Стих «аль-Хаийя» ибн Аби Дауда — Абу Яхья Крымский

Стих «аль-Хаийя» ибн Аби Дауда — Абу Яхья Крымский

Стих «аль-Хаийя» ибн Аби Дауда – из важнейших трудов, сообщающих о настоящей ’акыде Ахлюс-Сунна уа-ль-джама’а. Автор данного стиха [араб. «манзума»] — ученый Багдада, выдающийся имам, относительно заслуг которого единодушны знатоки религии. Он написал много книг, среди которых «Муснад», «аль-Масабих», «Фадаиль-Куръан». Его имя — Абу Бакр ’Абдуллах ибн аби Дауд, он был сыном известного всем мухаддиса, автора сборника хадисов «Сунан Абу Дауд». Учился ’Абдуллах ибн аби Дауд у своего отца, а также выдающихся имамов того времени, таких как: Ахмад ибн Салих, Мухаммад ибн Башшар, ’Умар ибн ’Усман аль-Хинуси, Исхак аль-Каусадж, Мухаммад ибн Яхья аз-Зухли и многих других. Он оставил после себя много учеников, среди которых Ибн Хиббан — автор «Сахиха», Ибн Аби Хатим, Абу аль-Хасан ад-Даракутни, Абу Ахмад аль-Хаким, Ибн Батта — автор книги «Ибана», Абу Муслим ибн Мухаммад аль-Катиб и многих других. Его ученик Абу Хафс бну Шахин, указывая на силу памяти Абу Бакра ибн Аби Дауда, говорит: «Абу Бакр ибн Ибн Аби Дауд годами диктовал нам хадисы, и я не видел в его руках книг». Когда Ибн Аби Дауд уже состарился, он сидел на минбаре, а ниже него на ступеньку сидел его сын Абу Маъмар, и в руках его была запись о хадисах. Сын говорил: «хадис такой-то», – и имам произносил этот хадис наизусть по памяти».

Автор занимает высокое положение в мире исламской науки, поэтому есть много похвальных слов в его адрес со стороны других авторитетных ученых. Хафиз Абу Мухаммад аль-Халляль сказал: «Был он имамом Ирака, и не было в Ираке в его время никого, кто лучше знал хадисы, чем он». Хатыб аль-Багдади сказал о нем: «Он был знатоком фикха, ’алимом, хафизом, знатоком Сунны». Ибн Халлякан сказал о нем: «Ибн Аби Дауд – из самых крупных хуффазов Багдада, ученый, к которому люди приходили обучаться». Имам аз-Захаби писал о нём очень много похвальных слов: «Он был из тех, о которых говорят: «Море знаний». Некоторые считали, что он превзошел в знаниях своего отца». Также аз-Захаби упоминает, что Ибн Аби Дауд написал много трудов и стал предводителем ханбалитской школы в Багдаде. Умер Ибн Аби Дауд в Багдаде в месяце зуль-хиджа в 316 г.х. в возрасте 87 лет, да помилует его Аллах!

Краткий разбор стиха «аль-Хаийя» подготовил наш брат — шейх Абу Яхья Крымский, да хранит его Аллах.

Скачать файлы или прослушать аудио онлайн из папки Dropbox

Скачать книгу на арабском языке в формате PDF

Скачать экзаменационные вопросы на русском языке

Вступление

1. Вступление. Стих «аль-Хаийя».

  • Почему это произведение так ценится?
  • Кто из ученых дал толкование этого труда?

2. Вступление. Биография автора.

  • Кто является автором «аль-Хаийи»?
  • Краткая биография Абу Бакра ибн Аби Дауда.

3. Вступление. О чем стих «аль-Хаийя».

  • Почему важно изучать этот труд?
  • Как называли книги по ’акыде (вероубеждению)?
  • Хвала Аллаху, Который в каждую эпоху дает ученых призывающих к прямому пути.
  • Почему в стихотворной форме?
  • Почему называется «аль-Хаийя»?
  • Конец вступления.

О необходимости крепко держаться за Коран и Сунну и остерегаться бид’а

4. Первая строфа. Часть 1-я.

تَمسَّكْ بحَبْلِ اللهِ

«Держись за вервь Аллаха…»

5. Первая строфа. Часть 2-я.

واتَّبِع الهُدَى

«…Следуй прямому руководству…»

Виды хидая (наставления):

  1. Хидая аль-иршад — наставление указания, разъяснения истины.
  2. Хидая ат-тауфик — наставление содействия, особый вид хидая. Этим видом наставления владеет только Всевышний Аллах.

6. Первая строфа. Часть 3-я.

ولا تك بدعيا

«…и не будь последователем бид’атов».

Каждый, кто не держится за Коран и Сунну, становится последователем бид’ата. Бид’а — это всё что противоречит Сунне.

7. Первая строфа. Часть 4-я.

لعلك تفلح

«…Быть может, ты будешь счастлив».

Может быть, ты будешь счастлив:

  1. Если говорить в общем, то тот, кто этого придерживается, будет счастлив.
  2. Если речь идёт о конкретном человеке, то его положение неизвестно, но выражается надежда на то, что он преуспеет.

Фалях (много счастья) — слово, которое полностью выражает счастье в обоих мирах.

8. Вторая строфа.

ودن بكتاب الله والسنن التي ❁ أتت عن رسول الله تنجو وتربح

«Исповедуй религию по книге Аллаха и преданиям Сунны, которые дошли от посланника Аллаха и тогда спасёшься, и получишь прибыль».

  • Сунна – второй источник Исламского шариата.
  • Все источники исламского Шариата.
  • То, что дал вам посланник — берите, а то, что запретил — от этого воздержитесь.
  • Cунна является разъяснением Корана.
  • Говорить о том, что Cунна не является источником шариата, могут три группы.
  • Слова четырёх имамов.
  • Почему труд начат именно с этих строф.
  • Мы вращаемся вместе с Кораном и Сунной туда, куда они вращаются.
  • Краткое повторение первых двух строф.
  • Ду’а Пророка ﷺ.

Атрибут Аллаха «Речь»

9. Третья строфа. Часть 1-я.

وقل غير مخلوق كلام مليكنا ❁ بذلك دان الأتقياء وأفصحوا

«И говори: «Не сотворено Слово Властелина нашего». Это исповедовали богобоязненные, и об этом заявляли».

В этой и последующих двух строфах содержится ’акыда (вероубеждение) Ахлюс-Сунна уа-ль-Джама’а — сподвижников и их последователей.

Разбор первой части 3-й строфы:

  • Сподвижники не сомневались, что Коран — это истинное слово Аллаха.
  • Доводы на слова автора стихотворения.
  • Правило: «Речь Аллаха (по своей сущности) — изначальный, древний атрибут, а его отдельные проявления — новые».
  • Коран – речь Аллаха на самом деле, а не в переносном смысле. Он ниспослан от Аллаха, и он не сотворён. Это мазхаб Ахлюс-Сунна уа-ль-Джама’а.
  • Почему слова о том, что Коран сотворён, опасны?
  • Кто может сказать, что эти вопросы не важны?

10. Третья строфа. Часть 2-я.

Разбор второй части 3-й строфы:

  • Калям – это атрибут Аллаха. Коран – это речь Аллаха, а не речь творений. Речь Аллаха не сотворена.
  • Две крайние группы в этом вопросе.
  • Важное правило: то, что относится (إضافة) к Аллаху, Коране и Сунне делится на два вида:
    1. Отнесение качества к Аллаху, как Речь Аллаха, Знание Аллаха, Милость Аллаха.
    2. Отнесения творения к его Творцу. Такие как дом Аллаха, верблюдица Аллаха, раба Аллаха.
  • Две крайние группы в отнесении чего-то к Аллаху в Коране и Сунне:
    • Му’тазилиты.
    • Крайние суфии.
  • Коран – речь Аллаха в прямом смысле (и звуки, и буквы). Коран – это и смыслы, и сами слова.
  • Определение богобоязненности (ат-таква) Талька бну Хабиба.

11. Четвертая строфа.

ولا تك في القرآن بالوقف قائلا ❁ كما قال أتباع لجهم وأسجحوا

«И не будь в числе тех, кто воздерживается в суждении о Коране, как это говорят последователи Джахма, допуская послабление».

  • «аль-Уакыфа» – воздержавшиеся не говорят, что Коран сотворён, но и не говорят обратного.
  • Уляма говорят про таких: «Немой шайтан».
  • От кого Джахм взял свои порочные заблуждения.

12. Пятая строфа.

ولا تقل القرآن خلق قرانه ❁ فإن كلام الله باللفظ يوضح

«И не говори: «Корана чтение есть творение», – ибо слово Аллаха становится ясным через слова».

  • Это третий заблудший мазхаб: «аль-Ляфзыя».
  • Имам Ахмад сказал: «аль-Ляфзыя также являются джахмитами».

Подтверждение лицезрения Всевышнего Аллаха

13. Шестая строфа.

وقل يتجلى الله للخلق جهرة ❁ كما البدر لا يخفى وربك أوضح

«И говори: «Явится Аллах творениям явственно, подобно тому, как не бывает скрытым полный месяц, а Господь твой явнее».

  • Самая главная цель верующего – заслужить лицезрение Аллаха.
  • Три мнения относительно вопроса о лицезрении Аллаха Его рабами:
    1. Джахмиты и му’тализиты отрицают видение Аллаха.
    2. Некоторые последователи суфизма, которые говорят, что Аллаха можно увидеть и в этом мире, и в вечном мире.
    3. Ахлюc-Сунна уа-ль-Джама’а утверждают, что верующие будут видеть Аллаха в вечной жизни, в Судный день.
  • Предшественники говорили: «Те, которые отрицают лицезрение Аллаха, заслуживают того, чтобы лишиться лицезрения Аллаха в Судный день (вечной жизни)».

14. Седьмая строфа.

وليس بمولود وليس بوالد ❁ وليس له شبه تعالى المسبح

«И он не рожденный и не родивший, и нет Ему подобного, превознесен тот, кто благословляется непричастностью к порокам».

  • Эти слова автора из суры «аль-Ихлас», суры, которая целиком и полностью посвещена таухиду (единобожию).
  • Подтверждение атрибутов Аллаха сообразно Его величию.
  • Почему заблудшие отрицают атрибуты Аллаха.
  • Сказанное в Коране делится на три части.

15. Восьмая и девятая строфы.

وقد ينكر الجهميُّ هذا، وعندنا ❁ بمصداقي ماقلنا حديثٌ مصرّح

«Отрицает это джахмит, у нас же в подтверждение слов наших есть ясно указывающий хадис».

رواه جريرٌ، عن مقال محمّدٍ ❁ فقلْ مثل ما قد قال في ذالك تنجَح

«Передал его Джарир со слов Мухаммада; говори же то, что по этому поводу сказал он, и достигнешь успеха».

  • Отрицание джахмитами лицезрения Аллаха в Вечной жизни.
  • Достоверный хадис от Джарира указывает на лицезрение Аллаха в Вечной жизни.

Подтверждение атрибута Аллаха «Две руки»

16. Десятая строфа. Часть 1-я.

وقد ينكر الجهني أيضا يمينه ❁ وكلتا يديه بالفواضل تنفح

«Также джахмит отрицает десницу Аллаха, в то время как обе руки Его даруют щедроты».

Разбор первой части 10-й строфы:

  • Атрибуты Аллаха разделяются на атрибуты сущности (ذاتية) и атрибуты действия (فعلية).
  • Му’аттылиты отрицают атрибуты Аллаха.
  • Мумассилиты уподобляют их творениями.

17. Десятая строфа. Часть 2-я.

Разбор второй части 10-й строфы:

  • Упоминание правой и левой Рук Аллаха в Сахихе Муслима.
  • Каждый муматтылит — дважды мумассилит, а каждый мумассилит — трижды му’аттылит.

18. Десятая строфа. Часть 3-я.

Разбор третьей части 10-й строфы:

  • Как смог Джахм ибн Сафуан исказить правильные убеждения в отношении атрибутов Аллаха?
  • Объяснение того, что о Руках Аллаха в Коране говорится в единственном, двойственном и множественном числе.
  • Многочисленные доводы из Корана и Сунны, указывающие на две Руки Аллаха как Его Атрибут.

Подтверждение атрибута Аллаха «Нисхождение»

19. Одиннадцатая строфа. Часть 1-я.

وقل ينزل الجبار في كل ليلة ❁ بلا كيف — جل الواحد المتمدَّح

«И скажи: нисходит Могучий каждую ночь, не задавая вопрос «Как?» — велико положение Единственного, Достохвального».

Разбор первой части 11-й строфы:

  • Хадис о Нисхождении Аллаха передали 28 сподвижников.
  • Опровержение тех, кто отрицает этот атрибут Аллаха.
  • Значения имени Аллаха аль-Джаббар (الجبار).

20. Одиннадцатая строфа. Часть 2-я.

Разбор второй части 11-й строфы:

  • Три важных принципа, чтобы говорить об Аллахе.
  • Предостережение от отрицания атрибутов Аллаха (та’тыль) и от предания им образа (такйиф).

21. Двенадцатая и тринадцатая строфы.

إلى طبق الدنيا يمن بفضله ❁ فتفرج أبواب السماء وتفتح

«На ближайший ярус (нисходит) даруя по милости своей, и разверзаются двери небес и раскрываются».

يقول ألا مستغفر يلق غافرا ❁ مستمنح خيرا ورزقا فيمنح

«И говорит „О есть ли просящий прощения, он найдет Прощающего; есть ли тот, который молит о дарении ему блага и удела, он будет одарен“».

  • Особенность ду’а в последнюю треть ночи.
  • Неправильно трактовать Нисхождение Аллаха как нисхождение ангела или милости.

22. Четырнадцатая строфа.

روى ذاك قوم لا يُردّ حديثُهم ❁ ألا خاب قوم كذّبوهم وقُبّحوا

«Это передали люди, чей хадис не отвергается. Да понесут урон те люди, которые называли их лжецами и да будут они обезображены».

  • Невозможность отвергнуть иснад (цепочку передачи) хадиса о Нисхождении Аллаха.
  • Ду’а автора против заблудших групп: джахмитов, му’тазилитов и им подобных.

’Акыда ахлюс-Сунна по поводу сподвижников

23. Пятнадцатая строфа. Часть 1-я.

وقل إن خير الناس بعد محمد ❁ وزيراه قدما ثم عثمان الأرجح

«И скажи: Лучшие люди после Мухаммада — это два его вазира (помощника, советника), а затем ’Усман согласно более весомому мнению».

Разбор первой части 15-й строфы:

  • Многочисленные аяты, в которых Аллах хвалит сподвижников.
  • Превосходство сподвижников друг перед другом.
  • Что возложено на нас в отношении сподвижников?
  • Хариджиты, насыбиты и рафидиты — заблудшие, которые пытаются опорочить Ислам пороча сподвижников.

24. Пятнадцатая строфа. Часть 2-я.

Разбор второй части 15-й строфы:

  • Нет в этой умме более достойных, чем сподвижники Пророка ‎ﷺ.
  • Достоинства Абу Бакра ас-Сыддика رضي الله عنه
  • Достоинства ’Умара Ибн аль-Хаттаба رضي الله عنه
  • Достоинства ’Усмана ибн ’Аффана رضي الله عنه
  • Достоинства ’Али ибн Аби Талиба رضي الله عنه

25. Пятнадцатая строфа. Часть 3-я. Шестнадцатая строфа.

Разбор третьей части 15-й строфы:

  • Хадис о том, что Абу Бакр и ’Умар – лучшие люди всего человечества после пророков и посланников.
  • Более весомое мнение, что ’Усман – третий по достоинству среди сподвижников.

Шестнадцатая строфа:

و رابعهم خير البرية بعدهم ❁ علي خليف الخير بالخير منجح

«Четвёртый из них, лучший из людей после них, ’Али – союзник блага, достигший блага».

  • ’Али – четвёртый по достоинству среди сподвижников.
  • ’Али – обладатель многих достоинств и высоких нравственных качеств.

26. Семнадцатая и восемнадцатая строфы.

وإنهم للرهط لا ريب فيهم ❁ على نجب الفردوس بالنور تسرح

«Они группа, в которой нет сомнений, на скакунах Фирдауса, которые со светом вольно скачут».

سعيد وسعد وابن عوف وطلحة ❁ وعامر فهر والزبير الممدح

«Са’ид, и Са’д, и бну ’Ауф, и Тальха, и ’Амир Фихр, и аз-Зубейр, удостоившийся похвалы».

  • Четыре праведных халифа и шесть сподвижников, обрадованных Раем при жизни.
  • Достоинства каждого из десяти обрадованных Раем.

27. Девятнадцатая строфа.

وقل خير قول في الصحابة كلهم ❁ ولا تك طعانا تعيب وتجرح

«И говори лучшие слова по поводу всех сподвижников и не будь порочащим хуля и очерняя».

  • Последователь Сунны должен думать и говорить о сподвижниках только то, что увеличивает любовь к ним.
  • Тот, кто порочит сподвижников – безбожник.
  • Путь опорочивания религии посредством порочения её передатчиков.

28. Двадцатая строфа.

فقد نطق الوحي المبين بفضلهم ❁ وفي الفتح آي للصحابة تمدح

«Ибо об их достоинстве сказали ясные откровения и в «аль-Фатхе» есть аяты, которые хвалят сподвижников».

  • В суре «аль-Фатх» Аллах говорит о достоинствах сподвижников.
  • В аятах суры «аль-Фатх» предостережение от того, чтобы порицать сподвижников.
  • Проявляют ненависть и гнев к сподвижникам только неверующие.

29. Двадцать первая строфа.

Семь следующих строф не от автора «аль-Хаийя», три из них от Ибн аль-Банна.

وسبطي رسول الله وابني خديجة ❁ وفاطمة ذات النقاء تبحبحوا

«И в отношении двух внуков Посланника Аллаха и двух сыновей Хадиджи и Фатима обладательница чистоты, достойная похвалы».

  • аль-Хасан и аль-Хусейн – предводители молодежи Рая.
  • Фатыма – госпожа женщин Рая.

30. Двадцать вторая строфа.

وعائش أمّ المؤمنين، وخالنا ❁ معاوية، أكرم به ثمّ امنح

«И ’Аиша мать правоверных, и наш дядя Му’ауия, какой он щедрый, благородный, великодушный».

  • ’Аиша – самая любимая из людей для Пророка ﷺ.
  • Аллах назвал жен Пророка ﷺ – матерями правоверных.
  • Му’авия ибн аби Суфьян – сподвижник, чьи достоинства велики.

31. Двадцать третья строфа.

وأنصاره والهاجرون ديارهم ❁ بنصرتهم عن كية النار زُحزحوا

«И ансары его и мухаджиры – те, которые оставили свои дома, и своей помощью, которую они оказали, от обжигания адского пламени были отдалены».

  • Великое достоинство мухаджиров и ансаров.

32. Двадцать четвертая – двадцать седьмая строфы.

Эти строфы не принадлежат автору «аль-Хаийя», но они важны и смыслы их прекрасны.

ومن بعدهم فالتابعون لحسن مآخذ ❁ وأفعالهم قولاً وفعلاً فأفلحوا

«После них таби’ины, потому что они хорошо взялись за путь сподвижников в словах своих и действиях и достигли счастья».

ومالك والثوري ثم أخوهم ❁ وأنو عمرٍو الأوزاعي ذاك المسبّح

«Малик, ас-Саури, а затем их брат Абу ’Амр аль-Ауза’и — много прославляющий Аллаха».

ومن بعدهم فالشافعي وأحمد ❁ إماما هدىً من يتبع الحق ينصح

«А после них аш-Шафи’и и Ахмад, два имама прямого пути из числа тех, кто последовал за истиной».

أولئك قوم قد عفا الله عنهم ❁ فأحببهم فإنك تفرح

«Они — люди, которых Аллах простил, посему люби их, и тогда ты возрадуешься».

  • Таби’ины:
    – те, кто последовали за сподвижниками в благом вплоть до Судного дня.
    – те, которые видели сподвижников и учились у них.
  • Последователь Сунны должен любить сподвижников, таби’инов и учёных прямого пути.

Вера в предопределение

33. Двадцать восьмая строфа. Часть 1-я.

وبالقدر المقدور أيقن فإنه ❁ دعامة عقد الدين، والدين أفيح

«И в предопределении будь убежден, потому что это опора ожерелья религии, а религия обширна».

Разбор первой части 28-й строфы:

  • Хадис Джибриля.
  • Вера в предопределение – шестой столп имана (веры).
  • Если нет одного столпа – нет и всего имана (веры).
  • Неверие в предопределение разрушает таухид (единобожие).

34. Двадцать восьмая строфа. Часть 2-я.

Разбор второй части 28-й строфы:

  • Что такое предопределение?
  • В чем различие между «قَضَاءٌ» (када) и «قَدَرٌ» (кадар).
  • Вера в предопределение обязательна (уаджиб).
  • Нельзя выходить за границы Корана и Сунны в вопросе предопределения.

35. Двадцать восьмая строфа. Часть 3-я.

Разбор третьей части 28-й строфы:

  • Четыре этапа веры в предопределение:
    — Изначальное и Предвечное Знание Аллаха обо всем.
    — Запись обо всем в Хранимой скрижали.
    — Воля Аллаха.
    — Сотворение Аллахом всего.

36. Двадцать восьмая строфа. Часть 4-я.

Разбор четвертой части 28-й строфы:

  • Заблудшие в вопросе предопределения.
  • Кадариты отрицают предопределение Аллаха.
  • Пять основ му’тазилитов.
  • Джабриты отрицают волю человека.

37. Двадцать восьмая строфа. Часть 5-я.

Разбор пятой части 28-й строфы:

  • Совершение человеком причин не противоречит предопределению.
  • Причины не действуют самостоятельно, итог зависит от Аллаха.

38. Двадцать восьмая строфа. Часть 6-я.

Разбор шестой части 28-й строфы:

  • Плоды веры в предопределение:
    – полнота веры;
    – спокойствие человека в отношение предопределенного;
    – упование на Аллаха;
    – удержание себя от недовольства предопределенным;
    – благодарность Аллаху;
    – возвеличивание Аллаха;
    – совершение ду’а (мольбы).

39. Двадцать восьмая строфа. Часть 7-я.

Разбор седьмой части 28-й строфы:

  • Заблуждения кадаритов ведут к:
    – утверждению, что есть несколько творцов;
    – проявлению самодовольства и высокомерия;
    – упованию только на причины;
    – приписывание Аллаху бессилия.
  • Заблуждения джабритов ведут к:
    – описанию Аллаха таким качеством как несправедливость (ظُلْمٌ).

40. Двадцать восьмая строфа. Часть 8-я.

Разбор восьмой части 28-й строфы:

  • Хадис о Мусе и Адаме, мир им.
  • Нельзя оправдывать проступки и грехи предопределением.
  • Можно оправдывать беды и несчастья.

Вера в Последний день

41. Двадцать девятая строфа. Часть 1-я.

ولا تُنكرنْ جهلا نكيرا و منكرا ❁ ولا الحوض والميزان إنّك تُنصح

«Не отвергай по невежеству своему, о последователь Сунны, Накира и Мункара и не отрицай Водоем и Весы, таков искренний совет тебе».

Разбор первой части 29-й строфы:

  • Указание на Вечную жизнь и всё, что ждёт человека после смерти.
  • Кто не верит в Вечную жизнь и Воскрешение, отвергает Коран, Сунну и Иджма’.
  • Отрицают это заблудшие из числа ахлюль-калям, му’тазилитов и им подобных.

42. Двадцать девятая строфа. Часть 2-я.

Разбор второй части 29-й строфы:

  • Первое после смерти — допрос двумя ангелами в могиле (فتنة القبر)
  • Мункар и Накир — ангелы с чёрными лицами и синими глазами.
  • Му’тазилиты, опираясь на свой разум, отрицают имена этих ангелов.

43. Двадцать девятая строфа. Часть 3-я.

Разбор третьей части 29-й строфы:

  • Три дуновения в Рог ангелом Исрафилем.
  • Аллах соберет людей на площади Судного дня (الحشر).
  • Водоём (الحوض) Пророка ﷺ длиной и шириной в месяц пути.
  • Весы (الميزان), на которых в Судный день будут взвешены люди, свитки и деяния.

44. Тридцатая и тридцать первая строфы.

وقل يُخرج الله العظيم بفضله ❁ من النار أجساداً من الفحم تُطرح

«И скажи: выведет Великий Аллах по Своей милости из огня телá, представляющие собой уголь, которые будут брошены…»

على النهر في الفردوس تحيا بمائه ❁ كحبِّ حميل السيل إذْ جاء يطفح

«…У реки из Фирдауса и оживлены будут ее водой подобно семенам, которые несет полноводный поток».

  • Упоминание единобожников, которые совершали большие грехи.
  • Опровержение воззрений хариджитов и му’тазилитов, которые выводят из ислама тех, кто совершает большие грехи.

45. Тридцатая вторая строфа. Часть 1-я.

وإن رسول الله للخلق شافع ❁ وقل في عذاب القبر حق موضح

«И поистине Посланник Аллаха для людей будет заступником, и скажи: мучения в могиле — это истина разъясненная».

Разбор первой части 32-й строфы:

  • Заступничество (شفاع) перед Аллахом возможно только с Его позволения и тем, кем Он доволен, за того, кем Он доволен.
  • Му’тазилиты и хариджиты отрицают заступничество перед Аллахом.
  • Многобожники и могилопоклонники просят заступничества у идолов и мертвых, ложно полагая, что их ходатайство будет приниматься.

46. Тридцатая вторая строфа. Часть 2-я.

Разбор второй части 32-й строфы:

  • Виды заступничества, присущие только Пророку ﷺ.
  • Виды заступничества, которые будут дозволены и пророкам, и ангелам, и праведникам.

47. Тридцатая вторая строфа. Часть 3-я.

Разбор третьей части 32-й строфы:

  • Хадисы о заступничестве переданы многими путями передач (мутауатир).
  • Мучения могилы (عذاب القبر) — это истина.

Положение мусульман совершающие большие грехи, и предостережение от двух мазхабов: хариджитов и мурджиитов.

48. Тридцать третья строфа.

ولا تكفرن أهل الصلاة وإن عصوا ❁ فكلهم يعصي وذو العرش يصفح

«Не обвиняй в неверии людей намаза, даже если они грешат. Ибо все грешат, а Владыка Престола прощает».

  • Каждый сын человеческий совершает грехи, а лучшие из совершающих грехи — это кающиеся.
  • Суждение (хукм) о человеке, который оставил намаз.
  • Человек, совершающий большие грехи, не является неверующим.
  • Заблудшие из числа хариджитов выводят мусульман, совершающих большие грехи, из Ислама.

49. Тридцать четвертая строфа.

ولا تعتقد رأي الخوارج إنه ❁ مقال لمن يهواه يردي ويفضح

«Не имей в качестве убеждений мнения хариджитов, потому что их слова (мнения) для тех, кто к ним склоняется по своей страсти, являются для них губительными и позорными».

  • Убеждения хариджитов — это мнения, не основанные на доводах.
  • Заблуждения хариджитов выходят за рамки пути Пророка ﷺ.

50. Тридцать пятая строфа.

ولا تك مرجيا لعوبا بدينه ❁ ألا إنما المرجي بالدين يمرح

«И не будь мурджиитом, который играется со своей религией! Поистине, мурджиит не иначе как забавляется со своей религией».

  • Заблуждения мурджиитов в том, что они вывели деяния из понятия иман (вера).
  • Мурджииты — это обобщающее название для ряда разных групп имеющих те или иные ошибки в вопросах определения «Имана»:
    — джахмиты,
    — аш’ариты,
    — карамиты,
    — мурджиатуль-фукаха (говорящие, что иман – это убеждения в сердце и произнесение языком.)

Определение имана, и то что иман увеличивается и уменьшается

51. Тридцать шестая и тридцать седьмая строфы.

وقل: إنما الإيمان: قول ونية ❁ وفعل على قول النبي مصرح

«И говори: Поистине, иман — это слово, намерение и деяние, это ясно разъяснено в словах Пророка».

وينقص طورا بالمعاصي وتارة ❁ بطاعته ينمي وفي الوزن يرجح

«Иногда иман (вера) уменьшается из-за грехов, а иногда благодаря подчинению возрастает и на Весах становится тяжелым».

  • О пяти составляющих имана передано в Коране и Сунне.
  • Заблудшие из числа хариджитов, мурджиитов, муатазилитов имеют неправильное понимание имана.

52. Итоги вопроса «Что такое иман (вера)?»

  • Иман — это убеждения, слова и деяния.
  • Иман увеличивается и уменьшается.

Нужно ставить слова Аллаха и Его Посланника ﷺ выше любых слов

53. Тридцать восьмая строфа.

ودع عنك آراء الرجال وقولهم ❁ تقول رسول الله أزكى وأشرح

«Откажись от взглядов людей и их мнений. Слова Пророка ﷺ чище и благодатней».

  • Обязанностью является строить свои убеждения в соответствии с Кораном и Сунной.
  • Если есть разногласия, разные мнения, воззрения, то является обязательным отдать предпочтение доводу (т.е. словам Аллаха и Его Посланника ﷺ).
  • Предшественники предостерегали от следования за мнениями и за людьми мнений.
  • Единство и согласие мусульман — это милость Аллаха.

54. Тридцать девятая строфа.

ولا تك من قوم تلهوا بدينهم ❁ فتطعن في أهل الحديث وتقدح

«Не будь из людей, которые забавляются со своей религией, не порочь людей хадиса».

  • Обязанность мусульманина — уважать и защищать религию.
  • Предостережение от лицемеров, людей нововведений и последователей страстей, которые делают религию игрой.
  • Наша обязанность — уважать людей хадиса, потому что они передают и сохраняют Сунну.

55. Сороковая строфа.

إذا ما اعتقدت الدهر ياصاح هذه ❁ فأنت على خير تبيت وتصبح

«О друг мой, если ты будешь исповедовать эти убеждения, то ты во благе будешь ложиться и просыпаться (т.е. ночью и днем)».

  • Указание на важность правильных убеждений (’акыды) и на достоинства этой вещи.
  • Предостережение от изменения окраса в ’акыде в соответствии со своими страстями.
  • Признаком людей истины является то, что они следуют за Кораном и Сунной и объединяются вокруг них.

Да помилует Аллах автора этого труда и всех ученых Сунны!

وصلى الله وسلم على نبينا محمد وعلى آله وصحبه أجمعين

Вы можете поделиться плейлистом «Стих «аль-Хаийя» ибн Аби Дауда» в ВК