«Четыре правила» — лекции с разъяснением послания «аль-Кауа’иду-ль-арба’», которое принадлежит перу имама Мухаммада ат-Тамими, да помилует его Аллах. Это самостоятельное послание, хотя его часто изучает вместе с посланием «Салясату-ль-усуль», так как эти четыре правила также важны, как и три основы для искателя знаний, для каждого мусульманина, потому что он позволяет человеку узнать что есть «таухид» (единобожие) и что есть «ширк» (многобожие), позволяет человеку отличать истину от лжи — отличать единобожие от многобожия.
В название этой книги сказано «аль-Кауа’идуль-арба’». Кауа’ид — это множественное число от слова «ка’ида» — это основа, от которой отходят много других вопросов, ответвлений. Таким образом мы говорим, что «ка’ида» — это правило, некий постулат, под действие которого подпадает много вопросов.
Лекции подготовил: Шейх Арсен Абу Яхья, да хранит его Аллах.
Скачать файлы или прослушать аудио онлайн из папки Dropbox
Скачать матн «Четыре правила» на арабском языке
Урок 1-й: Вступление.
Я прошу Великого Аллаха, Господа Благородного Трона, чтобы Он покровительствовал тебе как в этом мире, так и в вечном мире, и чтобы Он сделал тебя благословенным где бы ты ни был, и чтобы Он сделал тебя из числа тех, которые, когда им даётся, они благодарят, когда они подвергаются испытаниям, они проявляют терпение, когда совершают грехи, то просят прощения. Поистине, эти три вещи, они и есть залог счастья!
Урок 2-й: «аль-Ханифийя» — религия Ибрахима.
Знай, пусть Аллах наставит тебя к покорности Ему, что «аль-ханифийя», религия Ибрахима — это, чтобы ты поклонялся только одному Аллаху, посвящая искренне Ему религию. Как сказал об этом Всевышний Аллах:
«Я создал джиннов и людей, только для того, чтобы они поклонялись Мне». Сура «аз-Зарийат», аят 56.
И так, если ты узнал, что Аллах создал тебя для поклонения Ему, то знай, что поклонение называется поклонением, только при наличии единобожия (таухида), так же как молитва называется молитвой, только при наличии омовения. И если многобожие (ширк) примешается к поклонению, то оно станет недействительным, точно так же как осквернение, когда происходит, портит омовение.
И так, после того, как ты узнал что многобожие (ширк), примешавшись к (какому-либо) поклонению, делает его недействительным, и делает тщетными деяния, и совершивший его становится вечным обитателем Ада, значит ты поймешь что, самым важным для тебя является изучение этого, может быть Аллах спасет тебя от этой сети, которой является придание Аллаху сотоварищей (ширк), тот самый ширк, о котором Всевышний Аллах сказал:
«Поистине Аллах не прощает того, кто придаёт Ему сотоварищей, а прощает все, что меньше этого кому пожелает». Сура «ан-Ниса», аяты 47 и 116.
И этому способствует изучение четырёх правил, которых Всевышний Аллах упомянул в Своей Книге:
Урок 3-й: Первое правило.
Тебе необходимо знать, что неверующие, с которыми сражался Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, признавали, что Всевышний Аллах является Творцом, Подателем надела, Распоряжающимся всем сущим, однако это не ввело их в Ислам. И доказательство этого слова Всевышнего:
«Скажи (спроси их о Мухаммад): “Кто наделяет вас уделом с неба и земли? Кто владеет слухом и зрением? Кто выводит живое из мертвого, и мертвое из живого? Кто распоряжается всеми делами”? Они непременно скажут: “Аллах”! Скажи: “Как же вы не убоитесь”?!». Сура «Юнус», аят 31.
Урок 4-й: Второе правило.
Они (многобожники) говорят: «Мы взываем к ним, и обращаемся к ним, лишь для того, чтобы приблизиться к Аллаху и чтобы получить их ходатайство перед Аллахом». Доказательство на приближение, слова Всевышнего:
«А те, которые берут себе покровителей помимо Него, (говорят:) „Мы поклоняемся им, только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху приближением“. Поистине, Аллах рассудит между ними в том, в чем они разногласили. Поистине, Аллах не ведет (прямым путем) того, кто является лжецом и неверным». Сура «аз-Зумар», аят 3.
А доказательство на заступничество, слова Всевышнего:
«Они поклоняются помимо Аллаха, тому, что (кто) не приносит им вреда и пользы, и говорят: “Это наши заступники (ходатаи) перед Аллахом”». Сура «Юнус», аят 18.
Заступничество бывает двух видов: заступничество отрицаемое (отвергаемое) и заступничество подтверждаемое.
Заступничество отрицаемое — это то, которое просят не у Аллаха, в вопросах, на которых способен только Аллах! И доказательство этому, слова Всевышнего:
«О, которые уверовали, тратьте из того, чем Мы вас наделил до того, как придет день, когда не будет ни торговли, ни дружбы, ни заступничества. А неверные, они и есть беззаконники». Сура «аль-Бакара», аят 254.
А подтверждаемое заступничество — это то, когда оно проситься у Аллаха.
Заступник — это тот, кто почтен заступаться, а тот же, за кого заступаются, он должен быть из тех, чьими словами и поступками доволен Аллах, и только после Его дозволения! Как об этом сказал Всевышний:
«Кто тот, кто заступится перед Ним, без Его дозволения». Сура «аль-Бакара», аят 255.
Урок 5-й: Третье правило.
(Заключается в том), что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, пришел к людям, которые отличались друг от друга в своем поклонении. Были те, которые поклонялись ангелам, были те, которые поклонялись пророкам и праведникам, были те, которые поклонялись деревьям и камням, были те, которые поклонялись солнцу и луне, и посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сражался с ними со всеми и не проводил между ними разницы. Довод этому слова Всевышнего:
«И сражайтесь с ними пока не исчезнет искушение (ширк), и религия не будет полностью посвящена одному Аллаху». Сура «аль-Анфаль», аят 39.
Доказательство на то, что они (многобожники) поклонялись солнцу и луне, слова Всевышнего:
«Из Его знамений ночь и день, солнце и луна. Не поклоняйтесь ни солнцу, ни луне, а поклоняйтесь Аллаху, который создал их, если вы Ему поклоняетесь». Сура «Фуссылят», аят 37.
Доказательство на то, что они поклонялись ангелам, слова Всевышнего:
«И не приказывает вам, чтобы вы брали ангелов и пророков себе господами (божествами)». Сура «Али ‘Имран», аят 80.
Доказательство на то, что они поклонялись пророкам, слова Всевышнего:
«И вот сказал Аллах: „О ‘Иса, сын Марьям! Говорил ли ты людям: „Возьмите меня и мою мать двумя божествами помимо Аллаха““? Он сказал: „Пресвят Ты! Не подобает мне говорить то, на что нет у меня права. Если бы я сказал такое, то Ты бы знал об этом. Ты знаешь то, что у меня в душе, а я не знаю того, что у Тебя в душе. Воистину, Ты — Знающий сокровенное“». Сура «аль-Маида», аят 116.
Доказательство на то, что они поклонялись праведникам, слова Всевышнего:
«Те (праведники), к кому они взывают, сами ищут приближения к Своему Господу, кто из них окажется ближе к Нему, и надеются на милость Его и боятся Его наказания». Сура «аль-Исра», аят 57.
Доказательство на то, что они поклонялись деревьям и камням, слова Всевышнего:
«Видели ли вы аль-Лята и аль-’Уззу, и Маната третью иную». Сура «ан-Наджм», аяты 19-20.
Также хадис от Абу Уакид аль-Лейсий, да будет доволен им Аллах, который рассказывал: «Мы отправились вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в Хунейн. И мы тогда еще недавно расстались с неверием. А у многобожников был лотос, вокруг которого они собирались и вешали на него своё оружие, и называли его «Зату Ануат». И когда мы проходили мимо этого лотоса, то сказали: «О посланник Аллаха, сделай нам такой же Зату Ануат, как у них Зату Ануат»». Хадис достоверный. Приводят его имам ат-Тирмизи и шейх аль-Альбани в «аз-Зыляль-Джанна», под № 76. И в конце этого хадиса, после слов этих сподвижников, пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Аллаху Акбар, клянусь Тем, в чьих руках душа моя, вы сказали то, что сказали народ Исраиля Мусе: „Сделай нам такое же божество, как у них божество!“. И он ответил им: „Поистине вы народ невежественный!“. И вы непременно последуете путем тех, кто был до вас».
Урок 6-й: Четвёртое правило.
(Заключается в том), что многобожники нашего времени хуже своим многобожием, чем ширк ранних многобожников. Потому что ранние (многобожники) придавали Аллаху сотоварищи в благополучии, а когда обрушивались на них беды, то они поклонялись только Аллаху. А что же касается многобожников нашего времени, то их ширк постоянный, как в благополучии, так и в беде. Доказательство на это, слова Всевышнего:
«Когда плывут они на своих кораблях, то взывают к Аллаху искренне посвящая Ему религию. А когда Он спасает их на сушу, вот они снова придают Ему сотоварищей». Сура «аль-‘Анкабут», аят 65.