«Масаиль аль-джахилийя» — послание о признаках (качествах) людей времён невежества, автором которого является шейху-ль-Ислям Мухаммад ат-Тамими, да помилует его Аллах. Лекции подготовлены на основе разъяснений шейха Салиха ибн Фаузан ибн ’Абдиллях аль-Фаузана и шейха Салиха ибн ’Абдуль’азиз Али аш-Шейха, да хранит их обоих Аллах.
Лекций подготовил: Шейх Арсен Абу Яхья, да хранит его Аллах во благе.
Скачать шарх шейха Салих аль-Фаузана на арабском языке (PDF)
Скачать шарх шейха Салих али аш-Шейха на арабском языке (PDF)
Скачать файлы или прослушать аудио онлайн из папки Dropbox
Прочитать текст шарха на сайте «Исламский форум»
شرح مسائل الجاهلية لشيخ الإسلام محمد بن عبد الوهاب رحمه الله
Урок 1-й:
• Вступление. Вкратце о пользе изучения данного послания.
• «Это вопросы, которым возразил Пророк ﷺ людям из числа Писания и тем, кто не обладал Писанием…»
• Что представляет собой эта книга?
• Что такое «джахилийя»? Когда употребляется данный термин?
• Классификация «джахилийи».
• Полная и частичная.
• Связанная с местом, временем или личностью.
• Важный момент! После прихода Мухаммада ﷺ не будет полной джахилийи.
• Хадис: «Самыми ненавистными у Аллаха являются трое…»
• Кто такие «китабийюн» и «уммийюн»?
• Мудрость Аллаха, заключающаяся в том, что Пророк ﷺ не умел читать и писать.
• До его прихода весь мир утопал в невежестве.
• Каким образом исказилась религия, с которой пришёл Пророк ’Иса, мир ему?
• Как распространилось многобожие на аравийском полуострове?
• Всё, что относится к обычаям джахилийи, порицаемо. Некоторые примеры этих обычаев.
• Полная джахилийя закончилась с приходом Пророка ﷺ.
• Для чего необходимо изучать эти вопросы?
• «Самый опасный пункт джахилийи — отсутствие веры»
• Великая опасность видения греха прекрасным.
• Слова Аллаха: «А те, которые уверовали в ложь и не уверовали в Аллаха, являются потерпевшими настоящий убыток». Сура «аль-’Анкабут», аят 59.
Урок 2-й:
• Вопрос 1-й. Взывание с мольбой к приближённым и праведникам.
• Доводы из Корана на то, что взывание к кому бы то ни было, помимо Аллаха, является проявлением многобожия.
• Это очень важный вопрос, с которым возразил Пророк ﷺ людям джахилийи.
• Тот, кто поклоняется кому-то наряду с Аллахом, подобен тому, кто вообще не поклоняется Ему.
• Почему автор начал именно с этого вопроса?
• С чего началось многобожие в народе Нуха? — Это и есть вектор развития джахилийи.
• Искренность, то бишь единобожие, — из условий принятия дел.
• К сожалению, взывание к праведникам (и не только к ним) это то, что сейчас происходит в исламской общине.
• Доказательство из Корана на то, что взывание к праведникам, полагая, что те — всего лишь посредники перед Аллахом, является проявлением многобожия.
• Поэтому необходимо изучать эти вопросы, чтобы не попасть в них.
• Это вопрос, из-за которого люди поделились на верующих и неверующих.
• С чего начинали призыв Посланники Аллаха?
• Два столпа шахады.
• Два условия принятия дел.
• Для многобожника Рай запрещён категорически.
Урок 3-й:
• Данный вопрос — суть посланнической миссии Мухаммада ﷺ.
• Кто такие праведники? Три группы.
• К сожалению, злодеяние времен джахилийи (т.е. ширк) унаследовано многими из этой уммы.
• Они совершали ширк на основе знания?
• Современные многобожники приводят те же самые доводы, что и их предшественники: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе». Сура «аз-Зумар», аят 3.
• Данное «посредничество» они называют приближением к Аллаху (тауассуль).
• В некоторых случаях они поклоняются самостоятельным поклонением, а в некоторых — на основе «статуса праведника».
• Многочисленные аяты, в которых Всевышний приказывает рабам Своим искреннее поклонение Ему.
• В чём заключается многобожие?
• Почему мушрикам было ненавистно свидетельство единобожия (шахада)?
• Откуда появился ширк в этой умме?
• Как трактуют слово «илях» (божество) философы и те, кто за ними последовал?
• Все подтверждают, что Аллах — Единственный Творец.
• Почему современные мушрики хуже мушриков тех времён?
• Правильное толкование шахады «Ля иляха илля-Ллах». Доказательство из Корана.
Урок 4-й:
• Самый главный приказ и самый страшный грех.
• Суть многобожия.
• Главный акцент в вопросе призыва.
• Критерий истинности призыва.
• Хадис Му’аза ибн Джабаля, как довод на смысл таухида.
• Вопрос, из-за которого люди разделились на мусульман и неверующих.
• Главная причина отказа многобожников от единобожия.
• О недопустимости объединения Ислама с другими религиями.
• Три обязанности в отношении неверующих.
• Цель джихада.
• Являются ли все вопросы, затронутые в этой книге, проявлениями большого неверия?
• Обязательно ли предостерегать от заблудших групп? Не ограничиться ли лишь разъяснением пути Сунны?
Урок 5-й:
• Вопрос 2-й. Раскол в религии.
• Качеством многобожников времён джахилийи была разрозненность.
• Религия Аллаха для всех людей одна.
• Раскол — наказание от Господа.
• Религия всех Посланников одна, а это — единобожие.
• Установление религии — право Аллаха. Донесение религии — задача Посланников.
• Запрет в Коране на раскол.
• Аллах не оставил рабов Своих просто так, а отправил к ним Посланников.
• Почему иудеи и христиане названы в Коране людьми Писания?
• Что делать при разногласиях?
• Аят Корана: «Держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь…» Сура «Али ’Имран», аят 103.
• В джахилийю мушрики были разрознены и в мирских вопросах.
• Когда враждующие арабские племена стали братьями друг другу?
• Аллах и Его Посланник непричастны к тем, кто раскалывает религию.
Урок 6-й:
• Повторение сказанного на прошлой лекции.
• Раскол в религии приводит к расколу мирскому, и наоборот.
• Аллах запретил раскол в религии и приказал единство.
• Отход от пути первых (т. е. сподвижников) приводит к разрозненности.
• Два вида разногласий:
— Разногласия в вероубеждении (запрещённый вид разногласий);
— Разногласия в фикхе (в которых есть место иджтихаду).
• Два вида иджтихада в фикхе.
• Первый вид: когда у одной из разногласящих сторон есть очевидный довод.
• Путь четырёх имамов — следование достоверному хадису и оставление голого мнения.
• Мы не отвергаем мазхабы, а берём пользу из их мнений.
• Второй вид: когда нет очевидного довода ни у одной из сторон.
Урок 7-й:
• Вопрос 3-й. Они (люди джахилийи) полагали, что ослушание правителя — достоинство, а послушание ему — позор.
• Коран и Сунна о необходимости подчинения правителю.
• Пользы подчинения правителю, даже если он грешник.
• Кто больше годится для правления: сильный нечестивец или слабый праведник?
• «Подчиняйся правителю, даже если он отбирает у тебя имущество и бьёт тебя по спине!»
• Последствия выхода против правителя.
• Правило: Из двух зол следует выбирать меньшее.
• Выход против правителя — из вещей, которые отличают неверующих от мусульман.
• Что относится к искреннему отношению к правителю?
• Три вопроса, объединенные в хадисе: «Поистине, Аллах доволен для вас тремя вещами: чтобы вы поклонялись Аллаху и не придавали Ему сотоварищей, чтобы вы держались все вместе за вервь Аллаха и не разделялись, и чтобы искренне относились к тем, кого Аллах назначил вашими руководителями».
• Причина всякого зла кроется в нарушении этих трех вещей.
• Отношение людей джахилийи к правителю.
• Необходимо подчиняться правителю пока к нему применимо имя Ислама.
• Польза подчинения ему во многом превышает пользу, которая может быть от выхода против него. И история доказывает это.
• Это — из важнейших принципов Ислама.
• Разрозненность арабского мира после свержения правления Омейядов и единство, которое пришло с призывом имама ат-Тамими.
• Три принципа, обеспечивающие благую жизнь в обоих мирах.
• Выступал ли шейх Мухаммад ат-Тамими против правителя? Два аспекта, которые не дают право обвинять его в выходе против правителя.
Урок 8-й:
• Вопрос 4-й. Слепое подражание.
• Самый главный из принципов, на котором строится религия всех неверующих, — слепое подражание.
• Знатные и богатые, как правило, отрицают истину.
• Кто имеет право быть объектом для подражания (кудва)?
• С какой речью обратился Пророк ﷺ к своему народу?
• Следует взвешивать слова людей: истину принимать, а ложь отвергать.
• Вопрос 5-й. Обольщение большинством.
• Истина не познаётся по людям, а люди познаются по истине.
• Доказательства из Корана и Сунны на то, что меньшинство может быть на истине.
• Вопрос 6-й. Руководствоваться тем, на чём были предшественники.
• Разумные люди сравнивают то, о чём говорили их предки с тем, что говорили Посланники.
• Вопрос 7-й. Считать критерием истины то, чего придерживались сильные мира сего.
• Наличие силы и имущества не является критерием истины.
• Аллах даёт неверным богатство, силу и другие земные блага, чтобы заманить их.
• Пример этого: народы ’Ад и Самуд, которым была дана великая физическая сила, но они не спаслись от наказания.
• Обладание знанием и пониманием также не являются критерием истинности. Явный пример этому — иудеи.
• Почему так опасно обольщение тем, что обладаешь знанием и силой?
Урок 9-й:
• Вопрос 8-й. Считать показателем несостоятельности чего-либо то, чего придерживались слабые.
• Как воспринимали люди джахилийи своих пророков?
• К сожалению, сегодняшние мусульмане в этом вопросе уподобляются тем мушрикам.
• Ошибочные критерии истинности у людей джахилийи.
• Каждый, кто имеет качества джахилийи, ориентируется на критерий: всякий, кто имеет какой-то статус, является обладателем разума и понимания.
• Обладатели разума ближе к истине, однако люди джахилийи не поняли этот принцип и перевернули его.
• Обладатели разума — это те, которые последовали за посланниками.
• В чём ошиблись мушрики в вопросе критерия обладания разумом?
• Факторы, мешающие видеть истину:
— Во-первых, высокомерие и страсти;
— Во-вторых, богатство;
— В-третьих, положение в обществе;
— В-четвёртых, самодовольство.
• Подытог сказанного.
• Как многобожники воспринимали пророков и тех, кто за ними последовал?
• Как много разумных, у которых нет разума, и как много умных, у которых нет ума!
• Кто действительно обладает совершенным разумом?
• К сожалению, эти лжекритерии проникли и в нашу умму.
Урок 10-й:
• Группы, руководствующиеся этим суждением:
— Группа 1-я: власть имущие.
— Группа 2-я: рационалисты.
— Группа 3-я: богатые и состоятельные.
— Группа 4-я: «современные» мусульмане.
— Группа 5-я: призывающие методом познания современности (фикху-ль-уакы’).
• Подытог сказанного.
• Истину следует принимать, от кого бы она не пришла.
• Вопрос 9-й. Следование за нечестивыми учёными и невежественными поклоняющимися.
• Кто такой невежественный учёный и невежественный поклоняющийся?
• Нельзя обольщаться ни тем, ни другим.
• Как и для чего нечестивые знающие ухищряются против Шариата?
• Как в наше время мусульмане уподобляются им?
Урок 11-й:
• Следование за нечестивыми знающими — из качеств людей джахилийи.
• Пример того, как они обращались за знанием к нечестивцам из числа иудеев.
• В чём заключалось их нечестие?
• Основа этого качества — желание угодить людям.
• Несколько примеров того, как это качество проникло в среду мусульман.
• Является обязательным следовать за благочестивыми, беспристрастными учёными.
• Как отличить искателя истины от искателя личной выгоды?
• Как Аллах описывает в Коране нечестивых знающих из числа людей Писания?
• Следование за нечестивыми поклоняющимися.
• Примеры такого следования в суфийских тарикатах.
• Следует предостерегать от подобных качеств джахилийи.
• Аллах объединил качества этих людей в аяте: «О люди Писания, не чрезмерствуйте в вашей религии…» Сура «аль-Маида», аят 77.
• Почему люди джахилийи ориентировались на свои ложные критерии и какие доводы они приводили?
• Те же самые доводы приводят и сегодняшние представители нашей уммы.
• Какие лжеаргументы приводят против имама ат-Тамими его недруги?
• Необходимо знать эти доводы джахилийи, чтобы уметь опровергать их.
Урок 12-й:
• Вопрос 10-й. Считать доказательством несостоятельности религии то, что её последователи не имеют понимания и мирской доли.
• «Мы видим, что за тобой следуют только презренные из нас…» — слова, которые говорил народ Нуха своему пророку.
• Это суждение широко распространено среди людей джахилийи.
• Какие основания они приводят?
• Во-первых, что её последователи «имеют поверхностное понимание»
• Два варианта чтения «بَادِىَ الرَاى».
• Во-вторых, они не имеют мирской доли.
• Ещё несколько доказательств того, что за истиной, в основном, следуют слабые.
• К сожалению, данный лжекритерий джахилийи проник и в эту умму. Примеры его проявления:
— Гордость своими познаниями в философии;
— Презрение к людям хадиса;
— Отвержение призыва Мухаммада ат-Тамими;
— Мнение, что двери иджтихада на данный момент закрыты;
— Пренебрежение к тому, кто ниже образованностью.
• Шейх Салих аль-Фаузан: «Сегодня многие из нечестивцев насмехаются над учёными мусульман, но на самом деле учёные Ислама — и есть люди правильного видения и понимания…»
Урок 13-й:
• О термине «фикх аль-уакы’».
• Термин «уакы’» у учёных.
• Два вида реальности.
• Не всё, что происходит в мире, влияет на шариатский хукм.
• «Фикх аль-уакы’» сегодня.
• Нужно ли распространять знания о политике и строить призыв на этом?
• Есть ли польза от политинформации?
• Пример: история пророка Сулеймана.
• Вопросы 11-й и 12-й. Опираться на несостоятельный кыяс и отрицать правильный кыяс.
• Два вида аналогий.
• Что такое «кыяс»?
• Кыяс, который приводили многобожники.
• К сожалению, это проявление также проникло в нашу умму.
• Некоторые проявления несостоятельного и порочного кыяса:
— Пример 1-й: Отрицание караматов у приближённых (аулия).
— Пример 2-й: Аулия лучше, чем Пророки.
— Пример 3-й: Можно брать барака от каждого, кто имеет богобоязненность.
Урок 14-й:
• Что такое «кыяс»? Два вида кыяса.
• Первый вид: Кыяс причинности.
• Источником заблуждения, в основном, является порочный кыяс.
• Первый, кто прибег к такому кыясу, был Иблис.
• Пример несостоятельного кыяса у людей джахилийи.
• Кыяс при наличии различия невозможен.
• Аллах знает, кто пригоден для посланнической миссии.
• Опровержение ложных убеждений неверующих о том, что люди не могут быть Посланниками.
• Второй вид кыяса: Кыяс, основанный на схожести.
• В отношении Аллаха не применимы эти два вида кыяса. Но применима аналогия превосходства.
• Правильный кыяс. Примеры.
• Чтобы кыяс был состоятельным, должно быть чёткое объединяющее обстоятельство и отсутствовать то, что разделяет.
Урок 15-й:
• Вопрос 13-й. Чрезмерство в отношении праведников и учёных.
• Языковое и шариатское значения слова «’улю» (чрезмерство).
• Каким образом проявлялось это качество у людей джахилийи?
• Чрезмерство в отношении учёных и праведников — из вещей, приводящих к большому многобожию.
• Необходимо ставить людей на полагающееся им место и не превозносить их выше той степени, которую установил для них Аллах.
• Как проявлялось чрезмерство в отношении учёных?
• Как проявлялось чрезмерство в отношении праведников?
• Как это чрезмерство приводит к большому многобожию?
• Требование благодати: узаконен ли сегодня табаррук?
• Запрет чрезмерства в религии.
• В наше время чрезмерство в отношении к учёным проявляется слепым следованием (таклид).
• Нельзя брать ошибочное мнение учёных, отворачиваясь от очевидного довода.
• В наше время чрезмерство проявляется не только в отношении праведников и учёных.
• Итог чрезмерства — фанатизм.
• Как следует относиться к ошибке учёного?
Урок 16-й:
• Вопрос 14-й. Отрицание истины и признание лжи.
• Все выше приведенные доводы, которые приводят люди джахилийи, строятся на утверждении и отрицании.
• Вопрос 15-й. Отказ от принятия истины под предлогом непонимания.
• Какой была отговорка иудеев?
• В чём причина непринятия ими истины?
• Как возразил народ Шу’айба своему пророку?
• Почему люди джахилийи не могли понять доводы, с которыми пришли Пророки?
• Является ли для человека оправданием, если до него не дошёл довод?
• Всевышний предоставляет рабам Своим доводы слышимые и видимые, однако люди джахилийи оправдываются тем, что не понимают их.
• Два вида понимания довода.
• Не всякий куфр — куфр упрямства.
• Подытог сказанного.
• Это качество джахилийи проявляется в нашей умме отвержением Корана, Сунны и слов праведных предшественников.
• Как джахмиты пришли к заблуждению в вопросе Имён и Атрибутов Аллаха.
• Самое страшное наказание в этом мире — непонимание Корана и Сунны.
• Как избавиться от этого недуга?
Урок 17-й:
• Вопрос 16-й. Замена Откровения от Аллаха книгами о колдовстве.
• Каждый, кто отказывается от истины, впадает в ложь.
• Смысл аята: «Они последовали за тем, что читали дьяволы в царстве Сулеймана». Сура «аль-Бакара», аят 102.
• Всякий, кто возражает Посланникам, заменяет ниспосланное Аллахом ложными учениями.
• К огромному ужасу, в нашей умме это качество проявляется ещё хуже, чем у иудеев.
• Несколько примеров подобной замены истины на ложь:
— Возвеличивание философии и принижение Сунны;
— Оставление Сунны и изучение калама (рационализм);
— Неправильное понимание аскетизма приверженцами духовности (крайние суфисты);
— Изучение колдовства.
• О важности изучения вопросов, затронутых в данной книге.
• Полезный путь призыва.
Урок 18-й:
• Вопрос 17-й. Приписывание собственных ложных воззрений к пророкам.
• Некоторые примеры того, как иудеи и христиане относили ложь пророкам.
• К сожалению, и в нашей умме есть те, кто наговаривают на Пророка ﷺ.
• Так поступают люди джахилийи для того, чтобы повести за собой массы людей.
• Это качество проникло и в нашу умму: каждый, кто имеет какое-то заблуждение, относит его к Пророку ﷺ.
• Отнесение лжи к пророкам бывает двух видов. Оба они широко распространены в нашей умме.
• Важность понимания Корана и Сунны в соответствии с пониманием сподвижников.
• Каждый последователь страстей оправдывает свою ложь тем, что якобы на этом был Пророк ﷺ.
• Поэтому эта умма испытывает огромную нужду в знании сподвижников и имамов.
Урок 19-й:
• Вопрос 18-й. Относить себя к пророкам, но при этом противоречить им.
• Это качество наблюдалось у всех людей джахилийи.
• Настоящее отнесение себя к чему-то — это следование этому, а не противоречие.
• Кто действительно достоин называться последователем праведных предшественников?
• Три вещи, защищённые от противоречия.
• Вопрос 19-й. Порочение праведников на основании действий, которые совершают те, кто приписывают себя к ним.
• Если у последователей есть какие-то отклонения, то это нельзя относить к тому за кем они следуют.
• Зачастую дискредитация происходит через опорочение последователей, а потом и того, за кем следуют.
• Примеры того, как это проникло в нашу умму.
• Как наговаривают на имама Ахмада.
• Правило: Нужно смотреть на саму истину, а не на ошибки в применении её.
• Некоторые последователи страстей порочат истинность Пророка ﷺ, используя разногласия, случившиеся между сахабами.
• Можно ли порочить выдающихся имамов из-за действий их последователей?
• Являются ли такие известные имамы духовного пути, как ’Абдулькадир аль-Джейлани и аль-Джунейд последователями суфизма?
• Можно ли из-за ошибок в призыве у некоторых ревностных призывающих, относящих себя к пути праведных предшественников, порочить имама ат-Тамими?
Урок 20-й:
• Вопрос 20-й. Считать действия колдунов и прорицателей чудесами праведников (карамату-ль-аулия).
• Три вида сверхъестественных явлений:
— Знамения пророков (му’джиза).
— Чудеса праведников (карамат).
— Сатанинские сверхъестественные явления.
• Люди джахилийи относят ложные «чудеса» к пророкам и их последователям.
• Подытог.
• Что такое «карама»?
• Кто такой «уали»?
• Примеры того, как это явление вошло в нашу умму.
• Как отличить карамат праведника от сатанинского действия?
• Вопрос 21-й. Поклонение Аллаху при помощи свиста и хлопания в ладони.
• Хукм хлопания в ладоши.
• Вопрос 22-й. Люди джахилийи взяли себе в религию игры и забавы.
• Нашиды — из проявлений данного качества.
• Призыв (да’уа) — это часть религии, и он делается только так, как это установил Аллах.
• Вопрос 23-й. Обольщение мирской жизнью.
• Люди джахилийи считали, что наличие богатства и детей — доказательство почётного положения у Аллаха.
• Богатство и дети — не показатель любви Аллаха.
• Каков истинный критерий почёта перед Аллахом?
Урок 21-й:
• Вопрос 24-й. Равнодушие к истине, если её опережали слабые.
• Высокомерие не позволяет людям джахилийи войти в религию истины.
• Предыстория аята: «Не прогоняй тех, кто взывает к Господу своему утром и вечером, желая лика Его». Сура «аль-Ан’ам», аят 52.
• Связь данного аята с главой.
• Истина даруется только тому, кто склоняется к ней, а высокомерные ограждены от этого.
• Как это качество проникло в среду мусульман?
• Многие из предводителей еретических течений попали в это. Что руководит ими?
• Наличие последователей — испытание от Аллаха.
• Опасность оставления истины из-за высокомерия.
• Следует обращать свой призыв к тем, кто искренне устремляется к истине, независимо от статуса призываемого.
• Вопрос 25-й. Считать критерием ложности, если к этому опередили слабые.
• Разница между этим и предыдущим вопросами.
• Истина не познаётся по людям, а люди познаются по истине.
• О последовательности данной книги.
Урок 22-й:
• Вопрос 26-й. Умышленное искажение доводов из Писания в соответствии с собственными страстями.
• В первую очередь, конечно же, идёт речь об иудеях.
• История ниспослания и смысл аята: «Они искажают Писание Аллаха после того, как постигают его смысл». Сура «аль-Бакара», аят 75.
• Иудеи знают пророка Мухаммада ﷺ, как знают своих сыновей.
• В чём заключалось искажение со стороны людей Писания: в словах или в смыслах?
• Как это качество джахилийи проявляется в среде мусульман?
• В нашей умме это искажение коснулось только в отношении смыслов, а не слов, так как Коран охраняем Самим Всевышним Аллахом.
• Самый распространённый пример в этом вопросе — это искажение аятов и хадисов об Именах и Атрибутах Аллаха.
• Искажения в вопросах веры, например: отрицание предопределения и некоторых вещей из скрытого мира.
• Могилопоклонники умудряются переворачивать контексты о запрете многобожия в свою пользу.
• Ахлю-с-Сунна не истрактовывают аяты, а понимают их так, как они пришли.
• Ещё один пример искажения касается определения ростовщичества.
Урок 23-й:
• Вопрос 27-й. Сочинение книг и приписывание их Аллаху.
• Если учёный (‘алим) что-то пишет, то его обязанностью является писать только то, что соответствует Корану и Сунне.
• Книги людей джахилийи, которые приписывали к Аллаху, были двух видов.
• Какой вид написания проник в нашу умму?
• Какие секты пытаются подражать Корану?
• Когда и для чего учёные из числа праведных предшественников начали составлять книги?
• Какие книги порицаемы?
• Отличие книг Ахлю-с-Сунна от книг ахлю-ль-бид’а.
• Некоторые примеры того, как это качество проникло в среду мусульман.
• Отношение этой главы к данной книге.
• Разница между приверженцами Сунны и приверженцами бид’а.
• В наше время многие авторы книг излагают свои взгляды, а потом относят это к религии Аллаха.
Урок 24-й:
• Вопрос 28-й. Отвержение истины, которая есть у других.
• Иудеи говорили, что они уверовали в ниспосланное Мусе, однако сами противоречили этому: убивали пророков и отвергали сообщения о пророке Мухаммаде ﷺ.
• Как это качество проявляется в нашей умме?
• Не является обязанностью следование за определённой личностью, кроме Пророка ﷺ. Тот же кто не согласен с этим — вероотступник.
• Таковым является качество иудеев и христиан.
• В нашей умме оно ярко выражено у приверженцев слепого следования (таклид).
• Обязанность муфтия — говорить на основе истины.
• А те, которые берут только то, что соответствует их страстям, уподобляются людям джахилийи.
• Метод имама Мухаммада ат-Тамими в дискуссии с приверженцами слепого следования.
• Вопрос 29-й. Люди джахилийи не следовали за тем, последователями чего себя считали.
• Два аспекта, опровергающие заявления людей Писания о том, что они — последователи пророков.
• Ещё раз о методе автора данной книги в разговоре с приверженцами таклида.
• Учёные этого благодатного призыва уделяли внимание тому, что было передано от четырёх имамов в вопросах вероубеждения.
• Для чего важно это знать?
• Как дискутировать с теми, кто слепо следует за кем-либо из учёных?
Урок 25-й:
• Вопрос 30-й. Пребывание в расколе и оставление единства.
• Когда люди джахилийи оставили единство вокруг Шариата Аллаха, Он наказал их раздробленностью и враждой.
• Единение может быть только на основе сплочённости вокруг Корана и Сунны, а всё остальное ведёт к расколу.
• Слова шейха Салиха аль-Фаузана о том, как прийти к единству.
• Три вещи, которыми доволен Аллах, и которые ведут к сплочённости.
• Единство было приказано и прежним общинам.
• Благие плоды единства и печальные последствия раскола.
• Причины разрозненности.
• Разногласия в основных вопросах приводят к ненависти.
• Разногласия — кара от Аллаха.
• Первая группа, которая откололась от единой общины, — хариджиты.
• Признак того, что человек является одним из людей раскола.
• Единственно верный путь объединения — сплоченность вокруг Корана и Сунны. Все остальные пути — ложные.
• Вопрос 31-й. Вражда к истинной религии и любовь к религии неверных.
• Как сыны Исраиля отвергли своего Пророка Мусу, хотя сами относили себя к нему.
• Тот, кто оставит истину, будет наказан тем, что будет на том, на чём стоит его собственный враг.
• Тот, кто не поступает в соответствии со своим знанием, подобен невежде (джахилю).
• Как это качество джахилийи проявляется в нашей умме?
• Тот, кто оставляет истину, наказывается следованием за ложью.
Урок 26-й:
• Вопрос 32-й. Непринятие истины, если она с теми людьми, которые не нравятся.
• Ненависть к какой-то личности не должна побуждать к отвержению той истины, которая есть у неё.
• Как это качество проявляется в нашей умме?
• Примеры того, как Пророк ﷺ принял истину от иудеев.
• Личная вражда или лживые слухи не должны заставлять человека отвергать истину.
• Вопрос 33-й. Противоречие в вопросах утверждения и отрицания.
• Как иудеи противоречили сами себе.
• Каждый, кто относит себя к Исламу, но при этом отвергает какие-либо установления Шариата, уподобляется людям джахилийи.
• Вопрос 34-й. В эпоху джахилийи каждая группа утверждала, что она спасённая.
• Это качество проникло и в нашу умму: каждая секта считает, что она на истине.
• Каков истинный критерий спасшейся группы?
• Вопрос 35-й. Приближение к Аллаху путём запретного.
• Как это качество проявлялось у людей джахилийи?
• Обнажение тела — из мерзких деяний.
• Как они оправдывали этот свой грех?
• Нельзя говорить о религии Аллаха без знания.
• Грехи, которые были запрещены во всех Шариатах: мерзости, многобожие, возведение лжи на Аллаха.
• Как это качество проявляется в нашей умме?
• О запрете раскрытия своего ‘аурата.
Урок 27-й:
• Вопрос 36-й. Поклонение Аллаху путем разрешения харама и запрещения халяля.
• Верующий должен соблюдать середину, установленную Аллахом.
• Как проявляется это качество в нашей умме.
• Вопрос 37-й. Поклонение Аллаху путём взятия книжников и монахов господами помимо Аллаха.
• Нет подчинения творению в ослушании Творца.
• Объявление чего-то халялем или харамом — это право Аллаха.
• Необходимо следовать за учёным, только если его слова соответствуют истине.
• Вопрос 38-й. Отклонение в Атрибутах Аллаха.
• Это отклонение проявлялось в четырёх вещах.
• Во-первых, отрицание.
• О всеоблемющем знании Аллаха.
• Важность изучения Атрибутов Аллаха.
• Во-вторых, искажение (тахриф).
• В-третьих, препоручение (тафуид).
• В-четвёртых, уподобление (тамсиль).
• Вопрос 39-й. Отклонение в понимании Имён Аллаха.
• Предыстория аята: «Они не веруют во Всемилостивого». Сура «ар-Ра’д», аят 30.
• Как это качество проникло в среду мусульман.
• Группы, отрицающие Имена Аллаха.
• У Аллаха прекраснейшие Имена.
Урок 28-й:
• Вопрос 40-й. Отрицание наличия Творца.
• Что такое «та’тыль», о котором идёт речь в данной главе?
• Два аята, посредством которых Аллах бросает вызов атеистам.
• К сожалению, это качество проникло в среду тех, чьи национальности считаются мусульманскими.
• Вопрос 41-й. Описание Аллаха недостатками.
• Каким образом люди джахилийи приписывали Ему недостатки?
• Но при этом сами они не желают быть описаны этими качествами.
• Всякое отклонение в вероубеждении и есть приписывание Аллаху недостатков.
• Вопрос 42-й. Многобожие во власти.
• Кто такие дуалисты?
• Науруз — праздник зороастрийцев.
• Их идеология противоречит истинной религии и здравому естеству.
• Вопрос 43-й. Отрицание предопределения.
• Что такое предопределение?
• Четыре степени предопределения.
• Три аята, доказывающие, что многобожники отрицали предопределение.
• Два толкования этих аятов:
— Первый смысл: как отрицание предопределения мушриками. Подобные убеждения носят кадариты.
— Второй смысл: мушрики полагали, что Аллах якобы доволен их мерзостями. Такова идеология джабаритов.
• Корень заблуждения кадаритов и джабаритов.
• Аллах знает, кто заслуживает прямого пути.
Урок 29-й:
• Вопрос 44-й. Оправдывание неверия предопределением Аллаха.
• Аллах разъяснил рабам Своим пути к благу и пути ко злу и предоставил им выбор.
• Существование какой-то вещи ещё не указывает на довольство Аллахом ей.
• Человек взыскивается только за то, что он сделал по своему выбору.
• Аргументы против тех, кто оправдывает грехи и неверие предопределением.
• К сожалению, это качество проникло и в нашу умму.
• Когда можно ссылаться на предопределение, а когда нельзя?
• Вопрос 45-й. Противопоставление шариату предопределения.
• Человек наказывается за свои действия, а не за предопределение.
• Четыре группы в отношении предопределения.
• Вопрос 46-й. Относить события делом, совершаемым временем, поношение времени.
• Люди джахилийи ругали время и говорили: «Губит нас только время». Сура «аль-Джасия», аят 24.
• Является обязательным относить всё происходящее к Творцу.
• Смысл хадиса: «Не ругайте время, ибо, поистине, Аллах и есть время!»
• Вопрос 47-й. Неблагодарность за милости Аллаха.
• Значение аята: «Они знают милость Аллаха, а потом отрицают её». Сура «ан-Нахль», аят 83.
• Вопрос 48-й. Неверие во все знамения Аллаха, которые Он ниспослал Своим пророкам.
• Аят: «Поистине, те, которые отвергли Наши знамения и проявили высокомерие по отношению к ним, не откроются им врата неба, и не войдут они в Рай». Сура «аль-А’раф», аят 40.
• Это качество джахилийи распространяется на каждого, кто отрицает какой-либо из аятов или какой-то из достоверных хадисов.
• Вопрос 49-й. Неверие в некоторые знамения Аллаха.
• Проявления данного качества в среде мусульман. Джахмиты и аш’ариты.
Урок 30-й:
• Вопрос 50-й. Отрицание ниспослания Писаний пророкам.
• Они (иудеи) говорили: «Аллах ничего не ниспослал человеку». Сура «аль-Ан’ам», аят 91.
• Разрушительные плоды зависти.
• Проявление этого качества в нашей умме. Джахмиты и кораниты.
• Вопрос 51-й. Люди джахилийи утверждали, что Коран — слово человека.
• Коран — слово Аллаха, произнесённое Им.
• Проявления этого качества в нашей умме. Му’тазилиты и джахмиты.
• Вопрос 52-й. Отрицание мудрости в действиях Аллаха.
• Всё сущее создано Творцом по мудрости Его.
• Аят: «Мы не создали небо, землю и то, что между ними, понапрасну. Так думают только те, которые не веруют. Горе же тем, которые не веруют, от Огня!» Сура «Сод», аят 27.
• Мудрость Аллаха заключается не только в творениях Его, но и в повелениях Его Шариата.
• А также в воздаянии за деяния рабов.
• Проявление этого качества в нашей умме. Аш’ариты.
• Что вытекает из подобных убеждений?
• Вопрос 53-й. Ухищрения ради ниспровержения религии Аллаха.
• Аят: «Они хитрили, и хитрил Аллах…» Сура «Али ’Имран», аят 54.
• Суть хитрости.
• Убийство пророков — из обычаев иудеев.
• Хитрый план иудеев отвращения людей от истины.
• Каждый, кто прибегает к хитрости, для того, чтобы изменить религию Аллаха или навредить праведным рабам Аллаха, — на пути людей джахилийи. Рафидиты.
• Вопрос 54-й. Люди джахилийи признавали истину для того, чтобы потом через это прийти к отвержению.
• Аят: «Часть людей Писания говорит: “Уверуйте в то, что ниспослано верующим, в начале дня и перестаньте верить в конце его. Быть может, они обратятся вспять”». Сура «Али ’Имран», аят 72.
• Мусульмане должны быть очень бдительны в отношении к мерзким хитростям врагов.
• Вопрос 55-й. Фанатичная приверженность ложному пути.
• Аят: «Верьте только тем, которые следуют за вашей религией». Сура «Али’ Имран», аят 73.
• Проявления данного качества в среде мусульман. Приверженцы таклида.
• Обязанность мусульманина — следовать истине.
Урок 31-й:
• Вопрос 56-й. Называть единобожие многобожием.
• Аят: «Не пристало человеку, которому Аллах даровал Писание и мудрость, говорить людям: “Будьте рабами мне вместо Аллаха”». Сура «Али ‘Имран», аят 79.
• Каждый, кто истину называет ложью, а ложь истиной, следует путём джахилийи.
• Явный пример тому: аш’ариты и матуридиты, которые называют признание Атрибутов Аллаха в их очевидном смысле «уподоблением».
• Вопросы 57-й и 58-й. Искажение смыслов Писания и перестановка местами слов в нём.
• Проявление этого качества в нашей умме. Му’тазилиты.
• Вопрос 59-й. Называть последователей истины отвращающими прозвищами.
• Это явление было раньше и будет всегда, но верующим оно не принесёт никакого вреда.
• Вопросы 60-й и 61-й. Навет на Аллаха и называние истины ложью.
• Многочисленные аяты о запрете возведения лжи на Аллаха.
• Тот, кто намеренно приписывает Пророку ﷺ то, чего он не говорил, является лжецом.
• Необходимо остерегаться этого опасного деяния.
• Вопрос 62-й. Натравление правителей на последователей истины, когда они (верующие) одерживают победу.
• Как обратилась знать Фараона к нему со словами: «Неужели ты позволишь Мусе и его народу сеять порчу на земле?!» Сура «аль-А’раф», аят 127.
• Как знать Фараона прибегли к колдунам, чтобы опровергнуть то, с чем пришёл Муса.
• Когда же они потерпели поражение, то стали угрожать верующим и настраивать Фараона против них.
Урок 32-й:
• Вопросы с 63-го по 67-й. Обвинение людей истины в сеянии порчи на земле, в умалении религии правителя и в попытке изменить её.
• Привычка неверующих — называть приверженцев добра и знания «сеящими порчу и нечестие».
• Но эти козни не причинят верующим никакого вреда.
• Также приверженцы лжи натравливают власть имущих против обладателей веры и знания.
• Важность благого окружения.
• Знать Фараона обратилась к нему со словами: «Неужели ты позволишь Мусе и его народу сеять порчу на земле и оставить тебя и поклонение тебе».
• Явный пример проявления этого качества, которое произошло в своё время в нашей умме — настраивание правителей против имама Ахмада.
• Обязанность руководителя: брать себе правильное окружение.
• Испорченное сердце видит ложь истиной, а истину ложью.
• Тактика людей заблуждения — представлять себя сторонниками добра и, наоборот, обвинять людей истины в распространении зла. Рафидиты, хабашиты.
• Вопрос 68-й. Люди джахилийи хвалили себя за то, чего у них не было.
• «Когда им (иудеям) говорят: “Уверуйте в то, что ниспослал Аллах!”, они говорили: “Мы верим лишь в то, что ниспослано нам”».
• В нашей умме это качество проявляется у приверженцев фанатизма.
• Вопросы 69-й и 70-й. Добавление в дела поклонения и убавление в них.
• О Дне ‘Ашура.
• Отличаться от неверующих — важный аспект религии.
• Как это качество проявляется в нашей умме? Скверные нововведения, которые совершают рафидиты в день ‘Ашура.
• Как мушрики-арабы исказили обряды Хаджа в период джахилийи?
Урок 33-й:
• Вопрос 71-й. Оставление шариатских приказов оправдываясь набожностью.
• Во времена джахилийи это качество проявлялось в оставлении стояния на горе ‘Арафа и совершение тавафа в обнажённом виде.
• Каждый, кто оставляет что-то из поклонения оправдываясь праведностью, следует путём джахилийи.
• Вопросы 72-й и 73-й. Поклонение Аллаху путём отказа от благого удела и от благого одеяния.
• Это качество явно прослеживается среди христиан. Представители суфийских тарикатов следуют за ними.
• О великой опасности объявления дозволенного запретным.
• «О вы, которые уверовали, ешьте из благого, чем Мы вас наделили!»
• Основа в отношении еды, питья и одежды — дозволенность, кроме того, что запретил Аллах. Поэтому нельзя запрещать то, что дозволил Аллах.
• Ислам — во всём середина. Человек не должен излишествовать, хвастать и быть рабом какой-либо вещи.
• Вопрос 74-й. Призыв к заблуждению.
• Призыв должен строиться только на основе знания.
• Проявления этого качества в нашей умме.
• Аллах предостерегает верующих от того, чтобы внимать к людям, зовущим к заблуждению.
• Вопрос 75-й. Призыв к неверию имея знание.
• Две группы призывающих ко лжи.
• Тактика людей джахилийи в их призыве.
• Как Иблис совратил людей на многобожие.
• Вопрос 76-й. Использование великой хитрости для того, чтобы утвердить ширк и опровергнуть истину.
• Наподобие того, как прибег к хитрости народ Нуха: «Не оставляйте ваших богов…» Сура «Нух», аят 23.
• Кто такие «тагуты»?
• Запрещено слушать тех, кто призывает к заблуждению.
Урок 34-й:
• Вопрос 77-й. Следование за теми, кто не достоин быть примером.
• Аят: «И была среди них группа, которая слушала слова Аллаха, а потом осознанно искажала их смысл…» Сура «аль-Бакара», аят 75.
• Две группы людей, за которыми следовали люди джахилийи: нечестивые учёные и невежественные поклоняющиеся.
• Пример того, как иудеи искажали Писание: сокрытие истины.
• Другой пример искажения: подмена букв.
• Проявления этого качества в нашей умме.
• Каков истинный критерий следования?
• Вопрос 72-й. Заявление о любви к Аллаху, но при этом противоречие Его воле.
• Из признаков любви — подчинение тому, кого любишь.
• Как суфисты противоречат своим заявлениям о любви к Аллаху.
• Признак любви к Аллаху и плоды этого.
• Как же противоречат те, кто заявляют о своей любви к пророку ﷺ, но при этом совершают разные нововведения в религии!
• Вопрос 79-й. Полагаться на различные ложные мечтания.
• Как сказали иудеи: «Не коснётся нас Огонь, иначе как на считанные дни». Сура «аль-Бакара», аят 80.
• Проявления этого качества в нашей умме. Мурджииты.
• Вопрос 80-й. Излишество в отношении личности.
• Люди джахилийи брали могилы пророков и праведников местами для поклонения.
• О строжайшем запрете подобных действий.
• Вопрос 81-й. Чрезмерство в отношении физических следов праведников.
• Отличие данного вопроса от предыдущего.
• Проявления этого качества в нашей умме. Поклонение пещерах Хира и Саур.
• Как ‘Умар ибн аль-Хаттаб в своё время перекрыл двери к излишествам в отношении места.
• Почему это так опасно?
Урок 35-й:
• Вопрос 82-й. Использование различных средств, ведущих к многобожию.
• Аллах проклял женщин, посещающих могилы, и тех, кто устраивают на них места для поклонения и светильники.
• Причина запрета посещения женщинами могил.
• Почему нельзя возводить строения на могилах и устанавливать на них светильники?
• Могилы следует оставлять так, как они есть. И нельзя возвышать их больше, чем на пядь.
• Отсутствие на могилах каких-либо украшений — из путей, защищающих от фитны ширка в отношении могил.
• Вопрос 83-й. Собрания и проведение времени возле могил.
• О понятии «’ид» в Исламе.
• Что значит: «Просить солят на Пророка ﷺ» и нужно ли для этого приходить к его могиле?
• К огромному сожалению, это качество джахилийи проникло в среду мусульман.
• Хадис о совершении обета в местности Буана — доказательство на запрет установления каких-то особых мест для поклонения.
• Вопрос 84-й. Приближение к Аллаху посредством жертвоприношения возле могил.
• Жертвоприношение — это поклонение и оно должно быть только ради Аллаха.
• Хукм заклания животного около мест погребения.
• Вопросы 85-й и 86-й. Оберегание предметов, оставшихся от почитаемых личностей, и гордость этими вещами.
• Почему это так опасно? Как поступил сатана с народом Нуха, совратив их на поклонение идолам?
• История Дару-н-Надва: «Всякий почёт ушёл, кроме богобоязненности».
Урок 36-й:
• Вопросы с 87-го по 90-й. Четыре качества джахилийи, упомянутые в хадисе, как качества, которых люди не оставят.
• Первое качество: гордость знатным происхождением.
• Второе качество: порочение чужого рода.
• Третье качество: связывание выпадения дождя со звёздами.
• Четвёртое качество: оплакивание умерших.
• Вопрос 91-й. Построение принципов общества на притеснении.
• Ислам убрал эти скверные принципы джахилийи и установил справедливость.
• Вопрос 92-й. Проявление гордости по праву и без.
• Почему запрещена гордость?
• Необходимо считать себя постоянно допускающим упущения в выполнении прав окружающих.
• Вопрос 93-й. Порицаемый фанатизм, будь то на лжи или на истине.
• Личная ненависть не должна подталкивать на несправедливость.
• Вопрос 94-й. Взыскание за преступление с невиновного человека.
• Вопрос 95-й. Порицание за недостатки, которые есть у других.
Урок 37-й:
• Вопрос 96-й. Гордость своими благими поступками.
• Курайшиты проявляли заносчивость, «… возгордившись ею (Ка’бой), произнося скверные речи».
• Неужели они «сделали поение паломников и содержание их равным вере в Аллаха и в Судный день?!» Сура «ат-Тауба», аят 19.
• Вопрос 97-й. Гордость своими отношениями к людям блага.
• Принадлежность к потомству праведников не избавляет человека от следования им.
• Запрет тавассуля через положение угодников.
• В Тот День ни одна душа не сможет ничем помочь для другой души, и человек убежит от брата своего…
• Вопрос 98-й. Гордость своей профессией перед профессией, более низкой по статусу.
• Мусульманин вообще не может презрительно относиться к кому-либо из людей.
• Некоторые проявления этого качества. Какая должность важнее: имам или министр?
• Вопрос 99-й. Возвеличивание мирского в сердце.
• Люди джахилийи умудрились распространить это качество и на Пророка ﷺ.
• Вопрос 100-й. Попытка предъявить свои требования в дела Аллаха.
• Как говорили многобожники: «О, если бы был ниспослан ему [Мухаммаду] Коран за один раз». Сура «аль-Фуркан», аят 32.
• Мудрость ниспослания Корана частями.
• Вопрос 101-й. Презрительное отношение к беднякам.
• Кто действительно заслуживает почёта?
• Вопрос 102-й. Обвинение верующих в отсутствии искренности и в стремлении к мирской выгоде.
Урок 38-й:
• Вопросы со 103-го по 108-й. Неверие в основные постулаты имана: в ангелов, посланников, Писания и в Судный день.
• Вопрос 109-й. Считать ложью часть того, с чем пришли посланники.
• Тот, кто не верит в часть, подобен тому, кто не верит во всё.
• А в День Суда такому человеку не на что будет рассчитывать.
• Вопрос 110-й. Покушение на тех, кто покушается на призывающих к истине.
• Вопрос 111-й. Вера в ложь.
• Что такое «джибт» и «тагут»?
• Предыстория аята из суры «ан-Ниса»: «Они верят в джибта и тагута».
• Внешнее согласие с куфром тоже является неверием. Пагубность ‘акыды мурджиитов.
• Опасность такфира без знания. Тонкости такфира.
• Вопрос 112-й. Считать куфр лучше, чем иман.
• Вопрос 113-й. Смешение истины с ложью для того, чтобы была признана ложь.
Урок 39-й:
• Вопрос 114-й. Сокрытие истины, зная о ней.
• Иудеи знали, Мухаммад ﷺ — истинный пророк, но отвергли его.
• Опасность сокрытия истины.
• Вопрос 115-й. Говорить об Аллахе без знания.
• О чудовищности этого греха.
• Не следует гнушаться говорить: «Я не знаю».
• Вопрос 116-й. Столкновение взглядов людей джахилийи.
• Если человек оставляет истину, его постигают различные противоречия.
• Что касается людей Корана и Сунны, то они не противоречат друг другу.
• Вопрос 117-й. Вера в одну часть Писания и неверие в другую.
• История ниспослания аята: «…Неужели вы веруете в одну часть Писания и не верите в другую?!» Сура «аль-Бакара», аят 85.
• Каково наказание тому, кто поступает таким образом?
Урок 40-й:
• Вопрос 118-й. Вера в одних пророков и неверие в других.
• Кто не верует хотя бы в одного пророка, не верует во всех пророков.
• Вопрос 119-й. Споры о том, о чём нет знания.
• Два аспекта этого вопроса.
• Вопрос 120-й. Люди джахилийи претендовали на следование за предшественниками, а сами противоречили им.
• В расчёт принимаются не заявления, а суть.
• Вопрос 121-й. Отвращение от пути Аллаха тех, кто верует в Него.
• В наше время это преподносится под лозунгом «объединения религий».
• Вопрос 122-й. Любовь к неверию и неверующим.
• Вопросы со 123-го по 128-й. Опираться на разные хурафаты:
— Гадание по полёту птиц и суеверие.
— Гадание по линиям на песке.
— Прорицательство.
— Обращение за судом к тагуту.
— Нежелание жениться между двумя праздниками.