Блеск убеждений (шарх шейха аль-Баррака)

Блеск убеждений

«Блеск убеждений» — это небольшой, но очень полезный труд по вероубеждению имама Муваффакуддина Абу Мухаммад ‘Абдуллах ибн Ахмад аль-Макдиси, да помилует его Аллах, известного больше как Ибн Кудама. Комментарий сделал шейх ’Абдур-Рахман ибн Насыр аль-Баррак, да помилует его Аллах.

Читает и переводит: Динар Абу Идрис, да хранит его Аллах.

Скачать файлы или прослушать онлайн из папки Dropbox

Скачать книгу на арабском языке в формате PDF

إرشاد العباد إلى معاني لمعة الاعتقاد

عبد الرحمن بن ناصر البراك

1. Вступление. Часть 1-я.

• Вкратце о книге и авторе.
• Вступление автора, имама аль-Макдиси.
• Комментарий шейха аль-Баррака.
• Смысл «люм’а» (блеск, достаточность).
• Причина написания данного труда.
• Аллах восхваляем на всех языках.
• Ему поклоняются во все времена.
• Его знание охватывает всякую вещь.
• Одно дело не отвлекает Его от другого.
• Он велик от подобных и равных Ему.
• Пречист Он от супруги и детей.

2. Вступление. Часть 2-я.

• Решения Его исполняются во всех рабах.
• Его не может представить разум и вообразить сердце.
• Нет ничего подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий.
• У Него Прекрасные Имена.
• Милостивый вознёсся над Троном.
• Ему принадлежит всё, что на небесах и на земле и всё, что между ними.

3. Обязанность относительно достоверных имен Аллаха и Его атрибутов. Часть 1-я.

• Он объемлет всякую вещь Своим знанием.
• Глава: Обязанность относительно Имён и Атрибутов Аллаха. Матн.
• Комментарий шейха аль-Баррака.
• Аллах поведал о Себе в Коране и Сунне, и Он достоин этих имён и качеств.
• Является обязательным верить в эти качества без уподобления, без искажения, без лишения смысла, не придавая образ и не задавая вопрос «Как?».
• Так же является обязательным верить во все качества Аллаха, которые пришли в достоверной Сунне.
• Необходимо принимать их без сомнения и колебания.
• А так же следует остерегаться отрицания, истолковывания, уподобления и сравнения.

4. Обязанность относительно достоверных имен Аллаха и Его атрибутов. Часть 2-я.

• Что касается того, что не ясно из качеств Аллаха, которые пришли в Коране и Сунне, то является обязательным подтверждать их произношением. (Здесь не имеется в виду «тафуид»).
• Запрещено истолковывать Имена и Качества Аллаха таким образом, каким это не пришло ни в Коране, ни в Сунне.
• Необходимо следовать в данном вопросе путём тех, кто обладает основательным знанием.
• Путь отклонившихся от прямого пути: следовать за неясными аятами и отворачиваться от ясных.
• Крепкие же в своём знании крепки в основах, даже если они и не являются учёными.

5. Порицание растолковывания и тех, кто этого придерживается. Предания от имамов и саляфов в вопросах методологии веры в качества Аллаха. Часть 1-я.

• Глава: Порицание истолковывания (таъуиль) и его приверженцев. Матн.
• Комментарий шейха аль-Баррака.
• Истолковывание — признак уклонения от истины и желания искушения.
• О выражении «ляфзу джаляля».
• «Никто не знает его смысл, кроме Аллаха…».
• Глава: Предания имамов и праведных предшественников относительно методологии веры в Качества Аллаха.
• Слова имама Ахмада касаемо Имён и Атрибутов Аллаха.
• Является обязательным верить в хадисы о снисхождении Аллаха и лицезрении Его Лика, и сторониться толкований, противоречащих их внешнему смыслу, и поручать знания об этом Аллаху.

6. Предания от имамов и саляфов в вопросах методологии веры в качества Аллаха. Часть 2-я.

• Мы верим в эти Качества и убеждены в них без вопроса «Как?» и без придавания образа.
• И не искажая их внешний смысл.
• О тех, кто отвергает хадисы-ахад в вопросах ’акыды.
• Мы верим в то, с чем пришёл посланник Аллаха ﷺ и не возражаем ему.
• Тот же, кто отрицает его слова, тот проявляет дерзость в отношении него.
• Мы не описываем Аллаха большим, чем Он Сам Себя описал.
• Тот же, кто описывает Аллаха тем, чем Он Сам Себя не описал, является клеветником.
• Мы признаем качества Аллаха без ограничения и предела.
• Нет ничего подобного Ему и Он — Слышащий, Видящий.
• Является обязательным верить в это, оставлять контексты в их внешнем смысле и не переходить границы.

7. Придания от имамов и саляфов в вопросах методологии веры в качества Аллаха. Часть 3-я.

• Имам Мухаммад ибн Идрис аш-Шафи’и о том, что является обязательным каждому мусульманину в вопросе веры в Аллаха.
• Широта в понимании у учёных может разниться, но основа их знания одинакова.
• Если нам не ясен какой-либо аят, мы веруем в него.
• Таким образом поступали саляфы и имамы нашей уммы. Т.е. признание Имён и Атрибутов Аллаха без искажения, уподобления и отрицания.
• Что такое «имрар»?
• Путь саляфов далёк от тафуида.
• Тахриф — искажение текста от его внешнего смысла без довода.
• Глава: Приказ следования Сунне и запрет бид’а.
• Слова саляфов о следовании Сунне.
• О тех, кто вводит бид’а и проявляет небрежность.
• Слова имама аль-Ауза’и о следовании за саляфами.
• Спор Мухаммада аль-Азрами с главой му’тазилитов.

8. Приказ следовать и уподобляться саляфам и запрет нововведений в религии. Часть 1-я.

• Приказ следования за праведными предшественниками в Коране.
• Запрет бид’а в Сунне.
• Предыстория слов ’Умара ибн аль-Хаттаба: «Как прекрасно это бид’а!».
• Следовать за праведными халифами, значит следовать Сунне.
• Высказывания Ибн Мас’уда и ’Умара ибн ’Абдуль’азиза относительно следования за саляфами.
• Необходимо останавливаться там, где остановились сподвижники пророка ﷺ.
• Тот же, кто переходит эти границы или допускает упущение, тот заблудился.
• Путь сподвижников находится между чрезмерностью и упущением.

9. Приказ следовать и уподобляться саляфам и запрет нововведений в религии. Часть 2-я.

• Высказывание имама аль-Ауза’и о необходимости следования за сподвижниками пророка ﷺ и его предостережение от слепого следования.
• Спор имама Мухаммада аль-Азрами с главой и’тизаля.
• Эти слова (имама аль-Азрами) являются крепкими в опровержении любой ереси.
• Праведные предшественники верили в то, на что указывает внешний смысл аятов о качествах Аллаха.

10. Приведение довода и примера некоторым атрибутам, приходящим в Коране. Приведение довода и примера некоторым атрибутам, приходящим в Сунне.

• Аяты, в которых приводятся качества Аллаха.
• Комментарий шейха аль-Баррака. Какова должна быть позиция относительно этих аятов?
• Что пришло в Пречистой Сунне касаемо Атрибутов Аллаха.
• Как джахмиты пришли к отрицанию Атрибутов Аллаха.
• Ахлю-Сунна стоят посередине между отрицающими и уподобляющими.
• Глава: Приведение довода и примера некоторым качествам, приходящим в Сунне. Матн.
• Какие качества входят в понятие «справедливость» у мухаддисов?
• Комментарий шейха аль-Баррака.
• Утверждение удивления Аллаха.
• Утверждение смеха Аллаха.
• Позиция приверженцев Сунны в отношении качеств и атрибутов Господа.
• Важное правило в вопросе образа.

11. Дополнительные тексты как доводы относительно качеств Аллаха.

• Глава: Дополнительные контексты в качестве доказательств, утверждающих атрибуты Аллаха.
• Аяты и хадисы о возвышенности Аллаха.
• Сподвижники пророка ﷺ были единогласны в утверждении возвышенности Аллаха и не прибегали ни к истолковыванию, ни к уподоблению.
• Комментарий шейха аль-Баррака относительно этих доводов.
• Убеждение в возвышенности Господа такое же, как и убеждение в других Его качествах.
• Хадисы, свидетельствующие о возвышенности Господа.
• Три вида возвышенности Аллаха.
• Известные слова, сказанные имамом Маликом ибн Анасом, человеку, спросившему об образе возвышения Аллаха.
• Недопустимо ни отрицание, ни углубление (ковыряние) в этом вопросе.
• Эти четыре фразы имама Малика являются прямым путём в понимании качеств Всевышнего.
• Является ли отрицание возвышенности Аллаха неверием?

12. Утверждение качества речи у Всевышнего Аллаха.

• Глава: Утверждение качества речи у Аллаха. Матн.
• Комментарий шейха аль-Баррака.
• Позиция Ахлю-с-Сунны относительно речи Аллаха.
• Почему философы отрицают речь Аллаха?
• С кем будет разговаривать Всевышний?
• С кем беседовал Аллах?
• Хадисы, в которых ясно указывается, что Он говорит голосом.
• Господь разговаривал с Мусой явным разговором. Муса слышал Его речь без посредников, но за занавесом.

13. Коран является речью Аллаха. Часть 1-я.

• Глава: Коран — речь Аллаха. Матн.
• Неверующие не верят в то, что Коран — речь Аллаха.
• Опровержение тем, кто отрицает, что речь Аллаха слышима.
• Хадисы о достоинствах чтения Книги Аллаха.
• Тот, кто отрицает хотя бы одну букву Корана, является неверующим.
• Комментарий шейха аль-Баррака.
• Из чего состоит Коран?

14. Коран является речью Аллаха. Часть 2-я.

• Коран — речь Аллаха. Матн.
• Комментарий шейха аль-Баррака.
• Всевышний бросает вызов отвергающим Коран, чтобы они привели хотя бы десять аятов, подобных ему.
• Опровержение аш’аритам и философам, заявляющим, что речь Аллаха является внутренней, но не слышимой.
• Коран содержит различные смыслы, приказы и запреты, отменяющие и отменённые, особые и обобщенные аяты.
• Ложные убеждения аш’аритов в отношении Корана.
• О начинании сур отдельными буквами (Алиф, Лям, Мим; Йа Син; Та Ха и др.).
• Какая награда уготована тому, кто читает Книгу Аллаха правильно и красиво.
• Что входит в правильное чтение Корана.
• Тот, кто отрицает хотя бы одну букву Корана, является неверующим.

15. Видение верующими своего Господа в вечном мире.

• Глава: Видение верующими своего Господа в вечном мире. Матн.
• Комментарий шейха аль-Баррака.
• Верующие увидят воочию своего Господа, и это — самая большая милость, которую Он дарует им.
• О арабском глаголе «назара» (смотреть, видеть).
• «Тем, которые творили добро, уготовано наилучшее и добавка». Сура «Юнус», аят 26.
• «Воистину, вы увидите своего Господа подобно тому, как вы видите луну, и не будете обижены в видении Его.».
• В этом и подобных этому хадисах — сравнение видения с видением, а не видимого с видимым.
• Му’тазилиты и джахмиты отрицают видение Аллаха и истолковывают подобные аяты и хадисы по-своему.
• Аш’ариты утверждают видение Аллаха, однако у этого видения, по их словам, нет истинности и смысла.

16. Раздел о предопределении. Часть 1-я:

• Глава: Предопределение. Матн.
• Комментарий шейха аль-Баррака. Что такое «када» (предопределение)?
• Четыре степени предопределения.
• Первая степень: Знание Аллаха.
• Вторая степень: Запись в Хранимой Скрижали.
• Третья степень: Желание Аллаха.
• Четвёртая степень: Создание.
• Всё происходит по предопределению Аллаха.
• Он совершает то, что пожелает.
• Ничего не происходит, кроме как по Его желанию.
• Две воли Аллаха: общая (бытийная) и шариатская.
• Нет ничего в этом мире, что бы выходило из Его предопределения.

17. Раздел о предопределении. Часть 2-я.

• Всё, что совершают рабы Аллаха — по Его желанию и предопределению.
• Аллах — Творец Своих рабов, их желаний, их силы и мощи.
• Он предопределил их срок жизни и удел.
• Он ведёт, кого пожелает по Своей милости и вводит в заблуждение, кого пожелает по Своей справедливости.
• Его не спрашивают о том, что Он совершает, однако они будут спрошены за содеянное.
• «Воистину, каждую вещь Мы сотворили по предопределению».
• «…И сотворил всякую вещь, и предписал ей срок». Сура «аль-Фуркан», аят 2.
• Хадисы о предопределении.

18. Истинное убеждение в объединении между тем, что узаконено и предопределением.

• Мы не делаем предопределение доводом в том, что мы оставили из приказов или совершили из запретов.
• Комментарий шейха аль-Баррака.
• Две секты, отклонившиеся в вопросе предопределения.
• Мы не должны оправдываться предопределением в совершении грехов, напротив, обязаны признавать их и просить за них прощения.
• Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей.
• Опровержение джабаритам.

19. Раздел о разъяснении веры.

• Глава: Разъяснение веры (имана). Матн.
• Комментарий шейха аль-Баррака.
• О том, что относится к вере.
• К убеждениям Ахлю-с-Сунна относится то, что дела входят в Иман.
• Заблуждения мурджиитов.
• Все установления религии относятся к Иману.
• Иман может увеличиваться и уменьшаться.
• Доводы на то, что иман может увеличиваться.

20. Раздел о вере Пророку ‎ﷺ и вере в скрытое.

• Глава: Вера пророку ﷺ и вера в скрытое. Матн.
• Комментарий шейха аль-Баррака. Является обязательным верить во всё, что сообщил Пророк ﷺ.
• Также является обязательным удержаться от поиска образа и от углубления, т.к. верующие — это те, «…которые веруют в скрытое…».
• Один из великих примеров скрытого: перенесение пророка ﷺ из Мекки в Иерусалим (исра) и вознесение его на седьмое небо (ми’радж).
• Также из примеров скрытого: история Мусы и ангела смерти.
• Ангелы — из скрытого мира, и вера в них является одним из столпов Имана.

21. Из скрытых вещей, в которые является обязательным верить: признаки Часа. Часть 1-я.

• Из скрытых вещей, в которые является обязательным верить — признаки Часа. Матн.
• Комментарий шейха аль-Баррака.
• Прежде, чем наступит Судный день, появятся его предвестники.
• Большие и малые признаки Часа.
• Выход Даджаля. Признаки Даджаля.
• Как защититься от него.
• Нисхождение ’Исы, сына Марьям, который убъёт Даджаля.
• Вознесение ’Исы на небо — из тех вещей, в которые является обязательным верить.

22. Из скрытых вещей, в которые является обязательным верить: признаки Часа. Часть 2-я. И из скрытых вещей, в которые является обязательным верить: наказание в могиле и её услада.

• Также из признаков приближения Часа: выход Яджудж и Маджудж.
• А также выход животного.
• И выход солнца из запада.
• Обязательно верить во все события, предвещающие приближение Судного дня.
• Из скрытых вещей, в которые является обязательным верить: мучения и наслаждения в могиле.
• Вопросы ангелов в могиле.

23. И из скрытых вещей, в которые является обязательным верить: Воскрешение после смерти и расчет после неё.

• Также из скрытых вещей, в которые является обязательным верить: воскрешение после смерти и расчёт. Матн.
• Комментарий шейха аль-Баррака. Все общины верят в воскрешение, кроме философов и батынитов.
• Воскрешение произойдёт после того, как ангел Исрафил протрубит в Рог.
• Люди воскреснут нагими, босыми и необрезанными.
• Они предстанут и будут ждать заступничества от пророков.
• Начнётся расчёт, будут поставлены весы и разданы свитки с делами.

24. И из скрытых вещей, в которые является обязательным верить: Весы, Водоём и Мост. Заступничество.

• Также из скрытых вещей, в которые является обязательным верить: Весы, Водоём и Мост Судного дня. Матн.
• Комментарий шейха аль-Баррака.
• Описание Весов Судного дня.
• Описание Водоёма пророка ﷺ. Кто испьет из него, а кто будет отогнан?
• Описание Моста Судного дня.
• Глава: Заступничество пророка ﷺ в Судный день.
• Комментарий шейха аль-Баррака.
• За кого будет шафа’а в Судный день?
• Хариджиты и му’тазилиты отрицают шафа’а.
• Кому ещё будет даровано заступничество?
• Является обязательным верить во всё, о чём оповестили Аллах и Его посланник ﷺ.

25. Рай и Ад уже сотворены и они вечны. Некоторые права в отношении Посланника Аллаха ﷺ.

• Глава: Рай и Ад уже сотворены и они вечны. Матн.
• Комментарий шейха аль-Баррака.
• Рай и Ад уже сотворены. Доказательства из Корана и Сунны.
• Заблудшие секты, отрицающие это.
• Рай и Ад никогда не исчезнут.
• Глава: Права пророка ﷺ. Матн.
• Комментарий шейха аль-Баррака.
• Является обязательным верить в то, что Мухаммад ﷺ — раб Аллаха и посланник Его.
• Тот, кто ищет другого пути, помимо пути пророка ﷺ, находится в убытке.

26. Разъяснение некоторых обязательств и прав, принадлежащих праведным халифам. Часть 1-я.

• Глава: Права в отношении праведных халифов. Матн.
• Комментарий шейха аль-Баррака.
• Превосходство нашей уммы над другими общинами.
• Достоинства сподвижников Пророка ﷺ.
• Превосходство четырёх праведных халифов.
• Порядок их превосходства друг над другом.
• Достоинства Абу Бакра, да будет доволен им Аллах.

27. Разъяснение некоторых обязательств и прав, принадлежащих праведным халифам. Часть 2-я.

• Достоинства ’Умара ибн аль-Хаттаба аль-Фарука.
• Достоинства ’Усмана ибн ’Аффана, обладателя двух светов.
• Достоинства ’Али ибн Абу Талиба.
• «Год объединения».
• Сражение ’Али ибн Абу Талиба с хариджитами.
• Заблуждения шиитов в вопросе сподвижников.
• Многочисленные ответвления сект шиитов.

28. Положения связанные с свидетельством определенной личности о Рае или Аде. Обвинение в неверии определенной личности.

• Глава: Свидетельство определённой личности о Рае или Аде. Матн.
• Комментарий шейха аль-Баррака.
• Десять сподвижников, обрадованных при жизни Раем.
• Мы свидетельствуем о каждом, о ком засвидетельствовал Аллах, что он в Раю.
• Мы не утверждаем ни о ком из мусульман, что он в Раю, кроме того, о ком засвидетельствовал Пророк ﷺ.
• Мы не свидетельствуем за грешника, что он в Аду, и за праведника, что он в Раю. Однако мы боимся за грешника и надеемся за праведника.
• Глава: Обвинение в неверии (такфир). Матн.
• Комментарий шейха аль-Баррака.
• Мы не выводим человека, совершившего грех, меньший ширка и куфра, из Ислама.
• Есть разница между отрицанием общим и отрицанием обобщенным.
• Путём хариджитов является обвинение человека в неверии за большие грехи.
• Му’тазилиты так же, как и хариджиты полагают, что грешники навечно попадут в Ад.
• Правильная позиция относительно человека, совершающего большие грехи.

29. Некоторые положения, связанные с правлением. Разъяснение некоторых прав сподвижников Посланника Аллаха ﷺ.

• Глава: Некоторые положения, связанные с правлением. Матн.
• Комментарий шейха аль-Баррака.
• Хадж и Джихад совершаются с правителем, независимо от того праведный он или грешник.
• Из вероубеждения приверженцев Сунны: совершение обрядов Ислама под руководством правителя, даже если он является грешником.
• Хадис, хотя и слабый, но включающий в себя много основ религии.
• Глава: Некоторые обязательства в отношении к сподвижникам. Матн.
• Комментарий шейха аль-Баррака.
• Из Сунны: любовь к сподвижникам Пророка ﷺ. Они — наилучшие из нашей общины.

30. Разъяснение некоторых обязательств и прав жён господина посланников ﷺ. Положение Му’авии, да будет доволен им Аллах.

• Глава: Права жён Пророка ﷺ.
• Комментарий шейха аль-Баррака.
• О достоинствах матерей правоверных.
• Кто из них является самой лучшей?
• Тот, кто обвиняет ’Аишу, да будет доволен ею Аллах, в прелюбодеянии, является неверующим.
• О тех, кто порочит сподвижников.
• Глава: Положение Му’авии.
• Комментарий шейха аль-Баррака.
• Несколько фактов о Му’авии ибн Аби Суфьяне.
• Дядя правоверных.
• Первый мусульманский царь.

31. Разъяснение убеждения Ахлю-с-Сунна уа-ль-Джама’а относительно обязательности повиновения правителям мусульман.

• Глава: Обязательность подчинения правителям. Матн.
• Комментарий шейха аль-Баррака.
• Из Сунны: подчинение правителям мусульман, как праведным, так и нечестивцам.
• Нет подчинения в ослушании Аллаха.
• Посредством чего устанавливается правление?
• Выход против правителя — великая порча.
• Является обязательным повиноваться правителю в одобряемом и не выходить против него ни словом, ни делом.

32. Позиция Ахлю-с-Сунна уа-ль-Джама’а относительно нововведения и ее приверженцев. Позиция Ахлю-с-Сунна уа-ль-Джама’а относительно разногласия в ответвлениях (фикха).

• Глава: Позиция Ахлю-с-Сунны в отношении нововведения в религии и его приверженцев. Матн.
• Комментарий шейха аль-Баррака.
• Из Сунны — оставление бид’а и его приверженцев.
• Чем опасно общение с бид’атчиками?
• Из Сунны — оставление споров и препирательств в религии.
• Также из Сунны — оставление книг нововведенцев.
• Из самых выдающихся, кто известен опровержением бид’атам — имам Ибн Теймийя.
• Каждое новшество является ересью и будет отвергнуто.
• Каждый, кто именует себя не в рамках Ислама, является нововведенцем.
• Глава: Позиция Ахлю-с-Сунна в отношении разногласий в ответвлениях.
• Комментарий шейха аль-Баррака.
• О разногласиях в ответвлениях.
• В каком случае единогласное мнение учёных (иджма’) является абсолютным доводом?
• Заключение автора.

Делитесь лекциями «Блеск убеждений (шарх шейха аль-Баррака)» в Телеграм!