С именем Аллаха Милостивого Милосердного!
Чтобы понять правильно этот вопрос, необходимо делать разницу между постоянным сомнением и временным наущением шайтана, когда человеку в голову без его желания лезут плохие мысли о религии или Аллахе или же появляются сомнения и т.п.
Что касается сомнения в религии как такового, то конечно это неверие вне сомнения и это не является мнением хариджитов! Ислам человека не будет действительным, если у него сомнение в его истинности или в чем-либо из столпов веры. И отсутствие сомнения, является одним из условий действительности свидетельства «ля иляха илля Ллах». Всевышний Аллах сказал: «Верующими являются те, которые уверовали в Аллаха и Его посланника, а потом не испытывали сомнений» (аль-Худжурат 49:15).
А посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Какой бы раб Аллаха не встретил Аллаха с этими двумя свидетельствами, не сомневаясь в их истинности, он обязательно войдет в Рай!» Муслим 27.
Что касается того, какие виды сомнения являются большим неверием, то в качестве примера можно привести слова шейха Абу Батына, сказавшего: «Коран указывает на то, что сомнение в основах религии является неверием. Сомнение (шакк) — это колебаться между двумя вещами, как тот, кто не утверждает правдивость посланника (мир ему и благословение Аллаха), но и не обвиняет его во лжи. Или же не утверждает о Судном дне, как и не отрицает его, и тому подобное. Так же например как тот, кто не считает молитву обязательной, но и не отрицает ее обязанность, или не считает прелюбодеяние запрещенным, но в тот же момент и не говорит о его дозволенности. Все это является неверием по единогласному мнению!» См. «Хукму такфир аль-му’айин» 17.
А что касается временного сомнения, которое подкидывает верующим шайтан, и которое мусульманин сразу же пытается отбросить и просит у Аллаха защиты и прощения, то это не является неверием, и подобное бывало у сподвижников и саляфов после них. Абу Хурайра рассказывал: «Однажды люди из числа сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха) пришли к нему и спросили его: “Поистине, иногда мы находим в себе такое, что велико для нас произносить это!” На что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Это есть настоящий иман!”» Муслим 132, Ахмад 3/421.
Т.е. то, что для сподвижников даже произнесение вслух этих наущений являлось таким тяжелым поступком, является истинным иманом, поскольку тот, кто даже боится произнести такое, тем более не является убежденным в этом!
Также в этом хадисе указание на то, что не следует рассказывать или вообще говорить о наущениях вслух, если только человек не спрашивает у знающих для того, чтобы избавится от сомнений в том или ином вопросе, получив знание, и закрыв тем самым для шайтана проход через эту дверь.
Абу Зумайль рассказывал: «Однажды я спросил у Ибн ‘Аббаса: «Я чувствую что-то в сердце своем». Он спросил: «Что именно?» Я сказал: «Клянусь Аллахом, я не могу говорить об этом». Он спросил: «Это что-то из сомнений?», при этом он улыбнулся и добавил: «Никто не избавлен от этого, ведь Аллах Всевышний в Коране сказал (пророку): «Если ты сомневаешься в том, что Мы ниспослали тебе, то спроси тех, которые читают Писание раньше тебя. Воистину, к тебе явилась истина от твоего Господа. Не будь же в числе сомневающихся» (Юнус 10:94). И Ибн ‘Аббас добавил: «Если ты обнаружишь в своей душе что-либо из этого (сомнений), то скажи: “Он (Аллах) — Первый и Последний, Высочайший и Ближайший, и Он знает о всякой вещи”» (аль-Хадид 57:3). Абу Дауд 5110. Имам ан-Науауи назвал иснад хорошим. См. «аль-Азкар» 144.
/Хууаль-Аууалю уаль-Ахъиру уа-Ззахиру уаль-Батыну, уа хууа бикулли шей ин ‘алим/
Кстати, аят: «Не будь же в числе сомневающихся» не указывает на то, что пророк испытывал в чем-либо сомнения из религии, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) был самым убежденным из рабов Аллаха. Это подобно другим словам Всевышнего: «Скажи: “Если бы у Милостивого был сын, то я первым стал бы поклоняться (ему)”» (аз-Зухруф 43:81).
Разве из этого следует, что у Аллаха есть сын?! Конечно же нет, ибо это пример для обучения.
Точно также и слова Аллаха: «Не будь же в числе сомневающихся» не указывают на то, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сомневался, поскольку запрет на что-либо не указывает на наличие этого в себе. Это подобно словам Аллаха: «Да не отвратят они (неверные) тебя от аятов Аллаха после того, как они были ниспосланы тебе. Призывай к своему Господу и не будь из числа многобожников» (аль-Къасас 28:87).
Ведь данный запрет не указывает на то, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) был из числа многобожников! См. «Усуль фи ат-тафсир» 33.
Таким образом, необходимо делать различие между сомнением и временным наущением шайтана! Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: «Наущение (уас-уас) — это то, что проникает в сердце без желания человека. И если раб Аллаха испытывает ненависть к этим наущениям и отвергает их, то его ненависть к ним является истинным проявлением имана!» См. «ад-Дыя аш-шарикъ» 374.
Что же касается защиты от сомнений и наущений, то от ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Кого постигнут наущения, пусть скажет: “Уверовал я в Аллаха и посланника Его”, — и поистине, это избавит его от них» Ахмад 6/258. Шейх аль-Альбани назвал хадис досто-верным. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 116.
آمَنْتُ بِاللهِ وَرَسُولِهِ
/Аманту би-Лляхи уа расулихи/.
И также следует произносить тот аят, который Ибн ’Аббас советовал читать Абу Зумайлю при наущении и сомнении.
Просим Всевышнего Аллаха избавить нас от наущений и сомнений и даровать истинную убежденность!
Источник: salaf-forum.ru