Серия лекций по разъяснению книги «Кифаятуль-мустазид» (перевод шарха Салих Али аш-Шейха на книгу «Китабут-таухид» с арабского языка). Данный труд посвящен подробному изучению единобожия (таухид) и того, что ему противоречит — многобожия (ширк).
Скачать файлы или прослушать аудио онлайн из папки Dropbox
Скачать контрольные вопросы для самопроверки на арабском языке и на русском языке
Скачать шарх книги на арабском языке часть 1-я, часть 2-я и матн книги на русском языке
Ниже приведен список тем, затронутых при рассмотрении вопросов каждой главы книги. Аудио файлы доступны для скачивания из облачных папок по ссылкам, приведенным выше.
Вступление
- Пояснение о дауре по книге единобожия
- Почет знаний и требующих знания
- Торопливые в требовании знаний
- Дегустаторы в требовании знаний
- Знания требуются на основе основ и постепенно
- Знания это не эмоции, поэтому их трудно достичь
- Манхадж (путь) ученых в требовании знаний
- Необходимо вводить в разум только правильное понимание знаний
- Важность изучения арабского языка и терминологии ученых
- Заучивание наизусть избранных знаний
- Душевное состояние требующего знания
- Об авторе и самой книге
- О пути разъяснения книги
Глава 1. Книга единобожия Всевышний Аллах сказал: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне».
- О вступлении шейха Мухаммада ат-Тамими к своей книге
- Понятие “таухид” (единобожие)
- Понятие единобожия в господстве (таухид ар-рубубия)
- Понятия единобожия в божественности (таухид аль-улюхия)
- Перевод “Ля иляха илляЛаху” на русский язык как “Нет достойного поклонения никого, кроме Аллаха”
- Понятие единобожия в именах и атрибутах (таухид аль-асмаи уа ассыфат)
- О написании данной книги по нужде
- Понятие “ширк” (многобожие)
- Классификация ширка
- Тафсир (толкование) аята 56 из суры “Аз-Зарият”. Предлог “лям” имеет значение “лям хикма”
- Таухид — это поклонение, и поклонение — это таухид.
- Сущность поклонения (“‘ибада”)
- Тафсир аята 36 из суры “ан-Нахль” — мудрость отправления посланников к людям
- Отклонение людей от пути пророков и посланников в вопросах поклонения. Отклонение от пути пророка ﷺ в вопросах джихада
- Тафсир аята 36 из суры “ан-Нахль” — отрицание и утверждение в единобожии
- Тафсир аята 23 из суры “аль-Исра”
- Тафсир аята 36 из суры “ан-Ниса”
- Тафсир аятов 151-153 из суры “аль-Ан’ам”
- Хадис Ибн Мас’уда о завещании пророка ﷺ
- Хадис Му’аза о праве Аллаха и праве Его рабов
- Вопрос (масаиль) данной главы
Глава 2. Достоинство таухида и того, что оно искупляет грехи
- Почему необходимо говорить о достоинствах того или иного деяния. Метод побуждения и устрашения.
- Матн (текст) второй главы.
- Начало разъяснения данной главы.
- Воплощение таухида выражается в оставлении грехов и нововведений.
- Трехслойный фильтр — Сказал Аллах, сказал Посланник, сказали сподвижники.
- Необязательно помнить довод из Корана и сунны, главное, чтобы хоть раз услышать его и действовать по нему.
- Тафсир суры “аль-Ан’ам”, аят 82.
- Терминология: понятия “общее” и “частное” (‘умум и хасс).
- Зульм (несправедливость) уменьшает безопасность и веру.
- Через призму единобожия.
- Ширк — это слабость и разобщенность мусульман, а таухид — это их сила и опора.
- Первый симптом болезни мусульманского общества — превосходство и коварство их врагов.
- Второй симптом — несправедливые правители.
- Слова имама Ахмада (рахимахуллах) о том, что непослушание Пророка, мир ему и благословение Аллаха, является ширком.
- Третий симптом —разобщенность мусульман.
- Вопросы-ответы братьев на дауре.
- Хадис ‘Убады ибн Самита о том, кто засвидетельствовал “Ля иляха илля Ллах”
- Что значит засвидетельствовать. Понятие “свидетельство”.
- Как относится к шариату прежних общин — совершать деяния по нему или нет.
- Что означает “Дух от Него”?
- Непричастность (отказ) в хадисе ‘Убады ибн Самита.
- Отказ от нововведений.
- Вхождение в Рай по мере своих дел.
- Хадис ‘Итбана о том, что Аллаха запретил Огонь тому, кто сказал “Ля иляха илля Ллах”, желая этим самым лика Аллаха.
- Толкование хадиса Абу Са’ида аль-Худри о просьбе Мусы, мир ему.
- Толкование хадиса Анаса о прощении Аллаха грехов, если не придавали Ему сотоварищей.
- Прощение Аллаха грехов того, кто умер, не покаявшись.
- Дела сердец — это основа всего.
- Вопросы, рассматриваемые в данной главе (шарх Ибн ‘Усаймина, да помилует его Аллах).
- Вопрос-ответ Салих Али аш-Шейха о “‘амирухунна”. Что означает “обитатели” небес.
Глава 3. Кто воплотит единобожие, войдет в Рай без расчета
- Матн (текст) главы.
- Опровержение джама’ату Таблигъ.
- Как относиться к приверженцам нововведений? Ненависть к нововведению, а не личности.
- Матн (текст) главы. Продолжение.
- Начало разъяснения главы.
- Смысл воплощения таухида (единобожия).
- Степени воплощения единобожия.
- Требования свидетельства “Мухаммад — посланник Аллаха”.
- Кто совершал грехи или нововведения, не покаявшись от этого, тот не воплотил единобожие.
- Четыре миллиона девятьсот тысяч человек войдут в Рай без расчета и наказаний.
- Тафсир 120-го аята суры “ан-Нахль”.
- Отдаление от многобожников есть воплощение единобожия.
- Не одиноки те, кто следует по пути Ибрахима. Тафсир шейха Мухаммада ат-Тамими на этот аят.
- Тафсир 59-го аята суры “аль-Му’минун”
- Шайтан приукрашает нововведения.
- Разъяснение хадиса. Понятие “Сподвижник (сахаби)”.
- Достоинство рождения в Исламе, не совершая ширк.
- Разъяснение хадиса. Забота сподвижников об Ахырате (Последующей жизни).
- Смысл слов “они не просят заговоров (рукъя)”.
- Смысл слов “Не просят сделать прижигание”.
- Третье качество — не верят в приметы.
- Четвертое качество — упование на Аллаха.
- Достоинство тех, кто войдет в Рай без расчета и наказания, в том, что они опередят других по времени вхождения, а не по степени в Раю.
- Рассматриваемые вопросы в данной главе.
Глава 4. О необходимости бояться ширка (совершения многобожия)
- Можно ли делать такфир (обвинить в неверии) того, кто оставляет столпы Ислама?
- Такфир конкретной личности.
- Понятие мекканского и мединского периодов в реализации законоположений шариата.
- Джама’ат “Ихуануль-муслимин” и его основатель Хасан аль-Банна.
- Матн данной главы.
- Разъяснение главы и ее соответствие книге. Плоды страха от многобожия.
- Истигфар (испрашивание прощения за грехи) — один из путей бегства от ширка.
- Цель данной книги — воплощение таухида и отдаление от ширка.
- Тафсир суры “ан-Ниса” аятов 48 и 116: «Поистине, Аллах не прощает приобщения к Нему сотоварищей, но прощает всё, что меньше этого, кому пожелает…».
- Есть ли оправдание многобожнику за ширк по невежеству?
- Соответствие аятов суры “ан-Ниса” данной главе.
- Тафсир суры “Ибрахим” аята 35: «…И отдали меня и моих детей от поклонения идолам!»
- Понятия “уасан” и “санам” (идол).
- Разъяснение хадиса о показухе. Виды показухи (рия).
- Разъяснение хадиса о том, кто умер на ширке. Что значит “помимо Аллаха” (“наряду с Аллахом”)?
- Разъяснение хадиса Джабира о попадании в Ад того, кто совершил ширк, и в Рай того, кто не совершал его.
- Малый ширк будет взвешиваться на Весах в Судный день. Халатность к ширку. Заключение толкования данной главы.
- Попытки шайтана сбить с поклонения посредством показухи.
- Рассматриваемые вопросы данной главы.
- Наказание — по справедливости Аллаха, а награда — по Его милости.
- Правильно ли говорить “Бояться ширка, а не Аллаха”?
Глава 5. Призыв к свидетельству «Нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха»
- Матн данной главы.
- Сильный довод против секты «Хизб ут-Тахрир». Разъяснение данной главы.
- Призыв к Исламу, с которым пришел Пророк, мир ему и благословение Аллаха, а не к исламу различных сект и джамаатов. Призыв должен быть подробным, а не обобщенным.
- Продолжение толкования главы.
- Начало тафсира суры “Юсуф” аята 108: «Таков мой путь. Я и мои последователи призываем к Аллаху согласно знанию. Пречист Аллах, и я не являюсь одним из многобожников».
- О джихаде.
- Тафсир суры “Юсуф” (продолжение).
- О джамаате “Таблиг”.
- Тафсир суры “Юсуф” (завершение).
- Разъяснение хадиса Му’аза о том, к чему сначала призывают.
- Разъяснение хадиса Сахль ибн Са’да о вручении знанмени.
- Рассматриваемые вопросы данной главы.
- Обладатели Писание в наше время. Они никуда не исчезали.
- Рассматриваемые вопросы данной главы (продолжение).
Глава 6. Смысл Таухида и свидетельства «Нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха»
- Матн данной главы.
- Разъяснение главы. Тафсир смысла таухида.
- Смысл свидетельства. Три составляющие шахады.
- Лингвистический анализ «Ля иляха илля Ллах».
- Современные многобожники хуже, чем многобожники-курайшиты.
- Тафсир суры «аль-Исра», аят 57. Смысл слова “уасиля” (путь, средство).
- Заблуждение суфистов в том, что нельзя поклоняться из-за страха от Ада и желания Рая.
- Непричастность к ширку многобожники на примере с египетскими мусорщиками-бомжами.
- Тафсир суры “аз-Зухруф”, аяты 26-27. Непричастность Ибрахима, мир ему, к ширку.
- Непричастность к ширку и многобожникам: мудрость в призыве.
- Непричастность к ширку и многобожникам: жестокость, навязанная Голливудом.
- Тафсир суры “ат-Тауба”, аят 31.
- Нет разницы между дозволением харама и запрещением халяля.
- Боязнь ученых запретить что-либо.
- Тафсир суры “аль-Бакара”, аят 165. Любить кого-либо той любовью, которой достоин только Всевышний Аллах, является многобожием. Это противоречит основам таухида. Любовь является видом поклонения.
- Хадис: “Кто сказал Ля иляхя илля Ллах…”
- Вопросы жизни и имущества неверных — это функции правителя, а не каждого обывателя.
- Завершение разъяснения хадиса.
- Рассматриваемые вопросы данной главы.
Глава 7. Ношение кольца, шнурка и т.п. для избавления от беды или ее предотвращения является проявлением многобожия
- Матн данной главы.
- Ширк — это слабость (слабость мусульманской общины).
- Продолжение матна.
- Разъяснение. Виды ширка.
- Разъяснение названия главы.
- Почему ношение кольца или шнурка является малым ширком.
- Баракат в еде при собрании людей для совместного принятия его.
- Разъяснение причин и результатов в шариате и в быту. Важно хорошо понять эти определения!
- Изучение религии на своем языке, потом на арабском.
- Надписи имени Аллаха в облаках или иных вещах.
- Основа малого ширка — связь сердца с не Аллахом.
- Тафсир 38-го аята суры “Зумар”. Поклонение пророкам.
- Поклонение джиннам. Надо спокойно относиться к караматам праведников.
- Поклонение не самим камням, а духам в них.
- Связь сердца. Применение аята о большом ширке к малому.
- Воспитание этим аятом. Привязанность сердца.
- Завершение тафсира 38-го аята суры Зумар.
- Разъяснение хадиса Имрана ибн Хусайна о медном кольце. Абсолютный успех.
- Разъяснение хадиса Укбы ибн Амира об амулете (в форме ракушки).
- Хадис Хузейфы о срывании ниток, шнурков, амулетов.
- Вопрос о точке на лбу от сглаза.
- Масаиль это главы. Оправдание по незнанию.
Глава 8. О заклинаниях и амулетах
- Матн главы. Понятие “марфу’” в терминологии хадисов.
- Толкование этой главы.
- Важность обучения шариатским словам и терминам.
- Условия дозволенности рукъйя.
- Амулеты и их виды.
- Срывание амулетов.
- Толкование хадиса, переданный Ибн Мас’удом.
- О привораживании и обручальном кольце.
- Хадис от Абдуллы ибн Укейм.
- Категории людей в полагании на Аллаха.
- Результат полагания на не Аллаха.
- О разногласии касательно амулетов, в которых есть текст из Корана.
- Иснад.
- Анализ иснадов хадисов, в которых дозволяются амулеты.
- Ученые, которые запрещают амулеты.
- Мнение сподвижника Пророка, мир ему и благословение Аллаха, является шариатским доводом.
- Общий запрет амулетов.
- Вред амулетов, в которых есть что-то из Корана.
- Виды разногласий в религии.
- Завешивать стены запрещено.
- Установка основ в религии. Пример на миске об основах.
- Хадис от Руайфи’а. Переплетение бороды. Этикет еды из западной культуры.
- Пояснение об узелках и шнурках из хадиса Руайфи’а.
- Малый ширк является смертным грехом (кабаир). Правило касательно того, кого слушать.
- Хадис Саида ибн Джубайра об освобождении раба.
- Рабство в Исламе. Современное рабство на Западе.
- Важно, что скрывается под названием, а не само название.
- Разъяснение хадиса. Хукм (положение) хадиса-мурсаль.
- Вопросы, заданные шейху Салиху (хафизахуЛлах).
- Масаиль этой главы.
Глава 9. О том, кто испрашивает (или ищет) баракята у деревьев, камней и тому подобных вещей
- Основа в требовании знании — ответ на вопрос «У кого учиться?»
- Матн этой главы.
- Термин «Баракат».
- Церковные слова и термины.
- Баракат, связанный с местом или временем.
- Баракат в верующих.
- Испрашивание бараката многобожниками.
- Тафсир аята о Лате, Уззе и Манат.
- Великий хадис Абу Уакыда аль-Лейси касательно манхаджа и вероубеждения.
- Элементы ширка в испрашивании бараката. Кубуриты (могилопоклонники).
- Рассматриваемые вопросы данной главы.
- Чума нашего века — телевизор: вред, беда, разврат, порча нравов и ценностей.
- Продолжение толкования рассматриваемых вопросов.
Глава 10. О жертвоприношении (забх) не Аллаху
- Вопрос о двух видах кабаир (больших грехах).
- Вопрос об общем отрицании подобно отрицанию в выражении «Ля иляха».
- Вопрос об испрашивании бараката. Волос пророка (мир ему и благословение Аллаха) и другие предметы, принадлежавшие ему.
- Вопрос о воде Замзам. “Особенность” товаров, привезенных из Мекки.
- Вопрос об использовании воды Замзам.
- Матн данной главы.
- Жертвоприношение с именем Всевышнего Аллаха или же жертвоприношение с именем кого-то другого. Жертвоприношение ради кого-то с намерением приблизиться к нему.
- Примечание требующему знания.
- Тафсир 162-163 аятов суры “аль-Ан’ам”. Жертвенные животные. Понятие “черный день” противоречит таухиду.
- Вопрос шейх Ринату о Замзаме и жертвоприношении быка. Ширк американцев.
- Тафсир 2 аята суры “аль-Каусар”.
- Два вида чтения — мухдис и мухдас (еретик или нововведение). Вопрос манхаджа.
- Разъяснение хадиса о жертвоприношении мухи.
- Продолжение разъяснения хадиса — а было ли принуждение принести в жертву муху.
- Разъяснение рассматриваемых вопросов.
- Можно ли сдавать террористов властям?.
- Продолжение разъяснения рассматриваемых вопросов.
- Вопрос шейху Салиху «Моя семья приносит в жертву животное и раздает мясо людям с намерением, чтобы их не постигало горе. Что вы скажете об этом?».
- Вопрос шейху Салиху «Уважаемый шейх, некоторые люди считают, что если Всевышний Аллах дал человеку что-то хорошее, то человек обязательно должен дать милостыню. Верно ли это?».
- Вопрос шейху Салиху «Можно ли входить в туалет с наручными часами, на которых написаны имена Аллаха?».
- МЯСНАЯ ПРОБЛЕМА у мусульман России и СНГ.
Глава 11. О том, что нельзя резать жертвенное животное ради Аллаха в том месте, где приносят в жертву не ради Аллаха
- Матн данной главы.
- Шарх данной главы.
- Отдаление от еретиков-нововведенцев.
- Продолжение толкования главы.
- Пользы, извлекаемые из истории мечети «дырар» (вреда).
- Почему можно молиться в мечети?.
- Толкование хадиса о жертвоприношении в Буване.
- Праздник или «ид»? Значение слова «ид».
- Продолжение разъяснения хадиса.
- Можно ли перестроить церковь в мечеть?.
- Рассматриваемые вопросы данной главы.
Глава 12. Посвящение обета не Аллаху является ширком
- Матн данной главы.
- Разъяснение главы.
- Вопросы, заданные шейху Салиху, да хранит его Аллах.
- Рассматриваемые вопросы данной главы.
Глава 13. Прибегание (Исти’аза) к кому-либо, кроме Аллаха является ширком
- Матн данной главы.
- Соответствие этой главы к предыдущим главам о жертвоприношении и обете. Значение слова исти’аза и значение формы слова истаф’ала в арабском языке: 1) требование чего-либо или выполнения чего-либо, 2) описание каким-либо свойством или действием в большом количестве. Три вида языка: сам язык (люга), язык шариата, язык обычая (‘урф). Три вида глагола повелительного наклонения (амр): дуа, приказ, просьба.
- Является ли ширком то, что кто-то прибегает к защите творения, которое может оказать защиту? В исти’азе есть внутреннее и внешнее деяния.
- Тафсир аята.
- Хадис Хауля бинт Хаким.
- Аш’ариты хуже джахмитов и му’тазилитов в вопросе слов Аллаха — Корана.
- Понимание того, что такое совершенные слова Аллаха.
- Масаиль. Замена чего-либо плохого хорошим при запрете харама. Границы этого правила в да’уате. Нашиды про джихад поет суфист из накшбандийского тариката.
Глава 14. Просьба о помощи в тяжелой ситуации (истигъаса) или же ду’а к кому-либо, кроме Аллаха, является ширком
- Матн данной главы.
- Шарх. Сущность истигъасы (испрашивание помощи в трудной ситуации). Точное определение и её границы.
- Ду’а (мольба). Виды ду’а.
- Поднимание рук в ду’а.
- Второй вид ду’а.
- Как поднимать руки в ду’а.
- Разница между двумя видами ду’а.
- Тафсир аята, правильное понимание аята. Понятие «Та’лиль хукм» (причина законоположения). Важность изучения арабского языка.
- Тафсир аята. Виды шукра (благодарности): языком, сердцем и делами. Ризк — средства к существованию.
- О переводах с арабского и корректировки переводов.
- Тафсир аята. Ман (кто) — для разумных или правильнее сказать для знающих. Шутки во время уроков. Халиф: значение этого слова.
- Хадис.
- Использование слабых хадисов и его условия.
- Завершение толкования главы.
- Про салям.
- Масаиль главы.
Глава 15. О словах Всевышнего Аллаха: «Неужели они приобщают в сотоварищи к Аллаху тех, которые ничего не творят, тогда как сами были сотворены, которые не способны оказать им поддержку и не способны помочь даже самим себе?»
- Еще раз о важности корректировки переводов…
- Шарх. Правило «Логические доводы берутся из Корана и Сунны».
- Как говорить с кяфирами, если они не верят в Коран? Путь философов и теоретиков. Харун Яхья.
- Шарх. Доводы разума в Коране и сунне для тех, кто размышляет о них.
- Профессор Жданов.
- Тафсир аята. Владение: абсолютное и относительное (довод). Такфиристы далеки от таухида. Победа дана посланникам и пророкам (довод).
- Джихад, муджахид.
- Слабость рабов (довод). Прекрасные имена Аллаха и сыфаты (довод).
- Шарх. Признание господства приводит к признанию божественности Аллаха. Доказательства божественности. Пример студентов в период коммунизма. Все в руках Аллаха — только Он достоин поклонения.
- Очки единобожия. Слова Ибн Таймиййи о зрении. Басыра — зрение сердца.
- Тафсир 59-64 аятов суры Намль. Довод таухида рубубия самый сильный довод против многобожников, которые обращаются к мертвым в своих мольбах. Современные многобожники хуже прежних из-за приписывания управления бытием своим ложным божествам.
- В 5 вещах современные многобожники превзошли прежних.
- Тафсир аятов, приведенных как довод в данном разделе.
- Толкование хадисов данной главы.
- Слова шейха Ибн Усаймина об этом хадисе. Удержание языка от проклинания кого-либо, такфира, тафсика. Почему отдаляем людей от милости Аллаха?
- Важность ученых подобне воде на земле. Самый близкий к шайтану — отдаляющий людей от ученых.
- Толкование второго хадиса главы. Опровержение таблиговцам. Призыв родственникам. В хадисе явное указание, что даже родственникам не может помочь, что же можно сказать о других.
- Слова шейха Ибн Усаймина в разъяснении масаиль этой главы.
В Коране много доводов. Призыв к Исламу не Кораном — это не путь пророка, мир ему. Про Ахмад Дидата.
Глава 16. О словах Всевышнего Аллаха: «„Когда же испуг покинет их сердца, они скажут: Что сказал ваш Господь?“. Они скажут: „Истину, ведь Он — Возвышенный, Великий“»
- Чтение матна главы с фаваидами хадиса.
- Приведение примеров учеными в разъснении той или иной вещи. Хадис о рисовании прямой линии на земле. Прямой путь — длинный. «Сидите спокойно, мы не достоины шахады» из истории в Ливане.
- Шейх Фаузан о следовании лжи секты из-за одной хорошей вещи в ней.
- Шейх Фаузан о подобных Харун Яхье. Коран толкуется Кораном, сунной, словами сподвижников или арабским языком. Тафсир современными теориями и наукой является ложным.
- Чтение матна (второй хадис) с фаваидами. Тасбих неодушевленных предметов, праведники могут слышать его.
- Шарх данной главы. Обитатели небес боятся Аллаха. Описание Аллаха полнотой величия и красоты. Описание ангелов.
- Масаиль данной главы.
- Продолжение масаиль — опровержение шиитам-рафидитам.
- Масаиль главы. Шейх Ибн Усеймин об оболщении людей чем-то одним, которые не обращают внимание на все остальное.
Глава 17. О Заступничестве.
- Чтение матна.
- Соответствие главы предыдущим двум главам. Определение заступничества (аш-шафа’а). Прошение шафа’а у мертвых большой ширк, а прошение шафа’а у живых дозволено.
- Ошибка многих людей в понимании шафа’а. Самый запутанный вопрос в отведении сомнений мушриков — вопрос шафа’а.
- Два вида шафаа: отвергнутое и утвержденное. Условия шафаа: дозволение Аллаха, довольство Аллаха.
- 4 положение тех, кому поклоняются и у кого испрашивают шафа’а помимо Аллаха, в тафсире аята 22 суры Саба.
- Тематический порядок аятов в главе: 1) лицо довода, 2) шафа’а принадлежит Аллаха, 3) сам по себе независимо ни от кого никто не совершает шафа’а, 4) кем Аллах доволен, чтобы ему совершили шафа’а.
- Слова Ибн Теймиййи о шафа’а. Дозволение пророку шафа’а. Кто из людей самый счастливый заслуживающий шафа’а пророка? Шафа’а достойны единобожники, а многобожники будут лишены шафа’а.
- Сущность шафа’а по словам Ибн Теймиййи. Почему Аллах напрямую не простит единобожникам без шафа’а? Шафа’а — это икрам Аллаха Своим рабам. Шафа’а отвергается, если в него замешан ширк.
- Смысл «дозволения» в шафа’а. Исключение в шафа’а Абу Талиб. Заключение шарха.
- Шафа’а узма (великое заступничество). Другие виды шафа’а пророка.
- Масаиль главы.
- Вопрос шейху. Можно ли нам просить кого-то делать ду’а за нас?
- Вопрос шейху. Какая разница между тауассуль и шафа’а?
- Вопрос шейху. О тауассуле слепого сподвижника.
Глава 18. О словах Всевышнего «Поистине, ты не ведешь по прямому пути…»
- Чтение матна. Соответствие главы к книге.
- Хидая: два вида — хидая тауфик и хидая иршад.
- Мушрик из нашей уммы. Грамматический и терминологический разбор аята. Смысл «хидая тауфик».
- Смысл «хидая иршад».
- Хидая тауфик отрицается от пророка, мир ему и благословение Аллаха. Следовательно недействительна связь сердец, кроме как с Аллахом.
- Шарх хадиса об Абу Талибе. Арабы понимали, что значит сказать «Ля иляха илля Ллах». Слова Абу Талиба.
- Плохой друг (плохое общество). Национализм — путь иудеев.
- Истигфар за Абу Талиба, но помогло ли это ему? Истишфа — это вид истигфара. Запрет на испрашивания прощения для мушриков.
- Два вида использования «ма кана…».
- Масаиль главы. Слова Кардави о прошении прощения за папу. О выражении соболезнования за умершего мушрика.
- Масаиль главы. Религия Абдульмутталиба. Понимание Абу Джахля основ религии. Рафидиты считают Абу Талиба мусульманином. Вопрос следования за предками (мазхабизм). «Оставляешь религию предков?» — сильная шубха.
- Вопрос шейху о проведении банкета для призыва кафира к Исламу. Отношение к кафирам. Про «бэлешников». Про нияха (оплакивание мертвых). Призыв к Исламу на сабантуях, наурузах.
- Хадисы про нияха, поминки 3-7-40.
Глава 19. Чрезмерность к праведникам.
- Чтение данного матна.
- Причина ширка, причина впадания в ширк. Предотвращение болезни. Излишество. О причинах после основ и убеждений.
- О праведниках, праведности. Праведность — противоположность порчи и грехам. Салих — тот, кто исполняет права Аллаха и права рабов Аллаха. Степени праведников.
- Граница чрезмерности относительно праведников. Некоторые из тех, кто излишиствует, даже «не оставили Аллаху ничего». Бусайри (пример ашаритов).
- Важность закрытия дверей нововведениям, т.к. они ведут к куфру и ширку. История имама Ахмада.
- Тафсир 171-го аята ан-Ниса. Слова Ибн Батта. Ужас нововведения. Хадис Абу Мусы аль-Ашари: начали с камешек, а закончили убийством сподвижников.
- Не сидите с приверженцами нововведений.
- Перегибы в обвинении в нововведении.
- Приведение в Коране примеров обладателей Писания, как они проявляли излишество относительно пророков и праведников. Некоторые суфисты наделили божественностью некоторых творений Аллаха (о 4-х кутбах).
- Хадис Ибн Аббаса. Первый грех, который нужно исправлять, это ширк. Нух, мир ему. История удода. Две основы появления ширка — ширк народа Нуха и ширк народа Ибрахима. Этапы внедрения ширка.
- Слова Ибн Каййима. Недостаток ученых народа Нуха, допустившие нововведение создания памятников.
- Салих аль-Фаузан: Фауаид из хадиса Ибн Аббаса. Любая бида приводит к ширку, даже при истечении долгого времени. Достоинство ученых. Статьи против ученых не подписаны.
- Шайтан может «анимировать» суры (изображения и памятники) для воздействия на тех, кто пребывает возле этих сур. Скрытая передача (вахий) шайтана.
- Хадис Умара. Излишество может быть в разных вещах. Смысл частицы «каф».
- Хадисы. Излишество — причина любого зла. Синонимы излишества.
- Масаиль главы. Обольщение делами некоторых людей, не обращая внимание на их убеждения. Изучение таухида-ширка не для суда личностей. Причина любого заблуждения — смешение истины с ложью. «Открытие шайтаном 99 дверей добра для 1 двери зла».
Гулув. Запрет на гулув даже в камешках в джамарате.
Глава 20. О недопустимости поклонения Аллаху у могилы.
- Матн. Икона пророка Мухаммада ﷺ.
- Забота пророка об общине даже при смерти. Поклонение Аллаху у могилы ради получения барака, как убеждены многие люди в этом. Несмотря на то, что поклоняются только Аллаху у могилы, такие люди прокляты.
- Праведник. Степени людей в праведности. Недопустимо возвеличивать могилы праведников.
- Поклонение самому праведнику или его могиле. Мавзолеи.
- Хадис Аиши. Масджид и церковь. Наихудшие перед Аллахом.
- Хадис о проклятии тем, кто берет могилы праведников местами поклонения.
- Три вида взятие могил местами поклонения.
- Предостережение пророка сподвижникам от деяний обладателей Писания. Причины похорон пророка не на кладбище.
- Сподвижники выполнили завещание пророка. Могила пророка. Рауда.
- Хадис о халиле.
- Куссасы. Мишари Рашид.
- Молитва, совершенная в мечети с могилой, недействительна.
- Наихудшие люди, превращающие могилы в места поклонения.
- Масаиль главы.
Глава 21. Излишество к могилам праведников.
- Матн данной главы.
- Могилы праведников ничем не отличается от могил других людей. Излишество в могиле: писание на ней, возвышение над землей, строение на ней, поклонение около нее. Могилы «праведных» людей.
- Разбор хадиса из Муатта. Могила может быть идолом. История двух мошенников в Египте. Шейх Баракат.
- Хадис от Ибн Джарира о лат(т)е и уззе.
- Хадис от Ибн Аббаса о женщинах, посещающих могилы, и о ставящих светильники на могилы. Зеленая подсветка мечетей. Донесение знаний до своих семей.
- Масаиль главы.
- Посещение могил (кафиров) и могилы пророка. Мольба за мертвых. Дарение вознаграждения мертвым. Тауассуль (Кораном). Уважение к могиле мусульманина.
Глава 22. Защита таухида.
- Матн данной главы.
- Ид. Два вида ида. Поздравление с джума.
- Перевод и донесение смыслов шариата.
- Тафсир аята 128-129 Тауба. Забота и переживание пророка за общину.
- Хадис Абу Хурайры. Не делайте мою могилу идом. Салават на пророка ﷺ.
- Хадис Али Ибн Хусейна. Совершение сунны-намаза дома. Защита пророком таухида.
- Хадисы о салавате.
- Масаиль главы. Суфисты — «два раза мало».
Глава 23. Некоторая часть общины поклоняется идолам.
- Матн. О дауре и книгах про таухид.
- Шарх. Шубха хурафиййин и ответ на нее. Хадисы о том, что часть общины будут поклоняться тагуту.
- Подробное разъяснение хадиса об поклонении части общины идолам. Умма дагва и умма иджаба.
- Васан — идол.
- Джибт.
- Тагут. Мазхаб, таклид и таухид.
- Причина ниспосылания 51-го аята ан-Ниса.
- Тафсир Маида, 60. Обезьяны и свиньи. Хутаба.
- Арабы-мушрики совершали поклонение такое как у мусульман. Мусульмане, до которых не дошел Ислам. Ислам сектантов.
- Тафсир 21-го аята Кахф.
- Сунан или санан. Лям клятвы. Предостережение пророка. Подражание в точности иудеям и христианам. Пример о собрании за едой.
- Хадис Саубана об имамах-заблуждающих. Хиджра в страны куфра. Телевизор.
- Группа людей на истине. Джамаа. Победа худжой, доводом.
- Амру-Ллах в хадисе. Имам.
- Масаиль. Перевод названий сур.
Глава 24. Колдовоство.
- Салят за пророка ﷺ. Такфир за грех.
- Матн.
- Убийство души не по праву. Зиммий. Муахад. Мусульманин в кяфирском государстве. Мустаман.
- Риба (ростовщиство). Два вида риба.
- Бегство с поля боя. Выбор фатвы ученых по страстям.
- Матн (продолжение). Соответствие главы к книге.
- Сихр. Языковое значение. Сущность, определение в шариате.
- Сихр в контекстах Корана и сунны. Изучение сихра куфр.
- Виды сихра. Хадд сахиру за вероотступничество.
- Тафсир Бакара 102.
- Тафсир Ниса 51.
- Шарх хадисов.
- Хадд (наказание) сахира по хадисам. Термин марфу и маукуф. Три мнение по наказанию сахира.
- Тауба сахира. Кассеты о лечении сихра. Вопрос шейху о лечении сихра с помощью джиннов.
- Обман шайтана тех, кто лечит сихр. «Кто из саляфов так делал?» Помощь джиннов человеку. У джиннов хабар не принимается.
- Сторониться ли больных джинном? Лучшее средство против джиннов — это таухид. «Исламские болезни».
- Масаиль главы.
Глава 25. Виды сихра.
- Матн. Виды сихра и почему они названы сихром, хотя они не являются тем сихром, который упомянут в предыдущей главе.
- Суеверие, приметы (гияфа, тарк, тыяра).
- Разница между суеверием и добрым предзнаменованием (тафауль).
- Тарк (рисование, черчение линий).
- Астрология. Две области изучения звезд. Гороскоп.
- Завязывание узлов и плевание на них.
- Связывание сердца с чем-либо помимо Аллаха.
- Сплетни — вид сихра. Самые большие колдуны те, кто разлучают людей от ученых.
- Красноречие.
- Масаиль.
Глава 26. Предсказатели.
- Матн главы.
- Служение джинов при совершении ширка. Предсказатель — мушрик. Воровство откровении джинами.
- Этапы воровства с неба во время пророчества.
- Синонимы слова «предсказатель» (’арраф). Определение Ибн Таймиййи.
- Хадис о непринятии молитвы в течении 40 дней у того, кто пойдет к предсказателю. Три мнения о куфре того, кто ходит к предсказателю.
- Хадис Имрана ибн аль-Хусайна о приметах, предсказаниях, колдовстве. Слова аль-Багауи.
- Слова Ибн Аббаса. Виды предсказания очень много. Информация приходит предсказателю от джинов, а не от явных средств (звезды, чашка…).
- Вопрос шейху.
- Масаиль главы.
Глава 27. О снятии колдовства (нушра).
- Матн данной главы.
- Языковое значение нушра. Соответствие главы к книге. Два вида нушры.
- Хадис Джабира о нушре.
- Хадис о том, что Ибн Масуд запрещал все.
- Хадис из Бухари.
- Слова Хасана и Ибн аль-Каййима. О мнении ханбалитов в дозволенности сихра.
- Масаиль.
Глава 28. О суеверии.
- Матн. Исправление перевода хадиса.
- Сущность суеверия (примет). «Лень переводчика». Примеры примет в фольклоре СНГ. Предзнаменование во сне. Истихара.
- Тафсир А’раф 131 и Йа-син 19.
- Хадис Абу Хурайра. Инфекция. В хадисе отрицание не существования, а воздействия. Сафар — месяц или «червяк» в животе.
- Хадис Анаса. Благое доброе предзнаменование.
- Хадис ’Урва ибн ’Амира. Ищите хорошее в людях. Знамения. Сон — один из видов примет.
- Ду’а велика, но недостоверна. Хадис Ибн Мас’уда. Испытание — когда что-то предопределенное совпадает с приметой. Искупление греха примет.
- Масаиль. Некоторые вопросы по суеверию.
Глава 29. Об астрологии.
- Матн. Наука о звездах бывает дозволенной и запретной. Три вида убеждений людей относительно звезд или вида науки о звездах.
- Слова Катада о цели создания звезд. Ошибочное понимание хадиса об удержании при упоминании кадара или сподвижников или звездах. Некоторые саляфы запрещали астрономию, другие же дозволяли.
- Хадис Абу Мусы. Небрежность людей к астрологии тем, что заносят в дома газеты и журналы с ней и читают, т.к. это подобно хождению к колдунам. Впускание колдунов в свои дома.
- Масаиль. Не взваливай на себя то, на что у тебя нет знаний.
Глава 30. Связывание выпадения дождя с звездами.
- Матн данной главы.
- История арабов. Соответствие главы к другим главам и к книге. Связь сердца с Аллахом. Приписывай милость Аллаху. Три Мухаммада.
- Тафсир Уакы’а 82. Понятие «ризк». Шукр (благодарность).
- Хадис о 4-х пережитках джахилии. Обычаи джахилии. Гордость предками или их делами. Знание своего рода. Жить по законам Аллаха. Покаяние оплакивающего человека.
- Хадис Зейда ибн Халида. Слово «сама» (небо, верх). Два вида куфра относительно звезд.
- Хадис Ибн ’Аббаса. Появление звезды: причина чего-либо или время.
- Масаиль. Слово «куфр».
Глава 31. Любовь к Аллаху.
- Матн данной главы.
- Поклонение сердцем. Вид любви как поклонение. Человеком руководит любовь.
- Три вида любви, связанные с Аллахом.
- Тафсир аль-Бакара 165 и ат-Тауба 24.
- Хадисы от Анаса. Полнота веры с любовью к Аллаху и пророку. Сладость веры.
- Хадис от Ибн ’Аббаса. Любовь и гнев ради Аллаха. Слова Салих аль-Фаузана про гнев ради Аллаха. Тафсир ал-Бакара 166.
- Масаиль. Методология джихадистов в привидении доводов такой же как у суфистов.
- Вопросы. О звездах. О таухид рубубия в призыве.
Глава 32. О том, чтобы бояться Аллаха.
- Матн данной главы.
- Страх как поклонение. Три вида страха от кого-либо помимо Аллаха.
- Тафсир Али Имран 175.
- Тафсир Тауба 18. Разница хашия и хауфа. Тафсир Анкабут 10.
- Толкование хадисов данной главы.
- Масаиль.
- Снискание довольства людей при призыве. Мы не против мазхаба. Два пути изучения фикха.
Глава 33. Тауаккуль (упование).
- Матн данной главы.
- Упование как поклонение. Сущность тауаккуля. Уповай на Аллаха даже во вхождении в Рай.
- Два положения того, кто полагается не на Аллаха.
- Тафсир Маида 23.
- Тафсир Анфаль 2 и 64. Все в руках Аллаха. Тауаккуль в истории пророков. Постоянное изучение таухида.
- Хадис от Ибн ’Аббаса. История Абу Суфьяна при Ухуде.
- Масаиль. Практика уроков таухида.
Глава 34. Об объединении надежды и страха в себе.
- Матн данной главы.
- Тафсир А’раф 99. Причина чувства безопасности от хитрости Аллаха. Связанный атрибут Аллаха — хитрость в отношении тех, кто хитрит с Ним. Заманивание (завлечение) Аллаха (истидрадж).
- Тафсир Хиджр 56. Чего должно быть больше: страха или надежды?
- Хадис Ибн Аббаса о кабаир. Хадис Ибн Мас’уда о кабаир. Рахма и раух.
- Масаиль.
- Понимание надежды и страха. Применение их в призыве.
Глава 35. Терпение.
- Матн. Испытание религией и испытание предопределением, и терпение в них. Сущность терпения.
- Терпение часть имана. Степени имана. В одном человеке может собраться степени имана и степени неверия. Также понимание уаля-уаль-бара с пониманием степеней имана и куфра.
- Тафсир Тагабун 11. Мудрость и справедливость. Отсутствие мудрости в ахкамах у людей.
- Вопрос: мусорить куфр что ли. Терминология ученых.
- Объяснение слов Алкамы. Довольствоваться несчастьем желательно, но необязательно. Разница между сабром и рида (довольство).
- Хадис Абу Хурайры о порочении рода и оплакивании мертвых. Слово «куфр» и правила связанные с ним.
- Хадисы от Ибн Мас’уда и от Анаса. Терпение вычищает грехи. Сущность негодования. Разница между недогованием и неприязнью.
- Масаиль главы.
Глава 36. О показухе.
- Матн данной главы.
- Сущность показухи. Степени показухи или виды.
- Тафсир 110 аята аль-Кахф. Важность понимания терминов ученых.
- Шарх хадиса Абу Хурайры. Положения деяния, в которое примешана показуха.
- Шарх хадиса Абу Саида. Показуха хуже Даджаля.
- Масаиль данной главы.
Глава 37. Желание мирского при поклонении.
- Матн главы. Описание качеств муджахида.
- Пояснение того, как может человек желать мирского в поклонении и это будет ширком.
- Тафсир 15-16 аятов Худ. Сравнение с капиталистическими странами.
- Четыре вида людей, упоминаются в этом аяте. Первый вид: желающие мирской награды и не желающие ахырата, при этом он искренен в поклонении. Например, в мечетях читают Коран за деньги. Молитва как физ.зарядка. Оберегание азкарами. Про родственные связи и джихад.
- Дела, в которых желают мирских благ, два вида: 1) деяния, совершаемые ради мирского, но шариат не упоминает мирской награды; 2) деяния, за которые обещаны награды в этом мире.
- Второй вид людей: совершают праведные дела ради имущества или заработка.
- Третий вид: показушники. Четвертый вид: совершают праведные дела и вместе с этим то, что нарушает Ислам.
- Сомнение касательно мусульман, входят ли они в этот аят. В этом аяте угроза 4 видам людей.
- Хадис Абу Хурайры о рабе динара.
- Масаиль главы.
- Широта милости Аллаха: прощение грехов раба до расчета.
Глава 38. Подчинение ученым и правителям в запрещении того, что дозволил Аллах…
- Матн главы.
- Запрещение разрешенного хуже, чем дозволять запрещенное. Слова Ибн Усаймина об этом. О продуктах, в состав которых присутствуют запретные вещества. О сомнительных вещах.
- Понятие подчинения ученым. Обязанности ученых. Подчинение это поклонение, что соответствует смыслу аята Таубы 31.
- Обладатели власти — кто они? Аят Ниса 59. Разъяснение подчинения правителю в вопросах поклонения и в мирских вопросах. Суть подчинение в разрешении запретного или в запрещении разрешенного.
- Условие в хукме данной главы.
- Cлова Ибн Усаймина в делении людей в вопросе подчинения в разрешении запрещенного или в запрещении разрешенного: 1) те, кто довольствуется этим и порицают хукм Аллаха; 2) те, кто не порицает хукм Аллаха, но по страстям следует правителю в этом; 3) те, кто следует по незнанию.
- Илях и Рабб — разница между ними. Аяты Али Имран 80 и Тауба 31. Разъяснение хадиса Ади ибн Хатима.
- Хадис Ибн Аббаса. Есть указание на это сообщение в книгах хадисов. Важность следования за хадисом. Как понимать и действовать по хадисам. История этого хадиса. Мутга это таматтуг.
- Cлова имама Ахмада в порицании тех, кто следуют за мнением при наличии иснада и его достоверности. Опора на правила в мазхабах при невозможности узнать хадис.
- Cлепое следование за каким-либо ученым или мазхабу в том, что противоречит Сунне. Важность ученых. Ученые — средство, а не цель. Ифрат и тафрит относительно ученых.
- Аят Нур 63: отвергание сунны или ее части приводит к ширку.
- Хадис Ади ибн Хатима. Степени подчинения ученым: по убеждению (табдиль) и по страстям. Понятие «табдиль» (замена). Уличные понятия у молодых братьев.
- Пользы извлекаемые из данной главы.
Глава 39. О словах Всевышнего Аллаха о тахакуме к тагуту.
- Матн главы.
- Неправильное понимание у братьев вопроса об обращении к суду по не тому, что ниспослал Аллах.
- Взятка в Исламе.
- Подстраивание под свои убеждения шариатские тексты. Слова Ибн Усеймина. О том, как вырывают слова ученых для утверждения своих убеждений.
- Хукм в быту, (рубубиййа) хукм в шариате (улухиййа). Обязательность суда тем, что ниспослал Аллах. Про уличные понятия. «Законы» тюремного общества.
- Соответствие главы к книге единобожия. Вынесение суда между спорящими нужно возвращать Тому, Кто создал этих рабов. Слова Салиха аль-Фаузана о том, что надо возвращаться к суду Аллаха во всех вопросах: акыде, манхадже, фикхе и пр.
- Тафсир 60 аята ан-Ниса. Важное условие куфра того, кто обращается за судом к тагуту — желание этого.
- Тафсир 11 аята аль-Бакара. Порча и нечестие на земле по причине ширка и суда тагута, а порядок по причине таухида и суда Аллаха. Признаки мунафиков. Слова Ибн Усаймина о сеющих порчу.
- Тафсир 50 аята ал-Маиды. Суд не шариатом Аллаха — это интеллектуальный мусор и отрывки мыслей.
- Ошибка — приравнивать суд и обращение за судом не к Аллаху. 1) Есть кто устанавливает конституцию и законы. Подробности такфира подобных людей.
- 2) Есть те, кто судит по этим законам и конституциям. Римское право. Ясак. Подробности такфира данной категории людей.
Мнение ученых о тех, кто постоянно судит по канунам, что они не кафиры, пока не посчитают их халялем. Раннее мнение Салиха Али Шейха в этом. - 3) Положение людей, которые живут в том государстве, где судят не по шариату. Обращение в кафирские суды для отстаивания своих прав, которые положены по шариату. Примеры взяток (гаишники).
- 4) Положение государства, которое судит по конституции. Мнение Мухаммада ибн Ибрахима. Понятие «даруль-куфр» и «даруль-ислам».
- Масаиль главы.
Глава 40. Об отрицающих что-либо из имен и атрибутов Аллаха.
- Матн главы. Про слово «милосердный».
- Отрицание (джухуд) два вида: инкар такзиб, тахриф.
- Деления таухида.
- Заблуждение в таухиде имен и атрибутов приводит к заблуждение в таухиде улухиййа. Возвеличивание имен и атрибутов из полноты таухида.
- Смысл таухида в имена и атрибуты Аллаха. Отрицание и утверждение в 11 аяте Шура. Причина упоминания атрибутов слуха и зрения. Схожесть атрибутов в основе самого атрибута.
- Связь главы с книгой с двух сторон.
- Тафсир Ра’д 30. Мушрики Мекки не принимали только одно имя, а в наше время … Связь между именами и атрибутами.
- Убеждения имама Абу Ханифы в именах и атрибутах. Его мазхаб в этом.
- Хадис из Сахих Бухари. Необходимо обращаться людям тем, что они могут уразуметь. Не будь причиной тому, что люди будут отрицать что-то из имен или атрибутов Аллаха. Про куссасов.
- Хадис Ибн ’Аббаса с порицанием того, кто вдзрогнул при слышании атрибутов Аллаха. Понятия муташабих и мухкам. Три категории текстов шариата: 1) полностью мухкам, 2) полностью муташабих, 3) для кого-то муташабих и для кого-то мухкам. Правило «Речь об атрибутах как речь о сущности».
- Масаиль главы.
Глава 41. Об отрицающих милости Аллаха.
- Матн главы.
- Тафсир 83 ан-Нахль. Приписывание благ не Аллаху — это то, что отрицает полноту таухида из слов. Слово «магрифа» используется чаще всего в порицании тех, кто описывается этим словом. Слова, означающие всеобщность.
- Толкование слов Муджахида про «Мое имущество, унаследовал от своих отцов».
- «Если бы не такой-то, то …». Слова Ибн Усаймина касательно этих слов.
- «Это по причине заступничества наших богов». Толкование слов Ибн Таймиййи.
- Масаиль главы.
Глава 42. О словах Всевышнего «И не придавайте сотоварищей Аллаху…».
- Матн главы.
- Приравнивание Аллаху (тандид) в словах. Тафсир аль-Бакара 22. Разъяснение слов Ибн Аббаса. Две степени слов в приписывании милостей: совершенная и дозволенная.
- Клятва не Аллахом ширк. Что такое клятва (йамин)? Обращение внимание на то, что в душе, при определенных словах. Пояснение слов Ибн Мас’уда о ложной клятве Аллахом.
- О словах «Так пожелал Аллах и такой-то», «Прибегаю к Аллаху и тебе». Две стороны прибегания к защите: явная и скрытая. Макрух в смысле харам в текстах Корана и хадисов.
- Масаиль главы.
- Исламские товары — неправильное выражение.
Глава 43. О том, кто не удовлетворился клятвой Аллахом.
- Матн главы. Про имя Ибн Маджаха, необходимо правильно произносить имена. Про изменение имени, связывая это с религией.
- Клятва в судах. Любая клятва. Клятва лжеца. Неудовлетворение клятвой Аллахом является из кабаир.
- Масаиль главы.
Глава 44. О словах «Если пожелает Аллах и ты».
- Матн главы.
- Шарх. Понимание иудеев вопросов ширка не для исправления ширка, а для нападок на мусульман. Правило: нововведение не опровергается нововведением, а только истиной. Принимай истину от кого бы она не исходила. Сперва самое важное, а потом важное. Про Усаму бен Ладена и ему подобных. Учеба у ахлю-бид’а.
- Масаиль главы. Слова Ибн Усаймина про мукаллидов. Истолкование доводов по своим страстям. Про знахарей и шаманов.
Глава 45. О том, кто ругает время, тот тем самым оскорбляет Аллаха.
- Матн главы.
- Тот, кто ругает время, ругает того, Кто создает в это время. Время не является из имен Аллаха. Проблемные выражения, связанные со временем.
- Масаиль главы.
Глава 46. О титулах «судья всех судей».
- Матн главы. Многие проблемы человека из-за языка.
- Шарх. Сущность некоторых имен и титулов. Нельзя передавать подобные выражения. Разница между Маалик и Малик.
- Масаиль главы.
Глава 47. Уважение имен Аллаха.
- Матн главы.
- Шарх. Запрещено халатно относиться к именам Аллаха, например, газетам, книгам и прочим вещам, где написаны имена Аллаха.
- Масаиль главы.
Глава 48. О тех, кто насмехается над религией Аллаха.
- Матн главы.
- Два вида куфра: отварачивающиеся и спорящие. Про призывающих к джихаду. Кто насмехается над религией, тот либо мунафик, либо кафир-мушрик.
- Соответствие главы к книге. Границы насмешек.
- Тафсир Тауба 65. Эти аяты ниспосланы про мунафиков. Онлайн-муджахиды. Хадис, в котором указание на то, что беспечность в словах вводит в огонь на 70 лет.
- Слова шейха Фаузана о насмешках над учеными.
- Удержите языки!
- Масаиль главы.
Глава 49. О приписывании милостей Аллаха не Ему.
- Матн главы.
- Важность приписывания милостей Аллаха Ему и возвеличивания Его в своих речах. Примеры того, как люди приписывают себе, своим стараниям или знаниям.
- Два вида людей в приписывании милостей: 1) себе; 2) Аллаху и тому, что он достоин. Обязательность людей в этом. Ду’а для Абу Бакра. Даже если причина была действующей, то это по велению Аллаха.
- Тафсир аята о Каруне. Избавление своего языка и сердца от ложных слов и убеждений. Будьте осторожны от бед языка.
- Масаиль главы.
Глава 50. Шукр.
- Матн главы.
- Шукр. Обязательность шукра. Нарушение шукра. Абд в именах.
- Тафсир 190 аята А’раф. Приписывание истории не Адаму и Хава является нововведением. В аяте слово сотоварищи употреблено в языковом значении. Шайтан дважды обманул Адама и Хаву. Пророки могли совершить малый грех, но это никак не влияет на их положение.
- Второе мнение ученых относительно истории Адама и Хава в этом аяте.
- Имена, содержащие слово Абд (раб). Тагбид в именах. Про имя Абдульмуталлиб.
- Разница между ширком в подчинении и ширком в поклонении. Ширк в подчинении — степени: малый грех, большой грех, малый ширк, большой ширк.
- Масаиль главы.
Глава 51. Прекрасные имена Аллаха.
- Матн главы.
- Понимание «наипрекраснейших» имен Аллаха.
- Виды имен Аллаха. Имена красоты. Имена величия.
- Степени знания имен Аллаха.
- Тафсир аята 180 А’раф. Виды илхада (уклонение) в именах Аллаха. Куфр джахмитов.
- Масаиль главы.
Глава 52. О недопустимости выражения «Ас-Салям Аллаху».
- Матн главы. Значение имени Ас-Салям.
- Шарх хадиса Ибн Масуда про салям. Салям и приветствие иудеям и христианам.
- Приветствие мусульман. Два смысла приветствия.
- Сокращения в смсках и других сообщениях. Салях. Не разговаривать без саляма.
- Масаиль главы.
Глава 53. Уверенность в мольбе.
- Матн главы.
- Два смысла в «Если пожелаешь» при совершении мольбы Аллаху: как будто ты не нуждаешься в Аллахе, и как будто ты можешь поставить Аллаха в неудобное положение.
- О настойчивости в ду’а. Аллах любит это. Про «Тухур ин шаа Аллах».
- Масаиль главы.
Глава 54. О выражении «Мой раб и моя рабыня».
- Матн главы.
- Настоящее рабство и настоящее господство. «Мой раб» — противоречит обязательному этикету в отношении Аллаху.
- Шарх хадиса о выражении «Мой раб». Запретность (харам) или порицаемость (караха) подобных выражений. Слово «мауля». Про слово «саййид».
- Масаиль главы.
Глава 55. Если попросили именем Аллаха.
- Матн главы.
- Три мнения относительно того, кого попросили ради Аллаха: запрет отказа; нежелательность отказа или дозволенность отказа.
- Участие двух сторон в некоторых делах. Каждая сторона обязана определенными вещами. Например, муж и жена. Ибн Усеймин о том, можно ли просить именем Аллаха. Нежелательно просить у людей. О том, кому и как давать садака.
- Просить для брата желательно.
- Шарх хадиса Ибн Умара о прошении именем Аллаха. История аль-джуниййа (о женах пророка). Отблагодарите того, кто сделал хорошее вам, чтобы очистить сердце.
- Масаиль главы.
Глава 56. Ликом Аллаха испрашивается только Рай.
- Слабость хадиса данного раздела. Матн главы. «Баб» как в Сахих аль-Бухари. Отрицание сильнее запрета.
- Лик Аллаха один из атрибутов Его сущности. Рай. Толкование хадиса Джабира. «Би» для тауассуля.
- Масаиль главы.
Глава 57. О выражении «Если бы».
- Матн главы.
- Что бы не случилось, то все по решению и предопределению Аллаха. Правило в использовании слова «Если». Слова Ибн Каййима: не просто слово «если бы», а дело сердца при произнесении его.
- То, что постигает раба: либо беды, либо грехи. Шайтан старается войти в сердце раба и сделать его плохо думающим о своем Господе.
- Тафсир 168 и 154 Али Имран. Признак мунафиков использование слова если. Шарх хадиса Абу Хурайры о если.
- Использование слова «если» для будущего.
- Масаиль главы. Ответ на вопрос шейху о словах пророка «Если бы не я, то мой дядя был на самом дне Ада».
Глава 58. Запрет на ругание ветра.
- Матн главы.
- Тот, кто ругает ветер, подобен тому, кто ругает время. Наставление пророка при ветре, который не нравится. Страх перед Аллахом при атмосферных изменениях.
- Масаиль главы.
Глава 59. Плохие мысли об Аллахе.
- Матн главы.
- Плохие мысли об Аллахе противоречат таухиду. Деяния Аллаха два вида: 1) возвращающиеся к Его мудрости и справедливости, 2) и возвращающиеся к Его милости и добру.
- Тафсир 154 Али Имран. Смысл «занн».
- Тафсир 6 аль-Фатх. Плохие ысли возвращаются к трем вещам: отрицание кадара, отрицание мудрости и отрицание помощи Аллаха.
- Второй тафсир. Имя «аль-Хаким» содержит несколько значений.
- Третий тафсир. Признаки пророчества.
- Зависть — один из проявлений плохих мыслей об Аллахе. Зависть среди студентов.
- Масаиль главы.
Глава 60. Отрицание кадара (предопределния).
- Матн главы.
- Важность кадара. Сущность кадара.
- Виды отрицания кадара. Кадариты.
- Ибн Умар о вере в кадар.
- Убада ибн Самит о вкусе веры. О воспитании детей.
- Джабариты. Джахмиты, крайние суфисты. Ашариты, матуридиты, куллябиты. О писании пера кадара.
- Масаиль главы. Ученые — врачи сердец.
Глава 61. О создающих изображения.
- Матн главы.
- Причина запрета создания изображений.
- Фотографирование. Мнение Ибн Усаймина.
- Хадис Абу Хурайры про создающих изображения.
- Хадис Айши о наказании для создающих изображения. Уподобление Аллаху в тасвире: два вида, при которых попадают в куфр.
- Хадис Ибн ’Аббаса о том, что создание изображений один из кабаир. Указание на вторую причину (улюхиййа). Упоминание изображений вместе с могилами.
- Масаиль главы. Шейх Альбани о детских игрушках с изображениями. Видео — фатуа Салих Али Шейха.
Глава 62. О частых клятвах.
- Матн главы.
- Хранение клятв. Три этапа клятв.
- Шарх хадисов. Стирание бараката. Высокомерие.
- Салих аль-Фаузан о воспитании детей на таухиде и сунне. Воспитание жен.
- Масаиль главы.
Глава 63. Обязательство Аллаха и обязательство пророка.
- Матн главы. Законоположения джихада из хадиса. Правители. Хиджра и национализм. Джизья.
- Возвеличивание Аллаха при взаимоотношениях с людьми, даже в такой ситуации как война.
- Выполнение договора. Партизанская война.
- Из возвеличивания Аллаха то, что нельзя давать людям обязательства Аллаха и Его пророка. Носители ислама, таухида, сунны должны соблюдать договора и возвеличивать Аллаха в взаимоотношениях с людьми, дабы не отвратить их от Ислама.
- Масаиль главы.
Глава 64. Клятва Аллаху.
- Матн главы.
- Два вида клятвы. Клятва, в которой есть высокомерие, в ней есть обязывание Аллаха. Клятва, которую Аллах исполнит, в ней раб клянется нуждаясь в Аллахе.
- Шарх хадиса Джундуб ибн Абдуллаха. Человеку может проститься по причине самого ненавистного для него.
- Масаиль главы.
Глава 65. Ходатайство Аллаха.
- Матн главы.
- Шарх главы.
- Масаиль главы.
Глава 66. Защита таухида.
- Матн главы.
- Шарх. Чрезмерность в выражениях. Ас-Саййид. Смиренность в сердце и в частях тела.
- Масаиль главы.
Глава 67. О слове Всевышнего Аллаха (Сура Аз-Зумар, 67).
- Матн главы.
- Мы верим в тексты Корана и Сунны.
- Тафсир 67 аз-Зумар. Люди не ценят Аллаха ни со стороны Его сущности, мощи и атрибутов, и ни со стороны Его мудрости и отправления посланников.
- Масаиль главы.