Положение мусульманина, умершего в состоянии опьянения

Вопрос: ассаламу аллейкум! Если человек умер в состояние опьянения (является ли это смертью на куфре)?

Ответ: Уа алейкум салям брат
Употребление одурманивающего является одним из числа величайших грехов в Исламе, относительно которого есть множество устрашающих текстов!

Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Собрались после смерти пророка (мир ему и благословение Аллаха) Абу Бакр ас-Сыддыкъ, Умар ибн аль-Хаттаб и другие люди из числа сподвижников, и стали обсуждать какой грех является самым большим. Но у них не было знания об этом, и они послали меня к Абдуллаху ибн Амру ибн аль-Асу, чтобы я спросил его об этом. Он сообщил мне, что самый великий грех – это употребление вина. После этого я вернулся к ним и сообщил им об этом. Но они возразили этому и направились к нему все вместе. Тогда Абдуллах сообщил им, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, один правитель из числа сынов исраиля принудил одного человека сделать выбор между питьем вина, убийством ребенка, прелюбодеянием или поеданием свинины, а в случае отказа убьет его. И тот человек выбрал питье вина, после чего не удержался ни от чего, что требовали совершить от него». И посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) тогда сказал нам: «Кто бы не выпил вино, не будет принята от него молитва в течении сорока ночей. И если он умрет в то время, когда в его мочевом пузыре осталось что-то из вина, то Рай обязательно станет для него запретным! И если он умрет в эти сорок ночей, то умрет смертью джахилии!» аль-Хаким 4/163, ат-Табарани в «аль-Аусат» 357, Ибн Аби ‘Асым в «аль-Ахад» 810. Хафиз аль-Мунзири и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” № 2695.

От Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если человек умрет пьяницей, то он встретит Аллаха как идолопоклонник!» Ахмад 2/272. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса. См. «Сахих аль-джами’» № 6549.

От Умм ад-Дарды сообщается (да будет доволен ею Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тем, кто выпьет вино, Аллах не будет доволен в течении сорока дней. А если он умрет в таком состоянии, то умрет кафиром!» Абу Я’ля 4/273, ат-Табарани в «аль-Кабир» 428, аль-Хатыб 1/360. Имам Абуль-Къасим аш-Шайбани и имам аль-Хатыб аль-Багъдади назвали иснад хадиса хорошим. См. “аль-Фауаид” 46, “аль-Мууаддах” 1/360.

Таким же образом относились к этому великому греху и сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) после него! Ну’ман ибн Аби ‘Ийяш рассказывал: “Однажды я послал к ‘Абдуллаху ибн ‘Умару с тем, чтобы узнать о самом великом грехе, и он сказал: «Вино! Поистине, тот, кто выпьет вино, не будет принята от него молитва семь раз, а если он опьянеет, то не будет принята молитва от него в течении сорока дней. Если же он умрет в это время, то умрет смертью джахилии!»” Ибн Аби Шайба 5/99. Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр подтвердил достоверность. См. “аль-Истизкар” 24/309.

Хайсама рассказывал: “Я сидел с ‘Абдуллах ибн ‘Амром и речь зашла за тяжкие грехи, а потом упомянули вино, словно один человек относя к нему с пренебрежением. И тогда ‘Абдуллах сказал: «Кто бы ни выпил вино днем, он станет мушриком до вечера!»” Ибн Аби Шайба 5/99. Иснад достоверный.

Однако эти тексты не указывают на то, что пьяница или умерший пьяным становятся неверными, если были до этого мусульманами. Нет. Эти хадисы и слова сподвижников являются устрашением и указанием на тяжесть этого греха, дабы удержать от него мусульман. В шариате часто многие тяжкие грехи именуются куфром (неверием), тогда как речь не идет о большом неверии, выводящем из Ислама. В качестве примера можно вспомнить известный хадис: «Не становитесь после меня неверными, которые будут рубить друг другу головы».

Или хадис: «Кто совокупился с женщиной во время месячных или в зад или пришел к предсказателю, тот проявил неверие по отношению к тому, с чем был послан Мухаммад!»

Что же касается упомянутых выше хадисов о пьяницах, то именно так и их разъясняли имамы, что речь идет либо об устрашении, либо о том, кто пил вино, считая его дозволенным, так как дозволение запретного, является неверием! Имам Ибн Хиббан о хадисе: «Если человек умрет пьяницей, то он встретит Аллаха как идолопоклонник!» сказал: “Смысл этого хадиса о том, кто встретил Аллаха, будучи пьяницей, считавшим дозволенным питье вина”. См. “Сахих Ибн Хиббан” 12/168.

Имам ар-Рафи’и о хадисе: «А если он умрет в таком состоянии, то умрет кафиром!» сказал: “Пьющий вино был уподоблен неверному из-за сурового наказания, которое ожидает их”. См. “ат-Тадуин” 1/110.

Читается ли молитва-джаназа за таким человеком?

Над любым мусульманином можно читать джаназа-намаз, даже если он совершал тяжкие грехи. Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Мусульмане единогласны в том, что нельзя оставлять совершение молитвы джаназа над грешными мусульманами, даже если они совершали великие грехи (кабаир)!” См. “аль-Истизкар” 7/238».

Однако есть случаи, когда за тех, кто совершал тяжкие грехи открыто не совершается джаназа-намаз имамами, знающими или влиятельными мусульманами, чтобы это послужило уроком для других. И довод этому то, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не совершал джаназа-намаз над самоубийцей, должниками, теми, о ком отзывались плохо и т.п.

Но обычные мусульмане делают джаназа за грешного мусульманина. Имам Ахмад говорил: “Над самоубийцей имам не совершает молитву, но это делают другие мусульмане”. См. “Задуль-ма’ад” 1/515.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Если кто-то не встал на молитву за одного из них (должника, самоубийцу и т.п.), для того, чтобы это было уроком для других людей, то в этом есть благо. Но если вместе с этим он обратится с мольбой для них про себя, то он совершит два благих деяния”. См. “аль-Ихтиярат” 52.