Об омовении бороды

Вопрос: Ас саламу алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху. Является ли ваджибом мыть бороду во время омовения и как это правильно делать по сунне? Достоверен ли намаз того, кто омыв лицо, не обтер свою бороду? Джазакаллаху хайран.

Ответ: Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уа баракатух брат.

Среди ученых есть три мнения относительно прочесывания бороды при омовении:

Первое мнение состоит в том, что это желательная Сунна. Этого мнения придерживались ханафиты, шафииты и ханбалиты, и это одно из мнений в мазхабе маликитов. Однако Абу Ханифа и группа ханафитов говорили, что это не Сунна, но и не нововведение, просто это дозволено. А что касается Абу Юсуфа, то он считал это Сунной. См. “Табъиин аль-хакъаикъ” 1/14, “аль-‘Иная шарх аль-Хидая” 1/29, “аль-Инсаф” 1/134, “Тухфатуль-мухтадж” 1/234.

Второе мнение в том, что это нежелательно. Это мнение передается от имама Малика. Он говорил: “Прочесывание бороды в омовении не является деянием людей”. И он порицал этот поступок. См. “ат-Тамхид” 20/121.

Третье мнение в том, что это обязательно. И это мнение передают от Хасана ибн Салиха и Абу Саура, и это третье мнение в мазхабе маликитов. См. “аль-Бахр аз-захар” 1/60, “аль-Мауахиб аль-джалиль” 1/189.

Что касается тех, кто посчитал прочесывание бороды обязательным, то они также разошлись в вопросе, является ли обязательным прочесать или помыть просто волосы на бороде или же помыть их следует так, чтобы вода дошла до кожи на щеке? См. “аль-Мауахиб аль-джалиль” 1/190.

Что касается доводов тех, кто посчитал прочесывание бороды желательным, то они опирались на многие хадисы, в которых сообщается, что посланник Аллаха прочесывал бороду при омовении, как например хадис от ‘Усмана ибн ‘Аффана, который рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершая омовение, прочесывал свою бороду”. ат-Тирмизи 31, Ибн Маджах 430.

Относительно достоверности этого хадиса были разногласия среди ученых. Имам ат-Тирмизи сказал: “Мухаммад (аль-Бухари) говорил: «Самое достоверное для меня в вопросе прочесывания бороды, это хадис Усмана» Я (ат-Тирмизи) сказал ему: «Но они говорят о слабости этого хадиса». Он сказал: «Он хороший»”. См. “аль-‘Иляль аль-кабир” 1/33.

Также этот хадис назвали достоверным сам ат-Тирмизи, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, аль-Хаким, ад-Дыя аль-Макъдиси и аль-Альбани. См. “Тахзиб ат-тахзиб” 5/60, “Сахих Абу Дауд” 98.

Что касается тех имамов, которые посчитали данный хадис слабым, то они сказали, что в его иснаде передатчик по имени ‘Амир ибн Шакыкъ, чьи хадисы слабые. И даже если допустить, что его хадисы являются достоверными, то он пошел в противоречие другим передатчикам, которые приводят хадис ‘Усмана о том, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал омовение, и ‘Усман не упоминает ничего про прочесывание бороды. См. “Ахкаму-ттахара” 9/240.

Однако о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) прочесывал бороду при омовении, передают многие сподвижники.

Например, хадис от ‘Аиши, которая сказала: “Когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал омовение, он прочесывал свою бороду водой”. Ахмад 6/234, аль-Хаким 1/150.

Хафиз аль-Хайсами сказал: “Этот хадис привел Ахмад, и все его передатчики являются надежными”. См. “Маджма’у-ззауаид” 1/235.

И хафиз Ибн Хаджар назвал иснад этого хадиса хорошим. См. “ат-Тальхыс” 1/416.

От Абу Гъалиба сообщается, что он сказал Абу Умаме: “Поведай нам о том, как совершал омовение посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)”. Абу Умама совершил омовения, омывая все части по три раза, потом прочесал свою бороду пальцами и сказал: “Я видел, что так совершал омовение посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)”. Ибн Аби Шайба 1/13, ат-Табарани 8070.

Хафиз Ибн аль-Муляккъин сказал: “Этот иснад передается через хороший путь”.

Также имам Ибн Аби Шайба в «аль-Мусаннаф» 1/12-13 приводит, что ‘Али ибн Аби Талиб, Ибн ‘Аббас, Ибн ‘Умар и Анас, совершая омовение прочесывали бороду.

Что касается довода тех, кто считал, что прочесывать бороду в омовении является нежелательным, то они опирались на то, что омовение – это поклонение, в основе которого не может быть что-то желательным или обязательным, кроме того, на что указали Коран и Сунна. А все хадисы, которые передаются о прочесывании пророком бороды, они посчитали слабыми, и среди тех имамов, кто назвал все хадисы об этом слабыми были имам Ахмад, имам Абу Хатим, хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр и имам Ибн Хазм. См. “ат-Тамхид” 20/121, “аль-Мухалля” 2/35, “Тахзиб ас-Сунан” 1/170.

Однако на самом деле среди хадисов о прочесывании бороды есть достоверные сами по себе, и усиливающие друг друга, достоверность которых подтвердили многие имамы, и что также подтверждается и поступками некоторых сподвижников.

А что касается мнения тех, кто сказал, что прочесывание бороды является обязательным, то им является следующий хадис:
Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), при совершении омовения поднес пригоршню воды к нижнему краю рта и прочесал пальцами бороду, а затем сказал: «Так велел поступать мне Великий и Всемогущий Господь»”. Абу Дауд 145, аль-Байхакъи 1/54, аль-Хаким 1/149. Имам Ибн аль-Къаттан, шейх Ибн аль-Къайим и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “Тахзиб ас-Сунан” 1/107, “Ируауль-гъалиль” 92.

Однако данный хадис не является доводом на то, что прочесывание бороды является обязательным поступком в омовении, по многим причинам:

Во-первых, слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Так велел поступать мне Великий и Всемогущий Господь» касаются непосредственно его, как говорил имам аш-Шаукани, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) не повелевал поступать таким образом своим сподвижникам, и это предписание могло быть обязательным только для него, поскольку он сказал, что ему велел так поступать его Господь. См. “Найлюль-аутар” 1/175.

Во-вторых, во многих хадисах сподвижники, описывая омовение пророка (мир ему и благословение Аллаха), не говорят ничего о том, что следует протирать или мыть или прочесывать бороду.

В-третьих, большинство имамов не понимали упомянутый хадис, как обязательность прочесывания бороды при омовении, и неизвестно, чтобы кто-либо из сподвижников считал этот поступок обязательным. Более того, некоторые имамы передали единогласное мнение на то, что прочесывать бороду при омовении не является обязательным, что также ослабляет мнение тех, кто склонился к обязательности этого поступка. Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр передал, что Ибн Хаууаз говорил: “Факъихи единогласны в том, что прочесывание бороды не является обязательным в омовении, кроме того, что передается от Са’ид ибн Джубайра”. См. “аль-Истизкар” 2/18.

Однако, если борода человека длинная или густая, то можно прочесать ее пальцами, но обязательным является мыть переднюю часть бороды, поскольку она относится к лицу. Если же борода короткая или редкая, то ее необходимо мыть всю, о чем говорил шейх Ибн ‘Усаймин. См. «Шарх аль-мумти’» 1/141.

Уа-Аллаху а’лям.