Является ли уаджибом полоскать рот и нос?

Вопрос: Ас-саляму алейкум! По поводу полоскания рта и носа: хотел уточнить. Где-то слышал что есть в этом вопросе иджма’, то есть что не уаджиб полоскать рот и нос, а сунна. Могли бы вы по подробнее разъяснить данный момент? Джазакуму Ллаху хайран!

Ответ: Уа алейкум салам брат.

Те имамы, которые говорили о единогласном мнении (иджма’) в том, что полоскание рта и носа в омовении является Сунной, то это в основном говорили некоторые шафииты, которые опирались в этом на имама аш-Шафи’и, который сказал: “Я не знаю, чтобы полоскание рта и носа для совершающего омовение было бы обязательным. И я не знаю разногласий в том, что если совершающий омовение оставит полоскание рта и носа сознательно или по забывчивости и совершит молитву, что он ее не возобновляет!” См. “аль-Умм” 2/54.

Внешне это указывает на иджма’ в данном вопросе. Однако не знание разногласий в каком-либо вопросе не указывает на то, что их нет, как это передается от самого имама аш-Шафи’и: “О том, относительно чего неизвестно разногласия, не говорится, что в этом вопросе есть иджма’!” См. “ас-Сауа’икъ аль-мурсаля” 581.

На самом деле в этом вопросе есть известное разногласие еще со времен саляфов, и об этом разногласии передавали имамы первых трех поколений, а не поздние имамы! Например, имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Группа ученых говорила: «Если оставить полоскание рта и носа, то следует повторить омовение!» И так сказал ‘Ата, Хаммад, Ибн Аби Лейля, аз-Зухри и Исхакъ ибн Рахауайх”. См. “аль-Аусат” 1/378.

Однако некоторые имамы говорили, что ‘Ата затем отказался от мнения о необходимости повторения омовения тому, кто забыл прополоскать рот и нос.

Имам ат-Тирмизи говорит в своем сборнике: “Ученые разошлись во мнении относительно того, кто оставил полоскание рта и носа. Сказала группа ученых: «Если человек оставил полоскание рта и носа в омовении и совершил намаз, то он должен повторить эту молитву». И они считали это обязательным как в малом, так и в большом омовении. И это говорил Ибн Аби Лейля, ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак, Ахмад и Исхакъ (Ибн Рахауайх). И Ахмад говорил: «Полоскание носа строже, чем полоскание рта». Другая группа ученых говорила: «Повторяет (если оставит полоскание рта и носа) при совершении полного омовения и не повторяет при совершении малого». Это мнение Суфьяна ас-Саури и некоторых жителей Куфы. Третья группа считала: «Не повторяет ни в малом омовении, ни в большом, так как это Сунна пророка (мир ему и благословение Аллаха), и не является обязательным повторение этого в случае оставление полоскания рта и носа, как в малом, так и большом омовении». И это мнение Малика и аш-Шафи’и”. См. «аль-Джами’» № 27.

Имам Ибн Наср аль-Маруази в своей известной книге «Ихтиляф аль-‘уляма», посвященную разногласиям ученых, сказал: “Что касается полоскания рта и носа, то ученые разногласили относительно того, кто это оставил. Суфьян ас-Саури и куфийцы говорили: «Если кто оставил полоскание рта и носа в омовении, то ему ничего не следует делать. А если оставил это в полном омовении от джанаба, забыв или сознательно, и совершил молитву, то следует прополоскать рот и нос и возобновить молитву».

Малик и жители Медины, а также аш-Шафи’и говорили: «Оставивший полоскание рта и носа и в полном и малом омовении ничего не должен делать», и они не обязывали этим ни в малом омовении, ни в большом.

Другая группа ученых говорила: «Полоскание рта и носа, как в малом, так и в большом омовении являются обязательным, а тот, кто это оставил, должен переделать омовение». Это мнение передается от ‘Аты ибн Аби Раббаха, Хаммада ибн Аби Сулеймана, Ибн Джурайджа, и также Ибн аль-Мубарак и Исхакъ ибн Рахауайх склонялись к этому мнению”. См. “Ихтиляф аль-‘уляма” 23-24.

Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Слова Абу Саура и Абу ‘Убайда не противоречили тому, что полоскание рта – это Сунна, а полоскание носа – уаджиб! И они говорили: «Кто оставит полоскание носа и совершит молитву, тот ее повторяет, а кто оставил полоскание рта, не повторяет»”. См. “аль-Истизкар” 1/159, “ат-Тамхид” 4/35.

Что касается имама Ахмада, то у него было два мнения в отношении обязательности полоскания рта и носа в омовении, однако самое распространенное мнение в его мазхабе то, что это обязательно. Имам Абу Дауд говорил: «Я слышал, как спросили Ахмада о том, кто забыл прополоскать рот и нос и совершил молитву, и он сказал: «Полоскает рот и нос и повторяет молитву». См. «Масаиль Абу Дауд» 12, «Масаиль Абдуллах ибн Ахмад» 25.

Таким образом, из числа тех, кто считал обязательным полоскание рта и носа в омовении: Ибн Аби Лейля, Ибн Шихаб аз-Зухри, Хаммад ибн Аби Сулейман, Ибн Джурайдж, ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак, Исхакъ ибн Рахауайх, Ахмад, Дауд и Ибн Хазм. А обязательным полоскание именно носа считали: Ибн аль-Мунзир, Абу Саур и Абу Убайда. И это только мнение ранних имамов.

Так каким же образом после этого в вопросе необязательности полоскания рта и носа в омовении может быть единогласное мнение?! Передав разногласия имамов относительно обсуждаемого вопроса, имам аш-Шаукани сказал, что этот иджма’ не утверждается. См. «Найлюль-аутар» 1/177.

И кстати Абу ‘Убайд, которому приписывают мнение об обязательности полоскания носа и необязательности полоскания рта, говорит в своей известной книге, посвященной очищению: “То, на чем мусульмане, что полоскание носа и рта является Сунной в омовении, которую нельзя оставлять! Однако полоскание носа строже и сильнее обязательностью, по причине строгих сообщений на эту тему”. См. “ат-Тахур” 337.

Несмотря на то, что он называет полоскание рта и носа Сунной в омовении, он говорит о том, что нельзя это оставлять!

Более того, имам Ибн аль-Мунзир, от которого передают некоторые поздние ученые иджма’, что полоскание рта и носа не уаджиб, говорил: “То, что мы говорим, так это обязательность полоскания носа, но не рта, поскольку достоверно установлено от пророка (мир ему и благословение Аллаха) веление полоскать нос. И мы не знаем ничего достоверного в хадисах, что он повелевал полоскать рот”. См. “аль-Аусат” 1/379.

При этом Ибн аль-Мунзир имеет ввиду хадис: «Когда кто-нибудь из вас станет совершать омовение, пусть набирает воду в нос и выпускает ее обратно». аль-Бухари 162, Муслим 1/20.

Что же касается того, почему он не считал обязательным полоскание рта, то он говорит, что причина этому неизвестность того, чтобы пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелевал это. Но знай он о хадисе на эту тему, то обязательно посчитал бы ин ша-Аллах обязательным и полоскание рта при омовении, также как и считал обязательным полоскание носа! Также и другие имамы, которые считали обязательным полоскание носа, и не обязательным полоскание рта, они либо не знали об этом хадисе, либо знали, но читали его слабым.

На самом же деле на обязательность полоскания рта в омовении указывает хадис: «Когда будешь совершать омовение прополоскай рот». Абу Дауд 144.

И этот хадис является достоверным, несмотря на то, что некоторые имамы посчитали его слабым.

Хафиз Ибн аль-Муляккъин сказал: “Достоверность этого хадиса подтвердили ат-Тирмизи, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, аль-Хаким и Ибн ас-Сакан”. См. “Тухфатуль-мухтадж” 1/184.

Имам ан-Науауи сказал: “Это достоверный хадис, который приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи с достоверными иснадами”. См. «аль-Маджму’» 1/393.

Хафиз Ибн Хаджар сказал об этом хадисе: “Иснад его достоверный”. См. “Фатхуль-Бари” 1/262, “аль-Исаба” 3/329.

Также Ибн Хаджар сказал: “Говорят некоторые: «Этот хадис не передавал от ‘Асыма (ибн Лякъита) никто, кроме Исма’иля (ибн Касира)», однако это ничего не значит, поскольку этот хадис от него передавали и другие, и достоверным его назвали ат-Тирмизи, аль-Багъауи и Ибн аль-Къаттан!” См. “ат-Тальхис” 1/81.

Также достоверность этого хадиса подтвердили имам аш-Шаукани, шейх Сыддыкъ Хасан Хан, шейх аль-Альбани и др. См. «Найлюль-аутар» 1/178, “ат-Та’ликъат ар-радыя” 1/151.

На основании сказанного ясно, что в обязательности полоскании рта и носа в омовении есть разногласие, а в случае разногласии необходимо смотреть доводы каждой из сторон. Но что касается довода большинства ученых, что полоскание рта и носа в омовении не уаджиб, то им является не так называемый иджма’, а хадис: «Совершай омовение так, как повелел тебе Аллах». Абу Дауд 861. Хадис достоверный.

Это и есть самый сильный довод тех, кто сводит веление полоскать рот и нос к желательному, поскольку Аллах не упоминает в Коране полоскание рта и носа.

Однако сторонники обязательности полоскания рта и носа говорили, что в арабском языке рот и нос входят в лицо, которое велел мыть Аллах, так как они являются частью лица. Более того, слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Совершай омовение так, как повелел тебе Аллах», можно понять как веление Аллаха совершать омовение в общем его положении, а не именно в Коране, ведь к велению Аллаха относятся и установления пророка (мир ему и благословение Аллаха), поскольку между велениями и запретами Аллаха и пророка (мир ему и благословение Аллаха) нет разницы, так как Аллах повелевал и запрещал и устами Своего пророка (мир ему и благословение Аллаха). А посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Может быть так, что до человека дойдет от меня хадис, а он, облокотившись на свой диван, станет говорить: “Между нами и вами Книга Аллаха! И то, что мы находим в ней дозволенным, мы считаем дозволенным, а что находим запретным, считаем запретным!” Тогда как, поистине, то, что запретил посланник Аллаха, все равно, что запретил сам Аллах!» ат-Тирмизи 2664, Ибн Маджах 12. Хадис достоверный. См. “Мишкатуль-масабих” 163.

Как бы то ни было, лучше не оставлять полоскания рта и носа в омовении по многим причинам:
Во-первых, чтобы выйти из разногласий, что всегда является желательным.
Во-вторых, поскольку рот и нос входят в лицо, которое велел омывать Аллах в Коране.
В-третьих, поскольку в хадисах достоверно установлено веление полоскать рот и нос при омовении.
В-четвертых, поскольку ничего не передается от пророка (мир ему и благословение Аллаха), чтобы он совершил когда-либо омовение и не прополоскал при этом рот и нос, как говорил шейх Ибн аль-Къайим. Более того, никто их сахабов не считал, что полоскание рта и носа не обязательно, как говорил это шейх Уалид ибн ас-Сайф Наср.

Уа-Ллаху а’лям.