Блеск убеждений — шарх шейха Салиха Али Шейха

Блеск убеждений

«Блеск убеждений [или то, что достаточно знать из убеждений]» — один из кратких, но важных трудов по вероубеждению (’акыда) Ахлюс-Сунна уа-ль-Джама’а, автором которого является имам Ибн Кудама аль-Макдиси, да смилуется над ним Аллах. Шарх сделал шейх Салих Али аш-Шейх, да хранит его Аллах.

Лекции подготовил: Ринат Абу Мухаммад, да хранит его Аллах.

Скачать файлы или прослушать аудио онлайн из папки Dropbox

Скачать матн и шарх книги«Блеск убеждений» на арабском языке

Скачать вопросы для самопроверки на арабском и русском языках

Пройти данный курс с конспектами и тестами на сайте Даура.ком

1. Вступление.

  • О книге и авторе.
  • Значение слова «Хамд».
  • Тамсиль (подобие) и ташбих (схожесть).
  • Представление и воображение. Белый экран.
  • Аяты в вступлении. Шейх Салих Али Шейх о книге.
  • Шейх Салих Али Шейх о вступлении. Хутба Пророка ﷺ.

2. Что такое ’акыда (вероубеждение)?

  • Что такое ’акыда? Шесть основ веры. Мутлякъ ташбих и ташбих мутлякъ.
  • Написание книг по ’акыде и таухиде по нужде.
  • Какие темы еще упоминают в ’акыде? Гайбият. Вопросы правления. Карамат.

3. О достоверной Сунне.

  • Значение слов «радд», «таъуúль», «ташбúх», «тамсúль» и хукм шари’ата в отношении каждого из них.
  • Хабар аль-ахад — источник ’акыды.
  • Ученые по усуль аль-фикх (аш’ариты, матуридиты и философы): их отношение к хабаруль-ахад.

4. О «мухкам» и «муташабих» в Коране.

  • Мухкам и муташабих в текстах Корана и Сунны.
  • Категории людей относительно мухкам и муташабих.

5. О термине «таъуиль».

  • Здравый разум не противоречит достоверной Сунне. Динозавры. О том, что до людей не дошел истинный Ислам.
  • Слово «Таъуиль»: тафсир или конец чего-то.

6. Толкование первой основы. Часть 1-я.

  • Шарх: ахлюс-Сунна уаль-джама’а покоряются текстам Корана и Сунны. О мухкаме и муташабихе.
  • Шарх: про первую оговорку Ибн Кудамы в матне.
  • Недостаточно знать арабского языка, нужно еще знать терминологию шариата.
  • Шарх: таъуиль.

7. Контрольные вопросы по пройденному и ответы на них.

  • Ответы на вопросы.
  • Влияние окружения (аш’ариты).

8. Слова имама Ахмада ибн Ханбаля.

  • Слова имама Ахмада. Имена Аллаха — таукыфия.
  • Шарх: слова имама Ахмада. Второе место оговорки Ибн Кудамы.
  • Понимание слов ученых. Про шейха аль-Альбани и мурджиизм.

9. Понимание слов ученых.

  • Шарх: важное правило — необходимо полное понимание убеждений ахлюс-Сунна. Оценка ученых.
  • Про ошибки ученых.
  • Донесение истины с мудростью. Свидетельствование Раем или Адом конкретному лицу.
  • О мубтади’ах и их методичной работе. Проявление им милости. Изафетное сочетание к Аллаху. Контрольные вопросы.

10. Слова имама аш-Шафи’и.

  • Слова имама аш-Шафи’и. Следование за праведными предшественниками и остережение от нововведений. Маулид. Истауа.
  • Слова Ибн Таймийи «Речь о сущности». Далиль, потом убеждение.

11. Понимание термина «сунна». Что значат слова Пророка ‎ﷺ «Придерживайтесь моей Сунны»?

  • В шариатских науках, как и в других науках есть своя терминология. Пример слова «ручка».
  • Исламские науки делятся на две категории:
    — ’ильмуль-гайя (знания, являющиеся целью);
    — ’ильмуль-аля (знания, являющиеся средством).
  • В каждой науке одно слово может использоваться по-своему. Пример слова «сарф».
  • Знания следует брать у их обладателей — шейхов, которые знают и разъясняют термины.
  • Вопрос шейху про три категории студентов:
    — бездельников,
    — тех, кто требует знания у шейхов,
    — тех, кто сам читает книги.
  • Как слово «Сунна» используется по-разному у разных ученых?
  • Ученые по ’акыде под Сунной понимают три вещи:
    — убеждения Пророка ‎ﷺ;
    — слова Пророка ‎ﷺ;
    — дела Пророка ‎ﷺ.
  • Сунна, Сунна и еще раз Сунна. Спасшая группа — это те, кто будет на убеждениях, словах и делах Пророка ‎ﷺ.
  • Первое, что заходит в Сунну — таухид аль-улюхийя: поклонение Одному Аллаху и непричастность к многобожию и тем, кто его совершает.
  • Второе, что заходит в Сунну — таухид асма уа сыфат.
  • Из Сунны — придерживаться шариата и быть не причастным к нововведениям и тем, кто их совершает.
  • В наше время есть люди, которые только внешне на пути Пророка ‎ﷺ подобно лицемерам.
  • Пример ’Абдур-Рахмана ибн Мульджама, тазкию которому дал ’Умар ибн аль-Хаттаб, но который а итоге стал хариджитом и убил ’Али ибн Аби Талиба.
  • Хауариджи усердствуют в поклонении Аллаху, но они не понимают религию и вылетают из нее подобно стреле.
  • Тот, кто побуждает людей к знаниям — на правильном манхадже. Истинное поклонение может быть только на основе знаний.
  • Слова имама Малика «Каждому облегчено то, для чего он создан».
  • Поклонение сердцем важнее, чем поклонение органами. Поклонение сердцем возможно только на основе знаний.
  • Нельзя обольщаться поклонением людей. Правило «[Внешняя] праведность не является показателем правильности [деяний], однако правильность является показателем праведности».
  • История ’Усмана ибн Абу Шейба и резвившихся подростков-студентов.
  • Есть люди, которые злятся, когда студенты начинают изучать книги ученых.
  • Студентам, которые вернулся домой делать призыв, следует уделить особое внимание знаниям.
  • Будьте наследниками Пророка ‎ﷺ — берите и распространяйте знания среди людей.
  • Нельзя обольщаться теми, кто не берет знания на основах. Берегите себя и своих близких от тех, кто отвращает от знаний.

12. Злые последствия нововведений.

  • Нововведения (бид’а) — могут быть в убеждениях, словах и делах. Люди бывают разные, как разные оттенки цветов. Правильные весы — Коран и Сунна в понимании сподвижников.
  • Первое последствие бид’а: нововведения вносят раскол в религию Аллаха.
  • Второе: нововведения являются причиной разногласий мусульман.
  • Ответ тем, кто говорит, что призыв к Сунне разъединяет мусульман.
  • Третье: Всевышний Аллах не принимает бид’а.
  • Четвертое: бид’а — одна из самых великих причин оставления и умерщвления сунны. Пример стакана и карандашей.
  • В наше время оставленной Сунной является приобретение шариатских знаний. Ответ тем, кто называет больших ученых «учеными менструальной крови».
  • Пятое: бид’а — это заблуждение от прямого пути и следование путями, которые ведут к Огню.
  • Призыв к Таухиду и Сунне — путь длинный. На нас лишь брать причины, а результат за Аллахом. Хадис о мальчике и колдуне.
  • Шестое: бид’а — это неблагодарность за милости Аллаха. Милость Ислама, Сунны и понимания религии как понимали ее саляфы.
  • Седьмое: бид’а — это поправки в шари’ат.
  • Восьмое: нововведенец косвенно обвиняет Пророка ﷺ в том, что он до нас не донёс.
  • Последствия 9-11: нововведенец заменяет откровения Всевышнего Аллаха, нововведенец заблуждает рабов Аллаха, в Судный день лица новвоведенцев потемнеют.
  • Двенадцатое: Всевышний Аллах не принимает покаяние у нововведенца. Нововведения хуже, чем большие грехи.
  • Тринадцатое: Лишение водоёма Пророка ﷺ в Судный день.

13. Толкование слова имама аш-Шафи’и.

  • Шарх шейха Салиха Али Шейха на слова имама аш-Шафи’и.
  • Пример на вере в ангелов.
  • Что значит уверовать общей верой (аль-иману муджмаль)?
  • Сподвижники Пророка ‎ﷺ приняли контексты сразу же, не искажая и не толкуя.
  • По причине этого многие большие аш’ариты покаялись в конце жизни. Слова имама Харамейна Абу Ма’али аль-Джувейни.
  • Во времена сахабов не было искажения и не было разногласий в ’акыде. Поэтому искажение и противоречие контекстам и непринятие этих контекстов является ересью (бид’а). А нововведения не принимаются Всевышним Аллахом.

35. Слова праведных предшественников о следовании саляфам. История Абу Мусы аль-Аш’ари и Ибн Мас’уда.

36. Шарх: слова праведных предшественников (сахаба, таби’ина, таби таби’ина). Призыв к манхаджу.

37. История аль-Азруми. Джахм ибн Сафуан. Плачевный конец нововведенцев. Основы муътазилитов.

38. Контрольные вопросы по пройденному и ответы на них.

39. Важность основ, призыв к Таухиду и Сунне. Тасфия и тарбия.

40. Атрибуты Всевышнего Аллаха: атрибуты сущности и атрибуты действий. Узнавая Аллаха, мы больше и лучше поклоняемся Ему. Коммунисты.

41. Атрибуты Аллаха: субутия, сальбия. Совершенство бывает отрицанием и подтверждением. Аш’ариты про атрибуты действий.

42. Шарх: атрибуты сущности и атрибуты действий Аллаха. Уаджху-диляля, далиль, сурату-масъаля, хукм-масъаля. Мудаф и мудафун иляйхи.

43. Шарх: Лик Аллаха.

44. Шарх: Рука Аллаха. Важность обучения арабскому языку.

45. Шарх: любовь и гнев Аллаха. Причина истолкования (сомнений) муаууиля. Необходимо возвращаться к основам вопросов. О причинах и результатах.

46. Шарх: подтверждение семи атрибутов Аллаха аш’аритами. Про идеи (таблиг) и подгонка далилей под них.

47. Шарх: аят «Нет ничего подобного Ему».

48. Контрольные вопросы по пройденному и ответы на них.

49. О достоверности хадисов.

50. Удивление Аллаха. Значения слова «Истауа».

51. Шарх: хадисы о нисхождении Аллаха.

52. Шарх: удивление Аллаха. Этапы искажения имен и атрибутов Аллаха заблудшими.

53. Шарх: представление Аллаха в уме.

54. Возвышенность Аллаха.

55. Шарх: возвышенность Аллаха. Доводы на возвышенность Аллаха. Частица «фи».

56. Речь Аллаха.

57. Шарх: речь Аллаха. Про мазхабы.

58. Коран — речь Аллаха.

59. Шарх: все о Коране.

60. Видение Аллаха верующими. Значения слова «Назара».

61. Предопределение Аллаха (такъдир, къадр) — это расчет, а не принуждение.

62. Матн: такъдир Аллаха. Желание Аллаха. Хидая. Зло в такъдире.

63. Шарх: такъдир Аллаха и къада. Отклонившиеся в вопросах къадара.

64. Шарх: нельзя оправдываться такдиром в своих грехах. Еще одна критика слов Ибн Кудамы. Адам и Муса, мир им. Ибн Таймийя.

65. Иман. Мурджииты, хариджиты. Оставление деяний. Увеличение и уменьшение имана.

66. Понимание хадиса «Не совершил ни одного благого дела». Оставляющий молитву. Как отличать мустахаб от фарда.

67. Обязательность веры в хадисы о скрытом.

68. Вера в наказание могилы, события в Судный день, Водоем Пророка ﷺ, Весы, Сухуф, Сырат.

69. Заступничество Пророка ﷺ и других. Рай и ад. Вечность.

70. Пророк ﷺ. Праведные халифы. Обрадованные Раем. О шиитах.

71. Манхадж праведных предшественников.

72. Ругание сподвижников — неверие. Свидетельствование Раем или Адом.

73. Такфир: условия и препятствия. Истихляль.

74. Выбор правителя. Подчинение правителям.

75. Джихад: правильное понимание, виды, условия.

76. Хурудж. Присяга правителю.

77. Правила, связанные с правителями.

78. Любовь к сподвижникам.

79. Правитель-немусульманин. Мусульмане в кафирских странах.

80. Оставление нововведенцев. Споры в религии.

81. Разногласия в ответвлениях религии. Мазхабы фикха: причины разногласия имамов.

Вы можете поделиться плейлистом «Блеск убеждений» в ВК