О захоронении

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:

Предоставляем вниманию наших посетителей первую часть статьи «О захоронении, памятниках и посещении могил», подготовленной редакцией сайта «Исламский форум».

Всевышний Аллах сказал: «Потом умертвил его (человека) и предал погребению» (‘Абаса 80: 21).
Аллах, хвала Ему Всевышнему, оказал человечеству милость тем, что дал людям знание того, что тела умерших следует погребать, и тем самым труп людей не остается на поверхности земли подобно гниющим трупам животных, и только сумасшедшие язычники и неверные, пренебрегая этой милостью, сжигают и кремируют тела своих умерших.

Об обязательности захоронения всех людей, включая и неверных

Сообщается, что когда умер Абу Талиб (дядя пророка), ‘Али ибн Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: “Поистине, твой заблудший дядя – Абу Талиб умер”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Иди и закопай его». После этого, когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) увидел ‘Али, он сказал ему: «Соверши полное омовение (гъусль)». ан-Насаи 1/110, Абу Дауд 9/32. Хадис достоверный.

В этом хадисе есть указание на то, что омывать и заворачивать в саван неверных не следует, так как пророк (мир ему и благословение Аллаха) не велел сделать это.

В этом хадисе также содержится указание на то, что после захоронения неверного желательно совершить полное омовение (гъусль).

О достоинстве того, кто выкопал яму мусульманину и захоронил его
От Абу Рафи’а (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тому, кто выкопал яму (мусульманину) и уложив его в нее, закопал, Аллах зачтет за это такую награду, как за построение дома для нуждающегося, в котором бы он прожил до Судного дня». аль-Хаким 10516, аль-Байхакъи 3/395. Имам аль-Хаким, имам аз-Захаби и шейх аль-Альбани назвали хадис достоверным. Хафиз аль-Мунзири и хафиз аль-Хайсами сказали, что на всех передатчиков этого хадиса опирались в «ас-Сахих». А хафиз Ибн Хаджар назвал иснад хадиса сильным. См. “Маджма’у-ззауаид” 3/21, “ад-Дирая” 140, “Ахкамуль-джанаиз” 69.

Умерших желательно хоронить в тех местах, где они умерли

Джабир (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что “когда убитых при Ухуде привезли в Медину, пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел вернуть их в те места, где они были убиты”. ан-Насаи 2004 Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.

Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Хороните убитых там, где они были убиты». ан-Насаи 2005. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.

Однако среди ученых было разногласие, относится ли это веление именно к шахидам или же к любым умершим, о чем передал имам Ибн аль-Мунзир. Например, ‘Аиша вообще порицала переносить тело умершего в любое место без конкретизации шахид это или нет.
Однако другие ученые считали это дозволенным, как например аз-Зухри на такой вопрос отвечал, что тела Са’д ибн Аби Уаккъаса и Са’ид ибн аль-Мусайиба перевезли после их смерти в Медину. Также и Ибн ‘Уяйна рассказывал, что когда Ибн ‘Умар умирал в Мекке, он завещал не хоронить его там. И приведя разные мнения по этому вопросу имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Желательно хоронить умершего в том городе, в котором он скончался, и таким было постановление во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха) и на этом были многие ученные. И порицаемо переносить тело умершего в другой город из-за опасения изменения его тела”. См. “аль-Аусат” 5/464.

А хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр говорил: “Нет в этом вопросе категоричности, что перенос тела умершего – это нововведение, или же что это – Сунна. Пусть верующие поступают, как пожелают”. См. “аль-Истизкар” 8/295.

Приведя все эти мнения, шейх ‘Али ибн Адам аль-Атьюби сказал: “Для меня правильным мнением является то, что именно шахидов тела переносить запрещено, поскольку на это указывают достоверные хадисы этой главы. А что касается не шахидов, то и их лучше хоронить там, где они скончались. Однако если перенести их тела по какой-то причине, если нет опасения изменения их тела, то нет в этом запрета. И упоминалось, что тела Са’д ибн Аби Уаккъаса и Са’ид ибн Зайда перенесли в Медину в сопровождении сподвижников и никто из них этого не порицал, поскольку нет на запрет этого ничего от пророка (мир ему и благословение Аллаха), кроме как в отношении шахидов”. См. “Шарх Сунан ан-Насаи” 19/345-347.

Запрещено хоронить неверных вместе с мусульманами и мусульман вместе с неверными
Доказательством этому служит хадис, в котором сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сделал разграничение между могилами мусульман и неверных, сказав: «Если будете проходить мимо наших могил и могил людей, умерших во времена джахилии, то известите их (неверных), что они обитатели Огня». Ибн ас-Сунни в «‘Амаль аль-яум уа-ллейля» 587. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.

О периодах, в которых нежелательно хоронить умерших
‘Укба ибн ‘Амр (да будет доволен им Аллах) сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещал нам совершать дополнительные молитвы и хоронить наших покойников в течении трех периодов времени: во время восхода солнца, пока оно не поднимется над горизонтом на высоту копья; в полдень, пока солнце не начнет клонить к закату; во время заката солнца, пока оно не сядет”. Муслим 2/208.

Имам аль-Хаттаби сказал: “Люди разошлись во мнении насчет дозволенности молитвы джаназа и захоронения в эти три периода, и большинство ученых склонилось к тому, что в это время молитва джаназа является нежелательной, и это мнение: ‘Ата, ан-Наха’и, аль-Ауза’и, ас-Саури, Ахмада и Исхакъа. А что касается аш-Шафи’и, то он считал, что молитва джаназа и похороны совершаются в любое время в течение дня и ночи, но мнения большинства ученых, здесь более сходятся с достоверными хадисами”. См. “аль-Ма’алим” 4/327.

Могилу следует копать в соответствии с размером тела умершего
От Хишама ибн ‘Амира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Копайте могилу, делайте ее просторной и делайте это хорошо». Ибн Маджах 1561. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.

Следует выкопать такую яму, чтобы тело покойного не могли раскопать животные, и его запах не исходил на поверхность.

Не следует опускать в могилу женщину тому, кто имел половое сношение в эту ночь
Сообщается, что когда хоронили дочь посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), он спросил: «Есть ли среди вас такие, кто не приближался к женщине этой ночью?» Абу Тальха сказал: “Я”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Тогда спускайся», и он спустился в ее могилу. аль-Бухари 1285.

Нет ничего страшного в том, чтобы при наличии близкого родственника в могилу, женщину опустил посторонний мужчина, но лучше это делать близким родственникам.

Положив тело в могилу, следует повернуть его лицом в сторону Каабы
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Кааба является вашим направлением, живые вы или мертвые». аль-Байхакъи 3/408, ат-Тахауи 1/383. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.

Не следует класть тело мусульманина на дно могилы (на спину)
Передают со слов Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ляхд — для нас, шакъ — не для нас». Абу Дауд 3208, ат-Тирмизи 1045. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
А версии имама Ахмада сказано: «Ляхд — для нас, шакъ — для людей Писания».

Ляхд — это небольшое углубление на дне могилы, с боку по направлению к Каабе.

Шакъ — это дно могилы (просто вырытая могила без ляхда).

Прежде чем засыпать могилу землей, следует заложить чем-нибудь тело
Джабир (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что “пророка (мир ему и благословение Аллаха) положили в ляхд, а затем заложили саманом и сделали так, что его могила возвышалась на пядь от земли”. Ибн Хиббан 2160, аль-Байхакъи 3/410, шейх аль-Альбани назвал иснад хорошим.

Са’д ибн Абу Уккъас (да будет доволен им Аллах) сказал перед смертью: “Выкопайте мне ляхд, и положив меня туда, заложите саманом, прежде чем засыпать”. См. “Шарх Сахих Муслим” 7/30.

Не следует делать могилу высокой

Абуль-Хайядж аль-Асадий (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды ‘Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал мне: «Не направить ли мне тебя с тем, с чем в свое время направил меня посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)? Увидев любое изображение (или идола), немедленно уничтожь его, а увидев любую возвышенную могилу, сровняй ее с землей»”. Муслим 969.

Имам ан-Науауи сказал: “В этом хадисе содержится указание на то, что Сунной является не возвышать могилу над землей слишком высоко. Ее следует поднять на пядь и сделать землю ровной”. См. “Шарх Сахих Муслим” 7/32.

В выше приведенном хадисе сказано, что “могила пророка (мир ему и благословение Аллаха) возвышалась от земли на пядь”. Ибн Хиббан 2160, аль-Байхакъи 3/410, иснад хороший.

Это и есть могила в соответствии с Сунной.

Не следует забрасывать могилу так, чтобы земля возвышалась над ней больше чем на пядь, но при этом нужно учитывать, что если не песок, а земля (глина), то она со временем осядет. Ученые говорили, что не следует возвышать могилу больше, чем на такую высоту, по которой можно узнать, что это могила, во избежание того, чтобы не наступать на нее.

Об обращении с мольбой за умершего после захоронения
После того, как закопают могилу землей, всем присутствующим следует просить у Аллаха укрепления для мертвого и не следует отвлекаться от мольбы пустыми разговорами. Сообщается, что ‘Усман ибн ‘Аффан сказал: “После завершения погребения покойного пророк (мир ему и благословение Аллаха) обычно (некоторое время) стоял у его могилы, и он говорил: «Молите Аллаха о прощении для вашего брата и просите, чтобы Он его укрепил, ибо, поистине, сейчас ему задают вопросы»”. Абу Дауд 3221, аль-Хаким 1/370. Хадис достоверный.

Речь идет о вопросах, которые ангелы задают в могиле каждому: Кто твой Господь? Какова твоя религия? Кто был тот человек, который был послан к вам?
Следует говорить:

«О Аллах, прости его. О Аллах, укрепи его».

اللَّهُمَّ اغْفِرْ لَهُ اللَّهُمَّ ثَبِّتْهُ

/Аллахумма-гъфирляху, Аллахумма сабитху/.

О захоронении ночью
Что касается того, чтобы хоронить ночью, то это нежелательно, и причин этому много, среди которых то, что людей на молитве-джаназа будет мало или же то, что ночью умершего в саван могут завернуть плохо и т.п. Однако, если тело начнет портиться или еще на то будут какие-либо причины, то можно похоронить и ночью, используя при этом светильник для облегчения работы закапывающих. И доказательством этому является хадис от Ибн ‘Аббаса, в котором сообщается, что “однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) опустил человека в могилу ночью и включил там светильник”. ат-Тирмизи 2/157, Ибн Маджах 1/464. Хадис хороший.

От ‘Али ибн Рабаха передается, что он спросил ‘Укъбу: “А можно ли хоронить ночью?” ‘Укъба сказал: “Да, ведь Абу Бакра похоронили ночью”. аль-Байхакъи 4/32. Иснад достоверный.

О дозволенности в случае необходимости выкопать тело после погребения

Джабир (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что его отца похоронили в одной могиле к другим человеком, но потом через пол года он перезахоронил его. Абу Дауд 3232. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным.

Некоторые примечания, связанные с захоронением:
— В процессе захоронения используя подходящий момент, следует увещевать присутствующих людей, как это часто делал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).
— Если в одной местности имеются несколько кладбищ, то лучше хоронить в том, где больше праведников.
— Не следует хоронить в одной могиле по несколько человек, если только в этом нет необходимости. Сообщается, что после битвы при Ухуде пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел хоронить в одной могиле по несколько человек. Абу Дауд 9/34, ан-Насаи 4/80, ат-Тирмизи 3/128. Хадис достоверный.
— Если же в одну могилу положили несколько человек, то между ними следует насыпать землю.
— Над могилой не следует собираться, кроме как тем, кто опускает мертвого или подает саман или доски. Остальные ждут, пока мертвого не закроют в могильной нише, а уже потом приступают к захоронению.
— Двоим или троим, в зависимости от тяжести тела, следует спуститься в могилу, и взяв тело, опустить его в могилу, произнеся при этом то, что установлено в Сунне: «С именем Аллаха и в соответствии с Сунной посланника Аллаха». Ахмад 4812, Абу Дауд 3213, аль-Хаким 1/366. Хадис достоверный.

بِسْمِ اللهِ وَعَلَى سُنَّةِ رَسُولِ اللهِ

/Бисми-Ллях уа ‘аля суннати расули-Ллях/.

— Если есть отдельная часть тела покойного, то ее также следует опустить в могилу.
— Хоронить в гробу запрещено, поскольку это уподобление неверным и расточительство.
— Из Сунны пророка (мир ему и благословение Аллаха) бросить три раза землю в сторону головы лежащего в могиле. Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что “посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) три раза бросил землю в сторону головы мертвого, лежавшего в могиле”. Ибн Маджах 1/499. Достоверность подтвердили имам ан-Науауи и хафиз Ибн Хаджар.
— Женщину, при опускании в могилу следует чем-нибудь прикрыть, чтобы выделяющиеся части ее тела не видели мужчины.
— Нет ничего страшного в том, чтобы хоронить мужчин и женщин рядом, если их могилы раздельные.
— Женщины не должны заниматься захоронением, если есть мужчины.
— На месте старой могилы можно хоронить, только если тело уже превратилось в прах. Имам аз-Зайля’и сказал: “Если тело умершего стало уже прахом, то дозволено хоронить на его место другого, или же сажать там что-то, или строить на этом месте”. См. “Радд аль-мухтар” 3/138.