Толкование аятов о Хадже. Тафсир 196-го аята суры «аль-Бакара», который сделал шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин, да помилует его Аллах.
﴿ وَأَتِمُّوا الْحَجَّ وَالْعُمْرَةَ لِلَّهِ فَإِنْ أُحْصِرْتُمْ فَمَا اسْتَيْسَرَ مِنَ الْهَدْيِ وَلا تَحْلِقُوا رُؤُوسَكُمْ حَتَّى يَبْلُغَ الْهَدْيُ مَحِلَّهُ فَمَنْ كَانَ مِنْكُمْ مَرِيضاً أَوْ بِهِ أَذىً مِنْ رَأْسِهِ فَفِدْيَةٌ مِنْ صِيَامٍ أَوْ صَدَقَةٍ أَوْ نُسُكٍ فَإِذَا أَمِنْتُمْ فَمَنْ تَمَتَّعَ بِالْعُمْرَةِ إِلَى الْحَجِّ فَمَا اسْتَيْسَرَ مِنَ الْهَدْيِ فَمَنْ لَمْ يَجِدْ فَصِيَامُ ثَلاثَةِ أَيَّامٍ فِي الْحَجِّ وَسَبْعَةٍ إِذَا رَجَعْتُمْ تِلْكَ عَشَرَةٌ كَامِلَةٌ ذَلِكَ لِمَنْ لَمْ يَكُنْ أَهْلُهُ حَاضِرِي الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ وَاتَّقُوا اللَّهَ وَاعْلَمُوا أَنَّ اللَّهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ ﴾
«Завершайте хадж и малое паломничество во имя Аллаха. Если вы будете задержаны, то принесите в жертву то, что сможете. Не брейте ваши головы, пока жертвенные животные не достигнут места заклания. А если кто из вас болен или из-за головы своей испытывает страдания, то он должен в качестве искупления поститься, или раздать милостыню, или принести жертву. Если же вы находитесь в безопасности, то всякий, кто совершает малое паломничество и прерываемый хадж, должен принести в жертву то, что сможет. Если же он не сможет сделать этого, то он должен поститься три дня во время хаджа и семь дней после его окончания — всего десять дней. Это распространяется на тех, чья семья не живет в Заповедной мечети. Бойтесь же Аллаха и знайте, что Аллах суров в наказании».
Толкование (тафсир):
Аллах повелевает совершать умру и хадж в полном объеме. Это включает в себя как совершенство действий в определенное время, так и образ совершения хаджа и умры, чтобы они полностью соответствовали тому, как их совершал Пророк ﷺ.
«Во имя Аллаха», то есть будучи искренними перед Аллахом в выполнении Его приказов.
«Если вы будете задержаны, то принесите в жертву то, что сможете», то есть если возникнут препятствия для завершения обрядов, то человеку необходимо принести в жертву жертвенное животное.
«الهدي» — это жертвенное животное, предназначенное для закалывания во время хаджа, достигшее возраста «мусинна» [1]. Исходя из слов Пророка ﷺ: «Приносите в жертву только то животное, которое достигло возраста мусинна. Если же это затруднит вас, то можете принести в жертву овец не моложе шести месяцев» [2]. Это понятие включает в себя все, что было заколото ради Аллаха во время хаджа, праздника жертвоприношения или ’акыйки.
«Не брейте ваши головы, пока жертвенные животные не достигнут места заклания», то есть не срезайте ваши волосы бритвой.
«Место заклания», под местом заклания возможно подразумевается время, то есть пока не наступит день его дозволенности, а это праздник жертвоприношения. Но существует достоверный хадис, указывающий, что тот, кто побреет голову до жертвоприношения, не имеет никакого греха [3].
А также возможно, что под «местом заклания» подразумевается само действие по принесению жертвы. И тем самым этот аят касается только тех, кто привел жертвенных животных с собой. Эта мысль подкрепляется хадисом, в котором Ибн ‘Умар передает со слов Хафсы, да будет доволен ими обоими Аллах, что она спросила Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «О Посланник Аллаха, почему люди вышли из состояния ихрама, совершив умру, а ты не сделал этого после своей умры?» На что он ответил: «Я ведь смазал себе волосы и пометил свой скот, и теперь я не выйду из состояния ихрама, пока не принесу этот скот в жертву». [4]
«А если кто из вас болен или из-за головы своей испытывает страдания…», то есть тот, у кого повреждена голова, или же он здоров, но на голове вши, или что-либо подобное этому, и он был вынужден сбрить волосы, то в этом случае он должен искупить себя от наказания: «поститься, или раздать милостыню, или принести жертву». При этом он может выбрать из перечисленного то, что действительно сможет выполнить. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил, что пост должен длиться три дня, милостыня должна соответствовать кормлению шести бедняков, каждому, как минимум, половину са’, а жертва — в размере одной овцы.
«Если же вы находитесь в безопасности…», то есть не существует опасности встретить врага, то хадж и умру надо совершать в полном объеме.
«…то всякий, кто совершает малое паломничество и прерываемый хадж, должен принести в жертву то, что сможет», то есть человеку, который совершает хадж «таматту’» в дальнейшем должен принести жертву за то, что он совершил умру «таматту’» и вышел из состояния ихрама.
«То, что сможет», то есть ему следует принести в жертву то, что ему облегчено в благодарность Аллаху за милость выхода из ихрама.
«Если же он не сможет сделать этого», то есть если не найдет жертвенного животного или денег, равной стоимости животного, ему следует «поститься три дня во время хаджа», то есть в процессе самого хаджа либо три дня его месяцев, а также «семь дней после его окончания», то есть если вы вернетесь с хаджа, завершив его обряды, либо после возвращения к семье.
«Всего десять дней» — для усиления смысла того, что их всего десять, не смотря на то, что они поделены.
«Это распространяется на тех, чья семья не живет в Заповедной мечети», то есть на тех, кто не относится к той группе, которая должна заколоть животное по окончанию умры. Некоторые сказали, что под словом «أَهْلُه» — «семья» имеется в виду человек, живущий за пределами Заповедной мечети. Но более правильным является мнение, что здесь подразумевается его семья: дети, жена, родители и т. п.
Под словами «не живет в Заповедной мечети» понимается «не живет в Мекке».
«Заповедная мечеть» — слово «заповедная» означает «обладающая почетом». Пророк ﷺ сказал: «и сегодня она вновь стала столь же священной, как и вчера». [5]
Между учеными существует разногласие по вопросу, кто относится к тем, кто живет в Заповедной мечети?
Некоторые говорят, что сюда относятся все, кто живет в пределах границы харама. И тот, кто живет за пределами этой границы, не является из жителей Заповедной мечети. Это мнение передается от Ибн ’Аббаса и группы праведных предшественников. Также было сказано, что к жителям Заповедной мечети относятся и живущие в пределах микатов. Тем самым, жители Бадра и Джидды тоже попадают сюда.
Другие же считают, что в эту группу входят только жители Мекки и те, кто живут вокруг нее на расстоянии двух дней пути. В таком случае ни жители Бадра, ни жители Джидды не будут входить в эту группу. Полагаем, что более правильным и конкретным является первое мнение.
«Бойтесь же Аллаха и знайте, что Аллах суров в наказании», то есть Аллах сильно наказывает тех, кто не боится Его. А наказание Его заслуживает тот, кто не страшится Аллаха.
Пользы (фауаид):
- Обязательность совершения хаджа и умры полностью, до конца. Исходя из слов Всевышнего: «Завершайте хадж и малое паломничество». И внешне из аята следует, что нет разницы между обязательными обрядами и необязательными. И это мнение подкрепляется тем, что этот аят был ниспослан незадолго до вменения в обязанность хаджа, когда Аллах ниспослал аят: «Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому, если они способны проделать этот путь». [6]
- Обязанность завершения касается как хаджа, так и умры.
- Недопустимо, чтобы кто-то совершил какой-либо из обрядов хаджа и умры за другого. Поэтому человеку запрещается просить кого-либо другого сделать обход, либо бег между Сафой и Марвой, либо стоять на ’Арафате, либо пребывать в Муздалифе, либо кидать камни, или ночевать в Мине, так как повеление здесь означает обязательность. В этих словах содержится опровержение тем, кто говорит, что можно просить кого-либо сделать какие-либо обряды хаджа вместо себя. Иная сторона вопроса — это возможность выполнить полностью хадж вместо другого, но это другая тема. А вот выполнить часть хаджа вместо другого запрещено.
- Предостережение тем, кто пренебрегает бросанием камней во время хаджа, возлагая это на другого без оправдания. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто внесет в это наше дело то, что не относится к нему, то оно будет отвергнуто». Но если у него есть какая-либо причина, которая препятствует совершению этого обряда, например, болезнь или боязнь за себя в сильной давке, если нет другого времени для бросания без давки, то ему можно кого-либо попросить совершить этот обряд вместо себя. И если бы не было указаний на узаконенность этого в действиях сподвижников, то мы бы сказали о дозволенности оставить это дело, как это происходит с другими обязанностями хаджа и умры при невозможности их выполнения. Доказательством тому, что нельзя просить кого-то совершить обряд бросания камней вместо себя без причины, может послужить пример, когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не позволил Сауде бинт Зам’а просить оставить вместо себя замену во время нахождения в Муздалифе, а приказал ей уйти раньше остальных для того, чтобы успеть бросать камни до прихода всех людей [7]. Ведь, если бы просить замены было бы разрешено, то Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил бы ей об этом и не лишал бы ее всех обрядов, которые она пропустила, когда ушла с Муздалифы раньше остальных.
- Обязательность искренности по отношению к Аллаху в хадже и в умре, и во всех делах в целом. То есть завершайте эти обряды только ради Аллаха и не ради кого-либо другого, либо ради статуса или похвалы людей.
- Только в хадже и умре обязательно доводить до конца даже дополнительные обряды. На это указывают слова Аллаха: «Если вы будете задержаны, то принесите в жертву то, что сможете». Мы видим в этом аяте то, что Всевышний не снял обязанности с человека принести жертву даже если его кто- то задержит в пути. В необязательных же видах поклонения, которые не касаются умры и хаджа разрешается не доводить их до конца. Например, передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к своей жене: «Есть ли у вас что-либо? Она сказал да у нас есть “хис” [8]. Затем пророк сказал: покажи мне его, ведь я сегодня проснулся постящимся, и когда она ему показала “хис”, он поел его» [9]. Но, как бы там ни было, не желательно прерывать добровольное поклонение без причины.
- Если человека задержали, не дав завершить хадж или умру, то ему разрешается выйти из состояния ихрама. Но ему следует принести в жертву то, что сможет из жертвенных животных.
- Аллах не ограничил виды причин задержки, которые подпадают под слова Аллаха: «Если вы будете задержаны, то принесите в жертву то, что сможете». Таким образом, учитывается любая причина, из-за которой человек не в состоянии совершить тот или иной обряд хаджа или умры. В этом случае ему разрешается заколоть то жертвенное животное, которое он сможет. Ученые единогласны в том, что если враг мешает совершить хадж или умру, то это является причиной, указанной в аяте, так как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не совершил хадж, а зарезал животных во время перемирия в Худайбийе. Что касается других причин, например, болезни, переломов или потери имущества, из-за которых человек не может полностью совершить хадж, то ученые спорят по этому поводу.
Одни говорят, что эти причины не относятся к причинам, упомянутым в аяте, а следовательно, ему не разрешается оставлять хадж и резать жертвенное животное в качестве искупления. Они считают, что этот аят ниспослан при перемирии в Худайбийе, когда мусульмане встретились с врагом, поэтому аят устанавливает только эту причину — столкновение с врагом. В качестве доказательства они приводят хадис, в котором сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл к Дуба‘а бинт аз-Зубайр и спросил её: «Наверное, ты хочешь совершить хадж?» (В ответ ему) она сказала: «Клянусь Аллахом, я плохо себя чувствую!» Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Отправляйся в хадж, но сделай оговорку и скажи: «О Аллах, я сниму ихрам там, где Ты задержишь меня» [10]. Если бы ей было разрешено выйти из ихрама, не завершив хадж до конца, по причине болезни, то он не напомнил бы ей об оговорке; она просто не совершила бы этот обряд и заколола животное, но Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, что она должна сделать оговорку.
Другие ученые утверждают, что этот аят несет общий смысл, и причинной задержки может быть как встреча с врагом, так и другие причины. Действует правило: суть не в ограничении причины, по которой был ниспослан аят, а в общности смысла аята. На вышеупомянутый хадис они ответили тем, что в случае если она оговорится, а болезнь впоследствии удержит ее от выполнения обрядов, от нее не потребуется искупления. А если она не оговорится, то она не сможет выйти из состояния ихрама, кроме как посредством принесения жертвы. Более правильным является второе мнение.
- Обязательность заклания животного, если человек не может выполнить какой-либо из обрядов по причине задержки.
- Если человек не смог ничего найти для заклания в качестве искупления за задержку в исполнении того или иного обряда, то Аллах не обязал его другим действием. Другие ученые сказали, что если он нейдет жертвенное животное, то должен поститься десять дней, а затем выходит из состояния ихрама. Тем самым они привели аналогию с ситуацией, при которой выполняющий хадж таматту’ не может найти жертвенное животное для обряда хаджа. Но эта аналогия не является верной с двух сторон.
- Первое: По причине противоречия этой аналогии внешнему смыслу аята, так как Аллах в этом аяте не упомянул о каком-либо дополнительном действии искупления.
- Второе: По причине того, что выход из ихрама, совершающего хадж таматту’ совершается по его собственному выбору. А что касается того, кого задержали, то его выход из ихрама совершен по принуждению.
- Пропустивший тот или иной обряд по причине задержки не обязан брить голову при освобождении от этого обряда, так как Аллах не упомянул об этом. И это одно из мнений в этом вопросе. Второе же мнение гласит, что он обязан побрить голову, так как это достоверно приходит в сунне. Ведь пророк приказал побрить голову и разгневался на сподвижников, когда они медлили с выполнением этого приказа [11]. Так как пророк не гневался по причине оставления людьми желательных действий.
- Пропустивший обряд по причине задержки, не обязан восполнять пропущенное в этом хадже или умре. Так как Аллах не упомянул об этом. Если восполнение было бы обязательным, то Аллах непременно упомянул бы об этом. И это касается как первого хаджа или умры, так и последующих, носящих уже добровольный характер.
- Закалывать можно лишь то животное, которое подходит для принесения в жертву. Вопрос: Можно ли кушать мясо этого жертвенного животного или нет? Ответ: Его можно кушать полностью. А вот то мясо, которое получено от жертвы за искупление, например, искупление за охоту во время ихрама, нельзя есть самому.
- Запретность сбривания головы тому, кто находится в ихраме. Запрет касается как полного, так и частичного сбривания. Ведь, если кто-то запретит другому есть хлеб, а тот съест часть его, то нарушит этим запрет.
- Запрет о сбривании касается только волос головы, но не касается остальных частей тела, например, усов, подмышек, лобка и пр. И этого придерживались захириты. Но большинство ученых сказали, что является запретным сбривать что-либо с тела, даже волосы с лобка, приведя аналогию с волосами головы. Но эта аналогия не правильна с двух сторон.
- Первое: Эта аналогия противоречит внешнему смыслу этого аята.
- Второе: Между волосами головы и волосами других частей тела много различий. Например, выход из ихрама связывается с бритьем головы.
Другой вопрос: Можно ли провести аналогию бритья волос головы со стрижкой ногтей?
Ответ: Это не возможно, так как ногти не являются волосами. И также они не растут на голове. Но большинство ученых считают, что стрижка ногтей в состоянии ихрама запрещено, исходя из аналогии с бритьем волос головы. Но учитывая мнение большинства, то из предосторожности лучше удержаться от бритья волос на теле и стрижки ногтей.
- Запретным называется только то, что называется бритьем. А что касается выщипывания волос или выдергивания и т. п., то это не считается бритьем. Это тот вопрос, в котором ученые разошлись во мнении. Одни ученые сказали, что необходимо искупление даже за один выдернутый волос. И если человек выдернул один волос, то он должен накормить одного бедняка, если выдернул два волоска, то накормить двух бедняков. А за выдергивание трех и более волосков, человек должен зарезать жертвенное животное или накормить шесть бедняков по половине са’ каждому, либо держать пост три дня. Другие ученые сказали, что решение об искуплении связывается лишь со сбриванием четверти головы, а все что меньше четверти не вызывает искупления. И нет сомнения, что на это решение нет довода, и тем самым это мнение является слабым. Другие же сказали, что искупление связывается со сбриванием большой части волос головы по причине страдания и этого мнения придерживался имам Малик. И это мнение является более правильным.
Если кто-то спросит: Каков ваш довод на это деление?
Ответим: Слова Всевышнего Аллаха: «Не брейте ваши головы, пока жертвенные животные не достигнут места заклания» несут общий смысл и все, что можно назвать бритьем, то оно запрещено этим аятом. Затем сказал Всевышний: «А если кто из вас болен или из-за головы своей испытывает страдания, то он должен в качестве искупления поститься, или раздать милостыню, или принести жертву», и сделал Аллах обязательным искупление лишь в том случае, когда бритьем волос головы устранится страдание человека. И если мы представим, что у человека есть вши и он побрил на голове небольшую часть волос, которое не избавило его от страдания, то тем самым нет на нем искупления, и на это указывает действие посланника. Так как, будучи в состоянии ихрама, он сделал хиджаму на темечки головы [12]. И известно, что для выполнения хиджамы головы необходимо побрить какую-то часть волос, и не передается ни в одном хадисе, что пророк совершил искупление после этого. И все это указывает на то, что искупление связано лишь с тем количеством сбриваемых волос головы, посредством которого возможно устранения страдания, а это не может быть малым количеством волос.
- Волосы сбривать можно только после того, как будут заколоты жертвенные животные. Это мнение многих ученых. Но приходит достоверные хадисы, указывающие на дозволенность бритья головы до жертвоприношения или после него. Так как пророк был спрошен в праздник жертвоприношения об этом, на что он ответил: «Делай, и нет в этом греха». [13]
- Допустимость сбривания головы по причине болезни и страдания.
- Тот, кто сбрил голову раньше времени, обязан либо поститься три дня, либо накормить шесть бедняков, каждому по половине са’, либо заколоть одну овцу, которую необходимо раздать бедным, как пришло в сунне, ведь Сунна разъясняет Коран.
- Вид искупления можно выбирать самому.
- Облегчение рабам Аллаха в том, что Он предоставил им выбор в искуплении.
- Искупление в этом случае должно быть в том же месте, где был совершен грех, кроме держания поста. Но спешить с выполнением искупления в виде держания поста предпочтительнее.
- Искупление считается заменой наказания за грех.
- Совершение запретных действия во время ихрама не портит хадж. Хотя в других видах поклонения запретные действия портят поклонение. И ученые указали на одинаковое искупление за совершение запретных действий во время хаджа, кроме половой близости и охоты.
- Разрешение приезжать на умру, совершать ее, потом ждать в Мекке до наступления хаджа — то есть совершать хадж таматту’. Хотя арабы до Ислама считали это одним из самых великих грехов.
- Если человек закончил выполнение умры, то стало ему дозволенным все, что было запрещено во время ихрама.
- Хадж того, кто не закончил умру, не может называться хаджем таматту’.
- Не является обязательным брать деньги в долг для покупки жертвенного животного, даже если человек является богатым.
- Облегчение Аллаха для рабов в том, что Он сказал: «…то принесите в жертву то, что сможете». И вся религия, от ее начала и до ее конца, основана на облегчении.
- Красноречие Корана в том, что Аллах в некоторых местах этого аята сократил предложения, тем самым добавив им смысл.
- Тем, кто не смог найти жертвенное животное или денег на его покупку, необходимо поститься три дня во время хаджа, начиная со времени его вхождения в ихрам для совершения умры и до последнего дня ташрика. При этом он не постится в праздничный день по причине запрета. И не следует ему поститься в день ’Арафа, для того, чтобы посвятить себя мольбе и поминаниям Аллаха, будучи активным.
- Держание поста семи дней во время хаджа запрещено. Исходя из слов Всевышнего: «и семь дней после его окончания».
- Дозволенность поститься все три дня подряд, а также с перерывом между ними. Дозволенность поститься все семь дней подряд, а также с перерывом между ними. И если последовательность в держании поста была обязательной, то Аллах обязательно упомянул бы ее.
- Облегчение Аллаха Своим рабам в том, что большая часть поста выполняется после хаджа.
- Жертвенное животное или то, что его замещает из поста, не является обязательным для жителей заповедной мечети.
- Достоинство Заповедной мечети. По той причине, что Аллах описал ее качеством запретности. И из ее запретности — запрет сражаться в ней, охотиться на ее территории, уничтожать растительность и т.д.
- Обязательность богобоязненности и угроза тем, кто не хочет повиноваться Аллаху.
- Важность знания о том, что наказание Аллаха сурово.
- Наказание Аллаха не противоречит Его милости, ведь Его гневу предшествует милость, и только потом Аллах наказывает человека. Если Аллах накажет того, кто достоин наказания, то это является милостью по отношению к нему, так как это наказание является искуплением за его грех в этом мире.
- Суровость в наказании — доказательство совершенства мощи Аллаха. И не описывается Аллах ничем из качеств, кроме описания качествами совершенства.
Примечание: Многие из людей говорят человеку, совершившему проступок, находясь в ихраме: тебе следует принести жертву в качестве искупления. Даже если он почесал голову и его волос упал с головы. И это требование принести жертву является ошибкой. Во-первых, по той причине, что это противоречит приказу Аллаха, ведь Аллах приказал совершить одно действие из трех. Во-вторых, дополнительное проливание крови в дни жертвоприношения в большинстве происходит напрасно, никто не извлекает пользу из этого. В-третьих, по той причине, что происходит скрывание решений Аллаха, так как если люди будут только приносить жертву, то получится, что за этот проступок нет поста и кормление бедняка.
Следовательно, требующим знания, следует выбирать одно из двух. Либо учитывать легчайшее и выносить решение в соответствии с этим, либо давать выбор одного из трех видов искупления самому человеку.
[hr]
[1] Мусинна — это любое животное из числа верблюдов, коров, коз и овец, достигшие возраста, когда у них появляются постоянные передние зубы-резцы. Для коров — это два года, для овец и коз – это год, а для верблюдов — пять лет.
[2] Муслим 5082.
[3] Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Амра, да будет доволен Аллах ими обоими, что во время прощального паломничества посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (на какое-то время) задержался в Мине из-за людей, задававших ему вопросы. Один человек подошёл к нему и сказал: «По невнимательности я обрил голову до того, как принёс (свой скот в) жертву». (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Ничего, принеси жертву (сейчас)». (Потом) к нему подошёл другой (человек) и сказал: «По невнимательности я принёс жертву до того, как начал бросать камни в идолов». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ничего, бросай (сейчас)», и о чём бы (в тот день люди) ни спрашивали его относительно сделанного ими раньше или позже, чем нужно, он неизменно говорил в ответ: «Ничего, сделай (это сейчас)». Хадис передал аль-Бухари, 83.
[4] аль-Бухари, 1566.
[5] Сахих Бухари 104.
[6] 3:97
[7] Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Когда) мы остановились в Муздалифе, Сауда, которая была медлительной женщиной, попросила у Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, разрешения покинуть (это место пораньше, чтобы не оказаться) в толпе людей, и он позволил ей это. И она покинула (Муздалифу), прежде чем началось столпотворение; мы же остались там до утра, а потом отправились (в Мину вместе с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует,) и, если бы я обратилась к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, c такой же просьбой, как и Сауда, это порадовало бы меня больше всего!» аль-Бухари, 1681.
[8] Определенный вид пищи, который они употребляли в то время.
[9] Муслим 2715.
[10] Бухари 5089, Муслим 2902.
[11] Бухари 2731, 2732.
[12] Бухари 1836, Муслим 2886.
[13] Бухари 894, Муслим 3156.