Некоторые фетвы шейха аль-Фаузана, да сохранит его Аллах, по теме «Можно ли поехать в хадж взяв деньги в долг?».
Фетва № 257.
Вопрос: Разрешено ли бедному взять деньги под заём, то есть занять, чтобы исполнить обязанность – хадж?
Ответ: «Для бедного нет обязанности хаджа, если он не имеет на это возможности (Здесь речь идёт об одном из 5 условий, которые, если собираются в мусульманине, обязывают его совершению хаджа.
Аллах Всевышний обязал хаджем каждого мусульманина и мусульманку совершением раз в их жизни. Далиль? Далилем являются слова Всевышнего из суры аль-‘Имран, в 97-ом аяте:
«И на людях перед Аллахом хадж, если у них есть возможность для совершения этого пути»
Ясно понятно, что хадж вменён в обязанности способному на это мусульманину.
Так же далилем этому является хадис от ибну ‘Умара, да будет доволен им Аллах, который сказал, что пророк, мир ему и благие приветствия, сказал:
«Построен Ислам на пяти столпах: свидетельство, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, что Мухаммад посланник Аллаха, совершение молитвы, выплата закята, хадж к дому и пост в месяц рамадан». Хадис достоверный. Приводят имам аль-Бухари, под № 8 и имам Муслим, под № 16, в своих достоверных сборниках.
И как указывают многие учёные, что выполнение хаджа – есть полнота Ислама.
Что касается умры, то в обязательности её есть разногласие, как среди четырёх имамов, так и среди их последователей. Упомянем это в другой работе, инша Аллах.
Теперь вернёмся к условиям, которые делают хадж обязательным для конкретного мусульманина или мусульманки.
Их 5 – это Ислам, аль-‘акль (т.е. здравомыслие), совершеннолетие, свобода (т.е. человек не должен быть рабом), и возможность (на проделывание пути к аль-хараму). И тот, в ком собрались эти условия, обязан спешить с выполнением хаджа.
Для женщины имеется так же отдельное условие – это наличие махрама (опекун). Так как пророк, да прибудет над ним мир и милость Аллаха, сказал:
«Не путешествует женщина, кроме как если с ней махрам (опекун), и не заходит к ней никто из мужчин, кроме как если с ней махрам!» Передал имам аль-Бухари, № 1862 и имам Муслим, № 1341.
И сказал один мужчина пророку, да пребудет над ним мир и приветствия от Аллаха, «Поистине я хочу выйти с отрядом для сражения, а моя жена хочет совершить хадж?». И посланник Аллаха ответил:
«Выходи со своей женой!». Передаёт имам аль-Бухари, № 1862.
Так как Аллах Всевышний сказал:
«На людях перед Аллахом хадж, если у них есть возможность совершить этот путь» (Сура аль’Имран, 97 аят).
И поэтому не разрешается человеку брать деньги в долг для того, чтобы совершить хадж, так как это будет являться преувеличением в том, что не приказал Аллах (То есть, не имеется в виду, что Аллах не приказал хадж, а то, что Аллах Всевышний проявил милость и поставил условием наличие возможности. Задумаемся над этой милостью!) И потому, что человек сделает себя обязанным выплатой этого долга, а ведь он не был призван к этому.
И ему надлежит ждать до тех пор, пока Аллах не проявит к нему Свою милость и не откроет ему дорогу к совершению хаджа. И затем он совершит его».
Фетва № 223.
Вопрос: Какое положение того, кто совершил хадж на деньги, которые занял для этого? Будет ли принят его хадж? С учётом того, что он знал, что отдаст все деньги полностью, после того, как исполнит хадж?
Ответ: «Аллах Всевышний сказал:
«И на людях перед Аллахом хадж, если у них есть возможность совершить этот путь» (Сура аль’Имран,97.)
И путь здесь имеется в виду провизия и транспорт. То есть, чтобы было в полном наличие то, что потребуется для затраты на совершение пути. И так же, чтобы было в полном наличие пропитание для детей (семьи), которая остаётся и для тех, кто будет содержать её (Обратите внимание на слова шейха аль-Фаузана. Как он даёт понять нам важность мудрости, которую Аллах сделал в любом из видов поклонения. Не просто, сел и поехал, а сделал своё поклонение полноценным, разумно взвешенным.) до твоего возвращения. И не обязателен для того, у кого нет денежной возможности совершать хадж. И нельзя для этого занимать деньги, так как Аллах Пречист Он и Возвышен, не обязал тебя тем, что тяжело для твоей души. И не допустимо проявление чрезмерности. Аллах Всевышний сказал:
«Желает Аллах для вас облегчения и не желает для вас затруднение» (Сура аль-Бакара, 185).
И не узаконено шариатом, чтобы брал мусульманин деньги в долг для совершения хаджа.
Но если он уже сделал это, то в этом нет проблем, и его хадж правильный, и ему нужно быстрее расплатиться с долгом.
И пусть Аллах Всевышний поможет нам всем в том, в чём есть добро».
Фетва № 224.
Вопрос: Будет правильным хадж того, у кого есть долг? И так же умра? И можно ли совершить умру до хаджа?
Ответ: «Если на мусульманине лежит долг, а в этом вопросе существует разногласие, так как положение людей бывает разным, и если у него деньги, чтобы отдать долг, и не хватает на хадж, то выплатить долг будет важнее, так как хадж не будет обязанностью для него. Если только тот, кому он должен не будет против. И все равно в этом положение не будет для него хадж обязательным, потому, что хадж для тех, кто в состояние выполнить его, а он не в состояние.
Но если в его деньгах есть и на долг и на хадж, то нет проблем в совершение хаджа. Однако он должен помнить о своём долге и оставить из своих денег для уплаты его. И Аллах лучше знает.
А что касается того, чтобы совершить умру до хаджа, то в этом нет трудности, так как для хаджа существует определённое время, а умру можно выполнить в любое время, в течение года. И нет запрета на то, чтобы совершать умру перед хаджем».
Источник: Исламский форум