Ислам — легкая религия, поэтому Всевышний Аллах выделил в Своем шариате несколько категорий людей, которым дозволено оставить обязательный пост в священный месяц Рамадан.
1. Больной
Всевышний Аллах сказал:
«А если кто-либо из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» Сура «аль-Бакара, аят 185.
Больной прерывает свой пост в том случае, если ему трудно поститься или, если пост мешает его быстрому выздоровлению.
Ученые разошлись относительно того, какова должна быть тяжесть болезни, чтобы дозволено было оставить пост. Некоторые ученые сказали: все то, что является болезнью, позволяет оставить пост. При этом они опирались на слова Всевышнего Аллаха, Который не конкретизировал тяжесть болезни, а сказал: «А если кто-либо из вас болен». Однако все же если болезнь не связана с трудностями и не ослабляет человека, как например насморк, аллергия и тому подобное, что именуется болезнью, но не ослабевает постящегося, то ему необходимо соблюдать пост и не оставлять его.См. «Сахих фикъху-Сунна» 2/119.
Имам аль-Къуртуби сказал: «У больного два положения: первое, когда он не в состоянии соблюдать пост. В подобном случае разговление для него является обязательным. Второе состояние — это когда больной может соблюдать пост, но с трудом, причиняя себе вред. В таком случае для него разговляться весьма желательно, и никто не будет соблюдать в таком положении пост, кроме невежды!» См. «Тафсир аль-Къуртуби» 2/276.
Имам Ибн Къудама сказал: «Если больной будет соблюдать пост, несмотря на болезнь, то он совершает порицаемое, поскольку причиняет себе вред и оставляет облегчение от Аллаха». См. «аль-Мугъни» 4/404.
Если же тяжело больной не смотря на свою болезнь, постится, то его пост действителен, в чем единогласны все ученые.
От Ибн ‘Умара сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Всевышний Аллах любит, когда принимают Его облегчения, так же как Он не любит, когда преступают Его запреты». Ахмад 2/108, Ибн Хиббан 2742, аль-Къада’и 1078. Хафиз аль-Мунзири, хафиз аль-Хайсами и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. «Маджма’у-ззауаид» 3/165, «Сахих ат-таргъиб» № 1059.
2. Путник
Всевышний Аллах сказал:
«А если кто-либо из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» Сура «аль-Бакара, аят 185.
Путнику позволено разговляться согласно единогласному мнению общины /аль-иджма’/, вне зависимости от его физического состояния и сложности путешествия. Это означает, что даже если его путь легок и не затруднителен, ему разрешено не поститься и сокращать свои молитвы. См. «Маджму’уль-фатауа» 25/210.
Человек, отправившийся в путешествие, имеет право, как поститься, так и разговляться. На это указывают слова Анаса ибн Малика, который сказал: «Мы часто находились в пути вместе с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, и постившийся не порицал не соблюдавшего пост, а не соблюдавший пост — постившегося». аль-Бухари 1947.
Что лучше для путника, поститься или разговляться?
Ученые высказывали различные мнения по поводу того, как лучше поступать во время путешествия. Самым лучшим мнением по этому поводу является мнение тех ученых, которые сказали, что путник может выбрать то, что для него является более легким. Эти ученые сказали, что если для путника легче поститься, чем потом возмещать пост, то тогда ему лучше поститься, а если ему тяжело поститься в пути, то тогда ему лучше прервать пост. При этом эти ученые, опирались на слова Всевышнего Аллаха: «Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» Сура «аль-Бакара», аят 185.
Хамда ибн ‘Амра однажды спросил Пророка, мир ему и благословение Аллаха, о посте в пути, и Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Делай из этого то, что тебе легче! Разговляйся, если пожелаешь или постись». Тамам в «аль-Фауаид» 1/161. Достоверность подтвердил шейх аль-Альбани. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 6/889.
Может ли путник прервать пост до выезда из дома?
Большинство ученых считает, что путник не должен разговляться пока он не пройдет населенные районы своего города. Как только он пройдет городскую черту, он может разговляться.
Однако сильным мнением, которое опирается на Сунну, состоит в том, что путник может разговиться и перед выездом. Мухаммад ибн Ка’б рассказывал: «Однажды я пришел к Анасу ибн Малику во время Рамадана в то время, когда он собирался отправиться в путь. Он приготовил верховое животное, оделся и велел принести еды. Когда он поел, я спросил его: „Это Сунна (есть перед выездом)?!“ Он сказал: „Сунна“, затем сел верхом». ат-Тирмизи 799, аль-Байхакъи 4/247, ад-Даракъутни 2/187.
Некоторые ученые считали этот хадис слабым и по этой причине не опирались на него. Однако этот хадис является достоверным, достоверность которого подтвердили имамы ат-Тирмизи, Ибн аль-‘Араби, хафиз ад-Дыя аль-Макъдиси, шейх Ибн аль-Къайим, Абуль-Махасин, шейх аль-Альбани. Также на этот хадис опирались имам Ахмад и Исхакъ ибн Рахауейх. См. подробно достоверность этого хадиса в «Тасхиху хадис ифтару-ссаим къабля сафарихи ба’даль-фаджр уа раду ‘аля манн да’афаху»
Этот хадис также подкрепляется сообщением от ‘Убайда ибн Джубайра, который рассказывал, что когда он вместе с Абу Басыром аль-Гъифари собирались к отплытию во время Рамадана, Абу Басыр приблизился к еде и сказал: «Ешь!» На что Убайда спросил: «А разве мы еще не дома?!» Тогда Абу Басыра сказал: «Ты отказываешься от Сунны посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха?!» Ахмад, Абу Дауд, ад-Дарими. Сообщение достоверное. См. «Ируауль-гъалиль» 928.
Имам аш-Шаукани сказал: «В этих двух хадисах доказательство на то, что путник может разговиться и перед выездом». См. «Найлюль-аутар» 4/311.
Также это подкрепляется поступками сподвижников, среди которых ‘Умар, Ибн ‘Умар, Абу Муса и Ибн ‘Аббас, который сказал: «Если желаешь, то ешь перед выездом, а если нет, то постись». Ибн Абу Шайба 1/152. Иснад достоверный.
От Са’ид ибн аль-Мусайиба и Хасана аль-Басри также сообщается, что они дозволяли есть у себя дома тому, кто собирается в путь. Ибн Абу Шайба 2/151, аль-Байхакъи 4/247. Иснад достоверный.
Однако человек должен быть осторожным, что бы нарушив пост до выезда, потом не передумать совершить поездку!
3. Старый человек
Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Старому мужчине и женщине, которые не могли соблюдать пост, было позволено не соблюдать пост и не возмещать его, но было велено накормить по одному бедняку за каждый пропущенный день». аль-Бухари 7/179, ад-Даракъутни 2/205.
Это также относится и к больным, которые не надеются на выздоровление. Имам Ибн Къудама сказал: «Больной, который не надеется на выздоровление, не постится и кормит за каждый день бедняка, и в этом он приравнивается к старому человеку». См. «аль-Мугъни» 4/396.
Чем следует кормить бедняка?
Ибн ‘Аббас сказал: «Когда старый человек не может соблюдать пост, он кормит каждый день бедняка одним муддом еды», в другом предании сказано: «Кормит половиной са’ пшеницы». ад-Даракъутни 1/249, имам ад-Даракъутни и аль-Альбани подтвердили достоверность. См. «Ируауль-гъалиль» 4/18.
Сообщается, что «когда Анас состарился и не мог соблюдать пост, он приготовил сарид, созвал тридцать бедняков и накормил их всех». ад-Даракъутни 2/207. Иснад достоверный.
Нельзя платить деньги вместо еды! Шейх Салих аль-Фаузан сказал: «Следует кормить бедняка половиной са’ еды, которую употребляют в данной местности, а половина са’ — это приблизительно полтора килограмма. Бедняка следует кормить именно едой, а не выплачивать деньги, поскольку Всевышний Аллах сказал: „А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка“ Сура «аль-Бакара», аят 184. И текст Корана указывает именно на еду». См. «аль-Фатауа аль-Фаузан» 3/140.
4. Беременная
5. Кормящая грудью
От Анаса, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Великий и Всемогущий Аллах избавил путников от бремени поста и половины молитв, а беременных и кормящих грудью женщин от бремени поста». ат-Тирмизи 715, Абу Дауд 2408, ан-Насаи 2277. Имам Абу Иса ат-Тирмизи назвал хадис хорошим, а шейх аль-Альбани — достоверным.
Беременная и кормящая грудью могут прервать свой пост в том случае, если они опасаются за себя или своего ребенка. Однако, если они способны поститься, то им запрещено оставлять пост, ибо Всевышний Аллах говорит: «а поститься лучше для вас, если бы вы только знали!» Сура «аль-Бакара», аят 183.
Имам Ибн ‘Акъиль сказал: «Если беременная и кормящая опасаются за плод и ребенка, то им не следует поститься, а если они не опасаются, то им запрещено не поститься!» См. «аль-Инсаф» 7/382.
6. Умалишенный
7. Ребенок
От ‘Аиши, ‘Али, Саубана и других сподвижников , да будет доволен ими всеми Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Перо (ангела записывающего плохие дела) поднято от троих: От ребенка, пока он не достигнет совершеннолетия; от спящего, пока он не проснется; и от сумасшедшего, пока его разум не восстановится». Ахмад 1/104, Абу Дауд 4398 и 4402, ан-Насаи 3432, Ибн Маджах 2041, ад-Дарими 2296, Ибн аль-Джаруд, аль-Байхакъи 6/57, аль-Баззар 1540. Достоверность этого хадиса подтвердили имамы Ахмад, аль-Бухари, Ибн Хузайма, Ибн аль-Джаруд, Ибн Хиббан, Ибн аль-Мунзир, аль-Хаким, аз-Захаби, Ибн Хазм, Абу Бакр ибн аль-Араби, Ибн Таймия, Ахмад Шакир, аль-Альбани.
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: «Безумные люди не несут ответственности за свои поступки, но если человек безумен в одно время и разумен в другое, он должен поститься во время здравомыслия, и он освобождается от этого во время безумства. Если он теряет рассудок во время поста, то это не нарушает его пост, так же как в случае если кто-нибудь теряет рассудок из-за болезни или какой-нибудь другой причины, потому что он имел намерение поститься, когда был в рассудке». См. «Маджалису шахри Рамадан» 28.
То же самое относится к эпилептикам.
8. Человек, опасающийся за свое здоровье
Если человек чувствует сильный голод или жажду, и опасается, что может умереть или, что его с его здоровьем может произойти что-либо серьезное, то он может прекратить свой пост и восполнить его позже, потому что сохранение своей жизни — обязательно. См. «аль-Мухалля» 6/228, «Къауанинуль-фикъхия» 82.
Всевышний Аллах сказал:
«Не убивайте самих себя, ведь Аллах милостив к вам» Сура «ан-Ниса», аят 29.
Но не позволительно прекращать свой пост из-за сносного неудобства или из-за чувства усталости или из-за боязни воображаемых болезней. Людям, работающим на физически утомляющих работах, не дозволено прекращать свой пост, и они должны ночью вознамериться поститься и следующий день. Если они не могут прекратить работу и опасаются какого-нибудь увечья, которое может с ними произойти на производстве в течение дня, или они сталкиваются с какими-то экстремальными трудностями, которые вынуждают их прервать пост, тогда они могут прекратить пост и восполнить его позже.
Работники на физически трудоемких работах, таких как работа с топками и выплавкой металла, должны постараться изменить рабочий график, чтобы работать ночью, или взять отпуск в Рамадан. Каждый мусульманин должен искать такую работу, где он сможет совместить свои религиозные и мирские обязанности, а Всевышний Аллах сказал:
«Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает. Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его». Сура «ат-Талякъ», аяты 2-3. См. «Фатауа аль-Ляджна ад-даима» 10/233.
9. Муджахид, сражающийся на пути Аллаха, если пост ослабляет его и мешает ему сражаться
Тем, кто сражается с врагами или осажден врагами, если пост их ослабляет так, что они не смогут сражаться, позволено прервать свой пост, даже если они не в пути. Если им понадобиться прервать пост до сражения, они могут это сделать. Доказательством этому является хадис от Абу Са’ида, в котором сообщается, что во время похода на Мекку, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал своим сподвижникам: «Утром вам предстоит встретиться с врагом, и прекращение поста сделает вас сильнее, поэтому не поститесь». Муслим 1120.
Из этого хадиса становится ясно, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, назвал причиной для прерывания поста не нахождение в пути или в походе, а сохранение сил для сражения с врагами. Об этом сказали хафиз аль-Мунзири, аль-Мунауи, Шамсуль-Хакъ ‘Азым Абади и другие.
Сохранение сил для участия в джихаде, для отражения агрессии и защиты мусульманских земель, является уважительной причиной для прерывания поста, и об этом говорили имамы Ахмад, Ибн Таймия, Ибн аль-Къайим, Ибн Муфлих и др. См. «аль-Фуру’» 3/28.
10. Женщина, у которой месячные
11. Женщина с послеродовым кровотечением
В отличие от вышеуказанных категорий, женщины у которых месячные или послеродовое кровотечение не просто могут не поститься, а им запрещено поститься в таком состоянии, в чем ученые единогласны. См. «аль-Маджму’» 6/259.
Доказательством того, что женщины, у которых месячные не должны поститься, является хадис, в котором сообщается, что на вопрос женщин: «В чем состоит недостаток нашей религии?», Пророк, мир ему и благословение Аллаха, ответил: «А разве женщина, у которой начались месячные, не прекращает молиться и поститься?» аль-Бухари 304, Муслим 2/132.
Также указанием на то, что и женщина, у которой послеродовое кровотечение не должна поститься, служить хадис от Умм Салямы, которая сказала: «Во времена Пророка, мир ему и благословение Аллаха, женщины с послеродовым кровотечением воздерживались от молитвы в течение сорока дней». Ахмад 6/203, Абу Дауд 1/311, аль-Багъауи 2/136, хадис хороший.
Естественно, если запрещалось совершать молитву, то запрещалось и соблюдать пост. Сподвижники Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и их последователи были единогласны в том, что женщина после родов не должна поститься и молиться в течение сорока дней, если только она не отчиститься раньше. См. «Найлюль-аутар» 1/274.
Если у беременной женщины происходит выкидыш плода в стадии формирования различных частей тела, таких как голова или рука, то подобный случай рассматривается как послеродовое кровотечение, и женщина не постится. Если выкидыш произошел на ранних стадиях беременности (до восьмидесяти дней), то женщина считается в положении истихада (болезненное кровотечение), и она не должна оставлять свой пост. См. «Фатауа аль-Ляджна ад-даима» 10/224.
Все те, кто не относятся к выше упомянутым категориям людей, обязаны соблюдать пост!
Может ли есть открыто тот, кто имеет уважительную причину не соблюдать пост?
Имам аль-Мардауи писал: «Къады говорил: „Порицаемо есть открыто в светлое время Рамадана, даже если для этого есть причина“. Сказано в „аль-Фуру’“: „Открыто есть запрещено в любом случае“. Когда спросили Ибн ‘Акъиля: „Следует ли запрещать путнику, больному или женщине, у которой месячные, чтобы они ели открыто?“, он ответил: „Если причина для несоблюдения поста скрытая, как болезнь, у которой нет следов или путник, о котором неизвестно что он путник, то следует запрещать есть открыто!“» См. «аль-Инсаф» 7/348.
Можно ли кормить того, кто не постится в Рамадан без причины?
Ученые запрещали кормить в дневное время людей, которые обязаны поститься и не имеют шариатской причины на оставление поста.
Всевышний Аллах сказал:
«Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, и не помогайте друг другу в грехе и вражде» Сура «аль-Маида»: аят 2.
Имам ар-Рамли передал, что ученые запрещали продавать еду неверному, если человек знает или предполагает, что тот съест ее в светлое время дня Рамадана, и ар-Рамли говорил: «Причина этого запрета в том, что данный поступок является оказанием помощи в совершении греха, и так же по самому правильному мнению обязанности шариата касаются и неверных тоже». См. «Нихаятуль-мухтадж» 5/274, «Маусу’атуль-фикъхия» 9/212.
Таким образом, человек не должен кормить в светлое время Рамадана того, кто обязан поститься, что бы не быть соучастником греха. Исключением этому являются больные, путники и прочие, с кого снимается обязанность поститься. Такого общее положение в данном вопросе.
Однако в этом случае следует проявлять мудрость и учитывать пользу и вред. Как, например, если отец, который по неведению и невежеству не соблюдает пост, скажет своей дочери постящейся, приготовить ему еду, и она откажется, то это может привести к еще большему злу для нее, ибо этот отец может начать запрещать ей носить платок и совершать молитву, и будет препятствовать совершению ею благого и т.д. Поэтому необходимо учитывать вопрос пользы и вреда, и к каждому случаю следует подходить индивидуально!
Следует ли поститься оставшуюся часть дня тому, кто не постился по какой-либо уважительной причине, в случае исчезновения этой причины?
Если больной выздоровел или путник вернулся домой или женщина, с послеродовым кровотечением или менструацией отчистилась, и все это произошло в дневное время, то обязаны ли они поститься оставшуюся часть дня или нет? По этому вопросу среди ученых есть разногласия. Одна группа ученых считала, что они обязаны поститься, поскольку прекратила действовать причина, позволявшая им не соблюдать пост. Другие же ученые считали, что поститься остаток дня они не обязаны, так как подобный пост им все равно не засчитывается.
Шейх Ибн ’Усаймин говорил: «Если путник вернется в свой город в середине дня, не соблюдая пост, или же у женщины прекратится менструация в течение дня, то они не обязаны соблюдать пост оставшуюся часть дня. Они могут есть и пить, ибо их воздержание не играет никакой роли, поскольку они и так обязаны восполнит этот день, и он им не засчитается. Это мнение является правильным, и это мазхаб имама Малика и аш-Шафи’и, а также одно из мнений Ахмада. А от Ибн Мас’уда сообщается: „Пусть тот, кто уже ел первую часть дня, ест и оставшуюся“ аль-Байхакъи». См. «Фатауа Ибн Усаймин» том 19 вопросы № 58, 59.
Таким образом, на обязанность поста оставшуюся часть дня нет никакого доказательства, ибо упомянутые категории людей имеет шариатскую причину на не соблюдение поста. Известно, что Всевышний Аллах завершил свою религию, доведя ее до совершенства, и не известно, чтобы Он обязывал поститься оставшуюся часть дня тому, кто по уважительной причине не постился.
Имам ан-Науауи сказал: «Если путник вернулся в середине дня домой, не соблюдая пост, и нашел свою жену отчистившейся от месячных или исцелившейся в середине дня от болезни, то он может вспутить с ней в половую связь, и на них нет искупления по нашему мнению!» См. «аль-Маджму’» 6/174.