’Акыда ахлю ас-Сунна уа аль-Джама’а — Ибн ’Усаймин

’Акыда ахлю ас-Сунна уа аль-Джама’а — Ибн ’Усаймин

«’Акыда ахлю ас-Сунна уа аль-Джама’а» — лекции по книге «Вероубеждение приверженцев Сунны и сторонников единой мусульманской общины» шейха Мухаммада ибн Салих аль-’Усаймина, да помилует его Аллах.

Лекции подготовил: Арсен Абу Яхья, да хранит его Аллах.

Скачать файлы или прослушать аудио онлайн из папки Dropbox

Вы можете прослушать и скачать оригиналы лекций и книги шейха ’Усаймина «’Акыда ахлю ас-Сунна уа-ль-Джама’а» на арабском языке в папке Яндекс.Диска.

Рецензия шейха Ибн База на книгу «’Акыда ахлю ас-Сунна уа аль-Джама’а»

Хвала одному Аллаху, мир и благословение последнему Пророку, после которого уже не будет пророков, его роду и сподвижникам! Я ознакомился с ценными и краткими тезисами об исламских вероубеждениях, собранными нашим братом, его превосходительством шейхом Мухаммадом ибн Салихом аль-Усаймином. Я прослушал их целиком и пришёл к выводу, что они охватывают и разъясняют вопросы по воззрениям приверженцев Сунны и мусульманской общины, ахль ас-сунна ва аль-джама’а, касающиеся веры в единственность Аллаха в обладании прекрасными именами и совершенными качествами, веры в ангелов, писания, посланников, последний день и предопределение с его добром и злом. Он смог успешно собрать их, дать полезные разъяснения и изложить суть веры в Аллаха, Его ангелов, Его писания, Его посланников, последний день и предопределение с его добром и злом, о чём должен знать каждый, кто изучает религию Аллаха, и вообще каждый мусульманин. Кроме того, он упомянул о многочисленной пользе, которую человек извлекает из здравых воззрений, о чём умалчивается во многих сочинениях об исламских вероубеждениях. Я прошу Аллаха, чтобы Он воздал ему за это добром, увеличил его знания и веру, сделал этот его труд, как и все прочие его сочинения, полезным и наставил нас, его и всех наших братьев на прямой путь, сделав в числе тех, кто призывает к Аллаху с ясным видением, – поистине, Он – Всеслышащий, Близкий! Да благословит Аллах нашего Пророка Мухаммада, его род и сподвижников и ниспошлёт им мир!
— ’Абдуль-’Азиз ибн ’Абдуллах ибн Баз.

شرح كتاب عقيدة أهل السنة والجماعة لابن العثيمين رحمه الله

Урок 1-й:

  • Вступление. Разделение таухида на три части:
    — таухид ар-рубубийя,
    — таухид аль-улюхийя,
    — таухид аль-асма уа ас-сыфат.
  • Аят: «Поклоняйся же Ему и будь стоек в поклонении Ему. Знаешь ли ты другого с таким именем (или подобного Ему)?» (19:65).
  • Является ли разделение таухида на три вида нововведением?

ПЕРВЫЙ СТОЛП ВЕРЫ: ВЕРА В АЛЛАХА

Урок 2-й:

  • Наши убеждения строятся на вере в Аллаха, Его ангелов, Его писания, Его посланников, Последний день и предопределение с его добром и злом.
  • Мы веруем в господство Всевышнего Аллаха, то есть в то, что он является Господом, Творцом, Властителем и Вершителем всех дел.
  • Мы веруем в божественность Всевышнего Аллаха, то есть в то, что Он является единственным Истинным Богом, а все, чему поклоняются помимо него, не достойно этого.
  • Мы веруем в Его имена и качества, то есть в то, что Он обладает прекрасными именами и совершенными качествами. Мы веруем в то, что все это присуще только одному Аллаху, у Которого нет сотоварища ни в господстве, ни в божественности, ни в обладании прекрасными именами и совершенными качествами.

Урок 3-й:

  • Мы веруем в то, что «Аллах — нет божества, кроме Него, Живого, Вседержителя. Им не овладевают ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения? Он знает их будущее и прошлое. Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает. Его Престол (Подножие Трона) объемлет небеса и землю, и не тяготит Его оберегание их. Он – Возвышенный, Великий» (2:255).

Урок 4-й:

  • Мы веруем в то, что «Он — Аллах, и нет божества, кроме Него, Ведающего сокровенное и явное. Он – Милостивый, Милосердный. Он – Аллах, и нет божества, кроме Него, Властелина, Святого, Пречистого, Оберегающего, Хранителя, Могущественного, Могучего, Гордого. Пречист Аллах и далек от того, что они приобщают в сотоварищи. Он — Аллах, Творец, Создатель, Дарующий облик. У Него — самые прекрасные имена. Славит Его то, что на небесах и на земле. Он — Могущественный, Мудрый» (59:22-24).

Урок 5-й:

  • Мы веруем в то, что Ему принадлежат небеса и земля. «Аллаху принадлежит власть над небесами и землей. Он творит, что пожелает. Он одаряет, кого пожелает, потомством женского пола, а кого пожелает — мужского. Или же Он сочетает потомство мужского и женского полов, а того, кого пожелает, Он делает бесплодным. Воистину, Он — Знающий, Всемогущий» (42:49-50).
  • Мы веруем в то, что «нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий. Ему принадлежат ключи небес и земли. Он увеличивает или ограничивает удел, кому пожелает. Он знает о всякой вещи» (42:11-12).

Урок 6-й:

  • Мы веруем в то, что «нет на земле ни единого живого существа, которого Аллах не обеспечивал бы пропитанием. Аллах знает их место пребывания и место хранения (утробы матерей или могилы). Все это записано в ясном Писании» (11:6).
  • Мы веруем в то, что «у Него ключи к сокровенному, и знает о них только Он. Ему известно то, что на суше и в море. Даже лист падает только с Его ведома. Нет ни зернышка во мраках земли, ни чего-либо свежего или сухого, чего бы не было в ясном Писании» (6:59).
  • Мы веруем в то, что «только Аллах обладает знанием о Часе, ниспосылает дождь и знает о том, что в утробах. Ни один человек не знает, что он приобретет завтра, и ни один человек не знает, в какой земле он умрет. Воистину, Аллах — Знающий, Ведающий» (31:34).
  • Мы веруем в то, что Аллах говорит, что пожелает, когда пожелает и как пожелает.
    «…а с Мусой (Моисеем) Аллах вел беседу» (4:164).
    «Когда же Муса (Моисей) пришел к назначенному Нами сроку и месту, Господь его заговорил с ним…» (7:143).
    «Мы подали ему глас с правой стороны горы и подозвали его поближе тихим голосом» (19:52).
  • Мы веруем в то, что «…если бы море стало чернилами для слов моего Господа, то море иссякло бы до того, как иссякли бы Слова моего Господа, даже если бы Мы принесли в помощь ему такое же море» (18:109).
    «Если бы все деревья земли стали письменными тростями, а за морем чернил находилось еще семь морей, то не исчерпались бы Слова Аллаха. Воистину, Аллах – Могущественный, Мудрый» (31:27).

Урок 7-й:

  • Мы веруем в то, что Его речь самая правдивая, самая справедливая и самая прекрасная. Всевышний Аллах сказал: «Слово твоего Господа исполнилось правдиво и справедливо!» (6:115).
    «Чья речь правдивее речи Аллаха?» (4:87).
  • Мы веруем в то, что Священный Коран является Словом Всевышнего Аллаха, которое Он произнес и открыл Джибрилю, а Джибриль принес его Пророку ﷺ. «Скажи, что Святой Дух (Джибрилю) спустил его (Коран) от твоего Господа с истиной…» (16:102).
  • «Воистину, это – Ниспослание от Господа миров. Верный Дух (Джибриль) сошел с ним на твое сердце, чтобы ты стал одним из тех, кто предостерегает. Оно ниспослано на ясном арабском языке…» (26:192-195).

  • Мы веруем в то, что Всемогущий и Великий Аллах возвышен над Своими творениями как сущностью Своей, так и Своими качествами, о чем свидетельствуют Его слова: «Он – Возвышенный, Великий» (2:255).
    «Он – Одолевающий и находится над Своими рабами. Он – Мудрый, Ведающий» (6:18).
  • Мы веруем в то, что «ваш Господь – Аллах, Который создал небеса и землю за шесть дней, а потом вознесся на Трон (или утвердился на Троне). Он управляет делами» (10:3).
    Вознесение Аллаха на Трон свидетельствует о его высоком положении на нем, что присуще только Ему и соответствует Его величию и могуществу, а о том, как это выглядит, не ведомо никому, кроме Него.

Урок 8-й:

  • Мы также веруем в то, что Всевышний всегда вместе со Своими творениями. Он знает об их положении, слышит их речи, видит их деяния, управляет их делами, ниспосылает пропитание бедным и вдохновляет удрученных, дарует власть, кому пожелает, и лишает ее, кого пожелает. Он возвышает и унижает, кого пожелает, и всякое добро — в Его руках, ибо Он — Всемогущ. Тот, Кто вершит все эти дела, действительно пребывает со Своими творениями, даже если в действительности Он находится на Троне, ибо «…нет никого подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий» (42:11).
  • Мы не говорим того, что утверждают пантеисты и им подобные, которые считают, что Аллах находится вместе со своими творениями на земле. Мы считаем, что подобное может говорить лишь неверующий или заблудший, приписывающий Аллаху не подобающие Ему недостатки.
  • Мы веруем во все, что сообщил нам об Аллахе Его посланник, в том числе и в то, что каждый раз в последнюю треть ночи Аллах спускается на первое небо, говоря: «Я отвечу на мольбу того, кто взывает ко Мне, Я одарю того, кто просит Меня, Я прощу того, кто молит, Меня о прощении».

Урок 9-й:

  • Мы веруем в то, что в День воскресения Всевышний Аллах придет для различения между рабами, о чем сказал Всевышний: «Но нет! Когда земля разобьется и превратится в песок. и твой Господь придет с ангелами, выстроившимися рядами, в тот день приведут Геенну, и тогда человек помянет назидание. Но к чему такое поминание? Он скажет: «Эх, если бы я заранее позаботился о своей жизни!» (89:21-24).
  • Мы веруем в то, что Аллах «вершит то, что пожелает» (85:16).
  • Мы веруем в то, что воля Аллаха бывает двух видов.
  • — Абсолютная воля — она получает соизволение Аллаха и не всегда совпадает с тем, что любит Аллах. Всевышний сказал: «Если бы Аллах пожелал, то они не сражались бы друг с другом, но Аллах вершит то, что пожелает» (2:253).
    «Мои наставления не принесут вам пользы, даже если я хочу дать вам добрый совет, если Аллах пожелал ввести вас в заблуждение. Он – ваш Господь…» (11:34).
    — Законодательная воля — она не всегда совпадает с соизволением Аллаха, но всегда определяет то, что любимо Им, о чем свидетельствует высказывание Всевышнего: «Аллах желает принять ваши покаяния…» (4:27).

  • Мы веруем в то, что как абсолютная, так и законодательная воля Аллаха подчинены Его мудрости. Все, что предопределил Аллах, и все, что Он предписал Своим творениям в шариате, связано с Его мудростью и соответствует ей, независимо от того, познаем ли мы это своим разумом или нет. «Разве Аллах не является Наимудрейшим Судьей?» (95:8).
    «Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха для людей убежденных?» (5:50).

Урок 10-й:

  • Мы веруем в то, что Всевышний Аллах любит праведников, и они любят Его. «Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах — Прощающий, Милосердный» (3:31).
    «…то Аллах приведет других людей, которых Он будет любить и которые будут любить Его…» (5:54).
    «Ведь Аллах любит терпеливых» (3:146).
    «Но если ты вынесешь решение, то суди их беспристрастно. Воистину, Аллах любит беспристрастных» (5:42).
    «…и творили добро. Ведь Аллах любит творящих добро» (5:93).
  • Мы веруем в то, что Аллах доволен теми деяниями и словами, придерживаться которых Он предписал в шариате, и не любит то, что Он запретил. «Если вы не уверуете, то ведь Аллах не нуждается в вас. Он не одобряет неверия для Своих рабов. А если вы будете благодарны, то Он одобрит для вас это» (39:7).
    «Однако Аллах не пожелал, чтобы они отправились в поход, и задержал их. Им было сказано: «Отсиживайтесь вместе с теми, кто остался отсиживаться» (9:46).
  • Мы веруем в то, что Всевышний Аллах доволен теми, кто уверовал и творит благие дела. «Аллах доволен ими, и они довольны Им. Это уготовано для тех, кто боится своего Господа» (98:9).
  • Мы веруем в то, что Аллах гневается на неверующих и тех, кто заслуживает Его гнева. «…и чтобы подвергнуть мучениям лицемеров и лицемерок, многобожников и многобожниц, думающих об Аллахе дурное. Их постигнут превратности судьбы. Аллах разгневался на них…» (48:6).
  • «Гнев Аллаха падет на тех, кто отрекся от Аллаха после того, как уверовал, — не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера, а на тех, кто сам раскрыл грудь для неверия. Им уготованы великие мучения» (16:106).

  • Мы веруем в то, что у Всевышнего Аллаха есть Лик преславный и достохвальный. «Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием» (55:27).

Урок 11-й:

  • Мы веруем в то, что у Всевышнего Аллах две величественные щедрые Руки. «Его обе Руки простерты, и Он расходует, как пожелает» (5:64).
    «Не ценили они Аллаха должным образом, а ведь вся земля в День воскресения будет всего лишь Пригоршней Его, а небеса будут свернуты Его Десницей. Пречист Он и превыше того, что они приобщают к Нему в сотоварищи» (39:67).
  • Мы веруем в то, что у Всевышнего Аллаха два Глаза. «Воздвигни ковчег у Нас на Глазах и по откровению Нашему…» (11:37).
    А в хадисе говорится: «У Него — покрывало из света. Если бы Он приоткрыл его, то прелесть лика Его сожгла бы все, что объемлет Его взор».
    Приверженцы Сунны единодушны в том, что у Аллаха два глаза, что подкрепляется высказыванием Пророка ﷺ о Лжемессии: «Он одноглазый, а Господь ваш — не одноглазый».
  • Мы веруем в то, что «взоры не могут постичь Его, а Он постигает взоры. Он — Проницательный (или Добрый), Сведущий» (6:103).

Урок 12-й:

  • Мы веруем в то, что Аллах не имеет подобия из-за совершенства Его атрибутов, как сказал Всевышний: «нет никого подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий» (42:11).
  • Мы веруем в то, что «Им не овладевают ни дремота, ни сон» (2:255), ибо Его жизнь и существование совершенны.
  • Мы веруем в то, что Он никого не угнетает из-за совершенства Его справедливости.
  • Мы также веруем в то, что Он не проявляет беспечности к деяниям Своих рабов из-за совершенства Его видения и осведомленности.
  • Мы веруем в то, что в силу совершенства Его знания и могущества ничто в небесах и на земле не является для Него невозможным. «Когда Он желает чего-либо, то стоит Ему сказать: «Будь!» — как это сбывается» (36:82).
  • Мы также веруем в то, что из-за совершенства Его силы Его не постигают ни усталость, ни утомление. «Мы сотворили небеса, землю и то, что между ними, за шесть дней, и Нас ничуть не коснулась усталость» (50:38).
  • Мы веруем во все имена и качества, которыми описал Себя Сам Аллах и которыми Его описал Его посланник, но вместе с тем мы избегаем двух очень опасных вещей: уподобления Творца творениям, то есть признания в сердце или на устах того, что качества Всевышнего Аллаха подобны качествам Его творений, а также описания Творца, то есть описания качеств Всевышнего Аллаха в сердце или устами тем или иным образом.
  • Мы отвергаем от Всевышнего все, что отверг от Себя Сам Аллах и что от Него отверг Его посланник, и отрицая некий недостаток мы утверждаем присущее Аллаху качество совершенства, противоположное этому недостатку.
  • Мы также умалчиваем обо всем, о чем умолчали Аллах и Его посланник.
  • Мы считаем, что придерживаться подобных убеждений обязан каждый, ибо все, чем описал Себя Аллах и что Он отверг от Себя, Всевышний сообщил о Себе Сам, а Ему лучше всех ведомо об этом, и речь Его самая правдивая и прекрасная, а рабы не объемлют Его своим знанием.
  • Что же касается того, чем описал Аллаха Его посланник и что он отверг от Него, то ведь посланник Аллаха лучше других людей знал о своем Господе и был самым искренним, правдивым и красноречивым человеком. Речь Всевышнего Аллаха и Его Посланника исполнена совершенства знания, правдивости и ясности, и поэтому всякий, кто отвергает ее или колеблется в ее принятии, не может иметь оправдания.

Урок 13-й:

  • Во всем, что мы утверждаем и отвергаем в отношении качеств Всевышнего Аллаха, в целом и в частности, мы опираемся на Книгу нашего Господа и Сунну нашего Пророка ﷺ, следуя при этом по стопам наших предшественников и имамов праведного пути.
  • Мы считаем обязательным руководствоваться текстами Корана и Сунны в соответствии с их явным смыслом, соответствующим совершенству Всемогущего и Великого Аллаха.
  • Мы избегаем дороги тех, кто искажает истинный смысл этих текстов, заложенный Аллахом и Его Посланником ﷺ, либо отрицает его.
  • Мы также избегаем дороги крайних реакционеров, которые уподобляют Аллаха Его творениям или пытаются описать Его качества.
  • Мы с полной убежденностью веруем в то, что все, о чем упомянуто в Книге Всевышнего Аллаха или в Сунне Его Пророка ﷺ, является истиной и не противоречит одно другому, ибо Всевышний сказал: «Неужели они не задумываются над Кораном? Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы в нем много противоречий» (4:82).
  • Если в чьей-либо речи выявляются противоречия, то непременно одни его слова будут опровергать другие, а подобное невозможно в отношении Речи Всевышнего Аллаха и Его Посланника ﷺ.

  • Если же кто-либо заявляет, что в писании Всевышнего Аллаха, или в Сунне Его Посланника ﷺ, или между обоими священными текстами существуют противоречия, то причина этого кроется в его злых умыслах и уклонении от истины, закравшемся в его сердце. Ему следует покаяться перед Всевышним Аллахом и избавиться от подобного заблуждения.
  • Причина любых предложений о том, что в писании Всевышнего Аллаха, или в Сунне Его Посланника ﷺ, или между обоими священными текстами существуют противоречия, состоит в недостатке знаний, ограниченном понимании или неспособности осмыслить аяты Корана и хадисы Пророка ﷺ. Такому человеку следует искать знания и усердствовать в осмыслении Ислама, пока ему не прояснится истина. Если же ему не удастся добиться этого самостоятельно, то ему надо обратиться к ученому, отказаться от порочных предположений и говорить то, что говорят твердые в знаниях: «Мы уверовали в него (в Коран). Все это — от нашего Господа» (3:7). Ему следует познать то, что в Коране и Сунне нет противоречий ни в них самих, ни между ними.

ВТОРОЙ СТОЛП ВЕРЫ: ВЕРА В АНГЕЛОВ

Урок 14-й:

  • Мы веруем в ангелов, принадлежащих Всевышнему Аллаху, и в то, что они — «почитаемые рабы. Они не опережают Его своими речами и поступают согласно Его велениям» (21:26-27).
    Они сотворены Всевышним Аллахом, поклоняются Ему и исполнены покорности Ему. Они не превозносятся над поклонением Ему, и это им не в тягость. «Они славят Его днем и ночью без устали» (21:20).
    Аллах скрыл их от наших взоров, и мы не можем видеть их. Однако Аллах позволил некоторым из Своих рабов лицезреть их. Пророк ﷺ видел ангела Джибриля в его облике с шестьюстами крыльями, которые закрывали весь небосклон. Джибриль предстал перед Марьям в облике человека, и они беседовали друг с другом. Он также пришел к Пророку ﷺ, когда тот сидел в окружении своих сподвижников, в образе человека с черными волосами в белом одеянии. Сподвижники не знали этого человека, и, несмотря на это, на нем и не было следов дальнего путешествия. Он прислонил колени к коленям Пророка ﷺ и уселся, положив кисти рук на свои бедра, а затем беседовал с Пророком ﷺ, после чего он сообщил своим сподвижникам, что это был Джибриль.
  • Мы веруем в то, что на ангелов возложены определенные обязанности.
    — Джибриль несет ответственность за ниспослание откровения от Аллаха Его избранным пророкам и посланникам.
    — Микаиль несет ответственность за ниспослание дождя и рост растений.
    — Исрафиль несет ответственность за дуновение в рог при раскатах грома и воскрешении.
    — В обязанности ангела смерти входит извлечение людских душ при смерти.
    — Есть также ангел гор, ответственный за них, а также ангел — хранитель Ада Малик.
    — Есть ангелы, ответственные за зародыши людей, а также ангелы, ответственные за запись человеческих деяний, и этих ангелов у каждого человека двое. «Двое ангелов сидят справа и слева и принимают (записывают деяния). Стоит ему произнести слово, как при нем оказывается готовый наблюдатель» (50:17-18).
    — Иным же ангелам вменено в обязанность допрашивать усопших. Когда тело умершего попадает в могилу, к нему приходят два ангела и спрашивают его о его Господе, его религии и его Пророке. «Аллах поддерживает верующих твердым словом в мирской жизни и Последней жизни. А беззаконников Аллах вводит в заблуждение — Аллах вершит то, что пожелает» (14:27).
    — Есть также ангелы, ответственные за обитателей Рая. «Ангелы будут входить к ним через любые врата. Мир вам за то, что вы проявили терпение! Как же прекрасна Последняя обитель!» (13:23-24).
    — Пророк ﷺ сообщил, что на небесах воздвигнут дом, в который каждый день входят, чтобы совершить молитву, семьдесят тысяч ангелов, и ни один из них не возвратится туда вплоть до наступления Судного Дня.

ТРЕТИЙ СТОЛП ВЕРЫ: ВЕРА В ПИСАНИЯ

Урок 15-й:

  • Мы веруем в то, что Всевышний Аллах ниспослал своим посланникам Писания в качестве доказательства для миров, в которых Он указал своим творениям правильный путь и посредством которых обучил их мудрости и очистил.
  • Мы веруем в то, что каждому посланнику Всевышний Аллах ниспосылал Писание, о чем свидетельствует высказывание Всевышнего: «Мы уже отправили Наших посланников с ясными знамениями и ниспослали с ними Писание и Весы, чтобы люди придерживались справедливости» (57:25).
    Из этих писаний нам известны:
    — Тора, ниспосланная Всевышним Аллахом пророку Мусе. Это — величайшее из Священных Писаний сынов Исраиля. «Мы ниспослали Таурат (Тору), в котором содержится верное руководство и свет. Покорившиеся пророки выносили по нему решения для исповедующих иудаизм. Раввины и первосвященники поступали таким же образом в соответствии с тем, что им было поручено сохранить из Писания Аллаха. Они свидетельствовали о нем» (5:44).
    — Евангелие, ниспосланное Всевышним Аллахом пророку Исе. Оно подтверждает истинность Торы и дополняет ее. «Мы даровали ему Инджил (Евангелие), в котором было верное руководство и свет, которое подтверждало то, что прежде было ниспослано в Таурате (Торе). Он был верным руководством и назиданием для богобоязненных» (5:46).
    «…и чтобы разрешить вам часть того, что было вам запрещено» (3:50).
    — Псалтырь, который Всевышний Аллах открыл пророку Дауду, мир ему.
    — Скрижали Ибрахима и Мусы, мир им обоим.
    — Величественный Коран, ниспосланный Аллахом последнему из пророков — Пророку Мухаммаду ﷺ. «…верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение» (2:185).
    Священный Коран ниспослан «…в подтверждение прежних Писаний, и для того, чтобы оно предохраняло их (или свидетельствовало о них; или возвысилось над ними)» (5:48).
    Ниспослав его, Аллах аннулировал законы всех предыдущих Писаний. Он взял на себя обязательство охранить Коран от посягательств нечестивцев и искажений. «Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» (15:9). Поэтому Коран останется доводом за или против всех творений вплоть до Дня воскресения.
  • Что же касается предыдущих писаний, то они были временными, и их срок истекал, когда ниспосылалось аннулирующее их откровение, в котором разъяснялись имевшие место искажения и изменения, и в них появились искажения, добавки и опущения. «Среди иудеев есть такие, которые переставляют слова со своих мест…» (4:46).
    «Горе тем, которые пишут Писание собственными руками, а затем говорят: «Это — от Аллаха», — чтобы купить за это ничтожную цену. Горе им за то, что написали их руки! Горе им за то, что они приобретают!» (2:79).
    «Скажи: «Кто же ниспослал в качестве света и верного руководства для людей Писание, с которым пришел Муса (Моисей), и которое вы превратили в отдельные листы, показывая некоторые из них и скрывая многие другие?» (6:91).
    «Среди них есть такие, которые искажают Писание своими языками, чтобы вы приняли за Писание то, что не относится к нему. Они говорят: «Это — от Аллаха». А ведь это вовсе не от Аллаха! Они сознательно возводят навет на Аллаха. Если Аллах даровал человеку Писание, власть (знание или умение принимать решения) и пророчество, то ему не подобает говорить людям: «Будьте рабами мне, а не Аллаху» (3:78-79).
    «О люди Писания! К вам явился Наш Посланник, который разъясняет вам многое из того, что вы скрываете из Писания, и воздерживается от многого. Явились к вам от Аллаха свет (Мухаммад) и ясное Писание. Посредством его Аллах ведет по путям мира тех, кто стремится снискать Его довольство. Он выводит их по Своему соизволению из мраков к свету и наставляет их на прямой путь. Не уверовали те, которые сказали: «Воистину, Аллах — это Мессия, сын Марьям (Марии)». Скажи: «Кто может хотя бы немного помешать Аллаху, если Он пожелает погубить Мессию, сына Марьям (Марии), его мать и всех, кто на земле?». Аллаху принадлежит власть над небесами, землей и тем, что между ними. Он создает, что пожелает. Аллах способен на всякую вещь» (5:15-17).

ЧЕТВЕРТЫЙ СТОЛП ВЕРЫ: ВЕРА В ПОСЛАННИКОВ

Урок 16-й:

  • Мы веруем в то, что Всевышний Аллах отправил к людям и джиннам Своих посланников, «которые несли благую весть и предостерегали, дабы после пришествия посланников у людей не было никакого довода против Аллаха. Аллах — Могущественный, Мудрый» (4:165).
  • Мы веруем в то, что первым из посланников был Нух, а последним — Мухаммад ﷺ. «Воистину, Мы внушили тебе откровение, подобно тому, как внушили его Нуху (Ною) и пророкам после него» (4:163).
    «Мухаммад — не отец кого-либо из ваших мужей, а Посланник Аллаха и печать пророков (или последний из пророков)» (33:40).
  • Самым достойным из пророков был Мухаммад ﷺ, затем — Ибрахим, затем — Муса, затем — Нух, затем — Иса, сын Марьям. Эти пророки выделены из череды Божьих избранников в высказывании Всевышнего: «Вот Мы заключили завет с пророками, с тобой, Нухом (Ноем), Ибрахимом (Авраамом), Мусой (Моисеем) и Исой (Иисусом), сыном Марьям (Марии). Мы заключили с ними суровый завет» (33:7).
  • Мы убеждены в том, что шариат Мухаммада объединяет в себе лучшие черты законодательств всех этих пророков, отмеченных Божьей милостью, о чем свидетельствует высказывание Всевышнего: «Он узаконил для вас в религии то, что заповедал Нуху (Ною), и то, что Мы внушили тебе в откровении, и то, что Мы заповедали Ибрахиму (Аврааму), Мусе (Моисею) и Исе (Иисусу): «Исповедуйте религию и не расходитесь во мнениях относительно нее» (42:13).
  • Мы веруем в то, что все посланники были людьми, и что все они были сотворены и не обладали никакими из качеств, присущих Господу. Всевышний Аллах сообщил, что Нух, первый из посланников, сказал: «Я не говорю вам, что владею сокровищницами Аллаха. Я не ведаю сокровенное. Я не говорю, что являюсь ангелом» (11:31).
    Что же касается последнего посланника Мухаммада ﷺ, то Всевышний Аллах велел ему сказать: «Я не говорю вам, что при мне сокровищницы Аллаха, и я не ведаю сокровенного. Я не говорю вам, что являюсь ангелом» (6:50).
    «Я не властен принести себе пользу или причинить себе вред, если того не пожелает Аллах» (7:188).
    «Скажи: «Не в моей власти навредить вам или наставить вас на прямой путь». Скажи: «Никто не защитит меня от Аллаха, и мне не найти помимо Него прибежища» (72:21-22).
  • Мы веруем в то, что они являются одними из рабов Аллаха, которых Аллах почтил Своим посланием, Своей похвалой и величайшим положением, которое только может занимать раб Божий. О Нухе, первом из посланников, Господь сказал: «О потомки тех, кого Мы перенесли вместе с Нухом (Ноем)! Воистину, он был благодарным рабом» (17:3).
    О последнем пророке Мухаммаде ﷺ Господь сказал: «Благословен Тот, Кто ниспослал Своему рабу Различение (Коран), чтобы он предостерег миры» (25:1).
    Что же касается других пророков, то Всевышний сказал: «Помяни Наших рабов Ибрахима (Авраама), Исхака (Исаака) и Йакуба (Иакова), могучих и прозорливых» (38:45). «…и помяни Нашего могучего раба Дауда (Давида). Он всегда обращался к Аллаху» (38:17).
    Об Исе, сыне Марьям, Аллах сказал: «Он — всего лишь раб, которому Мы даровали милость и которого сделали примером [для подражания] для сынов Израилевых» (43:59).
  • Мы веруем в то, что Всевышний Аллах завершил плеяду посланников пророческой миссией Мухаммада ﷺ, которого Он отправил ко всему человечеству, на что указывает высказывание Всевышнего: «Скажи: «О люди! Я — Посланник Аллаха ко всем вам. Ему принадлежит власть над небесами и землей. Нет божества, кроме Него. Он воскрешает и умерщвляет. Уверуйте же в Аллаха и в Его Посланника, неграмотного (не умеющего читать и писать) Пророка, который уверовал в Аллаха и Его Слова. Последуйте за ним, дабы вы последовали прямым путем» (7:158).
  • Мы веруем в то, что шариат Мухаммада ﷺ — это исламская религия, которую Всевышний Аллах избрал для Своих рабов, кроме которой Он ни от кого не примет иной религии. Всевышний сказал: «Воистину, религией у Аллаха является Ислам» (3:19).
  • «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии Ислам» (5:3).
    «От того, кто ищет иную религию помимо Ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон» (3:85).

  • Мы убеждены в том, что всякий, кто считает иудейскую, христианскую или какую-либо иную веру правильной и приемлемой пред Аллахом, является неверующим и безбожником. Если он покается, то Аллах простит его, если же нет, то он заслуживает наказания, как вероотступник, который своими словами опровергает Коран.
  • Мы считаем, что всякий, кто не верует в пророческую миссию Мухаммада ﷺ, обращенную ко всему человечеству, не верует вместе с тем во всех посланников Аллаха, даже в того, в которого он, по своему мнению, уверовал и дороги которого придерживается. Всевышний сказал: «Народ Нуха (Ноя) счел лжецами посланников» (26:105).
    Аллах счел их неверие неверием во всех посланников, несмотря на то, что до него к людям не был отправлен ни один из них.
    Всевышний сказал: «Воистину, те, которые не веруют в Аллаха и Его посланников, хотят различать между Аллахом и Его посланниками и говорят: «Мы веруем в одних и не веруем в других», – и хотят найти путь между этим, являются подлинными неверующими. Мы приготовили для неверующих унизительные мучения» (4:150-151).
  • Мы веруем в то, что после Пророка Мухаммада ﷺ не будет пророков, а тот, кто провозглашает пророчество после него или признает правдивость подобных заявлений, является неверующим, ибо он своими воззрениями опровергает Аллаха, Его Посланника и единодушное мнение всех мусульман.

Урок 17-й:

  • Мы веруем в то, что у Пророка Мухаммада ﷺ были праведные халифы, которые стали его преемниками в знании, распространении исламского призыва и правлении мусульманами. Самым лучшим и более всего достойным этой чести был Правдивейший Абу Бакр, затем — ’Умар ибн аль-Хаттаб, затем — ’Усман ибн ’Аффан, а затем — ’Али ибн Абу Талиб, да будет доволен всеми ими Аллах.
  • Их права на халифат, то есть правление после смерти Пророка ﷺ, различались в зависимости от превосходства одного из них над другим.
  • Всевышний Аллах, обладающий совершенной мудростью, никогда не позволил бы кому-либо встать во главе лучшего поколения людей, коим являлись сподвижники Пророка ﷺ, пока среди них оставался бы человек, обладавший большим правом на халифат.
  • Мы веруем в то, что каждый из этих сподвижников по некоторым своим качествам может превосходить того, кто опередил его в благочестии и во времени правления, но это частичное превосходство не обеспечивает ему превосходства абсолютного, ибо предпосылок для этого много.
  • Мы веруем в то, что наша община является лучшей и самой благочестивой пред Всемогущим и Великим Аллахом, о чем свидетельствует высказывание Всевышнего: «Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха» (3:110).
  • Мы веруем в то, что лучшими представителями нашей общины являются сподвижники, затем — их последователи, а затем — последователи их последователей.
  • Мы также веруем в то, что в мусульманской общине существует победоносная группа, которая не перестанет следовать истинным путем, и которой не смогут навредить ни те, кто оставляет их без поддержки, ни те, кто противится им, вплоть до наступления Часа, когда явится веление Всемогущего и Великого Аллаха.
  • Мы убеждены в том, что смута и разногласия между сподвижниками Пророка ﷺ возникли по причине их различного подхода к некоторым вопросам при принятии самостоятельных решений. Те из них, кто были правдивы, получат двойное вознаграждение, а те, кто ошибся, получат простую награду, и их ошибка будет прощена им.
  • Мы считаем обязательным воздерживаться от их поношения, отзываться о них только достойным образом, обращая к ним слова прекрасной похвалы, и очищать наши сердца от злобы и ненависти к кому бы то ни было из них. Всевышний сказал, обращаясь к ним: «Не сравнятся люди с теми из вас, кто расходовал и сражался до победы над Меккой. Эти выше степенью, чем те, которые расходовали и сражались после этого. Но каждому из них Аллах обещал наилучшее…» (57:10).
    А о нас Всевышний Аллах сказал: «А те, которые пришли после них, говорят: «Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты — Сострадательный, Милосердный» (59:10).

ПЯТЫЙ СТОЛП ВЕРЫ: ВЕРА В ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ

  • Мы веруем в Последний день — День воскресения, когда наступит конец света, и Аллах воскресит людей для вечной жизни либо в обители благоухания, либо в обители мучительных страданий.
  • Мы веруем в воскрешение, когда ангел Исрафиль во второй раз подует в Рог, и Всевышний Аллах вернет к жизни умерших. «Но подуют в Рог, и тогда потеряют сознание (или умрут) те, кто на небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого Аллах пожелает оставить. Потом в нее подуют еще раз, и тогда они встанут и будут смотреть» (39:68).
    Люди выйдут из своих могил и предстанут пред Господом миров босыми, голыми, без обрезания крайней плоти. «Мы воссоздадим творения подобно тому, как начали творить их в первый раз. Так было обещано Нами. Воистину, Мы сделаем это» (21:104).
  • Мы веруем в то, что человеческие деяния записываются в книгах, которые будут вручены каждому человеку либо с правой стороны, либо из-за спины с левой стороны. «Тот, кому его книга будет вручена в правую руку, получит легкий расчет и вернется к своей семье радостным. А тот, кому его книга будет вручена из-за спины, станет призывать погибель и войдет в Пламень» (84:7-12).
    «Каждому человеку Мы повесили на шею его деяния (сделали их неразлучными с ним). А в День воскресения Мы представим ему книгу, которую он увидит развернутой. Читай свою книгу! Сегодня достаточно того, что ты сам сосчитаешь свои деяния против самого себя» (17:13-14).
  • Мы веруем в то, что в День воскресения будут воздвигнуты Весы, и ни с кем не поступят несправедливо. «Тот, кто сделал добро весом в мельчайшую частицу, увидит его. И тот, кто сделал зло весом в мельчайшую частицу, увидит его» (99:7-8).
    «Те, чья чаша Весов окажется тяжелой, обретут успех. А те, чья чаша Весов окажется легкой, потеряют самих себя и вечно пребудут в Геенне. Огонь будет сжигать их лица, и там они будут корчиться» (23:102-104).
    «Кто явится с добрым деянием, тот получит десятикратное воздаяние. А кто явится со злым деянием, тот получит только соответствующее воздаяние, и с ними не поступят несправедливо» (6:160).
  • Мы веруем в великое заступничество посланника Аллаха ﷺ, которое будет дозволено только ему. Когда людей охватит непосильная тревога и печаль, они отправятся к Адаму, затем — к Нуху, Ибрахиму, Мусе и Исе, пока, наконец, не обратятся к посланнику Аллаха, и тогда он с позволения Всевышнего Аллаха заступится пред Ним за Его рабов, чтобы облегчить их положение.
  • Мы веруем в заступничество за верующих, которые попадут в Огонь, благодаря которому они выйдут оттуда. Правом на него будет обладать не только Пророк Мухаммад ﷺ, но и другие пророки, правоверные и ангелы.
  • Мы также веруем в то, что Всевышний Аллах выведет из Ада многих верующих без всякого заступничества по Своей милости.
  • Мы веруем в Водоем посланника Аллаха ﷺ, вода которого белее молока и слаще меда, а запах ее приятнее благоухания мускуса. Длина и ширина его равны месяцу пути. Сосудов возле него столько же, сколько звезд на небе, и они так же прекрасны. К нему соберутся правоверные из общины Мухаммада ﷺ, чтобы напиться, после чего они уже никогда не испытают жажду.
  • Мы веруем в Мост, воздвигнутый над Адом, по которому люди будут идти в зависимости от собственных деяний. Лучшие из них пройдут по нему, словно молния, иные же словно ветер или птица, а кто-то будет просто бежать по нему. Пророк ﷺ будет стоять на Мосту и взывать: «Господи, спаси, спаси!..» Затем появятся те, чьих благодеяний будет меньше, и они будут ползти на мосту на брюхе. По обоим краям моста будут крюки, готовые схватить всякого, кого им будет велено. Тот, кто отделается ссадиной, спасется, а тот, кого они свалят с ног, попадет в Ад.

Урок 19-й:

  • Мы веруем во все, что сообщается в Коране и Сунне об этом дне и о его ужасах, и молим Аллаха о помощи.
  • Мы веруем в заступничество Пророка ﷺ за обитателей Рая, благодаря которому они ступят в Рай. Этим правом не обладает никто, кроме него.
  • Мы веруем в Рай и Ад. Рай — это обитель благоухания и милости, приготовленная Всевышним Аллахом для богобоязненных верующих. В Раю есть то, чего не видывал взор, о чем не слышали уши, и что не могла себе представить человеческая душа. «Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали» (32:17).
    Ад же — это обитель мучений, которую Всевышний Аллах приготовил для нечестивых неверующих. Там им причиняют страдания и наказания, которые даже не могут прийти на ум человеку. «Мы приготовили для беззаконников Огонь, стены которого будут окружать их со всех сторон. Если они станут просить о помощи, то им помогут водой, подобной расплавленному металлу (или осадку масла), которая обжигает лицо. Мерзкий напиток и скверная обитель!» (18:29).
  • Рай и Ад уже сотворены и никогда не исчезнут. «Тех, которые уверовали в Аллаха и поступали праведно, Аллах введет в Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Аллах уже сделал их удел прекрасным!» (65:11).
    «Воистину, Аллах проклял неверующих и уготовил для них Пламя, в котором они пребудут вечно. Они не найдут ни покровителя, ни помощника. В тот день их лица будут поворачиваться (или изменяться) в Огне, и они скажут: «Лучше бы мы повиновались Аллаху и повиновались Посланнику!» (33:64-66).
  • Мы свидетельствуем, что в Рай войдут все, кто обрадован вестью об этом Коране и Сунне либо те, чьи превосходные качества восхвалены в них. Среди лиц, о которых поименно возвещают священные тексты, Абу Бакр, ’Умар, ’Усман, ’Али и другие сподвижники, которых называл Пророк ﷺ. Кроме того, в Рай войдет каждый богобоязненный верующий.
  • Мы также свидетельствуем, что в Ад попадут все, кому предрекает это Коран и Cунна либо те, чьи качества порицаются в них. Среди тех, кто упоминается по имени, Абу Лахаб, Амр ибн Лухей аль-Хузаи и другие. В Ад также попадет каждый безбожник, язычник и лицемер.
  • Мы веруем в испытание в могиле, когда усопшего спрашивают в ней о его Господе, религии и пророке. «Аллах поддерживает верующих твердым словом в мирской жизни и Последней жизни» (14:27).
    Правоверный скажет: «Мой Господь — Аллах, моя религия – Ислам, а мой Пророк — Мухаммад». А неверующий лицемер ответит: «Я не знаю… Я слышал, как люди говорили что-то, и повторяя это».
  • Мы веруем в то, что правоверные будут испытывать в своих могилах удовольствие. «…которых ангелы умерщвляют праведниками. Они говорят: «Мир вам! Войдите в Рай благодаря тому, что вы совершали» (16:32).
  • Мы веруем в то, что нечестивые безбожники получат в своих могилах наказание. «Если бы ты видел беззаконников, когда они оказываются в предсмертной агонии, и ангелы простирают к ним свои руки: «Отдайте свои души! Сегодня вам воздадут унизительными мучениями за то, что вы говорили об Аллахе неправду и превозносились над Его знамениями» (6:93).
  • Об этом свидетельствует множество хадисов, не вызывающих ни малейшего сомнения. Каждый верующий обязан уверовать во все скрытые от нас явления, описанные в Коране и Сунне, и не отвергать их, опираясь на то, что он видит в мирской жизни, ибо будущую жизнь нельзя соразмерять с жизнью мирской из-за великой разницы между ними. Аллах же — наш Помощник в этом деле!

ШЕСТОЙ СТОЛП ВЕРЫ: ВЕРА В ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ

Урок 20-й:

  • Мы веруем в предопределение с Его добром и злом, ибо Аллах предопределил все происходящее во Вселенной, изначально ведая об этом и подчинив это Своей мудрости.

Урок 21-й:

  • Предопределение Господа осуществляется в четыре стадии:
    — Первая стадия — знание. Мы веруем в то, что Всевышний Аллах Всеведущ. Своим извечным знанием Он ведает обо всем, что уже свершилось и что произойдет. Он не приобретает знания, чтобы просветиться после неведения, и не забывает ничего из того, что известно Ему.
    — Вторая стадия — предписание. Мы веруем в то, что Всевышний Аллах записал в Хранимой Скрижали все, что произойдет вплоть до Дня воскресения. «Разве ты не знаешь, что Аллаху известно то, что на небе и на земле? Воистину, это есть в Писании. Воистину, это для Аллаха легко» (22:70).
    — Третья стадия — соизволение. Мы веруем в то, что все, что происходит в небесах и на земле, имеет место по воле Аллаха, ибо ничто не происходит без Его соизволения. Происходит только то, что пожелал Аллах, а то, чего Он не пожелал, не может произойти.
    — Четвертая стадия — сотворение. Мы веруем в то, что Всевышний Аллах — «Творец всякой вещи. Он — Попечитель и Хранитель всякой вещи. Ему принадлежат ключи небес и земли. А те, которые не веруют в знамения Аллаха, являются потерпевшими убыток» (39:62-63).
  • Эти четыре стадии относятся ко всему, что совершает Сам Всевышний Аллах. Но наряду с этим, все, что говорят и делают и от чего отказываются Его рабы, также ведомо Всевышнему Аллаху и записано у Него. Все, что совершают творения, происходит с дозволения Всевышнего Аллаха, и именно Он создает деяния Своих рабов. «Это — лишь Напоминание мирам, тем из вас, кто желает следовать прямым путем. Но вы не пожелаете этого, если этого не пожелает Аллах, Господь миров» (81:27-29).
    «Если бы Аллах пожелал, то они не сражались бы друг с другом, но Аллах вершит то, что пожелает» (2:253).
    «Если бы твой Господь пожелал, они не поступали бы так. Оставь же их вместе с их измышлениями» (6:112). «Аллах сотворил вас и то, что вы делаете» (37:96).
  • Вместе с тем мы веруем в то, что Аллах одарил человека свободой выбора и волей, благодаря которым тот совершает свои деяния.

Доказательством же того, что человек совершает тот или иной поступок по собственной воле, является следующее:

  1. Всевышний сказал: «Приходите же на вашу пашню, когда и как пожелаете» (2:223). «Если бы они желали выступить в поход, то приготовились бы к этому» (9:46). Аллах сообщил, что люди вершат дела по своей воле.
  2. Аллах приказал Своим рабам действовать в связи с Его велениями и запретами. А если бы человек не имел собственной воли и права на выбор, то Аллах Своими велениями обязал бы его совершать то, на что сам человек неспособен. Подобное же несовместимо с мудростью и милосердием Всевышнего Аллаха и противоречит изреченной Им истине: «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (2:286).
  3. Праведники поощряются за свои благодеяния, а грешники порицаются за свои скверные поступки, и каждая душа получает то, что она заслужила. Если бы человек творил дела не по собственной воле, не имея права на выбор, то поощрение добродетельных было бы напраслиной, а наказание грешников — несправедливостью. Но Всевышний Аллах бесконечно далек от напраслины и несправедливости!
  4. Всевышний Аллах отправил посланников, «которые несли благую весть и предостерегали, дабы после пришествия посланников у людей не было никакого довода против Аллаха» (4:165). А если бы человек совершал дела не по собственной воле, не имея права на выбор, то оправдание людьми своих грехов неведением было бы приемлемым как до пришествия посланников, так и после них.
  5. Каждый человек ощущает, что при совершении каких-либо поступков он не испытывает никакого принуждения. Он встает и садится, входит и выходит, отправляется в поездку и остается дома только по собственной воле, и при этом он не ощущает того, что кто-то принуждает его к этому. Человек видит реальную разницу между тем, что он совершает по собственной воле, и тем, к чему он принужден. Шариат вследствие своей мудрости также различает между этим, и человек не несет ответственности за совершение того, к чему он принужден насильственно.

Урок 22-й:

  • Мы считаем, что предопределение Всевышнего Аллаха не может служить оправданием грехов, ибо грешник ослушается Аллаха по собственной воле до того, как он узнает, что Всевышний Аллах предопределил это для него. Ведь каждый человек узнает о предопределении Аллаха только после того, как какое-то событие уже имело место. «Ни один человек не знает, что он приобретет завтра» (31:34). Как же может быть приемлемым оправдание тем, о чем человек не знал, совершая проступок, за который теперь оправдывается?!
  • Всевышний Аллах раскрыл несостоятельность подобных доводов и сказал: «Многобожники скажут: «Если бы Аллах пожелал, то ни мы, ни наши отцы не приобщали бы сотоварищей и не запрещали бы ничего». Таким же образом считали лжецами посланников те, кто были до них, пока они не вкусили Наше наказание. Скажи: «Есть ли у вас какое-либо знание, которое вы можете представить нам? Вы лишь следуете предположениям и лжете» (6:148).
  • Грешнику, который пытается оправдаться предопределением, мы говорим: «Отчего ты не повинуешься Аллаху, чтобы затем сказать, что Всевышний предписал тебе это?» Поистине, человек не ведает о том, что предопределено ему, до того, как совершает это, и в этом плане нет разницы между грехами и благодеяниями. Когда Пророк ﷺ сообщил своим сподвижникам, что для каждого человека уже приготовлено место либо в раю, либо в аду, они спросили: «А не стоит ли нам положиться на предопределение и прекратить совершать благие дела?». Он же ответил им: «Нет! Трудитесь, ибо каждому человеку облегчается путь к тому, для чего он создан».
  • Если ты хочешь отправиться в путешествие в Мекку и знаешь, что в нее ведут две дороги, а из достоверных источников тебе известно, что одна из них опасная и сложная, а другая — безопасная и легкая, но ты непременно изберешь второй путь. Ты никогда не последуешь по первому пути, заявляя, что это предписано тебе Аллахом, а если ты поступишь так, то люди сочтут тебя безумцем.
  • Если тебе предлагают две должности, одна из которых хорошо оплачивается, и на ней ты не будешь испытывать никакой нужды, неужели ты выберешь должность, которая хуже этой, сославшись на предопределение?
  • Когда тебя постигает физическое заболевание, ты стучишься в дверь каждого врача в поисках исцеления и готов перенести боль хирургической операции и горечь лекарств. Отчего же ты не поступаешь так, когда твою душу поражает порок греха?
  • Мы веруем в то, что зло нельзя относить к Всевышнему Аллаху из-за совершенства Его милосердия и мудрости. В хадисе, приведенном имамом Муслимом, говорится, что Пророк ﷺ сказал: «…а зло мы не относим к Тебе».
    Поэтому само по себе Божье предопределение не является злом, ибо оно исходит из милосердия и мудрости Аллаха. Злом может быть нечто предопределенное Господом, ибо в молитве кунут, которой Пророк ﷺ научил аль-Хасана, говорится: «…и защити нас от зла, которое Ты предопределил».
    Тем самым он связал зло с тем, что предопределил Аллах. Но даже это зло не является абсолютным, ибо то, что является злом с одной стороны, является добром с другой. Или же то, что является злом в одном месте, в другом месте приносит добро.
  • Засуха, болезни, бедность, опасность и прочие бедствия на земле являются злом, но они вместе с тем несут с собой добро. «Зло появляется на суше и на море по причине того, что совершают людские руки, чтобы они вкусили часть того, что они натворили, и чтобы они вернулись на прямой путь» (30:41).
  • Отрезание руки вору и побитие камнями прелюбодея является злом в отношении вора или прелюбодея, ибо один из них лишается руки, а другой — жизни. Однако с другой стороны это является и благом для них, ибо в этом — искупление их грехов, и после наказания в этом мире их не постигнет наказание за этот грех в будущей жизни. Подобное также является благом по той причине, что это обеспечивает защиту имущества людей, их чести и семей.

Урок 23-й:

Эти чистые мусульманские убеждения, опирающиеся на рассмотренные нами доказательства, приносят человеку много славных плодов.

  • Результатом веры во Всевышнего Аллаха и Его имена и качества является любовь к Аллаху и почитание Его, необходимые для исполнения Его велений и покорности Его запретам. Именно благодаря исполнению велений Всевышнего Аллаха и соблюдению Его запретов человек и все общество достигают полного счастья как в мирской, так и в будущей жизнях. «Верующих мужчин и женщин, которые поступали праведно, Мы непременно одарим прекрасной жизнью и вознаградим за лучшее из того, что они совершали» (16:97).
  • Вера в ангелов приносит следующие плоды:
    — познание величия сотворившего нас Всеблагого и Всевышнего Аллаха, Его могущества и власти;
    — благодарность Всевышнему Аллаху за заботу, проявленную к Его рабам, ведь Он поручил ангелам охранять людей, записывать их деяния и приносить им иную великую пользу;
    — любовь к ангелам за их совершенное и преданное служению Всевышнему Аллаху и обращение к Нему с мольбой за верующих.
  • Вера в Писания приносит следующие плоды:
    — познание милости Всевышнего Аллаха к Его творениям и Его заботы о них, ибо Он ниспослал каждому народу писание, ведущее их к прямому пути;
    — осознание мудрости Всевышнего Аллаха, который в Священных Писаниях установил для каждой общины приемлемый для нее закон, а в последнем из этих Писаний — Священном Коране — ниспослал шариат, подходящий для всего человечества в любом месте и во все времена вплоть до Дня воскресения;
    — благодарность Всевышнему Аллаху за эту милость.

Урок 24-й:

  • Вера в посланников приносит следующие плоды:
    — познание милости Всевышнего Аллаха к Его творениям и Его забота о них, ведь Он отправил к ним своих благородных посланников для их наставления на верный путь и назидания;
    — благодарность Всевышнему Аллаху за эту великую милость;
    — любовь к посланникам, их почитание и прославление их надлежащим образом, ведь даже посланники Всевышнего Аллаха были всего лишь Его рабами, которые искренне поклонялись Ему, доводили до людей Его послание, наставляли Божьих рабов и терпели все трудности на этом пути.
  • Плоды веры в Последний День:
    — стремление к покорности Всевышнему Аллаху с надеждой на вознаграждение в День воскресения и удаление от грехов из страха перед наказанием в этот день;
    — утешение раба надеждой на блага и вознаграждение в будущей жизни при лишении некоторых благ и удовольствий в жизни мирской.

Урок 25-й:

  • Плоды веры в предопределение:
    — упование на Всевышнего Аллаха при совершении всех дел, ибо причина и следствие зависят от предопределения Аллаха;
    — душевное спокойствие, ведь зная, что все происходит по предопределению Аллаха и что того, что нам неприятно, не избежать, душа человека обретает успокоение и удовлетворяется предопределением Господа. Поэтому самую приятную жизнь и спокойную душу имеют те, кто уверовал в предопределение;
    — отсутствие самовосхваления при достижении какой-либо цели, ибо подобное является милостью Аллаха, которой Он одаряет людей, предопределяя для них пути, ведущие к добру и успеху. Человеку же следует благодарить за это Всевышнего Аллаха и сторониться самовосхваления;
    — отсутствие беспокойства и сожаления при лишении чего-то либо при неприятностях, ибо все предопределено Всевышним Аллахом, во власти Которого находятся небеса и земля. Это должно было произойти, и ничто не могло помешать этому. Поэтому верующий проявляет стойкость и терпение и надеется на вознаграждение Аллаха. На это указывает высказывание Всевышнего Аллаха: «Любое несчастье, которое происходит на земле и с вами самими, записано в Писании еще до того, как Мы сотворили его. Воистину, это для Аллаха легко. Мы поведали об этом для того, чтобы вы не печалились о том, что вы упустили, и не радовались тому, что Он вам даровал. Аллах не любит всяких надменных бахвалов» (57:22-23).

Мы просим Всевышнего Аллаха утвердить нас в этих воззрениях, одарить нас ее ценными плодами и увеличить нашу награду по милости Своей. О Боже, не уклоняй сердца наши от истины после того, как Ты наставил нас на прямой путь и одари нас по милости Своей, ведь Ты — Дарующий!

Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, его роду, сподвижникам и всем праведным последователям!

Вы можете поделиться плейлистом «’Акыда ахлю ас-Сунна уа аль-Джама’а» шейха ’Усаймина в ВК.