения, что тот передатчик Мухаммад — это не Ибн Хумайд: «Этот хадис не из его передачи, наоборот, это от Мухаммада ибн Са’ида ибн аль-Асбахани, как я об этом упоминал там (в «ас-Сильсиля ас-сахиха»), в отличии от того, что написал мне один из уважаемых ищущих знание, утверждая, что это Мухаммад ибн Хумайд, без какого-либо довода».

После этого брат Абу Сухайб сказал, что это последние слова шейха аль-Альбани об этом хадисе, поскольку он написал сборник «ас-Сильсиля ад-да’ифа» после сборника «ас-Сильсиля ас-сахиха», и что нет никаких указаний от шейха, что он отказался от достоверности данного хадиса.

Но даже если этот хадис и слабый, то как сказал Ибн Хаджар (11/7) они усиливают друг друга, плюс к этому следует добавлять и слова сподвижников, приветствовавших так, как например Зайд ибн Сабит.

Также и имам аш-Шаукани в толковании аята: «Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым» писал, что нет проблем добавлять к саламу такие слова, как «уа мардатух, уа тахиятух» и т.п. См. «Фатхуль-Къадир» 1/493.

И еще, что касается добавления чего-либо к словам «уа баракатух» в саламе, то шейх аль-Альбани говорил, что не следует начинать приветствие превышая слова «уа баракатух», тогда как отвечать свыше этого нет проблем. И он говорил, что порицание превышать слова «уа баракатух» в сообщениях Ибн ‘Аббаса и Ибн ‘Умара касалось именно тех, кто начинал салам таким способом, а не отвечал.

Однако, все же следует отметить, что большинство ранних имамов запрещали добавлять что-либо к словам «уа баракатух», будь это началом приветствия или ответом. И это запрещали большинство ханафитов, маликитов, шафиитов и ханбалитов. Более того, среди них были те, кто считал добавления чего-либо к словам «уа баракатух» нововведением, поскольку считали, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не добавлял никогда к этим словам ничего, и что если открыть в саламе дверь того, что можно добавлять опираясь на обобщенный аят любые фразы, то это приведет в последствии и к открытию дверей в нововведении в любых словах поминания Аллаха, узаконенных в Сунне! Имам-маликит Абуль-Хасан аль-‘Адауи, упомянув асар от Ибн ‘Аббаса, что приводился выше, сказал: «И на этом были ограничены деяния наших саляфов и халяфов, и добавление чего-либо к саламу является крайностью и нововведением!» См. «Кифая ат-талиб» 2/436.

Хадис Зайд ибн Аркъама: «Когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) приветствовал нас, мы отвечали: «Уа алейка-ссалям, уа рахмату-Ллахи уа баракатуху, уа магъфиратух»», то уж больно запутан его иснад, тем более многие имамы сказали о его слабости, в частности Ибн аль-Къайим и Ибн Хаджар, да и от аль-Альбани не однозначно передается постановление в отношении него.

Аасар от Ибн ‘Умара, что он отвечал на салам с добавкой, сам же шейх аль-Альбани назвал слабым в «Да’иф аль-адаб аль-муфрад» 1016.

А на асар от Зайд ибн Сабита, который говорил в письме к Му’ауие: «Саляму алейка, о амир-правоверных, уа рахмату-Ллахи уа баракатуху, уа магъфиратух» сторонники недозволенности говорят, что он достоверный, однако эти слова понимаются, как ду’а за халифа мусульман, а не как продолжение салама.

Но кто братья будет опираться на обсуждаемый хадис: «Когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) приветствовал нас, мы отвечали: «Уа алейка-ссалям, уа рахмату-Ллахи уа баракатуху, уа магъфиратух»», то наверное все же лучше не увеличивать свыше слов: «уа магъфиратух» и не начинать с них, а только отвечать так.

Уа-Ллаху а’лям.