О брызгании водой на половой орган после омовения

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Зайд ибн Хариса рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда ангел Джибриль (мир ему) обучил меня омовению, он велел мне взять воду и побрызгать ею на половой орган» Ахмад 5/203, ад-Даракъутни 41.

В иснаде этого хадиса передатчик по имени Ибн Ляхи’а, относительно которого были большие разногласия. Одни ученые считали все хадисы, которые он передает – достоверными. Другие считали все его хадисы слабыми. А третьи разделяли, и считали, что хадисы, которые он передает до того, как сгорели его книги – достоверные, а которые он передает после этого – слабые, поскольку после того, как его книги сгорели, он стал путаться и допускать ошибки в хадисах.

Ученые разошлись относительно достоверности хадисов данной главы. Например, хафиз аль-Мунзири говорил, что в данной главе нет ни одного достоверного хадиса.

Однако на самом деле это не так, и упомянутый хадис усиливается множеством других версий, а также другими хадисами, в которых говорится о брызгании на половой орган водой после омовения:

Например, аль-Хакам ибн Суфьян говорил: “Я видел, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил омовение и побрызгал на свой половой орган водой” ан-Насаи 135.

Все передатчики этого хадиса являются надежными, однако, ученые разногласили относительно аль-Хакама ибн Суфьяна – являлся ли он сподвижником, или нет. Многие исследователей считали, что он застал пророка (мир ему и благословение Аллаха) и был сподвижником. См. “аль-Исти’аб” 1/318, “аль-Хуляса” 1/243.

Также об этом передается со слов сподвижника Джабира ибн ‘Абдуллаха, который рассказывал: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил омовение и побрызгал на половой орган водой”. Ибн Маджах 464.

Таким образом, все эти хадисы усиливают друг друга без сомнения, и о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) брызгал водой на половой орган после совершения омовения передают многие сподвижники, среди которых: Ибн ‘Аббас, Абу Хурайра, Джабир, Зайд ибн Хариса, аль-Хакам ибн Суфьян и др.

На основании этого, хадисы о том, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) брызгал водой на половой орган после омовения, считали достоверными многие имамы. Так, говоря о слабости передатчика одной из версий данного хадис по имени Хасан ибн ‘Али аль-Хашими, имам аль-‘Укъайли сказал: “Не следуют за ним в этом хадисе. Однако об этом также передается не через этот иснад, а через другой, хороший иснад” См. “ад-Да’ифа” 3/477.

Говоря о слабой версии одного из хадисов данной главы, шейх аль-Мубаракфури сказал: “Хадис этот слабый, однако, относительно данной темы передается множество хадисов, которые в совокупности указывают на то, что у него есть основа!” См. “Тухфатуль-ахуази” 1/169.

Шейх ‘Али ибн Адам аль-Атьюби в комментарии на сборник хадисов имама ан-Насаи говорил: “Хадис от аль-Хакама ибн Суфьяна посчитали слабым по причине его запутанности (в его имени и видении им пророка). Однако мы упомянули, что правильное мнение относительно его имени, что его зовут аль-Хакам ибн Суфьян, а Ибн Ма’ин, Абу Зур’а, Ибрахим аль-Харби, Ибн Хиббан и Ибн ‘Абдуль-Барр доказывали то, что он был сподвижником. И относительно этой темы передаются другие хадисы, усиливающие его, и даже если они все слабые, они усиливают друг друга. И внешне то, что имам ан-Насаи упомянул этот хадис, указывает на правильность версии Суфьяна, так как он упомянул его в виде свидетельства. И этот хадис достоверный!” См. “Шарх Сунан ан-Насаи” 3/289.

О достоверности этих хадисов говорил и шейх аль-Альбани. См. “Сахих Сунан Аби Дауд” 159, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 841, «Сахих аль-джами’» 76.

Также этот поступок усиливает понимание сподвижников:

Ибн ‘Аббас относительно того, кто находит выделение или влагу (на нижнем белье), сказал: “Ему следует совершить омовение тщательным образом, а затем побрызгать водой половой орган. И если он после этого увидит что-то влажное, то скажет: «Это от воды». И таким образом он избавится от этого” ‘Абдур-Раззакъ 1/151, аль-Байхакъи 1/167. Хафиз Ибн Хаджар подтвердил достоверность. См. “Маталиб аль-‘алия” 1/46.

Нафи’ рассказывал: “Когда Ибн ‘Умар совершал омовение, он брызгал водой на половой орган” Ибн Аби Шайба 1786. Иснад достоверный. См. “Сыфатуль-уду уаль-гъусль” 45.

Поэтому нет никаких сомнений в правомочности подобного поступка! И этому следовали многие саляфы и имамы, среди которых Саляма ибн Акуа’, аль-Къасим, Ибн Сирин, Мухаммад ибн Ка’б, Муджахид, Маймун ибн Михран и др. См. “аль-Мусаннаф” 1/151-153, ‘Абдур-Раззакъа и “аль-Мусаннаф” 1/167-168, Ибн Аби Шайбы.

И это известное мнение ханафитов, шафиитов и имамов других мазхабов. Шейх Ибн аль-Къайим писал: “Когда к имаму Ахмаду обратились некоторые его сторонники с тем, что находят выделения или влагу после того, как совершают омовение, он повелел им брызгать водой на половой орган после справления малой нужды и сказал: «Не делайте это вашей постоянной заботой!»” См. “Игъасату-лляхфан” 1/151.

Имам аль-Мунауи сказал: “Желательно после совершения омовения побрызгать водой на половой орган, чтобы избавиться от наущений” См. “Файдуль-Къадир” 1/126.

Имам ас-Синди сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) брызгал водой на половой орган, чтобы избавиться от сомнений и обучить этому свою общину” См. “Шарх Сунан Ибн Маджах” 1/269.

О понимании хадисов данной главы и того, к чему они побуждают

Разногласие ученых в понимании слова «брызгать»
Ученые разошлись на несколько мнений в понимании слова «брызгать» (надаха), упомянутое в приведенных хадисах. Так, например, имам аль-Хаттаби говорил: “Речь идет об очищении водой (после справления нужды), так как большинство людей очищались камнями, а не водой. Также слово «брызгание» можно истолковать, как обрызгивание полового органа водой поле его очищения, чтобы избавиться от наущений шайтана” См. “Ма’алиму-Ссунан” 1/63.

А имам Абу Бакр ибн аль-‘Араби передал, что среди мнений ученых, в отношении данной главы, также то, что речь идет в этих хадисах о том, что недостаточно брызгать на половой орган для очищения, и что его следует мыть. Также среди мнений то, что речь идет о брызгании водой на одежду, которой прикрыт половой орган, чтобы избавиться от сомнений и наущений. См. «‘Аридатуль-ахуази» 1/66.

И правильным является мнение тех ученых, кто сказал, что слово «надаха» в данных хадисах означает: «брызгать водой на половой орган после совершения омовения», как на это указывает внешнее понимание хадисов данной главы и слова имамов, которые с дозволения Аллаха будут приведены далее.

Когда именно следует брызгать на половой орган водой?
Также ученые разошлись в том, когда именно следует брызгать на половой орган водой – до или после омовения? Правильным является то, что это следует делать после завершения омовения. Имам Ибн Маджах назвал главу в «ас-Сунан» 1/263, в которой привел эти хадисы так: «Что пришло относительно брызгания после омовения».

Имам ад-Даракъутни назвал главу в «ас-Сунан» 1/198, в которой привел этот хадис, следующим образом: «О брызгании водой на половой орган, после омовения».

Имам Ибн аль-Мунзир назвал главу так: «Брызгание водой на половой орган после омовения, чтобы избавиться посредством этого от наущений шайтана и удалить сомнением» См. “аль-Ишраф” 1/121.

Шейх Шарафуль-Хаккъ ‘Азым Абади говорил: “Эти хадисы указывают на то, что брызгание совершается после совершения омовения” См. «‘Аунуль-Ма’буд» 1/287.

Шейх аль-Мубаракфури сказал: “Правильным является то, что брызгание, о котором идет речь, совершается после омовения, как на это указывают большинство хадисов данной главы!” См. “Тухфатуль-ахуази” 1/169.

Касается ли данное положение всех или только тех, у кого есть сомнения?
Ученые разошлись относительно того, желательно ли брызгать воду на половой орган после омовения тому, у кого нет никаких сомнений или же нет. См. “Ихда ад-дибаджа би шарх Сунан Ибн Маджах” 1/254.

Имам Ибн аль-Мунзир говорил: “Подобный поступок не является желательным для того, у кого нет сомнений” См. “аль-Ишраф” 1/122.

Однако нет сомнения в том, что данный поступок является Сунной в омовении, независимо от того, поступает так имеющий наущения о выделениях, или же нет. И нельзя сказать, что пророк (мир ему и благословение Аллаха), Ибн ‘Умар и др., кто так поступал, имели наущения и сомнения о выделении мочи и т.п. Имам Бадруддин аль-‘Айни говорил: “Нафи’ рассказывал: «Когда Ибн ‘Умар совершал омовение, он брызгал водой на половой орган». Передатчик этого хадиса ‘Убайдуллах сказал: «Мой отец тоже это делал». И это также передается от Муджахида, Маймуна ибн Михрана, Салямы и Ибн ‘Аббаса. И это мнение наших сторонников (ханафитов), что данный поступок из числа желательных вещей в омовении – побрызгать водой на половой орган и на одежду после омовения, не говоря уже о том, чтобы поступать так при наущении!” См. “Шарх Сунан Аб Дауд” 1/388.

Как следует брызгать водой на половой орган?
Наилучший способ брызгания водой – это брызгание после омовения на половой орган через нижнее белье, прилегающее к половому органу. И хадисы о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) или сподвижники брызгали на половой орган после омовения водой, не указывают на то, что они брызгали воду на оголенный половой орган, учитывая, что это передают те, кто их видел при этом поступке. Однако они брызгали на половой орган водой через одежду, прикрывавшую его. Такое понимание извлекается также из одной версий хадисов данной главы, в которой сказано: “Затем пророк (мир ему и благословение Аллаха) набрал в ладонь воду и побрызгал ею на свою одежду” ат-Табарани в “аль-Кабир” 3/243.

Однажды один человек пришел к Маймун ибн Михрану и пожаловался ему на то, что он иногда находит влагу. Тогда Маймун сказал ему: “Когда совершишь омовение, то обрызгай водой на свой половой орган и одежду, которая прикрывает его. И если после этого ты что-то найдешь, то скажи: «Это вода»” Ибн Аби Шайба 2/209.

Имам Бадруддин аль-‘Айни говорил: “Данный поступок из числа желательных вещей в омовении – побрызгать водой на половой орган и на одежду после омовения” См. “Шарх Сунан Аб Дауд” 1/388.

Шейх Шарафуль-Хаккъ ‘Азым Абади говорил: “В книге «Джами’ аль-усуль» (Ибн аль-Асира) сказано, что речь идет о брызгании водой на одежду и т.п. И смысл этого в том, чтобы совершать так после омовения, дабы избавиться от сомнений, которые постигают человека в связи с тем, что из его полового органа что-то могло выйти. И когда он увидит, что на этом месте есть влага (от воды), то это избавит его от наущений” См. «‘Аунуль-Ма’буд» 1/285.

Заключение

Хадисы данной главы о том, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) после омовения брызгал водой на половой орган, указывают на правомочность этого поступка, и на то, что данное деяние является установленной Сунной.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обучил свою общину наилучшим образом тому, как следует избавляться от сомнений и наущений шайтана, который заставляет мусульман сомневаться в их омовении, внушая им то, что из полового органа у них во время молитвы что-то вышло, будь то капля мочи или иное выделение. И сколько же мусульман в наше время мучается от подобных наущений, выбегая после каждой молитвы и открывая одежду, чтобы убедиться в отсутствии следов выделения на нижнем белье. Какое же прекрасное лечение в упомянутом от этих сомнений и трудностей для мусульман!

Также можно с уверенностью сказать, что данный поступок, как брызгание водой на половой орган после омовения, относится к числу забытых Сунн в наше время, которую необходимо распространять среди мусульман и обучать ей. Ведь посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Тот, кто оживит мою Сунну, которую умертвили люди после меня, получит награду подобную тем, кто совершал эту Сунну, что не уменьшит их собственной награды! А тот, кто внесет нововведение, которое будут совершать люди, понесет на себе бремя этого, что не уменьшит и бремени тех, кто совершал нововведения!» Ибн Маджах 209, ат-Тирмизи 2677. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, имам аль-Багъауи, шейх Ибн Хаджар аль-Хайтами и шейх аль-Альбани. См. “Сунан ат-Тирмизи” 3/128, “Шарху-Ссунна” 1/198, “аз-Зауаджир” 1/98.