Всевышний Аллах говорит: «Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием» Сура «Фатыр», аят 28.
Ибн Каййим, да смилуется над ним Аллах, в толковании этого аята, говорил: «Знающим является только тот, кто боится Аллаха, и поэтому боится Его только знающий. И кто бы ни был знающим, кроме как он боится Аллаха. И поэтому, если отсутствует знание, отсутствует страх, а если отсутствует страх, то это указывает на отсутствие знания» См. «Тафсир ибн Каиййм».
Раби’ ибн Анас говорил: «Тот, кто не боится Всевышнего Аллаха, тот не является знающим».
Мужахид сказал: «Воистину, знающим является тот, кто боится Аллаха».
Был спрошен Са’д ибн Ибрахим: «Кто является наиболее знающим из людей? «. В ответ на это: «Тот среди них, который сильно страшится своего Великого и Всемогущего Господа» См. «Джами’ ли ахкамиль-Куран» лил Куртуби,14331.
Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, говорил: «Не является критерием знания множество хадисов, однако критерием является знание, которое оставляет больше страха».
Имама Малик говорил: «Воистину, не является знанием — знание множества риуаятов (передач хадисов). Однако воистину, знание – это свет, который Аллах заложил в сердце». Под светом подразумевается – понимание знания и его значения, как говорил об этом Ахмад ибн Салих. См «Тафсир Куран аль-‘Азым» ли бни Касир,3553. Или: «Афатул-‘ильм» ли шейх Саид Раслян, стр.86.
Когда человек знает Аллаха, знает Его права, становится сильнее его страх перед Аллахом. Как сказал Всевышний Аллах: «Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием». Знающие Аллаха и Его повеления являются теми, кто боится Аллаха. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Я лучше всех из вас знаю Аллаха, и большее всех из вас боюсь Его» Бухари, 6101 и Муслим, 2356. См. «Мадариджуль-саликин» 1136-137.
Хасан аль-Басри говорил: «Знающий – этот тот, кто страшится Милосердного, когда остается наедине с самим собой. Совершает то, что любит Аллах, и сторонится всего того, что гневит Аллаха». Затем прочитал аят: «Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием. Воистину, Аллах – Могущественный, Прощающий» Сура «Фатыр», аят 28. См. «Афатуль-‘ильм» ли шейх Саид Раслян, стр.86.
Шейх Са’ди, да смилуется над ним Аллах, в толковании этого аята, сказал: «Чем лучше человек знает Всевышнего Аллаха, тем сильнее он страшится Его наказания. Этот страх заставляет человека избегать грехов и готовиться к встрече с Аллахом. В этом аяте Всевышний подчеркнул важность и превосходство истинных знаний, которые заставляют человека страшиться Аллаха и помогают ему обрести Его милость. Всевышний сказал: «Аллах доволен ими, и они довольны Им. Это уготовано для тех, кто боится своего Господа» (98:8)». См. «Тафсир Са’ди».
Шейх Мухаммад Саид Раслян, да хранит его Аллах, говорил: «Если знание оставляет в сердце страх и смирение, то это является полезным знанием, которое просил пророк, мир ему и благословение Аллаха, своего Господа. Но если знание не оставляет в сердце страх и смирение, то это знание, от которого пророк, мир ему и благословение Аллаха, прибегал к Аллаху, и приказывал своей общине прибегать к Аллаху от него» См. «Афатуль-‘ильм» ли шейх Саид Раслян, стр.94.
Сам же пророк, мир ему и благословение Аллаха, прибегал к Аллаху от бесполезного знания и не смиренного сердца, говоря: «О, Аллах! Воистину я прибегаю к Тебе от бесполезного знания, от не смиренного сердца, от ненасытной души и от мольбы, которая останется без ответа» Муслим, 3028.
Шейх Фаузан, да хранит его Аллах, говорил: «Воистину, знание было ниспослано для того, чтобы совершали деяние в соответствии с ним» См. «Салясатуль-усуль» ли шейх Фаузан.
Приводит Хатыб от Суфйана ибн ‘Уйайна, который говорил: «Знание, которое не принесло тебе пользы, принесет тебе вред».
Хатыб в комментарии к этим словам сказал: «То есть, если он не совершал деяние в соответствии с знанием, то оно принесет ему вред, что станет аргументом против него» См. «Иктидоуль-‘ильмуль-амаль» стр. 56.
Таким образом, знание, с которым пришел пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, останется неизменным доводом «за» или «против» всего человечества вплоть до Судного Дня. Как сказал посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Коран – аргумент за тебя или против тебя» Муслим, 223.
Шейх Фаузан, да хранит его Аллах, говорил: «Коран, который был ниспослан посланнику Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, дабы повести людей по прямому пути и разъяснить им истину ото лжи. Если человек совершает дела в соответствии с повелениями и законами Корана, то Оно будет доводом за него в Судный День перед Аллахом, а если же он не будет делать дела в соответствии с ним, то Коран будет аргументом против него» См. «Аль-минахатур-Раббанийа» стр. 192.
Например, человек читает или слышит слова своего Господа: «Совершайте намаз, выплачивайте закят» (Сура «аль-Бакара», аят 43), — после чего он совершает намаз, подчиняясь приказу своего Создателя, то Коран в таком случае будет доводом за него. А другой же человек не совершает намаз, то Коран будет аргументом против него. См. «Шарх аль-Арба’ин ан-Науауийа» ли шейх ‘Усаймин, стр. 181.
Свят Аллах! Многие из мусульман, быть может, читают или слушают шариатские знания, однако не каждый скажет, что его сердце, от этих знаний, переполняется трепетным страхом перед Всевышним Аллахом. Пусть каждый потребует отчета от себя до того, как у него потребует отчета Всевышний Аллах! Переполняется ли его сердце трепетным страхом перед Всевышним Аллахом?! И этот страх побуждает ли его совершать повеления нашего Господа и отказаться от совершения грехов?! Поскольку страх перед Всевышним Аллахом является одним из величайших факторов, способствующих отречению от грехов и выполнению того, что любезно Аллаху?! И пусть каждый будет правдив перед Всевышним Аллахом, и пусть помнит, что Аллаху ведомо то, что творится в наших сердцах!
Источник: Исламский форум