Тафсир 114-го аята суры «аль-Бакара», где говорится о запрете разрушать мечети Аллаха. Тафсир сделал шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин, да помилует его Аллах.
﴿ وَمَنْ أَظْلَمُ مِمَّن مَّنَعَ مَسَاجِدَ اللّهِ أَن يُذْكَرَ فِيهَا اسْمُهُ وَسَعَى فِي خَرَابِهَا أُوْلَئِكَ مَا كَانَ لَهُمْ أَن يَدْخُلُوهَا إِلاَّ خَآئِفِينَ لهُمْ فِي الدُّنْيَا خِزْيٌ وَلَهُمْ فِي الآخِرَةِ عَذَابٌ عَظِيمٌ ﴾
«Кто может быть несправедливее того, кто запрещает в мечетях Аллаха поминать имя Его и стремится разрушить их? Им следовало бы входить туда только с чувством страха. Позор им в мирской жизни и великие мучения в Последней жизни»
Толкование (тафсир):
«Кто может быть несправедливее того». Через вопросительное предложение раскрывается отрицание, то есть «никого не может быть более несправедливым». Более того, если заменить вопросительную частицу на отрицательную, то смысл предложения не изменится. Здесь будто бы ведется спор: «Объясните мне, кто может быть несправедливее, чем тот-то и тот-то».
«более несправедливее» — то есть человек допускает упущения в том, что является обязательным для него, переходит те границы, которые ему запрещено переходить.
«кто запрещает в мечетях Аллаха» — мечети были отнесены к Аллаху в связи с тем, что это то место, где Ему поклоняются. Поэтому данное отношение применяется для указания почета.
«поминать имя Его» — получается смысл предложения: «Кто может быть несправедливее того, кто запрещает мечети Аллаха, запрещая поминать Его имя в них».
«и стремится разрушить их» — данная часть предложения относится к глаголу «منع» — «запрещать», то есть эти люди описаны двумя способами: запрещение не только мечетей, но и запрещение поминания Его имени, и стремление разрушить мечети. Под словом «разрушение» здесь подразумевается распространение порчи. Как сказал Всевышний: «Они разрушают свои дома собственными руками» Сура «аль-Хашр», 2.
«Им» — имя указательное, которое указывает на тех, кто запрещает мечети Аллаха, запрещает поминать Его имя и стремится их разрушить.
«следовало бы входить туда только с чувством страха» — может содержать в себе три смысла:
- Этим людям не следовало бы входить туда, кроме как с чувством страха, уже не говоря о том, чтобы запрещать рабам Аллаха. Так как они являются неверующими, нет у них права заходить в мечети, кроме как с чувством страха.
- В этом сообщении содержится запрет: «Не позволяйте им входить в них (если одержите вверх над ними), кроме как с чувством страха».
- В этом аяте есть радостная весть от Аллаха — те, кто запрещал посещать мечети Аллаха (те многобожники, которые запретили пророку, да благословит его Аллах и приветствует, зайти в Запретную мечеть), будут повержены, а потому они не смогут зайти в Запретную мечеть, кроме как тогда, когда их сердца будут в страхе.
«Позор им в мирской жизни», то есть унижение, стыд и великие мучения в Последней жизни — великое наказание.
Пользы (фауаид):
- Грехи различаются по степени своей тяжести. Так же различны и степени подчинения Аллаху, то есть некоторые виды подчинения превосходят другие. И если у одних дел есть превосходство над другими, то и те люди, которые совершают их, различны. Допустим у некоторых людей иман сильнее, чем у других. Поэтому правильным является то мнение, которое высказывают Ахлюc-Сунна-уаль-Джама’а, а именно: иман увеличивается и уменьшается, и люди различны в этом, различны в своих убеждениях, различны в своих делах, состоящих из слов и поступков. Различны в убеждениях, так как человек сам по себе изменчив. Бывает время, когда его сердце и разум становятся чистыми и ясными до такой степени, будто он видит жизнь вечную своими глазами. А иногда его постигает беспечность, и его убежденность становится меньше. Как сказал Аллах Ибрахиму, мир ему: «Разве ты не веруешь?». Он ответил: «Конечно! Но я хочу, чтобы мое сердце успокоилось» Сура «аль-Бакара», 260. И нет сомнений, что люди различны в своих знаниях и степени убежденности. Допустим, если ко мне придет человек, которому я доверяю, и скажет «пришел такой-то», я ему поверю. А если придет еще один человек и скажет «пришел такой-то», я еще больше поверю в это. А если придет третий, то уверенности будет больше, уже не говоря о том, когда я его сам увижу. Также люди различны в своих словах. Ведь у того, кто восхваляет Аллаха десять раз, имана больше, чем у того кто, восхваляет пять раз. Это же различие касается и сущности самих дел, как, например, у человека, который выполняет обязательную молитву, иман выше, чем у того, кто выполняет желательную. В хадисе Кудси передается: «Нет для меня любимее дела, чем когда раб приближается ко мне посредством того, что я вменил в обязанность» аль-Бухари, 6502. Поэтому без сомнений правильным мнением является мнение Ахлю-Сунна-уаль-Джама’а в том, что иман увеличивается и уменьшается.
- Для того, чтобы достичь какую-то пользу становится дозволенным запретить заходить в мечеть. Причин для закрытия мечети бывает много. Например, для сохранности ковров, земли или книг. Иногда закрывают для предотвращения смут или остерегаясь воровства. А иногда — для ее ремонта. Во всех этих случаях закрытие мечети является разрешенным, а в некоторых случаях обязательным.
- Не дозволено закрывать мечети только из-за того, что в ней упоминается имя Аллаха, как например, во время молитвы или чтения Корана, обучения людей или тому подобное. Также некоторые ученые указывают на запрет занимать место в ряду, то есть класть какую-либо вещь в ряд, где люди могли бы прочитать намаз: ты занял то место, в котором должно произноситься имя Аллаха. Данное мнение является очень важным. И нет сомнений, что занимать место — харам, потому что, заняв его, он шел по своими делам (покупал, продавал, занимался домашними делами). Если же человек отлучился в самой мечети, то не возникает никаких проблем занять место, с условием — не идти по шеям людей для возвращения на свое место. Или в случае, когда люди заполнили ряды, человеку следует вернуться на занятое им место, чтобы не занимать два места одновременно.
- Почитание мечетей тем, что Всевышний Аллах отнес их к Себе. То, что относится к Аллаху, бывает трех видов: либо это описание, либо какие-то предметы, либо то, что связано с каким-то созданным предметом. Допустим, если к Аллаху было отнесено какое-то описание, то это будет описанием Аллаха и никак не будет его созданием, как, например, речь Аллаха или знание Аллаха. А если к Нему отнесен какой-то предмет, который сам по себе существует, то это будет его созданием, но никак не описанием. Как, например, мечети Аллаха, верблюдица Аллаха или дом Аллаха. Эти предметы существуют сами по себе, и то, что Аллах отнес их к Себе, указывает на их почитание. Нет такой вещи из Его созданий, которая была отнесена к Аллаху, кроме как по какой-то определенной причине. И если бы этой причины не было, то Всевышний не отнес бы эту вещь к Себе. А если эта вещь связана с каким-то Его созданием, то оно тоже будет Его созданием, как сказал Всевышний: «и вдохну в него от Моего духа» Сура «аль-Хаджр», 29. Дух здесь является созданием, так как он связан с созданной вещью.
- Молельные комнаты, которые находятся в домах и государственных офисах, не имеют положения мечетей, поэтому данный аят к ним не относится.
- В мечетях нельзя ставить те вещи, которые могут привести к ширку. Слова «мечети Аллаха» означают «места для совершения саджда (земного поклона). И если ты поставишь в ней то, что станет причиной ширка, то получится, что используешь это место (мечеть) не по назначению, как, допустим, некоторые закапывают в мечетях мертвецов. Это запрещено, так как это приводит к ширку.
- Необходимость очищения мечетей. Сам Всевышний Аллах отнес их к Себе, что указывает на их почет и величие. Поэтому Всевышний говорит: «и очищай Мой Дом (Каабу) для тех, кто совершает обход, выстаивает намазы, кланяется и падает ниц» Хадж, 26.
- Люди в мечетях одинаковы. Так как все люди являются рабами Аллаха, в мечети все люди одинаковы. И любой, кто придет в мечеть, не имеет различий с тем, кто туда пришел ранее. И здесь необходимо обратить внимание на то, что ученому дозволено занять какое-то определенное место для проведения уроков. Но тогда, когда начинается молитва, они не должны мешать людям.
- Тогда, когда делаешь зикр, необходимо упоминать имя Всевышнего. Необходимо говорить: «ля иляха илля Ллах», «субханаЛлах», «субхана Раббика Раббиль’иззати ’амма йасыфун», «субхана Раббиль ’Азым». В поминании Аллаха обуславливается произношение Его имени, то есть без произношения Его имени это не будет считаться зикром (поминанием) языка. А что касается поминания Аллаха в сердце, то оно может быть поминанием как Самого Аллаха, так и поминанием Его имен. Можно делать зикр Аллаха в сердце, задумываясь о Его именах, задумываясь о действиях Всевышнего или о Его созданиях. И все это будет считаться зикром (поминанием Аллаха) в сердце. А что касается простого произношения местоимения «Он» (имея ввиду Аллаха), то это считается нововведением и никак не будет считаться зикром. Как это делают суфисты, которые говорят, что самым лучшим зикром считается, чтобы ты говорил: «Он, Он» (подразумевая при этом Аллаха). Они говорят, что это означает, что ты не видишь ничего, кроме Аллаха — прибегаем с защитой к Аллаху от этого — они считают, что самым лучшим состоянием человека является исчезновение. То есть тогда, когда человек перестает замечать что-то помимо Аллаха, говоря: «Необязательно, чтобы ты говорил „ля иляха иллля Ллах“, так как ты подтверждаешь этим самым двух божеств: первого, которого нет, и второго, который есть! Тебе следует говорить: „Он, Он“».
Нет сомнений, что это является нововведением, и никак не будет считаться поминанием Аллаха. - Запрет разрушения мечетей. В подтверждение этому слова Всевышнего: «и стремится разрушить их». Под разрушением подразумевается как ощутимое разрушение, так и смысловое. Как, допустим, некоторые люди разрушают мечети при помощи бомб или ракет (прибегаем к защите Аллаха от этого), другие же разрушают их путем распространения в них нововведений и всяческих суеверий, которые в основе противоречат шариату.
- Радостное сообщение для верующих, что победа будет на их стороне и, что те, кто запрещал для них мечети Аллаха, не будут заходить туда, кроме как чувствуя страх, принимая в расчет все смыслы, которые мы упомянули.
- Тем людям, что запрещали мечети Аллаха, будет наказанием унижение и низость в этой жизни и мучительное наказание в жизни вечной.
- Если грех связан с принесением вреда рабам Аллаха, то Всевышний Аллах наказывает дважды: как в мирской жизни, так и в жизни вечной. Наказывает в мирской жизни для того, чтобы стало легче тому, кому был нанесен вред. Ведь, несомненно, когда человек делает тебе что-то плохое, а потом ты видишь, как Аллах наказывает его за это, тебе становится легче. А если грех связан только с правом Аллаха, то Аллах не наказывает человека дважды. Как сказал Всевышний: «Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки, и Он прощает вам многое» Сура «аш-Шура», 30. То есть если Аллах наказал человека в этой жизни, то в жизни вечной Он не будет его наказывать.
- Подтверждение судного дня. Всевышний сказал: «И великие мучения в Последней жизни».
- Наказание в жизни вечной намного сильнее наказания в мирской жизни, также как и наслаждения в раю лучше и полнее, чем наслаждения в мирской жизни. Как не можем мы исполнить обещание, не поняв его сути, также не можем понять мы угрозы, не испытав её. И поэтому Аллах приводит нам примеры. Если бы Аллах угрожал огнем, а мы не знали, что такое огонь, то не боялись бы его так сильно, как сейчас. У нас был бы общий страх. Если бы Аллах обещал нам наслаждения, а мы не знали, что это такое, то это обещание не толкало бы нас на совершение благих дел.
Аллаху обо всем известно лучше!
Тафсир Корана шейха Усаймина, Сура «аль-Бакара»