Человек остаётся путником, пока не зайдёт в своё селение и ему дозволено сокращать молитву, даже если он вблизи границ своего селения

Имам аль-Бухари в «ас-Сахих» в заглавии привёл следующее сообщение: «Вышел ‘Али ибн Аби Талиб, да будет доволен им Аллах, (за границы Куфы) и стал сокращать молитву, видя дома (Куфы). Когда же он вернулся, ему сказали: „Это же Куфа“, на что он ответил: „Нет, пока не зайдём в Куфу“».

Так привёл этот асар имам аль-Бухари в своём Сахихе в форме та’ликъ, т.е. в подвешенном состоянии без упоминания иснада.

Но этот же асар с полноценным и непрерывным иснадом приводят другие имамы, и вот как он звучит в полной версии:
‘Али ибн Раби’а рассказывал: «Вместе с ‘Али ибн Аби Талибом, да будет доволен им Аллах, мы направились в Шам, и он совершал молитвы сокращённо по два рак’ата. Когда же мы вернулись и уже видели Куфу, наступило время молитвы, и люди сказали: „О амир правоверных, это же Куфа, совершим молитву полноценно?“ На что он ответил: „Нет, пока мы не зайдём в неё“». ‘Абду-р-Раззакъ 2/530, аль-Байхакъи в «ас-Сунан аль-кубра» 3/146. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным. См. «ат-Тагъликъ» 2/421.

Хафиз Ибн Хаджар, комментируя слова Ибн Батталя, который исходя из версии аль-Бухари сделал неправильный вывод, сказал: «Ибн Батталь понял из слов: „Нет, пока мы не зайдём в неё“, что ‘Али не захотел совершить молитву, пока не зайдёт в Куфу. Он (Ибн Батталь) сказал: „Если бы они в этом месте совершили молитву сокращённо, как путники, то это было дозволено, однако ‘Али предпочёл совершить молитву полноценно (вернувшись в свой город) из-за того что время позволяло это“. Однако становится ясным исходя из полного текста сообщения от ‘Али, что суть обстоит в противоположном тому, что понял Ибн Батталь. Суть слов: „Это же Куфа“, т.е. соверши молитву полноценно. На что ‘Али отвечает: „Нет, пока мы не зайдём в неё“, т.е. мы не перестанем сокращать молитву, пока не зайдём в наш город, и пока мы не вошли в него, то по положению мы всё ещё являемся путниками». См. «Фатхуль-Бари» 3/469.

И правильность слов Ибн Хаджара подтверждает упомянутая версия, в которой говорилось: «О амир правоверных, это же Куфа, совершим молитву полноценно?» На что он ответил: «Нет, пока мы не зайдём в неё».

Спросили шейха Ибн ‘Усаймина: «Мы прибыли из Таифа, и совершили обеденную и послеобеденную молитву в четыре рака’ата за двадцать километров до вхождения в город. Такое фатауа дал нам один человек, который был с нами. Каково положение наших молитв?»

Шейх Ибн ‘Усаймин ответил: «Наша беда в это время в том, что человек даёт фатуа о том, что не знает, обязывая рабов Аллаха тем, чем не обязал их Сам Аллах.

Путник не перестаёт быть путником, кроме как вернувшись в свой родной город, войдя в него. По этой причине ‘Али ибн Аби Талиб, да будет доволен им Аллах, когда возвращался из пути, видя уже Куфу, — а Куфа была его местом жительства, и мы знаем, что он был убит в Куфе, — он видел уже границы Куфы и ему сказали: «О повелитель правоверных, вот же Куфа!» На что он сказал: «Мы ещё не вошли в неё», или сказал нечто подобное по смыслу. Если между человеком и его городом будет расстояние даже в двадцать метров, но он ещё не вошёл в свой город, то он имеет право пользоваться облегчением, связанным с путём.

А что касается того, кто дал вам такое фатуа, то моё наставление, чтобы ты сказал ему в своём пути: «О брат мой, не торопись при выдаче фатуа! Ведь фатуа — опасная вещь, ибо тем самым человек извещает от имени Аллаха, что именно таково Его постановление». См. «Ликъа Баб аль-мафтух» 12/165.