О пустой трате свободного времени, и оставлении фитны!

Вопрос: Ассаламу Алайкум братья! Помогите мне ради Аллаха! Как оставить на всю жизнь такую фитну как фильмы,музыки,общение в интернете, разные общение в чатах, игры на компьютерах и вообще все где можно зря потерять время и что-бы я больше к этому никогда не вернулся? Может быть есть какие не будь братья у которых были такие проблемы которые не умели ценить свое время но потом изменились в лучшую сторону, прошу всех знающих порекомендовать как мне оставить эта все! Джизакаллах1ухайран всем! Ассаламу Алайкум!

Ответ: Уа алейкум салам уарахмату-Ллах.

Эта проблема не только твоя дорогой брат, но и многих мусульман. И это важная тема как для нас, так и для наших детей!

В твоем вопросе следует кое что пояснить. Есть такая пустая трата времени, которая является грехом, и в частности речь идет о том, кто тратит свое время попросту в совершении греховного. И проблема в данном случае будет не пустая трата времени, а совершаемый в это время грех! Но есть такая пустая трата времени, которая тратится на что-то в основе дозволенное, как например человек занимается спортом, играет во что-то и т.п., однако тут будет уже порицаемым то, что он чрезмерно тратит на подобное свое время, которого мусульманину всегда мало. Ведь посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Две милости лишены многие люди: здоровье и свободное время» аль-Бухари 6412.

От Ибн Мас’уда, Абу Барзы аль-Аслями и Му’аза ибн Джабаля (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ноги раба Аллаха в Судный день не сдвинутся с места, пока он не будет спрошен о пяти вещах: о его жизни, как он ее провел; о его молодости, как он ее использовал; о его имуществе, как он его приобрел и на что тратил; и что он делал из того, что он знал!» ат-Тирмизи 2416, 2417, Абу Я’ля 2/254, аль-Байхакъи 2/286. Достоверность хадиса подтвердили имам ат-Тирмизи, хафиз аль-Мунзири и шейх аль-Альбани. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 946.
Эти хадисы указывают на то, что «время» занимает важное место в Исламе, и растрачивать его в пустую, а тем более в проведении в грехов — нельзя!

Теперь вернувшись к твоему вопросу. Например, не все упомянутые тобой вещи одинаковы между собой в пустой трате времени. Скажем музыка — она сама по себе является грехом, тратишь ты на это свое свободное время или не свободное, так как на запрет музыки есть прямые и достоверные хадисы!

Также и общение в чатах с посторонними женщинами, в частности на запретного рода темы. Это тоже запрещено!

Что касается просмотров фильмов, то и это не назовешь в основе дозволенным времяпровождением, так как даже если отсутствует прямой текст на запрет этого, недозволенность и порицаемость этого ясна из многих косвенных указаний, как наличие в них музыки, полуобнаженных девушек, зачастую слов куфра, ширка и т.п.

Что касается компьютерных игр, то тут следует смотреть на сами игры и играющего, так как тут не все однозначно. Положение игр различается от состояния играющего и самой игры. Есть игры запретные в основе, как игры с голыми девицами, как игры, в которых тебе приходится убивать мусульман, разрушать мечети и т.п., как игры в которых ширк и куфр, колдовство, игры, содержащие в себе сценарии вроде войны между богами и т.п. Нет сомнения в том, что это харамные игры!

Но даже если игры лишены всего запретного и в них легко убрать сопровождение музыки, однако играющий человек настолько затягивается, как некоторые братья, играющие в конр-страйк в салонах пропускали времена молитв или поиграв всю ночь напролет просыпали даже пятничную молитву, то и это будет запретно для таких людей! Также шейх Ибрахим Рухайли советовал не приучать детей к этим играм. Ведь действительно эти игры зомбируют даже взрослых людей, не говоря уже о малых детях!

Но все же вопрос полного запрещения игр для детей сложный, поскольку были примеры, когда родители запрещали играть своим детям в игры, а они воровали у них деньги и ходили в компьютерные салоны, чтобы поиграть там. Это не есть хорошо. Уж лучше дома под контролем родителей, чем там, не ясно с кем, и не ясно во что.

Трудно к сожалению избавиться в наше время от подобных отвлекающих, развлекающих и портящих вещей, тем более когда все это сплошь и рядом.

Но есть и другие выходы, когда эти игры способствуют хорошей учебе детей, заучиванию сур Корана и т.п., когда это контролируется родителями и знать в этом меру.

А что касается основы в играх, в которых нет ничего запретного, то это дозволенность, если в этом нет вреда для играющего, не отвлекает от шариатских обязанностей и не тратить на это много времени, о чем говорил шейх Са’д аш-Шасри в своей известной книге «аль-Мусабакъат уа ахкамуха фи-шшар’ия аль-ислямия» 232

Все упомянутое в вопросе траты времени на то, что в основе не запрещено, возвращается к положению забавы и развлечения в Исламе. Ученые разошлись в этом вопросе, одни сказали, что это дозволенное за которое нет ни наказания, ни греха. Другие же считали это порицаемым, а некоторые даже склонялись к запретности, опираясь при этом на хадис: «Любая вещь, которой развлекается мусульманин является „батыль“, кроме трех вещей: стрельбы из лука, обучение коня и игра с женой» Ахмад 4/144, ат-Тирмизи 1637.

Слово «батыль» означает: ложь, бессмысленность.

Относительно достоверности этого хадиса есть разногласия, так как многие имамы считали его слабым. Однако есть другой достоверный хадис, но немного в иной формулировке: «Любая вещь, в которой нет поминания Аллаха, является (вздором), оплошностью или забавой. Исключением являются четыре рода занятий: когда мужчина забавляется с женой, обучает свою лошадь, тренируется в стрельбе и учится плавать» ан-Насаи в «Ишрат ан-ниса» 2/74, ат-Табарани в «аль-Кабир» 1/89. Хадис достоверный. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» № 315.

Во-вторых, даже если предыдущий хадис был бы достоверным, то слово «батыль» не указывает запрет, как не указывает на запрет и хадис: «является (вздором), оплошностью или забавой».

Хафиз Ибн Хаджар сказал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) назвал остальные вещи „батыль“ в противовес упомянутым, а не по той причине, что все иное — запрещено!» См. «Фатхуль-Бари» 11/102.

Имам Абу Бакр ибн аль-‘Араби сказал: «Слова: „Любая вещь, которой развлекается мусульманин является „батыль““ не указывают на запретность всего иного. Смысл этого в том, что прочие вещи (помимо упомянутого) лишены награды, так как это все лишь мирское, не имеющее отношение к ахыра» См. «Аридатуль-ахуази» 7/136.

Имам аль-Гъазали в отношении этого хадиса сказал: «Слово „батыль“ не указывает на запрет, а указывает на отсутствие пользы!» См. «аль-Ихъя» 5/166.

Процитировав эти слова аль-Гъазали, имам аш-Шаукани сказал: «Это правильный ответ, поскольку то, в чем нет пользы из раздела дозволенного (мубах)» См. «Найлюль-аутар» 14/527.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: «В достоверном хадисе сказано: „Любая вещь, которой развлекается мусульманин, является „батыль“, кроме трех вещей: стрельбы из лука, обучение коня и игра с женой“. Батыль — это из деяний, в которых нет пользы. И в этом есть послабление для душ людей, которые не могут проявлять терпения в отношении того, в чем нет пользы. И подобное происходит в периоды, как дни праздников, свадьбы, при возвращении отсутствовавшего, и т.п.» См. «аль-Истикъама» 1/131.

Также шейхуль-Ислам сказал: «То, что помогает получить удовольствие от джихада или никаха, является истинной. Что же касается того, что не помогает этому, то это батыль, в котором нет пользы! Однако, если в этом нет явного вреда, то это не становится запретным и не запрещается подобное! Но совершаемое может быть порицаемым, так как может отвлекать от требуемого наслаждения» См. «аль-Истикъама» 1/277.

Имам Бадруддин аль-Айни говорил: «То, что не отвлекает от повиновения Аллаху, является дозволенным, и это мнение ученых Хиджаза. Разве ты не видел, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) дозволил двум рабыням петь в доме ‘Аиши во время праздника, или как позволил ‘Аише смотреть на игры эфиопов копьями в мечети?!» См. «‘Умдатуль-къари» 15/405.

Таким образом, брат, полностью контролировать напрасную трату времени не так-то просто. Однако следует начать сначала с оставления запретного в первую очередь, так как тот, кто разом пытается оставить все: и запретное и порицаемое и даже дозволенное, обычно ничего не оставляет и даже из запретного, и вновь возвращается к этому.

Займись брат чем-либо полезным и тем, к чему у тебя интерес большой в вопросе религии, ведь если есть пыл и стремление к чему-то, то направь это в сторону дозволенного, выровняв правильное намерение для получения награды. Например, к заучиванию сур или хадисов, или составлению чего-либо из имеющихся материалов о религии для себя самого в виде конспектов, как некоторые наши братья, составляющие сборники по темам из всех хадисов, которые переведены на русский язык. Поверь брат, если увлечешься чем-либо подобным, у тебя просто ни времени, ни желания не останется на то, о чем ты спрашивал.

А если все же пожелаешь отвлечься и отдохнуть, то старайся в первую очередь использовать развлечение и отдых, как говорит шейхуль-Ислам, в чем-либо из упомянутых в хадисе вещей, как например забавы с женой. Ведь что может быть лучше забавы с женой в этом временном и коротком мире?!

От Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Воспользуйся пятью вещами прежде, чем случится пять других: воспользуйся своей молодостью прежде старости, здоровьем прежде болезни, богатством прежде бедности, свободным временем прежде занятости, и своей жизнью прежде смерти!» аль-Хаким 4/341, Ибн Абу Шайба 34319, аль-Къада’и 1/145. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, имам аз-Захаби, хафиз аль-‘Иракъи, имам ас-Суюты и шейх аль-Альбани. См. «Сахих ат-таргъиб» 3355, «Сахих аль-джами’» 1077.

Источник: salaf-forum.ru