Данный хадис является одним из числа величайших наставлений Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха:
Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, рассказывал:
«Однажды, когда я сидел верхом позади пророка (мир ему и благословение Аллаха), он сказал мне: „О мальчик, не научить ли тебя некоторым словам, посредством которых Аллах окажет тебе пользу?“ Я сказал: „Конечно“. Тогда он сказал: „Помни об Аллахе, и Он будет хранить тебя; помни об Аллахе, и ты обнаружишь Его перед собой. Вспоминай Аллаха в благоденствии, и Он узнает тебя в беде. Если захочешь попросить о чем-либо, то проси Аллаха; если захочешь обратиться за помощью, обращайся за ней к Аллаху. И знай, что перья уже подняты (от хранимой Скрижали), а страницы высохли, а поэтому, если все люди соберутся вместе, чтобы сделать для тебя что-нибудь полезное, они принесут тебе пользу лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом. И если они соберутся вместе, чтобы нанести тебе вред, они повредят тебе лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом. И знай, что обошедшее тебя стороной не могло постичь тебя, а постигшее тебя, не могло обойти стороной. И поистине, победа приходит с терпением, радость с несчастьем, а с трудностью приходит облегчение“».
Этот хадис приводят имамы Ахмад 1/293, 303, 307, ат-Тирмизи 2516, аль-Хаким 3/531-532, Абу Я‘ля 2556, Ибн Аби ‘Асым 316, ат-Табарани в «аль-Кабир» 2/134, и др.
Достоверность этого хадиса подтвердили такие имамы, как: Ибн Раджаб, Ибн Хаджар, ас-Сахауи, аль-‘Аджлюни, Ахмад Шакир, аль-Альбани, Ибн Баз, Мукъбиль ибн Хади. См. «Нур аль-икътибас» 18, «Джами’уль-‘улюми уаль-хикам» 344, «Муафакъа аль-хубр аль-хабар» 328, «Макъасыд аль-хасана» 188, «Кашф аль-хафа» 1/366, «Субулю-Ссалям» 4/267, «Тахридж аль-Муснад» 2804, «Тахридж Китаб ас-Сунна» 137-139, «ас-Сахих аль-муснад» 699.
Было сказано о величии данного хадиса:
Хафиз Ибн аль-Муляккъин сказал: «Это великий хадис, который является основой в соблюдении прав Аллаха и вверении себя Его велению». См. «аль-Му’ин ‘аля тафаххум аль-арба’ин», 184.
Хафиз Ибн Раджаб сказал: «Этот хадис включает в себя великие завещания и универсальные основы, относящиеся к числу важнейших дел религии. А один из ученых даже говорил: „Я поразмышлял над этим хадисом, и он меня поразил настолько, что после этого я едва мог сосредоточиться. Как жаль, что люди не знают этого хадиса и в недостаточной степени понимают его смысл“». См. «Джами’уль-‘улюми уаль-хикам», 345.
Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами сказал: «Это величайший хадис, содержащий в себе большую основу в отношении соблюдений прав Аллаха Всевышнего на Его рабов, уповании на Него, свидетельстве о Его единобожии, слабости рабов и их нужде в Нем. В связи с этими положениями является правильным утверждать, что такой хадис является половиной Ислама. Более того, он охватывает весь Ислам!» См. «аль-Фатх аль-мубин би-шарх аль-Арба’ин», 376.