Хотелось бы сделать напоминание мусульманам о том, что наступил один из величайших месяцев, а это месяц Аллаха — аль-Мухаррам!
Сообщается от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Наилучшим постом после поста в месяце Рамадан, является пост в месяце Аллаха — аль-Мухаррам». Муслим 1163.
Хорошо известно, что та вещь, которая приписывается к Аллаху, занимает великое достоинство! Имам ас-Суюты писал: “Я был спрошен: «Почему месяц аль-мухаррам выделяется названием «месяц Аллаха» из прочих месяцев, несмотря на то, что есть месяца, которые по своему достоинству подобны ему, и даже превосходят его, как месяц Рамадан?» И я нашел то, что дает ответ на этот вопрос: Суть этого именования в том, что название этого месяца является исламским, в отличии остальных названий лунных месяцев в джахилии. В джахилии аль-мухаррам именовали как «сафруль-ауаль», а который следовал за ним «сафру-ссани». Когда же пришел Ислам, то Аллах назвал этот месяц «аль-Мухаррам», и по этой причине этот месяц приписывается к Аллаху!” См. “ад-Дибадж ‘аля Сахих Муслим” 3/251.
Кто-то может спросить: А почему тогда нет сообщений от сподвижников, чтобы пророк (мир ему и благословение Аллаха) постился в месяц аль-мухаррам также усердно, как скажем в месяц ша’бан, если добровольный пост в этот месяц, является наилучшим?!
Ответ на это дал имам ан-Науауи, сказавший: “Одной из причин, по которой посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не постился в месяце мухаррам так же усердно, как он постился в ша’бане, может являться то, что знание о превосходстве поста в мухарраме могло быть ниспослано ему в конце жизни”. См. “Шарх Сахих Муслим” 8/232.
Также этот великий месяц выделяется тем, в нем день ‘Ашура, который приходится на 10 число этого месяца.
День ‘Ашура — это тот день, в который Аллах спас пророка Мусу (мир ему) и погубил фараона и его войско. Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) прибывший в Медину, увидел, что иудеи постятся в день ‘Ашура, он спросил их: «Что это?» Они ответили: “Это — благой день, тот день, когда Аллах спас сынов Исраиля от их врага, и поэтому Муса стал соблюдать пост в этот день”. На это пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я имею на Мусу больше прав, чем вы!», после чего стал соблюдать пост в этот день сам и велел делать это всем остальным”. аль-Бухари 2004.
Пост в день ‘Ашура был обязательным до ниспослания повеления поститься в месяце Рамадан. См. “Фатхуль-Бари” 4/290.
Однако после того, как Аллах вменил пост в месяце Рамадан, то обязанность поста в день Ашура спала, и пост в этот день стал добровольным, за соблюдение которого уготована великая награда! Абу Катада (да будет доволен им Аллах) передал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пост в день ‘Ашура служит искуплением грехов прошедшего года». Муслим 1162.
Но для того, чтобы не уподобляться иудеям, следует поститься день ‘Ашура с одним днем до или после. Ибн ‘Аббас рассказывал: “Когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился в день Ашуры и приказал своим сподвижникам делать тоже самое, они сказали: “О посланник Аллаха, это – день, который чтят евреи и христиане”. Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Следующий год, даст Аллах, мы будем поститься и девятого числа». Но перед наступлением следующего года посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) скончался”. Муслим 1/151.
Ибн ‘Аббас говорил: “Поститесь девятого и десятого ‘Ашура и отличайтесь от иудеев!” ‘Абду-Рразакъ 7839, аль-Байхакъи 4/287. Хафиз Ибн Раджаб, шейх аль-Альбани и шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут подтвердили достоверность.
Тут следует отметить, что многие мусульмане ошибочно считают, что день ‘Ашура является праздником (Ид), и готовят еду, приуроченную к этому дню для раздачи, угощения и т.п. Однако нет на это никакого указания в Исламе. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Нет ни одного указания на это ни от пророка (мир ему и благословение Аллаха), ни от сподвижников, ни от одного из имамов, ни указания в четырех мазхабах. Нет на это ни одного достоверного сообщения, ни в одной книге хадисов, будь то книги “Сахих”, “Сунан” или “Муснад”. См. “Маджму’уль-фатауа” 25/299.
Да, за пост в день ‘Ашура уготована великая награда, однако это вовсе не означает, что этот день является праздником у мусульман. Абу Муса рассказывал: “День Ашура был у иудеев праздником, и поэтому пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «А вы поститесь в этот день!»” аль-Бухари 2005, Муслим 1131.
Хафиз Ибн Раджаб сказал: “В этом хадисе указание на запрет избирать день ‘Ашура праздником. Соблюдения поста в этот день указывает на то, что этот день не праздник. И следует в месте с этим днем постится еще один день, чтобы отличаться от иудеев, которые постятся в этот день”. См. “аль-Лятаиф аль-ма‘ариф” 112.
П.С.
Особенно сейчас желательней всего поститься в этот великий месяц, так как он выпал на зимний период, когда дни короткие, а ночи длинные, что не составляет никакого труда соблюдать пост. И по этому от Джабира, Анаса и Амира ибн Мас’уда передается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пост зимой – холодная добыча». Ахмад 18979, ат-Тирмизи 797, аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-иман» 3941, 3942. Хафиз ас-Суюты и шейх аль-Альбани назвали этот хадис хорошим. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» № 1922, «Сахих аль-джами’» № 3868.
‘Умар ибн аль-Хаттаб говорил: “Зима – это время легкой добычи для поклоняющихся”. Ахмад в “аз-Зухд” 175. Сообщение достоверное.
Имам ат-Тыби и аль-Мунауи говорили: “Пост зимой сравнивается с добычей, по той причине, что постящийся получает награду без особых трудностей и голода”. См. “Файдуль-Къадир” 4/243.