Правила манхаджа

Правила манхаджа

«Правила манхаджа» — цикл лекций по книге «Ясное разъяснение методологии праведных предшественников в вопросах воспитания и исправления в лучшую сторону», в которой разъясняются основные правила исламской методологии (манхадж). Вступление и комментарии к книге сделал шейх Салих аль-Фаузан, да хранит его Аллах.

Лекции подготовил: Шейх Арсен Абу Яхья, да хранит его Аллах во благе.

Скачать файлы или прослушать аудио онлайн из папки Dropbox

Прослушать аудио на канале в Телеграм

Скачать оригинал книги на арабском языке

الإصباح في بيان منهج السلف في التربية والإصلاح

Вступление.

• Вкратце о достоинствах книги.
• Вступление шейха Салиха аль-Фаузана.
• Слова шейха о том, что требуется от призывающих к Аллаху.
• Слова саляфов о важности следования Сунне.
• Учёные постоянно писали труды о манхадже саляфов.
• Данную книгу проверил выдающийся шейх Салих аль-Фаузан.

1-е правило: «Религия строится на двух великих основах: искренность и следование Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует».

• Доказательства из Корана и Сунны на искренность.
• Мутаба’а — соответствие дел тому, с чем пришёл Пророк Мухаммад ﷺ. Доказательства из Корана и Сунны.
• Четыре группы людей в отношении этих двух основ.
• Первая группа — следующие Сунне искренне ради Аллаха.
• Об искренности.
• Именно из-за таких дел (совершённых ради Аллаха и в соответствии с Сунной) Аллах и создал всё сущее.
• Слова аль-Фудайля ибн ’Ийяда, сказанные относительно последнего аята из суры «аль-Кяхф».
• Вторая группа — те, у кого нет ни ихласа, ни мутаба’а. Это худшие из творений.
• Третья группа — те, у кого есть ихлас, но нет мутаба’а.
• Четвёртая группа — те, у кого есть мутаба’а, но отсутствует ихлас.
• Комментарий шейха Салиха аль-Фаузана к первому правилу.
• Аяты и хадисы, объединяющие в себе искренность и следование Сунне.

2-е правило: «Источником шариата, призыва и поклонения является Коран и достоверная Сунна».

• Аяты и хадисы, указывающие на это правило.
• Деяние принимается только если оно соответствует тому, что ниспослал Аллах в Своей Книге и в Сунне Пророка ﷺ. Если же деяние не соответствует тому, что ниспослал Аллах, то оно отвергается.
• Подчинение учёным является зависимым от подчинения Аллаху и Его Пророку. Подчинение правителям и учёным является обязательным в том, что не противоречит шариату.
• Методология призыва (да’уата) тоже строится на доводах из Корана и Сунны в соответствии с пониманием саляфов. Следование саляфам идёт за следованием Посланнику Аллаха ﷺ.
• Вопрос иджтихада.
• О строгом запрете слепого следования.

3-е правило: «Ахлю-с-Сунна уа-ль-джама’а не понимают Коран в отрыве от Сунны».

• Доказательства этого правила из Корана и Сунны.
• Сунна является доводом, придерживаться которого обязательно так же, как обязательно придерживаться Корана.
• Примеры того, что Сунна подробно разъясняет Коран.
• Кораниты — заблудшая группа, отрицающая доводы из достоверной Сунны.
• Аяты об обязательности подчиняться Пророку ﷺ.
• Отклонившаяся группа, которая разделяет Сунну на «мутауатир» и «ахад».
• Брать Сунну в качестве довода — из основополагающих принципов Ахлю-с-Сунна уа-ль-джама’а. А отвергать Сунну или часть её — из основополагающих принципов Ахлю-ль-бид’а уа-д-даляль.
• Рационалисты (’акълянийюн) отвергают хадисы, противоречащие их ограниченному разуму, даже если эти хадисы достоверны.
• Предостережение от коранитов.

4-е правило: «Ахлю-с-Сунна уа-ль-джама’а не понимают Коран и Сунну в отрыве от понимания праведных предшественников».

• Доказательства этого правила из Корана и Сунны.
• Имам аль-Ауза’и о следовании за сподвижниками и праведными предшественниками.
• О великих достоинствах сподвижников Пророка ﷺ.
• После следования Корану и Сунне необходимо следовать пути саляфов, во главе которых стоят мухаджиры и ансары, а во главе мухаджиров стоят четыре праведных халифа.
• Кто такая «спасённая община»?
• Что делать при разногласиях?
• О термине «современные мусульмане».
• В каком случае дозволено следовать за кем-либо?
• Маленькое дополнение к четвёртому правилу.

5-е правило: «Таухид — это первое, к чему призывают Ахлю-с-Сунна уа-ль-джама’а, без которого не будет успешным призыв и правильным поклонение».

• Доказательства этого правила из Корана и Сунны.
• О разделении людей в том, как они относятся к ширку, на несколько групп.
• Страсти — это идол (санам). И у каждого есть в сердце такой идол в зависимости от степени его приверженности страсти.
• Имам Ибн аль-Каййим о том, что такое абсолютное поклонение.
• Призыв надо начинать с самого главного, то есть с исправления ’акыды, т.к. ’акыда — это фундамент, на котором строится действительность и правильность всех деяний.
• Посланники всегда начинали с призыва к таухиду.
• Чёткий довод из Сунны на то, ЧТО является основой призыва.
• Если кто-то противоречит пути пророков в призыве, то его призыв никогда не принесёт пользы.
• Ширк — самый большой грех, от которого нужно предостерегать прежде всего.

6-е правило: «Ахлю-с-Сунна уа-ль-джама’а начинают с того, с чего начал Аллах и Его Посланник, да благословит его Аллах и приветствует».

• Доказательства этого правила из Корана и Сунны.
• Начинать призыв нужно с основы, ибо таким был путь Мухаммада ﷺ. Нужно начинать с самого важного, а потом уже с важного.
• Законоположения ниспосылаются после утверждения религиозной основы.
• Почему призыв не приносит своих плодов?
• Плоды следования манхаджу в призыве двух выдающихся имамов.

7-е правило: «Ахлю-с-Сунна уа-ль-джама’а возвеличивают все установления религии и призывают ко всему тому, чему призывал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, по мере возможности».

• Доводы из Корана и Сунны на это правило.
• Комментарий шейха аль-Фаузана: «Правило указывает на то, что наши слова о том, что нужно начинать призыв с таухида и концентрироваться на таухиде не означают, что нужно быть небрежным к другим вопросам религии. Всякое ослушание опасно, даже если оно кажется незначительным…»
• Нельзя пренебрегать прегрешениями, т. к. один грех зовёт за собой другой.
• Нет ни одного блага, на которое бы не указал Пророк ﷺ, и нет ни одного зла, от которого бы он не предостерёг.
• Опасность термина «шелуха». Нет в религии «шелухи». Вся религия — есть чистая сердцевина.

8-е правило: «Ахлю-с-Сунна уа-ль-джама’а не возражают шариатским текстам и не противопоставляют свои умы, страсти, наклонности и мнения людей подобных им самим».

• Доказательства этого правила из Корана и Сунны.
• Имам Ибн аль-Каййим о пяти группах, которые противоречат Откровению.
• Каждая из этих групп не опирается на объективные критерии. Всё, что они говорят — не иначе как страсти.
• Слова Ибн Теймийи относительно следования страстям, когда человек противопоставляет Откровениям Аллаха нечто от себя.
• Это правило касается так же того, что мусульманин обязан покориться доводу из Корана и Сунны и не должен ставить свой разум выше довода. Это и есть Ислам.
• Отличие верующего от лицемера.
• Пользы из истории Худайбийского соглашения.
• Религия строится на доводах из Корана и Сунны, а не на умозаключениях.
• Вопрос о «саджа’».
• Дозволено ли вовлекать в политику простую массу людей?

9-е правило: «Победа и величие мусульман и их хорошее положение зависят от двух вещей: полезного знания и праведного деяния».

10-е правило: «Ахлю-с-Сунна уа-ль-джама’а считают, что „аль-джама’а“ это одна из важнейших основ их религии».

11-е правило: «Самой большой причиной раскола является фанатичная приверженность и пристрастие некоторых мусульман к группам или джама’атам или каким-то личностям помимо Посланника Аллаха ﷺ и его благородных сподвижников».

12-е правило: «Ахлю-с-Сунна уа-ль-джама’а убеждены в том, что шариатская присяга дается только имаму мусульман, людьми имеющими влияние и власть, а остальные люди следуют им».

13-е правило: «Ахлю-с-Сунна уа-ль-джама’а не считают возможным выход против несправедливого и нечестивого правителя, а наоборот порицают это и тех, кто выходит против правителя из-за мирских или религиозных соображений».

14-е правило: «Ахлю-с-Сунна уа-ль-джама’а считают, что следование за страстями в вопросе религии — бид’а — хуже чем следование за страстями в вопросе человеческих пристрастий».

15-е правило: «Призыв Ахлю-с-Сунна уа-ль-джама’а является явным (ясным) для всех людей и в нем нет какой-то тайны и избранности».

16-е правило: «Ахлю-с-Сунна уа-ль-джама’а убеждены, что упрочение мусульман на земле — дар от Аллаха, и дарует Он его тем, кто выполняет то, что Он сделал обязательным, включая полезное знание и праведное деяние».

17-е правило: «Ахлю-с-Сунна уа-ль-джама’а приказывают одобряемое и запрещают порицаемое на основании знания, мягкости, терпения и стремления к исправлению».

18-е правило: «Ахлю-с-Сунна уа-ль-джама’а призывают всех, кто взял на себя приказывание одобряемого и запрет порицаемого, к учету пользы и вреда на основании шариатских критериев».

19-е правило: «Ахлю-с-Сунна уа-ль-джама’а считают, что усердие на пути Аллаха (джихад) — это обязанность, которая будет существовать до Судного дня».

20-е правило: «Ахлю-с-Сунна уа-ль-джама’а верят в бытийное правило Аллаха, на которое указывает Коран».

21-е правило: «Религия зиждется на умеренности в деяниях и неукоснительном следований Сунне».

22-е правило: «Ахлю-с-Cунна уа-ль-джама’а побуждают умму к пониманию Корана и хадиса».

23-е правило: «Ахлю-с-Сунна уа-ль-джама’а побуждают к изучению Сунны Пророка ﷺ и предостерегают от оставления Сунны и пренебрежения Сунной».

24-е правило: «Ахлю-с-Сунна уа-ль-джама’а подтверждают, что у шари’ата три цели: 1) отведение вреда 2) привлечение пользы 3) необходимость придерживаться благородных нравов».

25-е правило: «Разъяснение некоторых причин, которые приводят к распространению лжи и принятия лжи людьми».

26-е правило: «Ахлю-с-Сунна уа-ль-джама’а предостерегают от нововведении (бид’а) в религии и от того, чтобы говорить об Аллахе без знания».

27-е правило: «Ахлю-с-Сунна уа-ль-джама’а предостерегают от пути сторонников нововведения (ахлю-ль-бид’а), которые порочат учёных следующих по пути праведных предшественников».

28-е правило: «Ахлю-с-Сунна уа-ль-джама’а не строят свою дружбу или вражду на чем-то, кроме довольства Аллаха».

29-е правило: «Ахлю-с-Сунна уа-ль-джама’а предостерегают от того, чтобы сделать религию средством для достижения мирских целей».

30-е правило: «Ахлю-с-Сунна уа-ль-джама’а убеждены в обязательности следования пророческому методу в призыве к Аллаху».

31-е правило: «Ахлю-с-Сунна уа-ль-джама’а убеждены, что отношение к изменяющимся событиям должно быть построено на понимании шариатских доводов и знании о сунне (законе) Аллаха в отношении Его творений».

32-е правило: «Обязательность предостережения уммы от имамов нововведений».

33-е правило: «Последователи ереси (бид’а) делятся на виды».

34-е правило: «Вред, который причиняют сторонники нововведения (ахлю-ль-бид’а) мусульманам, может быть больше, чем вред неверных».

35-е правило: «Обязательность предостережения мусульман от книг содержащих ересь (бид’а)».

36-е правило: «Обязательность проявления справедливости и умеренности в суждении об оппоненте».

37-е правило: «Люди, которые противоречат пути саляф, попадают в две вещи: либо в чрезмерство (аль-гъулю), либо в упущение (аль-ирджа)».

38-е правило: «Те, которые противоречат пути праведных предшественников, открыли дверь или возможность, для того чтобы подвергнуть сомнению Ислам для врагов Ислама».

39-е правило: «Бид‘а проявляется на лицах её сторонников и в их неосторожных высказываниях».

40-е правило: «Ахлю-с-Сунна уа-ль-джама’а убеждены, что политика людей обязательно должна соответствовать Книге Аллаха, Сунне Его посланника ﷺ и пониманию праведных предшественников, и они не имеют права делать дозволенным то, что запретил Аллах, под предлогом создания облегчения для людей или для того, чтобы заработать их симпатии или для достижения каких-то должностей или под натиском страстей души или под натиском продажной прессы. А Аллах — Он, Который ведёт к прямому пути».

41-е правило: «Ахлю-с-Сунна уа-ль-джама’а считают, что к шариатским методам призыва относится обращение к людям в соответсвии с их пониманием, положением, и считают, что обращение ко всем людям одинаково там, где речь не идет о фард ’айн, это не имеет ничего общего с методом (манхаджем), который установил Аллах в призыве».

42-е правило: «Ахлю-с-Сунна уа-ль-джама’а предостерегают от уподобления неверным и от следования их путём».

43-е правило: «Ахлю-с-Сунна уа-ль-джама’а призывают к тому, чтобы связывать себя, в поклонении и обращении за помощью, только с Аллахом и придерживаться во всех делах пути Пророка ﷺ в том числе и в тех трудностях и проблемах, с которыми приходится сталкиваться в жизни, а также в лечении душевных потрясений».

44-е правило: «Ахлю-с-Сунна уа-ль-джама’а убеждены, что соблюдение прав Милосердного, это и есть главная цель, а что касается прав людей, то они следуют за правами Аллаха».

45-е правило: «Ахлю-с-Сунна уа-ль-джама’а судят о людях на основе их очевидных деяний, и оставляют суждение о сердцах людей Аллаху».

46-е правило: «Ахлю-с-Сунна уа-ль-джама’а предостерегают верующих от искушении, сбивающих с прямого пути».

47-е правило: «Из самых явных признаков ахлю-ль-бид’а, это их изменчивость и переменчивость и то, что они редко когда каются».

48-е правило: «К манхаджу Ахлю-с-Сунна уа-ль-джама’а относится построение отношении с людьми на основе правдивости, надежности и искреннего отношения».

49-е правило: «Ахлю-с-Сунна уа-ль-джама’а убеждены, что полноценное стремление к вечной жизни возможно только при умеренности в отношении мирского (зухд)».

50-е правило: «Ахлю-с-Сунна уа-ль-джама’а считают, что ошибка в вопросе понимания «что такое набожность» бывает трех видов».

51-е правило: «Ахлю-с-Cунна уа-ль-джама’а призывают к благим нравам, к которым призывает Коран».

52-е правило: «Ахлю-с-Сунна уа-ль-джама’а убеждены, что Аллах сделал предводительство в религии, итогом терпения и убежденности».

53-е правило: «Ахлю-с-Сунна уа-ль-джама’а считают, что неверные не находятся все на одном уровне, и не считают, что отношение к неверным ко всем одинаковое».

54-е правило: «Ахлю-с-Сунна уа-ль-джама’а в том, на что указывают слова Аллаха: “Если бы только среди поколений, живших до вас, были мудрые люди, которые выступали бы против нечестия на земле. Такими были лишь немногие из числа тех, кого Мы спасли. А беззаконники последовали за тем, что было даровано им, и стали грешниками” Сура «Худ», аят 116».

55. Заключение.

Делитесь плейлистом «Правила манхаджа» в ВК и мессенджерах!