Понимание хадиса: «…вытесняйте их на самую узкую часть дороги»

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не приветствуйте салямом иудеев и христиан первыми, а если встретите их на дороге, то вытесняйте их на самую её узкую часть» Муслим № 2167.

Многие понимают эти слова посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) неправильно. Ввиду чего, решил осветить этот вопрос, посредством слов обладателей знания.

СМЫСЛ ХАДИСА

Имам ан-Науауи (да смилуется над ним Аллах) сказал: «„… а если встретите их на дороге, то вытесняйте их на самую её узкую часть“. [Относительно этих слов] наши соратники сказали: „Неверный, находящийся под покровительством (зиммий)[1] не должен идти посередине дороги, если по ней идут мусульмане. Напротив, его вытесняют на самую ее узкую часть, но если дорога просторна и нет давки, то в этом нет беды“. Они также сказали: „Вытеснение не должно провоцировать его падение в пропасть или прижатие к стене и т.п.“. А полное знание обо всем этом принадлежит лишь одному Аллаху!» См. «Шарх ан-Науауи» 14/147.

Хафиз Ибн Хаджар (да смилуется над ним Аллах) сказал: «В отношении слов пророка (мир ему и благословение Аллаха): „…а если встретите их на дороге, то вытесняйте их на самую её узкую часть“ аль-Куртуби сказал: „То есть, не уступайте им путь при тесноте на дороге, выказывая им почет и уважение. Тем самым смысл этих слов сочетается со смыслом предыдущих слов. То есть, суть не в том, чтобы при встрече с ними на просторной дороге нужно вытиснять их к ее краю, дабы стеснить их, ибо это будет причинением им зла, а нам запрещено незаслуженно причинять им вред“» См. «Фатх аль-Бари» 11/42.

Ат-Тирмизи (да смилуется над ним Аллах) разъясняя смысл этого хадиса сказал: «Не уступается путь при встрече с кем-либо из них на дороге, поскольку это возвеличивает их» См. «Тухфа аль-Ахуази» 5/228.

Аль-Мунауи (да смилуется над ним Аллах) сказал: «„… а если встретите их на дороге“, где есть давка, «то вытесняйте их на самую её узкую часть», так чтобы они не упали в пропасть и не прижимались к стене. То есть, не уступайте им середину дороги, выказывая им почет и уважение. Тем самым смысл этих слов сочетается со смыслом предыдущих слов. И смысл не в том, как сказал об этом аль-Куртуби, что при встрече с ними на одной дороге мы вытисняем их к ее краю, чтобы стеснить их, ибо это будет причинением им зла, а нам запрещено незаслуженно причинять им вред. Также в этом указание, что путь неверия всегда тесен, и оно ввергает его носителя в Пламя Ада» См. «Файд аль-Кадыр» 6/386.

Имам ас-Сан’ани (да смилуется над ним Аллах) сказал: «В этом хадисе указание вытеснять их на самую узкую часть дороги, если по ней идут мусульмане, так чтобы просторная часть дороги была у мусульман. Если же на дороге нет мусульман, то нет ничего в том, [чтобы они шли посредине дороги]» «Субуль ас-Салям» 4/265.

Шейх Мухаммад бин Салих аль-‘Усаймин (да смилуется над ним Аллах) комментируя данный хадис сказал: «Смысл этих слов пророка (мир ему и благословение Аллаха) состоит в следующем: не уступайте им большую часть дороги, когда встречаетесь с ними, так чтобы для них дорога была просторной, а для вас тесной. Напротив, идите в направлении, в котором вы шли, и если от этого они окажутся в тесноте, пусть так и будет. Ведь общеизвестно, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) увидев неверных (иудеев в Медине) не теснил их к стене. Так не поступали и его сподвижники (да будет доволен ими Аллах) в завоеванных ими городах.

Смыл в следующем: Подобно тому, как вы их не приветствуете первыми, также и не уступайте им дорогу. Встречаясь с ними на дороге не расходитесь для того чтобы они прошли, напротив, идите так, как вы шли, и если от этого они окажутся в тесноте, пусть так и будет» См. «Маджму’ Фатауа Ибн ’Усаймин» 3/9.

МУДРОСТЬ ДАННОГО ПРЕДПИСАНИЯ

Мусульманин поступает так не из высокомерия и кичливости, он поступает так, чтобы выказать могущество и превосходство Ислама. Это стеснённое, ограниченное положение напоминает неверным о том, что наказание за неверие всегда будет тяжелым, и его носитель всегда будет испытывать стеснение. Ведь именно неверие стало причиной тому, что его носителя в этом мире вытесняют на самую узкую часть дороги, а после смерти, из-за неверия он будет стеснен в пламени Ада «Когда их скованными бросят в тесное место [Ада], там они будут молить о собственной погибели» (25:13).

Шейх Мухаммад бин Салих аль-‘Усаймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Хадис этот не содержит что-либо отвращающее от Ислама, напротив, в нем демонстрируется величие мусульманина, тем, что он ни перед кем не принижается, кроме своего Господа» См. «Маджму’ Фатауа Ибн ’Усаймин» 3/9.

Вопрос: «Существует ли хадис в достоверном сборнике Муслима, в котором говорится: „Не приветствуйте салямом иудеев и христиан первыми, а если встретите их на дороге, то вытесняйте их на самую её узкую часть“? Если этот хадис есть в достоверном сборнике Муслима, то я не сомневаюсь в его достоверности, однако у меня сомнения относительно смысла этого хадиса. Я не знаю, может это из-за нехватки веры. Да, я могу понять запрет первыми приветствовать иудеев и христиан, поскольку „салям“ одно из имен Аллаха, и это особое приветствие, обращаемое только к мусульманам и обитателям Рая. Но у меня проблема с [пониманием] второй части хадиса: „а если встретите их на дороге, то вытесняйте их на самую её узкую часть“. Возможно ли, чтобы пророк (мир ему и благословение Аллаха) — тот, кого Всевышний Аллах отправил в качестве милости для миров, произнес эти слова?? Что же станет, если мусульмане будут воплощать этот хадис? Что же подумают иноверные, если узнают об этом хадисе? Какая польза в их вытеснении на самую узкую часть дороги? Почему такая неприязнь? Что же мне ответить, если меня спросит христианин, прочитавший этот хадис? Разве это не слепая ненависть мусульман по отношению к другим религиям? Прошу устранить эти сомнения из моей души, и да воздаст вам Аллах благом!»

Ответ шейха Ахмада бин ’Абд ар-Рахмана аль-Кадыя: «Имам Муслим в своем достоверном сборнике передал хадис (№ 2167), рассказанный Абу Хурейрой (да будет доволен им Аллах) о том, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не приветствуйте салямом иудеев и христиан первыми, а если встретите их на дороге, то вытесняйте их на самую её узкую часть». Под вытеснением понимается не то, что сразу пришло в голову человеку задавшему вопрос; стеснять его к стене и прижимать к ней, без всякой аргументации, кроме ненависти. Вовсе нет! Смысл, выражаясь современным языком, в том, кому принадлежит приоритет движения. То есть, если по дороге может пройти только один человек, то не подобает, чтобы сначала прошел неверный, а затем мусульманин, потому что это вид проявления уважения неверному и предоставление ему превосходства. А предоставление превосходства неверному над мусульманином, это есть предоставление превосходства неверию над Исламом.
Пусть брату задавшему вопрос будет известно, что крепчайшая связь веры это любовь [к верующим ради] Аллаха, и ненависть [к неверным] ради Аллаха. Поэтому неприязнь, которую верующий испытывает к неверному это не просто результат фанатичной приверженности своей религии, а неприязнь, вызванная тем, что несет в себе неверный: вражда с Аллахом и Его посланником (мир ему и благословение Аллаха). Ведь каждый верующий желает, чтобы уверовали абсолютно все. Брат, задавший вопрос должен приучить себя почитать священные тексты, ему следует отбросить от них эти сомнения и обвинения. Пусть обвиняет свое понимание, прежде чем обвинять священный текст, чтобы не оказаться в числе тех, относительно которых Аллах сказал (смысловой перевод): «Но нет — клянусь твоим Господом! — они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что вызывает у них споры, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью» (4:65)» Источник.

КОГДА ДЕЙСТВУЕТ ЭТО ПРЕДПИСАНИЕ?

‘Абдуллах бин ’Абд ар-Рахман аль-Бассам (да смилуется над ним Аллах) перечисляя полезные выводы, извлекаемые из этого хадиса, сказал:
«- Когда неверные встречаются на дороге с мусульманами, то мусульмане должны стеснять их на самую узкую часть дороги.
— Им запрещается возведение церквей, синагог, храмов, и восстановление их, если они обрушились, или же какая-та часть разрушена.
— Им запрещается строить свои дома выше домов мусульман, не зависимо от того, примыкают их дома к домам мусульман или же находятся вблизи.
— Им запрещается, открыто распивать спиртные напитки и держать свиней.
Все это действует в отношении неверных, если они находятся в мусульманских государствах» См. «Таудых аль-Ахкам мин Булуг аль-Марам» 5/455-456.

Продолжая разъяснять этот хадис, он также сказал: «Эти законоположения действовали и приводились в исполнение, когда существовали исламские государства, и звучал голос истины.
Нынче же мусульмане унижены и слабы перед врагами Ислама, и это мусульмане стали подражающей другим чернью. Они уподобляются врагам Ислама в их одеянии, традициях, обычаях, в распутстве и в разложении.
А еще большее бедствие то, что помощь безбожникам в уничтожении Ислама оказывается со стороны многих руководителей и правителей мусульман. Однако, мы надеемся на Всевышнего Аллаха, Который творит и управляет делами, [на возвращение Исламу былого могущества, превосходства и владычества] ведь Он обещал сохранить Свою религию и превознести ее над всеми остальными религиями, даже если это ненавистно многобожникам»[2] См. «Таудых аль-Ахкам мин Булуг аль-Марам» 5/456-457. (С некоторым сокращением)

Хасан Абу аль-Ашбаль аз-Зухайри сказал: «„…а если встретите их на дороге, то вытесняйте их на самую её узкую часть“. Ученые сказали: „Вытеснение иудеев и христиан на самую узкую часть дороги означает, что для мусульманина остается середина дороги, а для них край дороги“. Это и есть вытеснение на самую узкую часть дороги. Между тем, некоторые братья, поняли хадис так, что следует притеснять неверного абсолютно во всем. Такое понимание является ошибочным. Нет, смысл в том, что неверный идет по краю дороги, а середина дороги остается просторной и свободной для мусульманина, что указывает на могущество и превосходство. Но то, о чем мы говорим, притворяется в жизнь тогда, когда у мусульман могущество, у них есть государство, они обладают властью, имеют перевес и превосходство, когда правители заступаются за них, потому что любят Ислам и мусульман; когда уважают твою религию, твой Ислам, твою веру. Но после того как мы утратили все эти качества и стали самой униженной общиной, и оказались ниже иудеев и христиан, мы вынуждены смириться с тем, что иудеи и христиане идут вместе с нами по середине дороги» Источник.

РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ЛИ ЭТО УСТАНОВЛЕНИЕ НА ПЕРЕДВИЖЕНИЕ НА МАШИНЕ?

Шейху Салиху бин аль-Фаузану (да хранит его Аллах) был задан вопрос: «Относится ли веление вытеснять неверных на самую узкую часть дороги, к передвижению на машине, и не позволять им обгонять себя?»
Шейх ответил: «Смысл этого [хадиса] не в том, чтобы ты причинял вред неверному, обрекал его на гибель, или подвергал его опасности, смысл [хадиса] не в этом. Смысл в том, чтобы не оказывать неверному почет, не допускать какое-либо превосходство над мусульманами в дороге, не уступать им дорогу, [когда они идут на встречу], а в собраниях не усаживать их на первых рядах. Причинение же ему вреда — дело запретное, особенно если это неверный, который въехал в мусульманскую страну под гарантию безопасности, или между государством этого неверного и государством мусульман существует договор или мирное соглашение. У таких людей те же права и обязанности, что и у мусульман. Их ни в коем случае, не притесняют, и им не причиняется вред. Суть в том, что запрещено оказывать ему почет, а не [веление] причинять ему вред» Источник: Официальный сайт шейха.

Также шейха спросили: «Если неверный едет на машине, и желает обогнать слева, уступить мне ему дорогу, если по правилам дорожного движения я обязан ему уступить?»
Ответ: «Ему предоставляется пространство для обгона, но он не допускается к тому, чтобы занимать середину дороги, ему оставляется край дороги, это и узаконено» Источник: Официальный сайт шейха.

СОВМЕЩЕНИЕ ЭТОГО ХАДИСА, С ТЕМИ ХАДИСАМИ, В КОТОРЫХ СООБЩАЕТСЯ, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) хорошо относился к неверным, навещал некоторых из них, если они болели, принимал от них подарки и т.д.

Ответ Постоянного комитета по научным исследованиям и вынесению фетв КСА:
«Нет противоречия между этим хадисом и тем, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) поддерживал с неверными добрые отношения, навещая их больных, принимая их подарки, и сам подарил ’Абдуллаху бин Убей бин Салюлю свою рубаху, чтобы его завернули в нее и похоронили в ней. Ведь хорошее обращение необходимо для того чтобы склонить сердца неверных к Исламу, и вдохновить их на принятие этой религии.
Подытоживая вышеизложенное: мы хорошо относимся к неверным, оказываем им благодеяние, и отвечаем им добром на добро, чтобы склонить их сердца к Исламу. Но в отношениях с ними мы не допускаем действий, которые могут возвеличить их, выказать почет им, придать высокое положение и превосходство; как приветствие неверных первыми, уступать им середину дороги проявляя им почет и т.п. Они не достойны этого по причине их неверия» Источник: Официальный сайт комитета.

Председатель комитета: ’Абд аль-’Азиз бин ’Абдуллах бин Баз
Заместитель председателя комитета: ’Абд ар-Разак ’Афифи
Член комитета: ’Абдуллах бин Гудаян
Член комитета: ’Абдуллах бин Ку’уд

 

Перевел с арабского: Абу Идар аш-Шаркаси
19 Джумада аль-Ахира 1433 г.х.
10/05/2012.

_________________________________________________
[1] «Ахль аз-Зимма» — находящиеся под покровительством исламского государства, которые подчиняются нормам шариата, платят подушную подать (джизью) и соблюдают установления, касающиеся тех, кто находится под покровительством. Взамен они получают, гарантию неприкосновенности личности и имущества.
Правоведы единодушны во мнении о том, что под покровительство принимаются обладатели писания [христиане и иудеи] и зороастрийцы. См. «Ахкам ахль аз-Зимма» 1/79, а также «Бидая аль-Муджтахид» 1/404, «аль-Мугни» 10/560.
[2] «Он — Тот, Кто отправил Своего Посланника с верным руководством и религией истины, чтобы превознести ее над всеми остальными религиями, даже если это ненавистно многобожникам» (61:9).