Скачать статью в формате WORD (DOC)
ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛЛАХА
Шейх Мухаммад ибн Салих аль-‘Усаймин
Перевод Кулиева Э.Р.
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!
Хвала Аллаху! Его мы восхваляем, Его молим о помощи и прощении, Ему каемся и к Нему прибегаем за защитой от зла наших душ и наших плохих деяний. Кого Аллах наставляет на прямой путь, того никто не введет в заблуждение; а кого Аллах вводит в заблуждение, того никто не поведет прямым путем.
Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме одного Аллаха, у которого нет сотоварища, и я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник. Аллах отправил его до наступления Судного Дня благовестником и увещевателем, чтобы он призывал людей к религии Аллаха и осветил им путь. Он донес до человечества это послание, выполнил свою миссию, наставил мусульманскую общину на всякое благо и праведно боролся на пути Аллаха, пока смерть не настигла его, да благословит Аллах его, его род, сподвижников и верных последователей вплоть до Судного Дня и ниспошлет им мир!
Дорогие братья! Я прошу Аллаха, чтобы он раскрыл пред нами сокровищницу Своей милости, наставил нас на путь истины и сделал нас в числе проповедников этого пути.
Я прошу Его, чтобы он сделал нас примером для праведных и позволил людям прислушаться к нашему призыву и извлечь из этого пользу.
Эта работа посвящена важнейшему вопросу, который касается всех мусульман. Это — предопределение и предустановление Аллаха. Хвала Аллаху за то, что этот вопрос предельно ясен. Однако люди очень часто задают вопросы по этому поводу, впадают в сомнения, заблуждаются и лишь изредка придерживаются правильных убеждений. Кроме того, ошибочные воззрения распространились до такой степени, что грешники стали оправдывать свои грехи предопределением Аллаха. Если бы не эти причины, то мы не стали бы обсуждать этот вопрос.
Споры относительно предопределения и предустановления Аллаха издавна беспокоят мусульманскую общину. В хадисе сказано, что когда сподвижники пророка , да благословит его Аллах и приветствует, спорили о предопределении, он вышел к ним и запретил им это. Он сообщил, что именно это препирательство погубило тех, кто были до них, (то есть иудеев и христиан — прим. пер.).
Однако Аллах открыл истину Своим праведным верующим рабам, которые придерживаются справедливости в своих делах и словах, и сообщил, что предопределение Аллаха является мудростью, присущей Господу и отличающей Его от творений. Вера в предопределение является частью таухида (единобожия). Мусульманские ученые разделили единобожие на три составляющие:
1. Таухид аль-улухиййа, или признание единственности Всевышнего Аллаха в поклонении.
2. Таухид ар-рубубиййа, или признание единственности Аллаха в обладании атрибутами господства, ибо только Он является Творцом, Царем, Правителем.
3. Таухид аль-асма уа ас-сыфат, или признание единственности Всевышнего Аллаха в обладании прекрасными именами и качествами.
Вера в предопределение и предустановление Аллаха относится к признанию господства только за Великим и Могучим Аллахом. Поэтому имам Ахмад сказал: «Предопределение — это [проявление] могущества Аллаха». Аллах — Всемогущ, и предопределение, как и все иное не выходит за рамки Его могущества. Оно является сокровенной тайной Всевышнего Аллаха, неизвестной никому, кроме Него. Оно записано в Хранимых Скрижалях, прочесть которые не дано никому из Божьих творений. Мы не ведаем о добре и зле, которое Аллах предопределил для нас, и узнаем об этом только, когда предопределенное событие происходит либо из уст пророков, которым Господь пожелал открыть некоторые из Своих тайн.
Дорогие братья! Из-за разногласий в вопросе предопределения мусульманская община разделилась на три группы:
1. Это — те, кто проявил чрезмерность в утверждении предопределения и отверг существование воли человека и его способности выбирать между добром и злом. Они говорят: «У раба нет ни воли, ни способности выбирать. Он принужден совершать творимые им дела подобно дереву, склонившемуся от порывов ветра». Они не видят разницы между теми делами, которые человек делает под принуждением и по собственной воле. Несомненно, они находятся в заблуждении, ибо религия, здравый рассудок и реальность свидетельствуют о том, что существует разница между тем, что совершается под принуждением, и тем, что совершается по доброй воле.
2. Это — те, кто проявил чрезмерность в утверждении воли раба и его способности выбирать, в результате чего они отвергли волю и предопределение Всевышнего Аллаха, считая, что деяния раба не сотворены Господом, а полностью зависят от самого человека. Некоторая группа этих людей зашла так далеко, что они начали утверждать, что Аллах узнает о творимых человеком деяниях только после того, как он совершил их. Они проявили излишество и крайнюю неумеренность в отношении человеческой воли и права на выбор.
3. Это — те, которые уверовали, и Аллах поставил их в этом вопросе на путь истины. Это — приверженцы Сунны, ахль ас-сунна уа аль-джама‘а, которые придерживаются среднего пути между двумя заблуждениями, основываясь на шариатских доказательствах и беспристрастной логике. Они справедливо утверждают, что все, что творит Всевышний Аллах во Вселенной, делится на две группы:
Первая группа — это явления, которые Великий и Благословенный Аллах творит среди Своих творений, и никто не способен изменить это. К этому относится, например, ниспослание дождя и рост растений, рождение и смерть, болезнь и благоденствие и многие другие явления, которые происходят с творениями Всевышнего. Никто не способен избежать этого и никто не имеет права выбора в этих делах, ибо происходит это исключительно по воле одного Всемогущего Аллаха.
Вторая группа — это деяния, совершаемые творениями, которые обладают собственной волей. Эти деяния происходят по воле этих творений, которой одарил их Аллах. Всевышний сказал:
«Это – лишь Напоминание мирам, тем из вас, кто желает следовать прямым путем» (Скручивание, 27-28).
«Среди вас есть те, кто желает ближнего мира, и есть среди вас те, кто желает жизни будущей» (Семейство Имрана, 152).
«Скажи: «Истина — от Господа вашего. Кто хочет, пусть верует, а кто хочет, пусть не верует» (Пещера, 29).
Разумный человек осознает разницу между тем, что он делает по собственной воле и тем, что он делает по принуждению. Если человек спускается с крыши по лестнице по доброй воле, то понимает, что делает это сам. Если же он падает с крыши, не желая этого, то явно видит разницу между этими двумя действиями, ибо второе произошло по принуждению, а первое — по его собственной воле. Это ясно каждому человеку.
Точно так же, если человек страдает недержанием мочи, то акт мочеиспускания имеет место против его воли. Если же он здоров, то мочится по собственной воле. Разница между этими случаями явна, и никто не может отрицать это. Это относится ко всем деяниям, которые совершает человек. Он отчетливо видит разницу между тем, что он совершает по доброй воле и что он совершает по принуждению. По милости Великого и Могучего Аллаха некоторые деяния человек совершает по собственной воле, но не несет за них ответственности, например, то, что совершает человек по забывчивости или во сне. В истории о людях пещеры Всевышний Аллах сказал:
«Ты думаешь, что они бодрствуют, а они спят, и Мы ворочаем их направо и налево…» (Пещера, 18).
Переворачивались с бока на бок люди, но Аллах приписал это действие к Себе, ибо спящий не имеет возможности выбирать и человеку не будет предъявлен спрос за то, что он сделал во сне. Поэтому Великий и Могучий Аллах и приписал это действие к Себе. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-то поел или выпил, забыв, что он постится, то пусть продолжит свой пост, ибо его накормил и напоил Сам Аллах» аль-Бухари и Муслим.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил, что накормил и напоил постящегося Великий и Могучий Аллах и отнес эти действия именно к Нему. Такой человек съел или выпил, забыв о посте, и поэтому стал подобен тому, кто лишен способности выбирать.
Кроме того, каждый человек видит разницу между болью или страхом, которые появляются независимо от его воли, когда он даже не ведает о причине их появления, и между болью или радостью, которые вызваны им самим. Все эти примеры предельно ясны и не вызывают сомнений.
Дорогие братья! Если мы станем утверждать то, что говорит первая группа людей, которые проявляют чрезмерность в утверждении предопределения, то тем самым признаем в корне ненужным шариат Аллаха. Утверждение того, что человек не имеет права на выбор, делает ненужным поощрение человека за совершение благих дел и его порицание за совершение грехов, ибо человек, совершая их, не имел своей воли и права на выбор. В результате, если Великий и Благословенный Аллах станет наказывать тех, кто ослушался Его повелений, то Он совершит великую несправедливость — пречист и далек Всевышний от этого! — ибо Он станет наказывать его за то, чего он не мог не совершить. Вне всякого сомнения, это явно противоречит Корану. Всевышний Аллах сказал: «И скажет ангел-спутник его: «Вот, что у меня записано». [И повелит Аллах]: «Вы двое ввергните в геенну всякого неблагодарного смутьяна, противоборствующего добру, преступника, сеятеля сомнений, который признал помимо Аллаха другого бога. Подвергните же его суровой каре!» Скажет спутник его шайтан: «Господи наш! Я не сбивал его с пути истины, напротив, он сам был в глубоком заблуждении». Скажет Он: «Не препирайтесь при Мне. Я уже послал вам предупреждение. Мое слово не подлежит отмене, и Я — не тиран по отношению к рабам»» (Каф, 23-29).
Аллах разъяснил, что наказание рабов не только не является несправедливостью, а, напротив, представляет собой совершенную справедливость, ибо Он предостерег Своих рабов от этого и разъяснил им дорогу истины и заблуждения, но они предпочли последовать дороге лжи и заблуждения, и теперь у них нет оправдания перед Великим и Могучим Аллахом.
Если мы станем утверждать то, что говорят эти люди, то тем самым отвергнем высказывание Всевышнего Аллаха: «Мы отправили посланников, которые несли благую весть и предостерегали, дабы после пришествия посланников у людей не было никакого довода против Аллаха. Аллах – Могущественный, Мудрый» (Женщины, 165).
Поистине, Великий и Благословенный Аллах возвестил, что у людей не будет оправдания после прихода к ним Божьих посланников, ибо до них дошла истина. Если бы предопределение было оправданием, то оно оставалось бы им и после прихода посланников, ибо предопределение Всевышнего Аллаха было и будет как до отправления посланников, так и после этого. Таким образом, подобные утверждения опровергаются как текстами Корана, так и происходящими событиями, примеры которых мы разъяснили ранее.
Что же касается второй группы людей, то их утверждения также опровергаются священными текстами и происходящими вокруг нас явлениями. Аяты Корана ясно свидетельствуют о том, что воля человека подчинена воле Великого и Могучего Аллаха: «Но вы этого не пожелаете, если не пожелает Аллах Господь миров» (Скручивание, 29).
«Господь твой творит, что желает, и избирает…» (Рассказ, 68).
«Аллах призывает к обители мира и ведет, кого пожелает, к прямому пути!» (Йунус, 25).
Те же, кто отрицает волю Аллаха, в действительности отрицают, один из присущих Аллаху атрибутов господства. Они считают, что в царстве Всевышнего Аллаха явления происходят без Его соизволения и даже более того, имеет место нечто, чего Аллах не сотворил.
Ни одна вещь и ни одно явление не происходят без соизволения Великого и Благословенного Аллаха, и только Аллах является Творцом всякой вещи. Он предопределяет все.
Утверждения этих людей противоречат также и здравому смыслу. Ведь все творения целиком принадлежат Великому и Могучему Аллаху. Ему подвластны их тела, души и качества, и в этом вопросе нет разницы между духовным и материальным. Поэтому всякая вещь принадлежит Аллаху, и невозможно, чтобы во владениях Всевышнего и Благословенного Господа происходило что-либо против Его воли. Но остается открытым вопрос: если все упирается в волю Аллаха и власть целиком принадлежит Ему, то в чем тогда проявляется роль человека и его возможности, ведь Всевышний Аллах уже предписал кому-то, что он попадет в заблуждение и не пойдет прямым путем?
Отвечая на этот вопрос, мы говорим, что Всевышний и Благословенный Аллах наставляет на прямой путь тех, кто достоин этого, и вводит в заблуждение тех, кто достоин этого. Аллах сказал:
«А когда они уклонились, Аллах отклонил сердца их» (Ряды, 5).
«А за то, что они нарушили договор, Мы прокляли их и ожесточили их сердца. Они искажают Писание, [изменяя и неверно толкуя его]. Они предали забвению то, что им было велено помнить» (Трапеза, 13).
Таким образом, Всевышний Аллах разъяснил, что причина того, что раб Божий попадает в заблуждение, заключена в самом человеке. Человек, как мы об этом уже сказали, не ведает о том, что предопределил для него Господь, и узнает об этом только после того, как это произошло. Он не знает, суждено ли ему быть заблудшим или же Аллах предписал ему идти прямым путем. Зачем же тогда он выбирает для себя путь заблуждения, а затем заявляет, что этого пожелал Всевышний Аллах. Разве не лучше было бы следовать пути истины, чтобы затем сказать, что Всевышний Аллах поставил меня на прямой путь?
Отчего же он ссылается на предопределение при совершении грехов и отрицает его при повиновении Аллаху, заявляя, что благие деяния он совершает сам? Нет! Человеку не подобает оправдываться предопределением при совершении грехов и заблуждении, говоря: «Этому было суждено произойти, и я не мог избежать того, что предопределил Аллах». Если же человек совершает праведные дела, и Аллах наставил его на путь повиновения и веры, то ему не позволено заявлять, что причина этого только в нем самом, и гордиться этим перед Аллахом, говоря: «Я совершил это сам!» Что же касается того, что человек отрицает предопределение при повиновении Господу и оправдывается им при непокорности Ему, то это совершенно недопустимо! Перед человеком открыты определенные возможности, и он обладает правом выбора. В этом отношении вера ничем не отличается от заработка и образования. Всем хорошо известно, что удел человека и его пропитание уже предписаны для него. Тем не менее, каждый человек трудится, не покладая рук в своем городе и за его пределами, и не сидит в своем доме, говоря: «Мой удел предопределен, и я получу его». Напротив, он использует различные способы, чтобы заработать средства пропитания. А ведь удел человека не отличается в этом отношении от творимых им деяний, о чем свидетельствует хадис пророка, да благословит его Аллах и приветствует, рассказанный Ибн Мас’удом: «У каждого из вас все составляющие вашего творения собираются вместе в утробе вашей матери к 40 дню. За этот период он бывает подобен сгустку крови и разжеванному куску. После этого к нему посылается ангел, который вдыхает в него душу. Ему даны четыре указания: записать его удел, срок, деяния, и будет ли он несчастным или счастливым» аль-Бухари и Муслим.
Удел человека предопределен, также как и предопределены его праведные и плохие деяния. Отчего же тогда ты обходишь весь мир, различные страны и земли в поисках своего удела в мирской жизни и не творишь благих дел в поисках удела в жизни будущей и благоденствия в Райских садах?! Поистине, эти две цели схожи и неразделимы. Ты трудишься в поисках заработка, благоустраиваешь свою жизнь и заботишься о своем здоровье, а когда заболеваешь, то обходишь весь мир в поисках опытного врача, способного исцелить тебя. Несмотря на то, что срок твоей жизни предопределен, не увеличится и не укоротится, ты не довольствуешься этим, говоря: «Останусь-ка я дома больным и прикованным к постели, и если Аллах предписал мне продолжить жить, то я буду жить». Напротив, ты спешишь и изо всех сил стараешься найти лучшего врача, чтобы на его руках получить предопределенное Аллахом исцеление. Отчего же тогда ты не прокладываешь свой путь к будущей жизни и благочестию также, как ты стараешься ради благоденствия на земле. Ранее мы уже сказали, что предопределение является сокровенной тайной, которую ты не в состоянии узнать. Поэтому сейчас перед тобой открыты две дороги. Одна из них ведет к благополучию, успеху, счастью и богатству, а вторая — к погибели, разочарованию и унижению. Ты стоишь перед ними и имеешь право на выбор, и ничто не мешает тебе выбрать ту или иную дорогу. Если пожелаешь, ты можешь пойти по любой из них. Отчего же ты уклоняешься от истины, а затем говоришь, что это было предопределено тебе? Разве не лучше было бы пойти прямо, чтобы сказать, что тебе было предопределено именно это? Если бы ты собрался в поездку в другой город, и перед тобой были бы дороги: одна — проложенная, короткая и безопасная, а вторая — не проложенная, длинная и опасная — то ты непременно выбрал бы проложенный, короткий и безопасный путь. Этот пример материален, однако духовный путь, избираемый человеком, сходен с ним и абсолютно не отличается от него. Но человеческие души и желания часто овладевают разумом и одерживают верх над ним. От верующего же требуется, чтобы его разум покорил страсти и желания, ибо здравый рассудок всегда подсказывает человеку, как избежать вреда и добиться полезного и желаемого результата.
Из этого нам становится ясно, что человек самостоятельно выбирает, как ему поступать, а не делает это под принуждением. Также, как в мирских делах он выбирает, какой товар ему приобрести и какую сделку заключить, в делах, касающихся будущей жизни, он выбирает, какое деяние ему совершить. Однако пути, ведущие к успеху или убытку в будущей жизни намного яснее путей мирских, ибо прямой путь и заблуждение разъяснены Самим Всевышним Аллахом в Коране и Его посланником, да благословит его Аллах и приветствует, [в Сунне] и непременно являются более ясными и более светлыми. Несмотря на это человек шагает по мирским путям, даже будучи неуверенным в конечном результате, и не трудится ради будущей жизни, тогда как плоды его деятельности известны и гарантированы. Ведь подкреплены они обещанием Аллаха, а Всевышний и Благословенный Аллах не нарушает Своего обещания!
Итак, убеждения и мазхаб (учение) приверженцев Сунны, ахль ас-сунна уа аль-джама’а, состоят в том, что человек совершает и говорит что-либо по собственной воле, однако его воля подчинена воле Всевышнего Аллаха и имеет место после Его соизволения. Приверженцы Сунны также веруют в то, что воля Всевышнего подчинена Его мудрости, ибо одним из имен Аллаха является аль-Хаким, что означает Судья и Правитель, который устанавливает всякую вещь в соответствии с законами вселенной и шариата. По Своей мудрости Всевышний Аллах предписал веру тем, кто, как это было заранее известно Аллаху, стремится к истине и чье сердце обращено к прямоте, и предписал заблуждение тем, кто отворачивается от этого. Если таким людям предлагают принять Ислам, то их груди сжимаются, словно они поднимаются в небо (аят). Однако мудрость Аллаха не позволяет кому-либо встать на прямой путь, пока Аллах не изменит его намерений и желаний, и также не позволяет этого, пока для достижения наставленной цели не будут использованы соответствующие средства.
Приверженцы Сунны разделили предопределение Аллаха на четыре стадии:
Первая стадия — знание. Это означает, что человек твердо верует в то, что Аллах ведает обо всякой вещи, обо всем, что в небесах и на земле, будь то деяния Самого Господа или Его творений. Ибо ничто в небесах и на земле не может скрыться от Него.
Вторая стадия — предписание. Это означает, что Всевышний и Благословенный Аллах написал судьбу всех творений у Себя в Хранимых Скрижалях. Об этих двух стадиях Всевышний Аллах сказал: «Разве не знаешь ты, что Аллаху ведомо то, что в небе и на земле? Поистине, это — в Писании, и это для Аллаха — легко» (Хадж, 70).
Аллах — свят Он! — вначале упомянул знание, а затем сообщил о том, что оно записано в Писании, то есть в Хранимых Скрижалях. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Первым, что создал Аллах, было Перо. Затем Он повелел ему: «Пиши!» Перо спросило: «О Господь, что мне писать?» И в этот час было записано все сущее вплоть до Дня воскресения» Имам Ахмад.
Поэтому, когда пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили о творимых нами деяниях, независимы они или предписаны и неизбежны, он ответил, что они предопределены. Тогда его спросили, не стоит ли нам тогда отказаться от совершения праведных дел и положиться на предопределение? Он же сказал: «Совершайте [благие дела], ибо каждому человеку облегчается путь к тому, для чего он создан».
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелел совершать благие дела, ведь и тебе, мой брат, также облегчается путь к тому, для чего ты создан.
Затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прочел высказывание Всевышнего: «Тому, кто дарил (на пути Аллаха) и был благочестив, и кто считал истиной наилучшее (т. е. слова «Ля иляха илля Ллах»), Мы облегчим путь к легчайшему. А тому, кто был скуп и полагал, что не нуждается (в Аллахе), и кто счел ложью наилучшее (т. е. слова «Ля иляха илля Ллах»), Мы облегчим путь к тягчайшему» (Ночь, 5-10).
Третья стадия — соизволение. Это означает, что Всевышний и Благословенный Аллах пожелал, чтобы все существующее и отсутствующее как в небесах, так и на земле, происходило именно так, и позволил этому произойти. Поэтому все, что происходит, происходит по воле Аллаха. Это ясно из аятов Священного Корана. Всевышний Аллах сообщил, что по Своей воле Он Сам творит некоторые дела и по Его воле совершают деяния Его творения. Всевышний сказал: «Но вы этого не пожелаете, если не пожелает Аллах Господь миров» (Скручивание, 29).
«А если бы пожелал Аллах, они бы этого не делали» (Скот, 112- 137).
«А если бы Аллах пожелал, они не сражались бы, но Аллах делает то, что пожелает» (Корова, 253).
Итак, Аллах разъяснил, что люди совершают дела по Его воле. Что же касается деяний Самого Господа, то Всевышний сказал: «Если бы Мы пожелали, то всякую душу наставили бы на прямой путь» (Поклон, 13).
«Если бы пожелал Господь твой, то сделал бы людей общиной единой» (Худ, 118).
Эти и многие другие аяты говорят о том, что воля Аллаха распространяется и на Его деяния. Поэтому вера в предопределение не будет законченной, пока человек не уверует в волю Аллаха, которая объемлет все, что существует и чего нет. Если что-либо отсутствует во Вселенной, то Всевышний Аллах непременно пожелал этого, и если что-либо существует, то это также обязательно существует по воле Аллаха, без которой ничего не происходит ни в небесах, ни на земле.
Четвертая стадия — сотворение. Это означает, что мы веруем в то, что Всевышний Аллах является Творцом всякой вещи. Все, что существует в небесах и на земле, сотворено Аллахом, даже смерть, несмотря на то, что она приносит с собой отсутствие жизни. Всевышний Аллах сказал:
«…Который сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, кто же лучше из вас по деяниям» (Власть, 2).
Таким образом, Всевышний и Благословенный Аллах создал все, что в небесах и на земле. Мы знаем, что все происходящие события созданы Аллахом. Небеса, земля, горы, реки, Солнце, Луна, звезды, ветра, человек, животные являются Его творениями. Качества этих творений, их состояния и перемены также созданы Великим и Могучим Господом. Поэтому человеку трудно осознать, каким образом наши дела и слова, которые мы совершаем и говорим по собственной воле, являются творениями Аллаха.
Это действительно так. И причина этого в том, что наши деяния и слова являются результатом двух вещей. Во-первых, наших возможностей, а во-вторых, наших желаний.
Итак, деяния раба зависят от его желаний и возможностей, а поместил эти желания в душу человека именно Аллах, и наделил его этими возможностями тоже Великий и Могучий Аллах. Он творит причину, которая воплощается в результат. Мы говорим, что тот, кто создает причину, создает и ее следствие, поэтому именно Всевышний Аллах сотворил деяния раба.
Мы уже отметили, что деяния человека определяются его желаниями и возможностями. Если бы человек был лишен желания или возможности, то не смог бы совершить что-либо. Тот, кто хочет сделать нечто, но не способен на это, не совершает этого. И тот, кто может сделать нечто, но не хочет, тоже не совершает этого. Всякое деяние является результатом твердого желания и необходимых возможностей, и сотворил их Аллах. Таким образом, мы понимаем, почему мы говорим, что Всевышний Аллах является Творцом человеческих деяний. В действительности человек творит дела своими руками. Он очищается и молится, платит закят и соблюдает пост, совершает хадж и малое паломничество, ослушается велений Господа и повинуется Ему, но все это определяется его желаниями и возможностями, которые сотворил Великий и Могучий Аллах. Это — хвала Аллаху! — предельно ясно.
Каждый мусульманин обязан уверовать в упомянутые стадии предопределения, и все сказанное ранее совершенно не противоречит воле раба при совершении каких-либо деяний.
Например, мы говорим, что огонь сжигает, а само горение несомненно сотворено Всевышним Аллахом. Поэтому огонь сжигает не сам по себе, а потому, что Аллах наделил его этим качеством. По этой причине, огонь, в который язычники бросили пророка Ибрахима, не спалил его, ибо Аллах повелел ему:
«…Будь прохладой и миром для Ибрахима!» (Пророки, 69).
И огонь стал для Ибрахима прохладой и миром. Поэтому огонь сжигает не сам по себе, а благодаря способности, которой его наделил Всевышний Аллах. Эта способность сжигать, подобна воле и возможностям человека. Ведь огонь тоже разжигается благодаря горючему веществу. Однако в связи с тем, что человек обладает волей, разумом и правом выбора, совершаемое им деяние зависит от него самого, и он несет ответственность за совершение грехов и заслуживает наказания, ибо сам выбирает, совершить его или избежать.
И в завершение я говорю: верующий обязан целиком признать Всевышнего Аллаха своим Господом, а чтобы его вера в господство Аллаха была полной, он должен уверовать в предопределение. Он должен знать, что творимые им деяния предопределены также, как и его удел в этом мире, который он не перестает искать, и как срок его жизни, который он всячески старается продлить. Все это уже предписано и предопределено, и каждому человеку облегчается путь, ведущий его туда, для чего он создан.
Я прошу Великого и Могучего Аллаха, чтобы Он сделал нас в числе тех, кому Он облегчил праведный путь, и чтобы Он одарил нас благочестием и безопасностью, как в этом жизни, так и в будущей. Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, его роду и всем его сподвижникам!
На этом я заканчиваю эту статью, за что и восхваляю Всевышнего.