Обмывание умершего и заварачивание его в саван

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:

О великом достоинстве того, кто омыл умершего мусульманина, завернул его в саван, выкопал ему могилу и похоронил его
Со слов Абу Рафи’а (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Того, кто обмоет покойного, скрыв от других то, что он узнал о нем, Аллах простит сорок раз. Того, кто завернул покойного в саван, Аллах оденет в Судный день в райские, шелковые одеяния из атласа и парчи. А того, кто выкопал яму для умершего (мусульманина) и уложив его в нее, закопал, Аллах зачтет ему за это такую награду, как за построение дома для нуждающегося, в котором бы он прожил до Судного дня». В другой версии этого хадиса сказано: «Того, кто обмоет покойного, скрыв от других то, что он узнал о нем, Аллах простит сорок больших грехов». аль-Хаким 10516, аль-Байхакъи 3/395. Имам аль-Хаким, имам аз-Захаби и шейх аль-Альбани назвали хадис достоверным. Хафиз аль-Мунзири и хафиз аль-Хайсами сказали, что на всех передатчиков этого хадиса опирались в «ас-Сахих». А хафиз Ибн Хаджар назвал иснад хадиса сильным. См. “Маджма’у-ззауаид” 3/21, “ад-Дирая” 140, “Ахкамуль-джанаиз” 69.

Шейх аль-Альбани говорил, что тот, кто искупал умершего мусульманина и завернул его в саван, получит великую награду от Аллаха, но при наличии двух условий:

1. Он должен утаить все, что узнает о мертвом во время купания. Это касается именно плохого, тогда как хорошие следы, как приятный вид лица и т.п. не запрещено рассказывать.

2. Он должен стремиться тем самым к довольству Аллаха, не желая благодарности от людей, или ради какой-либо платы, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах не принимает никаких деяний, кроме тех, которые совершаются искренне и только ради Него». ан-Насаи 3140. Хафиз аль-Мунзири и шейх аль-Альбани назвали иснад хадиса хорошим.

Обмывание умершего

Омыть умершего мусульманина, является обязательным
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил о том, кто умер во время Хаджа: «Обмойте его водой с сидром и заверните тело в два куска ткани». аль-Бухари 1265, Муслим 2/865.

Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал, когда умерла его дочь Зайнаб: «Обмойте ее трижды, или пять раз, или более того, если посчитаете нужным». аль-Бухари 1254-1255, Муслим 2/648-649.

Эти хадисы указывают на обязательность обмывания умершего мусульманина. См. “Ахкамуль-джанаиз” 64.

В этом отношении все мусульмане одинаковы по положению, будь это свободные или рабы, будь они мужского пола или женского, будь это дети или взрослые. Исключением являются шахиды, погибшие в сражении с неверными, которых не следует омывать. См. “Сахих фикъху-Ссунна” 1/618.

Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Шахидов, павших в битве при Ухуде не омывали и не заворачивали (в саван), а хоронили их окровавленными, не совершая над ними молитву”. Абу Дауд 3135, аль-Байхакъи 4/10. Имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность.

Шахида не следует купать, даже если он до момента гибели был в состоянии осквернения (без гъусуля). ‘Абдуллах ибн аз-Зубайир рассказывал, что когда в битве при Ухуде был убит Ханзаля ибн Аби ‘Амир, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, вашего друга искупали ангелы. Спросите его жену об этом». Его жена сказала, что он вышел без полного омовения, когда услышал призыв. И посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поэтому его искупали ангелы». аль-Хаким 3/204, аль-Байхакъи 4/15. Имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани назвали иснад хадиса хорошим.

Что касается тех, кто умер смертью шахида не на поле боя, а как скажем: утонувший, умерший от болезней живота и т.п. причинам, названным в Исламе шахидством, то их следует купать и хоронить как и остальных мусульман. См. “аль-Мугъни” 2/536.

Если у женщины произошел выкидыш плода до четырех месяцев, то плод не купают. Если же выкидыш произошел после того, как плод достиг четырех месяцев, то это уже полноценный человек, в котором есть душа, и с ним поступают так, как и с ребенком. См. “аль-Мугъни” 2/522, «аль-Маджму’» 5/265.

Что же касается неверного, то большинство ученых считали, что его не омывают, а просто закапывают. А шафииты считали, что неверного можно искупать кому-либо из его близких родственников, но не обязательно. См. “аль-Умм” 1/235.

‘Али ибн Аби Талиб рассказывал: “Когда Абу Талиб умер, я пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: “Поистине, твой заблудший дядя Абу Талиб умер, кто его закопает?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ступай и закопай его»”. Ахмад 807, ан-Насаи 1/110, Абу Дауд 9/32. Шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Приведя этот хадис в своем сборнике, имам аль-Байхакъи назвал главу следующим образом: «Мусульманин купает своего умершего родного из числа многобожников, сопровождает его носилки и закапывает его, но не совершает над ним молитву».

Однако шейх аль-Альбани возразил на этот вывод и сказал, что в этом хадисе нет указания на купание неверного. См. “Ахкамуль-джанаиз” 171.

Таким образом, лучше не купать неверного, из-за отсутствия ясного довода на дозволенность этого.

Кто имеет больше права на купание умершего?
Больше всего имеет право на то, чтобы омыть умершего и провести остальные обряды похорон (кроме молитвы-джаназа) его родные, так как ‘Али ибн Аби Талиб (да будет доволен ею Аллах) рассказывал, что именно он омыл посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). аль-Хаким 1/362, аль-Байхакъи 3/388. Достоверность подтвердил шейх аль-Альбани.

‘Амир аш-Ша’би рассказывал: “Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) после его смерти искупали ‘Али, аль-Фадль и Усама ибн Зайд, и они же опустили его в могилу. И Мархаб мне рассказал, что с ними был также ‘Абдур-Рахман ибн ‘Ауф. Когда же ‘Али закончил, он сказал: «Поистине, хоронят человека члены его семьи»”. Абу Дауд 3209, аль-Байхакъи 4/53. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.

Однако если за обмывание умершего возьмется кто-либо иной из мусульман, или же родные умершего поручат это кому-либо другому, то нет в этом никаких проблем, так как сообщается, что дочь посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) после смерти искупала Умм ‘Атыйя. См. “Сахих фикъху-Ссунна” 1/620.

Может ли муж искупать жену, а жена мужа?
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал ей: «Если бы ты умерла раньше меня, то я искупал бы тебя, завернул бы тебя, совершил бы молитву над тобой и похоронил бы тебя». Ахмад 6/228, Ибн Маджах 1465, Абу Я’ля 4579. Имам Ибн Хиббан, хафиз аль-Бусайри и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

В этом хадисе также содержится указание на последовательность обрядов джаназа.

Асма бинт ‘Умайс (да будет доволен ею Аллах) сказала: “Поистине, Фатима (дочь пророка (мир ему и благословение Аллаха) завещала, чтобы ее после смерти искупал ‘Али”. ад-Даракъутни 2/79, аль-Хаким 3/163. Хафиз Ибн Хаджар и имам аш-Шаукани назвали иснад хорошим.

Сообщается, от ‘Абдуллаха ибн Абу Бакра (да будет доволен Аллах ими обоими), что когда скончался Абу Бакр, его искупала его жена Асма бинт ‘Умайс, после чего она вышла и спросила у присутствующих мухаджиров: “Я сегодня соблюдаю пост, и сегодня холодно, так обязательно ли мне искупаться?” Они ответили: “Нет”. Малик 1/194.

Может ли мужчина искупать свою умершую дочь?
Правильным является то, что женщину следует купать женщине, как это делали женщины во времена саляфов. Однако если нет женщин, или же те женщины, которые есть, не смогут омыть умершую должным образом, то нет никаких проблем в том, чтобы отец омыл свою дочь, поскольку дочь в вопросах уединения и аурата по отношению к отцу подобна мужчине. См. “Сахих фикъху-Ссунна” 1/621.

Абу Хашим рассказывал: “Абу Къиляба омыл свою умершую дочь”. Ибн Аби Шайба 3/251. Иснад достоверный.
И этого мнения придерживались аль-Ауза’и, Малик и аш-Шафи’и.

Может ли женщина искупать мальчика?
Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Ученые единогласны в том, что женщина может искупать маленького мальчика”. См. “аль-Мугъни” 2/455.

Что делать, если умер мужчина среди женщин или женщина среди мужчин?
Имам Малик сказал: “Ученые говорили, что если умерла женщина, и нет женщин, которые омыли бы ее, или нет ее близких родственников, то ей должны сделать таяммум”. См. “аль-Мууатта” 1/195.

Также дело обстоит и с мужчиной, и на это указывает хадис мурсаль (прерванный), в котором сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если умер мужчина среди женщин или женщина среди мужчин, то им следует сделать таяммум и похоронить, и они подобны по положению тем, кто не смог найти воды». Ибн Аби Шайба 3/413.

Этот хадис слабый, но его усиливает также хадис, который передал Синан ибн Гъарфа, который был сподвижником, что когда пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили о женщине, скончавшейся среди мужчин не махрамов для нее, он ответил: «Ей совершают таяммум и не купают. Также поступают и с мужчиной». аль-Байхакъи 3/398.

Как следует обмывать умершего

Умм ‘Атыйя (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Когда умерла дочь посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), он зашел к нам и сказал: «Обмойте ее трижды, или пять раз, или более того, если посчитаете нужным, водой и сидром (ююбой), а когда будете делать это в последний раз, используйте камфару (или) немного камфары, и дайте мне знать, когда закончите». Закончив омывать ее тело, мы сообщили ему об этом, а он дал нам свой изар и сказал: «Заверните ее в это». Умм ‘Атыййа также рассказывала, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Начинайте обмывать тело с правой стороны и с тех частей, которые необходимо обмыть при омовении». Кроме того, Умм ‘Атыйя также рассказывала: “И мы расчесали ей волосы, заплетя их в три косы”. аль-Бухари 1254-1255, Муслим 2/648-649.

Этот хадис является самым главным в главе об обмывании умершего.

Раздеть умершего перед купанием и накрыть аурат
‘Аиша рассказывала: “Когда пророка (мир ему и благословение Аллаха) желали искупать (после смерти), люди сказали: «Клянемся Аллахом, мы не знаем, раздевать посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) так, как мы раздеваем при купании наших умерших или же купать его в его одежде!»” Ахмад 6/267, Абу Дауд 3141, аль-Хаким 3/59. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.

В этом хадисе указание на то, что саляфы раздевали умерших при купании.

Однако следует покрыть аурат умершего, исходя из общих слов посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Пусть мужчина не смотрит на аурат мужчины и пусть женщина не смотрит на аурат женщины». Муслим 338.

Ауарат мужчины – от пупка до колен, а аурат женщины, между женщинами согласно самому правильному мнению – это все тело, кроме головы, шеи, рук и ног до середины голеней. См. “аль-Хидая шарх аль-бидая” 4/85.

Одежду с умершего следует снять после накрытия его аурата.

Что же касается маленьких детей, то их аурат покрывать не следует, и мужчина может искупать маленькую девочку, и женщина может искупать маленького мальчика.

Об аккуратности и мягкости в обращении с телом мусульманина
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сообщила, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сломать кость мертвому равнозначно тому, что сломать ее и живому». Абу Дауд 3207, Ибн Маджах 1616. Имам ан-Науауи, хафиз Ибн аль-Къаттан и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

В этом хадисе указание на то, что неприкосновенность мертвого мусульманина, подобна живому!

Омывая умершего, следует начинать с правой стороны и мест совершения малого омовения
И об этом слова пророка (мир ему и благословение Аллаха) в упомянутом хадисе Умм Атыйи: «Начинайте обмывать тело с правой стороны и с тех частей, которые необходимо обмыть при омовении». аль-Бухари 1254-1255, Муслим 2/648-649.

О дозволенности использования вместе с водой, чистящие средства, как мыло или шампунь
И об этом слова пророка (мир ему и благословение Аллаха) сказавшего: «Обмойте ее водой и сидром (ююбой)». аль-Бухари 1254-1255, Муслим 2/648-649.

Распустить косички женщины, а затем после обмывание снова их собрать
Умм ‘Атыйя рассказывала: “Мы распустили косички дочери пророка (мир ему и благословение Аллаха), затем помыли и заплели в три косички”. аль-Бухари 1260.

Омыть покойного нечетное количество раз, увеличивая число обмывания при необходимости
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Обмойте ее трижды, или пять раз, или более того, если посчитаете нужным». аль-Бухари 1254-1255, Муслим 2/648-649.

И обмывая тело, следует почистить голову и лицо, потом следует повернуть мертвого на левый бок и аккуратно почистить его правую сторону. Затем наоборот, повернув на правый бок, почистить его левую сторону. Поворачивая тело нужно следить, чтобы покрывало, покрывающее аурат, не спадало.

При мытье умершего могут присутствовать и помощники, однако не следует, чтобы присутствовало людей больше, чем необходимо.

Умастить после купания тело умершего благовонием
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда будете делать омывать в последний раз, используйте камфару». аль-Бухари 1254-1255, Муслим 2/648-649.

Джабир рассказывал: “Когда умер один человек, мы искупали его, завернули в саван, умастили благовониями, и положили для посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) на место стояния Джибриля, где совершалась молитва-джаназа”. аль-Хаким 2/58, аль-Байхакъи 6/74. Шейх аль-Альбани назвал иснад хорошим.

Желательно ли подстригать ногти умершего, укорачивать усы, или удалять волосы с тела?
В этом вопросе среди ученых есть два мнения. Одни сказали, что умершему следует делать то, что и живому из того, что связано с удалением грязи. Абу Къиляба рассказывал: “Однажды Са’д (ибн Аби Уаккъас) купал умершего и послал за бритвой, после чего побрил его”. Ибн Аби Шайба 3/247.

Другие же ученые считали, что после смерти человека не следует что-либо удалять с его тела.
Однако лучшим мнением является то, что нет проблем удалить с тела умершего то, что придает ему безобразный вид, как торчащие усы, длинные ногти и т.п. См. “Сахих фикъху-Ссунна” 1/626.

Некоторые вопросы, имеющие отношение к обмыванию умершего
— Места аурата следует мыть левой рукой, просунув ее под покрывало.
— После завершения купания следует вытереть тело насухо.
— Купание, как мужчин, так и женщин происходит одинаково, разве что женщине следует заплести волосы в три косы, как об этом передала Умм ‘Атыйя.
— Нет никаких проблем в том, чтобы женщина, у которой месячные купала как женщин, так и своего мужа.
— Если нет воды, то покойному следует сделать таяммум (ударив один раз о землю руками, протереть ему лицо и кисти рук).
— Также следует сделать таямум тому, кого невозможно искупать, например сгоревшему.
— Имамы аш-Шафи’и и Ахмад (да смилуется над ними Аллах) считали, что если сохранилась даже незначительная часть тела, то ее необходимо обмыть и совершить джаназа. См. “аль-Уиджаза фи туджаххиз аль-джаназа” 59-66.

О желательности искупаться тому, кто искупал умершего
Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто искупал умершего, то пусть искупается сам, а кто нес носилки пусть совершит омовение». Абу Дауд 3161, аль-Байхакъи 1/303. Хафиз Ибн аль-Къаттан и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Однако это повеление пророка (мир ему и благословение Аллаха) не является обязательным, а является желательным, что объясняется другими преданиями. От Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет на вас обязанности совершать полное омовение после купания мертвого, ибо ваши мертвые не являются нечистыми, и вам достаточно вымыть ваши руки». аль-Хаким 1/386, аль-Байхакъи 3/398. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад хадиса хорошим.

Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) говорил: “Когда мы купали наших мертвых, кто желал, совершал полное омовение, а кто не желал, не совершал его”. ад-Даракъутни 191, аль-Хатыб 5/424. Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани назвали иснад достоверным.
Имам аль-Хаттаби говорил: “Я не знаю кого-либо из факъихов, кто обязывал бы совершать гъусль тому, кто искупал умершего или омовение тому, кто нес умершего. Поэтому веление в этом хадисе можно отнести к желательному”. См. «‘Аунуль-Ма’буд» 8/438.

Заворачивание умершего в саван

Заворачивание умершего является обязательным
Искупав умершего, его тело необходимо завернуть в саван (материю, ткань), дабы скрыть его аурат. И велений на это в Сунне много:
От Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что когда один человек умер в состоянии ихрама, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Обмойте его водой с сидром и заверните тело в два куска ткани» аль-Бухари 1265, Муслим 2/865.

Хаббаб ибн аль-Арат (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Когда Мус’аб ибн ‘Умайир был убит в день битвы при Ухуде, у нас не нашлось в качестве савана ничего, кроме его плаща. Однако, когда мы покрывали им голову, неприкрытыми оставались ноги, когда же мы покрывали им ноги, то неприкрытой оставалась голова, и тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел нам прикрыть его голову, а на ноги набросать душистого тростника”. аль-Бухари 1276, Муслим 2/649.

О том, что человек может приготовить себе саван еще при жизни
Сахль ибн Са’д (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Как-то раз одна женщина принесла в подарок пророку (мир ему и благословение Аллаха) окантованный тканый плащ и сказала: “Я соткала этот плащ своими руками и пришла сюда, чтобы надеть его на тебя”, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) взял ее, поскольку нуждался в нем, а потом он вышел к нам, надев его на себя, как надевают изар. Один человек принялся хвалить плащ и сказал: “Как он красив! Надень его на меня”. Услышав это, люди сказали: “Нехорошо ты поступил, ведь пророк (мир ему и благословение Аллаха) надел его, поскольку нуждался в нем, а потом ты обратился к нему с этой просьбой, зная о том, что он никому не отказывает!” Этот человек сказал: “Клянусь Аллахом, я попросил его дать мне этот плащ не для того, чтобы носить его, а только для того, чтобы он послужил мне саваном!” И впоследствии этот плащ действительно послужил ему саваном”. аль-Бухари 1277.

О том, что умершего следует заворачивать наилучшим образом
Джабир ибн ‘Абдуллах (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда кто-либо из вас заворачивает своего брата (в саван), то пусть делает это хорошо!» Муслим 943.

Ученые говорили, что «хорошее заворачивание умершего» подразумевает то, чтобы материал был чистым, плотным и покрывал все тело. И этот хадис не указывает на желательность проявления излишества в дороговизне материала, его многочисленности и т.п. См. “Ахкамуль-джанаиз” 77.

О том, что не следует проявлять излишество в саване
Шейх Сыддыкъ Хасан Хан говорил: “Многочисленность материи для савана и излишество в его цене, не является похвальным деянием! Если на такое деяние нет указание в шариате, то оно является пустой тратой имущества, поскольку умерший не извлекает от нее пользы, и от нее пользы не будет и живым. И да помилует Аллаха Абу Бакра, который сказал: «Поистине, живой больше достоин нового!»” См. “ар-Раудату-нндийя” 1/165.

Во что следует заворачивать мужчин?
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Тело посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) завернули в три куска белой йеменской хлопковой ткани из Сахуля, и не было среди этого ни рубахи, ни чалмы”. аль-Бухари 1264, Муслим 2/649.

Из этого хадиса извлекается множество польз, а именно:

Желательность заворачивания умершего в ткань белого цвета. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Надевайте белые одежды! Пусть надевают их ваши живые и заворачивайте в них ваших умерших, ибо поистине, белая одежда наилучшая из одежд!» Ахмад 5/12, ан-Насаи 4/34, аль-Хаким 4/206. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, аль-Хаким, аз-Захаби и шейх аль-Альбани.

Чтобы ткань была их хлопка.

Чтобы мужчину заворачивали в три куска материи.

Чтобы не было на нем рубахи и чалмы. Однако если похоронить умершего в длинной рубахе (къамис), то нет в этом проблем. Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Когда ‘Абдуллах ибн Убай умер, его сын пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: «О посланник Аллаха, дай мне свою рубаху, чтобы я завернул в нее тело отца”. аль-Бухари 1269, Муслим 2774.

Во что заворачивают женщин?
Женщин следует заворачивать так же, как и мужчин, поскольку нет никаких указаний на различие в этом между ними, кроме одного слабого хадиса, в котором со слов Лейли бинт Къаиф сообщается, что Умм Кульсум – дочь пророка (мир ему и благословение Аллаха) после смерти завернули в пять одеяний. Этот хадис приводит Абу Дауд 3157, и в его иснаде неизвестный передатчик по имени Нух ибн Хакам, как сообщил это хафиз Ибн Хаджар и др. Также в этом хадисе есть и другая проблема, которую разъяснил хафиз аз-Зайля’и. См. “Насб ар-райя” 2/257.

Но, тем не менее, большинство имамов считали желательным, заворачивать женщину в пять одеяний, и при этом они опирались на поступки некоторых саляфов. См. “аль-Мугъни” 2/172.

Что касается того, можно ли женщину заворачивать в шелковую материю или нет, то это дозволено, поскольку шелк дозволен им при жизни. Однако этого не следует делать по причине того, что это является расточительством и пустой тратой денег. См. «аль-Маджму’» 5/197.

Способ заворачивания в саван
Следует положить три ткани, одну на другую, затем положить на них покрытого умершего. Потом следует взять верхний саван с левой стороны и натянуть на правую сторону, затем правую сторону на левую. Также следует поступать со вторым и третьим саваном. Можно также разрезав первую ткань, сделав что-то вроде рубахи, продеть ее через голову покойного. Следует сделать так, чтобы у головы оставалось больше ткани, чем у ног. Затем следует завернуть ткань у головы и у ног, и завязать ее маленькими поясами из ткани, чтобы саван не развернулся по дороге на кладбище или при опускании в могилу. См. “аль-Уиджаза фи туджаххиз аль-джаназа” 76-80.

Что следует делать, если не хватает материала для заворачивания умершего
Хаббаб ибн аль-Арат (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Когда Мус’аб ибн ‘Умайир был убит в день битвы при Ухуде, у нас не нашлось в качестве савана ничего, кроме его плаща. Однако, когда мы покрывали им голову, неприкрытыми оставались ноги, когда же мы покрывали им ноги, то неприкрытой оставалась голова, и тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел нам прикрыть его голову, а на ноги набросать душистого тростника”. аль-Бухари 1276, Муслим 2/649.

В этом сообщении указание на то, заворачивать умершего следует начинать с головы, и если не хватает ткани, то важнее прикрыть голову, а ноги следует прикрыть чем-нибудь другим.

Как следует заворачивать того, кто умер в состоянии ихрама (при совершении Хаджа или ‘Умры)
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Один человек, находившийся вместе с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) во время стояния на горе ‘Арафа (во время прощального паломничества), неожиданно упал со своей верблюдицы, сломал себе шею и умер. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Обмойте его водой с сидром (ююбой) и заверните тело в два куска ткани, но не умащайте его благовониями и не покрывайте ему голову, ибо, поистине, в День воскрешения он будет воскрешен произносящим тальбийю»”. аль-Бухари 1265, Муслим 2/865.

Тальбийя – фраза, с которой начинается Хадж, и которую произносит паломник.

Шахидов следует хоронить в одежде, в которой они были убиты
От ‘Абдуллаха ибн Са’лябы ибн Сафира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) о шахидах битвы при Ухуде сказал: «Похороните их в их одеждах». Ахмад 5/431. Шу’айб аль-Арнаут подтвердил достоверность хадиса.

Джабир (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды одного человека убили стрелой, которая попала ему в сердце или горло. Его похоронили в его одежде так, как он был”. Абу Дауд 3133. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.

Имам ан-Науауи говорил: “Знай, что шахиды бывают трех видов: первый – это тот, кто был убит на войне в сражении с неверными. Он имеет положение шахида в мире ином по награде, как имеет положение шахида и в мире этом, ибо его не купают и не совершают по нему молитву. Второй вид шахидов – это те, кто имеет положения шахидов в мире ином, но не в мире этом. Это такие, как умерший от болезней живота, от чумы, умерший при защите своего имущества и прочие из тех, о ком сказано в достоверных хадисах, что он шахид. Такие люди омываются, и по ним совершается молитва джаназа, однако они имеют награду шахидов в мире ином, но не в мире этом. Третий вид – это тот, кто украл из трофеев или был убит, убегая с поля боя. Такой человек имеет положение шахида в мире этом, его не омывают и над ним не совершается джаназа, однако в мире ином он не получает полноценную награду”. См. “Шарх Сахих Муслим” 2/324.

Материю для заворачивания умершего следует умастить благовониями, как и самого умершего, если только он не умер в состоянии ихрама

От Джабира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда будете умащать благовониями умершего, то делаете это трижды». Ахмад 3/331, аль-Хаким 1/355. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 278.

И в завершении, хвала Аллаху — Господу миров!

Источник: salaf-forum.ru