1. Совершение омовения при поминании Аллаха (зикр) и перед мольбой (ду’а)
Нет сомнения в том, что поминать Аллаха можно в любом состоянии, исходя из хадиса, который передала ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах), сказавшая: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) поминал Аллаха всегда”. Муслим 383.
Однако лучше поминать Аллаха при наличии омовения, на что указывает хадис, переданный от аль-Мухаджира ибн Къунфуза (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, я не люблю поминать Аллаха без очищения». Абу Дауд 1/44, Ибн Маджах 350. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” № 834.
Абу Муса (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что когда после биты при Хунайне Абу ‘Амира смертельно ранили, он попросил его передать посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), чтобы он попросил Аллах прощения для него. Когда же Абу Муса вернулся к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и рассказал ему об этом, пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел принести ему воды. Он совершил омовение и, подняв руки к небу, сказал: «О Аллах, прости ‘Убайда Абу ‘Амира!» Абу Муса сказал: “И руки его были подняты так высоко, что я увидел белизну его подмышек”. аль-Бухари 4323, Муслим 2498.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Из этого хадиса извлекается – желательность совершения очищения для того, кто хочет обратиться к Аллаху с мольбой, и поднятие рук при этом”. См. “Фатхуль-Бари” 7/639.
2. Совершение омовения перед сном
Аль-Бара ибн ‘Азиб (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Когда захочешь лечь спать, соверши такое же омовение, какое совершаешь ты перед молитвой, ляг на правый бок и скажи: “О Аллах, я предался Тебе, и вручил Тебе дело свое, и на Тебя положился из стремления к Тебе и из страха перед Тобой. Нет убежища и нет спасения от Тебя, кроме обращения к Тебе! О Аллах, уверовал я в Твое Писание, которое Ты ниспослал, и в Твоего пророка, которого Ты послал».
/Аллахумма, инни аслямту уаджхи иляйк, уа фаууадту амри иляйк уа альджа’ту захри иляйк рагъбатан уа рахбатан иляйк. Ля мальджа’а уа ля манджа минк илля иляйк! Аллахумма, аманту би-китабик аллязи анзальта уа би-набийик аллязи арсальта/.
«И если ты умрешь этой ночью, то умрешь на фитре (Исламе), а поэтому сделай эти слова последним, что ты будешь говорить (в этот день)». аль-Бухари 247.
Со слов Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сказал: «Очищайте ваши тела, и Аллах очистит вас. Поистине, если раб Аллаха ложится спать очищенным, с ним в его покрывале (одеяле или рубашке) проводит ночь ангел. И не проходит ни одного часа в ночи, чтобы он не говорил: “О Аллах! Прости Своего раба, ведь он заснул очищенным”». Ибн Хиббан 1048, ат-Табарани в “аль-Аусат” 5083. Хафиз аль-Мунзири, хафиз Ибн Хаджар, хафиз аль-Хайсами и шейх аль-Альбани назвали иснад хадиса хорошим. См. “Фатхуль-Бари” 11/93, “Маджма’у-ззауаид” 10/128, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2539.
3. Совершение малого омовения перед совершением полного омовения (гъусль)
‘Аиша рассказывала: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) перед совершением полного омовения, мыл руки и совершал малое омовение, такое же, как для молитвы”. аль-Бухари 248, Муслим 1/253.
4. Совершение омовения перед каждой молитвой
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха сказал: «Если бы это не было обременительным для моей общины, то я повелел бы им совершать омовение перед каждой молитвой, а перед каждым омовением использовать зубочистку». Ахмад 2/259. Хафиз аль-Мунзири и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “Сахих ат-таргъиб” 193.
Бурайда (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) всегда совершал омовение перед каждой молитвой, а в день покорения Мекки, а в день покорения Мекки, он совершил омовение, протер носки и сделал все молитвы с одним омовением”. Муслим 277.
Речь идет о желательности совершения омовения перед каждой обязательной молитвой, даже если омовение не нарушено.
5. Совершение омовения тому, кто находится в состоянии полового осквернения, если он желает поесть или поспать
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила: “Если посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был в состоянии полового осквернения, и желал поесть или поспать, то совершал такое же омовение как для молитвы”. Муслим 305.
6. Совершение омовения между половыми актами
От Абу Са’ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-нибудь из вас после близости со своей женой захочет это повторить, то пусть совершит омовение». Муслим 308.
А в другой версии этого хадиса сказано: «…пусть совершит омовение, ибо поистине, это придаст ему силы». Ибн Хузайма 221, Ибн Хиббан 1211, аль-Хаким 1/152. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 263.
7. Совершение омовения сразу же после его нарушения
Бурайда (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды утром посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) послал за Билялем и спросил его: «О Биляль, в чем ты опередил меня в Раю?! Когда бы я ни входил в Рай, я слышал стук твоих ступней». Биляль ответил: “О посланник Аллаха, когда бы я не произносил азан, я совершал два рак’ата, и когда бы я не нарушал малого омовения, я совершал сразу омовение, и я считал, что должен совершить ради Аллаха два рак’ата”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «По этим двум причинам!»” Ахмад 21962, ат-Тирмизи 3689. Достоверность хадиса подтвердили имам ат-Тирмизи и шейх аль-Альбани.
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) выходил из отхожего места он совершал омовение”. Ахмад 6/189. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 3481.
8. Совершение омовения после рвоты
от Ма’дана сообщается, что Абу ад-Дарда (да будет доволен им Аллах) рассказывал о том, что после того, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) вырвал, он совершил омовение. После этого Ма’дан встретил Саубана и рассказал ему об этом, и Саубан сказал: “Он сказал правду, я сам поливал воду пророку (мир ему и благословение Аллаха), когда он совершал омовение”. ат-Тирмизи 1/58, Абу Дауд 7/8. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи и шейх аль-Альбани.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “В этом хадисе содержится указание на желательность совершение омовения после рвоты”. См. “Маджму’у-ррасаиль аль-кубра” 2/234.
9. Совершение омовения после того, как человек нес носилки умершего
Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто искупал умершего пусть искупается сам, а кто нес носилки пусть совершит омовение». Абу Дауд 3161, аль-Байхакъи 1/303. Достоверность хадиса подтвердили хафиз Ибн Хаджар, шейх Ибн аль-Къайим, шейх Ахмад Шакир, шейх аль-Альбани и шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут.
Имам аль-Хаттаби говорил: “Я не знаю кого-либо из факъихов, кто обязывал бы совершать гъусль тому, кто искупал умершего или омовение тому, кто нес умершего. Поэтому веление в этом хадисе можно отнести к желательному”. См. «‘Аунуль-Ма’буд» 8/438.
10. Совершение омовения после употребления того, что было приготовлено на огне
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Совершайте омовение после употребления того, чего коснулся огонь»”. Муслим 352.
Однако это повеление несет желательный характер, а не обязательный, и доводов этому множество! Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) однажды покушал лопатку барана и совершил молитву, не взяв омовение”. аль-Бухари 207, Муслим 354.
Также о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) кушал мясо и совершал молитву, не брав омовение, передали Маймуна, Умм Саляма, Джабир, ‘Амр ибн Умайя ад-Дамри (да будет доволен ими Аллах). аль-Бухари 208, 210, Муслим 355, 356, ан-Насаи 182, Ибн Маджах 491.
По этой причине большинство ученых говорили, что изначально совершать омовение после употребления того, что готовилось на огне, было обязательным, но после этого постановление было отменено, как это передали хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр и имам аль-Хазими. См. “ат-Тамхид” 3/357, “аль-И’тибар фи-ннасих уаль-мансух миналь-асар” 87.
Другие же ученые говорили, что веление совершать омовение после употребления того, что готовилось на огне, являлось всегда желательным, а не обязательным, как это говорили имам аль-Хаттаби и имам аль-Маджд Ибн Таймия. См. “аль-Мунтакъа” 1/128, “Шарх Сунан ан-Насаи” 4/105-106.
И это мнение является самым правильным! Джабир ибн Самура (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды один человек спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха): “Должен ли я совершить омовение после того, как поем баранину?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если хочешь». Тот спросил: “А должен ли я совершить омовение после того, как поем верблюжатину?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Да»”. Муслим 1/285.
Имам ан-Науауи сказал: “Имамы Ахмад и Ибн Рахауейх говорили, что от пророка (мир ему и благословение Аллаха) достоверно передается два хадиса о велении совершать омовение после употребления верблюжатины, а это хадис Джабира и аль-Бары. Этот мазхаб сильнее доводом, несмотря на то, что большинство ученых противоречат этому. Отвечая на хадис Джабира, они говорят, что последним велением пророка (мир ему и благословение Аллаха) было оставление омовения после употребления того, чего касался огонь. Однако это обобщенное положение, тогда как хадис о велении совершать омовение после верблюжатины является конкретизирующим, а конкретизирующему (хасс), отдается предпочтение перед обобщенным (‘амм)”. См. “Шарх Сахих Муслим” 4/65.
Таким образом, верблюжатина является исключением, ибо после его употребления необходимо совершить омовение.
Джабир (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды я подвинул пророку (мир ему и благословение Аллаха) хлеб и мясо, он поел, совершил омовение и сделал обеденную молитву. Затем он попросил принести остаток его еды, доел и встал на молитву, не совершив омовения”. Абу Дауд 191. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
Поэтому правильным мнением является то, что совершать омовение после употребления того, что готовилось на огне, является желательным, но не обязательным, за исключением верблюжатины.
Следует ли совершать омовение во время гнева?
Некоторые ученые говорили о желательности совершения малого омовения при гневе, опираясь при этом на известный хадис: «Поистине, гнев от шайтана, а шайтан создан из огня, а огонь тушится водой. И если кто-либо из вас разгневается, то пусть совершит омовение!» Ахмад 4/226, Абу Дауд 4784.
Однако данный хадис является слабым по причине двух передатчиков: ‘Уруи ибн Мухаммада и его отца, которые являются неизвестными передатчиками, несмотря на то, что от них передавали хадисы некоторые имамы. Имам ан-Науауи назвал этот хадис слабым в «аль-Хуляса» 1/122. И шейх аль-Альбани назвал его слабым в «ас-Сильсиля ад-да’ифа» 582 и «Да’иф аль-джами’» 1510. Также его назвал слабым и шейх Мустафа аль-‘Адауи в «Тахкыкъ аль-Муснад аль-Хумайди».
Но шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут посчитал иснад хадиса хорошим в «Тахкыкъ Джами’уль-‘улюми уаль-хикам» 1/366.
А что касается Шу’айба аль-Арнаута, то он в «Тахкыкъ аль-Муснад» назвал хадис слабым, а в «Тахкыкъ Шарху-Ссунна» назвал его хорошим.
Как бы то ни было, кто утверждает, что этот хадис достоверный, обязан это обосновать!
Но если кто-то будет опираться на данный хадис, следуя ученым, опиравшимся на него и считавшим его достоверным, то нет на нем порицания, тем более многие имамы использовали этот хадис в качестве довода, среди которых шейхуль-Ислам Ибн Таймия, шейх Ибн аль-Къайим и хафиз Ибн Раджаб.
И в заключении, хвала Аллаху — Господу миров!
Источник: salaf-forum.ru