О величии и достоинстве Ночи предопределения
Всевышний Аллах сказал: «Поистине, Мы ниспослали его (Коран) в Ночь предопределения! А что даст тебе знать, что такое Ночь предопределения? Ночь предопределения лучше тысячи месяцев. Нисходят ангелы и дух (Джибриль) в ней с дозволения Господа их для всяких Его повелений. Она – мир до восхода зари» (Ляйлятуль-Къадр 97: 1-5).
Всевышний Аллах также сказал: «Клянусь ясным Писанием! Мы ниспослали его в благословенную Ночь, и Мы предостерегаем. В эту Ночь решаются все мудрые дела по повелению от Нас» (Дым 44: 2-5).
Къатада сказал: “В эту Ночь предопределяются деяния последующего года” См. “Тафсир ат-Табари” 25/65.
Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, рассказывал: “Аллах Всевышний ниспослал Коран в Ночь предопределения целиком и сразу из “хранимой скрижали” на нижнее небо в место, называемое “Дом величия”, и находился он в местах заката звезд. А после этого Аллах ниспосылал Коран Своему пророку ﷺ через ангела Джибриля частями, в зависимости от обстоятельств, в течение двадцати трех лет” См. “Тафсир ат-Табари” 2/144, “аль-Мустадрак” аль-Хакима 2/530 и “Тафсир Ибн Касира” 4/685.Достоверность этого сообщения подтвердили имам аль-Хаким, хафиз Ибн Хаджар, шейх аль-Альбани и шейх Абдуль-Къадир аль-Арнаут.
Шейх аль-Альбани сказал: “Ученые говорят, что эти слова Ибн ‘Аббас не мог произнести от себя, а слышал это от пророка ﷺ, ибо сподвижники о сокровенных вещах от себя не говорили” Сл. “Сильсилятуль-худа уа-ннур” № 410.
Анас ибн Малик рассказывал: “Когда наступил Рамадан, посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, явился к вам этот месяц! В нем есть ночь – лучшая, чем тысяча ночей. И тот, кто лишится этой ночи, тот лишится всего ее блага, и не лишится ее благо никто, кроме лишенного!»” Ибн Маджах 1/289. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-Мунзири и шейх аль-Альбани. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1307.
Ночь предопределения получила свое название из-за того высокого места, которое она занимает перед Аллахом Всевышним и своего превосходства перед другими ночами и днями, а также потому, что в эту ночь предопределяется срок жизни и удел людей, а также все, что произойдет в течение года. См “Тайсируль-Карими-Ррахман” 1017.
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, в Ночь предопределения ангелов на земле больше, чем мелких камешков» ат-Таялиси 2545, Ибн Хузайма 2/223. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2205.
Ночь предопределения – абсолютно лучшая ночь. Аллах сделал ее благословенной, выделил ее среди прочих ночей, ниспослав в ней Коран, и сделал эту ночь более значимой, чем тысяча месяцев, что соответствует восьмидесяти трем годам!
Хафиз Ибн Раджаб говорил: “О тот, кто потратил свою жизнь, не приобретя ничего благого! Использую Ночь предопределения, чтобы обрести упущенное, ведь эта Ночь приравнивается к целой жизни!” См. “Лятаифуль-ма’ариф” 191.
О проявлении усердия в поклонении в Ночь предопределения
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тому, кто проведет в молитве Ночь предопределения с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи» аль-Бухари 38, Муслим 760.
Сообщается, что ‘Аиша спросила пророка ﷺ: “О посланник Аллаха, скажи, если я узнаю о наступлении Ночи предопределения, что мне следует говорить?” Он сказал: «Говори: «О Аллах, поистине, Ты – Прощающий, Великодушный, Ты любишь прощать, так прости же меня!»» ат-Тирмизи, Ибн Маджах, аль-Хаким. Имам Абу Иса ат-Тирмизи, аль-Хаким и шейх аль-Альбани назвали хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’» 4423.
اللهم إنك عفو تحب العفو فاعف عني
/Аллахумма иннака ‘афуун, тухиббуль-‘афуа фа‘фу‘анни/
Хафиз Ибн Раджаб, упомянув эти хадисы, сказал: “Суфьян ас-Саури говорил: «Обращение с мольбами в Ночь предопределения любимее для меня, чем совершение молитв!» Смысл слов Суфьяна в том, что множество ду’а лучше, чем намаз, в котором мольба часто не произносится. Но если человек будет читать Коран и обращаться с ду’а, это будет лучше! Пророк (мир ему и благословение Аллаха), совершая ночные молитвы в Рамадан читал Коран размеренно и читая аят о милости, просил о ней, а читая аят про мучение, прибегал за защитой от него. И таким образом он объединял между намазом, чтением Корана, мольбой и размышлением! Это является наилучшим и совершенным деянием в последние десять ночей Рамадана и других ночах” См. “Лятаифуль-ма’ариф” 204.
Когда наступает Ночь предопределения?
Относительно точной даты Ночи предопределения среди ученых было множество мнений, однако все они были единогласны в том, что Ночь предопределения – это одна из десяти последних ночей Рамадана, о чем сообщил посланник Аллаха ﷺ, сказавший: «Ждите наступления Ночи предопределения в одну из десяти последних нечетных ночей Рамадана» аль-Бухари 2017, Муслим 1169.
Имам Абу Иса ат-Тирмизи говорил: “От пророка ﷺ передается, что Ночь предопределения выпадала на двадцать первую ночь, на двадцать третью, двадцать пятую, двадцать седьмую и последнюю ночь месяца Рамадан” См. “Сунан ат-Тирмизи” 1/372.
Имамы аль-Музани и Ибн Хузайма, объединив между всеми сообщениями на эту тему, говорили: “Ночь предопределения меняется каждый год!” См. “Сахих Ибн Хузайма” 3/329.
Этому же мнению отдал предпочтение и хафиз Ибн Хаджар, который сказал: “Согласно наилучшему мнению, она (Ночь предопределения) является одной из последних десяти ночей месяца Рамадан, и приходится на нечетную ночь. Причем в разные годы, она попадает на разные числа, что становится ясно из хадисов этой главы” См “Фатхуль-Бари” 4/326.
Ученые говорили, что мудрость того, что точная дата Ночи предопределения неизвестна может заключаться в том, чтобы мусульмане усердно поклонялись все последние десять ночей месяца Рамадан, а не полагались на поклонение только лишь в эту ночь.
Сам посланник Аллаха ﷺ проявлял усердие в поклонении все последние десять ночей, как рассказывает об этом ‘Аиша: “Когда наступали последние десять дней Рамадана, посланник Аллаха ﷺ, проводил ночи в молитвах, будил членов своей семьи и проявлял особое усердие в поклонении” аль-Бухари 2024, Муслим 1174.
Признаки Ночи предопределения
От ‘Убады ибн Самита сообщается, что посланник Аллаха ﷺ о признаках Ночи предопределения сказал: «Признаком Ночи предопределения является то, что эта ночь чистая и светлая, а луна в ней словно блистает. Она тихая и спокойная, ни холодная, ни жаркая. В эту ночь не позволяют метать звезды, пока не наступит утро. И еще одним ее признаком является то, что солнце на утро восходит ровное, без лучей, подобно луне в ночь полнолуния, и шайтанам в этот день не разрешается выйти вместе с ним» Ахмад 5/324. Хафиз аль-Хайсами в “Маджма’у-ззауаид” сказал, что все передатчики хадиса заслуживают доверия, а хафиз Ибн Касир назвал иснад хорошим. См. “Тафсир Ибн Касир” 4/255.
Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Что же касается сообщений о том, что в эту ночь собаки не лают или лают редко, то они не являются правдивыми” См. «Шархуль-мумти’» 6/499.
Но нет сомнения в том, что каждый мусульманин, который искренне и правильно поклонялся Аллаху в последние десять ночей Рамадана, получит обещанную великую награду за поклонение в Ночь предопределения, даже если он и не узнал о том, когда именно была эта Ночь!