Чтение книги «Масаилюль-джахилийа»

Чтение книги «Маса’илул-джахилийа» (Признаки (качества) людей времен невежества) шейхуль-Исляма Мухаммада ибн ’Абдуль-Уаххаба, да помилует его Аллах, с разъяснениями шейха Салих ибн Фаузан ибн ’АбдиЛлях аль-Фаузана, да хранит его Аллах и шейха Салих ибн ’Абд аль-’Азиз Али Шейха, да хранит его Аллах.

Скачать шарх шейха Салих аль-Фаузана на арабском языке (PDF)

Скачать шарх шейха Салих али аш-Шейха на арабском языке (PDF)

Скачать файлы или прослушать аудио онлайн из папки Dropbox

شرح مسائل الجاهلية

لشيخ الإسلام محمد بن عبد الوهاب رحمه الله

1-ый вопрос: Обращение с поклонением к угодникам и праведникам

1. Вступление

2. Они, в своей мольбе к Аллаху и в поклонении Ему, придают Аллаху в сотоварищи праведников, желая заступничества их перед Аллахом, пологая что Аллах любит это, и что праведники любят это, как сказал Всевышний Аллах: «Они поклоняются наряду с Аллахом тому, что не причиняет им вреда и не приносит им пользы. Они говорят: «Они — наши заступники перед Аллахом» (Сура «Юнус», 18 аят). А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе» (Сура «Толпы», 3 аят). Это самый важный вопрос, в котором возразил Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, людям джахилии, и он пришел с ихласом, и сообщил что это и есть религия Аллаха, с которой Он послал всех посланников, и что из деянии принимается только искренне совершенное ради Аллаха, и сообщил, что если кто-то делает то, что считали люди джахилии прекрасным, для того Аллах сделал запретным Рай и пристанищем его будет Адский Огонь.

3. Продолжение

4. Именно из-за этого вопроса (таухид аль-улюхиййа) люди разделяются на верующих и на неверных, и именно из-за этого вопроса возникла вражда, и именно из-за этого был установлен джихад, как сказал Всевышний Аллах: «Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение и пока религия целиком не будет посвящена Аллаху» (Сура «Добыча», 39 аят).

2-ой вопрос: Разобщенность людей джахилии в поклонении и в религии

5. Они, т.е. люди джахилии, были разрознены в своей религии, как сказал Всевышний: «Каждая партия радуется тому, что у нее» (Сура «Румы», 32 аят), точно также они были разрознены в их мирской жизни, и считали что это и есть правильно, и Аллах установил единство в религии сказав: «Он установил для вас в религии то, что заповедал Нуху, и то, что Мы внушили тебе в откровении, и то, что Мы заповедали Ибрахиму, Мусе и Исе: „Исповедуйте религию и не расходитесь во мнениях относительно нее“» (Сура «Совет», 13 аят), также сказал Всевышний Аллах: «Поистине, те, которые раскололи свою религию и стали группами, ты не имеешь к ним никакого отношения» (Сура «Скот», 159 аят). И запретил нам Всевышний Аллах уподобляться им, сказав: «Не будьте как те, которые разделились и впали в разногласия после того, как к ним явились ясные знамения» (Сура «Семейство Имрана», 105 аят), и также запретил нам Всывышний Аллах раскол в мирской жизни, сказав: «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не распадайтесь» (Сура «Семейство Имрана», 103 аят)

6. Продолжение

3-ий вопрос

7. Они, т.е. люди джахилии, считали что, противоречие правителю и не подчинение ему, это есть достоинство, а наоборот послушание и подчинение правителю, это есть унижение и позор. И возразил им Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и приказал послушание и подчинение правителям, и искреннее отношение им, и был строг в этом завете, и заявил о нем громогласно и много раз повторял его. Вот эти вот три вещи, которые объединил пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в достоверном хадисе от него и сказал: «Поистине, Аллах доволен для вас тремя вещами: чтобы вы поклонялись Аллаху и не придавали Ему в сотоварищи никого; чтобы вы все схватились за вервь Аллаха и не разделялись; чтобы вы искренне относились к тем, кого Аллах сделал вашими руководителями» (Муслим, 1715). Всякая порча, расстройство, которое возникает в религии людей или в их мирской жизни, возникает по причине нарушения вот этих вот трех вещей, о которых сказано в хадисе или части их

Вопросы 4-7

8. 4-ый вопрос: слепое подражание и его вредные последствия. Их религия, т.е. религия людей джахилии, строилась на принципах: самым главным из них был принцип слепого подражания, оно было самой большой основой всех неверных, первых и последних, как сказал Всевышний: «Таким же образом, какого бы предостерегающего увещевателя Мы ни отправляли до тебя в какое-либо селение, его изнеженные роскошью жители обязательно говорили: „Воистину, мы нашли своих отцов на этом пути, и мы верно следуем по их стопам“» (Сура «Украшения», 23 аят), и сказал Всевышний: «Когда им говорят: „Следуйте за тем, что ниспослал Аллах!“ — они говорят: „О нет! Мы будем следовать тому, чему следовали наши отцы“. А если сатана позовет их к мучениям в Пламени?» (Сура «Лукмaн», 21 аят), и пришел пророк, да благословит его Аллах и приветствует, со словами от Аллаха: «Скажи: «Я призываю вас только к одному: встаньте ради Аллаха по двое и по одному, а потом призадумайтесь. Ваш товарищ не является бесноватым» (Сура «Саба», 46 аят), и со словами: «Следуйте за тем, что ниспослано вам от вашего Господа, и не следуйте за иными помощниками, помимо Него. Как же мало вы поминаете назидание!» (Сура «Преграды», 3 аят)

5-ый вопрос: люди джахилии следовали и считали правильным то, на чем большинство, несмотря на то, на что они опираются. Поистине, одним из самых главных их правил являлась то, что они обольщались большинством, и считали что это довод в пользу истинности какой-либо вещи, и они считали чуждость и малочисленность приверженцев чего-то доказательством ложности того, на чем они, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пришел с тем, что противостоит этому, и разъяснил Аллах это во многих местах Корана

6-ой вопрос: люди джахилии руководствовались тем, на чем стояли предшественники, несмотря на то, на что они опираются. Они считали доводом то, на чем стояли предшественники, как слова Фараона обращенные Мусе, мир ему, в Коране: «Он сказал: «А что будет с первыми поколениями?» (Сура «Таха», 51 аят), также слова неверных, которые приводятся в Коране: «Мы не слышали о подобном среди наших отцов» (Сура «Верующие», 24 аят)

7-ой вопрос: люди джахилии считали критерием истины и указанием на истинность чего-то то, что этого придерживались сильные мира сего. Они считали доводом истинности чего-то то, чего придерживаются люди, которым даны какие-то силы интелектуальные или физические, или дана им сила в имуществе, во власти, в положении, и Всевышний Аллах опроверг этот принцип, сказав: «Мы укрепили их в том, в чем не укрепляли вас» (Сура «Пески», 26 аят), а также словами: «Прежде они молили о победе над неверующими. Когда же к ним явилось то, что они узнали, они отказались уверовать в него» (Сура «Корова», 89 аят), а также словами: «Они знают его (Мухаммада), как знают своих сыновей» (Сура «Корова», 146 аят)

Вопросы 8-9

9. 8-ой вопрос: люди джахилии приводили в качестве довода на не истинность пути то, что этого придерживались слабые. Люди джахилии считали показателем несостоятельности и неправильности чего-то то, что этого придерживались и следовали за этим слабые, как сказал Всевышний: Они сказали: «Неужели мы поверим тебе, если за тобой последовали самые жалкие люди?» (Сура «Поэты», 111 аят), а также слова: они сказали: «Неужели среди нас Аллах оказал милость только этим?» (Сура «Скот», 53 аят), и Аллах отверг их слова сказав: «Разве Аллах не лучше знает тех, кто благодарен?» (Сура «Скот», 53 аят)

10. Продолжение 8-го вопроса.

9-ый вопрос: люди джахилии следовали за нечестивыми учеными и невежественными поклоняющимися. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пришел со словами Аллаха: «О те, которые уверовали! Воистину, многие из первосвященников и монахов незаконно пожирают имущество людей и сбивают их с пути Аллаха» (Сура «Покаяние», 34 аят), а также другие слова Аллаха: «Не излишествуйте в своей религии вопреки истине и не потакайте желаниями людей, которые еще раньше впали в заблуждение, ввели в заблуждение многих других и сбились с прямого пути» (Сура «Трапеза», 77 аят)

11. Продолжение 9-го вопроса

Вопросы 10-12

12. 10-ый вопрос: люди джахилии считали доказательством несостоятельности религии то, что те, которые следуют за ней имеют слабое понимание и не имеют долей, например они говорили: «поверхностно мыслящие» (Сура «Худ», 27 аят)

13. Продолжение 10-го вопроса

11-12-ые вопросы: люди джахилии опирались на несостоятельную аналогию и отрицали правильную аналогию. Люди джахилии опирались на несостоятельную аналогию, например они говорили: «Вы — такие же люди, как и мы» (Сура «Ибрахим», 10 аят). И отрицали правильную аналогию. Общая причина этого и предыдущего: не понимание общности и различия

14. Продолжение 11-го и 12-го вопросов

Вопрос 13

15. Чрезмерство в отношении ученых и праведников, как в словах Аллаха: «О люди Писания! Не проявляйте чрезмерности в вашей религии и говорите об Аллахе только правду» (Сура «Женщины», 171 аят)

Вопросы 14-15

16. 14-ый вопрос: отрицание людьми джахилии истины и признание ими лжи. Все выше приведенное строится на правиле, это: отрицание и утверждение; Они следуют за страстью и за предположениями, и отворачиваются от того, с чем пришли посланники

15-ый вопрос: люди джахилии отказывались от принятия истины под ложным предлогом. Они объясняли свой отказ от следования тому, что дал Аллах своим не пониманием, так они говорили, как сообщает Всевышний Аллах: «Они сказали: „Сердца наши покрыты завесой“» (Сура «Корова», 88 аят) и говорили: «О Шуейб! Многое из того, что ты говоришь, нам непонятно» (Сура «Худ», 91 аят). И Всевышний Аллах вскрыл лживость их слов, и разъяснил что это происходит по причине того, что запечатаны их сердца, а сердца запечатаны по причине прояления ими неверия

Вопрос 16: иудеи заменили Таурот (Тору) книгами о колдовстве

17. Люди джахилии заменили то, что дал им Аллах книгами о колдовстве, как об этом упоминает Всевышний Аллах в своих словах: «Когда к ним пришел Посланник от Аллаха (Мухаммад), подтвердивший правдивость того, что было у них, некоторые из тех, кому было даровано Писание, отбросили Писание Аллаха за спины, словно они не знают истины. Они последовали за тем, что читали дьяволы в царстве Сулеймана (Соломона). Сулейман (Соломон) не был неверующим. Неверующими были дьяволы, и они обучали людей колдовству» (Сура «Корова», 101-102 аяты)

Вопрос 17: приписывание ложных воззрении к пророкам

18. Люди джахилии приписывание ложных воззрении к пророкам, как об этом сказано в словах Аллаха: «Сулейман (Соломон) не был неверующим.» (Сура «Корова», 102 аят), а также в словах Аллаха: «Ибрахим (Авраам) не был ни иудеем, ни христианином» (Сура «Семейство Имрана», 67 аят)

Вопросы 18-19

19. 18-ый вопрос: отнесение людьми джахилии себя к пророкам, но при этом противоречили им. Противоречивость в следовании людей джахилии в том, к чему они себя относили, они относили себя к Ибрахиму, мир ему, но в то же время открыто оставляют следование за ним.

19-ый вопрос: опорочивание праведников на основании тех действий которых совершают те, которые приписывают себя к ним. Люди джахилии порочили некоторых праведников на основании тех действий которых совершают те, которые приписывают себя к ним; так иудеи порочили Ису, мир ему; иудеи и христиане порочили Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует

Вопросы 20-23

20. 20-ый вопрос: люди джахилии считали действия колдунов и прорицателей караматами угодников. Они считали что различные сверхъестественные явления, которых совершают колдуны и им подобные, это из чудес праведников, и относили это все к пророкам, мир им, как относли это к Сулейману, мир ему.

21-ый вопрос: поклонение людей джахилии Аллаху посредством свиста и хлопания в ладоши. Люди джахилии поклонялись Аллаху посредством свиста и хлопания в ладоши

22-ой вопрос: люди джахилии превратили свою религию в забавы и игры. Они взяли себе религией забавы и игры

23-ий вопрос: обольщение мирским. Поистине, мирская жизнь обольстила (обманула) их, и они считали что если Аллах дает что-то из мирских благ человеку, то это указывает на то, что Аллах доволен им, как на это указывают их слова: «У нас больше богатства и детей, и нас не подвергнут мучениям» (Сура «Саба», 35 аят)

Вопросы 24-25

21. 24-ый вопрос: равнодушие людей джахилии к истине, если ее придерживались слабые. Они не следовали за истиной, если к этой истине опережали их слабые; делая это из-за высокомерия и кичливости, и тогда Всевышний Аллах ниспослал: «Не прогоняй тех, которые взывают к своему Господу» (Сура «Скот», 52 аят) и так до конца аята.

25-ый вопрос: люди джахилии считали критерием ложности чего-либо, если их к этому опережали слабые. Они считали истину ложью, потому что слабые опередили их в следовании за ней, Аллах приводит их слова: «Если бы это было благом, то они не опередили бы нас в этом» (Сура «Пески», 11 аят)

Вопрос 26

22. 26-й вопрос: они искажали Книгу Аллаха после того, как обретали ее понимание, и делали это умышленно

Вопрос 27

23. 27-й вопрос: Они сочиняли книги, которые были ложью и приписывали это к Аллаху, как об этом сказано в словах Аллаха: «Горе тем, которые пишут Писание собственными руками, а затем говорят: „Это — от Аллаха“» (Сура «Корова», 79 аят)

Вопросы 28-29

24. 28-ый вопрос: они отвергали ту истину, которая есть у других. Они принимали только ту истину, которая есть у их группы, Аллах указывает на их качества: «они отвечают: „Мы веруем в то, что было ниспослано нам“» (Сура «Корова», 91 аят)

29-ый вопрос: люди джахилии на самом деле не следовали за тем, последователем чего они себя считали. Но не смотря на это, они не поступали в соответствии с тем, что говорила их группа, как на это указал Всевышний Аллах и обратил на это внимание: «Скажи: „Почему же раньше вы убивали пророков Аллаха, если вы являетесь верующими?“» (Сура «Корова», 91 аят)

Вопросы 30-31

25. 30-ый вопрос: они прибывали в расколе и оставляли единство. Из удивительнейших знамении Аллаха, то , что они оставили завещание Аллаха о единстве, а наоборот последовали за тем, что запретил Аллах из раскола, и каждая партия стала радоваться тому, что у неё есть.

31-ый вопрос: люди джахилии враждовали с истинной религией, и наоборот любили религию лжи. Еще одним удивительным знамением Аллаха является то, что люди джахилии враждовали с той религией, к которой себя приписывали, чрезмерную вражду, и наоборот любили религию неверных — тех, которые враждовали с ними и враждовали с их пророком и с их группой — чрезмерной любовью. Например, как поступили с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, когда он пришел к ним с религией Мусы, мир ему, а они же последовали книгам по колдовству, а колдовство это то, что относится к религии народа Фараона

Вопросы 32-35

26. 32-ой вопрос: они не веруют в истину, если эта истина у тех, кто им не нравится. Они не веровали в истину, если эта истина была у тех, кто им не нравится, как сказал Всевышний Аллах: «Иудеи сказали: „Христиане не следуют прямым путем“. А христиане сказали: „Иудеи не следуют прямым путем“» (Сура «Корова», 113 аят)

33-ий вопрос: люди джахилии впадали в противоречия в вопросе утверждения и отрицания. Они отвергали то, с принадлежностью чего к их религии они соглашались, как они поступили в отношении хаджжа к дому Аллаха, Всевышний Аллах: «Кто же отвернется от религии Ибрахима (Авраама), кроме глупца?» (Сура «Корова», 130 аят)

34-ый вопрос: люди джахилии (отличались таким качеством, что) каждая группа хвалила саму себя и порицала другую. Каждая группа утверждала что она и есть спасенная группа, и Аллах вскрыл их ложь сказав: «Приведите ваше доказательство, если вы говорите правду» (Сура «Корова», 111 аят), а потом разъяснил истину сказав: «Но нет! Тот, который предал свой лик Аллаху, и он при этом благодеющий» (Сура «Корова», 112 аят)

35-ый вопрос: люди джахилии пытались приблизиться ко Всевышнему Аллаху путем совершения запретного. Они поклонялись Аллаху путем раскрытия своих срамных мест, как сказал Всевышний Аллах: «Когда они совершают мерзость, они оправдываются так: „Мы видели, что наши отцы поступали таким образом. Аллах повелел нам это“» (Сура «Преграды», 28 аят)

Вопросы 36-39

27. 36-ой вопрос: они пытались приблизиться к Аллаху путем запрещения халяла и наоборот путем разрешения харама. Они поклонялись Аллаху путем запрещения халяла, также как поклонялись посредством ширка.

37-ой вопрос: люди джахилии брали книжников и монахов господами помимо Аллаха. Они пытались поклоняться Аллаху посредством того, что брали книжников и монахов господами помимо Аллаха.

38-ой вопрос: люди джахилии отклонялись в вопросе имен и атрибутов Всевышнего Аллаха. Отклонение в вопросе имен и атрибутов Всевышнего Аллаха, Всевышний Аллах сказал: «Но вы предполагали, что Аллах не знает многого из того, что вы совершали» (Сура «Разъяснены», 22 аят)

39-ый вопрос: Отклонение в вопросе имен Всевышнего Аллаха. Людям джахилии было свойственно отклонение в отношении имен Аллаха, как указывает Аллах: «Но они не уверовали в Всемилостивого» (Сура «Гром», 30 аят)

Вопросы 40-43

28. 40-ой вопрос: они вообще отрицали Господа. Одно из качеств людей джахилии «ат-Та’тыйл», как говорили народ Фараона.

41-ый вопрос: люди джахилии описывали Аллаха недостатками. Они приписывали Аллаху пороки, такие как: ребенок, нужда, усталость; и при этом, отдаляли своих монахов от некоторых этих недостатков.

42-ой вопрос: люди джахилии придавали Аллаху сотоварищей во власти. Люди джахилии придавали Аллаху сотоварищей во власти, в частности это делали маджусы.

43-ий вопрос: люди джахилии отрицали предопределение Аллаха. Люди джахилии отрицали предопределение.

Вопросы 44-49

29. 44-ый вопрос: они оправдывали свое неверие тем, что Аллах предопределил его им. Люди джахилии приводили Аллаху в качестве аргумента предопределение.

45-ый вопрос: люди джахилии утверждали что есть противоречие между шари’атом (установлениями) Аллаха и предопределением Его. Противопоставление шари’ату Аллаха предопределение.

46-ой вопрос: люди джахилии события приписывали времени и ругали время. Люди джахилии ругали время и говорили при этом: «нас не губит ничего, кроме времени» (Сура «Коленопреклоненная», 24 аят).

47-ой вопрос: неблагодарность за милости Аллаха. Люди джахилии относили милости Аллаха не к Аллаху, как об этом сказано в словах Аллаха: «Они узнают милость Аллаха, а затем отрицают ее» (Сура «Пчелы», 83 аят)

48-ой вопрос: люди джахилии имели общее неверие в знамения Аллаха. Неверие в знамения Аллаха

49-ый вопрос: их неверие в некоторые знамения Аллаха. Люди джахилии отрицали некоторые знамения Аллаха

Вопросы 50-55

30. 50-ый вопрос: люди джахилии отрицали ниспослание писании пророкам. Они говорили, как об этом сказано в Курнае: «Аллах ничего не ниспосылал человеку» (Сура «Скот», 91 аят).

51-ый вопрос: люди джахилии называли Коран словом человека. Они говорили по поводу Курана: «Это — не что иное, как слова людей» (Сура «Завернувшийся», 25 аят).

52-ой вопрос: люди джахилии отрицали мудрость в действиях Аллаха. Люди джахилии ставили под сомнение мудрость Всевышнего Аллаха.

53-ий вопрос: Люди джахилии хитрили для того, чтобы ниспровергнуть шари’ат (религию) Аллаха. Люди джахилии использовали различные хитрости, явные и скрытые, для того чтобы устранить то, с чем пришли посланники, как об этом сказано в словах Аллаха: «Они (неверующие) хитрили, и Аллах хитрил» (Сура «Семейство ’Имрана», 54 аят), а также в словах: «Часть людей Писания говорит: «Уверуйте в то, что ниспослано верующим, в начале дня и перестаньте верить в конце его» (Сура «Семейство ’Имрана», 72 аят).

54-ый вопрос: люди джахилии признавали истину для того, чтобы прийти к отвержению ее. Люди джахилии признавали истину чтобы через это отречь истину, как об этом сказано в предыдущем аяте.

55-ый вопрос: их фанатичная приверженность той лжи, которой они придерживались. Фанатичная преданность мазхабу (течению), как в словах Аллаха: «Верьте только тем, кто последовал вашей религии» (Сура «Семейство ’Имрана», 73 аят)

Вопросы 56-62

31. 56-ой вопрос: люди джахилии называли таухид (единобожие) ширком (многобожие). Они называли следование за Исламом ширком, как об этом упоминает Всевышний Аллах: «Если Аллах даровал человеку Писание, власть (знание или умение принимать решения) и пророчество, то ему не подобает говорить людям: „Будьте рабами мне, а не Аллаху“» (до конца аята) (Сура «Семейство ’Имрана», 79 аят).

57-58-ые вопросы: люди джахилии искажали и переставляли слова местами в Писании Аллаха. Они переставляли слова с их мест и искажали писание своими языками.

59-ый вопрос: люди джахилии называли последователей истины разными прозвищами, отвращающими от последователей истины. Люди джахилии наделяли последователей истины разными прозвищами такими как: «Саби-а» и «Хашауийа».

60-61-ые вопрос: люди джахилии возводили ложь на Аллаха и истину называли ложью. Люди джахилии возводили на Аллаха ложь и называли истину ложью.

62-ой вопрос: люди джахилии натравляли правителей на последователей истины. Когда их побеждали посредством довода, они жаловались царям, как об этом говорится в Куране: «Неужели ты позволишь Мусе (Моисею) и его народу распространять на земле нечестие» (Сура «Преграды», 127 аят)

Вопросы 63-70

32. 63-67-ые вопросы: люди джахилии обвиняли приверженцев истины в том, к чему они не имели никакого отношения и были непричастны к этому. Они обвиняли приверженцев истины, приписывая им различные порочные и порицаемые качества. Они обвиняли их в том, что они сеют порчу на земле, как об этом сказано в аяте (выше), и в том, что они умаляют религию царя и умаляют его богов, и в том, что они пытаются заменить (изменить) религию.

68-ой вопрос: люди джахилии хвалили себя за то, чего у них нет.Они утверждали что поступают в соответствии с той истиной, которая у них есть, как об этом говорит Аллах: «„Мы веруем в то, что было ниспослано нам“» (Сура «Корова», 91 аят), хотя на самом деле, они оставляли это.

69-70-ые вопросы: люди джахилии добавляли в поклонение что-то, что не установил Всевышний Аллах или наоборот убирали что-то оттуда. Люди джахилии добавляли что-то в поклонение, как они сделали это в отношении дня ’ашура, или что-то убавляли из поклонения, как например, стояние на ’Арафате

Вопросы 71-76

33. 71-ый вопрос: люди джахилии оставляли выполнение тех обязанностей, которых возложил на них Аллах, оправдываясь набожностью. Они оставляли обязательные предписания, оправдываясь набожностью.

72-73-ие вопросы: люди джахилии пытались приблизиться к Аллаху посредством оставления благого удела (ризка) и путем отказа от ношения красивой одежды. Они поклонялись Аллаху посредством оставления благого удела и путем отказа от ношения красивой одежды.

74-ой вопрос: люди джахилии призывали людей к заблуждению. Люди джахилии призывали людей к заблуждению без знания.

75-ый вопрос: люди джахилии призывали людей к заблуждению. Люди джахилии призывали людей к неверию, имея знание.

76-ой вопрос: люди джахилии использовали великую хитрость для того, чтобы утвердить ширк и отвергнуть истину. Люди джахилии прибегали к великой хитрости, наподобие того, как поступили нарад Нуха, мир ему

Вопросы 77-81

34. 77-ой вопрос: люди джахилии следовали за теми, которые не могли быть объектом следования и примеров. Их предводителями были либо нечестивые ученые, либо невежественные поклоняющиеся, как говорит Всевышний Аллах: «И была среди них группа, которые слышали Слово Аллаха и сознательно исказили его после того, как поняли его смысл? Когда они встречали верующих, они говорили: „Мы уверовали“. Когда же они оставались наедине друг с другом, то говорили: „Неужели вы расскажете им о том, что открыл вам Аллах, чтобы они могли препираться с вами посредством этого перед вашим Господом? Неужели вы не уразумеете этого?“ Неужели они не знают, что Аллаху ведомо все, что они скрывают и обнародуют? Среди них есть неграмотные люди, которые не знают Писания, а лишь верят пустым мечтам и делают предположения» (Сура «Корова», 75-78 аяты).

78-ой вопрос: люди джахилии противоречили собственным утверждениям о том, что они любят Аллаха. Они заявляли, что любят Аллаха, но при этом оставляли шари’ат Аллаха, и тогда Аллах потребовал от них доказательства, сказав: «Скажи: «Если вы любите Аллаха» (до конца аята) (Сура «Семейство ’имрана», 31 аят).

79-ый вопрос: люди джахилии опирались на ложные мечтания. Люди джахилии предавались различным ложным мечтаниям, они говорили: «Огонь коснется нас лишь на считанные дни» (Сура «Корова», 80 аят), и говорили: «Не войдет в Рай никто, кроме иудеев или христиан» (Сура «Корова», 111 аят).

80-ый вопрос: люди джахилии излишествовали в отношении личностей. Люди джахилии устраивали из могил своих пророков и праведников мечети.

81-ый вопрос: люди джахилии чрезмерствовали в в отношении почитания следов пророков. Люди джахилии, (физические) следы своих пророков превращали в мечети (места поклонения), как об этом передано от ’Умара.

Вопросы 82-86

35. 82-ой вопрос: люди джахилии использовали различные средства, которые ведут к многобожию (к ширку). Они устанавливали светильники на могилах.

83-ий вопрос: люди джахилии собирались и проводили время возле могил. Они делали могилы местами регулярных посещении, к которым устремлялись люди (или местами паломничеств).

84-ый вопрос: люди джахилии пытались приближаться к Аллаху посредством принесения в жертву животных возле могил. Люди джахилии резали животных на могилах.

85-86-ые вопросы: люди джахилии посвящали свои усилия обереганию пердметов, оставщихся от каких-то почитаемых (уважаемых) личностей. Люди джахилии искали благодать у предметов (следов, памятников), которые остались от каких-то почитаемых (уважаемых) личностей, пример этого — «дарун-надуа». Те люди, под чьей опекой находились эти памятники, гордились этим, пример этого — сказали Хакиму ибн Хизаму: «Ты продал почет (гордость) Курайшитов?!» Он сказал: «Исчез всякий почет, кроме богобоязненности»

Вопросы 87-95

36. 87-90-ые вопросы: Качества людей джахилии, присущие некоторым людям из этой уммы (общины). Люди джахилии гордились своим происхождением, порочили чьи-то роды, связывали дождь со звездами и оплакивали покойников.

91-ый вопрос: общество джахилии строилось на притеснении и посягательстве. Из самых великих достойнств у людей джахилии считалось притеснение и посягательство на других, и Аллах достаточно сказал об этом в Коране.

92-ой вопрос: люди джахилии гордились и по праву и без права. Люди джахилии относили к величайшим достойнствам проявление гордости, пусть даже чем-то, чем они на самом деле обладали, и это было запрещено (Исламом).

93-ий вопрос: порицаемый фанатизм. Фанатичная преданность человека своей группе будь то в истине или во лжи, это качество считалось у них обязательным. Аллах упомянул об этом в Куране то, что упомянул.

94-ый вопрос: люди джахилии взыскивали, за какое-то преступление совершенное кем-то, с другого человека, который был не виноват. К их религии относится: то, что за преступление совершенное кем-то, взыскивали с другого человека, и Аллах тогда ниспослал аят: «Ни одна душа не понесет чужого бремени» (Сура «Творец», 18 аят)

95-ый вопрос: люди джахилии порицали людей за какие-то недостатки, которые есть у других. Люди джахилии упрекали человека за то, что есть у другого, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ты порицаешь его за его мать? Поистине, ты человек, в котором есть джахилиййа» (Бухари (30), Муслим (1661), Абу Дауд (5157), Ахмад (161/5))

Вопросы 96-102

37. 96-ой вопрос: люди джахилии гордились своими благими поступками. Люди джахилии гордились тем, что заботились о Каабе, и Аллах высказал порицание сказав: «возгордившись ею (Каабой) и произнося скверные речи по ночам» (Сура «Верующие», 67 аят).

97-ой вопрос: люди джахилии гордились тем, что относили себя к благим людям, не смотря на то, что противоречили им. Люди джахилии гордились тем, что они являются потомками пророков, и Аллах, Свят Он и Велик, сказал: «Этот народ уже миновал. Они получат то, что они заслужили» (Сура «Корова», 134 аят).

98-ой вопрос: люди джахилии гордились своими профессиями перед теми кто имел более низкую профессию (или более низкое занятие). Люди джахилии гордились своими занятиями в этом мире, так поступали например, люди двух путешествии в отношении земледельцев.

99-ый вопрос: люди джахилии смотрели с восхищением на обладателей мирских благ. Мирское занимало огромное место в сердцах людей джахилии, на это указывает слова Аллаха: «Они также сказали: „Почему этот Коран не был ниспослан великому мужу из двух городов (Мекки и Таифа)?“» (Сура «Украшения», 31 аят).

100-ый вопрос: люди джахилии пытались поправлять Аллаха, Свят Он и Велик, предъявлять какие-то требования, вносить какие-то предложения Аллаху. Люди джахилии пытались диктовать Аллаху и распоряжаться Его делами, как это указано в аяте предыдущего вопроса.

101-ый вопрос: люди джахилии презирали бедняков. Люди джахилии презирали бедняков, тогда Аллах ниспослал слова: «Не прогоняй тех, которые взывают к своему Господу утром и перед закатом» (Сура «Скот», 52 аят).

102-ой вопрос: люди джахилии обвиняли верующих в неискренности их намерении и в корыстолюбии. Люди джахилии обвиняли последователей посланников в неискренности и стремлении к мирским выгодам, и Аллах, Свят Он и Велик, дал ответ им в Своих словах: «Ты нисколько не в ответе за них» до конца аята (Сура «Скот», 52 аят)

Вопросы 103-113

38. 103-108-ые вопросы: люди джахилии не веровали в основные принципы имана (веры). Люди джахилии не веровали в ангелов, в посланников, в писания, отвращались от того, что пришло от Аллаха, не веровали в последний день и считали ложью встречу с Аллахом.

109-ый вопрос: люди джахилии считали ложью часть того, что сообщили посланники. Люди джахилии не веровали в некоторое из того, что сообщили посланники о судном дне, как например в словах: «Это — те, которые не уверовали в знамения своего Господа и во встречу с Ним» (Сура «Пещера», 105 аят), также сюда относится, то что они считали ложью слова: «Властелину Дня воздаяния» (Сура «Открывающая книгу», 4 аят), а также слова: «не будет ни торговли, ни дружбы, ни заступничества» (Сура «Корова», 254 аят), а также слова: «Заступаться будут только за тех или только те, которые осознанно засвидетельствовали истину» (Сура «Украшения», 86 аят).

110-ый вопрос: люди джахилии покушались на тех, которые призывали к истине. Они убивали тех, которые призывали к справедливости.

111-ый вопрос: люди джахилии верили в ложь. Они верили в «джибт» (колдовство, шайтан, ширк, идолы) и «тагут» (все, чему поклоняются помимо Аллаха).

112-ый вопрос: люди джахилии считали куфр (неверие) лучше, чем иман (вера). Люди джахилии считали религию многобожников лучше, чем религия мусульман.

113-ый вопрос: люди джахилии смешивали истину с ложью, для того чтобы была признана ложь. Люди джахилии смешивали истину с ложью

Вопросы 114-117

39. 114-ый вопрос: люди джахилии скрывали истину, хотя знали её. Люди джахилии скрывали истину, хотя знали её.

115-ый вопрос: люди джахилии говорили об Аллахе без знания. Основа заблуждения состоит в том, что люди говорили об Аллахе без знания.

116-ый вопрос: противоречивость во взглядах людей джахилии (столкновение их взглядов друг с другом). Явное противоречие, из-за того что они отвергли истину, как сказал Всевышний: «Но они сочли ложью истину, когда она явилась к ним, и теперь они находятся в замешательстве» (Сура «Къаф», 5 аят).

117-ый вопрос: люди джахилии верили в часть того, что было ниспослано им и не верили в другую часть. Люди джахилии верили в часть того, что было ниспослано, не веря в другую часть

Вопросы 118-128

40. 118-ый вопрос: люди джахилии верили в некоторых посланников и не верили в других посланников. Они разделяли между посланниками.

119-ый вопрос: люди джахилии вели споры о том, о чем у них нет знания. Они вели тяжбы по вопросам, по которым у них нет знания.

120-ый вопрос: противоречивость в следовании за другими. Они претендовали на то, что они следуют за предшественниками (саляфами), хотя открыто противоречили им.

121-ый вопрос: люди джахилии отвращали от пути Аллаха, Свят Он и Возвышен. Люди джахилии отвращали от пути Аллаха тех, которые веровали в Него.

122-ой вопрос: люди джахилии любили неверующих людей. Люди джахилии любили неверие и неверующих.

123-128-ые вопросы: люди джахилии опирались на «хурафат» (суеверие и то, что не основано на истине. Людям джахилии были свойственны такие вещи как, «аль-’ияфа» (гадание по птице), «ат-таркъ» (гадание по линиям), «ат-тыяра» (вера в дурные приметы), «ал-кахана» (прорицательство), обращение за решением к тагуту и не желание жениться между двумя праздниками