Правила фикха

Чтение книги «Къауа’идул-фикъхийа» шейха ‘Абд ар-Рахмана ас-Са‘ди, да помилует его Аллах, где разбираются основные правила шариатского права — фикха.

Скачать файлы или прослушать аудио онлайн из папки Dropbox

1. Вступление.

2. Вся хвала Аллаху Высочайшему, Добрейшему, Объединяющему вещи, Разделяющему.

3. Обладателю милостей обширных, обильных. И мудрости изумительных, многочисленных.

4. А затем, благословение и вечный мир последнему посланнику, который был из Курайшитов и семье его и благочестивым сподвижникам, обредщим степени достохвальности.

5. Знай, да наставит тебя Аллах, что лучший дар это знание, устраняющая от тебя сомнения и грязь, и открывающая истину для обладателей сердец, и приводящая тебя к тому, что тебе нужно.

6. Стремись познать эти нижеизложенные правила, которые объединяют в себе различные вопросы, чтобы смог ты подняться в знании на высоты и последовать путем тех, которые получили успех. Эти правила я изложил в форме стиха и извлек из книг ученых-улама. Да вознаградит их Владыка великой наградой прощением, милостью и благодатью одарит.

7. Намерение условие для всех деяний, оно определяет их годность или негодность.

8. Религия строится на обеспечении польз и на устранении вреда.

9. Если сталкиваются друг с другом сразу несколько польз, предпочтение отдается наибольшей.

10. Если сталкиваются несколько вредных зол, то совершается наименьшее из них.

11. Из правил шариата облегчение в любом из дел, в котором затруднение.

12. Деяние не может быть обязательным без возможности, и не может быть запретным при вынужденности.

13. Все запретное при наличии крайней необходимости дозволено лишь в меру необходимости.

14. Суждение строится на том, в чем есть убежденность, и убежденность не устраняется сомнением.

15. Основа в том, что касается воды, которую мы используем и земли, и одежды и камней — чистота.

16. Основа в том, что касается половой близости и мяса, жизни и имущества тех, кто является неприкосновенным это — запрещенность, пока не будет того, что сделает это дозволенным. Пойми то, что диктуется тебе, да наставит тебя Аллах!

17. Основа в нашим обычных делах — дозволенность, пока не будет того, что отклонит от них этот хукм, и ничего не устанавливается в религии, пока это не будет упомянуто в шариате.

18. Средства к достижению цели, как цели, и также расценивай то, что сверх этого.

19. Что касается ошибки, принуждения и забывания, то снял с нас за это ответственность наш Милостивый Господь, но если при этом нанесен ущерб — установлено компенсация, но при этом нет греха.

20. Среди шариатских хукмов есть такие, которые устанавливаются в придачу, но которые не устанавливаются в одиночку.

21. Если в благородном шариате хукм не очерчен четкими границами, то обращаются к традиции.

22. Тот, кто делает нечто запрещенное раньше времени, несет убыток и лишается того, с чем поспешил.

23. Если в самом деле или в его условиях совершено запретное, то деяние испорчено и недействительно.

24. Тот, кто нанес увечье тому, кто причинял ему вред, защищаясь наилучшим образом, тот не несет ответственности.

25. Артикль «ال» дает значение всеобщности, как во множественном, так и в единственном числе.

26. Существительное в неопределенном состоянии в контексте отрицания и запрета дает значение всеобщности.

27. Слова «من» и «ما» также дают значение полного обобщения, о, мой брат, послушай!

28. Единственное число в изафетном сочетании также дает значение всеобщности, да наставит тебя Аллах!

29. Законоположения не действуют, пока не соберутся в нем все условия и не будут отсутствовать все препятствующие обстоятельства.

30. Тот, кто сделал возложенное на него из дела, заслуживает то, что полагается за это дело.

31. Если сделать приказанное полностью трудно, то делается его часть.

32. Все, что сделано по разрешению не накладывает ответственности.

33. Каждое законоположение действует, пока есть его молитв, то есть то, что стало причиной установления шариатом данного хукма.

34. Каждое условие в договоре, будь-то торговля, брак или другие цели, нужно выполнять, кроме договора, который разрешает запрещенное или наоборот запрещает разрешенное, знай, что такие условия — недействительны.

35. Когда есть неясность в правах или неразрешимая спорная ситуация, то применяется жребии.

36. Если есть два одинаковых деяния, то они объединяются и совершается одно из них, послушай!

37. Занятое не занимается, например пожертвованное в благотворительных целях или заложенное.

38. Кто выполнит за своего брата какую-то обязанность, то имеет право требовать себе возвращение потраченного.

39. Естественные удерживающие причины, несомненно, такие же, как и шариатские.

40. Хвала Аллаху, позволившему закончить этот труд, хвала Ему в начале, в середине и в конце. А затем благословение, повсеместно распространяющееся, мир пророку, сподвижникам и всем последователям!