Можно ли вешать картины без изображений живых существ на стены?

Вопрос: Ас-Саляму `алейкум уа рахматуЛлах! Уважаемые братья, я искал этот вопрос по поисковику, но не нашел… В теме «ФЕТВЫ О ПОЛОЖЕНИИ ИЗОБРАЖЕНИЙ» упоминается о картинах с изображениями, но не говорится о картинах без изображений. Поэтому у меня возник вопрос, есть ли запрет вешать на стены картины с пейзажами, рисунками без изображений живых существ, или клеить на стены фотообои, или картины с фотографиями Каабы, мечетей и т.д. Джазакум Аллаху хайран!

Ответ: Относительно покрытия стен коврами или другой материей, среди ученых существовали разногласия еще со времен саляфов. Одна группа ученых считала, что это нежелательно, и это говорили большинство шафиитов и некоторые ханбалиты, так как это одно из мнений имама Ахмада. Другие считали, что в этом нет никаких проблем, и это мнение ханафитов и маликитов. А третьи считали, что это запрещено, и это мнение некоторых шафиитов и известное мнение ханбалитов. См. «аль-Бахр ар-раикъ» 8/216, «Шарх аль-Кабир» 2/337, «аль-Мугъни» 8/114.

Что же касается считавших это запретным, то они опирались на хадис, в котором говорится: «Аллах не велел нам покрывать камни и глину» Муслим 2107.

Однако ученые разошлись в его понимании. Например, имам ан-Науауи сказал: «Что касается слов: «Аллах не велел нам покрывать камни и глину», то опирались на это в качестве того, что запрещено покрывать стены и дома одеждой. Это является нежелательным, а не запретным, что является правильным. Шейх Абуль-Фатх Наср аль-Макъдиси из числа наших сторонников (шафиитов) говорил, что это харам. Однако нет в этом хадисе указания на то, что это харам, поскольку слова: «Аллах не велел нам покрывать камни и глину» указывают на то, что подобное не уаджиб и не является желательным действием, однако это не указывает на запретность!» См. «Шарх Сахих Муслим» 14/87-88.

А что касается сообщения, в котором Абу Айюб выразил порицание Ибн ’Умару, сказав: «О Абдуллах! Вы что, занавешиваете стены?!», то ученые, считавшие это нежелательным сказали, что в этом порицании Абу Айюб не сослался на пророка (мир ему и благословение Аллаха), и это был его иджтихад, поскольку явно на свадьбе сына Ибн ’Умара присутствовали и другие сподвижники, однако неизвестно, чтобы кто-либо из них выразил порицание кроме него. И если бы это было бы запретным, то женщины не уговорили Ибн ’Умара совершить это, однако они уговорили его совершить нечто, что было нежелательным.

Также ученые, запрещавшие покрывать стены опирались и на другие хадисы, как хадис от Али ибн Хусайна: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запрещал покрывать стены». Этот хадис приводит имам аль-Байхакъи, однако он мурсаль, так как Али ибн Хусайн не застал пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Также есть и другой хадис, в котором запрет выражен явно: «Не покрывайте стены!» Абу Дауд 1485.

Однако этот хадис является слабым. Приведя его, имам Абу Дауд сказал: «Этот хадис передается и другими путями от Мухаммада ибн Ка’ба, и все они слабые. И эта версия так же из их числа, и является слабой».

Также этот хадис назвали слабым имам аль-Байхакъи и шейх аль-Альбани. А хафиз Ибн Раджаб сказал: «Хадис, запрещающий покрывать стены, иснад его слабый». См. «Фатхуль-Бари» 2/207.
Таким образом, хадисы на данную тему можно разделить на две группы:
1 — Достоверные, однако не указывающие явно на запрет.
2 — Указывающие явно на запрет, однако слабые.

Имам Ибн Къудама сказал: «Покрывать стены нежелательно, но не харам, и это мазхаб аш-Шафи’и, поскольку не установлен в этом запрет. И так делал Ибн Умар и делали так во времена сахабов. Однако это порицали поскольку в этом исраф, как например это происходит в увеличении одеяния или еды». См. «аль-Мугъни» 8/114.

Поэтому справедливым мнением является мнение тех имамов, кто считал в основе покрывание стен нежелательным. Но сторонники этого мнения считали, что если человек из-за высокомерия будет покрывать стены, или же эти покрытия с изображениями или же из шелка, то тогда это харам. А некоторые из них считали запретным это и в том случае, если подобное делается для украшения. Однако они говорили, что если это делается для пользы, то это не является нежелательным, как если вешать занавески для защиты от солнца, от посторонних глаз, или покрывать стены для тепла, повесить занавес в проходе, чтобы гости не видели женщин в доме и т.п.

Когда шейха Ибн ’Усаймина спросили о запрете на покрывание стен, он ответил: «Покрытие стен бывает двух видов: Первый вид — это внешнее покрытие, т.е снаружи дома, как это покрывается Кааба. Нет сомнения, что этот вид покрытия является запретным, так как данный дом уподобляют Каабе! Второй вид — это покрытие изнутри. В этом нет проблем, если человек нуждается в этом, как например для защиты от холода или тепла, или для защиты от света, если он желает поспать». Сл. «Ликъаат баб аль-мафтух».

Это что касается покрытия стен.

А что касается картин на стенах, на которых нет изображений живых существ, то сравнение этого по аналогии с покрытием стен коврами или чем-либо иным, то это не верно! В хадисе, который привел брат Хамза есть опровержение этому пониманию. Ведь в нем тот человек говорит Ибн ’Аббасу, что зарабатывает продажей изображений, на что Ибн ’Аббас ему советует создавать изображение без живых существ. А известно, что изображения люди покупают не для того, чтобы их держать в огороде, а наверняка в доме, да на стене. На этот хадис как раз и опирались некоторые шейхи в дозволенности картин без изображений живых существ.

А когда шейха Ибн ’Усаймина спросили о дозволенности картин с мечетью Мекки или Медины, и вешании их на стены, он сказал что нет в этом проблем.
http://www.islam-qa.com/ar/ref/6173

Также когда на сайте аль-Мунаджида спрашивали про портреты родителей или детей на стенах, они говорили, что это запрещено и советовали заменить эти картины на картины с природой, как деревья, горы, моря и т.п.

http://www.islam-qa.com/ar/ref/7918
http://www.islam-qa.com/ar/ref/39185

Например братья я не встречал слов ученых, запрещавших вешать на стены любые портреты или фотографии, даже если нет изображений живых существ, но даже если такие фатауа и имеются, то на запрет этого нужен довод.

Уа-Ллаху а’лям.