О протирании шеи при омовении

В отношении протирания шеи при омовении нет ничего достоверного в Сунне!

И слабость упомянутых тобой сообщений признают даже те, кто является сторонниками протирания шеи при омовении.

Хафиз Ибн аль-Муляккъин говорил: “Неизвестно ничего от пророка (мир ему и благословение и Аллаха) относительно протирания шеи, это были слова некоторых саляфов”. См. “аль-Бадр аль-мунир” 1/38.
Имам ан-Науауи сказал: “Нет ничего достоверного от посланника Аллаха (мир ему и благословение и Аллаха) относительно того, чтобы он протирал шею в омовении!” И также он сказал: “И это не является Сунной, наоборот – это нововведение!” См. «аль-Маджму’» 1/499.

Шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Нет ни одного достоверного хадиса о протирании шеи!” См. “Задуль-ма’ад” 1/187.

Также сторонники законности протирания шеи при омовении, пытаются усилить этот поступок словами Мусы ибн Тальхи: «Защищен от зависти тот, кто протирает шею вместе с головой». аз-Забиди в «Шарх аль-Ихья» 2/365.

Ответ на этот довод с нескольких сторон:
Во-первых, Муса ибн Тальха не сподвижник, а сын сподвижника, который не застал пророка (мир ему и благословение Аллаха), а застал ‘Усмана ибн Аффана. И правильным является то, что он из числа таби’инов, а не сподвижников. См. “ас-Сияр” 4/364, “Табакъат аль-Кубра” 5/161.

Во-вторых, это сообщение слабое, и хафиз Ибн Хаджар назвал его мурсаль. См. “ат-Тальхыс” 1/92.

В-третьих, в иснаде этого сообщения также передатчик по имени аль-Мас’уди, который хоть и был надежным, стал путаться в конце жизни.

В-четвертых, даже если бы это сообщение и было бы достоверным, в нем нет указания на то, что протирание шеи при омовении является узаконенным деянием в шариате!

Уа-Ллаху а’лям.

Источник: salaf-forum.ru