Этикет требования знаний

Этикет требования знаний

«Этикет требования знаний» — серия наставлений, этикетов и правил, которых должен придерживаться каждый студент (требующий знания), обучающийся исламским наукам. Данные лекции были записаны в начале 2000-х (поэтому качество записи оставляет желать лучшего) во время прохождения книги «Шарх Салясатиль-усуль» шейха Салиха Али аш-Шейха, да хранит его Аллах.

Лекции подготовил: Ринат Абу Мухаммад, да хранит его Аллах во благе.

Скачать файлы или прослушать онлайн из папки Dropbox

Прослушать аудио на тематическом канале в Телеграм

1. Достоинство шариатского знания и его обладателей.

• Кто не будет знать как требовать знания, не возьмет их.
• Хадис от Абу ад-Дарды: «Кто прокладывает дорогу в требовании знаний, тому Аллах прокладывает дорогу в Рай…»
• Ангелы просят ду’а за требующего знания. Можно ли просить кого-то сделать за тебя ду’а?
• Ангелы складывают крылья перед требующими знания. Что это значит?
• За требующего знания просят прощения все, кто на небесах и на земле, и даже рыбы в воде. Как это понимать?
• В любом деле должен быть «ихтисаб» (желание награды от Аллаха за то или иное благодеяние).
• Преимущество учёного над простым поклоняющимся. Основа: внешняя праведность не является признаком правильности. Довод на это — хауариджи (первая секта в Исламе).
• Учёные являются наследниками пророков.
• Хадис от Анаса: «Из признаков Судного Часа — исчезновение знания…»
• Знания исчезают со смертью учёных и его носителей. Поэтому мы должны требовать знания.
• Шариат защищает пять вещей: религию, разум, потомство, жизнь и имущество.
• Убийство и оскорбление мусульманина — страшный грех!
• Асар: «Не должен тот, у кого есть что-то из знания, просто так терять свою душу».
• Тот, кто имеет знания, должен делать призыв где бы он ни находился.
• Как правильно подходить к вопросу искренности? Может ли обладатель знания заявить людям о том, что у него есть знания?
• Перед Судным днём люди будут избирать себе невежественных людей и брать у них фетвы.

2. Требующий знания должен придерживаться основ саляфии — того, на чём были праведные предшественники.

• Пока будут требующие знания Судный день не настанет. Стоит ли ждать Махди и умереть джахилем? Почему учёные боятся Аллаха?
• Почему саляфиты требуют знания и чем они отличаются от других мусульман?
• Важность очищения сердца.
• Требование знаний является средством исправления своей веры, убеждений и дел.
• Основа: Знания требуются от учёных. Мухаджиры и ансары брали знания у Пророка ‎ﷺ, сам же Пророк ‎ﷺ брал знания от Джибриля, а он от Аллаха — то есть есть цепочка (иснад).
• Пример бараката требования знаний у учёных в истории того, как Пророк ‎ﷺ растолковал сподвижникам аят: «Те, которые уверовали и не облекли свою веру несправедливостью, им будет безопасность и они ведомы прямым путём».
• Первый адаб: Этикет, связанный с самим студентом.
• Почему быть саляфитом — это фард ’айн для каждого мусульманина? Когда появилась саляфия?
• Почему называть себя просто мусульманином в наше время недостаточно? Саляфия — это путь, а не партия или группировка.
• Путь саляфов основывается на трёх вещах. Первое: ’Акыда (убеждения). Важно именно не количество, а качество веры.
• Второе: Мутаба’а (следование за Пророком ‎ﷺ). Когда мы спрашиваем про приказ Пророка ‎ﷺ — сунна это или фарз, а про его запрет — макрух это или харам?
• Третье: Тазкийятун-нуфус (очищение душ) или же благие нравы. Почему учёные приводят арабскую поговорку: «Каждый заявляет, что он как-то связан с Ляйлей, а Ляйля знать их не знает», когда речь идёт о тех, кто приписывает себя к саляфии?

3. Важность чистоты сердца требующего знания.

• Правила поведения требующего знания в отношении себя. Пример с землёй, на которой человек собирается сеять.
• Стих имама аш-Шафи’и о том, что он пожаловался шейху на плохую память.
• Знания — это свет, а свет заходит только в чистое сердце. Основа души — невежество (джахль).
• Студент должен очистить сердце от всех скверны и всего плохого, чтобы быть готовым к принятию знания. Знания — это скрытая молитва сердца, поэтому важно очищение перед молитвой.
• Хадис: «Поистине, в теле есть кусочек плоти…» В сердце не должно быть ничего, кроме того, что любит Аллах, а также страх перед тем, чтобы попасть в то, что не любит Аллах.
• Душа приказывает зло сердцу, если в нём нет знания. Шайтан делать только одно наущение, а остальное постоянно приказывает душа. Сердце является царём всех органов.
• В Судный день спасётся только человек со здоровым сердцем. Что такое здоровое сердце?
• Если ты хочешь в Рай, то продай свою душу Аллаху. Пример с проданным барашком.
• Мы до конца не понимаем слова «إنا لله وإنا إليه راجعون», поэтому переживаем при испытаниях.
• Будь с созданиями (людьми) без души, а с Создателем без людей. Аллах принимает только то дело, которое 100% совершено ради Него.

4. Правильное намерение в требовании знаний.

• Каждый мусульманин, а тем более требующий знания, должен придерживаться благих нравов. Пророк ‎ﷺ является примером для нас.
• Нравы — это великая вещь. Синдром нраводефицита в нашей умме является причиной большей части вреда, причиняемого мусульманам.
• Нравы бывают как перед Создателем, так и перед созданиями. Каждый имеет своё право. Исправь то, что между тобой и Аллахом и Он исправит тебе то, что между тобой и людьми.
• Первый нрав перед Аллахом — искреннее намерение. Требование знаний не возможно без искренности перед Аллахом, так как за ним следуют дела и призыв.
• Примеры того, как призыв делается не ради Аллаха. Разница между целью и средством. Знания — это средство, а цель — довольство Аллаха.
• Какими должны быть правильные намерения в требовании знаний?
• Суфьян ас-Саури сказал: «Не было ничего для меня тяжелее, чем исправлять своё намерение». Не говори «Я…», а говори: «По милости Аллаха…»
• Ибн Теймийя сказал: «Аллах не принимает никакое дело, кроме дела, совершенного ради Лика Аллаха». Как понять хадис о том, что Аллах является самым богатым из соучастников и не нуждается в ширке?
• Хадис о том, что первыми людьми, которых бросят в Огонь, будут учёный, муджахид и дающий садака.
• Требующий знания не должен приобретать их ради чего-то мирского. Два вопроса, которые должен задавать себе каждый студент: «Ради кого?» и «Как?»
• Как шайтан наущает студента в время ответа на уроке? Опасность самообольщения и хвастовства.
• Как шайтан наущает студента оставить знания из-за сложности борьбы за искреннее намерение?
• История Ибн Динара и христианина. Если ты встал на путь требования знаний, то обратного пути уже нет.
• Будь начеку со своей душой, которая приказывает зло. Закон Аллаха в бытие — люди начинают возвеличивать тех, у кого есть знания.

5. Искренность.

• Что делать, если обычаи твоего народа противоречат благим нравам Ислама? Опасность высокомерия, хитрости и прочих плохих качеств.
• Искренность противоречит намерению стать известным.
• Запрещено требовать знания для того, чтобы спорить с глупцами и хвастаться перед учёными.
• Искренне отвечай на вопрос шейха. Можно ли устраивать «мусабака» (соревнования с призами)?
• Как бороться с наущениями в молитве, когда шайтан называет смиренность показухой?
• Как бороться с наущениями, когда шайтан называет призыв показухой?
• Слова учёных: «Мы начали требовать знания не ради Аллаха, но в процессе обучения стали требовать их ради Аллаха».
• Изучение и обучение знаний должно быть только ради Аллаха. Что является самым большим злом?
• Тот, кто поклоняется Всевышнему Аллаху искренне — делает самое лучшее добро, потому что он совершает то, ради чего был создан. Отсутствие искренности портит все дела.
• Что такое «полезное знание»? Что портит намерение студента? У знаний есть свой баракат. Требование знаний, как и другие виды поклонения, должно совершаться только ради Аллаха.
• Хадис об учёном, который учился и обучал людей ради их похвалы.
• Слова шейха Бакра Абу Зейда из книги «Украшение искателя знаний».

6. Следование за праведными предшественниками (саляфами).

• Повторение пройденного вкратце.
• Требующий знания берёт на себя большую ответственность, поэтому он должен быть описан благими нравами.
• Многие братья в наше время требуют знания, не изучая правил и этикетов приобретения знания, в отличие от саляфов.
• Перед тем, как человеку преподавать знания, нужно подготовить его сердце, подобно земле, которую подготавливают для посева.
• Следующее правило: студент должен быть «мутауарри’ан» (набожным) — сторониться не только запретного, но и сомнительного и даже что-то из дозволенного.
• Почему учёные ввели термины «макрух», «мустахаб» и т.д.? Основа — это выполнение любого приказа Пророка ‎ﷺ.
• Требующий знания должен оставлять сомнительное сразу же. Примеры того, как саляфы оставляли сомнительное. Почему имам Абу Ханифа шесть лет не ел баранину?
• Основа — если среди учёных есть разногласие в запретности или дозволенности определенной вещи, то не обязывай других, если сам оставляешь сомнительное.
• Правило — если ученые начнут делать макрух, то люди будут делать харам, и если ученые оставят мустахаб, то люди оставят фарды. Помните, что люди смотрят на ваши дела, а не на слова.
• Требующий знания должен следовать за праведными предшественниками во всём.
• Наш манхадж опирается на три вещи: убеждения, следование и нравы. Если ты хочешь успеха, то в Рай можно зайти только за спиной Пророка ‎ﷺ.
• Сподвижники являются учениками Пророка ‎ﷺ, поэтому мы следуем и за ними. Почему исламская умма разделилась? О достоверности хадиса: «…разделится моя община на 73 течения».

7. Выбор хорошего окружения.

• Правило: Не каждый кто делает неверие (куфр) является неверующим (кафир), не каждый кто делает нововведение (бид’а) является нововведенцем (мубтади’). Пользы из аята «…и последует не по пути верующих…»
• Хадис Хузайфы, который спрашивал у Пророка ‎ﷺ про зло, чтобы не попасть в него. Все течения в Исламе берут из Корана и Сунны, но не следуют по пути сахабов.
• Наказ Хузайфе держаться имама (халифа) и джама’а во времена смут. Что делать если не будет халифа и джама’а?
• Заблудшие течения не понимают Коран и Сунну в понимании сподвижников, поэтому переворачивают всё с ног на голову.
• Праведные саляфы оставляли многие дозволенные вещи и сторонились сомнительного.
• Основа: Будь дающим знания или берущим знания и не будь третьим, иначе погибнешь.
• Студент не должен сидеть с теми, от кого нет пользы для его религии, и тем более сидеть с теми, от кого есть вред. Опасность гъиба (поклёпа).
• Урок из истории смерти Абу Талиба — вред плохого окружения может привести к тому, что человек может умереть на куфре.
• Обязательность (или желательность) переселения (хиджры) из плохого общества в хорошее. Хадис о человеке, который убил 99 душ + ещё одну, но хотел покаяться.
• Следует мягко и аккуратно прервать отношения с человеком, от которого тебе ни вреда, ни пользы или только вред.
• Какого друга следует себе подобрать?
• Из адабов требующего знания: Поменьше спать и поменьше кушать. Почему Пророк ‎ﷺ рекомендовал поститься тому, кто не может жениться?
• Тот, кто много кушает — много пьёт, а кто много пьёт — тому тяжело проснуться на фаджр.

8. С чего начинать обучение?

• Основа в требовании знаний — не учиться самостоятельно, а брать знания от его обладателей. Тот, кто заходит в требование знаний без шейха, выходит без них.
• Требующий знания должен начинать с основ, с фундамента в каждой науке, которую он изучает. Первое — заучи матны, представляющие собой мухтасар (вкратце) о какой-то науке.
• Второе — сдай матн знающему шейху, чтобы он проверил и исправил тебя.
• Третье — в начале пути ни в коем случае не заходи в большие и разнообразные книги. Стоит ли покупать многотомники, чтобы украсить себе ими стену?
• Четвёртое — не переходи от одного матна к другому, пока ты не поймешь его и не выучишь.
• Тот, кто требует знания оптом, они уйдут от него оптом, однако знания требуются в течение дней и ночей. Сколько лет нужно требовать знания, чтобы стать учёным?
• Как сделать свой день максимально эффективным для поклонения и требования знаний?
• Разногласие среди учёных — стоит ли в начале пути посвятить себя только заучиванию Корана? Студенту очень важно постоянно читать Коран каждый день, чтобы каждую неделю заканчивать Коран полностью. Важность изучения таджвида.
• Требующий знания должен всегда быть в тахарате. Важно читать Коран с омовением.

9. Правила изучения разногласий.

• Правило: Требующему знания запрещено в начале своего пути заходить в разногласия учёных по тому или иному вопросу. И это страшная чума среди требующих знания СНГ.
• Саляфы сначала изучали то, как должно быть правильно. Как великие имамы рекомендовали изучение фикха начинающим? Важно разобраться в начале, что из себя представляет эта наука.
• При изучении следующей книги по фикху, студент постепенно начинает изучать другие мнения учёных.
• Опасность для студентов «смакования» разногласий, которые существует среди учёных-современников.
• Всё это не означает, что мы должны слепо следовать за каким-то одним мнением. Опасность таклида и та’ассуба. Можно ли следовать за учёным, если он ошибся?
• Правило: Истина не познается по мужчинам, однако мужчины познаются по истине. Можно ли брать истину даже от шайтана? Хадис Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах.
• Хадис о том, как иудеи пришли к мусульманам и сказали: «Вы делаете ширк». Слова «На себя посмотри!» — один из признаков иудеев. Пророк ‎ﷺ принял от них истину, т.к. они указали на ширк в словах.
• Довод на то, что иногда существуют причины, препятствующие донесению истины и в этом случае можно оставить это донесение. Что делать, если ты не можешь делать призыв по причине отсутствия знаний, сил и влияния?
• Правило: Требующий знания не должен в начале пути заходить в большие книги. Фикх требуется двумя путями: либо по мазхабу, либо по хадису. Можно ли придерживаться определённого мазхаба?

10. Изучение наиважнейшего прежде важного.

• Одна из болезней требующего знания — изучение важного, прежде наиважнейшего.
• Самой важной наукой является наука о единобожии (таухид), затем фикх, потому что изучая первое, студент исправляет свои убеждения, а изучая второе, исправляет свои дела.
• Довод на это — хадис о том, как Пророк ‎ﷺ отправил Му’аза в Йемен.
• Примером этой постепенности в знаниях является жизнеописание (сира) Пророка ‎ﷺ. Когда стала обязательной молитва и другие столпы Ислама?
• Фикху-ль-иман и фикху-ль-’ибадат. Два условия любого поклонения: искренность перед Аллахом и следование за Пророком ‎ﷺ. Тафсир первых аятов суры «аль-Мульк»: «Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше». Задай себе два вопроса: «Ради кого?» и «Как?».
• Почему требующему знания уаджиб быть саляфитом? Почему у многих людей «аллергия» на это слово? Что значит быть саляфитом?
• Почему в разные времена учёные использовали разные названия (ахлюс-с-сунна уа-ль-джама’а, ахлю-ль-хадис, фиркату-н-наджия, таифату-ль-мансура, саляфийюн) для тех, кто был на том, на чём был Пророк ‎ﷺ и его сподвижники?
• Хадис «Разделиться моя община на 73 течения…» и другие хадисы, являющиеся доводами на эти названия. Как заблудшие течения придумывают хадисы под себя?
• Ни одно заблудшее течение не может сказать, что быть из их числа является фарду-ль-’айн (личной обязанностью) для каждого мусульманина.
• Человек должен быть саляфитом в своих убеждениях и делах, а приписывать себе это имя не обязательно.
• Слова имама Малика, да помилует его Аллах.

11. Опасность обучения у приверженцев страстей.

• Какими качествами должен обладать шейх, которого должен выбрать требующий знания?
• Правило: Требующий знания должен опасаться требовать знания у приверженцев страстей (ахлюль-хауа), которые не понимают Коран и Сунну в понимании праведных предшественников.
• Хадис: «… из признаков Судного дня то, что знания будут брать у маленьких (приверженцев нововведений)». Как саляфы предостерегали от общения с заблудшими?
• Ахлю-с-Сунна всегда посередине, поэтому нельзя в этом вопросе впадать в крайности, т.к. не каждый, кто делает нововведение, является нововведенцем. Есть разница между имамами, которые призывают к нововведениям (мубтади’), и простыми людьми, которые совершают нововведения из-за невежества.
• Оставление общения с простыми невежественными людьми похоже на то, что делают такфировцы, переставая ходить в мечети. Это используют заблудшие имамы, предостерегая свой приход от Ахлю-с-Сунна. Поэтому важно поддерживать общение с простыми людьми, проявляя им благие нравы, чтобы приблизить их сердца.
• Не в каждом маджлисе или компании следует сразу начинать делать призыв, следует проявлять мудрость, молчать, слушать и ждать пока вас спросят.
• Определение термина «аль-бид’а» (нововведение) и отличие его от противоречия Сунне (мухаляфату-с-сунна).
• Требующий знания не должен обольщаться кажущейся праведностью шейха, ведь праведность не является показателем правильности.
• История о человеке, который всегда говорил о сомнительных вещах в религии (муташабих) и ’Умар ибн аль-Хаттаб наказал его.

12. Этикет в отношении учёного.

• Как следует обращаться к шейху? Ахлю-с-Сунна посередине по отношению к учёным — не делают упущений и не переходят границ.
• Смотри на шейха с почётом и уважением. Пример того, как имам аш-Шафи’и тихонько переворачивал листочки из-за уважения к имаму Малику.
• Почёт знаний выше, чем почёт людей с высоким статусом, поэтому учёные не давали знания тем, кто их не достоин.
• Требующий знания должен возвеличивать запретность чести учёного и останавливать тех, кто делает поклёп на него.

Делитесь плейлистом «Этикет требования знаний» в ВК и мессенджерах!