Некоторые положения, связанные с азаном

Не назначать муаззину плату за азан

Усман ибн Абиль-‘Асс говорил: «Последнее, что мне завещал посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, это не назначать муаззина, который будет устанавливать плату за азан». Абу Дауд 531, ан-Насаи 1/109, Ибн Маджах 714. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу Иса ат-Тирмизи, аль-Хаким, хафиз аз-Захаби и шейх аль-Альбани.

Однако если муаззин не просил и не желал никакой платы за свой азан, но ему дали что-то, он может это принять, в соответствии со словами пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Если тебе дают имущество, за которое ты не несешь ответственности и которое ты не выпрашиваешь, то бери его. В противном же случае не стремись обрести это имущество» Муслим 2/175.

Совершать азан при наличии омовения

Нет разногласия среди ученых в том, что совершать азан с омовением является желательным, поскольку азан относится к поминанию Аллаха. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Поистине, я не люблю поминать Аллаха без очищения» Абу Дауд 1/44, Ибн Маджах 350. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.

Однако желательность этого, не указывает на обязательность наличия омовения для произнесения азана. А что касается хадиса от Абу Хурайры: «Пусть не дает азан никто, кроме того, кто с омовением», который приводит имам ат-Тирмизи 1/389, то он является слабым. В цепи передатчиков этого хадиса есть Му’ауия ибн Яхъя, который является слабым, о чем сообщил хафиз Ибн Хаджар. Также имам ат-Тирмизи сказал, что Зухри, с чьих слов передается этот хадис, не застал Абу Хурайру передавшего слова пророка, мир ему и благословение Аллаха.

Относительно этого также передаются слова самого Абу Хурайры: «Пусть к молитве призывает только тот, кто с омовением». Однако это сообщение тоже недостоверно. Шейх аль-Альбани сказал: «Оба сообщения и от пророка, мир ему и благословение Аллаха, и от Абу Хурайры недостоверны, ибо их иснады прерываются». См. «ас-Самруль-мустатаб» 1/97.

Повернуться в сторону Каабы

Маджма’ ибн Яхъя рассказывал: «Когда я был с Абу Уамамой ибн Сахлем, он совершал азан, повернувшись по направлению к Кибле» ас-Сирадж в «аль-Муснад» 1/23. Иснад достоверный.

Имам Ибн Къудама сказал: «Желательно совершать азан по направлению к Кибле, и мы не знаем относительно этого разногласия. Поистине, муаззины пророка, мир ему и благословение Аллаха, совершали азан, повернувшись в сторону Каабы» См. «аль-Мугъни» 1/438.

Совершать азан стоя, только если нет для этого причины

В хадисе от Абдуллаха ибн Зайда сообщается, что когда была вменена в обязанность пятикратная молитва, и люди были в раздумье как созывать людей на нее, он увидел во сне что следует призывать людей на намаз голосом. После того, как он рассказал об этом пророку, мир ему и благословение Аллаха, и он велел поступать так, сказав, что это вещий сон. Так вот в этом самом сне сказано: «И я увидел человека, совершающего азан стоя». Ахмад 5/232, Ибн Абу Шайба 1/203. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Бухари, ат-Тирмизи, ан-Науауи и многие другие.

Имам Ибн аль-Мунзир сказал: «Единогласны все, от кого передавали знание, что Сунной является совершение азана стоя!» См. «аль-Мугъни» 1/435.

Многие ученые порицали совершение азана сидя, среди которых имам Малик и аль-Ауза’и. См. «аль-Аусат» 3/46.

Однако если для этого есть причина, то нет беды в том, чтобы муаззин совершил азан сидя. Хасан аль-Басри рассказывал: «Я видел, как Абу Зайд, который был сподвижником посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершал азан сидя, поскольку его нога была ранена на пути Аллаха». аль-Байхакъи 1/392. Шейх аль-Альбани назвал иснад хорошим.

Вставить кончики пальцев в уши

Доказательством этому является хадис от Абу Джухайфы, который рассказывал: «Я видел, как Биляль во время азана вставлял свои пальцы в уши». Ахмад 4/308, ат-Тирмизи 197. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу Иса ат-Тирмизи, аль-Хаким, хафиз аз-Захаби и шейх аль-Альбани.

Однако как именно это делать и какие пальцы не конкретизируется и нет на это указания, как сказал хафиз Ибн Хаджар. См. «Фатхуль-Бари» 2/116.

Имам Абу Иса ат-Тирмизи говорил: «На этот хадис опирались обладающие знанием, которые считали желательным для муаззина поставить пальцы в уши во время азана». См. «аль-Джами» 1/115.

А что касается сообщения: «Ибн Умар не ставил пальцы во время азана в уши» аль-Бухари 1/146, то это не указывает на нежелательность или не на не правомочность этого поступка. Как сказал шейх аль-Альбани, в подобном положении вступает правило: «Утверждающему отдается предпочтение перед отрицающим». Поступок Биляля явно имеет положение марфу’, т.е. что от пророка, мир ему и благословение Аллаха, поскольку Биляль был муаззином, назначенным пророком, мир ему и благословение Аллаха, и вряд ли что-либо совершал или вносил бы в азан без его ведома. Тогда как Ибн Умара поступок не имеет такого же положения. См. «аль-Маусу’атуль-фикъхия» 1/380.

Совершать азан с высокого места

Женщина из племени Бану Наджар рассказывала: «Мой дом был самым высоким из тех, что окружали мечеть, и Биляль давал азан с крыши моего дома». Абу Дауд 1/117. Имам Ибн Дакъикъуль-Идд, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Абдуллах ибн Шакикъ говорил: «Из числа Сунны произносить азан с минарета, а икъама произносить в мечети». Ибн Абу Шайба 1/86. Иснад достовреный.

Сунной является, чтобы муаззин имел громкий голос и чтобы произносил азан громким голосом

В вышеупомянутом хадисе Абдуллаха ибн Зайда о сне связанном с азаном сообщается, что когда Ибн Зайд рассказал свой сон пророку, мир ему и благословение Аллаха, он скзал ему: «Ступай вместе с Билялем и расскажи ему о своем сновидении, потому что его голос выше твоего» Ахмад 5/232, Ибн Абу Шайба 1/203. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Бухари, ат-Тирмизи, ан-Науауи и др.

Поворачивать голову на право при произнесении слов: «Хайя ’аля-ссаля» и на лево при словах: «Хайя ’аляль-фалях»

Так поступал Биляль, о чем сообщил Абу Джухайфа. аль-Бухари 634.

Имам ан-Науауи писал, что смысл в том, что он поворачивал шею и голову, не отворачивая грудь от направления Киблы. И также не сдвигая ног. См. «аль-Маджму’» 107.

Шейх аль-Альбани сказал: «Что касается поворачивания груди (при произнесении слов „Хайя ’аля-ссаля“ и „Хайя ’аляль-фалях“), то нет этому никакого основания в Сунне!» См. «Тамамуль-минна» 151.

Т.е следует при произнесении этих слов поворачивать только голову и шею, а не все тело.

О некоторых распространенных ошибках, связанных с азаном

Распевание слов азана

Однажды один человек пришел к Ибн Умару и сказал: «Поистине, я люблю тебя ради Аллаха!» На это Ибн Умар сказал: «Засвидетельствуй, что я ненавижу тебя ради Аллаха!» Тот спросил: «За что?!» Ибн Умар ответил: «За то, что ты распеваешь свой азан и берешь за него плату!» ат-Табарани в «аль-Кабир» № 13059. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1/104.

Имам Ибн аль-Джаузи говорил: «Имам Малик и другие ученые строго порицали распевание азана, поскольку это не возвеличивает азан, а уподобляет его песням!» См. «Тальбис Иблис» 137.

Шейх Али Махфуз говорил: «Из числа порицаемых нововведений — это распевание азана, подобно песням, что влечет искажение слов азана, упуская или добавляя некоторые звуки к словам. Распевание в азане не дозволено по единогласному мнению, так же как подобное не дозволено и при чтении Корана!» См. «аль-Ибда’» 176.

Ошибочное мнение, что икъама обязан произносить только тот, кто произнес азан

Нет на это никаких указаний в Сунне! Единственное, что служит этому основанием, это не достоверный хадис: «Тот, кто совершил азан, совершает и икъама».

Его приводя Абу Дауд и ат-Тирмизи. Этот хадис передается от аль-Африкъи, который является слабым передатчиком. Имам Ахмад говорил: «Я не записываю хадисы аль-Африкъи». Также его считали ненадежным Яхъя ибн Са’ид аль-Къаттан, Суфьян ас-Саури, аль-Байхакъи, аль-Багъауи и др. См. «ас-Сильсиля ад-да’ифа уаль-мауду’а» 35.

Шейх аль-Альбани в примечании к этому хадису говорил: «Из числа плохих следов этого слабого хадиса то, что он является причиной споров между молящимися, как это бывало не один раз! Когда например, муаззин по причине задерживается и кто-то из присутствующих желает совершить икъама, то кто-то обязательно препятствует это сделать, опираясь на этот хадис. А этот мискин не знает, что данный хадис слаб и что нельзя его приписывать пророку, мир ему и благословение Аллаха, не говоря уже о том, чтобы посредством этого хадиса мешать людям приблизится в велению Аллаха, а это произнести икъама!»

Имам Ибн Хазм сказал: «Дозволено произнести икъама не тому, кто произнес азан, поскольку нет никакого достоверного указания на запрет этого!» См. «аль-Мухалля» 329.

Не следует добавлять к словам азана что-либо

Сообщается, что когда Ибн Умар зашел в мечеть, чтобы совершить намаз, он услышал как один человек говорил: «Да помилует вас Аллах» после азана на обеденную молитву. Тогда Ибн Умар вышел и сказал: «Меня вывело нововведение!» Абу Дауд 538, аль-Байхакъи 1/434. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.

К этому также относится и добавление благословения за пророка, мир ему и благословение Аллаха, после слов азана. Шейх аль-Альбани считал это нововведением. См. «Тамамуль-минна» 158.

Об азане внутри мечети

Некоторые ученые считали, что правильнее не произносить азан внутри мечети. Имам Ибн аль-Хадж аль-Малики говорил: «Произносить азан внутри мечети порицаемо по нескольким причинам: Во-первых, так не поступали те, кто был до нас и за кем велено следовать! Во-вторых, азан — это призыв для людей, чтобы они явились в мечеть, поэтому незачем призывать уже тех, кто итак находится в мечети, и те, кто находится у себя дома не услышать из-за этого азан! В-третьих, это может стать причиной отвлекания тех, кто совершает добровольные намазы или же поминает Аллаха (внутри мечети)!» См. «аль-Мадхаль» 199.

Подобное говорил и шейх аль-Альбани. См. «аль-Аджуиба ан-нафи’а» 18-19.

Однако не следует превращать это в предмет смуты и ссор, особенно в не-мусульманских странах, где зачастую внедрение Сунны сопровождается непониманием со стороны пожилого населения, из числа прихожан мечетей.

Уа-Ллаху а’лям.

Источник: Исламский форум