Выводит ли посещение предсказателей из Ислама?!

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Нет никакого сомнения в том, что посещение колдунов, предсказателей и им подобных строжайшим образом запретил шариат, и люди, которые ходят к ним для того, чтобы узнать о будущем, выяснить станет ли удачным их брак или торговая сделка, найти пропавшие вещи или совершить порчу на кого-либо и т.п., впадают в куфр, да упасет нас Всевышний Аллах от этого!

Есть много хадисов, в которых содержится строгий запрет на посещение подобных людей зла и куфра:

От Джабира ибн ‘Абдуллаха сообщается, что посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто пришел к прорицателю или предсказателю и поверил в сказанное им, проявил неверие в то, что было ниспослано Мухаммаду». Ахмад 2/429, аль-Хаким 1/49, аль-Байхакъи 5/135. Достоверность хадиса подтвердили имам аз-Захаби, хафиз аль-Иракъи, аль-Мунауи и шейх аль-Альбани. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 3387.

От ‘Имрана ибн Хусайна сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не из нас тот, кто считает что-либо дурной приметой или верит в них, тот, кто занимается предсказаниями или слушает их, и тот, кто колдует или прибегает к помощи колдовства. Пришедший же к предсказателю и поверивший в сказанное им, проявил тем самым неверие в то, что было ниспослано Мухаммаду». аль-Баззар 3/399. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-Мунзири, хафиз аль-Хайсами, шейх Мухаммад ибн ‘Абдуль-Уаххаб, шейх аль-Альбани и шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут. См. «Сахих ат-таргъиб» 3041.

Имам аль-Мунауи сказал: “Слова: «Не из нас» означают: не из нашей Сунны и пути Ислама, ибо это деяния людей времен невежества (джахилийя)”. См. “Файдуль-Къадир” 5/384.

От Му’ауии ибн аль-Хакама сообщается, что когда он сказал: “О посланник Аллаха, совсем недавно я был язычником, а потом Аллах даровал нам Ислам, но среди нас все еще есть люди, которые ходят к прорицателям”, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «А ты не ходи к ним!» Муслим 537.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также говорил: «Если человек придет к предсказателю и спросит его о чем-нибудь, то его молитва не будет принята в течение сорока дней[1]». Муслим 2230.

Также необходимо знать, что гороскопы являются разновидностью предсказаний, их чтение запрещено, и является большим грехом и куфром!

Что же касается вопроса: «Выводит ли посещение предсказателей и колдунов из Ислама или нет?», то ученые разошлись относительно неверия того, кто пришел к предсказателю и поверил в сказанное им. Те, кто считал, что это куфр, выводящий из Ислама, опирались на хадис, который был приведен выше: «Тот, кто пришел к прорицателю или предсказателю и поверил в сказанное им, проявил неверие в то, что было ниспослано Мухаммаду». Они сказали, что если человек придет к предсказателю и просто спросит у него что-либо, то его молитва не примется в течение 40 дней, и это указывает на то, что это малый куфр. Однако, они сказали, если он спросит и поверит в сказанное им, то тогда он становится неверным!

Что же касается ученых, считавших, что это куфр, не выводящий из религии, то они сказали, что не все хадисы, в которых сказано о неверии, указывают на большое неверие. И о том, что в данном случае речь идет о малом неверии служит хадис: «Если человек придет к предсказателю и спросит его о чем-нибудь, то его молитва не будет принята в течение сорока дней». И в версии этого хадиса, которую приводит имам Ахмад сказано: «придет к предсказателю и спросит его о чем-нибудь и поверит ему, то его молитва не будет принята в течение сорока дней».

Однако сторонники первого мнения считали данную версию хадиса слабой. Но даже если и опустить эту версию хадиса, то все другие хадисы указывают на то, что речь идет о малом неверии. Доказательством этому служат слова пророка (мир ему и благословение Аллаха), который также говорил: «Кто совокупился с женщиной во время месячных или в зад или пришел к предсказателю, тот проявил неверие по отношению к тому, с чем был послан Мухаммад!» Абу Дауд 3904, ат-Тирмизи 135. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 5942.

Таким образом, этот хадис четко указывает на то, что в данном случае речь идет о малом неверии, ибо оно упоминается наряду с половым актом во время месячных и в зад, что по единогласному мнению не выводит из Ислама, если только человек не смотря на запрет этого, считает это дозволенным.

Что бы лучше понять данный вопрос, необходимо знать, в чем причина куфра в данном поступке. Неверие в данном случае выражается в отрицании того, что только Аллах знает сокровенное, как сказал Всевышний Аллах в Священном Коране: «Скажи: “Из тех, кто обитает на небесах и на земле, лишь Аллах ведает сокровенное”» (ан-Намль 27: 65).

Всевышний Аллах также сказал: «У Него ключи сокровенного! Знает их только Он» (аль-Ан’ам 6: 59).

Также Аллах говорит: «Ведающий сокровенное, Он не открывает сокровенное никому, кроме того, кто угоден Ему из посланников» (аль-Джинн 72: 26-27).

Однако у многих людей может возникнуть вопрос: «Разве предсказатели иногда не говорят правду?» Этот вопрос возникал и у сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха), который разъяснил им причину происходящих явлений, сказав: «Когда Аллах решает какое-нибудь дело на небесах, то ангелы складывают крылья над своими головами, подчиняясь слову Его, как бы испугавшись грохота удара цепи о камни, который поражает их, как гром. А когда страх оставляет сердца их, они говорят: “Что сказал Господь ваш?” Им отвечают: “Истину, и Он – Всевышний, Великий”. Шайтаны же, расположившись один над другим, с украдкой слушают слова Аллаха. Услышав слово, каждый передает его тому, кто ниже его, и так далее сверху вниз, пока, в конце концов, это слово не произносит колдун или предсказатель. Его носителя может сбить падающая звезда до того, как он передаст его колдуну, а может и не успеть сбить его, и тогда он добавляет к этой правде сто неправд. Люди же говорят: “Разве он не сказал нам в такой-то день то-то и то-то?” И правдивое слово, услышанное с небес, убеждает людей верить ему» аль-Бухари 4701.

Также сообщается, что однажды люди задали пророку (мир ему и благословение Аллаха) вопрос о словах прорицателей, и он сказал: «Нет в них ничего истинного». Они сказали: “О посланник Аллаха, но ведь иногда они говорят что-то, и это оказывается правдой!” Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Это – слово, имеющее отношение к истине, которое джинн сначала похищает, а потом вкладывает в ухо своего друга (прорицателя), а они (прорицатели) примешивают к нему сотню слов лжи» аль-Бухари 5762, Муслим 2228.

И об этом слова Всевышнего Аллаха: «Не сообщить ли Мне вам, на кого нисходят шайтаны? Нисходят они на всякого грешного лжеца. Они подбрасывают подслушанное, но большинство их лжецы» (аш-Шу’ара 26: 221-223).

Таким образом, становится ясно, что часть того, что предсказывает прорицатель или колдун, может оказаться правдой, которую они подслушали из слов ангелов.

И поэтому необходимо знать, что в причине посещения предсказателей может быть неясность (шубха). Если человек признает запретность хождения к прорицателям и им подобным, и убежден, что только Аллах знает о сокровенном, однако в силу своей слабой веры и желая узнать, не сообщили ли шайтаны, подслушивающие вести с небес, что-либо о нем, совершает великий грех и впадает в куфр, однако не выводящий из Ислама. Если же человек считает, что прорицатели и им подобные знают о сокровенном на ряду с Аллахом, то тогда его неверие является большим. Имам аль-Мунауи сказал: “Если пришедший к предсказателю убежден, что предсказатель знает о сокровенном, то он стал кафиром, а если он считает, что это джинны сообщают предсказателю то, что они услышали от ангелов, то тогда он не становится кафиром!” См. “Файдуль-Къадир” 6/23.

Шейх ‘Абду-Ллятыф Али Шейх сказал: “Что касается хадиса: «Не становитесь после меня неверными, которые будут рубить друг другу головы» и хадиса: «Тот, кто пришел к предсказателю и поверил ему, тот впал в неверие, и тот, кто совокупился с женщиной в зад, впал в неверие», то речь в этих хадисах идет о неверии, проявляющемся в делах, которое не подобно неверию в делах, как поклонение идолам, издевательство над Кораном или ругань пророка”. См. “ар-Расаиль уаль-масаиль ан-Надждия” 3/15.

Шейх Салих Али Шейх сказал: “Что же касается мнения тех, кто говорит, что человек, спросивший что-либо у прорицателя и поверивший ему, впадает в большое неверие, выводящее из Ислама, то это спорный вопрос. Во-первых, в хадисе сказано, что у такого человека не примется молитва в течение сорока дней, и это указывает на то, что это неверие является малым. Если бы такой человек становился неверным, то не было бы смысла упоминать о непринятии намаза. Во-вторых, несомненно, заявление о том, что кто-либо знает о сокровенном помимо Аллаха, является неверием, однако люди верят прорицателям по той причине, что они действительно иногда говорят правду, о которой им сообщили джинны, подслушавшие ангелов. Поэтому если человек приходит к предсказателю и говорит, что он верит ему по той причине, что джинны сообщают ему о сокровенном, услышанном с небес, то он не выходит из Ислама. И ясным, явным в данном вопросе является то, что поверивший предсказателям впадает в малое неверие, а не большое”. Сл. “Шарх Китаб ат-таухид” кассета № 10.

И следует учитывать, что зачастую многие невежественные мусульмане полагают, что предсказатели говорят о сокровенном только по причине дара от Аллаха, поскольку среди предсказателей и гадалок есть такие, кто совершает намаз, Хадж и читает Коран, дабы ввести еще больше людей в заблуждение!

Что касается тех, кто приходит к предсказателям и им подобным, и спрашивает их о чем-либо, даже если он им и не верит, то он также совершает большой грех, за который необходимо искренне каяться, и малый куфр, так как само посещение предсказателей шариат именовал куфром!

Однако это не относится к тем, кто приходит и спрашивает их с целью разоблачения и выявления их лжи, так как это дозволено.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Что касается спрашивания джинна или прорицателя о чем-либо и веры во все, что они сообщают, то это является запретным, на что указывают хадисы, как хадис имама Муслима от Му’ауии ибн аль-Хакама, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не ходите к прорицателям». Также на это указывает и другой хадис, который также приводит Муслим: «Если человек придет к прорицателю, спросит его о чем-нибудь и поверит сказанному им, то его Намаз не будет принят в течение сорока дней». Однако, если целью вопроса прорицателей является экзамен и проверка и тот, кто это делает имеет знание, чтобы отличить истину ото лжи, то это дозволено, на что указывает хадис, приводимый аль-Бухари и Муслимом, что однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил иудея Ибн Сайяда: «Что ты видишь?» Он сказал: “Приходит ко мне и правдивый, и лжец”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Все это у тебя спутано (шайтаном)!», после чего пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Поистине, я скрыл от тебя нечто[2]». Он сказал: “Дух, дух[3]”. Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пошел прочь! Поистине, ты из братьев предсказателей. Тебе никогда не преодолеть своего предела![4]»” См. “Маджму’уль-фатауа” 19/62.

Однако не должен заниматься проверкой прорицателей каждый второй для интереса.
На основании всего сказанного каждому мусульманину следует удерживаться от посещения колдунов, предсказателей и им подобных, и удерживать от этого своих родных, объясняя им о тяжести этого греха и о том, что подобные люди ни чем не улучшат их участи в мире этом!

____________________________
1. Имам ан-Науауи в комментарии к этому хадису сказал: “Что касается того, что не примется молитва пришедшего к предсказателю, то смысл этого состоит в том, что такой человек не получит за намаз награду. Ученые единогласны в том, что намаз за эти сорок дней возмещать не надо”. См. “Шарх Сахих Муслим” 5/283.
2. Т.е. пророк (мир ему и благословение Аллаха) предлагает ему узнать, о чем он думает.
3. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) имел в виду 10-й аят суры “Дым” (ад-Духан), где использовано это слово, которое Ибн Сайяд не смог произнести полностью. Это указывало на то, что Ибн Сайяд получал от шайтанов обрывки сообщений, имевших отношение к миру сокрытого.
4. Т.е. никогда не узнать больше того, что известно прорицателям.