Шарх аль-Манзума аль-Байкунийя

Шарх аль-Манзума аль-Байкунийя

«Шарх аль-Манзума аль-Байкунийя» — лекции по книге шейха Мухаммада ибн Салих аль-’Усеймина, да помилует его Аллах. Данный труд посвящен разъяснению стихотворения имама аль-Байкуни ад-Димашкы аш-Шафи’и, да помилует его Аллах. Само стихотворение является одним из важных пособий по науке хадисоведения (мусталях аль-хадис).

Лекции подготовил: Шейх Арсен Абу Яхья, да хранит его Аллах.

Скачать файлы или прослушать аудио онлайн из папки Dropbox

Скачать матн и книгу на арабском языке в формате PDF

Скачать контрольные вопросы для самопроверки

شرح المنظومة البيقونية للشيخ العثيمين

Урок 1. Вступление.

Урок 2. Бейт 1.

1. Начинаю с восхваления (Аллаха), прося благословения для Мухаммада — лучшего из посланных пророков.

Урок 3. Бейт 2.

2. Это (стихотворение) представляет собой упоминание нескольких видов хадисов. Каждый (вид) приводится здесь вместе с его определением.

Урок 4. Бейт 3.

3. Первый хадис называется достоверный хадис (сахих). Это такой хадис, цепочка передачи (иснад) которого не прервана, и нет отклонений (шузуз), и нет скрытых недостатков (и’лла).

Урок 5. Бейт 4.

4. Передает его добросовестный, точный в передаче, от себе подобного, на которого можно полагаться в точности передачи

Урок 6. Исследование некоторых вопросов, связанных с наукой о хадисах.

Урок 7. Бейты 5-6.

5. Хадис хасан (хороший) — это хадис, известный с точки зрения цепочек передач, но передатчики его не настолько известны (крепки памятью), как передатчики сахиха (достоверного).
6. А все, что меньше, чем уровень хадиса хасан (хороший), является да’иф (слабым), и он имеет много разновидностей.

Урок 8. Бейт 7.

7. То, что отнесено к Пророку ﷺ — это марфу’, а то, что отнесено к таби’и — это макту’.

Урок 9. Бейт 8.

8. Хадис муснад — это хадис, цепочка передачи которого непрерывна от передатчика хадиса (например, аль-Бухари) до избранного посланника ﷺ и не прерывается (нет разрыва).

Урок 10. Бейт 9.

9. Всякий хадис, где иснад его является непрерывным, так что каждый передатчик слышал от предыдущего, доходя до Пророка ﷺ, называется муттасыль.

Урок 11. Бейт 10.

10. Мусальсаль, скажи: это то, что передано в определенном качестве, как например: «Клянусь Аллахом, передал мне это доблестный муж».

Урок 12. Бейт 11.

11. Также (к хадису мусальсаль относится), например, когда передатчик говорит: «Он рассказал мне хадис стоя», или: «После того, как рассказал мне, улыбнулся».

Урок 13. Бейт 12.

12. ’Азиз — это то, что передано двумя или тремя. Машхур — то, что передано передатчиками в количестве больше трех.

Урок 14. Бейт 13.

13. Хадис му’ан’ан — это, например, от Са’ида, от Карам. Хадис мубхам — такой хадис, где передатчик не назван.

Урок 15. Бейт 14.

14. Всякий хадис, где передатчиков мало, считается высоким, в противоположность ему — назиль (низкий).

Урок 16. Бейт 15.

15. То, что ты относишь к асхаб (сподвижники) из слов или действий, известно под названием «маукуф».

Урок 17. Бейт 16.

16. И скажи: хадис гариб — то, что передал один передатчик.

Урок 18. Бейты 17-20.

17. Всякий хадис, который не является непрерывным (целостным), то он мункатыа (расчлененный на части).
18. Хадис аль Муадаль — это то, из чего выпали двое или больше.
19. Когда шейха (передатчика), от которого он передал, удаляет его из иснада, и передает от того, кто выше его в иснаде при помощи слов «’ан» («от»).
20. Второй вид не убирает передатчика, но описывает его такими качествами, которыми он не известен. Каким-то именем, прозвищем или другой куньей.

Урок 19. Бейт 21.

21. Тот хадис, в котором передатчик, заслуживающий доверия, противоречит группе (маляа), то такой хадис называется шазз. И также есть хадис маклюб, и это следующие два вида хадисов.

Урок 20. Бейты 22-23.

22. Замена одного какого-то передатчика другим передатчиком — это первый вид, и когда меняют иснад для какого-то текста — это второй вид.
23. Хадис фард — то, что ты ограничиваешь одним достойным доверия передатчиком, или ограничиваешь группой, или какой-то одной версией.

Урок 21. Бейт 24.

24. Хадис, в котором есть недостаток, невидный, неясный, или скрытый, это известно у них (специалистов науки хадис) как хадис му’алляль.

Урок 22. Бейт 25.

25. Хадис, в котором есть разночтения в иснаде или в тексте, называется мудториб (колеблющийся).

Урок 23. Бейты 26-28.

26. Мудраджат в хадисе — это те некоторые слова, которые связаны с некоторыми словами передатчиков. Слова передатчика смешались с хадисом.
27. То, что передал каждый из ровесников или из равных друг другу от своего брата, это называется мудаббадж. Познай это по-настоящему и тем самым возвеличься (вырасти).
28. Когда сходится и по звучанию (ляфзу), и по написанию (хатту), то это называется муттафик (совпадающее). Противоположное тому, что мы упомянули, — муфтарик (различающееся).

Урок 24. Бейты 29-31.

29. Муаталиф — где есть совпадение в написании. Противоположное ему называется мухталиф. И опасайся ошибки (перепутать).
30. аль-Мункар — это хадис фард (один передатчик), но там есть передатчик, чтобы назвать хадис достоверным (риваяты этого передатчика приемлемыми), не допускается здесь единичность.
31. Хадис матрук — где один передает его, и ученые (знатоки хадиса) единодушны, что он слабый, и он отвергаемый хадис.

Урок 25. Бейты 32-34.

32. Ложь сочиненная, придуманная на Пророка ﷺ — это мауду’а.
33. И приведено это стихотворение, как скрытые драгоценные камни, а я назвал его «Манзума аль-Байкунийя».
34. И пришли части стихотворения (или строфы) в количестве на четыре больше, чем тридцать. И затем стихотворение завершено.

Делитесь плейлистом «Шарх аль-Манзума аль-Байкунийя» в ВК