О пользе поминания Аллаха

Аллах Всевышний сказал: «Так поминайте же Меня, и Я буду помнить о вас, благодарите Меня и не проявляйте неблагодарность по отношению ко Мне!» «Корова», 152.

Аллах Всевышний также сказал: «О те, кто уверовал, поминайте Аллаха часто…» «Сонмы», 41.

Аллах Всевышний также сказал: «Поистине, для мусульман и мусульманок…, часто поминающих Аллаха, … приготовил Аллах прощение и награду великую» «Сонмы», 35.

Аллах Всевышний также сказал: «Поминай в душе своей Господа твоего по утрам и вечерам покорно, со страхом и не вслух и не будь одним из проявляющих небрежность» «Преграды», 205.

Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(Человек,) поминающий своего Господа и тот, кто своего Господа не поминает, подобны живому и мёртвому» Аль-Бухари. См. «Фатхуль-Бари» 11/208.

Сообщается, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил (людей): «Не сообщить ли мне вам о лучшем и наиболее чистом из дел ваших пред вашим Владыкой[1], благодаря которому вы возвыситесь в наибольшей степени и которое лучше для вас, чем расходование золота и серебра, и лучше, чем встреча с вашими врагами, которые станут рубить головы вам и которым станете рубить головы вы?» Они сказали: «Конечно!» — (и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(Это — ) поминание Аллаха Всевышнего» ат-Тирмизи 5/459, Ибн Маджах 2/1245. См. в «Сахих Ибн Маджах» 2/316 и «Сахих ат-Тирмизи» 3/139.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал:
— Всемогущий и Великий Аллах сказал: «Я буду таким, каким считает Меня раб Мой[2], и Я нахожусь вместе с ним[3] там, где он поминает Меня — и, клянусь Аллахом, поистине, Аллах радуется покаянию Своего раба больше, чем (радуется) любой из вас, когда находит своего верблюда, потерявшегося в пустыне![4] К тому, кто приблизится ко Мне на пядь, Я приближусь на локоть, к тому, кто приблизится ко Мне на локоть, Я приближусь на сажень, а если кто-нибудь направится ко Мне шагом, то Я брошусь к нему бегом!» аль-Бухари 8/171,  Муслим 4/2061.

Сообщается, что ‘Абдуллах бин Буср, да бу­дет доволен им Аллах, сказал:

— (Как-то раз) один человек попросил: «О посланник Аллаха, поистине, установле­ний Ислама для меня слишком много, так скажи мне что-нибудь такое, чего я стану твёр­до придерживаться». (В ответ ему пророк, да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пусть язык твой без устали помина­ет Аллаха» ат-Тирмизи 5/458, Ибн Маджах 2/1246. См. «Сахих ат-Тирмизи» 3/139 и «Сахих Ибн Маджах» 2/317.

Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тому, кто прочтёт (хотя бы одну) букву из Корана (запишется одно) доброе дело, а за (каждое) доброе дело (воздастся) десятикратно, и я не говорю, что «Алиф, Лям, Мим»[5] это одна буква, нет, «Алиф» — буква, «Лям» — буква и «Мим» — буква[6]» ат-Тирмизи 5/175. См. «Сахих ат-Тирмизи» 3/9 и «Сахих аль-джаами‘ ас-сагыр» 5/340.

Сообщается, что ‘Укба бин ‘Амир, да будет доволен им Аллах, сказал:

— Однажды, когда мы находились под на­весом[7], посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел к нам и спросил: «Кто из вас хотел бы ежедневно отправляться утром в Бутхан или аль-‘Акик[8] и приводить оттуда по две дорогих верблюди­цы, не совершив при этом ничего греховно­го и не порывая родственных связей?» В от­вет мы стали говорить: «О посланник Аллаха, все мы хотели бы этого!» Тогда он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «А разве, если любой из вас утром отправит­ся в мечеть и узнает (или: прочитает) два айа­та из Книги Всемогущего и Великого Алла­ха, это не будет для него лучше, чем две верб­людицы? И разве не будут три (айата) лучше трёх (верблюдиц), четыре — лучше четырёх и любое их количество лучше такого же количества верблюдов?» Муслим 1/553.

Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Отмщение /тира/ Аллаха постигнет того, кто усядется где-либо, не помянув там Аллаха Всевышнего, как постигнет оно и то­го, кто уляжется где-либо, не помянув там Ал­лаха Всевышнего!» Абу Дауд 4/264 и другие. См. «Сахих аль-джаами‘» 5/342.

Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лю­дей, находившихся в таком собрании, где они не поминали Аллаха Всевышнего и не обра­щались с мольбами за своего пророка, обя­зательно постигает отмщение, и если (Аллах) пожелает. Он подвергнет их наказанию, а ес­ли пожелает, то простит» ат-Тирмизи. См. «Сахих ат-Тирмизи» 3/140.

Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Люди, покидающие собрание, в ко­тором они не поминали Аллаха, всегда поки­дают нечто подобное туше дохлого осла, и их постигнет горе» Абу Дауд 4/264, Ахмад 2/389. См. «Сахих аль-джаами‘» 5/176.


[1] Иначе говоря, о таком деле, за которое Аллах дарует вам наибольшую награду.

[2] Имеется в виду, что Аллах сделает для человека именно то, чего он будет от Нею ожидать.

[3] То есть «В этот момент Я оказываю ему Свою милость», что находит свое выражение в виде помощи и содействия или зашиты от шайтана и его воинства.

[4] Слова, выделенные курсивом, принадлежат пророку, да благословит его Аллах и приветствует.

[5] С этих букв начинаются некоторые суры Корана.

[6] Иными словами, это отдельные буквы, и за прочтение каждой из них человеку запишется совершение десяти добрых дел.

[7] Речь идет о навесе мечети в Медине, под которым жили неимущие сподвижники пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

[8] Бутхан , аль-‘Акик — названия вади (Вади — долина, сухое русло).