﷽
Передается от Абу Хурайры, да помилует его Аллах, что он слышал, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Некогда Аллах пожелал подвергнуть испытанию троих из числа сынов Исраиля: прокажённого, лысого и слепого. И Аллах послал ангела, который явился к прокажённому и спросил: «Чего ты хочешь больше всего?». Он сказал: «Хорошего цвета, хорошей кожи и чтобы ушло то, из-за чего люди избегают меня». Тогда ангел провёл по нему (рукой), болезнь его прошла, и он был (снова) наделён хорошим цветом и хорошей кожей. (Потом ангел) спросил: «А какое имущество нравится тебе больше всего?». Он ответил: «Верблюды» (или: … коровы), — и ему была дарована стельная верблюдица, (после чего ангел) сказал: «Да сделает Аллах её благословенной для тебя!».
Затем (ангел) явился к лысому и спросил: «Чего ты хочешь больше всего?». Он сказал: «Хороших волос и чтобы ушло то, из-за чего люди избегают меня». Тогда ангел провёл по нему (рукой), и он был (снова) наделён хорошими волосами. (Потом ангел) спросил: «А какое имущество нравится тебе больше всего?». Он сказал: «Коровы», — и ему была дарована стельная корова, (после чего ангел) сказал: «Да сделает Аллах её благословенной для тебя!».
Затем (ангел) явился к слепому и спросил: «Чего ты хочешь больше всего?». Он сказал: «Чтобы Аллах вернул мне зрение, и я увидел людей». Тогда ангел провёл по нему (рукой), и Аллах вернул ему зрение. (Потом ангел) спросил: «А какое имущество нравится тебе больше всего?». Он сказал: «Овцы», — и ему была дарована стельная овца. И после этого дали приплод (верблюдица и корова) и дала приплод (овца, а через некоторое время) у одного было уже целое уади верблюдов, у другого — целое уади коров, а у третьего — целое уади овец.
А потом (ангел) явился к (бывшему) прокажённому, приняв его (прежнее) обличье, и сказал ему: «Я — бедный человек, и в пути я лишился всех средств и не к кому мне сегодня обратиться, кроме Аллаха, а после (Него) — к тебе. Заклинаю тебя Тем, кто даровал тебе хороший цвет, хорошую кожу и богатство, (дай мне) верблюда, с помощью которого я смогу завершить своё путешествие!». (В ответ этот человек) сказал: «(У меня) много долгов». (Тогда ангел) сказал: «Кажется, я тебя знаю. Не ты ли был прокажённым, которого избегали люди? (И не ты ли был) бедняком, которому Аллах даровал (богатство)?». (Этот человек) сказал: «Поистине, я унаследовал это богатство только от своих предков». (Тогда ангел) сказал: «Если ты солгал, пусть Аллах придаст тебе твой прежний облик!».
Затем (ангел) явился к (тому, кто прежде был) лысым, приняв облик, подобный его прежнему облику, и сказал ему то же самое, что говорил (бывшему прокажённому), а когда тот дал ему такой же ответ, сказал: «Если ты солгал, пусть Аллах Всевышний придаст тебе твой прежний облик!».
А (затем ангел) явился к (бывшему) слепому, приняв облик, подобный его прежнему облику, и сказал ему: «Я — бедный путник, и я лишился всех средств во время своего путешествия и не к кому мне сегодня обратиться, кроме Аллаха, а после (Него) — к тебе. Заклинаю тебя Тем, кто вернул тебе зрение, (дай мне одну) овцу, которой мне будет довольно, чтобы завершить своё путешествие!». (Бывший слепой) сказал: «Я (действительно) был слепым, а Аллах вернул мне зрение, бери же, что хочешь, и оставь, что хочешь, и клянусь Аллахом, сегодня я не стану обременять тебя ничем, что бы ты ни взял ради Аллаха Всемогущего и Великого!». (Тогда ангел) сказал: «Оставь себе своё имущество, ибо, поистине, вас только подвергали испытанию, и Аллах остался доволен тобой, а на двоих твоих товарищей Он разгневался»». аль-Бухари, 3464; Муслим, 2964.
В той версии (этого хадиса, которую приводит) аль-Бухари (сообщается, что бывший слепой сказал): «…я не похвалю тебя…». Это значит: «я не похвалю тебя, если ты не возьмёшь того, в чём нуждаешься».
Комментарий шейха ’Усаймина, да помилует его Аллах, из книги «Шарх ар-Рияду ас-Салихин»
«…троих из числа сынов Исраиля…» — Исраилем называют Я’куба сына Исхакъа сына Ибрахима, мир им всем. Исхакъ является братом Исмаиля, мир ему. Из потомков Исраиля были такие пророки, как Муса, Харун, ’Иса, и другие.
Пришло много историй о сынах Исраиля и их можно разделить на три вида:
- Истории, о которых сказано в Коране;
- Истории, упоминаемые в достоверной сунне;
Что касается первого и второго вида, то нет никаких сомнений, что истории, упоминаемые в Коране и Сунне, являются истиной и их нужно принимать.
Например, к первому виду относятся слова Всевышнего Аллаха: «Не знаешь ли ты о знати сынов Исраиля, живших после Мусы (Моисея)? Они сказали своему пророку: „Назначь для нас царя, чтобы мы сражались на пути Аллаха“» [Сура аль-Бакъара, аят 246], и так далее.
Ко второму виду можно отнести разбираемый нами хадис, так как он тоже повествует о сынах Исраиля.
Третье — истории, рассказанные иудейскими учеными.
Этот третий вид в свою очередь сам делится на три подвида:
- Истории, о ложности которых свидетельствует шариат. Мы обязаны отвергать те истории, о ложности которых свидетельствует шариат. Таких ложных историй, передаваемых от иудейских ученых, много в книгах толкования Корана.
- Истории, о правдивости которых свидетельствует шариат. Такие истории мы принимаем, ибо шариат свидетельствует об их правдивости.
- Истории, о которых в шариате ничего не сказано. Относительно таких историй мы приостанавливаемся, и не свидетельствует ни об их правдивости, ни о ложности. Ведь, если мы назовем их правдивыми, остается вероятность, что на самом деле они являются ложными. А если мы сочтем их ложными, остается вероятность, что на самом деле они являются правдивыми. Именно поэтому, следует приостановиться в этом вопросе.
Пользы из хадиса:
- Благодарность за милости Аллаха является одной из причин, по которой эти милости остаются у человека, а, быть может, даже увеличиваются. Аллах Всевышний сказал: «Вот ваш Господь возвестил: „Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим. А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки“» Сура Ибрахим, аят 7.
- Существование ангелов. Аллах Всевышний сотворил их из света, даровал им силу для выполнения Его повелений и желание поклоняться только Ему. Ангелы не ослушиваются Аллаха в том, что Он им приказал, и делают то, что им велено.
- Ангелы могут принимать человеческий облик, как и случилось в этой истории.
- Ангелы могут принимать облик какого-либо конкретного существующего человека.
- Ангел провел рукой по прокаженному, лысому и слепому, а Аллах Всевышний избавил их от недостатков. Поистине, когда Аллах Всевышний желает что-то, стоит Ему сказать: «Будь!», как оно тут же случается. Если бы Аллах Всевышний пожелал, Он бы исцелил их и без этого ангела, но Аллах посредством этого ангела подверг их испытанию.
- Поистине, Аллах Всевышний может дать такую благодать (барака) имуществу человека, что из малого количества его станет много.
- Сыны Адама различаются по степени своей благодарности за милости Аллаха. Когда Аллах Всевышний даровал прокаженному и лысому много имущества, они стали отрицать милость Аллаха. Прокаженный человек сказал ангелу: «Поистине, я унаследовал это богатство только от своих предков». Что же касается слепого, то он, наоборот, благодарил Аллаха за Его милости.
- Утверждение таких атрибутов Аллаха Всевышнего, как довольство и гнев. Аллах Всевышний сказал: «Аллах доволен ими и они также довольны Аллахом» Сура ат-Тауба, аят 100. А также: «Аллах разгневался на них. Они будут мучаться вечно» Сура аль-Маида, аят 80. Приверженцы сунны признают эти атрибуты, так как они утверждены Кораном и Сунной. Мы не уподобляем эти атрибуты Аллаха атрибутам творений.