Четыре важных основы для искателя знания

Четыре важных основы для искателя знания

«Четыре важных основы для искателя знания» — небольшое напоминание шейха Салиха аль-’Усайми, да хранит его Аллах, о важных основах, первые две из которых связаны с убеждениями и образом мыслей, а две другие — с делами и образом жизни требующих знания. Шейх Салих аль-’Усайми — известный учёный современности, член комитета больших учёных Саудовской Аравии, уделяющий большое внимание подготовке требующих шариатские знания со всего мира. Да хранит его Аллах и воздаст ему благом!

Переводит: Динар Абу Идрис, да хранит его Аллах.

Скачать файлы или прослушать онлайн из папки Dropbox

Скачать книгу на арабском языке в формате PDF

أربعة أصول مهمة لطالب العلم — الشيخ صالح العصيمي

1. Первая основа: Знание — это жизнь.

2. Вторая основа: Жизнь должна быть знанием.

3. Третья основа: Упрочение себя на этом.

4. Четвёртая основа: Ищущему знание надо брать друзей, которые будут ему помогать в этом.

Смотреть оригинал лекции «Четыре важных основы для искателя знания» на арабском:

Четыре важных основы для искателя знания (конспект)

Это напоминание шейха Салиха аль-’Усайми, да хранит его Аллах, из его урока по теме «Шарх ’Умдатуль-ахкам». Шейх, да хранит его Аллах, говорит:

Прежде чем мы начнём читать эту главу (из книги «’Умдатуль-ахкам») и разъяснение её смыслов, я хотел бы указать на две основы, связанных со знанием, которые приводят к двум основам, связанных с делами.

Что касается двух основ, связанных со знанием, на которые я хотел указать, то первая из них:

1. Знание является жизнью (соответственно, когда в текстах Корана и Сунны приходит слово «знание», под этим подразумевается «шариатское знание»). Так как Всевышний Аллах сделал знание причиной из причин жизни сердец. Всевышний Аллах сказал:

﴿أوَمَن كَانَ مَيْتًا فَأَحْيَيْنَاهُ وَجَعَلْنَا لَهُ نُورًا يَمْشِي بِهِ فِي النَّاسِ كَمَن مَّثَلُهُ فِي الظُّلُمَاتِ لَيْسَ بِخَارِجٍ مِّنْهَا﴾

«Разве тот, кто был мертвецом, и Мы вернули его к жизни и наделили светом, благодаря которому он ходит среди людей, подобен тому, кто находится во мраках и не может выйти из них?» Сура «аль-Ан’ам, аят 122.

Всевышний Аллах приводит этот пример для верующего, которому Он даровал свет, и верующий стал руководствоваться им от мраков неверия, невежества и блуждания. Не будет дано рабу Аллаху свет, не иначе кроме как со светом знания, так как познание того, что является обязательным для раба Аллаха нуждается в (шариатском) знании. А с этим знанием был послан Пророк ﷺ. Поэтому знание является жизнью для сердец. И по причине его почёта и великого его влияния (оставление следа на сердце) не было приказано Пророку ﷺ просить у его Господа увеличение в чём-либо, приносящее пользу, кроме как в прибавки знания. Сказал Всевышний Аллах:

﴿وَقُل رَّبِّ زِدْنِي عِلْمًا﴾

«…и скажи: “Господь! Прибавь мне знания”». Сура «Та Ха», аят 114.

Тем самым он ﷺ обособил свою просьбу у Господа прибавлением того, что он ﷺ начал просить у Него знание, так как, если у раба Аллаха увеличится знание — увеличится его (истинная) жизнь. И под “знанием” бесспорно подразумевается то знание, с которым пришло откровение от нашего Господа и было ниспослано нашему Пророку ﷺ . Таким образом необходимо, чтобы утвердилось то, что знание — это жизнь.

2. Вторая основа: Жизнь должна быть знанием. То есть, необходимо чтобы ты заполнял свою жизнь знанием. И не будет счастья и прекрасной жизни, кроме как, если человек будет приобретать (шариатское) знание. Так как Всевышний Аллах сказал своему Пророку ﷺ:

﴿فَاسْتَمْسِكْ بِالَّذِي أُوحِيَ إِلَيْكَ إِنَّكَ عَلَى صِرَاطٍ مُّسْتَقِيمٍ﴾

«Придерживайся того, что внушено тебе в откровении. Воистину, ты — на прямом пути». Сура «аз-Зухруф», аят 43.

Пророку ﷺ был приказан «имсак» (придерживание), для того чтобы он ﷺ заполнил всю свою жизнь тем, что любимо Аллаху и тем, чем он доволен. Нет пути в стойкости раба Аллаха на том, что любимо Аллаху и чем он доволен и в преувеличении этого, кроме как если он будет занимать свою жизнь истинной жизнью (то есть шариатским знанием). И это есть смысл слов Всевышнего Аллаха:

﴿وَاعْبُدْ رَبَّكَ حَتَّى يَأْتِيَكَ الْيَقِينُ﴾

«Поклоняйся Господу твоему, пока убежденность (смерть) не явится к тебе». Сура «аль-Хиджр, аят 99.

Невозможно, чтобы раб Аллаха оставался в таком положении, поклоняясь Аллаху, пока к нему не придёт смерть, кроме как, если он будет непрерывен с тем, что является самым великим в том, что ему помогает в этом (постоянно поклоняться Аллаху до самой смерти), а это — знание.

Если каждый из нас поймёт две эти основы (связанные со знанием), то непременно ему следует сделать так, чтобы они приводили к двум основам, связанных с делами.

3. Первая из них (основ, связанных с делами): Упрочение (стойкость) человеком самого себя на этом (получении знания). Если утвердилось в твоём сердце то, что знание — жизнь, а жизнь — это знание, то следует укреплять самого себя на этом (приобретении знания). Так как это является самой великой вещью, которое приводит тебя к спасению в этом мире и в той жизни.

И самый великий аят, который связан со стойкостью:

﴿يُثَبِّتُ اللَّهُ الَّذِينَ آمَنُوا بِالْقَوْلِ الثَّابِتِ فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَفِي الْآخِرَةِ﴾

«Аллах поддерживает верующих твердым словом в мирской жизни и Последней жизни». Сура «Ибрахим», аят 27.

Всевышний Аллах упомянул в этом аяте четыре вещи, которые связаны с упрочением (поддержкой):

  1. Первая из них: тот, кто поддерживает (укрепляет).
  2. Вторая вещь: это тот, кого поддерживают.
  3. Третья вещь: это то, чем поддерживают.
  4. Четвёртая вещь: это то, где будет человек поддержан.

Что касается того, кто укрепляет, то это Всевышний Аллах. Нет пути в упрочении на истине кого-либо из нас самого себе своей силой, своим имуществом, своей знатностью, своей родословной, своим дипломом. Но если человек усилит связь со своим Господом, устремиться к Нему и станет истинным Его рабом, то в таком случае Всевышний Аллах поддержит его.

А что касается тех, кого поддерживает Аллах, то это те, которые уверовали из рабов Всевышнего Аллаха. И Аллах упомянул их самой великой степенью, как приходит обращение в Коране: «О, те, которые уверовали…» Для чего приходит это обращение? Для того чтобы раб Аллаха знал: степень его стойкости (зависит) от его имана. И тот, кто усилит свой иман — увеличится его поддержка (от Аллаха). А тот, кто ослабит свой иман — есть опасность того, что поскользнётся его стопа на (пути) стойкости.

Что касается того, что поддерживает человека на этом — это твёрдое слово, и под этим подразумевается неразлучность с истиной. Та истина, которая не изменится и не помутнеет. То, что удерживает тебя на твёрдой истине и на твёрдом слове — это знание. Тот, кто познает его в этом мире, того Аллах удержит его на нём в следующей жизни.

Что касается того, где будет укреплён раб Аллаха — это мирская жизнь и последняя жизнь.

Поэтому нам следует проявлять усердие в том, чтобы удержать себя на этих двух основах, которые были упомянуты выше. И это обязывает самого человека не связывать себя ни с кем из творений, кроме Пророка ﷺ.

Насколько бы не доходило мастерство учителей и тех, кто делает наставление (то есть, каким бы они не обладали знанием), Всевышний Аллах никого из них не сделал подарком для творений после Пророка ﷺ. Ведь он ﷺ достаточен, но без него никто не обойдётся. Таким образом, не следует никому из людей прерываться от того, чтобы искать, собирать и приобретать знание по причине прерывание урока или от того, что человек лишился книги или каких-либо других отдаляющих его причин.

4. Вторая основа (из основ, связанных с делами): Искателю знание надо брать друзей, которые будут ему помогать в этом.

Как сказал Всевышний Аллах:

﴿وَتَعَاوَنُوا عَلَى الْبِرِّ وَالتَّقْوَى﴾

«Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности…» Сура «аль-Маида», аят 2.

И самое великая взаимопомощь в благочестии и богобоязненности — это взаимная поддержка в приобретении знания. Люди созданы для того, чтобы выполнять общие блага, помогая друг другу. Приводится в двух достоверных сборниках (аль-Бухари и Муслима) из хадиса Бурейда ибн ’Абдиллях ибн Бурда от Аби Бурды от Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, то, что Пророк ‎ﷺ сказал:

المُؤْمِنُ للْمُؤْمِنِ كَالبُنْيَانِ يَشُدُّ بَعْضُهُ بَعْضَاً

«По отношению друг к другу, верующие подобны строению, отдельные части которого поддерживают друг друга».

И Пророк ﷺ переплёл свои пальцы друг с другом. Соответсвенно, каждый из нас должен выбирать себе друзей тех, кого он берёт себе в качестве спутников в приобретении знания, того, кто крепко будет держаться за Сунну, стремясь к благу, усердствующим в знании. Таким образом, усилится его спасение.

Приходит в «Сунан Аби Дауд» и в «Сунан ат-Тирмизи» из хадиса Зухейра ибн Мухаммада от Мусы ибн Уардана от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, то что Пророк ﷺ сказал:

لرَّجُلُ عَلَى دِينِ خَلِيلِهِ، فَلْيَنْظُر أَحَدُكُم مَنْ يُخَالِل

«Человек исповедует религию своего близкого друга, а посему пусть каждый из вас смотрит на того, с кем он дружит».

И эти полезные четыре основы, две из которых связаны со знанием, а две связаны с деянием. Я хотел упомянуть их перед началом урока ещё раз, чтобы довели до конца на том, где мы остановились.