Скачать книгу в формате WORD (DOC)
Утренние и вечерние поминания Аллаха
Источник: Исламский форум
Второе издание дополненное и исправленное
Эр-Рияд 1438-2016
С именем Аллаха, Всемилостивого, Милосердного!
Воистину, вся хвала принадлежит Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ, и дурных дел. Кого Аллах ведёт по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. И я свидетельствую, что нет никого, достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, у которого нет сотоварища и свидетельствую, что Мухаммад – раб Аллаха и Его посланник.
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха истинной богобоязненностью и не умирайте иначе, кроме как будучи мусульманами!» Сура 2 «Корова», аят 152.
«О люди! Бойтесь Господа вашего, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него же пару ему и расселил множество мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг у друга, и бойтесь разрыва родственных связей. Поистине, Аллах наблюдает за вами!» Сура 4 «Женщины», аят 1.
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите слово правильное! Тогда исправит Он для вас дела ваши и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его посланнику, тот достиг великого успеха!» Сура 33 «Союзники», аят 70-71.
Поистине, самые лучшие слова – это Книга Аллаха, а лучшее руководство – это руководство Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Худшие же деяния – это нововведения, а каждое нововведение – это ересь, а каждая ересь – это заблуждение, а всякое заблуждение в Огне.
Всевышний Аллах сказал:
﴿ فَاذْكُرُونِي أَذْكُرْكُمْ وَاشْكُرُواْ لِي وَلاَ تَكْفُرُونِ ﴾
«Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас. Благодарите Меня и не будьте неблагодарны Мне!» Сура 2 «Корова», аят 152.
Аллах Всевышний также сказал:
﴿ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اذْكُرُوا اللَّهَ ذِكْرًا كَثِيرًا ﴾
«О те, которые уверовали! Поминайте Аллаха многократно…» Сура 33 «Союзники», аят 41.
Аллах Всевышний также сказал:
﴿ وَالذَّاكِرِينَ اللَّهَ كَثِيرًا وَالذَّاكِرَاتِ أَعَدَّ اللَّهُ لَهُم مَّغْفِرَةً وَأَجْرًا عَظِيمًا ﴾
«…для много поминающих Аллаха мужчин и женщин Аллах уготовил прощение и великую награду» Сура 33 «Союзники», аят 35.
Сообщается, что Абу Хурайра , да будет доволен им Аллах, сказал:
«Однажды посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «“Муфарридуна” опередили». Люди спросили: «А кто такие “муфарридуна”, о посланник Аллаха?» − на что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мужчины и женщины, многократно поминающие Аллаха».[1]
Имаму Абу ‘Амру ибн ас-Саляху, да помилует его Аллах, задали вопрос о том, сколько надо поминать Аллаха, чтобы оказаться в числе тех мужчин и женщин, которые часто поминают Аллаха, на что он ответил: «Человек относится к числу поминающих Аллаха часто, если он постоянно повторяет слова поминания, которые, как известно из надёжных хадисов, произносил Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и делает это утром и вечером, в разное время и в разных обстоятельствах, ночью и днём»[2].
Передаётся, от Абу Са‘ида аль-Худри и Абу Хурайры, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда люди сидят, поминая Аллаха, их обязательно окружают ангелы, и покрывает их милость, и нисходит на них спокойствие, и поминает их Аллах среди тех, кто находится пред Ним».[3]
И от Абу Мусы аль-Ашь’ари, да будет доволен им Аллах, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поминающий своего Господа, и тот, кто не поминает своего Господа, подобны живому и мёртвому».[4]
Говоря о пользе поминания, Ибн аль-Каййим называет более ста полезных свойств его, некоторые из которых он упомянул в своей великой книге «Благодатный дождь благих слов» /Аль-вабиль ас-саййиб мин аль-калим ат-таййиб/.
Поминание Аллаха — это пища для сердца и духа. Оно придаёт силу сердцу и телу, озаряет сердце и лицо, избавляет сердце от тревоги и печали, прогоняет и ослабляет шайтана, вызывает довольство Милостивого.
Воистину, следствием поминания становится то, что и Всевышний Аллах поминает Своего раба. И одного этого достаточно, чтобы понять какое достоинство и почёт содержит в себе такая вещь, как поминание Аллаха. А что тогда сказать, если поминание Аллаха порождает любовь, которая является духом покорности, осью жерновов религии, а также счастья и спасенья.
Поминание несёт жизнь сердцу и внушает верующему благоговейный страх пред Господом и осознание Его величия.
Поминание раскрывает великие врата из врат познания. Чем больше верующий поминает Аллаха, тем больше он узнаёт.
Поминание приносит с собой осознание того, что Аллах видит нас везде и всегда, способствует возвращению к довольству Всевышнего Аллаха. Когда человек часто возвращается к Аллаху посредством поминания Его, это заставляет его сердце обращаться к Нему в любых обстоятельствах. Всевышний для него — прибежище и защита, кибла сердца его и Тот, к Кому устремляется он, когда случается беда.
Поминание устраняет грехи, а также устраняет пропасть между рабом и Всевышним Господом, ибо между беспечным и Господом — пропасть, которую не способно устранить ничто, кроме поминания.
Поминание является причиной того, что Всемогущий Господь подтверждает правдивость раба, когда он поминает Его. Ведь, поистине, поминание— это сообщение о Всевышнем Аллахе, содержащее в себе Качества Его Совершенства и Атрибуты Его Величия. И если раб говорит об этих Высочайших Атрибутах, то Господь подтверждает его правдивость. А тот, чью правдивость подтвердил Всевышний Аллах, тот не будет собран с лжецами. И есть надежда, что он будет собран с правдивыми.
Слова поминания представляют собой защиту и крепость раба от всех болезней, прежде чем они постигнут его, например: от сглаза, колдовства и других недугов сердца и тела, которые известны людям или неизвестны.
Поминание Аллаха – это райские саженцы.
Имя поминающего Аллаха запишется в свитке тех, кто премного восхваляет Его, и он окажется вместе с ними в День Суда. И тебе достаточно в этом достоинства и почёта!
Поминание Всемогущего Аллаха— один из важнейших факторов, помогающих человеку подчиняться Ему. Ведь поистине, поминание делает любимым для человека подчинение Аллаху и делает его лёгким для него.
Но каким же должно быть наше поминание? Может ли простым движениям языка придаваться столь огромное значение?
Имам Ибн аль-Каййим замечательно отвечает на этот вопрос. Он пишет: «Под поминанием не подразумевается простое поминание языком, а подразумевается поминание сердцем и языком. Поминание Аллаха включает в себя поминание Его имён и качеств, а также поминание Его велений и запретов, и поминание Его посредством Его слов. А это предполагает познание Его и веру в Него и Его качества, указывающие на Его совершенство, и описания, свидетельствующие о Его величии, а также вознесение Ему хвалы в разных формах. А всё это невозможно без единобожия. Правильное поминание Аллаха предполагает всё вышеперечисленное, а также поминание Его милостей и даруемых Им благ и Его благодеяний по отношению к Его творениям»[5].
Таким образом, наилучшее и самое полезное поминание — когда верующий поминает своего Господа и сердцем, и языком, повторяя слова восхваления, которые произносил Пророк, мир ему и благословение Аллаха, и пропускает через себя их глубочайший смысл.
По своей милости и щедрости Всевышний Аллах дал нам возможность получать шариатские знания, познавать Его совершенную религию и жить в соответствии с этими знаниями. И поэтому, основываясь на слова Всевышнего Аллаха: «Вот ваш Господь возвестил: “Если вы будете благодарны, то Я одарю вас ещё большим. А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки”» (Сура 14 «Ибрахим», аят 7), я решил составить небольшую работу, посвящённую поминанию Аллаха, чтобы тем самым принести пользу себе и другим мусульманам. Также, одна из важных причин, которая побудила меня к написанию этой книги, это то, что большинство мусульман в сегодняшнее время, к большому сожалению, относятся пренебрежительно к утренним и вечерним поминаниям Аллаха. И всё это исходит либо по невежеству, либо из-за лени, и ни один мусульманин независимо от того, знающим является ли он или только стремится к приобретению знания, не может обойтись без слов поминания Аллаха по утрам и вечерам. Эта книга, несмотря на свою краткость, содержит в себе то, в чём нуждается каждый верующий, желающий себе счастья мира этого и мира следующего.
Я прошу Всемогущего и Великого Аллаха помочь нам поминать и благодарить Его многократно, и должным образом поклоняться Ему. И я молю Всевышнего сделать, чтобы этот труд был посвящён только Ему, был принятым Им, и чтобы Он простил наши ошибки. Молю Аллаха указать нам правильный путь, уберечь от всевозможных отклонений, даровать нам новые блага и помочь нам следовать примеру нашего пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, во всех наших словах и делах, ведь Он – Щедрый, Дарующий. Надеюсь на помощь Аллаха, уповаю на Него и приношу Ему своё покаяние. Достаточно нам Аллаха, нет мощи и силы ни у кого, кроме Всемогущего и Мудрого Аллаха.
Хвала Аллаху, Господу миров, и да благословит Он нашего пророка Мухаммада, членов его семьи, а также всех остальных пророков и праведников каждый раз, как его будут поминать поминающие. Хвала Аллаху, Который помог нам завершить эту работу! Если она будет одобрена мусульманами, то лишь по милости Аллаха, а если в ней есть недостатки, мы просим прощения у Аллаха и приносим извинения читателям.
Хвала Аллаху – Господу миров!
«Эта книга была завершена мною 12 Сафар 1438 года хиджры, что соответствует 12 ноября 2016 года».
Время утренних и вечерних слов поминания Аллаха
Во многих достоверных хадисах есть указание на слова поминания Аллаха, которые следует произносить по утрам и вечерам. Однако среди учёных есть разногласие, когда начинается и заканчивается время вечерних и утренних поминаний.
Среди учёных есть те, кто считал, что утренние поминания начинаются с появлением утренней зари, то есть с наступлением времени утренней молитвы и заканчиваются после восхода солнца. Некоторые сказали, что время утренних поминаний Аллаха начинается с появлением утренней зари и длится до времени полуденной /зухр/ молитвы. И это мнение является наиболее правильным в данном вопросе, так как отсутствует прямой и ясный шариатский довод, указывающий на окончание времени утренних поминаний Аллаха. А раз так, то необходимо возвратиться к определению конца времени утренних поминаний Аллаха в арабском языке, и мы найдём, что слово «Субх — Утро» в словарях арабского языка заканчивается в полдень, во время обеденной молитвы. И ты увидишь, что учёные арабского языка пишут: «Утро /сабах/ противоположное слову «Вечер» /маса/»[6]. Общеизвестно, что вечер у учёных арабского языка начинается с полудня, а, это значит, что утро длится до полудня. И этого мнения придерживались такие великие учёные, как правовед этого столетия Мухаммад ибн Салих аль-’Усаймин,[7] а также учёные постоянного комитета Королевства Саудовской Аравии во главе с шейхом ’Абдуль-Азиз ибн Базом[8], да будет доволен ими обоими Аллах.
Что касается вечерних поминаний Аллаха, то одни учёные считали, что их время начинается с предвечерней /‘аср/ молитвы и длится до заката солнца. Другие же сказали, что время вечерних поминаний Аллаха начинается после полудня, а это время с полуденной молитвы /зухр/, и длится до наступления полной темноты, это время между вечерней /магриб/ и ночной /‘иша/ молитвой. И это мнение является наиболее правильным в данном вопросе.
Мухаммад аль-Амин аш-Шанкыти, да помилует его Аллах, сказал: «Вечер /маса/ в арабском языке применяется к тому времени, которое начинается с полуденной молитвы /зухр/ и длится до наступления ночи»[9].
Ибн Хаджр аль-’Аскаляни, да помилует его Аллах, сказал: «Вечер /маса/ применяется ко времени, которое начинается после полудня и длится до наступления полной темноты»[10].
Этого же мнения придерживался ханафитский учёный Бадруддин аль-’Айни в своей книге «’Умдату аль-Карий»[11], а также Мухаммад ас-Сархасий в своей книге «аль-Мабсут»[12].
УТРЕННИЕ ПОМИНАНИЯ АЛЛАХА
- «Мы дожили до утра, и этим утром вся власть, и вся хвала принадлежит Аллаху, и нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, Единого, у Которого нет сотоварища. Ему принадлежит вся власть, хвала, и Он над каждой вещью мощен. О Господь мой, я прошу Тебя о благе того, что будет в этот день, и о благе того, что за ним последует, и прошу у Тебя защиты от зла того, что будет в этот день, и зла того, что за ним последует. Господь мой, я прибегаю к Тебе за защитой от лени и плохой старости. Господь мой, я прошу у Тебя защиты от мучений в Аду и от мучений в могиле».[13]
أَصْبَحْـنَا وَأَصْبَحَ الـمُـلْكُ لِلَّهِ، وَالـحَمْدُ لِلَّهِ، لَا إِلَهَ إلَّا اللَّهُ، وَحْدَهُ لَا شَرِيكَ لَهُ، لَهُ الـمُـلْكُ، ولَهُ الـحَمْـدُ، وهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيـرٌ، رَبِّ أسْـأَلُـكَ خَـيْرَ مَا فِـي هـَذَا اليَوْمِ، وَخَـيْرَ مَا بَعْـدَهُ، وَأَعُـوذُ بِكَ مِنْ شَـرِّ مَا فِـي هـَذَا الْيَوْمِ، وَشَرِّ مَا بَعْـدَهُ، رَبِّ أَعُـوذُ بِكَ مِنَ الْكَسَـلِ، وَسُـوءِ الكِـبَرِ، رَبِّ أَعُـوذُ بِكَ مِنْ عَـذَابٍ فِـي النَّـارِ، وَعَـذَابٍ فِـي القَـبْرِ.
/Асбахна ва асбахаль мульку ли-Лляхи вальхамду ли-Лляхи, ля иляха илляЛлаху вахдаху ля шарикя лях, ляхуль мульку ва ляхуль хамду ва хуа ‘аля кулли шайин къадир. Рабби, ас’алюкя хайра ма фи хазаль йауми ва хайра ма ба’даху ва а’узу бикя мин шарри ма фи хазаль йауми ва шарри ма ба’даху! Рабби, а’узу бикя мин аль-кясали ва суиль кибари! Рабби, а’узу бикя мин ’азабин финнари ва ’азабин филь къабри/.
- «О Аллах, благодаря Тебе мы дожили до утра и благодаря Тебе мы доживём до вечера, благодаря Тебе мы живём, и Ты лишаешь нас жизни, и к Тебе возвращение».[14]
اللَّهُـمَّ بِكَ أَصْـبَحْنَا، وَبِكَ أَمْسَـيْنَا، وَبِكَ نَـحْـيَا، وَبِكَ نَـمـُوتُ، وَإِلَـيْكَ النُّـشُورُ.
/Аллахумма, бикя асбахна, ва бикя амсайна, ва бикя нахйа, ва бикя наму-ту ва иляй-кя-н-нушур/
- «О Аллах, Ты − Господь мой, и нет божества, достойного поклонения, кроме Тебя. Ты создал меня, и я − Твой раб, и я придерживаюсь завета, данного Тебе по мере своих сил, и я верю в Твоё обещание. Я прибегаю к Твоей защите от зла того, что я сделал. Я признаю милость Твою, которой Ты меня наделил, и признаю грех свой, так прости же меня, ибо, поистине, никто не прощает грехов, кроме Тебя!».[15]
اللَّهُـمَّ أَنْتَ رَبِّـي لَا إِلَهَ إلَّا أَنْتَ، خَلَقْتَنـِي وَأَنَا عَبْـدُك، وَأَنَا عَلَى عَهْـدِكَ وَوَعْـدِكَ مَا اسْتَـطَعْـتُ، أَعُـوذُ بِكَ مِنْ شَـرِّ مَا صَنَـعْتُ، أَبُـوءُ لَـكَ بِـنِـعْـمَتِـكَ عَلَـيَّ، وَأَبُـوءُ بِذَنْـبِـي فَاغْفـِرْ لِي، فَإِنَّـهُ لَا يَغْـفِرُ الذُّنـُوبَ إِلَّا أَنْتَ.
/Аллахумма, Анта Рабби, ля иляха илля Анта, халяктани ва ана ’абдукя, ва ана ‘аля ’ахдикя ва ва’дикя мастата’ту. А’узу бикя мин шарри ма сана’ту, абу’у лякя бини’матикя ’аляййя, ва абу’у б-занби, фагъфир ли, фаиннаху ля йагъфиру зунуба илля Анта/
- «О Аллах, Знающий сокровенное и явное, Первосоздатель небес и земли, Господь всякой вещи и Властелин её! Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Тебя, и прибегаю к Тебе за защитой от зла своей души и от зла шайтана и его многобожия»[16].
اللَّهُمَّ عَالِـمَ الْغَيْبِ وَالشَّهَادَةِ، فَاطِرَ السَّمَوَاتِ وَالأَرْضِ، رَبَّ كُلِّ شَيْءٍ وَمَلِيكَهُ، أَشْهَدُ أَلَّا إِلَـهَ إِلَّا أَنْتَ، أَعُوذُ بِكَ مِنْ شَرِّ نَفْسِي، وَشَرِّ الشَّيْطَانِ وَشِـرْكِهِ.
/Аллахумма ‘Алималь гъайби ва-ш-шахадати, Фатыра-с-самавати валь арды, Рабба кулли шай’ин ва Маликаху, ашхаду алля иляха илля Анта, а‘узу бикя мин шарри нафсий, ва шарри-ш-шайтани, ва ширких/
- Чтение суры «аль-Ихлас» /«Искренность»/ три раза:
Во имя Аллаха, Всемилостивого, Милосердного!
«Скажи: “Он — Аллах Единый, Аллах Самодостаточный. Он не родил и не был рожден, и нет никого, равного Ему”».
بِسْمِ اللَّـهِ الرَّحْمَـٰنِ الرَّحِيمِ
﴿ قُلْ هُوَ اللَّـهُ أَحَدٌ * اللَّـهُ الصَّمَدُ * لَمْ يَلِدْ وَلَمْ يُولَدْ * وَلَمْ يَكُن لَّهُ كُفُوًا أَحَدٌ ﴾
Чтение суры «аль-Фаляк» /«Рассвет»/ три раза:
Во имя Аллаха, Всемилостивого, Милосердного!
«Скажи: “Я прибегаю к защите Господа рассвета от зла того, что Он сотворил, и от зла мрака, когда он покрывает, и от зла колдуний, дующих на узлы, и от зла завистника, когда он завидует”».
بِسْمِ اللَّـهِ الرَّحْمَـٰنِ الرَّحِيمِ
﴿ قُلْ أَعُوذُ بِرَبِّ الْفَلَقِ * مِن شَرِّ مَا خَلَقَ * وَمِن شَرِّ غَاسِقٍ إِذَا وَقَبَ * وَمِن شَرِّ النَّفَّاثَاتِ فِي الْعُقَدِ * وَمِن شَرِّ حَاسِدٍ إِذَا حَسَدَ ﴾
Чтение суры «ан-Нас» /«Люди»/ три раза:
Во имя Аллаха, Всемилостивого, Милосердного!
«Скажи: “Я прибегаю к защите Господа людей, Царя людей, Бога людей, От зла наущателя исчезающего (при поминании Аллаха), который наущает в груди людей, из числа джиннов и людей”».[17]
بِسْمِ اللَّـهِ الرَّحْمَـٰنِ الرَّحِيمِ
﴿* قُلْ أَعُوذُ بِرَبِّ النَّاسِ * مَلِكِ النَّاسِ * إِلَـٰهِ النَّاسِ * مِن شَرِّ الْوَسْوَاسِ الْخَنَّاسِ الَّذِي يُوَسْوِسُ فِي صُدُورِ النَّاسِ * مِنَ الْجِنَّةِ وَالنَّاسِ ﴾
- «С именем Аллаха, с именем Которого ничто не причинит вреда ни на земле, ни на небе, ведь Он — Слышащий, Знающий!».[18] (Эти слова следует произносить трижды).
بِسْـمِ اللهِ الَّذِيْ لَا يَضُـرُّ مَعَ اسْـمِـهِ شَيْءٌ فـِي الأَرْضِ وَ لَا فـِي السَّمـَاءِ، وَهُـوَ السَّمِـيْعُ العَلِـيْمُ.
/Бисми-Лляхи аллязи ля йадурру ма’а исмихи шайун филь арди ва ля фис-самаи ва хуа ас-Сами’уль ’Алиму/
- «О Аллах, милости, оказанные этим утром мне или кому-либо иному из Твоих созданий, исходят только от Тебя, и нет у Тебя сотоварища! Только Тебе вся хвала и только Тебе вся благодарность!».[19]
اللَّهُـمَّ مَا أَصْبـَحَ بِـي مِـنْ نِعْـمَةٍ، أَوْ بِأَحَـدٍ مِـنْ خَلْـقِكَ؛ فَمِـنْكَ وَحْـدَكَ لَا شَرِيْكَ لَـكَ، فَلَـكَ الـحَمْـدُ، وَلَـكَ الشُّكْـرُ.
/Аллахумма, ма асбаха би мин ни’матин ау би ахадин мин халькыкя фаминкя вахдакя ля шарикя лякя, фалякяль хамду ва лякяш-шукру/
- «Достаточно мне Аллаха, нет божества, достойного поклонения, кроме Него, только на Него я уповаю, и Он — Господь великого трона».[20] (Эти слова следует произносить семь раз).
حَسْبِـيَ اللَّهُ لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ، عَلَـيْهِ تَوَكَّـلْتُ، وَهُوَ رَبُّ العَرْشِ العَظـِيمِ.
/Хасбия-Ллаху, ля иляха илля хуа, ’аляйхи таваккяльту ва хуа Раббуль ’аршиль ’азыйм/
- «О Аллах, поистине, я прошу Тебя, избавления от всего плохого в мире этом и в мире ином, о Аллах, поистине, я прошу Тебя о прощении и избавлении от всего плохого во всём, что касается моей религии, моих мирских дел, моей семье и моего имущества! О Аллах, прикрой мою наготу и огради меня от страха, о Аллах, защити меня спереди, сзади, справа, слева и сверху, и я прибегаю за защитой к величию Твоему от того, чтобы быть предательски убитым снизу!».[21]
اللَّهُـمَّ إِنِّـي أَسْـأَلُـكَ العـَافِـيَةَ فِي الدُّنْـيَا وَالآخِـرَةِ، اللَّهُـمَّ إِنِّـي أَسْـأَلُـكَ العَـفْوَ وَالعـَافِـيَةَ فِي دِيـنِـي وَدُنْـيَايَ، وَأَهْـلِي وَمَالِـي، اللَّهُـمَّ اسْتُـرْ عَـوْرَاتِـي، وَآمِـنْ رَوْعَاتِـي، اللَّهُـمَّ احْفَظْـنِـي مِنْ بَـيْنِ يَدَيَّ، وَمِنْ خَلْفِـي، وَعَنْ يَـمِـينـِي، وَعَنْ شِـمـَالِـي، وَمِنْ فَوْقـِي، وَأَعُـوذُ بِعَظَمَـتِكَ أَنْ أُغْـتَالَ مِنْ تَـحْـتِـي.
/Аллахумма, инни ас’алю-кя аль-’афийата фиддунья валь ахирати, Аллахумма, инни ас’алюкя аль-’афуа валь-’афийата фи диний, ва дуньяйа, ва ахлий, ва малий. Аллахумма-стур ’ауратий ва аамин рау’атий, Аллахумма ихфазъни мин байни йадаййа, ва мин хальфий, ва ’ан йаминий, ва ’ан шималий ва мин фаукъий, ва а’узу би-’азаматикя ан угъталя мин тахтий/
- «Мы дожили до утра на естестве /фитре/ Ислама и согласно слову искренности, исповедуя религию нашего пророка Мухаммада и религию нашего отца Ибрахима, который был единобожником /ханифом/ и мусульманином и не был из числа многобожников».[22]
أَصْـبَحْنَا عَلَـى فِطْـرَةِ الإِسْلَامِ، وَ كَلِـمَةِ الإِخْـلَاصِ، وَ دِينِ نَبِـيِّنَا مُـحَـمَّدٍ، وَ مِلَّـةِ أَبِينَـا إِبْـراهِيـمَ حَنِيـفًا مُسْلِـمًا، وَمَـا كـَانَ مِنَ الـمُـشْـرِكيـنَ.
/Асбахна ’аля фитратиль ислами ва кялиматиль ихляс ва дини набиййна Мухаммадин, ва милляти абина Ибрахима ханифан муслиман ва ма кяна миналь мушрикин/
- «Нет божества, достойного поклонения кроме Аллаха, Единого, у Которого нет сотоварища. Только Ему принадлежит вся власть, хвала и Он над каждой вещью мощен!».[23]
لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ، وَحْـدَهُ لَا شَـرِيكَ لَهُ، لَهُ الـمُـلْكُ، وَلَهُ الحَمْـدُ، وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ.
/Ля иляха илля-Ллаху вахдаху ля шарикя лях, ляхуль мульку ва ляхуль хамду ва хуа ’аля кулли шайин къадир/
- «О Живой, о Вседержитель, я обращаюсь за защитой к милосердию Твоему, приведи в порядок все мои дела и никогда не доверяй меня душе моей ни на мгновение!».[24]
يَا حَـيُّ؛ يَا قَيُّـومُ؛ بِـرَحـْمَـتِكَ أَسْتَـغـِيْثُ، أَصْلِـحْ لِـي شَـأْنِـي كُلَّـهُ، وَلَا تَكِلْـنِـي إِلَى نَفْـسِي طَـرْفَةَ عَـيْنٍ.
/Йа Хаййу, йа Къаййюму, бирахматикя астагъису, аслих ли ша’ни кулляху ва ля такильни иля нафсий тарфата ’айн/
- «Поистине, этим утром я воздаю Тебе хвалу и свидетельствую, что нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха».[25] (Эти слова следует произносить три раза)
أَصْبَحْتُ أُثْنِـي عَلَيْكَ حَـمْدًا، وَ أَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ.
/Асбахту усний ’алайкя хамдан ва ашхаду ан ля иляха илля-Ллаху/
- «Пречист Аллах от всяких недостатков и хвала Ему»[26].(Эти слова следует произносить сто раз).
سُبْحَـانَ اللهِ وَبِـحَمْـدِهِ.
/Субхана-Ллахи ва бихамдихи/
- «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, Единого, у Которого нет сотоварища. Только Ему принадлежит вся власть, хвала и Он над каждой вещью мощен!».[27] (Эти слова следует произносить утром сто раз).
لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ، وَحْـدَهُ لَا شَـرِيكَ لَهُ، لَهُ الـمُـلْكُ، وَلَهُ الحَمْـدُ، وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ.
/Ля иляха илля-Ллаху вахдаху ля шарикя лях, ляхуль мульку ва ляхуль хамду ва хуа ’аля кулли шайин къадир/
ВЕЧЕРНИЕ ПОМИНАНИЯ АЛЛАХА
- «Мы дожили до вечера, и этим вечером вся власть и вся хвала принадлежит Аллаху, и нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, Единого, у Которого нет сотоварища. Ему принадлежит вся власть, хвала и Он над каждой вещью мощен. О Господь мой, я прошу Тебя о благе того, что будет в эту ночь, и о благе того, что за ней последует, и прошу у Тебя защиты от зла того, что будет в эту ночь, и зла того, что за ней последует. Господь мой, я прибегаю к Тебе за защитой от лени и плохой старости. Господь мой, я прошу у Тебя защиты от мучений в Аду и от мучений в могиле».
أَمْسَيْنَا وَأَمْسَى الـمُـلْكُ لِلَّهِ، وَالـحَمْدُ لِلَّهِ، لَا إِلَهَ إلَّا اللَّهُ، وَحْدَهُ لَا شَرِيكَ لَهُ، لَهُ الـمُـلْكُ، ولَهُ الـحَمْـدُ، وهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيـرٌ، رَبِّ أسْـأَلُـكَ خَـيْرَ مَا فِـي هَـذِهِ اللَّيْلَةِ، وَخَـيْرَ مَا بَعْـدَهَا، وَأَعُـوذُ بِكَ مِنْ شَـرِّ مَا فِـي هَـذِهِ اللَّيْلَةِ، وَشَرِّ مَا بَعْـدَهَا، رَبِّ أَعُـوذُ بِكَ مِنَ الْكَسَـلِ، وَسُـوءِ الكِـبَرِ، رَبِّ أَعُـوذُ بِكَ مِنْ عَـذَابٍ فِـي النَّـارِ، وَعَـذَابٍ فِـي القَـبْرِ.
/Амсайна ва амсаль мульку ли-Лляхи вальхамду ли-Лляхи, ля иляха илляЛлаху вахдаху ля шарикя лях, ляхуль мульку ва ляхуль хамду ва хуа ‘аля кулли шайин къадир. Рабби, ас’алюкя хайра ма фи хазихи-ль-лейляти ва хайра ма ба’адаха ва а’узу бикя мин шарри ма фи хазихи-ль-лейляти ва шарри ма ба’адаха! Рабби, а’узу бикя мин аль-кясали ва суиль кибари! Рабби, а’узу бикя мин ’азабин финнари ва ’азабин филь къабри/.
- «О Аллах благодаря Тебе мы дожили до вечера и благодаря Тебе мы доживём до утра, благодаря Тебе мы живём, и Ты лишаешь нас жизни, и к Тебе возвращение».
اللَّهُـمَّ بِكَ أَمْسَـيْنَا، وَبِكَ أَصْـبَحْنَا، وَبِكَ نَـحْـيَا، وَبِكَ نَـمـُوتُ، وَإِلَـيْكَ الـمَصِيرُ.
/Аллахумма, бикя амсайна, ва бикя асбахна, ва бикя нахйа, ва бикя наму-ту ва иляйкя аль-масыйр/
- «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, Единого, у Которого нет сотоварища. Ему только принадлежит вся власть, хвала и Он над каждой вещью мощен!». (Эти слова следует произносить один раз).
لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ، وَحْـدَهُ لَا شَـرِيكَ لَهُ، لَهُ الـمُـلْكُ، وَلَهُ الحَمْـدُ، وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ.
/Ля иляха илля-Ллаху вахдаху ля шарикя лях, ляхуль мульку ва ляхуль хамду ва хуа ’аля кулли шайин къадир/
- «О Аллах, Ты − Господь мой, и нет божества, достойного поклонения, кроме Тебя. Ты создал меня, и я − Твой раб, и я придерживаюсь завета, данного Тебе по мере своих сил, и я верю в Твоё обещание. Я прибегаю к Твоей защите от зла того, что я сделал. Я признаю милость Твою, которой Ты меня наделил, и признаю грех свой, так прости же меня, ибо, поистине, никто не прощает грехов, кроме Тебя!».
اللَّهُـمَّ أَنْتَ رَبِّـي لَا إِلَهَ إلَّا أَنْتَ، خَلَقْتَنـِي وَأَنَا عَبْـدُك، وَأَنَا عَلَى عَهْـدِكَ وَوَعْـدِكَ مَا اسْتَـطَعْـتُ، أَعُـوذُ بِكَ مِنْ شَـرِّ مَا صَنَـعْتُ، أَبُـوءُ لَـكَ بِـنِـعْـمَتِـكَ عَلَـيَّ، وَأَبُـوءُ بِذَنْـبِـي فَاغْفـِرْ لِي، فَإِنَّـهُ لَا يَغْـفِرُ الذُّنـُوبَ إِلَّا أَنْتَ.
/Аллахумма, Анта Рабби, ля иляха илля Анта, халяктани ва ана ’абдукя, ва ана ‘аля ’ахдикя ва ва’дикя мастата’ту. А’узу бикя мин шарри ма сана’ту, абу’у лякя бини’матикя ’аляййя, ва абу’у б-занби, фагъфир ли, фаиннаху ля йагъфиру зунуба илля Анта/
- «О Аллах, Знающий сокровенное и явное, Первосоздатель небес и земли, Господь всякой вещи и Властелин её! Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Тебя, и прибегаю к Тебе за защитой от зла своей души и от зла шайтана и его многобожия».
اللَّهُمَّ عَالِـمَ الْغَيْبِ وَالشَّهَادَةِ، فَاطِرَ السَّمَوَاتِ وَالأَرْضِ، رَبَّ كُلِّ شَيْءٍ وَمَلِيكَهُ، أَشْهَدُ أَلَّا إِلَـهَ إِلَّا أَنْتَ، أَعُوذُ بِكَ مِنْ شَرِّ نَفْسِي، وَشَرِّ الشَّيْطَانِ وَشِـرْكِهِ.
/Аллахумма ‘Алималь гъайби ва-ш-шахадати, Фатыра-с-самавати валь арды, Рабба кулли шай’ин ва Маликаху, ашхаду алля иляха илля Анта, а‘узу бикя мин шарри нафсий, ва шарри-ш-шайтани, ва ширких/
- «Достаточно мне Аллаха, нет божества, достойного поклонения, кроме Него, на Него я только уповаю, и Он — Господь великого трона». (Эти слова следует произносить семь раз).
حَسْبِـيَ اللَّهُ لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ، عَلَـيْهِ تَوَكَّـلْتُ، وَهُوَ رَبُّ العَرْشِ العَظـِيمِ.
/Хасбия-Ллаху, ля иляха илля хуа, ’аляйхи таваккяльту ва хуа Раббуль ’аршиль ’азыйм/
- Чтение суры «аль-Ихлас» /«Искренность»/ три раза:
Во имя Аллаха Всемилостивого, Милосердного!
«Скажи: “Он — Аллах Единый, Аллах Самодостаточный. Он не родил, и не был рожден, и нет никого, равного Ему”».
بِسْمِ اللَّـهِ الرَّحْمَـٰنِ الرَّحِيمِ
﴿ قُلْ هُوَ اللَّـهُ أَحَدٌ * اللَّـهُ الصَّمَدُ * لَمْ يَلِدْ وَلَمْ يُولَدْ * وَلَمْ يَكُن لَّهُ كُفُوًا أَحَدٌ ﴾
Чтение суры «аль-Фаляк» /«Рассвет»/ три раза:
Во имя Аллаха Всемилостивого, Милосердного!
«Скажи: “Я прибегаю к защите Господа рассвета от зла того, что Он сотворил, и от зла мрака, когда он покрывает, и от зла колдуний, дующих на узлы, и от зла завистника, когда он завидует”».
بِسْمِ اللَّـهِ الرَّحْمَـٰنِ الرَّحِيمِ
﴿ قُلْ أَعُوذُ بِرَبِّ الْفَلَقِ * مِن شَرِّ مَا خَلَقَ * وَمِن شَرِّ غَاسِقٍ إِذَا وَقَبَ * وَمِن شَرِّ النَّفَّاثَاتِ فِي الْعُقَدِ * وَمِن شَرِّ حَاسِدٍ إِذَا حَسَدَ ﴾
Чтение суры «ан-Нас» /«Люди»/ три раза:
Во имя Аллаха Всемилостивого, Милосердного!
«Скажи: “Я прибегаю к защите Господа людей, Царя людей, Бога людей, От зла наущателя исчезающего (при поминании Аллаха), который наущает в груди людей, из числа джиннов и людей”».
بِسْمِ اللَّـهِ الرَّحْمَـٰنِ الرَّحِيمِ
﴿* قُلْ أَعُوذُ بِرَبِّ النَّاسِ * مَلِكِ النَّاسِ * إِلَـٰهِ النَّاسِ * مِن شَرِّ الْوَسْوَاسِ الْخَنَّاسِ الَّذِي يُوَسْوِسُ فِي صُدُورِ النَّاسِ * مِنَ الْجِنَّةِ وَالنَّاسِ ﴾
- «С именем Аллаха, с именем Которого не повредит ничего на земле и на небесах, и Он — Слышащий, Знающий». (Эти слова следует произносить трижды).
بِسْـمِ اللهِ الَّذِيْ لَا يَضُـرُّ مَعَ اسْـمِـهِ شَيْءٌ فـِي الأَرْضِ وَ لَا فـِي السَّمـَاءِ، وَهُـوَ السَّمِـيْعُ العَلِـيْمُ.
/Бисми-Лляхи аллязи ля йадурру ма’а исмихи шайун филь арди ва ля фис-самаи ва хуа ас-Сами’уль ’Алим/.
- «О Аллах, поистине, я прошу Тебя избавления от всего плохого в мире этом и в мире ином, о Аллах, поистине, я прошу Тебя о прощении и избавлении во всём, что касается моей религии, моих мирских дел, моей семьи и моего имущества! О Аллах, прикрой мою наготу и огради меня от страха, о Аллах, защити меня спереди, сзади, справа, слева и сверху, и я прибегаю за защитой к величию Твоему от того, чтобы быть предательски убитым снизу!».
اللَّهُـمَّ إِنِّـي أَسْـأَلُـكَ العـَافِـيَةَ فِي الدُّنْـيَا وَالآخِـرَةِ، اللَّهُـمَّ إِنِّـي أَسْـأَلُـكَ العَـفْوَ وَالعـَافِـيَةَ فِي دِيـنِـي وَدُنْـيَايَ، وَأَهْـلِي وَمَالِـي، اللَّهُـمَّ اسْتُـرْ عَـوْرَاتِـي، وَآمِـنْ رَوْعَاتِـي، اللَّهُـمَّ احْفَظْـنِـي مِنْ بَـيْنِ يَدَيَّ، وَمِنْ خَلْفِـي، وَعَنْ يَـمِـينـِي، وَعَنْ شِـمـَالِـي، وَمِنْ فَوْقـِي، وَأَعُـوذُ بِعَظَمَـتِكَ أَنْ أُغْـتَالَ مِنْ تَـحْـتِـي.
/Аллахумма, инни ас’алю-кя аль-’афийата фиддунья валь ахирати, Аллахумма, инни ас’алюкя аль-’афуа валь-’афийата фи диний, ва дуньяйа, ва ахлий, ва малий. Аллахумма-стур ’ауратий ва аамин рау’атий, Аллахумма ихфазъни мин байни йадаййа, ва мин хальфий, ва ’ан йаминий, ва ’ан шималий ва мин фаукъий, ва а’узу би-’азаматикя ан угъталя мин тахтий/
- «О Живой, о Вседержитель, я обращаюсь за защитой к милосердию Твоему, приведи в порядок все мои дела и никогда не доверяй меня душе моей ни на мгновение!».
يَا حَـيُّ؛ يَا قَيُّـومُ؛ بِـرَحـْمَـتِكَ أَسْتَـغـِيْثُ، أَصْلِـحْ لِـي شَـأْنِـي كُلَّـهُ، وَلَا تَكِلْـنِـي إِلَى نَفْـسِي طَـرْفَةَ عَـيْنٍ.
/Йа Хаййу, йа Къаййюму, бирахматикя астагъису, аслих ли ша’ни кулляху ва ля такильни иля нафсий тарфата ’айн/
- «Поистине, этим вечером я воздаю Тебе хвалу и свидетельствую, что нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха». (Эти слова следует произносить три раза)
أَمْسَيْتُ أُثْنِـي عَلَيْكَ حَـمْدًا، وَ أَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ.
/Амсайту усний ’алайкя хамдан ва ашхаду ан ля иляха илля-Ллаху/
- «О Аллах, милости, оказанные этим вечером мне или кому-либо иному из Твоих созданий, исходят только от Тебя, и нет у Тебя сотоварища! Только Тебе вся хвала и только Тебе вся благодарность!».
اللَّهُـمَّ مَا أَمْسَى بِـي مِـنْ نِعْـمَةٍ، أَوْ بِأَحَـدٍ مِـنْ خَلْـقِكَ؛ فَمِـنْكَ وَحْـدَكَ لَا شَرِيْكَ لَـكَ، فَلَـكَ الـحَمْـدُ، وَلَـكَ الشُّكْـرُ.
/Аллахумма, ма амса би мин ни’матин ау би ахадин мин халькыкя фаминкя вахдакя ля шарикя лякя, фалякяль хамду ва лякяш-шукру/
- «Пречист Аллах от всяких недостатков и хвала Ему». (Эти слова следует произносить сто раз).
سُبْحَـانَ اللهِ وَبِـحَمْـدِهِ.
/Субхана-Ллахи ва бихамдихи/
- «Я прибегаю за защитой к совершенным словам Аллаха от зла того, что Он сотворил».[28] (Эти слова следует произносить один раз вечером).
أَعُـوذُ بِكَلِمَـاتِ اللَّهِ الـتَّـامَّـاتِ مِنْ شَـرِّ مَا خَلَقَ.
/А’узу би-кялимати Лляхи-т-таммати мин шарри ма халяк/
Список использованной литературы
Литература на арабском языке
- Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн Исма’иль Аль-Бухари. Сахих аль-Бухари. Под редакцией Мухаммад Зухейр ан-Насыр; — Бейрут: Дар аль-Минхадж, 1429 г.х., 2-ое изд.
- Абу аль-Хусейн Муслим ибн аль-Хаджадж аль-Кушайрий. Сахих Муслим. Под редакцией Мухаммад Зухейр ан-Насыр; — Джидда, КСА: Дар аль-Минхадж, 1433 г.х., 1-ое изд.
- Абу ’Абд ар-Рахман Ахмад ибн Шу’айб ибн Али, с исследованием аль-Альбани. Сунан ан-Насаи. Под ред. Абу ’Убайды Машхура ибн Хасана аль-Сальмана; — Эр-Рияд, КСА: Мактабу аль-Ма’ариф, изд. 1-ое.
- Абу Дауд Сулейман ибн аль-Аш’ас ас-Сиджистани, с исследованием аль-Альбани. Сунан Абу Дауд. Под ред. Абу ’Убайды Машхура ибн Хасана аль-Сальмана; — Эр-Рияд, КСА: Мактаб аль-Ма’ариф, изд. 2-ое.
- Абу ’Иса Мухаммад ибн ’Иса ибн Саврата, с исследованием Башшар ’Аввад Ма’руф. Джами’ ат-Тирмизи; — Бейрут: Дар аль-Гарб аль-Ислями, 1996 г., 1-ое изд.
- Абу ’Абдуллах Мухаммад ибн Йазид аль-Казвини, с исследованием ’Исам Муса Хадий. Сунан ибн Маджах; — аль-Джубайл, КСА: Дар ас-Сыддик, 2010 г., 1-ое изд.
- Мухаммад Насыр ад-Дин аль-Альбани. Сильсилят аль-Ахадис ас-Сахиха; — Эр-Рияд, КСА: Мактаб аль-Ма’ариф, изд. 2-ое.
- аль-Хафиз Ахмад ибн Хаджар аль-‘Аскаляни. Натаидж аль-Афкяр. С комм. Хамди ’Абдуль-Маджид ас-Саляфи; — Дамаск, Бейрут: Дар ибн Кясир, изд. 2-ое.
- ‘Абдуль-‘Азыйм ибн ‘Абдуль-Къавый аль-Мунзири. ат-Таръгиб ва ат-Тархиб. Под ред. Абу ‘Убайды Машхура ибн Хасана аль-Сальмана; — Эр-Рияд, КСА: Мактаб аль-Ма‘ариф, 1424 г.х., изд. 1-ое.
- Абу ’Абдуллах Мухаммад ибн Исма’иль Аль-Бухари. аль-Адаб аль-Муфрад. С исследованием аль-Альбани; — аль-Джубайл, КСА: Дар ас-Сыддик, 2010 г., 6-ое изд.
- Мухаммад Насыр ад-Дин аль-Альбани. Сахих аль-Джами’ ас-Сагир ва зиядатух; — Бейрут: аль-Мактаб аль-Ислямий, 1408 г.х., 3-ие изд.
- Абу Закария Йахья ибн Шараф ан-Навави. аль-Азкяр. Под ред. Мухаммад Усама Табба’; — Муассаса аль-Амира аль-’Ануд бинт ’Абдуль-’Азиз аль-Хайрия.
- ’Абдуль-’Азиз ибн Баз. Тухвату аль-Ахйар; — Эр-Рияд: аль-Мактаб ат-Та’аваний би аль-Маляз, 1433 г.х., 1-ое изд.
- Мухаммад аль-Амин аш-Шанкыти. Адвау аль-Баян. Под ред. Бакр ибн ’Абдуллах Абу Зейда; — Мекка: Дар аль-’Алим аль-Фаваид, 1433 г.х., 3-ие изд.
- Ибн аль-Каййим аль-Джаузийя. аль-Фаваид. С комм. Мухаммад ’Узейр Шамс. Под ред. Бакр ибн ’Абдуллах Абу Зейда; — Мекка: Дар аль-’Алим аль-Фаваид.
- Абу Закария Йахья ибн Шараф ан-Навави. аль-Минхадж шарх Сахих Муслим. Под ред. Муваффак Мар’ий; — Дамаск: Дар аль-Файха, 1431 г.х., 1-ое изд.
- Мухаммад Са’ид Раслян. Азкяр Сабах ва аль-Маса; — Каир: Адвау ас-Саляф, 1428 г.х., 1-ое изд.
- аль-’Ийд ибн Са’д аш-Шарифий. Табсырату аль-А’шаби вакти азкяр ас-сабах ва аль-маса; — Алжир: Мактаб ва тасджилят аль-Гураба аль-Асария, 1432 г.х., 1-ое изд.
- ’Абдуль-’Азиз ибн Райис аль-Райис. Лекц. «аль-Масаиль фи азкяр ас-сабах ва аль-маса».
- Салих ибн Абдуллах аль-Усайми. аль-Хуляса аль-Хасна фи азкяр ас-сабах ва аль-маса; — Эр-Рияд, 1434 г.х., 1-ое изд.
- Мухаммад Насыр ад-Дин аль-Альбани. Сильсиля ад-да’ифа ва аль-мауду’а; — Эр-Рияд, КСА: Мактаб аль-Ма’ариф, 1412 г.х., изд. 1-ое.
Литература на русском языке
- Смысловой перевод священного Корана на русский язык. Ред. совет: Кулиев, Э. и Захарна С.; — аль-Мадина: Комплекс имени Короля Фахда по изданию священного Корана, 1433 г.х.
- Йахья ибн Шараф ан-Навави. Поминания Аллаха: Из слов господина благочестивых, да благословит его Аллах и да приветствует. Перевод с араб., примеч. и указ. В. (Абдулла) Нирша.
- Краткое изложение «Сахих аль-Бухари» на русский язык. Пер. В. (Абдулла) Нирша; — Москва: Умма, 2007, изд. 5-ое.
- Благодатный дождь благих слов. Ибн Каййим аль-Джаузийя. Пер. с араб. Е. Сорокоумовой; — Москва: Эксмо, 2015 г.
[hr]
[1] Муслим, 2676.
[2] См. «аль-Азкяр», ан-Навави, стр.21.
[3] Муслим, 2700.
[4] Бухари, 6407.
[5] См. «Фаваид», стр.185.
[6] См. «Му’джам макайис аль-Люга», ибн Фарис, 5/321; «Лисан аль-‘Араб», ибн Манзур, 2/502; «Тадж аль-‘Арус», аз-Забидий, 6/516; «Мухтар ас-Сыхах», ар-Разий, стр.315.
[7] «Лика бабуль-Мафтух», №192.
[8] См. «Фатава аль-Ляджна», 24/179.
[9] См. «Адвау аль-баян», 5/304.
[10] См. «Фатх аль-Бари», 4/690.
[11] См. «’Умдату аль-Карий», 4/690.
[12] См. «аль-Мабсут», 9/5.
[13] Передаётся от Абдулла ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, что когда наступал вечер Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Мы дожили до вечера и этим вечером вся власть, и вся хвала принадлежит Аллаху, и нет божества достойного поклонения кроме Аллаха, Единого, у которого нет сотоварища».
Передатчик этого хадиса сказал: «Я думаю, что наряду с этими словами Пророк, мир ему и благословение Аллаха, также говорил: «Ему принадлежит вся власть, хвала и Он над каждой вещью мощен. О Господь мой, я прошу Тебя о благе того, что будет в этот день, и о благе того, что за ним последует, и прошу у тебя защиты от зла того что будет в этот день, и зла того что за ним последует. О Господь мой, я прибегаю к Тебе за защитой от лени и плохой старости. О Господь мой, я прошу у Тебя защиты от мучений в Аду и от мучений в могиле». А когда наступало утро, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, также говорил: «Мы дожили до утра, и этим утром вся власть принадлежит Аллаху…». См. Муслим (2723).
[14] Передаётся от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что по утрам Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «О Аллах благодаря Тебе мы дожили до утра и благодаря Тебе мы доживём до вечера, благодаря Тебе мы живём, и Ты лишаешь нас жизни, и к Тебе возвращение», по вечерам же он говорил: «О Аллах благодаря Тебе мы дожили до вечера и благодаря Тебе мы доживём до утра, благодаря Тебе мы живём, и Ты лишаешь нас жизни, и к Тебе возвращение».
См. аль-Бухари в «аль-Адаб аль-Муфрад» (1199), Абу Дауд (5068), ат-Тирмизи (3391), ибн Маджах (3868). Достоверность хадиса подтвердил Хафиз ибн Хаджар в «Натаиджу аль-Афкяр» (2/350), ат-Тирмизи, ан-Навави в «аль-Азкяр» (217), ибн аль-Каййим в «Тахзиб ас-Сунан» (13/406), ибн Баз в «Тухвату аль-Ахйар» (стр.27), и аль-Альбани в «ас-Сильсиля ас-Сахиха» (262).
[15] Передаётся от Шаддада ибн Ауса, да будет доволен им Аллах, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Главная молитва о прощении — это, когда раб говорит: «О Аллах, Ты − Господь мой, и нет божества достойного поклонения, кроме Тебя. Ты создал меня, и я − Твой раб, и я придерживаюсь завета, данного Тебе по мере своих сил, и я верю в Твоё обещание. Я прибегаю к Твоей защите от зла того, что я сделал. Я признаю милость Твою, которой Ты меня наделил, и признаю грех свой, так прости же меня, ибо, поистине, никто не прощает грехов, кроме Тебя!». Сказав же это, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, добавил: «Тот, кто произнесет эти слова днём, будучи убеждённым в них, и умрёт в тот же день до наступления вечера, окажется среди обитателей Рая, а тот, кто произнесет их ночью, будучи убеждённым в том, что он говорит, и умрёт в ту же ночь до наступления утра, окажется из обитателей Рая». См. аль-Бухари (6306).
[16] Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что однажды Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен им Аллах, попросил: «О посланник Аллаха, скажи, какие слова мне следует произносить утром и вечером», и Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Говори: «О Аллах, Знающий сокровенное и явное, Первосоздатель небес и земли, Господь всякой вещи и Властелин её. Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения кроме Тебя, и прибегаю к Тебе за защитой от зла своей души, и от зла шайтана и его многобожия». А потом Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Произноси эти слова утром, вечером и когда будешь ложиться в постель». См. ат-Тирмизи (3392). Достоверность хадиса подтвердили ат-Тирмизи, Хафиз ибн Хаджар в «Натаиджу аль-Афкяр» (2/345-346), Хафиз ибн ‘Асакир и аль-Альбани в “ас-Сильсиля ас-сахиха” (2753).
[17] Передаётся от ‘Абдуллах ибн Хубайб, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Однажды дождливой и очень тёмной ночью мы отправились к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, чтобы он помолился с нами, и застали его дома. Он сказал мне: «Читай», но я ничего не прочитал. Потом он снова велел: «Читай», но я ничего не прочитал. Потом он снова велел: «Читай», и я спросил: «О посланник Аллаха, что же мне читать?» Тогда он сказал: «Читай по три раза утром и вечером суры “Искренность”, “Рассвет” и “Люди”, и этого будет достаточно, чтобы избавить тебя от всего (дурного)». См. ат-Тирмизи (3575), ан-Насаи (5430). Хадис хороший как сказал имам ат-Тирмизи, ан-Навави в «аль-Азкяр» (216), Хафиз ибн Хаджар в «Натаиджу аль-Афкяр» (2/345), ибн Баз в «Тухвату аль-Ахйар» (стр.26), аль-Альбани в «Сахих ат-Таргиб» (649) и достоверность его подтвердил Мухаммад Адам Асъюби «Шарх Сунан ан-Насаи» (39/387).
[18] Передаётся от Абана ибн ‘Усмана ибн ‘Аффана, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Я слышал как ‘Усман, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, кто скажет три раза: «С именем Аллаха, с именем Которого ничто не причинит вреда ни на земле, ни на небе, ведь Он — Слышащий, Знающий!» — того не постигнет нежданная беда до самого утра, а тот, кто произнесет их утром три раза, того не постигнет нежданная беда до самого вечера». Затем передатчик этого хадиса сказал: «Однажды Абана ибн ‘Усмана постиг паралич, и человек, который слышал от него этот хадис, с удивлением посмотрел на него, и Абана ибн ‘Усмана спросил его: «Почему ты так смотришь на меня? Клянусь Аллахом, я не солгал на ‘Усмана и ‘Усмана не солгал на Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Однако сегодня в этот день, в который меня постигло то, что постигло, я был разгневан и забыл произнести эти слова».
См. Абу Дауд (5088), ат-Тирмизи (3388), ибн Маджах (3869. Достоверность хадиса подтвердили ат-Тирмизи, ибн Хаджар в «Натаиджу аль-Афкяр» (2/367), аль-Альбани в «Сахих Аби Дауд» (5088), Мукъбиль в «ас-Сахих аль-Муснад» (932).
[19] Передаётся от ‘Абдуллаха бин Ганнама аль-Баядый, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто скажет утром: “О Аллах, милости, оказанные этим утром мне или кому-либо иному из Твоих созданий, исходят только от Тебя, и нет у Тебя сотоварища! Только Тебе вся хвала и только Тебе вся благодарность”, — тот должным образом выразит свою благодарность Аллаху, которую следует выражать каждый день, а тот, кто произнесёт эти слова вечером, тот должным образом выразит свою благодарность Аллаху, которую следует выражать каждую ночь».
См. Абу Дауд (5073). Хадис хороший как сказал ибн Хаджар в «Натаиджу аль-Афкяр» (3/107), ан-Навави в «аль-Азкяр» (225), аль-Мунзири в «ат-Таргиб ва ат-Тархиб» (1/309), ибн Баз в « Тухвату аль-ахйар» (стр.24).
[20] Передаётся что Абу ад-Дарда, да будет доволен им Аллах, сказал: «Того, кто каждое утро и каждый вечер станет по семь раз произносить слова: “Достаточно мне Аллаха, нет божества, достойного поклонения, кроме Него, на Него я только уповаю, и Он — Господь великого трона” — Аллах Всевышний избавит от забот мира этого и мира вечного».
См. Абу Дауд (5081). Данный хадис передаётся со слов самого Абу ад-Дарды, а не Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Достоверность асара от Абу ад-Дарды подтвердил ибн Хаджар в «Натаиджу аль-Афкяр» (3/423-424), аль-Альбани в «Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» 5286 и ибн аль-Мунзири в «ат-Таргиб ва ат-Тархиб» (1/332).
Хафиз аль-Мунзири писал: “Можно сказать, что подобное не говорится на основании своего мнения и иджитихада, и что это имеет положение, восходящее к Пророку, мир ему и благословение Аллаха”.
Что же касается добавки к этому хадису: «независимо от того правдиво или лживо он произнесёт эти слова», то Ибн Касир пишет: «Это неизвестная добавка…И она является отвергаемой». См. «Тафсир аль-Куран» (4/181).
[21] Передаётся от Абдуллах ибн Умара, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Вечером и утром Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не оставлял следующие слова: «О Аллах, поистине, я прошу Тебя, избавления от всего плохого в мире этом и в мире ином, о Аллах, поистине, я прошу Тебя о прощении и избавлении от всего плохого во всём, что касается моей религии, моих мирских дел, моей семьи и моего имущества! О Аллах, прикрой мою наготу и огради меня от страха, о Аллах, защити меня спереди, сзади, справа, слева и сверху, и я прибегаю за защитой к величию Твоему от того, чтобы быть предательски убитым снизу!».
См.Абу Дауд (5074), ибн Маджах (3871), ан-Насаи (5530). Достоверность этого хадиса подтвердили аль-Хаким, аз-Захаби, ибн Хаджар в «Натаиджу аль-Афкяр» (2/382), ан-Навави в «аль-Азкяр» (226), Ахмад Шакир в «Муснад Ахмад» (7/11), аль-Альбани в «Тахридж аль-Кялим ат-Тайиб» (27), Мукъбил «ас-Сахих аль-муснад» (780), ибн Баз в «Тухвату аль-Ахйар» (31-32).
[22] Сообщается, что ‘Абдур-Рахман ибн Абза, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда наступало утро Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, произносил: “Мы дожили до утра на естестве /фитре/ Ислама и согласно слову искренности, исповедуя религию нашего пророка Мухаммада и религию нашего отца Ибрахима, который был единобожником /ханифом/ и мусульманином и не был из числа многобожников”».
См. Ахмад в «аль-Муснад» (3/407). Достоверность хадиса подтвердили ибн Хаджар в «Натаиджу аль-Афкяр» (2/401), аш-Шаукяни в «Тухвату аз-Закирин» (116), аль-Альбани в «ас-Сильсиля ас-Сахиха» (2989).
[23] Передаётся от Абу ‘Аййаша аз-Зуракый, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тому, кто скажет утром: «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, Единого, у которого нет сотоварища. Только Ему принадлежит вся власть, хвала и Он над каждой вещью мощен!» запишется такая же награда, какая полагается за освобождение раба из числа потомков Исма‘ила, и запишется ему десять наград, и будут стёрты с него десять прегрешений, и будет он возвышен на десять ступеней, и будет он защищён от шайтана в этот день до самого вечера. Если же человек произнесёт эти слова вечером, будет ему то же самое до самого утра».
См. Абу Дауд (5077), ибн Маджах (3867). Достоверность хадиса подтвердили аль-Мунзири в «ат-Таръгиб ва ат-Тархиб» (1/224), ан-Навави в «аль-Азкяр» (228), ибн-Хаджар в «Натаиджу аль-Афкяр» (2/386), аль-Альбани в «Сахих аль-Джами’» (6418).
[24] Передаётся от Анаса, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Однажды посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал Фатиме, да будет доволен ею Аллах: «Что мешает тебе выслушать наставление, которое я тебе дам? Говори утром и вечером: «О Живой, о Вседержитель, я обращаюсь за защитой к милосердию Твоему, приведи в порядок все мои дела и никогда не доверяй меня душе моей ни на мгновение!»» См. аль-Хаким (1/545). Хадис хороший как об этом сказал аль-Хаким, аз-Захаби, аль-Мунзири и аль-Альбани в «ас-Сильсиля ас-Сахиха» (227).
[25] Передаётся от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Пусть каждый из вас, встав утром ото сна, говорит три раза: «Поистине этим утром, я воздаю Тебе хвалу, и свидетельствую, что нет никого достойного поклонения кроме Аллаха». И пусть то же самое говорит вечером».
См. Ан-Насаи в «ас-Сунан аль-кубра» (6/147). Иснад хадиса хороший, как об этом сказал Мукъбиль аль-Уади’ий в «аль-Джами’ ас-Сахих» 2/473.
[26] Передаётся от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В День воскресения никто не принесёт с собой ничего лучшего, чем тот, кто утром и вечером будет по сто раз повторять: “Пречист Аллах от всяких недостатков и хвала Ему”, если не считать человека, который станет говорить нечто подобное или добавлять к этому что-нибудь». См. Муслим, (2692).
[27] Передаётся от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тому, кто сто раз в день скажет: “Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, Единого, у Которого нет сотоварища. Только Ему принадлежит вся власть, хвала и Он над каждой вещью мощен.”- запишется такая же награда, какая полагается за освобождение десяти рабов, и запишется ему совершение ста добрых дел, и будут стёрты записи о ста его дурных делах, и послужат они ему защитой от шайтана на этот день до самого вечера, и никто не сможет сделать ничего лучше сделанного им, кроме такого человека, который сделает ещё больше». См. аль-Бухари (6403); Муслим (2691).
Ан-Навави, да помилует его Аллах, в толковании этого хадиса сказал: «Обобщенность хадиса указывает на то, что упомянутую награду в этом хадисе тому, кто сказал этот “тахлиль” в день, получит независимо от того, сказал их непрерывно, или раздельно, или некоторую часть в начале дня, а другую в конце. Но лучше говорить их в начале дня непрерывно (одновременно), чтобы они были ему защитой на целый день». См. «аль-Минхадж шарх сахих Муслим», (17/21-22).
[28] Передаётся от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Один человек пришёл к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: «О посланник Аллаха, если бы ты знал, чего я натерпелся от скорпиона, который вчера ночью ужалил меня!» На это Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал ему: «Если бы вечером ты сказал: “Я прибегаю за защитой к совершенным словам Аллаха от зла того, что Он сотворил,” — скорпион не повредил бы тебе!» См. Муслим (2709).