Разъяснение «Трех основ» шейха Хайсам ас-Сархана

Данная книга представляет собой учебное пособие по изучению «Трех основ» — одного из лучших трудов об основах исламского вероучения. Она подготовлена на основе лекций, прочитанных шейхом Хайсамом ас-Сарханом, да хранит его Аллах, и предназначена как для преподавателей акыды, так и для широкого круга читателей. В начале приведен перевод текста книги «Три основы», затем представлено его разъяснение, а в самом конце помещены вспомогательные материалы в виде таблиц и экзаменационных вопросов. Слова автора «Трех основ» в разъяснении напечатаны красным шрифтом, а само разъяснение – черным.
Прошу Всевышнего Аллаха принять от нас сей скромный труд, сделать его полезным для мусульман и даровать награду в Вечном мире его составителям и читателям.

— Нуждающийся в Аллахе Всевышнем Абу Яхья Арсен аль-Къирми.

Скачать файлы из Облака Мейл.ру

Скачать файлы или прослушать онлайн из папки Яндекс.Диска

Скачать файлы или прослушать аудио онлайн из папки Dropbox

Скачать книгу «Разъяснение «Трех основ» шейха Хайсам ас-Сархана» в формате WORD (DOC) на русском языке

Скачать матн, таблицы, экзамен, тест в формате WORD (DOC) на русском языке

Скачать комментарий шейха и конспект лекций на арабском языке в формате PDF

Подробная информация об Арсене Абу Яхья и шейхе Хайсаме ас-Сархане

Вступление

1-я лекция: Почему мы изучаем таухид? Почему изучаем ’акыду именно с трех основ? Что такое «три основы»? Польза от изучения этой книги. Содержание книги

Часть первая (Четыре вопроса)

2-я лекция: Во имя Аллаха Всемилостивого, Являющего милость!
Знай, да смилостивится над тобой Аллах, что каждый из нас обязательно должен изучить четыре вопроса:

  1. Знание: оно включает в себя познание Аллаха, познание Его пророка и познание религии Ислам на основании доводов
  2. Деяние согласно этому знанию
  3. Призыв к этому
  4. Терпение перед трудностями, возникающими на этом пути

Доказательством этого является высказывание Всевышнего: «С именем Аллаха Всемилостивого, Являющего милость! Клянусь предвечерним временем, поистине, человек в убытке, кроме тех, которые уверовали, и творили праведные дела, и заповедали между собой истину, и заповедали между собой терпение!» (Сура «Предвечернее Время»).

Имам аш-Шафи’и, да смилостивится над ним Всевышний Аллах, сказал: «Если бы Аллах не ниспосылал людям другого довода, кроме этой суры, то ее было бы для них достаточно»

Имам аль-Бухари, да смилостивится над ним Всевышний Аллах, в своем «Ас-сахихе» сказал: «Глава о том, что знание должно быть прежде слов и деяний, доказательством чему является высказывание Всевышнего: «Знай же, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и проси прощения за свой грех» (Сура «Мухаммад», 19 аят). Как видим, Аллах упомянул знание прежде слов и деяний»

Часть вторая (Три вопроса)

3-я лекция: Знай, да смилостивится над тобой Аллах, что каждый мусульманин и каждая мусульманка обязаны познать следующие три вопроса и действовать в соответствии с ними:

  1. Аллах создал нас, дал нам средства к существованию и не оставил нас предоставленными самим себе. Он отправил к нам Посланника, и тот, кто подчинится ему, войдёт в рай, а кто ослушается его, попадет в огонь. Доказательством этого является высказывание Всевышнего: «Мы послали к вам посланника, свидетельствующего о вас, как послали к фараону посланника. И ослушался фараон посланника, и схватили Мы его хваткой мучительной» (Сура «Закутавшийся», 15-16 аяты).
  2. Аллах недоволен, когда к Нему приобщают кого-либо в поклонении, будь то приближенный ангел или посланный пророк, и доказательством этого является слова Всевышнего: «Поистине, места поклонения принадлежат Аллаху, поэтому не взывайте ни к кому наряду с Аллахом« (Сура «Джинны», 18 аят).
  3. Кто подчинился посланнику и не приобщал равных к Аллаху, не должен с любовью относиться к тем, кто проявляет вражду к Аллаху и его посланнику, будь тот даже его самым близким родственником. Доказательством этого является высказывание Всевышнего: «Среди тех, кто верует в Аллаха и в Последний день, ты не найдешь людей, которые любили бы тех, кто враждует с Аллахом и Его посланником, даже если это будут их отцы, сыновья, братья или родственники. Аллах начертал в их сердцах веру и укрепил их духом от Него. Он введет их в райские сады, в которых текут реки, и они пребудут там вечно. Аллах доволен ими, и они довольны Им. Они являются партией Аллаха. Воистину, партия Аллаха – это преуспевшие» (Сура «Препирательство», 22 аят).

Часть третья (Почему мы изучаем таухид?)

4-я лекция: Знай, да наставит Аллах тебя на путь подчинения Ему, что «аль-ханифийя», являющаяся религией Ибрахима, заключается в поклонении одному Аллаху, искренне посвящая Ему религию. Это Аллах повелел всем людям и для этого создал их. Всевышний сказал: «Я создал джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (Сура «Аз-Зарийат» 51, 56 аят).

Величайшим повелением Аллаха является таухид. Это посвящение поклонения одному лишь Аллаху.

Величайшим из запрещенного Аллахом является ширк. Это поклонение кому-либо и обращение с мольбой к кому-либо наряду с Ним. Доказательством этого является высказывание Всевышнего: «Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему ничего в сотоварищи» (Сура «Ан-Ниса» 4, 36 аят).

Часть четвертая (Разъяснение трех основ)

5-я лекция: Если тебя спросят: «Какие три основы обязательно знать каждому человеку?» — то скажи:
«Познание рабом:

  1. своего Господа,
  2. своей религии
  3. и своего пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха”.

Первая основа: Познание Господа

Если тебя спросят о том, кто твой Господь, ответь: «Мой Господь — Аллах, который взрастил меня и все миры Своими милостями. И Он – мой Бог, которому я посвящаю поклонение. Нет у меня, помимо Него, того, кому я посвящаю поклонение. Доказательством этого является высказывание Всевышнего: «(Вся) Хвала – Аллаху, Господу миров» (Сура «аль-Фатиха», 2 аят).

Все вещи, кроме Аллаха, относятся к мирам, и я один из этих миров.

6-я лекция: Если же тебя спросят: «Как ты познал своего Господа?» — то скажи: «По Его знамениям и творениям».

К Его знамениям относятся ночь и день, солнце и луна. Его творениями являются семь небес и семь земель и те, кто в них, и все, что между ними. Доказательством этого является высказывание Всевышнего: «Среди Его знамений – ночь и день, солнце и луна. Не падайте ниц ни перед солнцем, ни перед луной, а падайте ниц перед Аллахом, Который сотворил их, если Ему вы поклоняетесь» (Сура «Фуссылат» 41:37).

Всевышний также сказал: «Воистину, ваш Господь – Аллах, Который сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем восшествовал на Престол. Он покрывает ночью день, который поспешно за ней следует. Солнце, луна и звезды – все они покорны Его воле. Разве не Ему принадлежат сотворение и повеление?! Благословен Аллах, Господь миров» (Сура «Аль-А’раф» 7:54).

Тот, кто является Господом, тот и заслуживает поклонения. Доказательством этого является высказывание Всевышнего: «О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас, – быть может, вы устрашитесь. Он сделал для вас землю ложем, а небо – сводом, низвел с неба воду и взрастил ею плоды для вашего пропитания. Посему не придавайте Аллаху равных в то время, как вы знаете» (Сура «Аль-Бакара» 2:21-22).

Ибн Касир, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Творец всего этого – именно Он достоин поклонения».

7-я лекция и 8-я лекция: Виды поклонения, которые приказал совершать Аллах, такие, как Ислам, Иман, Ихсан, и к ним относятся Мольба, Страх, Надежда, Упование, Устремление (ар-рагба), Опасение (ар-рахба), Смирение (аль-хушу’), Остережение (аль-хашйа), Обращение (аль-инаба), Просьба о помощи (аль-исти’ана), Прибегание к защите (аль-исти’аза), Просьба о спасении (аль-истигаса), Жертвоприношение, Обет и прочие виды поклонения, которые приказал совершать Аллах, – все они должны посвящаться только Аллаху.

Доказательством этого является высказывание Всевышнего: «Все Мечети (все места поклонения) принадлежат Аллаху, поэтому не взывайте ни к кому наряду с Аллахом» (Сура «Аль-Джинн» 72:18).

Каждый, кто посвящает что-либо из упомянутых видов поклонения кому-то помимо Аллаха, является многобожником (мушрик) и неверующим (кафир). Доказательством этого является высказывание Всевышнего: «Тот, кто молится наряду с Аллахом иному богу, по поводу которого у него нет никакого довода, то расчет с ним – у его Господа. Воистину, неверующие не преуспеют» (Сура «Аль-Муминун» 23:117).

9-я лекция: Хадис гласит: «Мольба — сердцевина поклонения».

Доказательством этого является высказывание Всевышнего: «Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне с мольбой, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными»» (Сура «Гафир» 40:60).

На поклонение в виде страха (аль-хауф) указывает высказывание Всевышнего: «Не страшитесь же их, а страшитесь Меня, если вы являетесь верующими!» (Сура «Аль Имран» 3:175).

На надежду (ар-раджа) указывает высказывание Всевышнего: «Скажи: «Я всего лишь человек, подобный вам. Мне передается в откровении, что Бог ваш – Бог Единственный. Посему тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и не поклоняется наряду со своим Господом никому» (Сура «Аль-Кахф» 18:110).

На упование (ат-тауаккуль) указывает высказывание Всевышнего: «И на Аллаха уповайте, если вы являетесь верующими» (Аль-Маида 5:23). Всевышний также сказал: «Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его» (Сура «Ат-Таляк» 65:3).

На устремление (ар-рагба), опасение (ар-рахба) и смирение (аль-хушу’) указывает высказывание Всевышнего: «Поистине, они спешили к благим делам и взывали к Нам с устремлением и опасением, и были пред Нами смиренными» (Сура «Аль-Анбийа» 21:90).

10-я лекция: На остережение (аль-хашйа) указывает высказывание Всевышнего: «Не остерегайтесь же их, а остерегайтесь Меня» (Сура «Аль-Бакара» 2:150).

На обращение (аль-инаба) указывает высказывание Всевышнего: «И обратитесь к вашему Господу и предайтесь Ему» (Сура «Аз-Зумар» 39:54).

На Мольбу о помощи (аль-исти’ана) указывает высказывание Всевышнего: «Только Тебе мы поклоняемся и только у Тебя просим помощи» (Сура «Аль-Фатиха» 1:5).

В хадисе говорится: «Если просишь о помощи, то проси у Аллаха».

На прибегание к защите (аль-исти’аза) указывают слова Всевышнего: «Скажи: «Прибегаю к защите Господа рассвета» (Сура «Аль-Фаляк» 113:1), а также: «Скажи: «Я прибегаю к Господу людей» (Сура «Ан-Нас» 114:1).

На мольбу о спасении (аль-истигаса) указывает высказывание Всевышнего: «Вот вы попросили своего Господа о спасении, и Он ответил вам» (Сура «Аль-Анфаль» 8:9).

На жертвоприношение (аз-забх) указывает высказывание Всевышнего: «Скажи: «Поистине, молитва моя и жертвоприношение мое, жизнь моя и смерть – ради Аллаха, Господа миров, у которого нет сотоварища. Это мне приказано, и я – первый из мусульман» (Сура «Аль-Анам» 6:162-163).

И из сунны: «Аллах проклял того, кто принёс жертву не Аллаху».

На обет (ан-назр) указывает высказывание Всевышнего: «Они исполняют обеты и боятся дня, зло которого разлетается» (Сура «Аль-Инсан» 76:7).

11-я лекция: Вторая основа: Познание религии Ислам с доказательствами

Ислам — это предание себя Аллаху через единобожие (таухид), повиновение Ему через подчинение и отречение от многобожия (ширка) и его приверженцев. Он имеет три ступени: ислам, иман и ихсан, и каждая из этих ступеней имеет свои столпы.

Ступень первая: ислам

Столпов ислама — пять:

  1. Свидетельство «Ля иляха илля-Ллах, Мухаммаду-р-расулю-Ллах» («Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха»),
  2. Совершение намаза,
  3. Выплата закята,
  4. Пост в месяц рамадан,
  5. Хадж к Священному дому Аллаха.

На свидетельство указывают слова Всевышнего: «Аллах засвидетельствовал, что нет божества, достойного поклонения, кроме Него, а также ангелы и обладающие знанием. Он поддерживает справедливость. Нет божества, достойного поклонение, кроме Него, Могущественного, Мудрого» (Сура «Али Имран» 3:18).

Его смысл: «Нет того, кому поклоняются по праву, кроме Аллаха».

Выражение «нет божества, достойного поклонения» (ля иляха) отрицает все, чему поклоняются помимо Аллаха.

Выражение «кроме Аллаха» (илля-Ллах) утверждает необходимость поклонения одному Аллаху, не приобщая к Нему сотоварищей в поклонении, также как нет у Него сотоварища в господстве.

Толкованием свидетельства, которое разъясняет его значение, является высказывание Всевышнего: «Вот Ибрахим сказал своему отцу и народу: «Воистину, я отрекаюсь от того, чему вы поклоняетесь, кроме Того, Кто сотворил меня. Воистину, Он поведет меня прямым путем». Он сделал это (свидетельство о том, что нет истинного божества, кроме Аллаха) словом, пребывающим в его потомстве, чтобы они могли вернуться на прямой путь» (Сура «Аз-Зухруф» 43:26-28).

Всевышний также сказал: «Скажи: «О люди Писания! Давайте придем к единому слову для нас и для вас, о том, что мы не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, не будем приобщать к Нему никаких сотоварищей и не будем считать друг друга господами наряду с Аллахом». Если же они отвернутся, то скажите: «Свидетельствуйте, что мы являемся мусульманами»» (Сура «Али Имран» 3:64).

12-я лекция: На свидетельство «Мухаммад — посланник Аллаха» указывает высказывание Всевышнего: «К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он добр и милосерден к верующим» (Сура «Ат-Тауба» 9:128).

Значение свидетельства «Мухаммад — посланник Аллаха» заключается в:

  • Подчинении его приказам,
  • Убежденной вере в то, что он сообщил,
  • Отдалении от того, что он запретил и от чего удерживал,
  • Поклонении Аллаху только так, как он установил.

Указанием на необходимость совершения намаза и выплаты закята, а также толкованием таухида является высказывание Всевышнего «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа Ему искренне, будучи ханифами, совершать намаз и выплачивать закят. Это – правая вера» (Сура «Аль-Баййина» 98:4).

На необходимость соблюдения поста указывает высказывание Всевышнего: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, – быть может, вы будете богобоязненными» (Сура «Аль-Бакара» 2:183).

На необходимость совершения паломничества (хаджа) указывает высказывание Всевышнего: «Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь. Если же кто не уверует, то ведь Аллах не нуждается в мирах» (Сура «Али Имран» 3:97).

Ступень вторая: иман

Вера (иман) – это семьдесят с лишним ответвлений. Высшее из них — слова «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха», низшее — убрать препятствие с дороги, а стыдливость — одна из ветвей веры.
Вера имеет шесть столпов:
Вера в Аллаха…

13-я лекция:…в Его ангелов,
в Его Книги,
в Его посланников,
в Последний день
и в предопределенность хорошего и плохого.

На эти шесть столпов указывает высказывание Всевышнего: «Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков» (Сура «Аль-Бакара» 2:177).

На веру в предопределение указывает высказывание Всевышнего: «Поистине, Мы всякую вещь сотворили по предопределению» (Сура «Аль-Камар» 54:49).

Ступень третья: ихсан

Ихсан имеет один столп. Он заключается в том, что «Ты должен поклоняться Аллаху так, будто видишь Его, а если ты не видишь Его, то, поистине, Он видит тебя». На это указывает высказывание Всевышнего. «Поистине, Аллах с теми, которые богобоязненны и творят благие дела с ихсаном» (Сура «Ан-Нахль», 16:128).

Всевышний также сказал: «Уповай на Могущественного, Милостивого, Который видит тебя, когда ты выстаиваешь молитвы по ночам и совершаешь движения среди падающих ниц. Воистину, Он – Слышащий, Знающий» (Сура «Аш-Шу’ара», 26:217-220).

Всевышний также сказал: «Какой бы поступок ты ни совершал, что бы ты ни читал из Корана и что бы вы ни совершали, Мы наблюдаем за вами с самого начала» (Сура «Йунус» 10:61).

14-я лекция: Доводом на это из Сунны является известный хадис о приходе ангела Джибриля, который передал Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах.
Он (Умар) сказал: «Однажды, когда мы сидели вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, перед нами появился человек в необычайно белых одеждах и с необычайно черными волосами. На нем не было никаких следов дальнего путешествия, но никто из нас его не знал.
Он подошел и сел напротив Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, прикоснувшись коленями к его коленям и положив ладони на его бедра.
Он сказал: «О Мухаммад, расскажи мне об исламе»
Посланник Аллаха сказал: «Ислам означает засвидетельствовать, что нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, совершать молитвы (намаз), платить закят, поститься в рамадан и совершать хадж к Дому, если ты в состоянии сделать это».
Человек произнес: «Ты сказал верно».
Мы были удивлены тому, что он спрашивает и сам же подтверждает достоверность ответа.
Затем он сказал: «Расскажи мне об имане».
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ты должен верить в Аллаха, Его ангелов, Его Книги, Его посланников, Последний день и в предопределение с его добром и злом».
Человек сказал: «Расскажи мне об ихсане».
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ты должен поклоняться Аллаху так, как будто видишь Его, но если ты и не видишь Его, то Он видит тебя».
Человек сказал: «Сообщи мне о Часе».
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Спрашиваемый знает не больше спрашивающего».
«Тогда расскажи мне о его предзнаменованиях», – попросил человек.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Рабыня родит свою госпожу, и ты увидишь босых, нагих, обездоленных пастухов, соревнующихся в строительстве высоких зданий».
После этого он ушел. Прошло достаточно много времени, и затем Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О Умар, знаешь ли ты, кто был спрашивающий?»
Я ответил: «Аллаху и Его посланнику это ведомо лучше».
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Это был Джибриль, который приходил к вам научить вас вашей религии».

15-я лекция: Третья основа: познание Пророка
Его имя — Мухаммад ибн Абдуллах ибн Абду-ль-Мутталиб ибн Хашим. Хашим был из курайшитов, относящихся к арабам, а арабы являются потомками Исмаиля ибн Ибрахима (мир ему и нашему пророку и лучшее благословение).

Жизнь пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, длилась шестьдесят три года, сорок из них прошли до прихода пророчества, а остальные двадцать три он прожил, будучи пророком-посланником. Аллах сделал его пророком, ниспослав аяты «Читай! …», и сделал его посланником, ниспослав аяты «О завернувшийся!».

Его городом была Мекка, и он совершил переселение в Медину. Аллах отправил его предостерегать людей от ширка и призывать их к таухиду.

На это указывает высказывание Всевышнего: «О завернувшийся! Встань и увещевай! И Господа твоего возвеличивай! И одежды свои очищай! И скверны избегай! И не оказывай милости, чтобы получить большее! И ради Господа твоего будь терпелив» (Сура «Аль-Муддассир» 74:1-7).

Смысл слов «Встань и увещевай»: предостерегай от ширка и призывай к таухиду.
«И Господа твоего возвеличивай»: возвеличивай Его посредством таухида.
«И одежды свои очищай»: очищай свои дела от ширка.
«И скверны избегай»: скверной названы идолы, а избегание ее — это отказ от идолов и идолопоклонников.

16-я лекция: Десять лет Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, посвятил этому, занимаясь призывом к тавхиду, после чего был вознесен на небеса, где ему были предписаны пять обязательных молитв. В течение трех следующих лет он совершал эти молитвы в Мекке, после чего получил повеление совершить переселение (хиджру) в Медину.

Хиджра – это переселение из страны ширка в страну Ислама. Она является обязательным предписанием для этой общины. Переселение останется действительным до того, как наступит Судный Час. На это указывает высказывание Всевышнего: «Тем, кого ангелы упокоят чинящими несправедливость по отношению к самим себе, скажут: «В каком положении вы находились?» Они скажут: «Мы были слабы и притеснены на земле». Они скажут: «Разве земля Аллаха не была обширна для того, чтобы вы переселились на ней». Их обителью станет Геенна. Как же скверно это место прибытия! Это не относится только к тем слабым мужчинам, женщинам и детям, которые не имеют возможности и не находят пути. Таких Аллах может простить, ведь Аллах – Снисходительный, Прощающий» (Сура «Ан-Ниса» 4:97-99).

Всевышний также сказал: «О Мои верующие рабы! Воистину, Моя земля обширна, поклоняйтесь же Мне» (Сура «Аль-Анкабут» 29:56).

Аль-Багави, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Этот аят был ниспослан по поводу мусульман, которые остались в Мекке и не совершили переселения (хиджры). Аллах призвал их именем веры».

Доводом из сунны на совершение хиджры служат слова: «Не прекратится переселение, пока не прекратится покаяние, а покаяние не прекратится, пока солнце не взойдет с запада».

Когда он обосновался в Медине, ему были приказаны остальные предписания Ислама, такие как закят, пост, хадж, азан, джихад, призыв к одобряемому и удержание от порицаемого и другие предписания Ислама.

Он следовал этому в течение десяти лет, после чего он скончался (мир ему и благословение Аллаха).

Но религия его осталась! И это – его религия. Нет блага, на которое он не указал бы своей общине, и нет зла, от которого не предостерег бы ее.

Благом, на которое он указал, является таухид и все, что любит Аллах и чем Он доволен.

Злом, от которого он предостерег, является ширк и все, что ненавидит и отвергает Аллах.

Аллах послал его ко всему человечеству и предписал всем джиннам и людям подчиняться ему. На это указывают слова Всевышнего: «Скажи: «О люди! Я – посланник Аллаха ко всем вам» (Сура «Аль-А’раф» 7:158).

Аллах довел посредством него до совершенства религию, о чем свидетельствует высказывание Всевышнего: «Сегодня Я довел для вас до совершенства вашу религию, и довел до полноты Свою милость к вам, и удовольствовался для вас Исламом как религией» (Сура «Аль-Маида» 5:3).

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, умер, и это подтверждается словами Всевышнего: «Воистину, ты смертен, и они смертны. А потом, в День воскресения, вы будете препираться у своего Господа» (Сура «Аз-Зумар» 39:30,32).

Часть пятая (Заключение)

17-я лекция: Люди после смерти будут воскрешены. Всевышний сказал: «Мы сотворили вас из нее (земли), в нее вас вернем и из нее выведем еще раз» (Сура «Та Ха» 20:55).

Всевышний также сказал: «Аллах вырастил вас из земли, словно растения. Потом Он вернет вас в нее и вновь выведет оттуда» (Сура «Нух» 71:17,18).

После воскрешения люди будут отчитываться и получат воздаяние за свои деяния. Об этом Всевышний сказал: «Аллаху принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле, дабы Он воздал совершавшим зло за то, что они содеяли, и воздал творившим добро Наилучшим (Раем)» (Сура «Ан-Наджм» 53:31).

Каждый, кто считает ложью воскрешение, является неверным. На это указывает высказывание Всевышнего: «Неверующие полагают, что они не будут воскрешены. Скажи: «Напротив, клянусь моим Господом, вы непременно будете воскрешены, а затем вам непременно сообщат о том, что вы совершили. Это для Аллаха легко»» (Сура «Ат-Тагабун» 64:7).

Аллах отправлял всех посланников радующими (верующих благой вестью) и предостерегающими (неверных). Об этом Всевышний сказал: «Мы отправили посланников, которые несли благую весть и предостерегали, дабы после пришествия посланников у людей не было никакого довода против Аллаха» (Сура «Ан-Ниса» 4:165).

Первым из посланников был Нух (мир ему), а последним — Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха). Он является печатью пророков (последним пророком). О том, что первым посланником был Нух, свидетельствуют слова Аллаха: «Воистину, Мы внушили тебе откровение подобно тому, как внушили его Нуху и пророкам после него» (Сура «Ан-Ниса» 4:163).

Ко всем общинам Аллах посылал посланников, начиная с Нуха и заканчивая Мухаммадом, повелевая им поклоняться Одному Аллаху и запрещая им поклоняться тагуту. На это указывает высказывание Всевышнего: «Мы отправили к каждой общине посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и отстранитесь от тагута!»» (Сура «Ан-Нахль» 16:36).

Аллах предписал всем Своим рабам проявлять неверие в тагута и веровать в Аллаха.

18-я лекция: Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Тагут – это все то, в отношении чего раб переходит установленные для него границы в поклонении, следовании и подчинении».
Тагутов много, но основными являются пять:

  • Иблис, проклятый Аллахом;
  • Тот, кому поклоняются, и он доволен этим;
  • Тот, кто призывает людей к поклонению ему;
  • Тот, кто заявляет о знании чего-нибудь из сокровенного;
  • Тот, кто выносит решение не на основании того, что ниспослал Аллах.

На это указывают слова Всевышнего: «Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от заблуждения. Кто не верует в тагута, а верует в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять, которая никогда не сломается. Аллах – Слышащий, Знающий» (Сура «Аль-Бакара» 2:256). В этом и заключается смысл свидетельства «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха».

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Начало этого дела (религии) — Ислам, столп его — намаз, а его вершина — джихад на пути Аллаха».

Аллаху же обо всем ведомо лучше!

И да благословит Аллах и приветствует нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и сподвижников!