Правила такфира (обвинения в неверии)

Правила такфира

«Правила такфира» — серия лекций, в которых разъясняются некоторые вопросы и правила, связанные с такфиром (обвинением в неверии). Все правила основаны на Коране и Сунне в понимании имамов прошлого, а также авторитетных обладателей знания современности.

Лекции подготовил: Ринат Абу Мухаммад, да хранит его Аллах.

Скачать файлы или прослушать аудио онлайн из папки Dropbox

Скачать контрольные вопросы для самопроверки

Шейх Бакр Абу Зейд, да помилует его Аллах, сказал: «Так же, как у постановлении о вероотступничестве и неверии есть обязательные причины, также у этого есть условия и препятствия. Является условием (для такфира) предоставления посланнического довода, который избавляет от неясности. Отсутствие таких препятствий, как неправильное понимание (таъуиль), незнание (джахль), ошибка (хата) и принуждение (икрах). Так же необходимо делать разницу между общим такфиром, когда такфир делается в общей форме тому, кто сделал то, что нарушает Ислам и между частным такфиром конкретного лица. Если какое-то убеждение, слово, дело, сомнение, оставление будет куфром, то говорится, что совершивший это является неверным, или сказавший такое является неверным, и так далее, не говоря так о конкретном лице. Что же касается конкретного лица, который скажет или сделает то, что будет неверием, то следует смотреть прежде, чем выносить суждение о неверии, выполнены ли условия и устранены ли препятствия в отношении него. И если условия соблюдены и нет препятствий, то выносится постановление о его неверии. Его призывают к покаянию, а если он отказывается, то его казнят по шариату. Постановление о неверии не может исходить от любого человека или определенного джама’ата. Поистине, это возвращается к ученым, обладающим основательным знанием шариата, о которых засвидетельствовали благом и достоинством!» См. «Даръуль-фитна мин ахли-Ссунна» 58-59, 62.

Спросили шейха Мукъбиля ибн Хади, да помилует его Аллах: «Кто тот, который имеет право обвинять в неверии?». Шейх ответил: «Это обладающие знанием, которые способны вынести решение о человеке, является ли он мусульманином или неверным. Если только речь не идет о христианине, иудее или атеисте, ибо известно всем мусульманам о том, что они неверные». См. «Джальса ма’а ас-сухуфи аль-альмани» вопрос № 180.

Часть 1-я:

• Вступление. Актуальность данного вопроса в наши дни.
• Термин и понятие «такфир». Такфир: одобряемый и порицаемый.
• Термины «куфр», «иман» и «ислам» являются шариатскими терминами, поэтому нужно говорить о них строго в соответствии с пониманием праведных предшественников (саляфов).
• В этих вопросах необходимо возвращаться к словам учёных.
Правило 1-е: Первое разногласие, которое появилось в исламской общине — разногласие в вопросах такфира.
Правило 2-е: Следует говорить об этом только на основе знания.
Правило 3-е: Обвинение в неверии человека, не являющего таковым, является проявлением малого неверия.
Правило 4-е: Неверие, как и вера, состоит из степеней.
Правило 5-е: Запрещено выносить постановление относительно того человека, слова и дела которого могут указывать на куфр и не указывать на него одновременно, пока не выяснится, что он имел в виду (пример: история Хатыба ибн аби Бальта).
• Как подходили к вопросу такфира саляфы и учёные современности?

Часть 2-я:

Правило 6-е: Существует разница между положением людей на этом свете и на том свете.
• Положение лицемера в этом мире — для нас он верующий, в вечном мире — неверующий.
• Примеры того, как неверующие для нас в этом мире могут быть верующими у Аллаха.
• Хадис о четырёх препирающихся в Судный день.
• Аят о верующем человеке из семьи Фараона, который скрывал в себе веру.
• Подобные положения могут быть и в наше время.
• О тех, кто безосновательно обвиняет людей в неверии.
Правило 7-е: Неверие бывает нескольких видов.
• Неверие отрицания и отвержения.
• Неверие отвращения.
• Неверие отказа и высокомерия.
• Неверие лицемерия.
• Неверие сомнения.
• Неверие невежества.
• Положение того, кто попал в куфр или ширк по незнанию.
• Действительно ли Мухаммад ат-Тамими занимался такфиром?
• О запрете называть неверующим того, кто сделал что-либо из неверия или многобожия по незнанию.

Часть 3-я:

Правило 8-е: Следует различать между действием действующим лицом.
• О тех, кто выносит постановление в отношении людей без знания.
• Слова шейху-ль-Исляма Ибн Теймийи об обвинении в неверии.
• Слова шейха ’Усеймина о запрете применения хукма в абсолютном смысле, т.к. постановления в этих вопросах имеют свои условия и запреты.
• В вопросе оставления намаза разногласия существуют уже с давних времён.
• Слова шейха Салих Али аш-Шейха о том, можно ли выводить из Ислама человека, оставившего намаз. Три положения.
• Является большой ошибкой применять по отношению к такому человеку хукм неверующего и соответствующие этому положения.

Часть 4-я:

Правило 9-е: Разногласия являются одним из препятствий к такфиру.
Правило 10-е: Подтверждение связи между внутренним и внешним.
• О выражении: «Нет куфра, кроме как с убеждением».
Правило 11-е: Иман (вера) — это слово, дело и убеждение; увеличивается и уменьшается.
• Какие течения не согласны с этим правилом?
• Таким образом и куфр (неверие) — это слово, дело и убеждение; увеличивается и уменьшается.
Правило 12-е: Неверие (куфр), многобожие (ширк) и лицемерие (нифак) бывают как большими, так и малыми.

Часть 5-я:

Правило 13-е: Запрещено обвинять человека, совершившего что-либо из куфра или ширка, в куфре, пока не будут соблюдены условия и не будет препятствующих обстоятельств.
• Первое условие: знание.
• Причины невежества.
• Второе условие: свобода выбора, т.е. отсутствие принуждения.
• Третье условие: чтобы человек не был истолковывающим.
• Четвёртое условие: преднамеренное совершение действия.
• Разница между приверженцами Сунны и мурджиитами в данном вопросе.

Делитесь лекциями «Правила такфира (обвинения в неверии)» в Телеграм!