Вопрос: Ассаламу алайкум. У нас на родине практикуют мнение, что тот, кто заговорил в мечети о земном, тот потеряет свои благие дела за много лет. И что ни в коем случае нельзя говорить в мечети о земном. Напротив, слышал от другого брата, что это все разговоры невежд и что в мечети нельзя только объявлять о пропаже и вести торговые сделки и ВСЕ. Что вы скажете братья? БаракАллах фикум.
Ответ: Уа алейкум ас-салям уа рахматуЛлахи уа баракатух!
Постоянный комитет ученых спросили: Вопрос восьмой из фатавы под номером (5612)
«Вопрос: Есть много людей, из совершающих намаз в нашем районе, после ма’риб намаза сидят в мечетях не выходя, ожидая азана на намаз ‘иша, и в течение этого ожидания, находится среди них такие кто говорит с другим о мирском находясь в мечети, так даже находится среди них тот кто приходит в мечеть с радио, чтобы услышать мировые новости, разъясните нам есть ли в этом проблема или нет?
Ответ: Были построены мечети для поклонения одному Аллаху, из намаза, чтения Корана, требования знания, вагазов (проповедей), напоминания об Аллахе и совещания в относительно одобряемого, и других подобных этому. Аллах сказал: «В домах, которые Аллах дозволил воздвигнуть, поминается Его имя. Его славят в них по утрам и перед закатом, мужи, которых ни торговля, ни продажа не отвлекают от поминания Аллаха, совершения намаза и выплаты закята. Они боятся дня, когда перевернутся сердца и взоры, чтобы Аллах воздал им за наилучшее из того, что они совершили (или лучшим, чем то, что они совершили; или наилучшим образом за то, что они совершили), и приумножил это по Своей милости» (Ан-Нур 36 — 38). И не были построены для собрания забав и пустых разговоров и не для — «то сказали, это сказал». И необходимо мусульманину оживлять мечети для того ради чего были построены, и сохранять мечети от мирских дел кроме как если это является не большим» Ляджна даима ли бу`ус ва ифта т. 6.
Причина этого то, что распространено на языках многих мусульман, а это хадис: «Разговоры в мечети о мирском пожирают благие дела так же, как и огонь дрова», который приводит имам аль-Гъазали в книге «аль-Ихья».
Также распространен этот хадис и в другой версии: «Разговоры в мечети о мирском пожирают благие дела так же, как скот пожирает траву»
Этот хадис не имеет никакой основы, более того, является выдуманным.
Хафиз аль-Иракъи в «Тахридж аль-Ихья» сказал: «Я не нашел у этого хадиса какой-либо основы!»
Шейх аль-Альбани в «ас-Самр аль-мустатаб» сказал: «Нет у этого хадиса основы!»
И этот хадис поместил шейх Али аль-Къари в книгу ложных хадисов. См. «аль-Мауду’ат» 1/92.
Это что касается данного распространенного хадиса.
А что касается самого вопроса, относительно разговоров о мирском в мечети, то хотели бы немного добавить к фатуа, что приведена выше.
Самак ибн Харб рассказывал: “Однажды я спросил Джабира: «Ты сидел с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?» Он ответил: «Да, много. Он не вставал с места совершения молитвы, на котором совершал утренний намаз, пока не восходило солнце. А когда солнце восходило, он вставал. И они разговаривали о том, что происходило во времена джахилии, и они (сподвижники) смеялись, он (пророк) улыбался»”. Муслим 670.
Это ясный довод тому, что в основе разговоры о мирском в мечетях не запрещены, если сам разговор о дозволенном, и нет в нем ни сплетен, ни сквернословия, ничего запретного!
Имам ан-Науауи говорил: “Дозволено разговаривать о дозволенном в мечети из мирских дел и тому подобного из дозволенных слов, даже если при этом будет смех и тому подобное, до тех пор, пока разговор будет о дозволенном. И довод этому хадис Джабира”. См. «аль-Маджму’» 2/204.
Однако не смотря на дозволенность разговоров о мирском в мечетях, не следует злоупотреблять этим, и посещать мечеть с целью времяпровождения! И не следует забывать, что мечети были воздвигнуты только для поклонения Аллаху! А правильное понимание этой темы дает хадис, который передается от Анаса и Ибн Мас’уда, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Появятся в конце времен люди, которые будут садиться в мечетях группами и имамом у них будет дунья! Не садитесь с ними, ибо нет у Аллаха в них нужды!» ат-Табарани 3/78, аль-Хаким 4/359.
Шейх аль-Альбани считал хадис хорошим в силу существующих свидетельств. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» № 1163.
Однако имамы ад-Даракъутни, Ибн аль-Джаузи и аль-Хайсами считали этот хадис слабым.
Уа-Ллаху а’лям.