Совершение двух праздничных молитв на открытом воздухе в специально отведенном месте за городом — это Сунна

Скачать книгу в формате WORD (DOC)

Скачать книгу в формате PDF

Совершение двух праздничных молитв на открытом воздухе в специально отведенном месте за городом – это Сунна

Шейх Мухаммад Насыруддин аль-Албани

Перевод и примечания: Руслан Абу Ибрахим

Первое издание

1430 г.х.

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Вступительное слово автора перевода

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого ведет Аллах по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставил, того никто не наставит на прямой путь. Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, у Которого нет сотоварища. И свидетельствую, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.

А затем:

Это книга выдающегося ученого современности, имама приверженцев сунны и единой общины — Мухаммада Насыруддин аль-Албани. В адрес этого великого мухаддиса и факъиха было сказано много благого и похвального, но, достаточно того, что Сам Великий Аллах связал его имя вместе с именем посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и где бы ни было сказано – «сказал посланник Аллаха», обязательно подписано – «шейх аль-Албани сказал об этом хадисе так-то и так-то». «Воистину, так Мы воздаем творящим добро».

Причин того, что я выбрал для перевода именно эту книгу шейха аль-Албани много, из них можно выделить несколько основных:

1) Главная из них та, что в среде наших мусульманских народов сильно укрепились праздники неверующих, такие как «новый год», «сабантуй», «рождество» и т.п. Масштабы проведения этих праздников увеличиваются с каждым годом. На телевидении, газетах и прочих СМИ эти праздники сильно популяризируются. Любому из тех, кто вырос в этой стране, знакомо какое-то особенное чувство приближения этих праздников, чувство ожидания чего-то чудесного от этих дней. Неверующие добились того, что воспитали в сердцах юного поколения искреннюю любовь и привязанность к различного рода утренникам и мероприятиям по случаю этих событий. В частности, в этом году (1430/2009) в нашем небольшом городке представители татарского народа провели акцию по возрождению некоторых традиций, связанных с празднованием «сабантуя». В том числе, они возрождали дурную традицию джахилии, когда несколько человек с частушками, стихами, гармонями, на запряженной лошади с колокольчиками, ходят по домам людей и просят их, чтобы люди выносили им что-либо из своих домов в честь праздника «сабантуй». Когда же наступил праздник мусульман – праздник Дня Разговения, и мусульмане города отправились в мечеть на совершение праздничной молитвы, подавляющее большинство жителей города шло на работу, а многие из них даже не знали о том, что это был день праздника. Посмотрите же, во что превратилась у людей религия Аллаха, и посмотрите, с какой неудержностью они стремятся к возрождению чужих для них традиций.

2) Также, многие люди не раз говорили мне: «Что у вас за праздник? У вас нет ни веселья, ни празднования». И я вспомнил то, что отложилось у меня с самого детства – душная мечеть, долгая, монотонная проповедь, различные суфийские обряды, и прочие явления, которые не способствовали зарождению в сердцах людей любви к этим великим праздникам. После прочтения этой книги, с соизволения Аллаха, станет понятно, что все эти явления не имеют отношения к нашей религии, а наши праздники, действительно заслуживают быть радостными, долгожданными днями.

3) Также, одной из причин, которые побудили меня к переводу этой благословенной книги то, что в ближайшие годы два наших мусульманских праздника будут проходить в наших городах в теплое время года (лето и начало осени). Как станет ясно читателю из этой книги, праздничная молитва, а также непосредственно само празднование, по сунне должно происходить за городом, на открытом воздухе, в специально отведенной для празднования площади, подобно тому, как сегодня проводят вышеназванные праздники неверующих. Но то, что так поступают неверующие, не заставляет нас отказаться от этого, ведь это наша сунна. На праздник Жертвоприношения, после молитвы, приносятся в жертву животные, из них готовится угощение, и после всего этого возможно проведение различных мероприятий для взрослых и детей.

И именно в эти теплые месяцы года, у мусульман наших городов есть возможность возродить сунну проведения праздничных молитв на открытой местности за городом. Возможность привить нам, и нашим детям любовь к праздникам Ислама, на которых возвеличиваются обряды религии единобожия. И, быть может, Всевышний Аллах, посредством этой и подобных книг, заменит жителям наших городов те праздники, которые они празднуют сейчас, на лучшие.

И в заключении, обращаюсь к тем, кто прочитает эту книгу, не оставайтесь равнодушными к этой сунне, а наоборот, оживляйте ее, чтобы заслужить тем самым свою долю награды, о которой говорится в прекрасном хадисе: «Тот, кто оживит мою сунну, которую умертвили люди после меня, получит награду, подобную награде тех, кто совершал эту Сунну, что не уменьшит их собственной награды!». Его достоверность подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, имам аль-Багъауи, шейх Ибн Хаджар аль-Хайтами и шейх аль-Альбани. См. “Сунан ат-Тирмизи” 3/128, “Шарху-Сунна” 1/198, “аз-Зауаджир” 1/98, “Сахих Сунан Ибн Маджах”.

Прошу Аллаха Его прекрасными Именами и высокими Атрибутами, чтобы Он сделал этот небольшой труд благословенным, который приносит пользу мусульманам, где бы они ни были. И чтобы Он сделал награду за этот труд всем, кто причастен к нему непрерывной, даже после того, как нас не станет. И также прошу Аллаха, чтобы не сделал Он мой грех преградой к успеху этой книги.

И к Одному Аллаху необходимо обращаться за помощью.

4 Зуль-Ка’да, 1430 г./х.

Совершение праздничной молитвы на открытой местности за городом – это сунна

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого ведет Аллах по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставил, того никто не наставит на прямой путь. Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, у Которого нет сотоварища. И свидетельствую, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.

А затем:

Тема этой нашей небольшой книги – утверждение того, что совершение праздничной молитвы на открытой местности за городом является сунной.

Вначале у меня была мысль подготовить послание, обобщающее все вопросы, которые касаются двух праздничных молитв, подобно книге «Молитва тарауих», но, по той причине, что времени немного, и до праздника Разговения осталось всего несколько дней, я был вынужден ограничиться лишь тем вопросом, который упомянут в названии книги.

При составлении этой работы, я не терял надежды на Аллаха в том, что Он облегчит мне в скором времени выпуск общего послания в этом вопросе и его распространения среди людей. Также я надеялся, что люди примут наши работы с радостью — быть может, я удостоюсь их праведной мольбы за меня в мое отсутствие, которая принесет мне пользу, если пожелает Аллах «В тот день, когда ни богатство, ни сыновья не принесут пользы никому, кроме представших перед Аллахом с непорочным сердцем» (Сура аш-Шу’ара (26): 88-89).

Знай же, уважаемый читатель, что авторы распространившейся книги «аль-Исаба» поместили в нее, ко всему прочему, две большие страницы (14-15), касающиеся нашей темы[1]. Но, к сожалению, они не достигли в этой работе ничего, кроме противоречия своим же словам, опозорившись этим так, что открылся для читателя их уровень знаний. В этой книге они налгали на нас, утверждая, что мы говорим о недействительности праздничной молитвы, совершенной в мечети.

Они написали: «И причина того, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) проводил праздничную молитву на открытом воздухе, а не в мечети, это стесненное положение в Медине, так как не было в Медине мечетей, кроме мечети пророка (да благословит его Аллах и приветствует)».

Их слова являются глубоким невежеством, ведь мечети, которые были в Медине во время пророка (да благословит его Аллах и приветствует), известны и многочисленны. Самые известные из них – мечеть «Куба», мечеть «двух Кибл», а также мечеть «аль-Фатх». О существовании этих мечетей упоминается во многих достоверных хадисах, которые собраны в соответствующих сборниках. Хафиз ибн Хаджар в «Шархе Сахих аль-Бухари» (1/445) упомянул названия и других мечетей. Пусть же вернется к этой книге тот, кто желает.

Целью их ложных слов было желание предать забвению сунну проведения праздничных молитв на открытой местности в специально отведенном месте. Для достижения этой цели они и выдумали эту ложную причину (то, что в Медине не было мечетей, кроме мечети пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которая не могла поместить всех молящихся в праздничный день).

И здесь мы опровергаем эти ложные высказывания, говоря: даже если мы согласимся с вами в том, что мечеть пророка (да благословит его Аллах и приветствует) не могла уместить всех молящихся, то ведь они могли молиться в других мечетях города, как это делают люди сегодня. Поэтому в их оставлении молитвы в мечетях вместе с возможностью ее совершения в них, явное доказательство тому, что сунной является проведение этой молитвы на открытой местности. Этим мы опровергаем то, что они пытались доказать.

Далее они сказали: «И когда увеличилось количество мусульман, их общий сбор на открытой местности стал невозможен, особенно в больших городах, таких как Дамаск, из-за многочисленности молящихся, и стали люди собираться по мечетям – кто, где мог».

Я (аль-Албани) говорю: посмотри же, уважаемый читатель, на эту противоречивую логику. Как они сделали единый сбор мусульман на открытой местности невозможным, тогда как он легкий, облегченный. И доказательством возможности этого является то, что именно так всегда поступали в большинстве городов[2], как сказал имам ан-Науауи в «Шархе Сахих Муслим» (цитата его слов придет в главе «Доказательство упомянутых хадисов на то, что сунной является проведение праздничных молитв на открытой местности в специально отведенном месте»).

И до сегодняшнего дня эта сунна жива и выполняется, по милости Аллаха, во многих городах и странах, таких как Дамаск, Иордания, Египет, Алжир, Хиджаз, Пакистан и др. Да и к тому же, какая нужда в разделении единства мусульман в этих многочисленных мечетях – больших и маленьких, разбросанных повсюду? Они столь близки друг к другу, что иногда между ними нет расстояния и в 50 шагов, а иногда и меньше этого.

И если бы авторы этой книги ограничили свои слова молитвой в единой большой мечети, у них бы еще нашлись предшественники в этом мнении[3], как это придет от имама аш-Шафи’и, но они нисколько не стесняются говорить то, чего не говорил до них ни один мусульманин, и все это на пути вражды с сунной. Ведь мусульмане едины во мнении, что праздничная молитва на открытой местности это сунна, если мечеть не помещает их, а большинство ученых, не оговаривает даже этого условия, напротив, говорят — даже если мечеть помещает их. В итоге, эти писатели противоречат своим невежеством всем мусульманам первым и последним. Всевышний Аллах говорит: «А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем его в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» (Сура ан-Ниса (4): 115).

Поэтому сунна и еще раз сунна – о, люди!

Также они сказали: «Ведь пророк (да благословит его Аллах и приветствует), когда был вынужден, все же совершал праздничную молитву в мечети». После чего, в подтверждение этому, упоминают в сноске хадис Абу Хурейры о совершении пророком (да благословит его Аллах и приветствует) праздничной молитвы в мечети, по причине дождя, выпавшего в ночь на праздник.

Ответ на это: хадис Абу Хурейры, даже если мы согласимся, что он достоверен – довод за нас, ведь из него понимается, что если бы не дождь, пророк (да благословит его Аллах и приветствует) непременно провел бы молитву вне мечети, и такое понимание не будет отрицать никто, кроме вас. Ведь все ваши прежние слова строятся на том, что праздничная молитва на открытой местности не узаконена в наши времена, так как вы считаете это невозможным. А мы уже опровергли это ваше суждение. И вернулся этот хадис доводом против вас, а не за вас. И все это в том случае, если данный хадис достоверен, а ведь он недостоверен, напротив, его иснад слабый, как еще придет разъяснение этого.

А остальные же их слова вообще сущий вздор, который даже не заслуживает опровержения. Остается разобрать лишь одно их высказывание. После того, как они привели хадис от Абу Са’ида, который мы еще разберем, и хадис от Абу Хурейры, они отметили: «И из этих двух хадисов понимается то, что эта молитва действительна, как на открытой местности, так и в мечети, и в обоих случаях заслуживает награды. Так же, как из первого хадиса берется то, что совершение этой молитвы на открытой местности лучше, из-за постоянства пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в этом».

Я (аль-Албани) говорю: посмотри же, уважаемый читатель, как они вернулись к истине, к которой мы их призываем, и пошли этим самым в противоречие своим словам. Но как ты думаешь – утвердились ли они на этой истине? Нет, напротив, опять вернулись туда, откуда начали. После того, как привели от ибн Хаджара слова имама аш-Шафи’и (которые еще придут), они сказали: «А тот, кто внимательно посмотрит на вышеизложенное, вместе с хадисом, который приводит аль-Бухари[4] от Умм ‘Атыи: «Повелел нам посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), чтобы женщины выходили в День Разговения и День Жертвоприношения, будь-то молодые, или те, у кого менструация и даже сидящие за занавесками, а что же касается тех, у которых менструация, то они не участвовали в молитве», а в другой версии: «приказывал выходить на открытую местность, чтобы участвовать в благих делах и мольбах мусульман», тот увидит, что причина постоянства пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в проведении праздничной молитвы на открытой местности состоит в том, что его мечеть не вмещала всех мужчин и женщин, либо же то, что той, у которой менструация нельзя заходить в мечеть».

Я (аль-Албани) говорю: мы поразмыслили над этими словами и нашли, что они, также как и остальные, абсолютно беспочвенны. Ведь даже если мы согласимся, что мечеть пророка (да благословит его Аллах и приветствует) не вмещала всех мужчин и женщин, то ведь также дело обстоит и в наших мечетях — ни одна из них не способна вместить всех молящихся города. И вновь нам приходится констатировать, что и в этом случае нам остается лишь узаконенность выхода на открытую местность. И это то, что требовалось доказать.

Также, если, по их мнению, женщине с регулами нельзя заходить в мечеть[5], то это признание от них самих, что открытая местность не имеет этого ограничения. Если же они будут заставлять людей проводить праздничные молитвы в мечети, то лишат этих женщин возможности присутствовать при благих делах и мольбах мусульман. Этим они будут противоречить приказу посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), пришедшему в хадисе, который они приписали аль-Бухари. Поэтому, этот хадис также один из наших доводов на необходимость проведения двух праздничных молитв на открытой местности, а не в мечети. Ведь мечеть, как бы ни была велика, не может вместить всех, по их собственному признанию.

Также из наших доводов против них, это их слова: «И женщины выходили на открытую местность и делали такбир вместе с такбиром мужчин[6], включая тех, у кого были регулы».

Мы задаем им вопрос: как вы сможете осуществить эту сунну в мечетях? Это невозможно, кроме как, запретив женщинам вход в мечеть полностью[7], а это противоречит велению пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Остается только повелеть им собраться рядом с мечетью, вдоль ее стен и заборов. Но тогда они не смогут делать такбир вместе с такбиром мужчин.

Поразмышляй же, о брат мусульманин, о том, что делает невежество с человеком, и возьми себе это уроком.

(Примечание)

Из того, что мы процитировали от авторов этой книги, становится понятным их мнение об узаконенности выхода женщин на молитву, даже если они молоды. Запомни же это, быть может, придет день, когда они поспешат отказаться от своих слов, увидев, как приверженцы сунны поступают согласно этой сунне, и это из их зависти и несправедливости!

Мы же, в свою очередь, хотя и побуждаем женщин выходить на эту молитву для выполнения приказа посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), но, в то же время, просим самих этих женщин и их опекунов не забывать о необходимости выходить закрытыми и облаченными в шариатские одежды. Эти одежды должны прикрывать то, что они не имеют права показывать, а это все тело, кроме лица и кистей рук, как я разъяснил это в своей книге «Одежда женщины мусульманки согласно Корану и Сунне». Говорит Всевышний Аллах: «О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала. Так их будет легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут их оскорблениям. Аллах – Прощающий, Милосердный» (Сура аль-Ахзаб (33): 59).

В названной книге мы ясно разъяснили желательность наряду с телом, закрывать лицо и кисти рук, несмотря на то, что приписали мне некоторые люди, которые не боятся Аллаха – Господа миров.

Некоторые же, были сильно удивлены тому, что женщинам узаконено выходить из своих домов для совершения праздничной молитвы за городом. Так пусть же знают, что это истина, в которой нет сомнения, из-за многочисленности хадисов об этом. И одного только хадиса от Умм ‘Атыи, который был приведен ранее, достаточно, потому что это довод не только на узаконенность, но даже на обязательность этого выхода, ведь в хадисе содержится приказ пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Основа же в приказе пророка (да благословит его Аллах и приветствует) – обязательность его выполнения (уаджиб). К тому же, подтверждает этот приказ то, что передает Ибн Аби Шейба («аль-Мусаннаф» 2/184) от Абу Бакра, который сказал: «Обязанность каждой обладательницы подола – выход на две праздничные молитвы», иснад этого сообщения достоверный.

Так повторит ли слова Абу Бакра тот, кто утверждает, что следует за сунной праведных халифов, а ведь это, как ты видишь, слова первого из халифов. Мы сомневаемся в этом, так пусть же они опровергнут нас в нашем сомнении (и это любимее для нас), а если же нет, то станет ясной для людей их цель от лозунгов защиты сунны. Мнение о том, что выход на праздничную молитву является обязательным для женщин, поддержал имам ас-Сан’ани в «Субулюс салям», а также имам аш-Шаукани и Сыддык Хасан Хан, и это то, что понимается из слов ибн Хазма. И, похоже, что ибн Таймийа также склонился к этому мнению (в книге «Ихтиярат»). Аллаху же ведомо лучше[8].

Я обещал подробнее разъяснить эти вопросы в этом послании, сейчас же, пришла пора выполнить это обещание.

И я говорю:

Постоянство пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в проведении праздничной молитвы на открытом воздухе и хадисы об этом.

Многие из великих ученых упоминали о том, что сунной пророка (да благословит его Аллах и приветствует) относительно совершения праздничных молитв было постоянное их совершение на открытом воздухе[9].

Множество хадисов, которые многочисленными путями приводятся в двух сборниках[10], в сунанах, масанидах[11] и других сборниках хадисов подтверждают это.

Здесь же, необходимо привести хотя бы некоторые из этих хадисов, чтобы читатель мог убедиться в достоверности этих слов.

Хадис 1

Абу Са’ид аль-Худри рассказывал: «В Дни Разговения и Жертвоприношения посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) выходил к месту молитвы[12], и первое, с чего он начинал, была молитва. После завершения молитвы, он вставал перед сидевшими рядами людьми, для того, чтобы увещевать их, давать им свои наставления и веления, и если была необходимость послать в поход отряд, отдавал приказ о выходе[13]. Также он приказывал другие вещи, затем уходил». Абу Са’ид продолжил: «Люди продолжают так поступать и по сей день…». Хадис приводит аль-Бухари (2/259-260), а также Муслим (3/20), и ан-Насаи (1/234), и аль-Мухамили в главе «О двух праздниках» (т.2 № 86 из моей рукописи, написанной моей рукой) и Абу Ну’айм в его «Мустахрадже» (2/10/2) и аль-Бейхакый в «Сунан аль-Бейхакый» (3/280).

Хадис 2

‘Абдулла ибн ‘Умар рассказывал: «Утром, праздничного дня, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) выходил к месту совершения молитвы, перед ним шел человек с копьем (‘аназа)[14], и когда пророк (да благословит его Аллах и приветствует) доходил до места молитвы, это копье устанавливали перед ним. Он совершал молитву, обратившись в сторону этого копья. А копье устанавливали перед ним потому, что место молитвы было в поле, на открытом воздухе, на котором не росло ничего, чем можно было бы оградиться для молитвы». Хадис приводит аль-Бухари (1/354), а также Муслим (2/55), и Абу Дауд (1/109), и ан-Насаи (1/232), и ибн Маджа (1/392), и Ахмад (№ 6286), приведенные слова принадлежат ибн Мадже, они наиболее подробны и иснад его достоверен, и также передает этот хадис аль-Мухамили (т.2 № 26-36), и Абу аль-Касим аш-Шухами в «Тухфатуль ‘ид» (№ 14-16 из моей рукописи, написанной рукой моего сына), и аль-Бейхакый (3/284-285).

Хадис 3

Аль-Бара ибн ‘Азиб рассказывал: «Однажды, в День Жертвоприношения, пророк (да благословит его Аллах и приветствует) вышел на аль-Бакы’[15] (в одном из риваятов: на специально отведенное для молитв место), совершил два рака’ата молитвы, затем повернулся к нам лицом и сказал: «Поистине, первое наше поклонение в этот наш день – это праздничная молитва, затем мы возвращаемся и режем животное. Тот, кто поступит таким образом, тот поступил в соответствии с нашей сунной, а тот, кто зарезал животное раньше времени, то это всего лишь мясо для его семьи, и не является праздничным жертвоприношением». Хадис приводит аль-Бухари (2/372) и слова хадиса принадлежат ему, а также Ахмад (4/282), и аль-Мухамили (т.2 № 90, 96), и риваят, приведенный в скобках, принадлежит последним двоим с хорошим иснадом.

Хадис 4

«Как-то раз спросили ибн ‘Аббаса: «Встречал ли ты когда-нибудь праздничный день вместе с пророком (да благословит его Аллах и приветствует)? Он ответил: «Да, и если бы я не был маленьким, не смог бы присутствовать рядом с ним. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) выходил в этот день и шел, пока не доходил до специально сделанной отметки, которая находилась у дома Касира ибн Сальта[16], потом совершал молитву, затем проповедь. После проповеди он подходил к собравшимся женщинам, увещевал их и приказывал раздавать милостыню, я же, видел, как они протягивали свои руки (и ложили свои украшения) в одежду Биляля. Потом пророк (да благословит его Аллах и приветствует) уходил домой в сопровождении Биляля». Хадис приводит аль-Бухари (2/373) и слова хадиса принадлежат ему, а также Муслим (2/18-19), и ибн Аби Шейба (2/3/2), и аль-Мухамили (№ 38-39), и Фирьяби (№ 85,93), и Абу Ну’айм в его «Мустахрадже» (2/8/2-9/1).

А Муслим, в своей ривае, приводит от ибн Джурайджа добавку к основной версии:

«Я спросил ‘Ата: «Необходимо ли нынешним имамам также подходить к женщинам после проповеди и увещевать их?» Он ответил: «Да, конечно, это их обязанность, почему бы им не делать этого?>».

Доказательство упомянутых хадисов на то, что сунной является проведение праздничных молитв на открытой местности в специально отведенном месте

Если ты ознакомился с этими хадисами, то ты понял, что они содержат в себе бесспорные доказательства на то, что сунной праздничных молитв является их совершение на открытой местности в специальном месте[17], и это мнение большинства ученых.

Сказал имам аль-Багъауи: «Выходить к месту совершения праздничных молитв в день праздника, является сунной для имама. Однако, если есть оправдательная причина, то можно совершить ее в мечети (имеется ввиду мечеть внутри города)» См. «Шарх ус-Сунна» 4/294 (изд. аль-Мактаб аль-Ислями тахкык Шу’айб аль-Арнаут и Зухайр аш-Шауиш), также сказал и шейх ‘Али аль-Кари в «аль-Миркат» (2/245).

Сказал имам ан-Науауи в «Шарх Сахих Муслим», говоря о первом хадисе: «В нем доказательство для тех, кто говорит о желательности выхода на праздничную молитву на открытую местность. А также доказательство на то, что это лучше, чем совершение ее в мечети. Согласно этому поступают люди большинства городов, а что же касается жителей Мекки, то они с первых времен совершают эту молитву в мечети. У ученых нашего мазхаба[18]два мнения в этом вопросе:

  1. То, что совершение молитвы на открытой местности лучше (руководствуясь этим хадисом).
  2. То, что совершение праздничной молитвы лучше в мечети, если места в ней достаточно (это мнение считают более правильным большинство ученых мазхаба).

Большинство этих ученых сказали, что жители Мекки совершают эти молитвы в мечети, из-за ее просторности[19], а пророк (да благословит его Аллах и приветствует) выходил на открытую местность по причине тесноты в мечети, и в этом доказательство, что мечеть лучше, если места в ней достаточно».

Опровержение тем, кто сделал причиной совершения пророком (да благословит его Аллах и приветствует) праздничной молитвы на открытой местности, тесноту мечети

Так, они говорят, но это мнение очень слабое и сомнительное. Если бы дело обстояло так, как они говорят, то пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не был бы столь постоянен в совершении этой молитвы на отрытой местности, а ведь он не проявлял постоянства, кроме как в том, что лучше. И это их мнение беспочвенно еще и потому, что пятничную молитву он проводил в мечети, тогда как люди стекались на нее даже с окраин Медины. И нет никакой существенной разницы в количестве сподвижников, приходящих на пятничную молитву и праздничную. Поэтому неуместно говорить о том, что в одном случае места хватало, а в другом нет[20]. А кто же говорит об обратном, то мы требуем от него доказательства – но где же они его возьмут?

Также, наше мнение усиливает то, что если бы совершение праздничной молитвы в мечети было лучше, чем на открытой местности, но пророк (да благословит его Аллах и приветствует) оставлял ее совершение в мечети вынужденно, из-за недостатка места, то пророк (да благословит его Аллах и приветствует) непременно поторопился бы расширить территорию мечети. Именно так как это сделали некоторые праведные халифы после него, ведь пророк (да благословит его Аллах и приветствует) более достоин этого почета. И невозможно представить, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) знал о превосходстве праздничной молитвы в мечети, но, вместе с этим, не стал расширять ее. А если же кто-то заявит о том, что при жизни пророка (да благословит его Аллах и приветствует) были какие-либо причины, которые не позволяли пророку (да благословит его Аллах и приветствует) расширить мечеть (хотя я не знаю никого, кто бы их назвал), то мы ответим ему словами Всевышнего Аллаха: «Приведите ваше доказательство, если вы правдивы» (Сура аль-Бакара (2):111).

Удивительно же то, что шафииты вынесли решение о неразрешенности проводить пятничную молитву сразу в нескольких мечетях города, а только в одной, основываясь на то, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) всегда проводил ее только в одной мечети, и одновременно с этим, те же шафииты не посчитали постоянство пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в проведении праздничных молитв на открытой местности доказательством превосходства совершения праздничной молитвы на открытой местности, нежели в мечети, а ведь доказательство обоих вопросов, как ты заметил, одно и то же!

И все это вместе усиливает правильность первого мнения[21] из тех двух, о которых говорил имам ан-Науауи, разъясняя мазхаб шафиитов в этом вопросе.

На самом же деле, разница в этих двух мнениях лишь видимая. Ведь второе мнение состоит в том, что проводить праздничную молитву в мечети лучше только в том случае, если возможно уместить в нее всех желающих. На практике же, такой мечети не существует, особенно в Дамаске и подобных ему больших городах. Таким образом, в реальности, нет разницы между этими двумя мнениями, к тому же, сам имам аш-Шафи’и говорил о нежелательности совершения этой молитвы в тесной мечети.

Хафиз ибн Хаджар сказал относительно первого хадиса: «И в этом хадисе доказательство желательности выхода для совершения праздничной молитвы на открытую местность, и доказательство на то, что это лучше, чем совершение ее в мечети, по причине постоянства пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в этом, несмотря на известное превосходство его мечети.

Имам аш-Шафи’и сказал: «До нас дошло, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) выходил для совершения двух праздничных молитв за пределы Медины. Также поступали и после него, если только не препятствовал этому дождь или что-либо подобное. Таким же образом поступают жители большинства городов, кроме Мекки». После этого имам аш-Шафи’и указал на то, что причиной исключения Мекки является просторность Запретной мечети и теснота ее окрестностей, сказав: «Если же город населен, но мечеть способна вместить всех пришедших на праздничную молитву, то я не считаю правильным выходить из мечети, а если же в ней тесно, то считаю нежелательным молиться в ней. Однако, если все же молитва была проведена в мечети, несмотря на ее тесноту, ее не нужно повторять заново на открытой местности» («аль-Умм» 1/207).

Из этого выходит, что суть вопроса заключается в просторности и тесноте места совершения молитвы, а не в самом выходе за город как таковом, так как главное, что требуется — это сбор всех мусульман, и если возможно достичь этого в мечети, то будет лучше» «Фатхуль Бари» 2/450 (Изд. «ас-Саляфия»).

Опровергая эти слова ибн Хаджара, имам аш-Шаукани сказал: «Утверждение о том, что причина только лишь в просторности и тесноте — всего лишь догадка и предположение. Оно не годится для того, чтобы опираясь на него, отказываться от подражания пророку (да благословит его Аллах и приветствует) в его выходе на открытую местность, тем более после того, как мы узнали о его постоянстве в этом. А что же касается утверждения о том, что суть вопроса действительно в просторности и тесноте, так как в Мекке праздничная молитва проводится в мечети, то ответом на это будет то, что это из-за тесноты окрестностей Мекки, а не из-за широты Запретной мечети».

Я (аль-Албани) говорю: сам же имам аш-Шафи’и упомянул то, что упомянул имам аш-Шаукани, как сказал об этом ибн Хаджар. Привожу цитату слов имама аш-Шафи’и: «Жители Мекки проводили праздничную молитву в мечети, так как окрестности Мекки тесны и не подходят для сбора людей». Все это еще более усиливает тот вывод, к которому пришел аш-Шаукани, о том, что называть причиной оставления праздничной молитвы в мечети ее тесноту — всего лишь догадка, которая достойна опровержения.

В поддержку опровергаемого мнения некоторые приводят хадис, который передает аль-Бейхакый цепочкой от Мухаммада ибн ‘Абдульазиза ибн ‘Абдуррахмана от ‘Усмана ибн ‘Абдуррахмана ат-Тейми, который сказал: «Во время правления Абана ибн ‘Усмана, в Медине, в ночь на праздник, прошел сильный ливень, поэтому имам собрал людей в мечети, и не вышел на привычное место за городом, в котором обычно проводили две праздничные молитвы. Затем имам сказал ‘Абдуллаху ибн ‘Амиру ибн Раби’е: «Встань и сообщи людям о том, что ты мне рассказал». И ‘Абдуллах ибн ‘Амир сказал: «Во время правления ‘Умара ибн аль-Хаттаба также прошел дождь и люди не вышли на молитву за город, а ‘Умар собрал людей в мечети, провел с ними молитву, потом встал на минбар и сказал: «О люди, поистине посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) выходил с людьми на праздничную молитву за город, потому что это было легче для людей, и потому что мечеть не вмещала их всех, но если прошел дождь, то собраться в мечети будет для людей легче» Этот хадис приводит аль-Бейхакый в «Сунан аль-Кубра» 3/310.

Ответ на этот довод: эта ривая (версия) очень слабая, так как один из передатчиков Мухаммад ибн ‘Абдульазиз — это Мухаммад ибн ‘Абдульазиз ибн ‘Умар ибн ‘Абдуррахман ибн ‘Ауф аль-Кады. Имам аль-Бухари сказал о нем: «Его хадисы отвергаемы», сказал имам ан-Насаи: «Отвергаемый передатчик».

Имам аш-Шафи’и также передал этот хадис в книге «аль-Умм» (1/207), но с другим иснадом от Абана — без упоминания Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), но эта ривая также очень слабая, так как в ее цепочке (иснаде) Ибрахим, от которого передает имам аш-Шафи’и.Это Ибрахим ибн Мухаммад ибн Аби Яхья аль-Аслями, который является лжецом. Сказал о нем имам Малик: «Не был надежен ни в хадисах, ни в религии», поэтому сказал о нем ибн Хаджар в «Такрибе»: «Отвергаемый передатчик».

В итоге, из того что мы упомянули, становится ясна слабость мотивации теснотой мечети. Также, становится очевидной верность слов тех ученых, которые утверждают, что проведение праздничной молитвы на открытой местности является сунной, и то, что это узаконено во все времена в любой местности, кроме как, при невозможности этого по причине дождя или холода[22]. И я не знаю ни одного ученого, самостоятельного в своих суждениях, на знания которого можно опираться, кто бы противоречил в этом.

Поэтому сказал ибн Хазм: «И сунной в праздничной молитве является выход жителей любой деревни или города на широкое поле за их домами ранним утром после восхода солнца, после того, как пройдет время, запрещенное для совершения добровольных молитв» (См. «аль-Мухалля» 5/81). После чего он сказал: «Если же в выходе за город есть затруднения для людей, тогда они совершают общую молитву в Соборной мечети»[23].

Далее он же сказал: «Нам известны асары от ‘Умара и ‘Усмана о том, что они проводили праздничные молитвы с людьми в мечети из-за дождя, который прошел ночью.Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) выходил для проведения праздничной молитвы на открытую местность, и это лучше, но проведение в мечети также позволяется, т.к. это было действием пророка (да благословит его Аллах и приветствует), а не приказом».[24]

Уважаемому шейху, известному мухаддису – Ахмад Мухаммад Шакиру принадлежит прекрасное исследование о проведении праздничной молитвы на открытой местности и о выходе женщин на эту молитву, и я посчитал необходимым привести отрывок из этой работы из-за той пользы, которая в ней имеется. В одном из примечаний к Сунану Тирмизи (2/421-424), после указания на первый хадис и упоминания слов ибн Джурайджа, сказанных ‘Ате (хадис 4): «Необходимо ли нынешним имамам также подходить к женщинам после проповеди и увещевать их?» Он ответил: «Да, конечно…» — шейх Ахмад Шакир сказал: «И слова ученых в поддержку этой сунны многочисленны».[25]

И сказал имам Бадруддин аль -‘Айни аль-Ханафи в «Шархе Бухари» (делая комментарий к хадису Абу Са’ида аль-Худри т.6/280-281): «И в этом хадисе доказательство на то, что праздничную молитву следует совершать на открытой местности, а не в мечети, а в мечети ее следует совершать только при необходимости».

И передает ибн Зияд от Малика: «Сунной является выход на открытую местность, кроме жителей Мекки – их праздничная молитва в мечети».

И сказано в «Фатауа аль-Хиндия» (1/118): «Выход на открытую местность при совершении праздничной молитвы — сунна, даже если все вмещаются в Соборную мечеть, на этом мнении ученые, и это истина».

Также в «Мудаууане», которая передается от имама Малика, (1/171) сказано: «Не совершается праздничная молитва в двух разных местах одновременно[26], и не проводится в мечети, но необходимо выходить на открытую местность, также, как выходил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). Передал ибн Уахб от Йунуса от ибн Шихаба: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) выходил для совершения праздничной молитвы на открытую местность, а затем последовали этой сунне жители городов».

Сказал ибн Кудама аль-Ханбали в «аль-Мугъни» (2/229-230): «Сунной является совершение праздничной молитвы за городом на открытой местности. Это приказывал ‘Али и посчитал это правильным аль-А’уза’и, а также «приверженцы взглядов» (асхабур раи), и это мнение ибн уль-Мунзира, а от Шафи’и передается: «Если мечеть города просторная, то праздничная молитва в ней лучше, потому что мечеть — это лучшее и самое чистое место на земле, и поэтому жители Мекки совершают праздничную молитву в Запретной мечети».

(Ибн Кудама, продолжая, говорит): «Нам же достаточно того, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) выходил на открытую местность и оставлял свою мечеть, а также праведные халифы после него. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) никогда не оставлял то, что лучше, в то время как это было легче, и не делал того, что хуже, в то время как это было труднее. Он не узаконил для своей уммы оставление лучшего, а также, потому что нам было велено следовать за пророком (да благословит его Аллах и приветствует) и подражать ему. И не может быть, чтобы то, что приказано — было хуже, а то, что запрещено – лучше. И не передавалось от пророка (да благословит его Аллах и приветствует), чтобы он проводил праздничную молитву в мечети, кроме как из необходимости. И потому, что это единое мнение мусульман (иджма’). Ведь люди во все времена и во всех городах выходили на открытую местность и совершали там свои праздничные молитвы, вне зависимости от тесноты и просторности мечетей, а сам пророк (да благословит его Аллах и приветствует) проводил молитву на улице, несмотря на превосходство своей мечети».

Я (аль-Албани) говорю: ибн Кудама, говоря: «…и не передавалось от пророка (да благословит его Аллах и приветствует), чтобы он проводил праздничную молитву в мечети, кроме как из необходимости…» — указывает этим на хадис Абу Хурейры, который приводится в «Мустадраке аль-Хакима» (1/295).В нем говорится о том, что: «…их постиг дождь в ночь на праздник и пророк (да благословит его Аллах и приветствует) провел с ними праздничную молитву в мечети», и назвал этот хадис достоверным имам аз-Захаби и аль-Хаким.[27]

И сказал имам аш-Шафи’и в книге «аль-Умм» (1/207): «До нас дошло, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) выходил для совершения двух праздничных молитв за пределы Медины, также поступали и после него. Таким же образом поступают жители большинства городов, кроме Мекки. Не дошло до нас, что хоть один из предшественников (саляф – прим.пер.) проводил праздничные молитвы с жителями Мекки вне мечети. Я думаю (а Аллах лучше знает), что это, потому что Запретная мечеть лучшее место на земле, и они не хотели, чтобы их молитва была совершена где-то, кроме этой мечети, и добивались этого что было сил. И говорю я это, потому что нет у жителей Мекки достаточного пространства для молитвы на окраинах Мекки, и я не знаю, чтобы они когда-либо совершали праздничную молитву и молитву об испрашивании дождя, кроме как в мечети. Поэтому если город населен, но мечеть способна вместить всех пришедших на праздничную молитву, то не считаю желательным, чтобы они выходили из нее, но если выйдут, то ничего страшного. А если же мечеть не вмещает всех желающих, но имам все же проводит молитву в ней, то это нежелательно, но не нужно им эту молитву перечитывать вне мечети. А если же есть оправдание как дождь или подобное этому, то я говорю о необходимости совершать молитву внутри мечети и не выходить за город».

Сказал имам Ибн аль-Хадж в «аль-Мадхаль» (283): «Установленной сунной при совершении двух праздничных молитв является совершение их на открытой местности, потому что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Молитва, совершенная в этой моей мечети, лучше, чем тысяча молитв, совершенных в другом месте, кроме Запретной мечети». Этот хадис достигает уровня мутауатир (см. «аль-Ируа» № 953 и «Сахих аль-Джами’» № 3732). Потом он же, несмотря на это превосходство, выходил за город для совершения праздничной молитвы и оставлял свою мечеть, и это явное доказательство на усиление приказа выходить на праздничную молитву за город, и это сунна, а совершение этих двух молитв в мечети является нововведением по мазхабу Малика, кроме как при вынужденности. Потому что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не поступал таким образом, и ни один из праведных халифов после него. Также, потому что он приказывал выходить на праздничные молитвы женщинам, в том числе тем, у которых месячные, и приказывал выходить даже сидящим за занавесками, так, что даже сказала одна из женщин: «О посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), у одной из нас нет платка (джульбаб), чтобы выйти из дома в день праздника». И ответил посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Пусть одолжит его у одной из своих подруг, чтобы могла она принять участие в благих делах и мольбах мусульман». И также, как он узаконил выход на праздничную молитву жнщинам, он узаконил совершение этой молитвы на открытом пространстве, для демонстрации и выявления обрядов Ислама».

Таким образом, сунна пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которая пришла к нам из достоверных хадисов, указывает на то, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершал две праздничные молитвы на майдане (площади) за городом. Это было постоянным действием живших в первые времена, и не проводились эти молитвы в мечетях, кроме как при вынужденности — как дождь и подобное ему. Это мазхаб четырех имамов и других из имамов знания, да будет доволен ими Аллах.

И я не знаю ни одного, кто бы противоречил в этом остальным, кроме слов аш-Шафи’и. Он говорил о необходимости проведения этой молитвы в мечети, если она просторна, но, вместе с этим, он не видел ничего плохого в совершении ее на открытой местности, даже при наличии большой мечети и ясно выразился, что он против совершения молитвы в тесной мечети.

Поэтому эти, и другие достоверные хадисы, а также постоянство в этом деле в первые века Ислама, а также слова ученых — все это вместе указывает на то, что совершение праздничной молитвы в мечети – это нововведение (бид’а), даже если взять слова аш-Шафи’и, так как нет такой мечети в наших городах, которая поместила бы всех пришедших.

Мудрость совершения праздничной молитвы на открытой местности

У этой сунны – совершение праздничной молитвы на открытой местности – великая, явная мудрость. Она заключается в том, чтобы было у мусульман два дня в году, в которые бы собирались вместе все жители каждого города — мужчины, женщины и дети, и направлялись бы они к Аллаху своими сердцами. Их собирало бы единодушие, и помолились бы они за одним имамом, говорили бы такбиры и тахлили, и поклонялись и взывали бы к Аллаху искренне в религии так, будто все они на одном едином сердце, ликующие, обрадованные милостью Аллаха к ним, и был бы праздник для них праздником[28].

И приказал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) женщинам выходить на праздничную молитву. Он не сделал исключением ни одну из них, так, что даже той, у которой нет одежды для выхода – не дал ей разрешения остаться дома, напротив, она должна одолжить одежду у подруг. И даже так, что приказал он выходить со всеми тем, у кого есть причина, запрещающая совершение молитвы (менструация) — «Для принятия участия в благом и мольбах мусульман».

И поэтому пророк (да благословит его Аллах и приветствует), а затем праведные халифы и их наместники в разных городах, совершали праздничные молитвы с людьми. потом они делали им проповедь, наставляя их, и обучали их тому, что приносило им пользу в их религии и жизни, и побуждали их к милостыне в этом собрании, и богатый проявлял заботу о бедном, и радовался бедняк тому, какую щедрость оказал ему Аллах в этом благословенном собрании, на которое ниспосылались милость и довольство от Аллаха.

И, быть может, ответят мусульмане и последуют за сунной их пророка (да благословит его Аллах и приветствует) для возрождения обрядов их религии, которые являются основой их величия и успеха. «О те, которые уверовали! Отвечайте Аллаху и Посланнику, когда он призывает вас к тому, что вас оживляет» (Сура аль-Анфаль (8):24).

Сказал шейх Уалиуллах ад-Дахляуи в книге «Худжатуллахиль балига» в главе «Два праздника» (2/30-31): «Основа в этих двух праздниках то, что у каждого народа есть день, в который они наряжаются и выходят из их города в своих украшениях, и эта традиция обязательно присутствует в любом из народов, будь-то арабы или иностранцы. И когда пророк (да благословит его Аллах и приветствует) прибыл в Медину, он увидел, что у жителей этой местности было два дня, в который они развлекались, и сказал: «Поистине, Аллах заменил вам эти два дня более лучшими чем это – «Днем Жертвоприношения» и «Днем Разговения»[29]. Говорят их праздниками были «Науруз» и «Махраджан»[30].

И поспешил пророк (да благословит его Аллах и приветствует) заменить им эти два дня, потому что какой-бы ни был праздник у людей, причиной этого праздника является желание возвеличить обряды и традиции этого народа, или же желание угодить их местным правителям, или что-то подобное этому. Поэтому пророк (да благословит его Аллах и приветствует) побоялся, что если он оставит их и их традиции на этом, то, в конце концов, желание людей чтить обряды джахилии и распространять обряды их предков одержит верх. Поэтому он заменил их двумя днями, в которых возвеличивание и прославление обрядов религии единобожия, и прибавил к простому украшению поминание Аллаха и некоторые из видов поклонения, для того, чтобы не было собрание мусульман простым развлечением, и чтобы не осталось собрание мусульман без возвеличивания Слова Аллаха.

Первый из этих двух дней — день разговения от их поста и выдачи одного из видов милостыни[31]. При этом объединились радость естественная (ведь они отдыхали в этот день от повседневных забот и выдавали милостыню нищим и бедным) и радость религиозная (ведь они ликовали милости Аллаха, который помог им выполнить их религиозную обязанность (пост-сыям) и оказал им милость тем, что дал им и их детям дожить до следующего года).

Второй из этих дней – день, в который пророк Ибрахим (мир ему) приносил в жертву своего сына Исма’иля (мир ему), а Аллах оказал им милость тем, что заменил Ибрахиму (мир ему) его сына барашком. В этом празднике напоминание о положении имамов религии единобожия и подражание им в том, как они расходовали свои жизни и имущество в подчинении Аллаху, и подражание им в силе их терпения.

Также, в этом празднике сходство с собранием паломников для тех, кто не смог совершить его в этом году, и проявление единодушия с паломниками[32]. Поэтому узаконен был такбир для тех и других в словах Аллаха: «Чтобы вы возвеличивали Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь» (С. аль-Бакара (2):185, и с. аль-Хадж (46):37), т.е. за то, что Он направил вас к посту. Также для сходства с паломниками было узаконено жертвоприношение и громкое произношение такбиров в дни Мина и была узаконена желательность не подстригать волос тем, кто намеревался совершить жертвоприношение.[33]

Еще одна мудрость из мудростей Шариата

Эта мудрость состоит в том, что у каждого народа есть день и причина, по которой собирается весь этот народ, для того, чтобы проявилось их единство и многочисленность. И поэтому стал необходим выход всех, даже детей и женщин, в том числе незамужних и тех, у кого менструация – и они не участвуют в молитве, но принимают участие в благом.

И по этой причине пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отправлялся на праздник одной дорогой, а возвращался другой, чтобы жители всех улиц увидели многочисленность и единство мусульман. А так как основой в празднествах является украшение и пышность, стало желательным надевать хорошую одежду и бить в барабаны.[34]

Сомнение и ответ на него

Из того, что было разъяснено ранее, ты узнал: молитва двух праздников на открытой местности – это сунна, и то, что на этом сошлись все имамы (если посмотреть на вопрос с практической стороны, как это разъяснялось ранее). Также, ты узнал, что в совершении ее на открытой местности за городом много мудрости и пользы, все из которых или большинство, не претворяются в жизнь при проведении этих молитв в мечетях или мечети. Поэтому необходимо мусульманам вернуться к сунне их пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и принимать участие в этом благе, помогая тем, которые заняты оживлением сунны в этих городах. Ведь, поистине, Рука Аллаха над единством мусульман, единством на сунне, а не единством на противоречии ей.

И не пристало разумному человеку говорить: «Поистине, в деле оживления этой сунны – разделение джама’ата мусульман, так как мусульмане итак разделились, проводя эти молитвы в разных мечетях вместо одной, а тут появится еще и третья группа, в которой мы не нуждаемся, наоборот мы нуждаемся в сокращении количества джама’атов, а не в их увеличении».

Наш ответ на это: поистине, не пристало мусульманину говорить подобные слова, потому что верующий не может согласиться с тем выводом, который напрашивается из этих слов. Потому что вывод этот состоит в том, что оживление сунны, о которой говорили все имамы так, как мы это разъяснили, становится причиной разделения мусульман и подрыва их единства. И достаточно лишь только представить это, чтобы понять ложность этих высказываний.

Напротив, та реальность, посредством которой мы поклоняемся Аллаху – это то, что невозможно объединить слово мусульман и их ряды, кроме как при возвращении к сунне. Это касается и того, что относится к сунне-действия, на которой был посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) всю свою жизнь, и расстался со своей уммой, оставив ее на этом, и его праведные халифы также заменили его на этом.

А если ты хочешь близкий пример к сказанному, то взгляни на то, как мы совершаем сегодня праздничную молитву. Мусульмане сегодня разделились в этой молитве на множество небольших групп, каждая в своей мечети, противореча этим сунне. Если же мы захотим объединить их в единый джама’ат, то нет у нас возможности сделать это, кроме как, выйдя на просторное поле, которое вместит всех молящихся мужчин и женщин. На этом поле они бы все вместе совершили это великое поклонение, и это то, что приказывает сунна, и как же можно сказать после этого: поистине, при выполнении этой сунны произойдет разделение мусульман.

Да, конечно, в чем нет сомнения, так это в том, что оживление этой сунны обязательно приведет к появлению нового джама’ата, который оставит все эти мелкие джама’аты разделенными в своих многочисленных мечетях. Но, учитывая то, что целью этого джама’ата является объединение всех этих джама’атов в один единый, как это было во времена пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и времена праведных халифов, появление и существование этого джама’ата просто необходимо. Ведь единство не появляется одним скачком, и не появляется, кроме как с зарождением этого джама’ата.

В основах нашей религии утверждено – «то, без чего невозможно выполнить обязательное, само становится обязательным». И эта основа еще крепче усиливает понимание необходимости существования этого джама’ата, потому что этот джама’ат на сунне, и цель этого джама’ата претворить в жизнь все грани понятия джама’ат, чего не скажешь о тех мелких группах.

И, возможно, кто-то скажет: «Непременно ответят этим призывающим много искренних мусульман, после того, как станет ясна им сунна, но ведь непременно останется большое количество людей, которые будут упорствовать на разделении по своим маленьким мечетям, противореча этим сунне и всем мазхабам. Этим самым цель объединения мусульман не будет достигнута».

Я отвечу им: да, действительно, так и произойдет, но в этом случае те, кто оживлял эту сунну и оставил людей перед выбором снимут с себя ответственность и порицание, и все это перейдет на тех, кто воспротивился.

А что же касается этого джама’ата, то его жизнь узаконена, ведь они на сунне пророка (да благословит его Аллах и приветствует), который, описывая качества спасшейся группы, сказал: «Это и есть джама’ат», и в другой ривае: «Это те, которые на том, на чем я и мои сподвижники».[35]

И тогда не повредят им те, кто будет им противиться, даже, если противящихся будет больше числом, ведь посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не перестанет группа людей из моей общины быть явной на истине, ей не повредят те, кто оставит ее без поддержки, пока не придет повеление Аллаха, а они на этом» Хадис достоверный, мутауатир, приведен также в «ас-Сильсиля ас-Сахиха», также см. «Мухтасар Сахих Муслим» №1095, и «Сахих аль-Джами’ ас-Сагыр» № 7166.

Ведь верующего не смущает малочисленность тех, кто идет по прямому пути, и не вредит ему многочисленность противников.

Сказал имам аш-Шатыби («аль-И’тисам» 1/11-12): «И это закон Аллаха в его творениях — то, что следующих за истиной мало в сравнении со следующими за ложью. Сказал Всевышний Аллах: «Большая часть людей не уверует, даже если ты будешь страстно желать этого» (Сура Йусуф (12): 103)., а также: «Но среди моих рабов мало благодарных» (Сура Саба (34): 13). И чтобы выполнил Аллах то, что Он обещал своему пророку (да благословит его Аллах и приветствует), сказав, что возродится Ислам странным и чуждым для людей[36]. Ведь, поистине, не возникает чуждость, кроме как с уменьшением количества людей и их малочисленностью. И это тогда, когда благое, в глазах людей, превратится в порицаемое, а порицаемое в благое, и когда сунна превратится в нововведение (бид’а), а нововведение (бид’а) в сунну. И когда ополчатся против сторонников сунны с попреками и грубостью[37] также, как в первые времена ополчались против сторонников нововведений. И это из отвращения к нововведению и боязни распространения заблуждения, но Аллах не позволил заблуждению объединиться, и так будет до Судного Дня, и никогда не объединятся все эти группировки вместе в деле борьбы с сунной. Но, напротив, укрепление получат приверженцы сунны, и так, пока не придет веление Аллаха. Единственное, что постигнет приверженцев сунны, это то, что они не перестанут быть в борьбе и споре, защищая сунну на протяжении дня и ночи. И так будет каждый раз, как приверженцы заблуждений будут начинать свой бой, устанавливая вражду и ненависть, призывая приверженцев сунны смириться с нововведениями. И этим Аллах умножит многократно их награду и увеличит их почет».

Прошу Аллаха Всевышнего, чтобы Он укрепил нас на сунне и умертвил нас на ней.

Это последнее, что было облегчено мне собрать в этой спешке.

И хвала Аллаху – Господу миров!


[1] В начале этой книги шейх аль-Албани пишет опровержение некоторым доводам, которые были приведены в распространившейся во времена шейха книге «аль-Исаба», авторы которой, всячески старались доказать в ней необходимость проведения праздничных молитв в мечетях, а не на открытом воздухе. (прим. пер.)

[2] Т.е. все жители города выходили за город, несмотря на то, что город был большой, а жителей было много. (прим. пер.)

[3] Т.е. если бы даже они были против выхода за город, но ограничились бы необходимостью сбора в одной большой мечети, а не в многочисленных маленьких мечетях, то нашлись бы ученые среди имамов первых поколений, которые придерживались аналогичного мнения. (прим. пер.).

[4] Я говорю (аль-Албани): то, что они приписали этот хадис аль-Бухари, теми словами, которыми они его привели – ошибка, эти слова есть только у Муслима (3/20-21 изд. Стамбул).

[5] На самом же деле, правильным в этом вопросе является мнение о том, что женщине с регулами, а также мужчине в половом осквернении разрешается заходить и находиться в мечети без ограничений, поскольку на запрет этого нет никаких достоверных указаний. И о дозволенности этого говорили – сподвижник Зейд ибн Сабит, имам ибн аль-Мунзир, имам аль-Музани, имам Ибн Хазм, а также это мнение выбрал шейх аль-Албани. (прим. пер.)

[6] Т.е. громко произносили выражение «Аллаху акбар» , что в переводе означает – «Аллах самый великий».

[7] Т.е. если вы считаете, что женщинам, у которых месячные, нельзя находиться в мечети, то вы автоматически делаете невозможным сунну произнесения такбира мужчин и женщин вместе. Как же вы хотите выполнить эту сунну? (прим. пер.)

[8] И этим становится понятна ложность высказываний некоторых женщин, о том, что сегодня они не будут выходить на праздничную молитву, так как боятся стать искушением для мужчин с больными сердцами. А ведь обязанность женщин выходить на праздничную молитву, не ограничена в шариате только сподвижницами или женщинами первых времен. А стать искушением можно и при других обстоятельствах, не связанных с обязанностью, как например выход женщины из дому без особых нужд, и т.п. (прим. пер.)

[9] См. «Задуль Ма’ад» 1/172, «Фатхуль Бари» 2/361 (цитата будет приведена далее), а также «Мухтасар Задуль Ма’ад» Мухаммада ибн ‘АбдульУаххаба с.44 (тахкык Зухайр аш-Шауиш, изд. аль-Мактаб аль-Ислями).

[10] Т.е. «Сахих аль-Бухари» и «Сахих Муслим» (прим. пер.)

[11] Все это названия различных видов сборников хадисов. (прим. пер.)

[12] Сказал Хафиз ибн Хаджар: «Это известное место в Медине, между ним и мечетью пророка (да благословит его Аллах и приветствует) 1000 локтей», и сказал ибн уль-Кайим: «Это место молитвы, в котором складывали свои вещи паломники».

Я (аль-Албани) говорю: представляется очевидным, что это место молитвы было к востоку от мечети пророка (да благословит его Аллах и приветствует), недалеко от кладбища Бакы’, как это понятно из 3 хадиса, который будет приведен далее.

[13] Я (аль-Албани) говорю: и в этом указание на то, что праздничная проповедь не ограничивается лишь наставлением и увещеванием, напротив, она содержит в себе напоминание, указания, и приказы ко всему тому, что приносит пользу умме мусульман.

[14] Сказано в «ан-Нихая»: «‘Аназа – что-то, чуть большее половины копья или пики, и у нее также есть острие».

[15] «Бакы’ аль-Гъаркад» — это кладбище в Медине. (прим. изд. «аль-Мактаб аль-Ислями»)

[16] Сказал Хафиз ибн Хаджар: «Определение места молитвы тем, что оно было у дома Касира ибн Сальта — примерное, для облегчения понимания читателю, на самом же деле, дом Касира ибн Сальта был построен уже после пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Из этого хадиса берется, что во времена пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и сподвижников на место праздничной молитвы устанавливали специальную отметку, по которой распознавали это место – что-то типа колышка».

[17] Т.е. жители города должны знать это место, как постоянное место проведения праздничной молитвы и остальных праздничных мероприятий, и это место не должно меняться год от года. (прим. пер.)

[18] Имеется ввиду шафиитский мазхаб. (прим. пер.)

[19] Напротив, причина не только в этом, основная же причина в том, что Аллах Всевышний расположил Мекку меж гор, и поблизости нет для людей широкой местности, где можно было бы совершить праздничную молитву, кроме площади Запретной мечети. И эта причина приемлема.

А что же касается слов тех, которые говорят о том, что праздничные молитвы Мекки совершались в Запретной мечети, потому что она обладает преимуществом и превосходством, то эта причина неприемлема. Мечеть пророка (да благословит его Аллах и приветствует) тоже имеет превосходство, но вместе с этим праздничные молитвы в ней не проводятся, кроме как вынужденно (дождь, холод и т.п.). (прим. издательства «аль-Мактаб аль-Ислями»).

[20] В этих словах шейха аль-Албани указание на то, что пятничная молитва, в соответствии с сунной, должна проводиться в одной мечети города, а не в разных маленьких мечетях, если есть такая возможность. Особенно это актуально для маленьких городов или деревень. (прим. пер.)

[21] Т.е. мнение о том, что совершение праздничной молитвы на открытой местности лучше. (прим. пер.)

[22] Это касается исключительно проведения самой молитвы, а что же касается проведения остальных праздничных мероприятий, то их вполне можно проводить на открытом воздухе даже зимой. (прим. пер.)

[23] Тот же источник стр.86

[24] Тот же источник стр.87

[25] Здесь шейх аль-Албани обращает внимание на самостоятельную сунну, то, что имам после общей проповеди также подходит к женщинам и делает им отдельные наставления. (прим. пер.)

[26] Это особенно актуально для небольших городков, мусульман в которых итак немного, а они еще и ко всему прочему разделяются на две мечети, идя этим в противоречие сунне. (прим. пер.)

[27] Я (аль-Албани) говорю: определение этого хадиса достоверным является явной ошибкой, ведь у аль-Хакима все цепочки хадиса проходят через ‘Ису ибн ‘Абдульа’ля ибн Аби Фаруа, как он слышал Абу Яхья ‘Убайдаллах ат-Тейми рассказывал от Абу Хурейры. И также передает его Абу Дауд (1/180) и ибн Маджа (1/394) и аль-Бейхакый (3/210). Иснад этот слабый, неизвестный. Этот ‘Иса неизвестен, как сказал об этом Хафиз ибн Хаджар в «Такрибе», и такое же положение у его шейха Абу Яхьи – это ‘Убайдуллах ибн ‘Абдулла ибн Маухаб – несмотря на то, что имя его известно, его положение неизвестно, и сказал аз-Захаби в «Мухтасар сунан аль-Бейхакый» (1/160/1): «Я говорю: ‘Убайдуллах – слабый передатчик» и при описании одного из передатчиков от Абу Яхьи сказал об Абу Яхье: «О нем практически ничего неизвестно, и этот хадис отвергаемый». Я говорю (аль-Албани): то что аз-Захаби подтвердил слова аль-Хакима о достоверности этого хадиса в «Талхыс аль-Мустадрак» — одна из его многочисленных ошибок, на прощение которых мы надеемся. Поэтому Хафиз ибн Хаджар уверенно заявил в «Талхыс аль-Хабир» (144) и в «Булуг уль Марам» (2/99), что «Иснад хадиса слабый». Поэтому слова ан-Науауи в «аль-Мажму’» (5/5): «Его иснад хороший» — не являются хорошими. Наверное, он положился на молчание Абу Дауда об этом хадисе. Но, на самом деле, молчание Абу Дауда о хадисах, которые он приводит в своем сборнике, не означает, что Абу Дауд считает этот хадис хорошим или достоверным. Абу Дауд не раз умалчивал о хадисе, слабость которого очевидна, как об этом разъясняется в науке о хадисоведении, и я разъяснил это в своей книге «Сахих Сунан Аби Дауд».

[28] Тот, кто обратит внимание, увидит, что несколько раз в день жители квартала собираются вместе в квартальной мечети, каждую пятницу жители района собираются вместе в Соборной мечети, два раза в год жители всего города собираются вместе за городом, один раз в год мусульмане всего мира собираются в Мекке. И каждый раз молятся одному Господу, в одну сторону, за одним имамом. Знакомятся друг с другом, богатые интересуются положением бедных, одни решают проблемы других, люди вокруг видят единство и многочисленность мусульман, и так, меняются поколения. И нетрудно понять мудрость Аллаха от всего этого. (прим. пер.)

[29] Я говорю (аль-Албани): этот хадис приводят имам Ахмад и другие с достоверным иснадом, он приведен в «Сильсиля аль-Ахадис ас-Сахиха»: № 2021.

[30] Обратите внимание, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не назвал наши праздники «мусульманский науруз» или «мусульманский махраджан», как делают сегодня многие невежественные мусульмане, которые собираются на «мусульманский сабантуй». И нетрудно догадаться, что будет через пару десятилетий, если оставить эту дверь открытой: в «мусульманских календарях» появится новый «мусульманский праздник» — «мусульманский сабантуй», и мусульмане будут собираться на него с целью поклонения и приближения к Аллаху, считая, что это из религии Аллаха, хоть сегодня люди и не делают этого намерения. А затем, недалек уже и «мусульманский новый год». Неужели недостаточно вам примера «мусульманского рождества» — маулида? Ведь сегодня, это уже государственный праздник многих мусульманских стран. Горе вам, лучше бы вам изучать религию Аллаха, прежде чем призывать к ней. «Скажи: «Я призываю к Аллаху на основании знания, я, и те, кто за мной последовал», и побояться слов Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Тот, кто внесет в это наше дело дурной обычай, понесет бремя своего греха, и бремя греха тех, кто за ним последовал». А если же вы скажите: «Мы хотели этим только блага», то ответом вам слова ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах): «А сколько же таких, которые хотят блага, не достигают его». Понял это тот, кто понял, и не понял тот, кто не понял. (прим. пер.).

[31] Имеется ввиду Закят уль-Фитр (прим. пер.)

[32] Посмотрите на мудрость и милость Аллаха – как Он дает бедным возможность сравняться в награде с богатыми! Также, примером этому то, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) зарезал барашка на праздник от себя и от тех, кто не сделал этого из мусульман, дав, тем самым, возможность бедным сравняться в награде с богатыми. И посмотрите, как исказили эту мудрость те, кто получил Писание до нас – дали возможность притеснителю и грешнику сравняться в награде с правдивым и праведным тем, что ‘Иса, по их мнению, искупил грехи всего человечества на кресте, а затем будет гореть за них в Аду несколько дней. Преславен Аллах и пречист от того, что приписывают ему Его враги! (прим. пер.)

[33] Я (аль-Албани) говорю: ад-Дахляуи указывает на слова посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Когда наступит месяц Зуль Хиджа, пусть тот, кто желает совершить жертвоприношение, ни в коем случае не подстригает ни волос, ни ногтей», а в другой ривае: «Пусть не подстригает ни волос, ни ногтей до тех пор, пока не принесет жертву» («Мухтасар Сахих Муслим» № 1251 и др.). Я говорю (аль-Албани): внешний смысл хадиса указывает на обязательность не трогать волосы и ногти тому, кто утвердился в намерении сделать жертвоприношение, пока не сделает его. И поэтому, запрещается подстригать= что-либо из упомянутого, и это мнение имама Ахмада и др. Пусть же обратят на это внимание те, кто бреет бороду, ведь бритье бороды к празднику содержит в себе сразу три греха: 1) само по себе бритье, и это является уподоблением женщинам и неверным, а также изменением творения Аллаха, как я разъяснил это в своей книге «Этикет бракосочетания согласно пречистой сунне» (6-ое издание стр.118). 2) грех украшения к празднику Аллаха посредством того, что ненавистно Аллаху. 3) то, что берется из этого хадиса – запрет трогать волосы на теле тем, кто намерился совершить жертвоприношение. В действительности же, мало таких, кто спасся от этих грехов, даже среди обладающх знанием! Просим Аллаха об избавлении.

[34] Такълис – это битье в барабаны и мероприятия при встрече правителя на их дороге. Я (аль-Албани) говорю: этим, шейх указывает на хадис, который приводит Ибн Маджа (1/391) и др. двумя иснадами, в одном из которых передатчик по имени Шарик – это сын ‘Абдуллаха аль-Кады, его память была слабой, а в другом Абу Исхак ас-Саби’и — он же стал путаться в конце жизни, и из-за этих двух причин имам ат-Тахауи посчитал эти хадисы неприемлемыми (2/209-210) . Пусть вернется к этому источнику тот, кто желает.

[35] Я (аль-Албани) говорю: иснад этого хадиса хороший из-за подобных подкрепляющих сообщений, его приводит ат-Тирмизи от Ибн ‘Амра и называет его хорошим, а ат-Табарани и другие приводят его от Анаса. И я привел это сообщение вместе с первой риваей (которая достоверна) в «Сильсиля аль-Ахадис ас-Сахиха» № 204.

[36] Этим имам аш-Шатыби указывает на слова посланника Аллаха: «Появился Ислам необычным для людей, и возродится он также необычным, и Туба (дерево в раю – прим. пер.) тем странным и чуждым для людей, которые будут придерживаться этой религии». Хадис приводит Муслим и др., а также он приведен в «ас-Сахиха» № 1273.

[37] Шейх аль-Альбани сказал: «Также как поступили с нами авторы книги «аль-Исаба», после того, как они запутались в своих же словах, доказывая свое мнение в нашем вопросе, сказали о нас: «И по сей день, мусульмане бережно относятся к своим молитвам и приказам своей религии, а это кучка людишек осмелилась порицать их и разделять их единство». Поразмышляй же, как призыв к сунне они превратили в разделение единства мусульман! И как сказал поэт: «Попыталась заразить меня своей болезнью, а сама от нее и померла».