Действия родителей за маленьких детей при чихании и зевании

Вопрос: Саламу Алейкум. Часто слышу как родители говорят вместо своих детей определенные азкары, например: когда ребенок чихнул, говорят за него АльхамдулиЛлях , затем как бы отвечают за него дальше… Когда ребенок сам что-то ест или его кормят, то говорят за него БисмиЛлях, когда ребенок зевает, за него закрывают рот. Не нововведение ли ли это?

Ответ: Уа алейкум салям.

Детей следует с детства приучать к этим адабам Ислама, как произнесение слов «альхамду ли-Ллях» при чиханье, после еды, слов «бисми-Ллях» перед едой, прикрывание рта рукой при зевании и т.п.

Что касается зевания маленьких детей, которые не понимают еще толком ничего, то родитель может закрыть ему рот своей рукой, так как смысл этого в том, чтобы шайтан не проник внутрь. А на счет восхваление Аллаха словами «альхамду ли-Ллях» при чиханье младенца за него, то лучше этого не делать, хоть некоторые ученые и считали, что нет в этом проблем. См. «Фатауа Ибн Джибрин» № 163.

Имам Ибн Муфлих в «аль-Адаб аш-шар’ия» 1/498 говорил, что не следует кому-либо говорить «альхамду ли-Ллях» за младенца или сумасшедшего, так как на них это не распространяется, и говорил, что саляфы такого не делали.

Спросили шейха Яхью аль-Хаджури: «Должен ли родитель, когда зевает его маленький ребенок закрывать ему своей рукой рот, а также восхвалять за него Аллаха, когда он чихнет?»

Он ответил: «Что касается закрывания ему рта при зеванье, то наш Господь говорит: «Творите добро, быть может, вы преуспеете» (аль-Хадж 22: 77).

И также Он говорит: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности» (аль-Маида 5: 2).
А посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-либо из вас будет зевать, то пусть прикроет рот рукой, ибо шайтан входит». Муслим 2995.

И несмотря на то, маленький зевает или большой, шайтан может войти в момент зевания. Поэтому пусть отец помогает ему в отражении козней шайтана, насколько он может, он или мать ребенка, прикрывая ему рот своей рукой, чтобы не проник шайтан.

Что же касается слов «альхамду ли-Ллях» за ребенка, то это новоизобретенное деяние, на указание которого нет довода, и в хадисе сказано: «Если кто-либо из вас чихнет, то пусть восхвалит Аллаха». аль-Бухари 6224.

Поэтому не следует восхвалять Аллаха за другого человека, ни за жену, ни за ребенка, будь он маленький или взрослый. Также ему не говорят: «ярхамука-Ллах» (Да помилует тебя Аллах) при его чиханье, так как он не сказал в этот момент: «альхамду ли-Ллях». Однажды при пророке (мир ему и благословение Аллаха) чихнули двое, и одному пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал «ярхамука-Ллах», а другому он ничего не сказал. Тот спросил: «Ты это сказал, а мне нет, о посланник Аллаха». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Этот восхвалил Аллаха, поэтому я сказал, а ты не восхвалил Аллаха»». аль-Бухари 6221, Муслим 2991.

Сл. «аль-Аджуиба ‘аля аль-масаиль ад-да’ауия».