Даура по книге «Кифаятуль-мустазид»: подробное изучение Единобожия

Серия лекций по разъяснению книги «Кифаятуль-мустазид» (перевод шарха Салих Али аш-Шейха на книгу «Китабут-таухид» с арабского языка). Данный труд посвящен подробному изучению единобожия (таухид) и того, что ему противоречит — многобожия (ширк).

Скачать файлы или прослушать аудио онлайн из папки Dropbox

Скачать контрольные вопросы для самопроверки на арабском языке и на русском языке

Скачать шарх книги на арабском языке часть 1-я, часть 2-я и матн книги на русском языке

Единобожие

Ниже приведен список тем, затронутых при рассмотрении вопросов каждой главы книги. Аудио файлы доступны для скачивания из облачных папок по ссылкам, приведенным выше.

Вступление

  1. Пояснение о дауре по книге единобожия
  2. Почет знаний и требующих знания
  3. Торопливые в требовании знаний
  4. Дегустаторы в требовании знаний
  5. Знания требуются на основе основ и постепенно
  6. Знания это не эмоции, поэтому их трудно достичь
  7. Манхадж (путь) ученых в требовании знаний
  8. Необходимо вводить в разум только правильное понимание знаний
  9. Важность изучения арабского языка и терминологии ученых
  10. Заучивание наизусть избранных знаний
  11. Душевное состояние требующего знания
  12. Об авторе и самой книге
  13. О пути разъяснения книги

Глава 1. Книга единобожия Всевышний Аллах сказал: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне».

  1. О вступлении шейха Мухаммада ат-Тамими к своей книге
  2. Понятие “таухид” (единобожие)
  3. Понятие единобожия в господстве (таухид ар-рубубия)
  4. Понятия единобожия в божественности (таухид аль-улюхия)
  5. Перевод “Ля иляха илляЛаху” на русский язык как “Нет достойного поклонения никого, кроме Аллаха”
  6. Понятие единобожия в именах и атрибутах (таухид аль-асмаи уа ассыфат)
  7. О написании данной книги по нужде
  8. Понятие “ширк” (многобожие)
  9. Классификация ширка
  10. Тафсир (толкование) аята 56 из суры “Аз-Зарият”. Предлог “лям” имеет значение “лям хикма”
  11. Таухид — это поклонение, и поклонение — это таухид.
  12. Сущность поклонения (“‘ибада”)
  13. Тафсир аята 36 из суры “ан-Нахль” — мудрость отправления посланников к людям
  14. Отклонение людей от пути пророков и посланников в вопросах поклонения. Отклонение от пути пророка ﷺ в вопросах джихада
  15. Тафсир аята 36 из суры “ан-Нахль” — отрицание и утверждение в единобожии
  16. Тафсир аята 23 из суры “аль-Исра”
  17. Тафсир аята 36 из суры “ан-Ниса”
  18. Тафсир аятов 151-153 из суры “аль-Ан’ам”
  19. Хадис Ибн Мас’уда о завещании пророка ﷺ
  20. Хадис Му’аза о праве Аллаха и праве Его рабов
  21. Вопрос (масаиль) данной главы

Глава 2. Достоинство таухида и того, что оно искупляет грехи

  1. Почему необходимо говорить о достоинствах того или иного деяния. Метод побуждения и устрашения.
  2. Матн (текст) второй главы.
  3. Начало разъяснения данной главы.
  4. Воплощение таухида выражается в оставлении грехов и нововведений.
  5. Трехслойный фильтр — Сказал Аллах, сказал Посланник, сказали сподвижники.
  6. Необязательно помнить довод из Корана и сунны, главное, чтобы хоть раз услышать его и действовать по нему.
  7. Тафсир суры “аль-Ан’ам”, аят 82.
  8. Терминология: понятия “общее” и “частное” (‘умум и хасс).
  9. Зульм (несправедливость) уменьшает безопасность и веру.
  10. Через призму единобожия.
  11. Ширк — это слабость и разобщенность мусульман, а таухид — это их сила и опора.
  12. Первый симптом болезни мусульманского общества — превосходство и коварство их врагов.
  13. Второй симптом — несправедливые правители.
  14. Слова имама Ахмада (рахимахуллах) о том, что непослушание Пророка, мир ему и благословение Аллаха, является ширком.
  15. Третий симптом —разобщенность мусульман.
  16. Вопросы-ответы братьев на дауре.
  17. Хадис ‘Убады ибн Самита о том, кто засвидетельствовал “Ля иляха илля Ллах”
  18. Что значит засвидетельствовать. Понятие “свидетельство”.
  19. Как относится к шариату прежних общин — совершать деяния по нему или нет.
  20. Что означает “Дух от Него”?
  21. Непричастность (отказ) в хадисе ‘Убады ибн Самита.
  22. Отказ от нововведений.
  23. Вхождение в Рай по мере своих дел.
  24. Хадис ‘Итбана о том, что Аллаха запретил Огонь тому, кто сказал “Ля иляха илля Ллах”, желая этим самым лика Аллаха.
  25. Толкование хадиса Абу Са’ида аль-Худри о просьбе Мусы, мир ему.
  26. Толкование хадиса Анаса о прощении Аллаха грехов, если не придавали Ему сотоварищей.
  27. Прощение Аллаха грехов того, кто умер, не покаявшись.
  28. Дела сердец — это основа всего.
  29. Вопросы, рассматриваемые в данной главе (шарх Ибн ‘Усаймина, да помилует его Аллах).
  30. Вопрос-ответ Салих Али аш-Шейха о “‘амирухунна”. Что означает “обитатели” небес.

Глава 3. Кто воплотит единобожие, войдет в Рай без расчета

  1. Матн (текст) главы.
  2. Опровержение джама’ату Таблигъ.
  3. Как относиться к приверженцам нововведений? Ненависть к нововведению, а не личности.
  4. Матн (текст) главы. Продолжение.
  5. Начало разъяснения главы.
  6. Смысл воплощения таухида (единобожия).
  7. Степени воплощения единобожия.
  8. Требования свидетельства “Мухаммад — посланник Аллаха”.
  9. Кто совершал грехи или нововведения, не покаявшись от этого, тот не воплотил единобожие.
  10. Четыре миллиона девятьсот тысяч человек войдут в Рай без расчета и наказаний.
  11. Тафсир 120-го аята суры “ан-Нахль”.
  12. Отдаление от многобожников есть воплощение единобожия.
  13. Не одиноки те, кто следует по пути Ибрахима. Тафсир шейха Мухаммада ат-Тамими на этот аят.
  14. Тафсир 59-го аята суры “аль-Му’минун”
  15. Шайтан приукрашает нововведения.
  16. Разъяснение хадиса. Понятие “Сподвижник (сахаби)”.
  17. Достоинство рождения в Исламе, не совершая ширк.
  18. Разъяснение хадиса. Забота сподвижников об Ахырате (Последующей жизни).
  19. Смысл слов “они не просят заговоров (рукъя)”.
  20. Смысл слов “Не просят сделать прижигание”.
  21. Третье качество — не верят в приметы.
  22. Четвертое качество — упование на Аллаха.
  23. Достоинство тех, кто войдет в Рай без расчета и наказания, в том, что они опередят других по времени вхождения, а не по степени в Раю.
  24. Рассматриваемые вопросы в данной главе.

Глава 4. О необходимости бояться ширка (совершения многобожия)

  1. Можно ли делать такфир (обвинить в неверии) того, кто оставляет столпы Ислама?
  2. Такфир конкретной личности.
  3. Понятие мекканского и мединского периодов в реализации законоположений шариата.
  4. Джама’ат “Ихуануль-муслимин” и его основатель Хасан аль-Банна.
  5. Матн данной главы.
  6. Разъяснение главы и ее соответствие книге. Плоды страха от многобожия.
  7. Истигфар (испрашивание прощения за грехи) — один из путей бегства от ширка.
  8. Цель данной книги — воплощение таухида и отдаление от ширка.
  9. Тафсир суры “ан-Ниса” аятов 48 и 116: «Поистине, Аллах не прощает приобщения к Нему сотоварищей, но прощает всё, что меньше этого, кому пожелает…».
  10. Есть ли оправдание многобожнику за ширк по невежеству?
  11. Соответствие аятов суры “ан-Ниса” данной главе.
  12. Тафсир суры “Ибрахим” аята 35: «…И отдали меня и моих детей от поклонения идолам!»
  13. Понятия “уасан” и “санам” (идол).
  14. Разъяснение хадиса о показухе. Виды показухи (рия).
  15. Разъяснение хадиса о том, кто умер на ширке. Что значит “помимо Аллаха” (“наряду с Аллахом”)?
  16. Разъяснение хадиса Джабира о попадании в Ад того, кто совершил ширк, и в Рай того, кто не совершал его.
  17. Малый ширк будет взвешиваться на Весах в Судный день. Халатность к ширку. Заключение толкования данной главы.
  18. Попытки шайтана сбить с поклонения посредством показухи.
  19. Рассматриваемые вопросы данной главы.
  20. Наказание — по справедливости Аллаха, а награда — по Его милости.
  21. Правильно ли говорить “Бояться ширка, а не Аллаха”?

Глава 5. Призыв к свидетельству «Нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха»

  1. Матн данной главы.
  2. Сильный довод против секты «Хизб ут-Тахрир». Разъяснение данной главы.
  3. Призыв к Исламу, с которым пришел Пророк, мир ему и благословение Аллаха, а не к исламу различных сект и джамаатов. Призыв должен быть подробным, а не обобщенным.
  4. Продолжение толкования главы.
  5. Начало тафсира суры “Юсуф” аята 108: «Таков мой путь. Я и мои последователи призываем к Аллаху согласно знанию. Пречист Аллах, и я не являюсь одним из многобожников».
  6. О джихаде.
  7. Тафсир суры “Юсуф” (продолжение).
  8. О джамаате “Таблиг”.
  9. Тафсир суры “Юсуф” (завершение).
  10. Разъяснение хадиса Му’аза о том, к чему сначала призывают.
  11. Разъяснение хадиса Сахль ибн Са’да о вручении знанмени.
  12. Рассматриваемые вопросы данной главы.
  13. Обладатели Писание в наше время. Они никуда не исчезали.
  14. Рассматриваемые вопросы данной главы (продолжение).

Глава 6. Смысл Таухида и свидетельства «Нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха»

  1. Матн данной главы.
  2. Разъяснение главы. Тафсир смысла таухида.
  3. Смысл свидетельства. Три составляющие шахады.
  4. Лингвистический анализ «Ля иляха илля Ллах».
  5. Современные многобожники хуже, чем многобожники-курайшиты.
  6. Тафсир суры «аль-Исра», аят 57. Смысл слова “уасиля” (путь, средство).
  7. Заблуждение суфистов в том, что нельзя поклоняться из-за страха от Ада и желания Рая.
  8. Непричастность к ширку многобожники на примере с египетскими мусорщиками-бомжами.
  9. Тафсир суры “аз-Зухруф”, аяты 26-27. Непричастность Ибрахима, мир ему, к ширку.
  10. Непричастность к ширку и многобожникам: мудрость в призыве.
  11. Непричастность к ширку и многобожникам: жестокость, навязанная Голливудом.
  12. Тафсир суры “ат-Тауба”, аят 31.
  13. Нет разницы между дозволением харама и запрещением халяля.
  14. Боязнь ученых запретить что-либо.
  15. Тафсир суры “аль-Бакара”, аят 165. Любить кого-либо той любовью, которой достоин только Всевышний Аллах, является многобожием. Это противоречит основам таухида. Любовь является видом поклонения.
  16. Хадис: “Кто сказал Ля иляхя илля Ллах…”
  17. Вопросы жизни и имущества неверных — это функции правителя, а не каждого обывателя.
  18. Завершение разъяснения хадиса.
  19. Рассматриваемые вопросы данной главы.

Глава 7. Ношение кольца, шнурка и т.п. для избавления от беды или ее предотвращения является проявлением многобожия

  1. Матн данной главы.
  2. Ширк — это слабость (слабость мусульманской общины).
  3. Продолжение матна.
  4. Разъяснение. Виды ширка.
  5. Разъяснение названия главы.
  6. Почему ношение кольца или шнурка является малым ширком.
  7. Баракат в еде при собрании людей для совместного принятия его.
  8. Разъяснение причин и результатов в шариате и в быту. Важно хорошо понять эти определения!
  9. Изучение религии на своем языке, потом на арабском.
  10. Надписи имени Аллаха в облаках или иных вещах.
  11. Основа малого ширка — связь сердца с не Аллахом.
  12. Тафсир 38-го аята суры “Зумар”. Поклонение пророкам.
  13. Поклонение джиннам. Надо спокойно относиться к караматам праведников.
  14. Поклонение не самим камням, а духам в них.
  15. Связь сердца. Применение аята о большом ширке к малому.
  16. Воспитание этим аятом. Привязанность сердца.
  17. Завершение тафсира 38-го аята суры Зумар.
  18. Разъяснение хадиса Имрана ибн Хусайна о медном кольце. Абсолютный успех.
  19. Разъяснение хадиса Укбы ибн Амира об амулете (в форме ракушки).
  20. Хадис Хузейфы о срывании ниток, шнурков, амулетов.
  21. Вопрос о точке на лбу от сглаза.
  22. Масаиль это главы. Оправдание по незнанию.

Глава 8. О заклинаниях и амулетах

  1. Матн главы. Понятие “марфу’” в терминологии хадисов.
  2. Толкование этой главы.
  3. Важность обучения шариатским словам и терминам.
  4. Условия дозволенности рукъйя.
  5. Амулеты и их виды.
  6. Срывание амулетов.
  7. Толкование хадиса, переданный Ибн Мас’удом.
  8. О привораживании и обручальном кольце.
  9. Хадис от Абдуллы ибн Укейм.
  10. Категории людей в полагании на Аллаха.
  11. Результат полагания на не Аллаха.
  12. О разногласии касательно амулетов, в которых есть текст из Корана.
  13. Иснад.
  14. Анализ иснадов хадисов, в которых дозволяются амулеты.
  15. Ученые, которые запрещают амулеты.
  16. Мнение сподвижника Пророка, мир ему и благословение Аллаха, является шариатским доводом.
  17. Общий запрет амулетов.
  18. Вред амулетов, в которых есть что-то из Корана.
  19. Виды разногласий в религии.
  20. Завешивать стены запрещено.
  21. Установка основ в религии. Пример на миске об основах.
  22. Хадис от Руайфи’а. Переплетение бороды. Этикет еды из западной культуры.
  23. Пояснение об узелках и шнурках из хадиса Руайфи’а.
  24. Малый ширк является смертным грехом (кабаир). Правило касательно того, кого слушать.
  25. Хадис Саида ибн Джубайра об освобождении раба.
  26. Рабство в Исламе. Современное рабство на Западе.
  27. Важно, что скрывается под названием, а не само название.
  28. Разъяснение хадиса. Хукм (положение) хадиса-мурсаль.
  29. Вопросы, заданные шейху Салиху (хафизахуЛлах).
  30. Масаиль этой главы.

Глава 9. О том, кто испрашивает (или ищет) баракята у деревьев, камней и тому подобных вещей

  1. Основа в требовании знании — ответ на вопрос «У кого учиться?»
  2. Матн этой главы.
  3. Термин «Баракат».
  4. Церковные слова и термины.
  5. Баракат, связанный с местом или временем.
  6. Баракат в верующих.
  7. Испрашивание бараката многобожниками.
  8. Тафсир аята о Лате, Уззе и Манат.
  9. Великий хадис Абу Уакыда аль-Лейси касательно манхаджа и вероубеждения.
  10. Элементы ширка в испрашивании бараката. Кубуриты (могилопоклонники).
  11. Рассматриваемые вопросы данной главы.
  12. Чума нашего века — телевизор: вред, беда, разврат, порча нравов и ценностей.
  13. Продолжение толкования рассматриваемых вопросов.

Глава 10. О жертвоприношении (забх) не Аллаху

  1. Вопрос о двух видах кабаир (больших грехах).
  2. Вопрос об общем отрицании подобно отрицанию в выражении «Ля иляха».
  3. Вопрос об испрашивании бараката. Волос пророка (мир ему и благословение Аллаха) и другие предметы, принадлежавшие ему.
  4. Вопрос о воде Замзам. “Особенность” товаров, привезенных из Мекки.
  5. Вопрос об использовании воды Замзам.
  6. Матн данной главы.
  7. Жертвоприношение с именем Всевышнего Аллаха или же жертвоприношение с именем кого-то другого. Жертвоприношение ради кого-то с намерением приблизиться к нему.
  8. Примечание требующему знания.
  9. Тафсир 162-163 аятов суры “аль-Ан’ам”. Жертвенные животные. Понятие “черный день” противоречит таухиду.
  10. Вопрос шейх Ринату о Замзаме и жертвоприношении быка. Ширк американцев.
  11. Тафсир 2 аята суры “аль-Каусар”.
  12. Два вида чтения — мухдис и мухдас (еретик или нововведение). Вопрос манхаджа.
  13. Разъяснение хадиса о жертвоприношении мухи.
  14. Продолжение разъяснения хадиса — а было ли принуждение принести в жертву муху.
  15. Разъяснение рассматриваемых вопросов.
  16. Можно ли сдавать террористов властям?.
  17. Продолжение разъяснения рассматриваемых вопросов.
  18. Вопрос шейху Салиху «Моя семья приносит в жертву животное и раздает мясо людям с намерением, чтобы их не постигало горе. Что вы скажете об этом?».
  19. Вопрос шейху Салиху «Уважаемый шейх, некоторые люди считают, что если Всевышний Аллах дал человеку что-то хорошее, то человек обязательно должен дать милостыню. Верно ли это?».
  20. Вопрос шейху Салиху «Можно ли входить в туалет с наручными часами, на которых написаны имена Аллаха?».
  21. МЯСНАЯ ПРОБЛЕМА у мусульман России и СНГ.

Глава 11. О том, что нельзя резать жертвенное животное ради Аллаха в том месте, где приносят в жертву не ради Аллаха

  1. Матн данной главы.
  2. Шарх данной главы.
  3. Отдаление от еретиков-нововведенцев.
  4. Продолжение толкования главы.
  5. Пользы, извлекаемые из истории мечети «дырар» (вреда).
  6. Почему можно молиться в мечети?.
  7. Толкование хадиса о жертвоприношении в Буване.
  8. Праздник или «ид»? Значение слова «ид».
  9. Продолжение разъяснения хадиса.
  10. Можно ли перестроить церковь в мечеть?.
  11. Рассматриваемые вопросы данной главы.

Глава 12. Посвящение обета не Аллаху является ширком

  1. Матн данной главы.
  2. Разъяснение главы.
  3. Вопросы, заданные шейху Салиху, да хранит его Аллах.
  4. Рассматриваемые вопросы данной главы.

Глава 13. Прибегание (Исти’аза) к кому-либо, кроме Аллаха является ширком

  1. Матн данной главы.
  2. Соответствие этой главы к предыдущим главам о жертвоприношении и обете. Значение слова исти’аза и значение формы слова истаф’ала в арабском языке: 1) требование чего-либо или выполнения чего-либо, 2) описание каким-либо свойством или действием в большом количестве. Три вида языка: сам язык (люга), язык шариата, язык обычая (‘урф). Три вида глагола повелительного наклонения (амр): дуа, приказ, просьба.
  3. Является ли ширком то, что кто-то прибегает к защите творения, которое может оказать защиту? В исти’азе есть внутреннее и внешнее деяния.
  4. Тафсир аята.
  5. Хадис Хауля бинт Хаким.
  6. Аш’ариты хуже джахмитов и му’тазилитов в вопросе слов Аллаха — Корана.
  7. Понимание того, что такое совершенные слова Аллаха.
  8. Масаиль. Замена чего-либо плохого хорошим при запрете харама. Границы этого правила в да’уате. Нашиды про джихад поет суфист из накшбандийского тариката.

Глава 14. Просьба о помощи в тяжелой ситуации (истигъаса) или же ду’а к кому-либо, кроме Аллаха, является ширком

  1. Матн данной главы.
  2. Шарх. Сущность истигъасы (испрашивание помощи в трудной ситуации). Точное определение и её границы.
  3. Ду’а (мольба). Виды ду’а.
  4. Поднимание рук в ду’а.
  5. Второй вид ду’а.
  6. Как поднимать руки в ду’а.
  7. Разница между двумя видами ду’а.
  8. Тафсир аята, правильное понимание аята. Понятие «Та’лиль хукм» (причина законоположения). Важность изучения арабского языка.
  9. Тафсир аята. Виды шукра (благодарности): языком, сердцем и делами. Ризк — средства к существованию.
  10. О переводах с арабского и корректировки переводов.
  11. Тафсир аята. Ман (кто) — для разумных или правильнее сказать для знающих. Шутки во время уроков. Халиф: значение этого слова.
  12. Хадис.
  13. Использование слабых хадисов и его условия.
  14. Завершение толкования главы.
  15. Про салям.
  16. Масаиль главы.

Глава 15. О словах Всевышнего Аллаха: «Неужели они приобщают в сотоварищи к Аллаху тех, которые ничего не творят, тогда как сами были сотворены, которые не способны оказать им поддержку и не способны помочь даже самим себе?»

  1. Еще раз о важности корректировки переводов…
  2. Шарх. Правило «Логические доводы берутся из Корана и Сунны».
  3. Как говорить с кяфирами, если они не верят в Коран? Путь философов и теоретиков. Харун Яхья.
  4. Шарх. Доводы разума в Коране и сунне для тех, кто размышляет о них.
  5. Профессор Жданов.
  6. Тафсир аята. Владение: абсолютное и относительное (довод). Такфиристы далеки от таухида. Победа дана посланникам и пророкам (довод).
  7. Джихад, муджахид.
  8. Слабость рабов (довод). Прекрасные имена Аллаха и сыфаты (довод).
  9. Шарх. Признание господства приводит к признанию божественности Аллаха. Доказательства божественности. Пример студентов в период коммунизма. Все в руках Аллаха — только Он достоин поклонения.
  10. Очки единобожия. Слова Ибн Таймиййи о зрении. Басыра — зрение сердца.
  11. Тафсир 59-64 аятов суры Намль. Довод таухида рубубия самый сильный довод против многобожников, которые обращаются к мертвым в своих мольбах. Современные многобожники хуже прежних из-за приписывания управления бытием своим ложным божествам.
  12. В 5 вещах современные многобожники превзошли прежних.
  13. В Коране много доводов. Призыв к Исламу не Кораном — это не путь пророка, мир ему. Про Ахмад Дидата.

  14. Тафсир аятов, приведенных как довод в данном разделе.
  15. Толкование хадисов данной главы.
  16. Слова шейха Ибн Усаймина об этом хадисе. Удержание языка от проклинания кого-либо, такфира, тафсика. Почему отдаляем людей от милости Аллаха?
  17. Важность ученых подобне воде на земле. Самый близкий к шайтану — отдаляющий людей от ученых.
  18. Толкование второго хадиса главы. Опровержение таблиговцам. Призыв родственникам. В хадисе явное указание, что даже родственникам не может помочь, что же можно сказать о других.
  19. Слова шейха Ибн Усаймина в разъяснении масаиль этой главы.

Глава 16. О словах Всевышнего Аллаха: «„Когда же испуг покинет их сердца, они скажут: Что сказал ваш Господь?“. Они скажут: „Истину, ведь Он — Возвышенный, Великий“»

  1. Чтение матна главы с фаваидами хадиса.
  2. Приведение примеров учеными в разъснении той или иной вещи. Хадис о рисовании прямой линии на земле. Прямой путь — длинный. «Сидите спокойно, мы не достоины шахады» из истории в Ливане.
  3. Шейх Фаузан о следовании лжи секты из-за одной хорошей вещи в ней.
  4. Шейх Фаузан о подобных Харун Яхье. Коран толкуется Кораном, сунной, словами сподвижников или арабским языком. Тафсир современными теориями и наукой является ложным.
  5. Чтение матна (второй хадис) с фаваидами. Тасбих неодушевленных предметов, праведники могут слышать его.
  6. Шарх данной главы. Обитатели небес боятся Аллаха. Описание Аллаха полнотой величия и красоты. Описание ангелов.
  7. Масаиль данной главы.
  8. Продолжение масаиль — опровержение шиитам-рафидитам.
  9. Масаиль главы. Шейх Ибн Усеймин об оболщении людей чем-то одним, которые не обращают внимание на все остальное.

Глава 17. О Заступничестве.

  1. Чтение матна.
  2. Соответствие главы предыдущим двум главам. Определение заступничества (аш-шафа’а). Прошение шафа’а у мертвых большой ширк, а прошение шафа’а у живых дозволено.
  3. Ошибка многих людей в понимании шафа’а. Самый запутанный вопрос в отведении сомнений мушриков — вопрос шафа’а.
  4. Два вида шафаа: отвергнутое и утвержденное. Условия шафаа: дозволение Аллаха, довольство Аллаха.
  5. 4 положение тех, кому поклоняются и у кого испрашивают шафа’а помимо Аллаха, в тафсире аята 22 суры Саба.
  6. Тематический порядок аятов в главе: 1) лицо довода, 2) шафа’а принадлежит Аллаха, 3) сам по себе независимо ни от кого никто не совершает шафа’а, 4) кем Аллах доволен, чтобы ему совершили шафа’а.
  7. Слова Ибн Теймиййи о шафа’а. Дозволение пророку шафа’а. Кто из людей самый счастливый заслуживающий шафа’а пророка? Шафа’а достойны единобожники, а многобожники будут лишены шафа’а.
  8. Сущность шафа’а по словам Ибн Теймиййи. Почему Аллах напрямую не простит единобожникам без шафа’а? Шафа’а — это икрам Аллаха Своим рабам. Шафа’а отвергается, если в него замешан ширк.
  9. Смысл «дозволения» в шафа’а. Исключение в шафа’а Абу Талиб. Заключение шарха.
  10. Шафа’а узма (великое заступничество). Другие виды шафа’а пророка.
  11. Масаиль главы.
  12. Вопрос шейху. Можно ли нам просить кого-то делать ду’а за нас?
  13. Вопрос шейху. Какая разница между тауассуль и шафа’а?
  14. Вопрос шейху. О тауассуле слепого сподвижника.

Глава 18. О словах Всевышнего «Поистине, ты не ведешь по прямому пути…»

  1. Чтение матна. Соответствие главы к книге.
  2. Хидая: два вида — хидая тауфик и хидая иршад.
  3. Мушрик из нашей уммы. Грамматический и терминологический разбор аята. Смысл «хидая тауфик».
  4. Смысл «хидая иршад».
  5. Хидая тауфик отрицается от пророка, мир ему и благословение Аллаха. Следовательно недействительна связь сердец, кроме как с Аллахом.
  6. Шарх хадиса об Абу Талибе. Арабы понимали, что значит сказать «Ля иляха илля Ллах». Слова Абу Талиба.
  7. Плохой друг (плохое общество). Национализм — путь иудеев.
  8. Истигфар за Абу Талиба, но помогло ли это ему? Истишфа — это вид истигфара. Запрет на испрашивания прощения для мушриков.
  9. Два вида использования «ма кана…».
  10. Масаиль главы. Слова Кардави о прошении прощения за папу. О выражении соболезнования за умершего мушрика.
  11. Масаиль главы. Религия Абдульмутталиба. Понимание Абу Джахля основ религии. Рафидиты считают Абу Талиба мусульманином. Вопрос следования за предками (мазхабизм). «Оставляешь религию предков?» — сильная шубха.
  12. Вопрос шейху о проведении банкета для призыва кафира к Исламу. Отношение к кафирам. Про «бэлешников». Про нияха (оплакивание мертвых). Призыв к Исламу на сабантуях, наурузах.
  13. Хадисы про нияха, поминки 3-7-40.

Глава 19. Чрезмерность к праведникам.

  1. Чтение данного матна.
  2. Причина ширка, причина впадания в ширк. Предотвращение болезни. Излишество. О причинах после основ и убеждений.
  3. Гулув. Запрет на гулув даже в камешках в джамарате.

  4. О праведниках, праведности. Праведность — противоположность порчи и грехам. Салих — тот, кто исполняет права Аллаха и права рабов Аллаха. Степени праведников.
  5. Граница чрезмерности относительно праведников. Некоторые из тех, кто излишиствует, даже «не оставили Аллаху ничего». Бусайри (пример ашаритов).
  6. Важность закрытия дверей нововведениям, т.к. они ведут к куфру и ширку. История имама Ахмада.
  7. Тафсир 171-го аята ан-Ниса. Слова Ибн Батта. Ужас нововведения. Хадис Абу Мусы аль-Ашари: начали с камешек, а закончили убийством сподвижников.
  8. Не сидите с приверженцами нововведений.
  9. Перегибы в обвинении в нововведении.
  10. Приведение в Коране примеров обладателей Писания, как они проявляли излишество относительно пророков и праведников. Некоторые суфисты наделили божественностью некоторых творений Аллаха (о 4-х кутбах).
  11. Хадис Ибн Аббаса. Первый грех, который нужно исправлять, это ширк. Нух, мир ему. История удода. Две основы появления ширка — ширк народа Нуха и ширк народа Ибрахима. Этапы внедрения ширка.
  12. Слова Ибн Каййима. Недостаток ученых народа Нуха, допустившие нововведение создания памятников.
  13. Салих аль-Фаузан: Фауаид из хадиса Ибн Аббаса. Любая бида приводит к ширку, даже при истечении долгого времени. Достоинство ученых. Статьи против ученых не подписаны.
  14. Шайтан может «анимировать» суры (изображения и памятники) для воздействия на тех, кто пребывает возле этих сур. Скрытая передача (вахий) шайтана.
  15. Хадис Умара. Излишество может быть в разных вещах. Смысл частицы «каф».
  16. Хадисы. Излишество — причина любого зла. Синонимы излишества.
  17. Масаиль главы. Обольщение делами некоторых людей, не обращая внимание на их убеждения. Изучение таухида-ширка не для суда личностей. Причина любого заблуждения — смешение истины с ложью. «Открытие шайтаном 99 дверей добра для 1 двери зла».

Глава 20. О недопустимости поклонения Аллаху у могилы.

  1. Матн. Икона пророка Мухаммада ﷺ.
  2. Забота пророка об общине даже при смерти. Поклонение Аллаху у могилы ради получения барака, как убеждены многие люди в этом. Несмотря на то, что поклоняются только Аллаху у могилы, такие люди прокляты.
  3. Праведник. Степени людей в праведности. Недопустимо возвеличивать могилы праведников.
  4. Поклонение самому праведнику или его могиле. Мавзолеи.
  5. Хадис Аиши. Масджид и церковь. Наихудшие перед Аллахом.
  6. Хадис о проклятии тем, кто берет могилы праведников местами поклонения.
  7. Три вида взятие могил местами поклонения.
  8. Предостережение пророка сподвижникам от деяний обладателей Писания. Причины похорон пророка не на кладбище.
  9. Сподвижники выполнили завещание пророка. Могила пророка. Рауда.
  10. Хадис о халиле.
  11. Куссасы. Мишари Рашид.
  12. Молитва, совершенная в мечети с могилой, недействительна.
  13. Наихудшие люди, превращающие могилы в места поклонения.
  14. Масаиль главы.

Глава 21. Излишество к могилам праведников.

  1. Матн данной главы.
  2. Могилы праведников ничем не отличается от могил других людей. Излишество в могиле: писание на ней, возвышение над землей, строение на ней, поклонение около нее. Могилы «праведных» людей.
  3. Разбор хадиса из Муатта. Могила может быть идолом. История двух мошенников в Египте. Шейх Баракат.
  4. Хадис от Ибн Джарира о лат(т)е и уззе.
  5. Хадис от Ибн Аббаса о женщинах, посещающих могилы, и о ставящих светильники на могилы. Зеленая подсветка мечетей. Донесение знаний до своих семей.
  6. Масаиль главы.
  7. Посещение могил (кафиров) и могилы пророка. Мольба за мертвых. Дарение вознаграждения мертвым. Тауассуль (Кораном). Уважение к могиле мусульманина.

Глава 22. Защита таухида.

  1. Матн данной главы.
  2. Ид. Два вида ида. Поздравление с джума.
  3. Перевод и донесение смыслов шариата.
  4. Тафсир аята 128-129 Тауба. Забота и переживание пророка за общину.
  5. Хадис Абу Хурайры. Не делайте мою могилу идом. Салават на пророка ﷺ.
  6. Хадис Али Ибн Хусейна. Совершение сунны-намаза дома. Защита пророком таухида.
  7. Хадисы о салавате.
  8. Масаиль главы. Суфисты — «два раза мало».

Глава 23. Некоторая часть общины поклоняется идолам.

  1. Матн. О дауре и книгах про таухид.
  2. Шарх. Шубха хурафиййин и ответ на нее. Хадисы о том, что часть общины будут поклоняться тагуту.
  3. Подробное разъяснение хадиса об поклонении части общины идолам. Умма дагва и умма иджаба.
  4. Васан — идол.
  5. Джибт.
  6. Тагут. Мазхаб, таклид и таухид.
  7. Причина ниспосылания 51-го аята ан-Ниса.
  8. Тафсир Маида, 60. Обезьяны и свиньи. Хутаба.
  9. Арабы-мушрики совершали поклонение такое как у мусульман. Мусульмане, до которых не дошел Ислам. Ислам сектантов.
  10. Тафсир 21-го аята Кахф.
  11. Сунан или санан. Лям клятвы. Предостережение пророка. Подражание в точности иудеям и христианам. Пример о собрании за едой.
  12. Хадис Саубана об имамах-заблуждающих. Хиджра в страны куфра. Телевизор.
  13. Группа людей на истине. Джамаа. Победа худжой, доводом.
  14. Амру-Ллах в хадисе. Имам.
  15. Масаиль. Перевод названий сур.

Глава 24. Колдовоство.

  1. Салят за пророка ﷺ. Такфир за грех.
  2. Матн.
  3. Убийство души не по праву. Зиммий. Муахад. Мусульманин в кяфирском государстве. Мустаман.
  4. Риба (ростовщиство). Два вида риба.
  5. Бегство с поля боя. Выбор фатвы ученых по страстям.
  6. Матн (продолжение). Соответствие главы к книге.
  7. Сихр. Языковое значение. Сущность, определение в шариате.
  8. Сихр в контекстах Корана и сунны. Изучение сихра куфр.
  9. Виды сихра. Хадд сахиру за вероотступничество.
  10. Тафсир Бакара 102.
  11. Тафсир Ниса 51.
  12. Шарх хадисов.
  13. Хадд (наказание) сахира по хадисам. Термин марфу и маукуф. Три мнение по наказанию сахира.
  14. Тауба сахира. Кассеты о лечении сихра. Вопрос шейху о лечении сихра с помощью джиннов.
  15. Обман шайтана тех, кто лечит сихр. «Кто из саляфов так делал?» Помощь джиннов человеку. У джиннов хабар не принимается.
  16. Сторониться ли больных джинном? Лучшее средство против джиннов — это таухид. «Исламские болезни».
  17. Масаиль главы.

Глава 25. Виды сихра.

  1. Матн. Виды сихра и почему они названы сихром, хотя они не являются тем сихром, который упомянут в предыдущей главе.
  2. Суеверие, приметы (гияфа, тарк, тыяра).
  3. Разница между суеверием и добрым предзнаменованием (тафауль).
  4. Тарк (рисование, черчение линий).
  5. Астрология. Две области изучения звезд. Гороскоп.
  6. Завязывание узлов и плевание на них.
  7. Связывание сердца с чем-либо помимо Аллаха.
  8. Сплетни — вид сихра. Самые большие колдуны те, кто разлучают людей от ученых.
  9. Красноречие.
  10. Масаиль.

Глава 26. Предсказатели.

  1. Матн главы.
  2. Служение джинов при совершении ширка. Предсказатель — мушрик. Воровство откровении джинами.
  3. Этапы воровства с неба во время пророчества.
  4. Синонимы слова «предсказатель» (’арраф). Определение Ибн Таймиййи.
  5. Хадис о непринятии молитвы в течении 40 дней у того, кто пойдет к предсказателю. Три мнения о куфре того, кто ходит к предсказателю.
  6. Хадис Имрана ибн аль-Хусайна о приметах, предсказаниях, колдовстве. Слова аль-Багауи.
  7. Слова Ибн Аббаса. Виды предсказания очень много. Информация приходит предсказателю от джинов, а не от явных средств (звезды, чашка…).
  8. Вопрос шейху.
  9. Масаиль главы.

Глава 27. О снятии колдовства (нушра).

  1. Матн данной главы.
  2. Языковое значение нушра. Соответствие главы к книге. Два вида нушры.
  3. Хадис Джабира о нушре.
  4. Хадис о том, что Ибн Масуд запрещал все.
  5. Хадис из Бухари.
  6. Слова Хасана и Ибн аль-Каййима. О мнении ханбалитов в дозволенности сихра.
  7. Масаиль.

Глава 28. О суеверии.

  1. Матн. Исправление перевода хадиса.
  2. Сущность суеверия (примет). «Лень переводчика». Примеры примет в фольклоре СНГ. Предзнаменование во сне. Истихара.
  3. Тафсир А’раф 131 и Йа-син 19.
  4. Хадис Абу Хурайра. Инфекция. В хадисе отрицание не существования, а воздействия. Сафар — месяц или «червяк» в животе.
  5. Хадис Анаса. Благое доброе предзнаменование.
  6. Хадис ’Урва ибн ’Амира. Ищите хорошее в людях. Знамения. Сон — один из видов примет.
  7. Ду’а велика, но недостоверна. Хадис Ибн Мас’уда. Испытание — когда что-то предопределенное совпадает с приметой. Искупление греха примет.
  8. Масаиль. Некоторые вопросы по суеверию.

Глава 29. Об астрологии.

  1. Матн. Наука о звездах бывает дозволенной и запретной. Три вида убеждений людей относительно звезд или вида науки о звездах.
  2. Слова Катада о цели создания звезд. Ошибочное понимание хадиса об удержании при упоминании кадара или сподвижников или звездах. Некоторые саляфы запрещали астрономию, другие же дозволяли.
  3. Хадис Абу Мусы. Небрежность людей к астрологии тем, что заносят в дома газеты и журналы с ней и читают, т.к. это подобно хождению к колдунам. Впускание колдунов в свои дома.
  4. Масаиль. Не взваливай на себя то, на что у тебя нет знаний.

Глава 30. Связывание выпадения дождя с звездами.

  1. Матн данной главы.
  2. История арабов. Соответствие главы к другим главам и к книге. Связь сердца с Аллахом. Приписывай милость Аллаху. Три Мухаммада.
  3. Тафсир Уакы’а 82. Понятие «ризк». Шукр (благодарность).
  4. Хадис о 4-х пережитках джахилии. Обычаи джахилии. Гордость предками или их делами. Знание своего рода. Жить по законам Аллаха. Покаяние оплакивающего человека.
  5. Хадис Зейда ибн Халида. Слово «сама» (небо, верх). Два вида куфра относительно звезд.
  6. Хадис Ибн ’Аббаса. Появление звезды: причина чего-либо или время.
  7. Масаиль. Слово «куфр».

Глава 31. Любовь к Аллаху.

  1. Матн данной главы.
  2. Поклонение сердцем. Вид любви как поклонение. Человеком руководит любовь.
  3. Три вида любви, связанные с Аллахом.
  4. Тафсир аль-Бакара 165 и ат-Тауба 24.
  5. Хадисы от Анаса. Полнота веры с любовью к Аллаху и пророку. Сладость веры.
  6. Хадис от Ибн ’Аббаса. Любовь и гнев ради Аллаха. Слова Салих аль-Фаузана про гнев ради Аллаха. Тафсир ал-Бакара 166.
  7. Масаиль. Методология джихадистов в привидении доводов такой же как у суфистов.
  8. Вопросы. О звездах. О таухид рубубия в призыве.

Глава 32. О том, чтобы бояться Аллаха.

  1. Матн данной главы.
  2. Страх как поклонение. Три вида страха от кого-либо помимо Аллаха.
  3. Тафсир Али Имран 175.
  4. Тафсир Тауба 18. Разница хашия и хауфа. Тафсир Анкабут 10.
  5. Толкование хадисов данной главы.
  6. Масаиль.
  7. Снискание довольства людей при призыве. Мы не против мазхаба. Два пути изучения фикха.

Глава 33. Тауаккуль (упование).

  1. Матн данной главы.
  2. Упование как поклонение. Сущность тауаккуля. Уповай на Аллаха даже во вхождении в Рай.
  3. Два положения того, кто полагается не на Аллаха.
  4. Тафсир Маида 23.
  5. Тафсир Анфаль 2 и 64. Все в руках Аллаха. Тауаккуль в истории пророков. Постоянное изучение таухида.
  6. Хадис от Ибн ’Аббаса. История Абу Суфьяна при Ухуде.
  7. Масаиль. Практика уроков таухида.

Глава 34. Об объединении надежды и страха в себе.

  1. Матн данной главы.
  2. Тафсир А’раф 99. Причина чувства безопасности от хитрости Аллаха. Связанный атрибут Аллаха — хитрость в отношении тех, кто хитрит с Ним. Заманивание (завлечение) Аллаха (истидрадж).
  3. Тафсир Хиджр 56. Чего должно быть больше: страха или надежды?
  4. Хадис Ибн Аббаса о кабаир. Хадис Ибн Мас’уда о кабаир. Рахма и раух.
  5. Масаиль.
  6. Понимание надежды и страха. Применение их в призыве.

Глава 35. Терпение.

  1. Матн. Испытание религией и испытание предопределением, и терпение в них. Сущность терпения.
  2. Терпение часть имана. Степени имана. В одном человеке может собраться степени имана и степени неверия. Также понимание уаля-уаль-бара с пониманием степеней имана и куфра.
  3. Тафсир Тагабун 11. Мудрость и справедливость. Отсутствие мудрости в ахкамах у людей.
  4. Вопрос: мусорить куфр что ли. Терминология ученых.
  5. Объяснение слов Алкамы. Довольствоваться несчастьем желательно, но необязательно. Разница между сабром и рида (довольство).
  6. Хадис Абу Хурайры о порочении рода и оплакивании мертвых. Слово «куфр» и правила связанные с ним.
  7. Хадисы от Ибн Мас’уда и от Анаса. Терпение вычищает грехи. Сущность негодования. Разница между недогованием и неприязнью.
  8. Масаиль главы.

Глава 36. О показухе.

  1. Матн данной главы.
  2. Сущность показухи. Степени показухи или виды.
  3. Тафсир 110 аята аль-Кахф. Важность понимания терминов ученых.
  4. Шарх хадиса Абу Хурайры. Положения деяния, в которое примешана показуха.
  5. Шарх хадиса Абу Саида. Показуха хуже Даджаля.
  6. Масаиль данной главы.

Глава 37. Желание мирского при поклонении.

  1. Матн главы. Описание качеств муджахида.
  2. Пояснение того, как может человек желать мирского в поклонении и это будет ширком.
  3. Тафсир 15-16 аятов Худ. Сравнение с капиталистическими странами.
  4. Четыре вида людей, упоминаются в этом аяте. Первый вид: желающие мирской награды и не желающие ахырата, при этом он искренен в поклонении. Например, в мечетях читают Коран за деньги. Молитва как физ.зарядка. Оберегание азкарами. Про родственные связи и джихад.
  5. Дела, в которых желают мирских благ, два вида: 1) деяния, совершаемые ради мирского, но шариат не упоминает мирской награды; 2) деяния, за которые обещаны награды в этом мире.
  6. Второй вид людей: совершают праведные дела ради имущества или заработка.
  7. Третий вид: показушники. Четвертый вид: совершают праведные дела и вместе с этим то, что нарушает Ислам.
  8. Сомнение касательно мусульман, входят ли они в этот аят. В этом аяте угроза 4 видам людей.
  9. Хадис Абу Хурайры о рабе динара.
  10. Масаиль главы.
  11. Широта милости Аллаха: прощение грехов раба до расчета.

Глава 38. Подчинение ученым и правителям в запрещении того, что дозволил Аллах…

  1. Матн главы.
  2. Запрещение разрешенного хуже, чем дозволять запрещенное. Слова Ибн Усаймина об этом. О продуктах, в состав которых присутствуют запретные вещества. О сомнительных вещах.
  3. Понятие подчинения ученым. Обязанности ученых. Подчинение это поклонение, что соответствует смыслу аята Таубы 31.
  4. Обладатели власти — кто они? Аят Ниса 59. Разъяснение подчинения правителю в вопросах поклонения и в мирских вопросах. Суть подчинение в разрешении запретного или в запрещении разрешенного.
  5. Условие в хукме данной главы.
  6. Cлова Ибн Усаймина в делении людей в вопросе подчинения в разрешении запрещенного или в запрещении разрешенного: 1) те, кто довольствуется этим и порицают хукм Аллаха; 2) те, кто не порицает хукм Аллаха, но по страстям следует правителю в этом; 3) те, кто следует по незнанию.
  7. Илях и Рабб — разница между ними. Аяты Али Имран 80 и Тауба 31. Разъяснение хадиса Ади ибн Хатима.
  8. Хадис Ибн Аббаса. Есть указание на это сообщение в книгах хадисов. Важность следования за хадисом. Как понимать и действовать по хадисам. История этого хадиса. Мутга это таматтуг.
  9. Cлова имама Ахмада в порицании тех, кто следуют за мнением при наличии иснада и его достоверности. Опора на правила в мазхабах при невозможности узнать хадис.
  10. Cлепое следование за каким-либо ученым или мазхабу в том, что противоречит Сунне. Важность ученых. Ученые — средство, а не цель. Ифрат и тафрит относительно ученых.
  11. Аят Нур 63: отвергание сунны или ее части приводит к ширку.
  12. Хадис Ади ибн Хатима. Степени подчинения ученым: по убеждению (табдиль) и по страстям. Понятие «табдиль» (замена). Уличные понятия у молодых братьев.
  13. Пользы извлекаемые из данной главы.

Глава 39. О словах Всевышнего Аллаха о тахакуме к тагуту.

  1. Матн главы.
  2. Неправильное понимание у братьев вопроса об обращении к суду по не тому, что ниспослал Аллах.
  3. Взятка в Исламе.
  4. Подстраивание под свои убеждения шариатские тексты. Слова Ибн Усеймина. О том, как вырывают слова ученых для утверждения своих убеждений.
  5. Хукм в быту, (рубубиййа) хукм в шариате (улухиййа). Обязательность суда тем, что ниспослал Аллах. Про уличные понятия. «Законы» тюремного общества.
  6. Соответствие главы к книге единобожия. Вынесение суда между спорящими нужно возвращать Тому, Кто создал этих рабов. Слова Салиха аль-Фаузана о том, что надо возвращаться к суду Аллаха во всех вопросах: акыде, манхадже, фикхе и пр.
  7. Тафсир 60 аята ан-Ниса. Важное условие куфра того, кто обращается за судом к тагуту — желание этого.
  8. Тафсир 11 аята аль-Бакара. Порча и нечестие на земле по причине ширка и суда тагута, а порядок по причине таухида и суда Аллаха. Признаки мунафиков. Слова Ибн Усаймина о сеющих порчу.
  9. Тафсир 50 аята ал-Маиды. Суд не шариатом Аллаха — это интеллектуальный мусор и отрывки мыслей.
  10. Ошибка — приравнивать суд и обращение за судом не к Аллаху. 1) Есть кто устанавливает конституцию и законы. Подробности такфира подобных людей.
  11. 2) Есть те, кто судит по этим законам и конституциям. Римское право. Ясак. Подробности такфира данной категории людей.
    Мнение ученых о тех, кто постоянно судит по канунам, что они не кафиры, пока не посчитают их халялем. Раннее мнение Салиха Али Шейха в этом.
  12. 3) Положение людей, которые живут в том государстве, где судят не по шариату. Обращение в кафирские суды для отстаивания своих прав, которые положены по шариату. Примеры взяток (гаишники).
  13. 4) Положение государства, которое судит по конституции. Мнение Мухаммада ибн Ибрахима. Понятие «даруль-куфр» и «даруль-ислам».
  14. Масаиль главы.

Глава 40. Об отрицающих что-либо из имен и атрибутов Аллаха.

  1. Матн главы. Про слово «милосердный».
  2. Отрицание (джухуд) два вида: инкар такзиб, тахриф.
  3. Деления таухида.
  4. Заблуждение в таухиде имен и атрибутов приводит к заблуждение в таухиде улухиййа. Возвеличивание имен и атрибутов из полноты таухида.
  5. Смысл таухида в имена и атрибуты Аллаха. Отрицание и утверждение в 11 аяте Шура. Причина упоминания атрибутов слуха и зрения. Схожесть атрибутов в основе самого атрибута.
  6. Связь главы с книгой с двух сторон.
  7. Тафсир Ра’д 30. Мушрики Мекки не принимали только одно имя, а в наше время … Связь между именами и атрибутами.
  8. Убеждения имама Абу Ханифы в именах и атрибутах. Его мазхаб в этом.
  9. Хадис из Сахих Бухари. Необходимо обращаться людям тем, что они могут уразуметь. Не будь причиной тому, что люди будут отрицать что-то из имен или атрибутов Аллаха. Про куссасов.
  10. Хадис Ибн ’Аббаса с порицанием того, кто вдзрогнул при слышании атрибутов Аллаха. Понятия муташабих и мухкам. Три категории текстов шариата: 1) полностью мухкам, 2) полностью муташабих, 3) для кого-то муташабих и для кого-то мухкам. Правило «Речь об атрибутах как речь о сущности».
  11. Масаиль главы.

Глава 41. Об отрицающих милости Аллаха.

  1. Матн главы.
  2. Тафсир 83 ан-Нахль. Приписывание благ не Аллаху — это то, что отрицает полноту таухида из слов. Слово «магрифа» используется чаще всего в порицании тех, кто описывается этим словом. Слова, означающие всеобщность.
  3. Толкование слов Муджахида про «Мое имущество, унаследовал от своих отцов».
  4. «Если бы не такой-то, то …». Слова Ибн Усаймина касательно этих слов.
  5. «Это по причине заступничества наших богов». Толкование слов Ибн Таймиййи.
  6. Масаиль главы.

Глава 42. О словах Всевышнего «И не придавайте сотоварищей Аллаху…».

  1. Матн главы.
  2. Приравнивание Аллаху (тандид) в словах. Тафсир аль-Бакара 22. Разъяснение слов Ибн Аббаса. Две степени слов в приписывании милостей: совершенная и дозволенная.
  3. Клятва не Аллахом ширк. Что такое клятва (йамин)? Обращение внимание на то, что в душе, при определенных словах. Пояснение слов Ибн Мас’уда о ложной клятве Аллахом.
  4. О словах «Так пожелал Аллах и такой-то», «Прибегаю к Аллаху и тебе». Две стороны прибегания к защите: явная и скрытая. Макрух в смысле харам в текстах Корана и хадисов.
  5. Масаиль главы.
  6. Исламские товары — неправильное выражение.

Глава 43. О том, кто не удовлетворился клятвой Аллахом.

  1. Матн главы. Про имя Ибн Маджаха, необходимо правильно произносить имена. Про изменение имени, связывая это с религией.
  2. Клятва в судах. Любая клятва. Клятва лжеца. Неудовлетворение клятвой Аллахом является из кабаир.
  3. Масаиль главы.

Глава 44. О словах «Если пожелает Аллах и ты».

  1. Матн главы.
  2. Шарх. Понимание иудеев вопросов ширка не для исправления ширка, а для нападок на мусульман. Правило: нововведение не опровергается нововведением, а только истиной. Принимай истину от кого бы она не исходила. Сперва самое важное, а потом важное. Про Усаму бен Ладена и ему подобных. Учеба у ахлю-бид’а.
  3. Масаиль главы. Слова Ибн Усаймина про мукаллидов. Истолкование доводов по своим страстям. Про знахарей и шаманов.

Глава 45. О том, кто ругает время, тот тем самым оскорбляет Аллаха.

  1. Матн главы.
  2. Тот, кто ругает время, ругает того, Кто создает в это время. Время не является из имен Аллаха. Проблемные выражения, связанные со временем.
  3. Масаиль главы.

Глава 46. О титулах «судья всех судей».

  1. Матн главы. Многие проблемы человека из-за языка.
  2. Шарх. Сущность некоторых имен и титулов. Нельзя передавать подобные выражения. Разница между Маалик и Малик.
  3. Масаиль главы.

Глава 47. Уважение имен Аллаха.

  1. Матн главы.
  2. Шарх. Запрещено халатно относиться к именам Аллаха, например, газетам, книгам и прочим вещам, где написаны имена Аллаха.
  3. Масаиль главы.

Глава 48. О тех, кто насмехается над религией Аллаха.

  1. Матн главы.
  2. Два вида куфра: отварачивающиеся и спорящие. Про призывающих к джихаду. Кто насмехается над религией, тот либо мунафик, либо кафир-мушрик.
  3. Соответствие главы к книге. Границы насмешек.
  4. Тафсир Тауба 65. Эти аяты ниспосланы про мунафиков. Онлайн-муджахиды. Хадис, в котором указание на то, что беспечность в словах вводит в огонь на 70 лет.
  5. Слова шейха Фаузана о насмешках над учеными.
  6. Удержите языки!
  7. Масаиль главы.

Глава 49. О приписывании милостей Аллаха не Ему.

  1. Матн главы.
  2. Важность приписывания милостей Аллаха Ему и возвеличивания Его в своих речах. Примеры того, как люди приписывают себе, своим стараниям или знаниям.
  3. Два вида людей в приписывании милостей: 1) себе; 2) Аллаху и тому, что он достоин. Обязательность людей в этом. Ду’а для Абу Бакра. Даже если причина была действующей, то это по велению Аллаха.
  4. Тафсир аята о Каруне. Избавление своего языка и сердца от ложных слов и убеждений. Будьте осторожны от бед языка.
  5. Масаиль главы.

Глава 50. Шукр.

  1. Матн главы.
  2. Шукр. Обязательность шукра. Нарушение шукра. Абд в именах.
  3. Тафсир 190 аята А’раф. Приписывание истории не Адаму и Хава является нововведением. В аяте слово сотоварищи употреблено в языковом значении. Шайтан дважды обманул Адама и Хаву. Пророки могли совершить малый грех, но это никак не влияет на их положение.
  4. Второе мнение ученых относительно истории Адама и Хава в этом аяте.
  5. Имена, содержащие слово Абд (раб). Тагбид в именах. Про имя Абдульмуталлиб.
  6. Разница между ширком в подчинении и ширком в поклонении. Ширк в подчинении — степени: малый грех, большой грех, малый ширк, большой ширк.
  7. Масаиль главы.

Глава 51. Прекрасные имена Аллаха.

  1. Матн главы.
  2. Понимание «наипрекраснейших» имен Аллаха.
  3. Виды имен Аллаха. Имена красоты. Имена величия.
  4. Степени знания имен Аллаха.
  5. Тафсир аята 180 А’раф. Виды илхада (уклонение) в именах Аллаха. Куфр джахмитов.
  6. Масаиль главы.

Глава 52. О недопустимости выражения «Ас-Салям Аллаху».

  1. Матн главы. Значение имени Ас-Салям.
  2. Шарх хадиса Ибн Масуда про салям. Салям и приветствие иудеям и христианам.
  3. Приветствие мусульман. Два смысла приветствия.
  4. Сокращения в смсках и других сообщениях. Салях. Не разговаривать без саляма.
  5. Масаиль главы.

Глава 53. Уверенность в мольбе.

  1. Матн главы.
  2. Два смысла в «Если пожелаешь» при совершении мольбы Аллаху: как будто ты не нуждаешься в Аллахе, и как будто ты можешь поставить Аллаха в неудобное положение.
  3. О настойчивости в ду’а. Аллах любит это. Про «Тухур ин шаа Аллах».
  4. Масаиль главы.

Глава 54. О выражении «Мой раб и моя рабыня».

  1. Матн главы.
  2. Настоящее рабство и настоящее господство. «Мой раб» — противоречит обязательному этикету в отношении Аллаху.
  3. Шарх хадиса о выражении «Мой раб». Запретность (харам) или порицаемость (караха) подобных выражений. Слово «мауля». Про слово «саййид».
  4. Масаиль главы.

Глава 55. Если попросили именем Аллаха.

  1. Матн главы.
  2. Три мнения относительно того, кого попросили ради Аллаха: запрет отказа; нежелательность отказа или дозволенность отказа.
  3. Участие двух сторон в некоторых делах. Каждая сторона обязана определенными вещами. Например, муж и жена. Ибн Усеймин о том, можно ли просить именем Аллаха. Нежелательно просить у людей. О том, кому и как давать садака.
  4. Просить для брата желательно.
  5. Шарх хадиса Ибн Умара о прошении именем Аллаха. История аль-джуниййа (о женах пророка). Отблагодарите того, кто сделал хорошее вам, чтобы очистить сердце.
  6. Масаиль главы.

Глава 56. Ликом Аллаха испрашивается только Рай.

  1. Слабость хадиса данного раздела. Матн главы. «Баб» как в Сахих аль-Бухари. Отрицание сильнее запрета.
  2. Лик Аллаха один из атрибутов Его сущности. Рай. Толкование хадиса Джабира. «Би» для тауассуля.
  3. Масаиль главы.

Глава 57. О выражении «Если бы».

  1. Матн главы.
  2. Что бы не случилось, то все по решению и предопределению Аллаха. Правило в использовании слова «Если». Слова Ибн Каййима: не просто слово «если бы», а дело сердца при произнесении его.
  3. То, что постигает раба: либо беды, либо грехи. Шайтан старается войти в сердце раба и сделать его плохо думающим о своем Господе.
  4. Тафсир 168 и 154 Али Имран. Признак мунафиков использование слова если. Шарх хадиса Абу Хурайры о если.
  5. Использование слова «если» для будущего.
  6. Масаиль главы. Ответ на вопрос шейху о словах пророка «Если бы не я, то мой дядя был на самом дне Ада».

Глава 58. Запрет на ругание ветра.

  1. Матн главы.
  2. Тот, кто ругает ветер, подобен тому, кто ругает время. Наставление пророка при ветре, который не нравится. Страх перед Аллахом при атмосферных изменениях.
  3. Масаиль главы.

Глава 59. Плохие мысли об Аллахе.

  1. Матн главы.
  2. Плохие мысли об Аллахе противоречат таухиду. Деяния Аллаха два вида: 1) возвращающиеся к Его мудрости и справедливости, 2) и возвращающиеся к Его милости и добру.
  3. Тафсир 154 Али Имран. Смысл «занн».
  4. Тафсир 6 аль-Фатх. Плохие ысли возвращаются к трем вещам: отрицание кадара, отрицание мудрости и отрицание помощи Аллаха.
  5. Второй тафсир. Имя «аль-Хаким» содержит несколько значений.
  6. Третий тафсир. Признаки пророчества.
  7. Зависть — один из проявлений плохих мыслей об Аллахе. Зависть среди студентов.
  8. Масаиль главы.

Глава 60. Отрицание кадара (предопределния).

  1. Матн главы.
  2. Важность кадара. Сущность кадара.
  3. Виды отрицания кадара. Кадариты.
  4. Ибн Умар о вере в кадар.
  5. Убада ибн Самит о вкусе веры. О воспитании детей.
  6. Джабариты. Джахмиты, крайние суфисты. Ашариты, матуридиты, куллябиты. О писании пера кадара.
  7. Масаиль главы. Ученые — врачи сердец.

Глава 61. О создающих изображения.

  1. Матн главы.
  2. Причина запрета создания изображений.
  3. Фотографирование. Мнение Ибн Усаймина.
  4. Хадис Абу Хурайры про создающих изображения.
  5. Хадис Айши о наказании для создающих изображения. Уподобление Аллаху в тасвире: два вида, при которых попадают в куфр.
  6. Хадис Ибн ’Аббаса о том, что создание изображений один из кабаир. Указание на вторую причину (улюхиййа). Упоминание изображений вместе с могилами.
  7. Масаиль главы. Шейх Альбани о детских игрушках с изображениями. Видео — фатуа Салих Али Шейха.

Глава 62. О частых клятвах.

  1. Матн главы.
  2. Хранение клятв. Три этапа клятв.
  3. Шарх хадисов. Стирание бараката. Высокомерие.
  4. Салих аль-Фаузан о воспитании детей на таухиде и сунне. Воспитание жен.
  5. Масаиль главы.

Глава 63. Обязательство Аллаха и обязательство пророка.

  1. Матн главы. Законоположения джихада из хадиса. Правители. Хиджра и национализм. Джизья.
  2. Возвеличивание Аллаха при взаимоотношениях с людьми, даже в такой ситуации как война.
  3. Выполнение договора. Партизанская война.
  4. Из возвеличивания Аллаха то, что нельзя давать людям обязательства Аллаха и Его пророка. Носители ислама, таухида, сунны должны соблюдать договора и возвеличивать Аллаха в взаимоотношениях с людьми, дабы не отвратить их от Ислама.
  5. Масаиль главы.

Глава 64. Клятва Аллаху.

  1. Матн главы.
  2. Два вида клятвы. Клятва, в которой есть высокомерие, в ней есть обязывание Аллаха. Клятва, которую Аллах исполнит, в ней раб клянется нуждаясь в Аллахе.
  3. Шарх хадиса Джундуб ибн Абдуллаха. Человеку может проститься по причине самого ненавистного для него.
  4. Масаиль главы.

Глава 65. Ходатайство Аллаха.

  1. Матн главы.
  2. Шарх главы.
  3. Масаиль главы.

Глава 66. Защита таухида.

  1. Матн главы.
  2. Шарх. Чрезмерность в выражениях. Ас-Саййид. Смиренность в сердце и в частях тела.
  3. Масаиль главы.

Глава 67. О слове Всевышнего Аллаха (Сура Аз-Зумар, 67).

  1. Матн главы.
  2. Мы верим в тексты Корана и Сунны.
  3. Тафсир 67 аз-Зумар. Люди не ценят Аллаха ни со стороны Его сущности, мощи и атрибутов, и ни со стороны Его мудрости и отправления посланников.
  4. Масаиль главы.