От Ибн ’Аббаса сообщается, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Аллах записал добрые и дурные дела, после чего разъяснил это. И тот, кто решит совершить доброе дело, но не совершит его, Аллах запишет у Себя совершение полноценного доброго дела; если человек решит совершить доброе дело и совершит его, Аллах запишет за ним у Себя совершение от десяти до семисот и многим более добрых дел». аль-Бухари 6491, Муслим 131.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: «В этом хадисе доказательство тому, что ангелу (записывающему плохие или благие дела) ведомо о том, что в сердце человека. Либо Аллах сам открывает это знание ему, либо Аллах дал знание самому ангелу узнавать об этом. Первое мнение усиливается сообщением, которое приводит Ибн Абу ад-Дунья: «Будет сказано ангелу (в Судный день): „Запиши такому-то то-то и то“. А он ответит: „О Господь, поистине, он не совершил этого!“ А ему будет сказано: „Воистину, он намеревался сделать это!“» Также было сказано, что ангел ощущает скверный запах от вознамерившегося дурное и благой запах от вознамерившегося хорошее». См. «Фатхуль-Бари» 11/325.
Также отвечал и шейхуль-Ислам Ибн Таймийя, когда его спросили: «Если человек вознамерился в душе совершить что-то, что только между ним и Его Господом, как ангел узнает об этом?», добавив в заключении ответа: «Поистине, Аллах в состоянии сделать так, чтобы ангелы знали о том, что в душе Его раба!» См. «Маджму’уль-фатауа» 4/253.
Что же касается шайтанов, то в достоверном хадисе сказано: «Поистине, шайтан передвигается в человеке с кровью!» аль-Бухари 3281, Муслим 2175.
Шейхуль-ислам Ибн Таймийя сказал: «Ангелы знают о том, что находится в сердце сынов Адама, более того видят что там и слышат его наущения. А шайтан охватывает все сердце человека, и когда человек поминает Аллаха, он удаляется, а когда его сердце становится рассеянным от поминания Аллаха, шайтан наущает его. Он знает, поминает ли сердце человека Аллаха или же нет, и знает о том, что желает душа из числа страстей, поэтому начинает приукрашивать это. Сообщается в достоверном хадисе, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: „Поистине, шайтан передвигается в человеке с кровью!“. И на то, что ангелы и шайтан близки к сердцу человека указывают многие сообщения, и нет разницы, является ли человек верующим или неверным». См. «Маджму’уль-фатауа» 5/508.
Спросили шейха Ибн База: «Если человек вознамерился совершить благое дело в сердце своем, знает ли об этом шайтан и пытается ли он отвратить от этого благого дела?» Шейх ответил: «С каждым человеком есть шайтан, и есть ангел, как об этом говорил пророк, мир ему и благословение Аллаха: „Нет никого из вас, чтобы не было с ним приставника из числа джинов и из числа ангелов!“ Его спросили: „А с тобой, о посланник Аллаха?“ Он ответил: „И со мной, однако Аллах помог мне против него и он принял Ислам, и не велит мне ничего, кроме благого!“ Муслим 2814. И пророк, мир ему и благословение Аллаха, сообщил, что шайтан внушает зло и побуждает ко злу и у него есть свой удел с сердце. И он способен по той власти что дал ему Аллах, узнавать то, что желает раб и что намеревается совершить из благих дел. Также и ангел, он имеет тоже свой удел в сердце. Он внушает человеку благое и призывает его к благому. Суть в том, что с каждым человеком есть шайтан и ангел. И правоверный берет верх над шайтаном с помощью повиновения Аллаху и следования прямому пути. И он унижает тем самым шайтана до такой степени, что шайтан становится слабым и не способным побудить его ко злу. Что касается грешника, то он своими грехами помогает шайтану и делает его сильным, заставляющим его совершать плохое и удерживающим от благого. Каждый верующий должен бояться Аллаха и проявлять усердие в борьбе против шайтана, подчиняясь Аллаху и Его посланнику, мир ему и благословение Аллаха, и прибегая к Аллаху за защитой от шайтана!» См. «Фатауа Ибн Баз» 9/369.