Молитва «Джаназа»

Скачать книгу в формате WORD (DOC)

Скачать книгу в формате PDF

Купить книгу в формате .EPUB для мобильных устройств

МОЛИТВА «ДЖАНАЗА»

Первое издание

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого ведет Аллах по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставил, того никто не наставит на прямой путь. Свидетельствую, что нет никого, достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, у Которого нет сотоварища. И свидетельствую, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.

О необходимости совершения любой молитвы таким образом,
как совершал ее посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Совершайте молитву так, как вы видели меня совершающим ее!» аль-Бухари 631, 6008.

Имам Ибн Хазм сказал: “Поистине, эти слова пророка (мир ему и благословение Аллаха) обязывают нас совершать любую молитву, будь это молитва страха или иная молитва, так, как совершал ее пророк (мир ему и благословение Аллаха)!” См. “аль-Ахкам” 7/219.

Имам аш-Шаукани сказал: “Этот хадис является доказательством на обязательность совершения всего, что достоверно установлено пророком (мир ему и благословение Аллаха) в молитве, из деяний и слов!” См. “Найлюль-аутар” 2/172.

Имам ас-Сан’ани сказал: “В этом хадисе повеление для молящегося совершать молитву именно так, как совершал ее посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и это касается как имама, так и совершающих молитву индивидуально!” См. “Субулю-Ссалям” 1/179.

Имам аль-Мунауи говорил: “Когда имам читает пятничную проповедь (хутбу), он обязан сесть и разделить ее на две части, исходя из хадиса: «Совершайте молитву так, как вы видели меня совершающим ее!» См. “Файдуль-Къадир” 7015.

Таким образом, хадис «Совершайте молитву так, как вы видели меня совершающим ее» является обобщенным и относится к любой молитве, будь она обязательная или добровольная, праздничная или погребальная (джаназа) и т.д., относится как к правилу ее совершения, так и к количеству рак’атов, если они установлены пророком (мир ему и благословение Аллаха).

Достоинство молитвы джаназа

Передается со слов Абу Хурайры, что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тому, кто будет присутствовать на похоронах до завершения молитвы джаназа, полагается награда в один карат[1], а оставшемуся до завершения погребения – в два карата». Люди спросили: “А что это за два карата?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Они подобны двум огромным горам». аль-Бухари 1325, Муслим 945.

Имам Абуль-‘Аббас аль-Къуртуби сказал: “В этом хадисе указание на то, что совершивший молитву над умершим заслужил великий удел из числа награды. Если же человек совершит над умершим молитву и последует за ним на кладбище, то его ждет два великих удела!” См. “аль-Муфхим” 2/604.

Об обязательности совершения молитвы джаназа над мусульманами

Имам Ибн Хазм сказал: “Ученые единогласны в том, что искупать умершего мусульманина и совершить над ним молитву джаназа является обязательным, если умерший был совершеннолетним и не был шахидом”. См. «Маратибуль-иджма’» 45.

Сообщается со слов Зайда ибн Халида аль-Джухани, что когда при походе на Хайбар умер один из сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха), посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Встаньте и совершите молитву над вашим другом!» Абу Дауд 2693, Ибн Маджах 2/950, ан-Насаи 4/64. Достоверность хадиса подтвердили шейх аль-Альбани и шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут.

Имам ан-Науауи сказал: “Слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Встаньте и совершите молитву над вашим другом», — указывают на обязательность совершения молитвы над умершим мусульманином, и она является фардуль-кифайя по единогласному мнению всех ученых (иджма’)”. См. “Шарх Сахих Муслим” 7/22.

Т.е. если хотя бы группа мусульман совершит молитву джаназа над умершим мусульманином, то ответственность за эту обязанность с остальных снимается. Однако если у мусульман была возможность совершить молитву джаназа над умершим мусульманином, но никто из жителей его местности этого не сделал, тогда грех ляжет на всех мусульман этой местности.

О великой пользе, которую приносит умершему молитва джаназа

Со слов ‘Аиши сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «По кому бы из покойных ни совершила молитву община мусульман, по численности своей достигающая ста человек, каждый из которых будет ходатайствовать за него, заступничество их непременно будет принято». Муслим 947.

От Абу Хурайры сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «По кому совершат молитву сто мусульман, тому обязательно будет прощено!» Ибн Маджах 1488. Хафиз аль-Бусайри и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Ибн ‘Аббас говорил: “Я слышал, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если любой мусульманин умрет, и над ним совершат молитву сорок человек, не поклоняющихся наряду с Аллахом ничему иному, ходатайство их за него обязательно будет принято»”. Муслим 948.

Для того, чтобы заступничество мусульман за умершего мусульманина принялось, должно быть соблюдено два условия:

1. Все люди, совершающие молитву джаназа, должны быть единобожниками.

2. Их мольба за умершего должна быть искренней.

Малик ибн Хубайра рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Обязательно попадет в Рай тот человек, молитву по которому совершили люди, выстроившиеся в три ряда». Абу Дауд 3166, ат-Тирмизи 1028. Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, имам аз-Захаби, имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим.

Къады ‘Ийяд говорил: “В одном хадисе упоминается сто человек, а в другом сорок, а третьем три ряда. Было сказано, что причина этого заключалась в том, что пророка (мир ему и благословение Аллаха) спрашивали один раз о заступничестве ста человек, а другой раз сорока. Вероятно, если бы его спросили и о меньшем количестве (совершающих молитву над умершим), он бы тоже ответил так же. Ведь три ряда могут составлять меньшее количество, чем сорок человек!” См. “аль-Икмаль” 3/407.

О недозволенности совершения молитвы джаназа над неверными

Запрещено в Исламе просить прощения у Аллаха для неверных и совершать молитву джаназа над ними. Всевышний Аллах сказал: «Никогда не совершай молитву над тем, кто умер из них, и не возноси мольбу над могилой его, ибо поистине, они не уверовали в Аллаха и в посланника Его и умерли, будучи нечестивцами!» (ат-Тауба 9: 84).

Имам Абу Бакр ибн аль-‘Араби говорил: “Это прямой текст, запрещающий совершать молитву джаназа над неверными!” См. “Ахкамуль-Къуран” 2/559.

Нельзя испрашивать прощения даже для близкого родственника, если он был неверным, и доказательством этому служит следующий аят: «Не подобает пророку и тем, которые уверовали, испрашивать прощения для многобожников, даже если они были им близкими родственниками, после того, как им стало ясно, что они обитатели Огня!» (ат-Тауба 9: 113).

Хузайфа рассказывал: “Однажды ‘Умара ибн аль-Хаттаба позвали на джаназа, и когда он собрался туда пойти, я остановил его и сказал: «Останься, о повелитель правоверных, поистине, он (кто умер) из их числа (лицемеров)!» ‘Умар сказал: «Заклинаю тебя Аллахом, скажи, я из них?!» Я сказал: «Нет!»” аль-Баззар в “Кашф аль-астар” 1/391. Шейх Мукъбиль подтвердил достоверность. См. “аль-Джами’ ас-сахих” 5/165.

Имам ан-Науауи сказал: “Молитва джаназа над неверным и мольба о прощении для него запрещены Кораном и единогласным решением общины мусульман (иджма’)”. См. «аль-Маджму’» 5/144.

О совершении молитвы джаназа джама’атом

Абу Хурайра рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сообщил людям о смерти Наджаши (правителя Эфиопии) в тот самый день, когда он умер. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вышел к месту совершения молитвы, построил людей рядами и четырежды произнес слова такбира”. аль-Бухари 1245, Муслим 951.

Курайб рассказывал, что когда у Ибн ‘Аббаса умер сын, он сказал ему: “О Курайб, посмотри, не собрались ли люди!” Курайб вышел и увидел, что люди уже собрались. Когда он сообщил ему это, Ибн ‘Аббас спросил: “Их будет сорок человек?!” Курайб сказал: “Да”. Тогда Ибн ‘Аббас сказал: “Выносите его (сына), я слышал, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если любой мусульманин умрет, и над ним совершат молитву сорок человек, не поклоняющихся наряду с Аллахом ничему иному, ходатайство их за него обязательно будет принято»”. Муслим 948.

Молитву джаназа так же, как и пять обязательных молитв, следует совершать совместно, и это лучше, и в этом больше пользы для умершего. А что касается тех мусульман, которые имеют возможность совершить молитву джаназа совместно, однако совершают ее по отдельности, то они поступают неправильно, идя в противоречие Сунне, несмотря на то, что молитва джаназа, совершенная индивидуально, является действительной.

Имам ан-Науауи говорил: “Нет разногласия в том, что совершать молитву джаназа по одному дозволенно, но Сунной является совершать ее с джама’атом, исходя из хадисов на эту тему и единогласного мнения всех мусульман (иджма’)”. См. «аль-Маджму’» 5/314.

Является ли наличие омовения условием молитвы джаназа?

Нет сомнения в том, что молитва джаназа недействительна без омовения, поскольку эта такая же полноценная молитва, как и все прочие молитвы, но совершаемая определенным способом.

Сообщается, что аш-Ша’би говорил: “Джаназа можно совершать и без омовения, поскольку в этой молитве нет поясных и земных поклонов”. См. “аль-Аусат” 2/71.

Т.е. имам аш-Ша’би считал молитву джаназа не полноценной молитвой, по причине чего не делал ее условием наличие омовения.

Однако это мнение очень слабое и не имеет веских аргументов. Это мнение прекрасно опроверг имам аль-Бухари, который в своем Сахихе сказал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Совершите молитву джаназа», говорил: «Совершите молитву над вашим другом», говорил: «Совершите молитву над Наджашей», и называл джаназа – молитвой! Но нет в ней поясного и земного поклона, но в ней не разговаривают, и в ней есть такбир и приветствие (таслим). И Ибн ‘Умар не совершал эту молитву, кроме как будучи с омовением, и не совершал ее во время восхода солнца и захода![2] И в этой молитве есть ряды и имам». См. “Сахих аль-Бухари” 2/172.

Т.е. одним словом, молитва джаназа такая же молитва, как и все остальные, однако имеющая свой особый способ ее совершения, следовательно, без омовения ее делать запрещено, исходя из общих хадисов на эту тему: «Не будет принята молитва от осквернившегося, пока он не совершит омовение». аль-Бухари 135.

В этом хадисе речь идет о любой молитве.

Можно ли совершить очищение песком (таяммум) при наличии воды, если человек опасается упустить совершение джама’атом молитвы джаназа?

Ученые разошлись относительно этого вопроса, но такие имамы, как Раби’а, Ибрахим ан-Наха’и, Хасан аль-Басри, аль-Ляйс ибн Са’д, а также ханафиты считали, что в случае опасения упустить совершение молитвы джаназа дозволено взять таяммум, даже если имеется вода. Также это передается от Ибн ‘Аббаса и Ибн ‘Умара, однако сообщения от них не являются достоверными, что разъяснил имам аль-Байхакъи. См. “ас-Сунан аль-кубра” 1/231, “аль-Ма’рифа” 1/194.

Правильным является мнение второй группы ученых, что при наличии воды не дозволено совершать таяммум ни в случае опасения выхода времени обязательной молитвы, ни для совершения праздничной молитвы (аль-‘Ид) или же молитвы джаназа. На такой поступок необходим довод из Корана и Сунны, а его нет! Шариат сделал таяммум исключением только при отсутствии воды, как говорит Всевышний Аллах: «А если вы не нашли воды, то совершите очищение чистой землей, оботрите ею ваши лица и руки» (аль-Маида 5: 6).

А также при опасении заболеть, усугубить болезнь или же умереть. ‘Амр ибн аль-‘Ас рассказывал: “Однажды во время похода Зат ас-Салясиль в холодную ночь у меня произошла поллюция. Я переживал, что если я искупаюсь, то погибну. Поэтому я совершил таяммум и сделал молитву со своими спутниками. Затем они рассказали об этом посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и он мне сказал: «О ‘Амр, ты совершил молитву со своими спутниками, будучи оскверненным?!» Тогда я рассказал ему о том, что произошло, и сказал: «Поистине, я слышал слова Аллаха: «И не убивайте самих себя. Поистине, Аллах к вам Милосерден!» (ан-Ниса 4: 29). А посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) засмеялся и ничего не сказал”. Абу Дауд 334. Хадис достоверный.

Имам Ибн аль-Мунзир[3] в своей известной книге, приведя мнения обоих сторон, сказал: “Я выбираю второе мнение (что не дозволено совершать таяммум при наличии воды для молитвы джаназа)!”. См. “аль-Аусат” 2/72.

Это является самым правильным мнением по многим причинам, среди которых:

Во-первых, никаких указаний в шариате на дозволенность такого поступка нет.

Во-вторых, нет в этом нужды, так как молитва джаназа не упускается, поскольку человек может совершить ее и над могилой умершего после захоронения. Имам ан-Науауи говорил: “Молитва джаназа не упускается, ибо ее можно совершить над могилой в течение трех дней по единогласному мнению (иджма’), а по нашему мнению дозволено и после трех дней!” См. «аль-Маджму’» 2/281.

О количествах такбиров, произносимых в молитве джаназа

Существует множество достоверных хадисов, указывающих на то, что Сунной является произнесение в молитве джаназа четырех, пяти, шести, семи или девяти такбиров.

Четыре такбира

Абу Хурайра рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сообщил людям о смерти Наджаши (правителя Эфиопии) в тот самый день, когда он умер. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вышел к месту молитвы, построил людей рядами и четырежды произнес слова такбира”. аль-Бухари 1245, Муслим 951.

Пять такбиров

‘Абдур-Рахман ибн Абу Ляйля рассказывал: “Когда Зайд ибн Аркъам совершал с нами молитву джаназа, он произносил четыре такбира, но однажды он произнес пять такбиров, а когда его спросили об этом, он сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) произносил и пять такбиров!»” Муслим 957.

Шесть такбиров

‘Абду Хайр рассказывал: “Когда ‘Али ибн Абу Талиб совершал молитву джаназа над участниками битвы при Бадре, он произносил шесть такбиров. Когда он совершал молитву над остальными сподвижниками посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то произносил пять такбиров. А когда делал молитву джаназа над прочими людьми, то произносил четыре такбира”. ад-Даракъутни 2/73, аль-Байхакъи 4/37. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность иснада.

Семь такбиров

Муса ибн ‘Убайдуллах ибн Язид рассказывал: “Когда ‘Али совершал молитву джаназа над Абу Къатадой, он произнес семь такбиров, а Абу Къатада был участник битвы при Бадре!” аль-Байхакъи 4/36, ат-Тахауи 1/496. Иснад достоверный.

Но имам аль-Байхакъи сделал причиной недостатка этого хадиса то, что Абу Къатада умер после ‘Али. Однако имам Ибн ат-Таркумани и хафиз Ибн Хаджар опровергли это, сказав, что правильным является то, что Абу Къатада умер во время правления ‘Али. См. “аль-Джаухар ан-накъий” 4/36, “ат-Тальхыс” 1665.

Шейх аль-Альбани сказал: “Эти сообщения (асар), хоть и в форме маукъуф (что передается от сподвижника), имеют положение марфу’ (передающемуся от пророка), поскольку известные сподвижники совершали столько такбиров перед другими сподвижниками и никто из них не выражал этому порицание!” См. “Ахкамуль-джанаиз” 112.

Девять такбиров

Что касается девяти такбиров в молитве джаназа, то на это указывают два хадиса, один со слов ‘Абдуллах ибн аз-Зубайра, а другой со слов Ибн ‘Аббаса, в которых сообщается: “В день битвы при Ухуде, совершая молитву над Хамзой, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) произнес девять такбиров!” ат-Тахауи в “Шарху ма’ни аль-асар” 1/503, ат-Табарани в “аль-Кабир” 3/108. Иснад обоих хадисов сильный, о чем говорили шейх аль-Альбани и шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут.

Важное примечание

Многие имамы говорили, что такбиров в молитве джаназа только четыре, а некоторые даже заявляли, что относительно этого есть единогласное мнение (иджма’).

На самом деле это неверное заявление, поскольку оно противоречит упомянутым сообщениям. Сторонники этого несуществующего единогласного мнения опираются при этом также на хадис, в котором сообщается: «Последнее количество такбиров, которое делал пророк (мир ему и благословение Аллаха) в молитве джаназа – это четыре».

Во-первых, данный хадис является очень слабым, о котором имамы аль-Байхакъи, аль-Хазими и Ибн Хаджар сказали: “Этот хадис передается несколькими путями, но все они слабые!” См. “аль-И’тибар” 95, “ат-Тальхыс” 5/167.

Во-вторых, от сподвижников сообщается противоположное этому, и если бы в действительности последним количеством такбиров, которое передается от пророка (мир ему и благословение Аллаха) было бы четыре, то кто-либо из сподвижников обязательно бы об этом сообщил. Поэтому упомянутые достоверные хадисы и сообщения от сподвижников указывают на то, что совершение большего числа такбиров, чем четыре, было и после пророка (мир ему и благословение Аллаха), как говорил имам Ибн Хазм, что не соответствует этому вымышленному иджма’. См. “аль-Мухалля” 5/124-125.

Имам Ахмад говорил: “Кто заявил об иджма’, тот лжец! Откуда ему знать, быть может, люди разногласили в этом!” См. “Масаиль ‘Абдуллах” 438, “И’лямуль-мууаккъи’ин” 1/24.

Истину говорил имам Ахмад, ведь не все, что именуется иджма’, является таковым.

Также следует упомянуть о том мнении, о котором говорил имам ат-Тахауи, что увеличивать можно было количество такбиров в молитве джаназа только над участниками битвы при Бадре. См. “Шарх аль-асар” 1/495.

На самом деле и такое понимание противоречит тому, что передается от сподвижников. Выше мы уже приводили сообщение от ‘Али, который, совершая молитву джаназа над участниками битвы при Бадре, произносил шесть такбиров, а когда делал джаназа над остальными сподвижниками, произносил пять такбиров. На основании этого, правильным является то мнение, что чем праведнее был умерший мусульманин, тем больше следует произносить такбиров, на что указывает сообщения от ‘Али, а также хадис, в котором сказано, что, совершая молитву над Хамзой, пророк (мир ему и благословение Аллаха) произнес девять такбиров. Имам аль-Байхакъи назвал в своем сборнике хадисов главу, в которой приводил сообщение о такбирах с большим количеством, чем четыре, следующим образом: «Глава о том, кто совершал больше такбиров, чем четыре, выделяя тем самым достойных людей». См. “ас-Сунан аль-Кубра” 4/36.

Но нет сомнения в том, что большинство хадисов указывает на четыре такбира в молитве джаназа, что является самым распространенным количеством. См. “Ахкамуль-Джанаиз” 141.

Порядок совершения молитвы джаназа

Молитва джаназа такая же полноценная молитва, как и все другие, однако она совершается только стоя, без поясных и земных поклонов, в чем нет разногласия среди мусульман. Имам Ибн Хазм говорил: “Нет разногласия в том, что молитва-джаназа совершается стоя. И нет в ней ни поясного поклона, ни земного, ни сидения (тахашшуха)”. См. «Маусу’атуль-иджма’» 1/637.

Первый такбир

О поднятии рук в молитве-джаназа

При произнесении первого такбира следует поднять руки до уровня плеч или ушей, как это делал пророк (мир ему и благословение Аллаха). Что же касается поднятия рук с каждым такбиром, то в этом вопросе существует известное разногласие. Имам Ибн аль-Мунзир говорил: “Все ученые единогласны в том, что в первом такбире руки поднимаются, а что касается остальных, то относительно этого мнения разделились”. См. «аль-Иджма’» 52.

Одна группа ученых считала, что в молитве джаназа не следует поднимать руки, кроме как в первом такбире. При этом они опирались на следующие хадисы:

Абу Хурайра рассказывал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сделал такбир во время молитвы джаназа, поднял руки в первом такбире и положил правую руку на левую”. ат-Тирмизи 1077.

Ибн ‘Аббас сказал: “Поистине, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) во время молитвы джаназа подымал руки только на первом такбире, и после он этого уже не делал”. ад-Даракъутни 2/73, аль-Байхакъи 4/37.

Однако в отношении достоверности этих хадисов есть сомнение, поскольку у них множество недостатков. Но даже если эти хадисы и слабые, ученые, считавшие, что поднимать руки в молитве-джаназа следует только в первом такбире, опирались на то, что нет ничего достоверного от пророка (мир ему и благословение Аллаха), указывающее на правомочность такого поступка. Имам Ибн Хазм говорил: “Что касается поднятия рук в молитве джаназа, то нет ничего от посланника Аллаха, что указывало бы на то, что он поднимал руки во время такбиров, кроме первого! Поэтому нельзя так поступать, поскольку это будет деянием в молитве, на которое нет указания!” См. “аль-Мухалля” 5/128.

Шейх аль-Альбани говорил: “Мы не нашли в Сунне того, что указывало бы на законность поднятия рук в молитве джаназа, кроме первого такбира, поэтому мы не считаем такой поступок правомочным”. См. “Ахкамуль-Джанаиз” 118.

И этому же мнению отдали предпочтение Суфьян ас-Саури и имам аш-Шаукани.

Другие же ученые считали, что поднимать руки в молитве джаназа следует с каждым такбиром, и при этом они опирались на поступок Ибн ‘Умара, от которого с достоверным иснадом передается, что «во время молитвы джаназа он подымал руки в каждом такбире». См. “Фатхуль-Бари” 3/237.

Шейх аль-Альбани писал: “Кто считает, что Ибн ‘Умар делал это, основываясь только на Сунне пророка (мир ему и благословение Аллаха), то пусть поднимает руки”. См. “Ахкамуль-Джанаиз” 117.

Что же касается того, кто считает, что это был иджтихад Ибн ‘Умара, то пусть не делает этого, поскольку от пророка (мир ему и благословение Аллаха) не известно, чтобы он поднимал руки в молитве джаназа с каждым такбиром, а Ибн ‘Умар не сделал ссылку в своем поступке на пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Кто-то может сказать: «А разве поступок Ибн ‘Умара не указывает на то, что он однозначно это взял из Сунны посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?!»

Дело в том, что среди сподвижников иногда имело место совершение поступка, который основывался на иджтихаде. Так, например, известно, что сам Ибн ‘Умар промывал глаза при омовении, омывал ноги по семь раз, тогда как в Сунне есть указание не делать этого больше, чем три раза. Говорил протирать повязку на ране при омовении и т.д. Поэтому сообщается, что когда Абу Джа’фар аль-Мансур потребовал от имама Малика составить книгу «аль-Мууатта», он сказал ему: “Составь книгу и остерегайся некоторых отклонений Ибн Мас’уда, некоторых жесткостей Ибн ‘Умара и некоторых послаблений Ибн ‘Аббаса!” См. “Фатауа шейх Машхур” вопрос № 201.

О желательности сложить руки на груди после такбира

После поднятия рук желательно положить правую руку на левую и сложить их на груди. Несмотря на то, что нет конкретного указания, как именно поступал пророк (мир ему и благословение Аллаха) в молитве-джаназа, складывал ли он руки на груди, как и в обычной молитве, или же опускал их, лучше складывать их на груди, опираясь на обобщенные хадисы. Ибн ‘Аббас рассказывал: “Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нам, пророкам, было велено разговляться пораньше, предрассветную трапезу (сухур) совершать позже, и класть правую руку на левую во время молитвы»”. ат-Табарани 1/100, ат-Таялиси 346. Хафиз аль-Хайсами назвал всех передатчиков хадиса надежными, а имамы Ибн Хиббан, ас-Суюты и аль-Альбани назвали хадис достоверным. См. “Тануир аль-хауаликъ” 1/174, «Сахих аль-джами’» 2286.

В этом хадисе речь идет о молитве в общем, и не конкретизируется какая-либо из молитв. Поэтому на то, что в какой-либо молитве пророк (мир ему и благословение Аллаха) не клал правую руку на левую, необходим исключающий довод.

Имам ‘Абу Иса ат-Тирмизи говорил: “Сообщается от Ибн аль-Мубарака, что он сказал о молитве джаназа: «Не следует класть правую руку на левую». Но некоторые ученые считали, что лучше класть правую руку на левую, как это делается в обычной молитве. И это мнение для меня лучше”. См. “Сунан ат-Тирмизи” 2/339.

А что касается того, где именно следует сложить руки, то правильным является то, что руки следует складывать на груди, на что указывают достоверные хадисы. Уаиль ибн Худжра, рассказывая, как совершал молитву посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сказал: “И пророк (мир ему и благословение Аллаха) клал свою правую руку на тыльную сторону левой ладони, запястья и предплечья”. Абу Дауд 1/115, ан-Насаи 1/141, Ибн Хиббан 485. Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн Хузайма, имам ан-Науауи, хафиз Ибн аль-Муляккъин, шейх Ибн аль-Къайим и шейх аль-Альбани. См. «аль-Маджму’» 3/312, “ат-Тальхыс” 2/280, “аль-И’лям” 2/28, “Асль Сыфату-ссаля” 1/209.

Прочитать суру «аль-Фатиха»

После произнесения первого такбира следует читать суру «аль-Фатиха». Ибн ‘Аббас рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) во время молитвы джаназа читал суру «аль-Фатиха»”. Ибн Маджах 1495. Хадис достоверный. См. “Мишкатуль-Масабих” 1673.

Тальха ибн ‘Абдуллах ибн ‘Ауф рассказывал: “Однажды я совершал молитву-джаназа за Ибн ‘Аббасом, и он прочитал суру “аль-Фатиху”, а потом сказал: «Пусть люди знают, что это – Сунна!»” аль-Бухари 1337.

В другой версии этого хадиса также сообщается: “Ибн ‘Аббас прочитал «аль-Фатиху» и еще какую-то суру”. ан-Насаи 4/75, Ибн аль-Джарууд 537. Имам ан-Науауи, шейх аль-Альбани, шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Абу Исхакъ аль-Хууайни подтвердили достоверность этой версии хадиса.

В этой версии хадиса указание на то, что после суры «аль-Фатиха» можно прочитать еще какую-либо суру из Корана.

Что же касается некоторых ученых, в частности ханафитов, то они посчитали, что в молитве джаназа в первом такбире не читается Коран, а следует произнести «Субханака». Имам ат-Тирмизи в “ас-Сунан” 2/402 говорил: “Некоторые ученые говорили: «В молитве джаназа не читается Коран. В ней произносится только восхваление Аллаха, благословение за пророка (мир ему и благословение Аллаха) и мольба за умершего». И это было мнением Суфьяна ас-Саури и других ученых Куфы”.

Мухаммад аль-Ханафи в «аль-Мууатта» 165 говорил: “Не читается Коран в молитве джаназа, и это мнение Абу Ханифы, да смилуется над ним Аллах”.

Однако на это мнение нет никаких доказательств ни в Коране, ни в Сунне, кроме аналогии, которая противоречит установленной Сунне. Имам Абу Дауд сказал: “Я слышал, как имам Ахмад на вопрос о человеке, который начинает молитву джаназа “Субханакой”, ответил «Я такого не слышал!»” См. “аль-Масаиль” 153.

Что же касается чтения суры «аль-Фатиха» в первом такбире, то об этом передается помимо Ибн ‘Аббаса также и от других сподвижников, что приводит аш-Шаукани. См. “Найлюль-аутар” 4/52.

О чтении суры «аль-Фатиха» про себя

Абу Умама говорил: “В молитве джаназа Сунной является прочитать про себя суру «аль-Фатиха» в первом такбире. Затем еще произнести три такбира, совершая приветствие в последнем”. ан-Насаи 1/281, Ибн Хазм 5/129. Достоверность хадиса подтвердили имам ан-Науауи, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани. См. «аль-Маджму’» 5/233, “Фатхуль-Бари” 3/158.

Что же касается предыдущего хадиса, в котором сообщается, что Ибн ‘Аббас читал суру «аль-Фатиха» вслух, то причина этого объяснялась тем, что он желал указать людям на то, что ее чтение в молитве джаназа является Сунной пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Второй такбир

Обращение с мольбой за пророка (мир ему и благословение Аллаха)

Абу Умама ибн Сахль рассказывал: “Один из числа сподвижников мне сообщил: «Сунной является в молитве джаназа произнести такбир и прочитать суру «аль-Фатиха» про себя, затем (после 2 такбира) произнести мольбу за пророка (мир ему и благословение Аллаха), после чего в третьем такбире произнести мольбу за умершего, и не читать ничего в этом такбире, а затем (после 4 такбира) тихо произнести приветствие»”. аш-Шафи’и 1/270, аль-Байхакъи 4/39. Имам аль-Хаким, шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Неизвестность имени сподвижника не вредит достоверности хадиса, в чем нет разногласий среди имамов, поскольку все сподвижники являются достойными доверия! Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Все мусульмане единогласны в том, что все сподвижники являются надежными и праведными, и никто не противоречил этому, кроме отклонившихся приверженцев нововведений!” См. “аль-Исаба” 1/10.

Имам Ибн ат-Таркумани сказал: “Мазхаб мухаддисов состоит в том, что если кто-либо из сподвижников сказал на какую-либо вещь «Сунна», то это означает, что так постановил пророк (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “аль-Джаухару-ннакъий” 4/317.

Третий такбир

Обращение с мольбой за умершего

Доказательством на это является предыдущий хадис, в котором говорилось: «Сунной является… в третьем такбире произнести мольбу за умершего». аш-Шафи’и 1/270, аль-Байхакъи 4/39.

О необходимости обращаться с мольбой за умершего искренне

От Абу Хурайры сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда вы совершаете молитву над умершим, то пусть мольба ваша за него будет искренней». Абу Дауд 3199, Ибн Маджах 1498. Хадис хороший. См. “Ируауль-гъалиль” 732.

Имам аль-Мунауи сказал: “Смысл этого хадиса в том, что необходимо обращаться с мольбой за умершего искренне, со смиренным сердцем, поскольку смысл молитвы джаназа состоит как раз в этом – в испрашивании прощения и заступничестве за умершего! И по причине искренней мольбы есть надежда на то, что Аллах примет это, ведь по этой причине была узаконена эта молитва, и ничего такого не было узаконено для живых!” См. “Файдуль-Къадир” 1/505.

Однако, к большому сожалению, множество мусульман, совершающих молитву джаназа, не знает мольбу, которую в соответствии с Сунной следует произносить за умершего.

Слова мольбы, произносимые во время молитвы джаназа за умершего

Абу ‘Абдур-Рахман ‘Ауф ибн Малик рассказывал: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), совершил молитву джаназа, а я запомнил, что, обращаясь к Аллаху со словами мольбы за покойного, он сказал: «О Аллах! Прости его, и помилуй его, и избавь его, и окажи ему хороший прием, и сделай могилу его просторной, и омой его водой, снегом и градом! Очисть его от прегрешений, как очищаешь ты белую одежду от грязи, и дай ему взамен дом, лучше его дома, и семью лучше его семьи и жену лучше его жены, и введи его в Рай и защити его от мучений могилы и от мук Огня!»— Абу ‘Абдур-Рахман сказал: “И я даже сам захотел оказаться на месте покойного”. Муслим 2/663.

اللَّهُمَّ اغْفِرْ لَهُ وَارْحَمْهُ، وَعَافِهِ، وَاعْفُ عَنْهُ، وَأَكْرِمْ نُزُلَهُ، وَوَسِّعْ مُدْخَلَهُ، وَاغْسِلْهُ بِالْمَاءِ وَالثَّلْجِ وَالْبَرَدِ، وَنَقِّهِ مِنَ الْخَطَايَا كَمَا نَقَّيْتَ الثَّوْبَ الأبْيَضَ مِنَ الدَّنَسِ، وَأَبْدِلْهُ دَاراً خَيْراً مِنْ دَارِهِ، وَأَهْلاً خَيْراً مِنْ أَهْلِهِ، وَزَوْجاً خَيْرا ًمِنْ زَوَجِهِ، وَأَدْخِلْهُ الْجَنَّةَ، وَأَعِذْهُ مِنْ عَذَابِ الْقَبْرِ وَعَذَابِ النَّارِ

/Аллахумма-гъфир ляху, уархам-ху, уа-‘афихи, уа-‘фу ‘ан-ху, уа акрим нузуля-ху, уа уасси’ мудхъаля-ху уагъсил-ху бильма’и, уассальджи уальбаради, уа нак-къи-хи миналь-хатайа кя-ма наккъайта-с-сауба-ль-абйада минад-данаси, уа аб-диль-ху даран хайран мин дари-хи, уа ахлян хайран мин ахлихи, уа зауджан хайран мин зауджихи, уа адхыль-ху-ль-джанната уа а’ыз-ху мин ‘азаби-ль-кабри уа ‘азабин-нари/.

«О Аллах, прости нашим живым и мертвым, присутствующим и отсутствующим, малым и старым, мужчинам и женщинам! О Аллах, сделай так, чтобы те из нас, кому Ты даруешь жизнь, жили по установлениям ислама, а тех из нас, кого Ты упокоишь, упокой в вере! О Аллах, не лишай нас награды за него и не сбивай нас с пути после него!» Ахмад 2/368, Ибн Маджах 1/480. Хадис достоверный.

اللَّهُمَّ اعْفِرْ لِحَيِّنَا، وَمَيِّتِنَا، وَشَاهِدِنَا، وَغَائِبِنَا، وَصَغِيرِنَا وَكَبِيرِنَا، وَذَكَرِنَا وَأُنْثَانَا، اللَّهُمَّ مَنْ أَحْيَيْتَهُ مِنَّا فَأَحْيِهِ عَلَى اْلإِسْلاَمِ وَمَنْ تَوَفَّيْتَهُ مِنَّا فَتَوَفَّهُ عَلَى اْلإِيمَانْ، اللَّهُمَّ لاَ تَحْرِمْنَا أَجْرَهُ وَ لاَ تُضِلَّنَا بَعْدَهُ

/Аллахумма-гъфир ли-хайи-на, уа майити-на, уа шахиди-на, уа гъа иби-на, уа сагъыри-на, уа кабири-на, уа-закари-на уа унса-на! Аллахумма, манн ахйайта-ху мин-на, фа ахъйи-хи ‘аля-ль-ислями, уа манн тауаффайта-ху мин-на, фа тауаффа-ху ‘аля-ль-имани. Аллахумма, ля тахрим-на аджра-ху уа ля тудылля-на ба’да-ху/

«О Аллах, поистине, такой-то, сын такого-то, находится под Твоим покровительством и защитой, упаси же его от искушений могилы и мучений Огня, ведь Ты исполняющий обещание и проявляющий справедливость! Прости же его и помилуй его, поистине, Ты, — Прощающий, Милосердный!» Абу Дауд 3/211, Ибн Маджах 1/456. Хадис достоверный.

اللَّهُمَّ إنَّ فُلاَنَ بْنَ فُلاَنٍ فِي ذِمَّتِكَ، وَ حَبْلِ جِوَارِكَ، فَقِهِ مِنْ فِتْنَةِ الْقَبْرِ وَ عَذَابِ النَّارِ، وَأَنْتَ أَهْلُ الْوَفَاءِ وَالْحَقِّ.

فَاغْفِرْ لَهُ وَارْحَمْهُ إِنَّكَ أَنْتَ الْغَفُورُ الرَّحِيمُ

/Аллахумма, инна фулян ибн фулян (…) фи зиммати-ка уа хабли джиуари-ка, фа-къи-хи мин фитнатиль-къабри уа ‘азаби-н-нари, уа анта ахлю-ль-уа-фа’и уа-ль-хаккы! Фа-гъфир ляху уархамху, инна-ка Анта-ль-Гъафуру-р-рахиму/.

«О Аллах, раб Твой и сын рабыни Твоей нуждался в Твоем милосердии, а Ты не нуждаешься в мучениях его! Если творил он благие дела, то добавь ему их, а если совершал он дурное, то не взыщи с него!» аль-Хаким 1/359, ат-Табарани 3/44. Иснад достоверный.

اللَّهُمَّ عَبْدُكَ وَابْنُ أَمْتِكَ احْتَاجَ إِلَى رَحْمَتِكَ، وَأَنْتَ غَنِيٌّ عَنْ عَذَابِهِ, إِنْ كَانَ مُحْسِناً فَزِدْ فِي حَسَنَاتِهِِ،

وَإِنْ كَانَ مُسِيئاً فَتَجَاوَزْ عَنْهُ

/Аллахумма, ‘абду-ка уа-бну ама-ти-ка ихтаджа иля рахмати-ка, уа Анта гъанийун ‘ан ‘азаби-хи. Ин кяна мухсинан фа зид фи хасанатихи, уа ин кана муси’ан, фа таджа-уаз ‘ан-ху/.

Окончание мольбы следует менять в зависимости от того, кем является умерший. Если умерший был мужчиной, то следует говорить «ляху» (его), а если женщина, то «ляха» (ее). В скобках в место слов «такого-то» следует упомянуть имя умершего.

Четвертый такбир

О дозволенности обращения с мольбой за умершего и после четвертого такбира

Сообщается, что когда ‘Абдуллах ибн Абу ‘Ауф совершал молитву джаназа над своей дочерью, он четырежды произнес слова такбира. Произнеся же их в четвертый раз, он простоял еще столько времени, сколько проходило между двумя такбирами, моля Аллаха о прощении для своей дочери и обращаясь с мольбами за нее, после чего сказал: “Так поступал и посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)”. аль-Хаким 1/512. Имам аль-Хаким и шейх аль-Альбани назвали хадис достоверным. См. “Сахих Сунан Ибн Маджах” 1220.

Произнесение приветствия

Абу Умама говорил: “Сунной является в молитве джаназа прочитать про себя суру «аль-Фатиха» в первом такбире. Затем еще произнести три такбира, совершая приветствие в последнем”. ан-Насаи 1/281, Ибн Хазм 5/129. Достоверность хадиса подтвердили имам ан-Науауи, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани. См. «аль-Маджму’» 5/233, “Фатхуль-Бари” 3/158.

 

О дозволенности произнесения приветствия как в одну сторону, так и в обе

Большинство ученых считает, что в молитве джаназа приветствие совершается только в одну сторону, в правую. Абу Хурайра рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), совершая молитву джаназа, делал четыре такбира и одно приветствие (таслим)”. аль-Хаким 1/360, ад-Даракъутни 191. Шейх аль-Альбани назвал иснад хорошим.

То, что во время джаназа приветствие было только одно, подкрепляется преданиями от ‘Али ибн Абу Талиба, ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, Ибн ‘Аббаса и Абу Хурайры.

Однако есть также Сунна в молитве джаназа совершать приветствие и в обе стороны, и не следует пренебрегать этим, а тем более не следует считать это противоречием Сунне. Ибн Мас’уд говорил: “Из деяний, которое совершал пророк (мир ему и благословение Аллаха), но которое оставили люди, является два приветствия в молитве джаназа, такие же, как и в обычной молитве”. аль-Байхакъи 4/43. Хафиз аль-Хайсами, имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани назвали иснад хорошим.

Таким образом, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), совершая молитву джаназа, делал и одно, и два приветствия, но одно приветствие он делал чаще.

О том, что слова приветствия следует произносить не громко

Слова приветствия в молитве джаназа следует произносить тихо, как имаму, так и остальным, поскольку это соответствует Сунне, на что указывает хадис, который мы приводили выше: «Сунной является… тихо произнести слова приветствия»”. аш-Шафи’и 1/270, аль-Байхакъи 4/39. Хадис достоверный.

Это также подкрепляется и поступками сподвижников. Имам аль-Байхакъи приводит с достоверными иснадами, что «Ибн ‘Аббас и Ибн ‘Умар, совершая молитву джаназа, произносили слова приветствия тихо». См. “ас-Сунан аль-кубра” 4/43.

Что делает тот, кто присоединился к молитве джаназа, пропустил несколько такбиров?

На вопрос имама Малика о человеке, который пропустил несколько такбиров в молитве джаназа, Ибн Шихаб сказал: “Он восполняет сам то, что пропустил”. См. “аль-Мууатта” 1/198.

Важные примечания, связанные с молитвой джаназа

Кто должен проводить молитву джаназа?

Если умер мусульманин, то больше права совершить над ним молитву джаназа имеет правитель мусульман, или его наиб, или любой, обладающий влиянием и властью мусульманин, нежели родственники умершего. Абу Хазим рассказывал: “Я присутствовал в день смерти Хасана ибн ‘Али, и я слышал, как Хусайн ибн ‘Али (брат Хасана) сказал Са’иду ибн аль-‘Асу: «Становись вперед, если бы это не было Сунной, то я не поставил бы тебя вперед»”. Абу Хазим сказал: “А между ними в то время были какие-то проблемы”. аль-Хаким 3/171, аль-Баззар 814. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.

Са’ид ибн аль-‘Ас в то время был амиром Медины.

А если нет амира или наиба, то молитву за умершего должен провести тот, кто лучше знает Книгу Аллаха, как сказал об этот посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Имамом для людей становится тот, кто лучше и грамотней читает Книгу Аллаха, а если в этом они равны, то тот, кто лучше знает Сунну». Муслим 2/133.

Как следует встать имаму, совершая джаназа над умершим?

Совершая молитву джаназа над мужчиной, следует встать напротив его головы, а совершая ее над женщиной, следует встать напротив ее туловища. Самура ибн Джундуб рассказывал: “Однажды я молился позади пророка (мир ему и благословение Аллаха), который совершал молитву джаназа над женщиной, умершей от родов, и он встал напротив середины ее тела”. аль-Бухари 1331, Муслим 2/101.

Абу Гъалиб рассказывал, что Анас, совершая молитву джаназа над мужчиной, вставал напротив его головы, а совершая над женщиной, вставал напротив середины ее тела. Когда же его спросили, делал ли так посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), он сказал: «Да». Абу Дауд 2/66, ат-Тирмизи 2/146. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.

Имам Ибн Къудама говорил: “Нет среди нас разногласия в том, что Сунной является, если имам совершает джаназа над женщиной, встать напротив середины ее тела, а совершая молитву над мужчиной, встать напротив груди или же плеч. Но если имам встал не таким образом, то он пошел в противоречие Сунне, но его стояние действительно”. См. “аль-Мугъни” 2/394.

О желательности совершать молитву джаназа, выстроившись в три ряда

Малик ибн Хубайра рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Обязательно попадет в Рай тот человек, молитву по которому совершили люди, выстроившиеся в три ряда»”. Марсад аль-Язани сказал: “И когда сам Малик ибн Хубайра совершал молитву по умершему, а людей на молитве было мало, он всегда делил их на три части”. Абу Дауд 3166, ат-Тирмизи 1028. Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, имам аз-Захаби, имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим.

Также желательность этого подкрепляется хадисом Абу Умамы, который рассказывал: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил молитву джаназа с семью людьми, и в первом ряду он поставил троих, во втором двоих и в третьем двоих”. ат-Табарани в “аль-Кабире” 7785.

Имам аш-Шаукани сказал: “Минимальное, что именуется рядом – это два человека, а что касается большего количества в ряду, то оно не имеет границ”. См. “Найлюль-аутар” 4/74.

Как следует становиться тем, кто совершает молитву джаназа вдвоем?

Сообщается, что «однажды Абу Тальха позвал пророка (мир ему и благословение Аллаха) для совершения джаназа над ‘Умайром ибн Абу Тальхой, когда тот скончался. Придя к ним, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил над ним молитву в их доме, (и во время молитвы) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вышел вперед, Абу Тальха встал позади него, а Умм Суляйм встала позади Абу Тальхи, и не было с ними (во время молитвы больше) никого». аль-Хаким 1/365, аль-Байхакъи 4/30. Хафиз аль-Хайсами и шейх аль-Альбани назвали хадис достоверным.

Исходя из этого хадиса, следует, что если людей, совершающих джаназа двое, то второй стоит позади имама, а не рядом, как это делается в обычной молитве.

Шейх аль-Альбани в «Ахкамуль-Джанаиз» писал, что в этом хадисе упоминается самое малое количество людей, присутствовавших на молитве джаназа, так как нет хадисов, где было бы указано меньшее количество, чем трое.

О дозволенности совершения молитвы джаназа одновременно над несколькими телами

При совершении молитвы сразу над несколькими умершими, перед имамом следует поставить сначала мужчин, а затем женщин. Сообщается от Нафи’а, что «Ибн ‘Умар одновременно совершил джаназа над девятью умершими, и первыми лежали мужчины, а женщины были за ними». ан-Насаи 1/280, ад-Даракъутни 194, Ибн аль-Джаруд 267. Имам ан-Науауи и хафиз Ибн Хаджар подтвердили достоверность хадиса. См. «аль-Маджму’» 5/224, “ат-Тальхыс” 2/146.

Однако имам ан-Науауи считал, что по отдельности над каждым телом совершить молитву джаназа лучше, чем над несколькими сразу. См. «аль-Маджму’» 5/225.

Если же одновременно совершают молитву над женщиной и мальчиком, то ближе к имаму ставят мальчика. ‘Аммар ибн Абу ‘Аммар рассказывал: “Однажды я был на похоронах женщины и ребенка, и ребенка поставили перед имамом, а женщину за ним. Там присутствовали Абу Са’ид аль-Худри, Ибн ‘Аббас, Абу Къатада и Абу Хурайра, и когда я спросил их об этом, они ответили: «Это Сунна!»” ан-Насаи 1977, шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.

О том, что и женщины могут совершать молитву джаназа над умершими

‘Аиша рассказывала: “Когда скончался Са’д ибн Абу Уаккъас, жены посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) послали за ним, что бы его принесли в мечеть, дабы они могли совершить над ним молитву”. Муслим 973.

Шейх Сафийю-Ррахман аль-Мубаракфури сказал: “В этом хадисе доказательство на то, что женщины могут совершать молитву джаназа над умершими, и это то, о чем говорит мазхаб имама Малика. Однако аш-Шафи’и это запрещал, но нет доказательств на запрет этого!” См. “Миннатуль-мун’им фи шарх Сахих Муслим” 2/74.

О совершении молитвы над умершим после того, как его похоронили

Абу Хурайра рассказывал: “В свое время чернокожая женщина, прибиравшаяся в мечети, умерла. Когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил о ней, ему сказали: “Она умерла”. На это он сказал: «И вы ничего не сказали мне?! Покажите мне ее могилу!» После этого он пришел к ее могиле и совершил над ней молитву джаназа”. аль-Бухари 458, Муслим 3/284.

Анас рассказывал: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил молитву джаназа над могилой после того, как покойного закопали”. Муслим 3/287.

От Джабира сообщается, что «посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) однажды совершил молитву джаназа над могилой женщины, которая уже была похоронена». ан-Насаи 2025. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.

Ибн ‘Аббас рассказывал, что когда один человек скончался, и его похоронили, ничего не сказав пророку (мир ему и благословение Аллаха), он пришел на его могилу совершить над ним молитву. И Ибн ‘Аббас сказал: “Мы встали позади пророка (мир ему и благословение Аллаха) и произнесли четыре такбира”. Муслим 3/291.

Имам ан-Науауи сказал: “Наш мазхаб (шафиитов) состоит в том, что пропустивший совершение молитвы за умершего может совершить ее над могилой, о чем передается от ‘Али и других сподвижников. Ибн аль-Мунзир сказал: «Это также мнение Ибн ‘Умара, Абу Мусы, ‘Аиши, Ибн Сирина, аль-Ауза’и и Ахмада. А ан-Наха’и, Малик и Абу Ханифа сказали: «Над умершим совершается молитва только один раз, и не совершается молитва над могилой, если только человека похоронили, не совершив над ним молитву». Абу Ханифа говорил: «Не совершается молитва над могилой после трех дней с момента закапывания». Ахмад говорил, что можно совершать молитву над могилой вплоть до месяца»”. Затем ан-Науауи сказал: “Можно совершить молитву над могилой, даже если над умершим уже совершали джаназа, как это указывает хадис, который мы уже разбирали!” См. «аль-Маджму’» 5/249.

Имам Ибн Хазм сказал: “Молитва джаназа над могилой дозволена, даже если над умершим уже совершали молитву!” См. “аль-Мухалля”, Масаля № 581.

Шейх Ибн аль-Къайим писал: “Из Сунны пророка (мир ему и благословение Аллаха) – это совершение молитвы над могилой, если он пропустил совершение молитвы над умершим. Однажды он совершил молитву над могилой через ночь, один раз через три дня, а однажды через месяц. И он не установил ограничения в этом! Ахмад говорил: «Разве кто-то может сомневаться в совершении молитвы джаназа над могилой?!» И Ахмад установил срок в месяц, поскольку это самое длительное время, через которое, как передается, пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил молитву над умершим. А имам аш-Шафи’и установил, что срок совершения молитвы над могилой – до того времени, пока тело не начнет гнить”. См. “Задуль-ма’ад” 1/512.

О недозволенности совершения молитвы, стоя между могилами или же повернувшись в сторону могил

Следует отметить, что на кладбищах запрещено совершать какую-либо молитву, кроме молитвы джаназа! Абу Бакр аль-Асрам рассказывал: “Однажды имам Ахмада спросили относительно совершения молитвы на кладбище, и он стал это порицать. Когда его спросили: «А если будет мечеть между могил, то можно в ней совершать молитву?» Он не одобрил и это. И он сделал исключение только для совершения молитвы джаназа на кладбище”. См. “Фатхуль-Бари” 4/127, Ибн Раджаба.

Имам Ибн аль-Мунзир говорил: “Ан-Нафи’ рассказывал: «Мы совершали молитву джаназа над ‘Аишей и Умм Салямой (да будет доволен ими Аллах) посреди кладбища аль-Бакъи’, и имамом в тот день был Абу Хурайра. И также там присутствовал Ибн ‘Умар»”. См. “аль-Аусат” 2/183.

Что же касается молитвы джаназа, то в случае совершения ее на кладбище над умершим или же над захороненным, то нельзя становиться между могилами. Анас сказал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запрещал совершать молитву джаназа, стоя между могилами». ат-Табарани в “аль-Аусат” 1/80, ад-Дыя аль-Макъдиси в “аль-Мухтара” 2/79. Хафиз аль-Хайсами и шейх аль-Альбани назвали иснад хадиса хорошим.

Также не следует совершать молитву джаназа повернувшись лицом в сторону могил. Абу Марсад аль-Гъанауи рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не совершайте молитву, повернувшись в сторону могил!» Муслим 972.

Можно ли совершать молитву джаназа в мечети?

Сообщается со слов Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Кто совершил молитву джаназа в мечети, тому нет ничего». Ахмад 2/444, Абу Дауд 3190, Ибн Маджах 1/462. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2351.

Внешне этот хадис указывает на недозволенность совершения молитвы джаназа в мечети, и вероятно, опираясь на него, некоторые сподвижники порицали ‘Аишу, которая вместе с другими женами пророка (мир ему и благословение Аллаха) повелела занести тело Са’д ибн Абу Уаккъаса в мечеть, что бы они совершили над ним молитву. Когда же люди стали возмущаться, ‘Аиша сказала им: “Как быстро вы забыли, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил молитву над Сухайлем ибн Байда’ именно в мечети!” Муслим 973.

Однако большинство ученых считает, что дозволено совершать молитву джаназа в мечети, на что указывают многие достоверные хадисы. А некоторые ученые даже говорили, что все сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) были единогласны в дозволенности этого. Шейх аль-Мубаракфури сказал: “Достоверно известно, что ‘Умар совершил молитву джаназа над Абу Бакром в мечети, а Сухайб совершил молитву джаназа в мечети над ‘Умаром, и ни один сподвижник пророка (мир ему и благословение Аллаха) не отрицал этого. Таким образом, сподвижниками пророка (мир ему и благословение Аллаха) было принято единогласное решение (иджма’), что молитву джаназа дозволено совершать в мечети”. См. “Тухфатуль-Ахъюзи” 4/123.

Что же касается хадиса: «Кто совершил молитву джаназа в мечети, тому нет ничего», ученые, объединив эти хадисы, сказали, что все же совершать молитву джаназа не в мечети лучше, о чем сказал также Ибн аль-Къайим. См. “Задуль-ма’ад” 1/502.

О том, что молитву джаназа желательно совершать на специальном месте, отведенном для нее

Абу Хурайра рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сообщил людям о смерти Наджаши (правителя Эфиопии) в тот самый день, когда он умер. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вышел к месту совершения молитвы, построил людей рядами и четырежды произнес слова такбира”. аль-Бухари 1245, Муслим 951.

Ибн ‘Умар рассказывал: “Однажды иудеи пришли к пророку с мужчиной и женщиной из их числа, которые совершили прелюбодеяние. И он повелел закидать их камнями возле места совершения молитвы джаназа, неподалеку от мечети”. аль-Бухари 3/155.

Джабир рассказывал: “Однажды умер один из мусульман, и мы, искупав его, положили его для посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) на месте, где ставили джаназа, возле места стояния Джибриля. Затем пришел пророк (мир ему и благословение Аллаха) и совершил над ним молитву”. Ахмад 3/330, аль-Хаким 2/58, ат-Таялиси 1673. Достоверность хадиса подтвердили имамы аль-Хаким, аль-Хайсами, аз-Захаби и аль-Альбани.

Таким образом, эти хадисы указывают на то, что во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха) было специальное место, отведенное для совершения молитвы джаназа. Хафиз Ибн Хаджар говорил: “Место, на котором пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал молитву джаназа и проводил праздничные молитвы (‘ид), было возле кладбища Бакъи’, неподалеку от мечети”. См. “Фатхуль-Бари” 3/108.

О совершении молитвы джаназа над отсутствующим

Абу Хурайра рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сообщил людям о смерти Наджаши (правителя Эфиопии) в тот самый день, когда он умер. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вышел к месту совершения молитвы, построил людей рядами и четырежды произнес слова такбира”. аль-Бухари 1245, Муслим 951.

Ибн аль-Къайим сказал: “Не было Сунной пророка (мир ему и благословение Аллаха) совершать молитву джаназа над каждым отсутствующим мусульманином, поскольку умирало много мусульман из отсутствующих, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) не совершал молитву над всеми ними. Однако имеются достоверные хадисы о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил молитву джаназа над Наджашей — правителем Эфиопии. В этом вопросе ученые разошлись во мнении:

1. Первое мнение состоит в том, что молитву джаназа дозволено совершить за любого отсутствующего мусульманина. И это мнение имамов аш-Шафи’и и Ахмада (да смилуется над ними Аллах).

2. Имамы Абу Ханифа и Малик (да смилуется над ними Аллах) считали, что так мог делать только пророк (мир ему и благословение Аллаха) и никто другой.

3. Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Истина в этом вопросе состоит в том, что если мусульманин умер в местности, в которой за него некому было совершить молитву, то за него следует ее совершить». И это мнение является самым лучшим”. См. “Задуль-ма’ад” 1/205.

О том, что над шахидами и детьми можно совершать молитву джаназа, но это не обязательно

Молитву джаназа следует совершать над каждым мусульманином, но дозволено не совершать ее только над шахидами и детьми, не достигшими совершеннолетия.

Анас ибн Малик рассказывал: “Шахидов, павших в битве при Ухуде, не омывали, не заворачивали в саван, а хоронили их окровавленными, не совершив над ними молитву”. Абу Дауд 3135, аль-Байхакъи 4/10. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.

‘Аиша рассказывала: “Когда умер Ибрахим, сын пророка (мир ему и благословение Аллаха), ему было восемнадцать месяцев, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) не совершил над ним молитву”. Ахмад 6/267, Абу Дауд 3187. Имам Ибн Хазм, хафиз Ибн Касир и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Однако эти и подобные им хадисы не указывают на то, что над шахидами и детьми не совершается джаназа вообще, поскольку есть хадисы, в которых сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал джаназа как над шахидами, так и над детьми. Ибн Мас’уд рассказывал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил молитву джаназа над Хамзой и некоторыми сподвижниками, которые были убиты в день битвы при Ухуде”. Ахмад 1/463. Шейх аль-Альбани, шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут назвали иснад достоверным.

И нет в Исламе такого, что над шахидом джаназа не совершается вообще, как об этом говорили некоторые имамы, доказательством чему является этот хадис. Шейх аль-Альбани сказал: “Нет сомнения в том, что совершить молитву над ними, если есть возможность, лучше, чем оставлять ее, так как она мольба и поклонение”. См. “Ахкамуль-джанаиз” 108.

Со слов Мугъиры ибн Шу’бы сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «И над ребенком совершается молитва джаназа». А в другой версии хадиса сказано: «Над выкидышем совершается молитва джаназа». Абу Дауд 2/65, Ибн Маджах 1507. Имамы ат-Тирмизи, аль-Хаким, аз-Захаби и аль-Альбани, ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность хадиса.

Если ребенок родился живым и сразу же умер, то среди ученых нет разногласия в том, что над ним можно совершить молитву, о чем сказал Ибн аль-Мунзир. Но если ребенок родился умершим, то относительно этого ученые разногласили. Но правильным мнением, соответствующим хадису, является то, что и над выкидышем совершается молитва. И сообщается, что Ибн ‘Умар совершил молитву джаназа за своего внука, который родился умершим. А имам Ахмад говорил, что над выкидышем можно совершить молитву джаназа в том случае, если в нем уже была душа, что происходит по прошествии четырех месяцев. См. “аль-Мугъни” 2/397.

Совершение над детьми джаназа не является обязательным, хотя это сделать можно и лучше.

Хумам ибн Мунаббих рассказывал: “Однажды Абу Хурайра совершал молитву над ребенком, который никогда не совершил ничего греховного и говорил: «О Аллах, сделай его для нас опередившим (в Раю), предшественником и наградой!»” аль-Байхакъи 4/52. Шейх аль-Альбани назвал иснад хорошим.

اللَّهُمَّ اجْعَلْهُ لَنَا فَرَطاً، وَ سَلَفاً، وَأجْراً

/Аллахумма-дж’альху ляна фаратан, уа саляфан, уа аджран/.

Совершается ли молитва джаназа над ребенком, чьи родители неверные?

Молитва джаназа не совершается над детьми неверных, поскольку в этом мире они считаются на религии своих отцов, несмотря на то, что по самому правильному мнению дети неверных, умершие в младенческом возрасте, в Раю. Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Ученые разошлись относительно совершения молитвы джаназа над детьми многобожников. Одна группа ученых сказала: «Если ребенок жил с родителями, которые являются многобожниками, то над ним не совершается молитва». Если же он не жил с родителями неверными, то он в основе своей мусульманин, поэтому над ним можно совершать молитву. И это мнение Хаммада ибн Абу Сулеймана и аш-Шафи’и. От Малика передается, что он сказал: «Если ребенка купили или же он попал в плен, то не совершается над ним молитва, если только он не склонился к Исламу каким-либо признаком». Абу Саур говорил: «Если ребенок попал в плен со своими родителями неверными, или же с одним из них, и умер прежде, чем выбрать Ислам, то над ним молитва не совершается»”. См. “аль-Аусат” 5/410.

Таким образом, если ребенок живет с родителями, которые являются неверными, то над ним не совершается молитва. Однако если ребенок был у мусульман, которые его опекали, то над ним можно совершить молитву, как об этом говорили ученые первого мнения.

А что касается самих детей неверных, то они в Раю, на что указывает множество хадисов, среди которых: «Я попросил у Всевышнего Аллаха не подвергать мучениям детей людских, и Он ответил мне на мольбу!» аль-Баззар 2/763.

А также хадис: «Пророк в Раю, шахид в Раю и ребенок в Раю!» Ахмад 4/172.

Иснад обоих хадисов хафиз Ибн Хаджар назвал хорошими. См. “Фатхуль-Бари” 3/290.

О категориях людей, над которыми не совершал молитву посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)

Тот, на ком был долг

От Абу Къатады сообщается, что однажды к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) принесли умершего мусульманина из числа Ансаров, чтобы он совершил над ним джаназа, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Совершите молитву над вашим другом, ибо на нем долг!» Абу Къатада сказал: “Долг на мне”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Ты выплатишь?» Он сказал: “Да, выплачу”. И после этого пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил над ним молитву. ан-Насаи 1960. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.

В этом указание на величие положения долгов в Исламе.[4]

Тот, кто взял на себя обязательства выплатить долг за умершего, должен это сделать как можно быстрее. В другой версии этого хадиса сказано, что когда Абу Къатада сказал: “Долг на мне”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Долг на тебе и из твоего имущества, а умерший к нему уже не причастен». После этого, когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) встречал Абу Къатаду, он все время спрашивал его о долге, и однажды он сказал: “Я выплатил его, о посланник Аллаха”. Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Почему же только сейчас, когда его тело стало холодным?» аль-Хаким 2/58, аль-Байхакъи 6/74. Шейх аль-Альбани назвал иснад хадиса хорошим.

Шейх Ибн аль-Къайим говорил: “Когда к пророку (мир ему и благословение Аллаха) приносили покойника, он спрашивал: «Есть ли на нем долг?» И если ему отвечали, что на нем не было долга, то он совершал над ним молитву, если же на нем был долг, он говорил сподвижникам, чтобы они совершили молитву, и не совершал ее сам”. См. “Задуль-ма’ад” 1/583.

Самоубийца

Джабир ибн Самура рассказывал: “Однажды один человек покончил жизнь самоубийством и пророк (мир ему и благословение Аллаха) не совершил над ним молитву”. ат-Тирмизи 1068, Ибн Маджах 1526. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.

Укравший что-либо из трофеев

Зайд ибн Халид рассказывал: “Однажды, когда к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) принесли тело мусульманина, который погиб в день Хайбара, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал своим сподвижникам: «Совершите молитву над вашим другом». Тогда лица людей изменились от удивления, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, ваш друг своровал из трофеев, будучи на пути Аллаха!» Ахмад 4/411, аль-Хаким 2/127. Достоверный хадис.

Те, о ком отзывались плохо

Абу Къатада рассказывал: “Когда посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) звали на джаназа, он всегда спрашивал об умершем. И если о нем отзывались с похвалой, он совершал над ним молитву, если же о нем говорили не хорошее, то он не совершал над ним молитву”. Ахмад 5/300, аль-Хаким 1/36. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, хафиз аз-Захаби и шейх аль-Альбани.

Приверженцы нововведений

От Ибн ‘Умара сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Къадариты[5] являются огнепоклонниками этой общины, и если они заболеют, то не навещайте их, а если они умрут, то не молитесь за них!» Абу Дауд 4691, аль-Хаким 1/15, Ибн Абу ‘Асым 339. Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим.

Имам Ибн Къудама говорил: “Ахмад сказал: «Пусть тот, кто хочет присутствовать на похоронах джахмитов и рафидитов, присутствует, а я не буду! Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не совершал молитву джаназа за меньшее, чем это: за наличие долга, кражу из трофеев и самоубийство!»” Абу Бакр ибн ‘Ийяш говорил: «Я не буду совершать молитву за рафидита и хариджита!»” См. “аль-Мугъни” 2/419.

Важное примечание

Кто-то может сказать: «А разве, несмотря на то, что сам пророк (мир ему и благословение Аллаха) не совершал джаназа над самоубийцей и другими людьми, совершившими тяжкие грехи, он не повелевал своим сподвижникам совершить над ними джаназа?! И разве нет единогласного мнения в том, что над любым грешным мусульманином совершается молитва, как сказал хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр: “Мусульмане единогласны в том, что нельзя оставлять совершение молитвы джаназа над грешными мусульманами, даже если они совершали великие грехи (кабаир)!” См. “аль-Истизкар” 7/238».

Ответ на это таков: Между этим единогласным мнением и упомянутыми хадисами нет никаких противоречий. Дело в том, что посланник Аллаха, а также имамы саляфы после него не совершали молитву джаназа и не ходили на похороны к совершающим грехи нечестивцам, а в частности, к приверженцам нововведений, чтобы это было уроком для остальных. Нет сомнений, что в своей основе совершать молитву над такими категориями людей, как самоубийца, должник, приверженец нововведений и т.д. можно, однако это не должны делать правители мусульман, ученые, и мусульмане, имеющие влияние и пользующиеся авторитетом среди людей мусульмане, следуя примеру пророка (мир ему и благословение Аллаха). Имам Ахмад сказал: “Над самоубийцей имам не совершает молитву, но это делают другие мусульмане”. См. “Задуль-ма’ад” 1/515.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Если кто-то не встал на молитву за одного из них (должника, самоубийцу и т.п.), для того, чтобы это было уроком для других людей, то в этом есть благо. Но если вместе с этим он обратится с мольбой для них про себя, то он совершит два благих деяния”. См. “аль-Ихътиярат” 52.

Также шейхуль-Ислам говорил: “Для каждого мусульманина, о котором не известно, что он был лицемером, дозволено испрашивать прощение и совершать над ним молитву джаназа, даже если в нем было нововведение и нечестие. Однако не является обязательным совершение молитвы над ним для каждого мусульманина”. См. “Минхаджу-Ссунна” 5/235.

И в заключении, мы воздаем хвалу Аллаху – Господу миров! Мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам.

Литература

  1. «Фатхуль-Бари шарх Сахих аль-Бухари» Ибн Раджаб аль-Ханбали.
  2. «Фатхуль-Бари би шарх Сахих аль-Бухари» Ибн Хаджар аль-‘Аскъаляни.
  3. «аль-Муфхим лима ашкаля мин тальхыс китаб Муслим» Абуль-‘Аббас аль-Къуртуби.
  4. «Шарх Сахих Муслим» Яхъя ибн Шараф ан-Науауи.
  5. «Миннатуль-мун’им фи шарх Сахих Муслим» Сафийю-Ррахман аль-Мубаракфури.
  6. «‘Аунуль-Ма’буд шарх Сунан Аби Дауд» Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади.
  7. «Тухфатуль-ахуази би шарх Джами’ ат-Тирмизи» Мухаммад аль-Мубаракфури.
  8. «Шарх Сунан ан-Насаи» Мухаммад ибн Адам аль-Асьюби.
  9. «Файдуль-Къадир шарх аль-Джами’ ас-сагъир» ‘Абдур-Рауф аль-Мунауи.
  10. «Сильсилятуль-ахадиси-ссахиха» Мухаммад Насыруддин аль-Альбани.
  11. «аль-Аусат фи-Ссунан уаль-иджма’ уаль-ихтиляф» Абу Бакр Ибн аль-Мунзир.
  12. «Задуль-ма’ад фи хадьи хайр аль-‘ибад» Ибн Къайим аль-Джаузия.
  13. «Найлюль-аутар шарх Мунтакъиль-ахбар» Мухаммад аш-Шаукани.
  14. «Субулю-Ссалям шарх Булюгъ аль-марам» Ибн Амир ас-Сан’ани.
  15. «Ахкамуль-джинаиз уа бида’уха» Мухаммад Насыруддин аль-Альбани.
  16. «Сахих фикъху-Сунна» Абу Малик Камаль ибн Сайд Салим.

[1] Речь идет не об обычном карате, известном как мера веса для драгоценных камней.

[2] Т.е. не совершал молитву джаназа в периоды времени, когда запрещено совершать дополнительные молитвы. ‘Укъба ибн ‘Амир рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещал нам совершать молитвы и хоронить наших покойников в течение трех периодов: во время восхода солнца, пока оно не поднимется (над горизонтом); в полдень, пока солнце не начнет двигаться к закату; и во время заката солнца, пока оно не зайдет”. Муслим 831.

[3] Имам аз-Захаби говорил об Ибн аль-Мунзире: “Выдающийся ученый и факъих, шейх Мекки, и автор книг, подобных которым не написал никто!” См. “Тазкиратуль-хуффаз” 2/782.

[4] Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Тот, кто умер, будучи непричастным к трем вещам: высокомерию, краже трофеев и долгу, тот войдет в Рай!» ат-Тирмизи 1572, Ибн Маджах 2412. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2785.

[5] Къадариты – заблудшая секта, отрицающая предопределение Аллаха.